Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Стресс и эффективность действий





Каждый из нас обязательно определит свой личный уровень адреналина, свой уровень стресса – при котором мы полностью контролируем обстановку и при этом получаем максимум позитива! Это некая величина стресса, когда мы работаем на пике своих возможностей и знаний. Вне зависимости от того, кто мы есть – любые пики этой схемы уменьшают наши физические и ментальные возможности: как и всё в этой жизни, золотая середина – вот тот путь, по которому нам следует двигаться.

Раз уж так пошло, давайте мы изобразим нашу постоянную стрессовую ситуацию в виде некого графика. Стандартную колоколообразную кривую, в данном случае мы перевернём вот так – в перевёрнутую u, предположив, что, как и недо-стимуляция так и чрезмерная стимуляция в стрессе – не дадут нам максимального качества. Кстати, данную теорию подвергали достаточно глубокому изучению на протяжении последних лет большое количество различных организаций. Так вот, они-то и пришли почти одновременно к более или менее внятному объяснению недостаточного уровня образования у скучающих студентов и дикой паники у водителей, поймавших занос на льду. Но, к сожалению, как и в большинстве случаев с простейшими теориями о человеческом теле – реальность оказалась немного более сложной.

Когда рассматривали ситуацию, при которой человек начинал нервничать – всегда пытались найти начальную точку этот отсчёта, т.н. точку запала. У каждого человека сугубо свой собственный процесс мышления – как по скорости, так и по направлению. Удовольствие, боль, паника и радость – в своей самой начальной точке – практически одинаковы! Мозг вообще в этот момент не может определить разницы! В одно мгновение ока он просто понимает, что что-то произошло! Что-то очень изменилось! Через мгновение подсознание делает запрос в мозг на предмет того, что делать в этой ситуации. В ответ мозг присылает целый набор подсознательных реакций для данной ситуации – в зависимости от накопленного опыта. А дальше наша судьба уже зависит от целого феерического представления на сцене – смешанная матрица реально происходящего будет сплошь перемешана с нашими воспоминаниями о похожих ситуациях, плюс всё это будет на достаточно субъективном уровне – т.е. как мы это себе представляем. Следовательно, сущность воздействия такой ситуации на наше сознание в итоге может абсолютно изменить исход этой самой ситуации.

Собственно, мой график перевёрнутой u предполагает, что наши возможности являются неким равновесием между самым экстремальным стрессом и скукой. Если окружающая нас обстановка не будет кидать нам вызов – мы не сможем раскрыть свой потенциал даже на 50 %. Если же мы будем максимально перевозбуждены – мы выйдем за пределы контроля за ситуацией и не сможем совладать с той максимальной энергией, выброс которой и будет спровоцирован этой ситуацией. Как кастрюля с водой на плите – нам просто необходим огонь, что бы хоть что-то приготовилось. Если огонь будет слишком сильным или мы оставим кастрюлю на длительное время даже на среднем огне – вода испарится, и кастрюля сгорит.

Страх – одна из подобных интерпретаций психофизиологической энергии. Эйфория может быть такой же мощной и увлекающей, как и любая другая эмоциональная реакция. Избыток её в будничном потоке жизни может оказаться такой же смертельной опасностью, как и страх при стрессовой ситуации. И тот и другой случай требуют достаточно сложных решений. Как и страх, эйфория – просто эмоциональная реакция. Обе они уводят нас в сторону от реальности текущего момента, мы теряем контроль за важнейшими моментами, происходящими в данную долю секунды. И какими мы бы ни были сильными – если мы упустим и не вернём контроль за ситуацией (а особенно – если наличествует опасность) – мы в конечном итоге окажемся в проигрыше.

Я недавно слышал историю о том, как у девушки выпал мобильный телефон. Я уверен, что он и раньше у неё выпадал на асфальт, и она, обернувшись, тут же бежала поскорей его подобрать, чтобы ненароком кто не наступил. В этот раз она стояла на станции метро, и телефон просто выскользнул из её рук на рельсы – прямо перед приближающимся поездом. Её точка запала просто толкнула её вслед за телефоном – в точности, как и предыдущие раз 50 или 100. Но это было последнее решение в её жизни. Неправильное решение.

Порой, услышав подобную историю мы думаем про себя: " блин, какая фигня. Я бы в жизни так не поступил...", но правда жизни заключается в том, что при резком выбросе энергии в нашем организме не происходит резкий выброс информации " что именно с ней делать? ". И каждый начинает чудить по-своему. И только путём усердной и постоянной тренировки, положенной на детальнейшее осознание всех наших психофизиологических реакций можно надеяться на изменение наших ответных реакций. Если же мы сможем осознать наш уровень стресса ещё на достаточно ранней стадии развития ситуации – мы сможем разумно перенаправить реакции нашего тела в нужном направлении. Поэтому очень важно знать себя как можно глубже и точнее, знать не только "прикладные программы", если можно так выразиться, но и разобраться в срытом коде "драйверов" всех наших "устройств".

В следующей главе мы подробнее поговорим о способах контроля наших эмоциональных реакций. Научившись этому, мы сможем принимать нужные нам решения, причём очень скоро это станет нашей способностью, т.е. также превратится в своего рода подсознательную реакцию. Ведь если на горе лежит огромный камень – не обязательно он должен покатиться.

Глава 13. "физическая модель стресса"

"Мышца может только сократиться."

Дэвид Эймс /David Ames/, фитнес эксперт

 

Все мы по своей сути – достаточно примитивные машины. Наша внутренняя энергия может течь только в двух основных направлениях: сжатие или же расслабление. Точно так же, как работают наши мышцы, работает в целом всё тело – в том числе и под воздействием стресса. Когда наш мозг обнаруживает необходимость мобилизовать наш организм – он начинает работать на сжатие. И в точности как отклик мышцы на катаболическую реакцию, – она сжимается и твердеет – точно так же и мы столбенеем и теряем всякую возможность двигаться. В результате такого сжатия мы попадаем в некую западню. Состояние стресса, как правило, длится небольшое время, так как оно требует невероятное количество ресурсов от человека – это как включение форсажа на истребителе – топливо очень быстро иссякает.

Если мы будем удерживать наш эффективную работоспособность на необходимом уровне, необходимо знать, как управлять этим процессом. Мы должны научиться снимать энергетическую напряжённость как мозговую, так и физическую. Выпуск накопленной энергии – это достаточно продолжительный процесс, – как полёт купола. Мы обязаны досконально разбираться в нас самих, чтобы уметь управлять собой в стрессовых ситуациях.

Основная проблема большинства людей заключается в том, что они постоянно отделяют мозг от тела. В зависимости от обстоятельств стресса, мы все попадаем в такие капканы время от времени. Как-то внутренне мы ощущаем, что стресс больше находится в наших головах – мы можем избавится от него только при помощи нашего мозга. Но это в большинстве случаев не так. Мы должны бороться с физиологическими явлениями при помощи физиологических действий!

Что это значит? Это значит, что для того, бы достигнуть расслабления в стрессовых ситуациях – нам нужно обратить наши внутренние механизмы тела в обратную сторону – заставить их действовать в точности наоборот по отношению к естественным привычным физическим инстинктам. К примеру, принудительно-спокойное дыхание может быть очень полезным в стрессовой ситуации – как только дыхание становится нормальным – организм сам автоматически переходит в обычный режим из стрессового и заставляет расслабиться. А это, в свою очередь, приводит к появлению в мозгу сигнала о том, что всё под контролем, независимо от того, что там (в мозгу) сейчас происходит. Обманутый мозг уменьшает скорость химических реакций, таким образом, замыкая круг. Надпочечники перестают вырабатывать адреналин, и дыхание автоматически восстанавливается само до спокойного состояния. Вот так. Но всё это возможно только при наличии определённого опыта.

Так уж всё устроено, что наше сознание и тело имеют только два состояния: спокойное и стрессовое. Когда мы в спокойном состоянии, наше тело "залечивает раны": думает о хорошем и видит прекрасные сны. Когда включается стресс – тут же запускаются механизмы выживания – мы просто вынуждены " бежать, чтобы находится на месте ". Зная это, мы можем определённым образом, манипулируя естественными реакциями организма в состоянии стресса – изменять механизм работы всей системы и принудительно возвращать тело в состояние спокойствия, но, в то же время – не выключать механизмы максимальной работоспособности.

Что бы эта модель заработала правильным образом, нам необходимо осознать тот факт, что для понижения уровня стресса мы должны уменьшить как частоту, так и величину раздражающих факторов. Современные истребители обладают сейчас довольно простой кабиной и системами управления – авиационные психологи пришли к выводу, что человеческий мозг может сконцентрироваться только на одной важной детали, оставляя для других минимальную долю внимания. Таким образом, до предела упростив кабину истребителя, они добились того, что пилот просто концентрируется на основных важнейших деталях боевой задачи – что невероятно повышает его шансы принять правильное решение за минимальное время. Точно так же, если мы, снижаясь под куполом, посмотрим на горизонт и сделаем глубокий вдох (можно даже на некоторое время закрыть глаза) – мы просто "перезагрузим" нашу адреналиновую систему, восстановив нормальную работу.

Но для того, чтобы выполнить такую перезагрузку, нам всё равно нужно хоть какое-то время. И чем сильнее уровень стресса – тем больше времени требуется для того, чтобы успокоиться. А это значит, что нам нужно постоянно знать свой уровень энергии, и пытаться побороть механизм возбуждения сразу же, как только появятся первые сигналы тревоги. Если вы обратили внимание на выше приведённый график – фаза успокоения намного более пологая, чем фаза возбуждения организма – для создания стресса требуется очень мало времени, для того, чтобы его побороть – очень много. Но если мы научимся это делать – каждый раз нам будет необходимо для успокоения всё меньше и меньше времени.

Для того, чтобы стать профессионалом в искусстве "перезагрузки" тела – нам нужно обязательно детально разобраться с самим механизмом этого процесса– если мы поймём, как оно там всё работает, как тело реагирует на возбуждающие или провоцирующие страх факторы – тогда мы сможем разработать концепцию по борьбе с этими процессами.

Глава 14. Кривая обучения:
система получения знаний

Одной из причин, по которой парашютисты иногда упорно препятствуют получению новых знаний в течение курсов – боязнь что-то сделать не так, ошибиться. Некоторые из нас приблизительно представляют себе, по какому механизму мы получаем новые знания и информацию и на каком основании мозг человека решает применять её на практике или нет. Но мы, скорее всего, понимаем это интуитивно, если спросят – вряд ли сможем объяснить. Со временем мы понимаем, что полученная новая информация абсолютно не означает мгновенного, в тот же самый момент – улучшения наших показателей. Это действительно так, и происходит исключительно потому, что новая информация заставляет нас выйти из той комфортной зоны, которую мы заняли и удерживаем благодаря использованию старой проверенной информации. А теперь нас заставляют думать о том, что и как делать – прокладывать, по сути, новый путь! Человеческий мозг так устроен, что он всегда будет пытаться пойти по уже проложенному, проверенному пути, пускай даже – с небольшими поправками. Так проще. Так безопасней. Так уже ходили. Так мы с очень малой вероятностью столкнёмся с новыми, некомфортными условиями неизведанного.

Процесс же обучения постоянно стремится направить нас по хоть и предсказуемому, но эволюционному пути развития. И в первую очередь развития ментального. Первая фаза такого развития мы называем стадией неосознанного понимания наших способностей, или – подсознательной некомпетентностью. Дело в том, что из-за новизны самих задач, с которыми мы сталкиваемся в самом начале – мы даже не понимаем, почему собственно мы выиграли или потерпели поражение. Это просто произошло, и всё! Это ещё называют возможностями базовой структуры – как результат – мы больше зависимы в этой ситуации от того, кто мы есть, чем от того – что мы знаем. Основным недостатком этой фазы эволюционного обучения является, по сути – невозможность как-либо изменить результат в виду подсознательной природы внутреннего механизма, который собственно и оценивает этот результат.

Т.е. что бы иметь возможность повлиять на конечный результат – нам нужно обязательно добавить в это уравнение новую полученную информацию. А что бы эту информацию воплотить в жизнь – необходимо обязательно существенно повысить наш личный уровень само-осведомлённости с целью разрушить ту самую базовую структуру реакций, которая ведёт нас от неосознанных инстинктов к системе способностей/неспособностей.

Во время этого мы обязательно проходим фазу т.н. осознанной неспособности. И как только мы вышли из нашей физиологической зоны комфорта наш уровень способности сразу начинает падать. Именно эта зона падения способностей на кривой обучения и заставляет многих скайдайверов уклоняться от процесса обучения, пытаясь как-то его избежать вместе с новой информацией. Однако, если мы всё же останемся сильными, и пойдём путём синяков и шишек – мы обязательно сможем переварить новую информацию и выйти в конце концов на много более высокий уровень наших возможностей: осознанных способностей.

Человека можно рассматривать как некую совокупность состояний осознанности и способности. Конечно же, очень удобно жить в предсказуемой реальности, особенно – если вы по статусу находитесь где-то на верху социальной иерархии. Именно поэтому альфа-самцы или альфа-самки, как правило – достаточно опытные скайдайверы – крайне упорно сопротивляются каким-либо изменениям в своей технике по сравнению с начинающими парашютистами. Мы не хотим изменять или вообще – попросту убрать наше стремление к успеху, абсолютно нет! Именно рассматривая нашу кривую обучения, я хочу попытаться объяснить наличие временного снижения уровня способностей, который нужно осознанно принять ради последующего нового, намного более высокого уровня! Именно так: если вы откажетесь от вашей внутренней железной уверенности " я хороший скайдайвер " – вы откроете возможность стать намного более профессиональным скайдайвером! Именно так!

Ведь характерной чертой хорошего скайдайвера является – успех! А характерной чертой профессионального качественного скайдайвера является – постоянное состояние обучения, стремления к новому, – это постоянный и нескончаемый прогресс. А это, в свою очередь, обязательно включает в себя такие черты характера как простота и скромность в своих оценках, что позволяет им делать небольшие ошибки, избегая при этом роковых. Профессиональные скайдайверы не будут просто так врать себе или обманывать себя по поводу своих способностей – именно это и делает их всё более профессиональными. А если такие ещё и обладают хорошим чувством юмора – особенно касательно своих возможностей, своих ошибок – то это не только делает их любимцами всех буги и фестивалей – но и очень глубоко разбирающимися во всех тонкостях специалистами!

Да, мы на пути к совершенству, что является толкованием истины. И чтобы пройти этот путь нам просто необходимо избавиться от психологической инерции, заставляющей нас каждый раз повторять и проходить одни и те же заложенные в нас модели поведения. Некоторые новые модели поведения обязательно приживутся в нашем мире, некоторые – не особо. Но, так или иначе, первый шаг к изменениям в лучшую сторону в любом случае будет один и тот же: "я ещё много чего не знаю!"

Что бы доказать вам тот факт, что наша модель никогда не может быть полностью всецело завершённой, давайте попробуем втиснуть новую информацию в некую систему доверия. Внося новые знания в нашу картину мира, мы делаем её сложнее, что, в принципе более точно отражает реальность существующего мира. Для начала нам нужно обязательно принять тот факт, что существует намного больше того, что мы не знаем, по сравнению с уже нам известным. Так же, то, что мы знаем, и то, что нам не известно (но мы приняли, что такового больше) – это всего лишь малая часть всего того, что мы могли бы когда-либо узнать. Таким образом, смотрим на получившийся пирог: то, что мы знаем (Kk), и то, что нам неизвестно, но мы уже так же это знаем (Kdk) – всего лишь малая доля всего пирога – мы даже не представляем, чего мы не знаем (Dkdk). Как только мы признаем этот факт, мы тут же поймём, что процесс обучения будет длиться бесконечно. Мы не знаем, что может причинить нам вред. А если вы даже не подозреваете о том, что что-то, о чём вы не знаете, – может причинить вам большие неприятности – вы просто не можете ни повлиять на ситуацию, ни изменить её. Наша скромность и простота взглядов позволяют нам всегда оставаться открытыми и ловить любые отдалённые от нас лучи новой информации, о которой мы даже и не подозреваем.







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.