|
Медико- диагностическое дело».
РД РБ 02100.4.135-2006 Специалист должен в области аналитической химии знать на уровне представления: предмет и задачи аналитической химии; теоретические основы качественного и количественного анализа;
знать на уровне понимания: - наиболее характерные качественные реакции обнаружения катионов и анионов в растворе и сухой окиси; - основные методы количественного анализа и их применение в клинико-лабораторной практике; - способы приготовления и применения индикаторов в качественном и количественном анализе; - основы инструментальных методов анализа, в том числе хроматографических;
уметь: - выбирать методы качественного и количественного анализа, исходя из особенностей объекта исследования, и выполнять их; - титровать и обрабатывать результаты объемного и весового методов; - определять содержание вещества в пробе одним из изученных методов анализа: химическим, физико-химическим, физическим; - соблюдать правила безопасности труда при работе с химическими реактивами.
НАУЧНО- ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ Турбидиметрия и нефелометрия основаны на том, что определяемый компонент переводят в малорастворимое соединение, которое находится в растворе в виде взвешанных частиц. В турбидиметрии используют реакции осаждения, к которым предъявляются следующие требования: Продукт реакции должен быть практически нерастворимым Продукт реакции находится в виде взвешанных частиц Взвешанные частицы находятся в растворе в виде длительного времени С помощью нефелометрического и турбидиметрического метода определяются сульфат-ионы в виде взвеси сульфат-бария и хлорид- ионы в виде взвеси хлорида серебра. По точности определения нефелометрический и турбидиметрический метод уступает фотометрическому методу. Это связано со светорасстоянием и формой поверхности частиц.
Нефелометрический метод. Сущность метода. Основан на измерении интенсивности света, рассеиваемого взвешенными частицами в жидкой среде. Определяемый компонент переводят малорастворимое соединение, которое находится в растворе в виде взвешенных частиц. Определяют интенсивность света, рассеянного этими частицами. Измерение интенсивности рассеянного или прошедшего через раствор света позволяет судить о концентрации частиц в растворе. Для этого используют специальные приборы – нефелометры, которые близки к фотоколориметрам, некоторые ФЭК позволяют так же проводить измерения. Основным достоинством нефелометрии является высокая чувствительность, что ценно по отношению к элементам или ионам, для которых отсутствуют цветные реакции и не разработаны фотоколориметрические методы. Можно уловить как очень маленькие, так и очень большие величины рассеянного света. Если раствор прозрачен, постороннего светорассеяния практически нет, чувствительность нефелометрического датчика можно сделать очень высокой, соответственно, будет уловлено появление очень небольшого сигнала. Однако по точности определения уступает фотоколориметрии, так как очень трудно добиться образования частиц одинакового размера в стандартном и анализируемом растворах.
ПРАВИЛА РАБОТЫ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ НЕФЕЛОМЕТРИЧЕСКОГО МЕТОДА 1. Вещества, образующие взвеси, должны быть растворимы ничтожно мало. 2.Взвеси должны быть стабильны и не оседать продолжительное время при стоянии. 3.Взвеси исследуемого вещества и стандартного необходимо готовить одновременно. 4.Продолжительность определений не более 15 мин ТЕМА:Инструментальные методы анализа. «Определение сульфатов в пробе турбидиметрическим методом.»
ТИП ЗАНЯТИЯ: формирование новых умений и навыков
ВИД ЗАНЯТИЯ: практическая работа
ЦЕЛИ: Обучающие: Приобрести навык определения сульфатов в пробе турбидиметрическим методом. воспитательные: · воспитание аккуратности и внимательности при выполнении практических работ с применением химических реактивов · способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности при выполнении практической работы · воспитание ответственности за результаты выполненной работы Развивающие: · развитие внимательности, наблюдательности и умений выделять главное методическая: обеспечить реализацию поставленных целей занятия через организацию самостоятельной работы учащихся
В результате усвоения учебного материала учащиеся должны Знать: - технику безопасности при работе с КФК - методику определения ионов в пробе турбидиметрическим методом - особенности и правила работы КФК уметь: - практически определять содержание сульфат-ионов в анализируемом растворе
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 180 минут
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: лаборатория аналитической химии
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: учебник Е.В.Барковский, С.В.Ткачев «Аналитическая химия», таблица «Цвета растворов и соответствующих им светофильтров» Инструкция по выполнению практического занятия «Определение сульфатов в пробе турбидиметрическим методом». Алгоритм работы КФК Инструкция при работе с КФК Приборы: КФК Лабораторная посуда: Мерные колбы вместимостью 50мл Кюветы с рабочей длинной 20 – 30 мм с применением зеленого светофильтра Химические реактивы: Стандартный раствор сульфата калия Раствор 10 % хлорида бария Дистиллированная вода 0.1 м раствор соляной кислоты
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: Биохимия «Работа с ФЭК», ТЛР «Медицинские измерительные приборы»
ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: «Оптические методы анализа Хроматографические методы анализа.» «Комплексонометрическое титрование, Окислительно-восстановительное титрование»
Вопросы фронтального опроса 1.Что такое хроматография 2.Какие признаки положены в основу классификации хроматографических методов 3.Что такое коэффициент распределения 4.В течении какого времени проводят измерения на приборе КФК после включения 5.На каком расстоянии должны располагаться кюветы от светофильтра 6.По отношению к какому раствору измеряют оптическую плотность стандартного или анализируемого раствора 7.Что такое хроматограмма 8.Что такое градуировочный график
Тест –контроль знаний по теме: «Хроматографические методы анализа» 1. Хроматография основана на: а) различном распределении компонента смеси между двумя фазами- подвижной и неподвижной б) на прибавлении к раствору определяемого вещества раствор осадителя в) на реакциях образования труднорастворимого осадка 2. Неподвижная фаза может быть: а) твердой б) жидкой в) газообразной 3.Адсорбент это: А) вещество которое выпадает в осадок Б) вешество которое способно поглащать другое вещество В) вещество выделяющееся в виде газа 4. Градуировочный график А) отражает изменение свойства раствора Б) отражает связь между плотностью раствора и концентрацией вещества В) отражает процесс изменения окраски раствора в зависимости от рН среды 5.Процесс обратный адсорбции: А) десорбция Б) адсорбтив В) адсорбат 6.По механизму взаимодействия сорбента и сорбата выделяют: А) атомную В) молекулярную Г) аффинную Д) ионнообменную 7.Какие размеры частиц у адсорбентов А) 1 мкм Б) 0.1 – 10 мкм В) 1- 10 мкм Г)0.01 – 1 мкм 8. Опишите суть распределительной хроматографии.
ОТВЕТЫ:
1.а 2.а,б 3.б 4.б 5.а 6.в,г,д 7.б
Вывод: В результате турбидиметрического определения количество сульфат – ионов в анализируемом растворе составляет……………………………………………….
ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|