Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Словесного творчества у детей





 

Исследование проводилось на базе МБДОУ детского сада

№51 «Кэскил» в старшей группе «Туосчаан» г.Якутска Республики Саха (Якутия). В исследовании участвовало 16 детей старшей группы - возраст 5-6 лет.

На констатирующем этапе основной задачей было определение уровня развития словесного творчества детей. В связи с этим использовались следующие методы исследования: анкетирование родителей и воспитателей, беседа с воспитателями методики, а также методики: «Составление рассказа по картинке» и «Придумай сказку» (Р.С. Немова).

Данные методики были использованы c учетом возрастных

и индивидуальных особенностей детей. Они направлены на выявление уровня словесного творчества у исследуемых детей.

С целью выявления степени осведомленности родителей по проблеме детского словесного творчества проводилось анкетирование среди родителей (см. Приложение 2), а также было проведена беседа с воспитателями. Анкета для родителей в основном включала в себя вопросы, связанные с процессом чтения сказки своим детям. Мы провели беседу и анкетирование среди воспитателей для выявления их методики, технологию обучения по речевому развитию и развитию словесного творчества старших дошкольников

(см. Приложение 3).

Чтобы определить уровень развития словесно-логического мышления исследуемой группы мы провели методику «Составление рассказа

по картинке». Мы использовали сюжетную картинку с простым, доступным для ребенка сюжетом (Приложение 4).

Картинка состоит из семи сюжетов. В ней рассказывается, как один мальчик отбирает у девочки игрушку, но в конце он получает по заслугам.

Мы дали детям следующую инструкцию: мы покажем тебе картинку.

И тебе надо будет придумать рассказ: что происходит, о чем говорят, что будет потом.

Если ребенок затрудняется в описании, мы ему помогали, задавая наводящие вопросы. Но не составляли предложения вместо ребенка или давали ему свои варианты ответов на наводящие вопросы.

Оценка:

Рассказ ребенка, описание им картинки оцениваются следующим образом:

1 балл – ребенок составляет 2 – 3 описательных предложения, состоящие из существительных и глаголов; часто предложения не связаны между собой (низкий уровень).

2 балла – ребенок составляет рассказ из 4 – 5 предложений, при этом предложения могут отражать события, непосредственно не отраженные

на картинке (средний уровень).

3 балла – ребенок составляет развернутый рассказ с использованием прилагательных, наречий, а также диалогов между персонажами, изображенными на картинке; предложения могут передавать желания, чувства героев (высокий уровень).

Для выявления уровня творческого сочинения использовалась методика «Придумай сказку» (Р.С. Немова).

Мы дали детям задание придумать сказку, затратив на это всего

3 минуты, а затем пересказать его в течение 2-х минут (история, сказка).

Оценка результатов.

Воображение оценивалось по следующим признакам:

1. Скорость придумывания сказки.

2. Необычность образов, использованных в сказке.

3. Разнообразие образов, используемых в сказке.

4. Проработанность и детализация образов, имеющихся в сказке.

5. Впечатлительность, эмоциональность образов, имеющихся в сказке.

По каждому из названных признаков ребенок получал от 0 до 2 балов

в зависимости от того, насколько в нем выражен тот или иной признак

из перечисленных выше. Для выводов об этом использовались следующие критерии:

Скорость придумывания сказки:

- Рассказ получает 2 баллав том случае, если ребенку удалось придумать сказку в течение не более чем за 1 минуту.

- 1 балл рассказу ставится тогда, когда на придумывание его ушло

до 2 минут.

- 0 баллов по данному признаку рассказ получает, если за 3 минуты ребенок так и не смог ничего придумать.

Необычность, оригинальность сюжета сказки (второй признак) оценивается так:

- Если ребенок просто механически пересказывает знакомую сказку,

то его рассказ по данному признаку получает 0 баллов.

- Если ребенок привнес в знакомую сказку что-либо новое от себя,

то рассказ получает 1 балл.

- Наконец, если сюжет сказки полностью придуман самим ребенком, необычен и оригинален, то он получает 2 балла.

По критерию "разнообразие образов, используемых в сказке" (третий признак):

- Сказка получает 0 баллов, если в нем с начала и до конца неизменно говорится об одном и том же, например, только о единственном персонаже (событий, вещи), причем с очень бедными характеристиками этого персонажа.

- В 1 баллпо разнообразию используемых образов рассказ оценивается в том случае, если в нем встречаются два–три разных персонажа (вещи, события), и все они характеризуются с разных сторон.

- Наконец, оценку в 2 балларассказ может получить лишь тогда, когда в нем имеются четыре и более персонажа (вещи, события), которые, в свою очередь, характеризуются рассказчиком с разных сторон.

Оценка проработанности и детализации образов в сказке (четвертый признак) производится следующим способом.

- Если персонажи (события, вещи и т.п.) в сказке только называются ребенком и никак дополнительно не характеризуются, то по данному признаку рассказ оценивается в 0 баллов.

- Если, кроме названия, указываются еще один или два признака,

то рассказу ставится оценка в 1 балл.

- Если же объекты, упомянутые в сказке, характеризуются тремя

и более признаками, то он получает оценку 2 балла.

Впечатлительность и эмоциональность образов в сказке (пятый признак) оценивается так:

- Если сказочные герои не производят никакого впечатления

на слушателя и не сопровождаются никакими эмоциями со стороны самого рассказчика, то рассказ оценивается в 0 баллов.

- Если у самого рассказчика эмоции едва выражены, а слушатели также слабо эмоционально реагируют на сказку, то он получает 1 балл.

- Наконец, если и сама сказка, и ее передача рассказчиком достаточно эмоциональны и выразительны и, кроме того, слушатель явно заряжается этими эмоциями, то сказка получает высшую оценку – 2 балла.

К высокому уровню рассказы относились в том случае, если ребенок получил от 8 до 10 баллов. Например, анализируя рассказ ребенка

001 следует отметить, что ребенок проявил интерес к рассказыванию.

Он удачно дал характеристику герою: детально описал его образ жизни

и поведение, причем сюжет повествования не был заимствован из образца воспитателя или сочинения товарищей. Ребенок подробно описал внешний вид героя его рассказа. От темы рассказа он не отступал. Ребенок передал основное содержание темы и удачно использовал выразительные средства раскрытия образа («полезными вещами», «красивая»). Дошкольник владеет связной монологической речью, что проявляется в умении связно, понятно, точно передавать свои мысли в устной речи.

Важно отметить логическое начало рассказа, раскрытие темы

и логическое его завершение. Повествование было последовательным

и четким, без пауз и отступлений. Ребенок при рассказывании правильно подобрал факты и характеристики.

В процессе рассказывания мы не помогали ребенку подсказывающими вопросами. В этом процессе дошкольник проявил высокий уровень самостоятельности. Это показывает на сложившийся словарный запас

и активное его использование.

Умение понимать задачу и решать ее свидетельствует о высоком уровне творческого рассказывания ребенка.

К среднему уровню развития творческого рассказывания можно отнести рассказ ребенка 008. Хотя ребенок и проявил интерес

к рассказыванию, он был невнимательным и не проявил желания говорить правильно. Уже в первом предложении мы видим, что ребенок не правильно группирует слова («постарались, потянули и вытянули»). Следует отметить употребление ребенком слов-паразитов «и тут», которые перенасыщают его речь. Дошкольник с трудом переходил от одной мысли к другой. Причиной этому является небольшой словарный запас. Несколько раз в тексте ребенок употреблял слова «увидели», «открыл» «все», не заменяя их синонимами.

Из текста так же видно, что рассказчик неправильно употребляет грамматические формы, их усвоение вызывает у него трудности: согласование прилагательных и существительных, образование форм глаголов.

Но стоит отметить и положительные стороны. При рассказывании ребенок придерживался основной темы рассказа и соблюдал композиционную целостность, т.е. в тексте присутствует завязка, развитие сюжета и кульминация. Причем, мы не помогали ребенку наводящими вопросами, дошкольник достаточно самостоятельно, пусть

и с затруднениями переходил от одного предложения к другому. Сказка ребенка переполнена эмоциями и вдохновением, в полной мере была проявлена фантазия, он описывал действия так реалистично, словно сам был их участником. Сюжет продолжения сказки не был заимствован им не

у вариантов автора, не у сочинений товарищей.

Несмотря на недостатки, дошкольник говорил внятно, достаточно громко и сумел заинтересовать слушателя, используя выразительность речи. В процессе рассказывания ребенок чувствовал себя раскованно, уверенно

и непринужденно.

В целом, ребенок в полной мере понял задачу и выполнил ее.

Пример низкого уровня творческого рассказывания – рассказ ребенка 005. Ребенок с самого начала не проявил интереса не к теме, предложенной воспитателем, не к процессу творческого рассказывания. Дошкольник

не заострял внимания на том, что говорит и как он это делает. Складывалось впечатление, что это был рассказ по принуждению. Точнее говоря, это было не творческое рассказывание, а беседа воспитателя и ребенка на заданную тему. Так как без наводящих вопросов воспитателя ребенок не мог формулировать свои мысли.

В своей речи дошкольник неправильно использует грамматические формы: он не всегда различает категории рода, категории числа, неправильное употребление местоимения.

Ребёнок с трудностью строит синтаксические конструкции, в тексте он использует только простые развитые предложения. При рассказывании дошкольник не использует образные средства языка (эпитеты, сравнения, повторы). Так же ребенок не в состоянии подбирать различные слова

со сходным значением и использовать их в речи.

В сочинении не соблюдена композиционная целостность. Ребенок, начав рассказ про любимую игрушку, не раскрывает тему полностью,

а вводит в рассказ другого персонажа, в тексте отсутствует завязка, развитие сюжета и концовка.

В рассказе ребенка отсутствует четкое описание персонажа, действия непоследовательны, что привело к отсутствию внимания к рассказчику.

Это связано с небольшим словарным запасом, незнанием значения слов

и, как следствие, не умение их правильно употреблять.







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.