Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Результат методики «Придумай сказку»





Критерии Скорость придумывания Необычность образов Разнообразие образов Детализация образов Эмоциональность образов Общее количество баллов
Код детей Количество баллов
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             

 

Выводы об уровне развития словесного творчества:

- Очень высокий уровень (10 баллов) – 0 детей.

- Высокий уровень (8–9 баллов) – 1 ребенок.

- Средний уровень (4–7 баллов) – 5 ребенка.

- Низкий уровень (2–3 балла) – 8 ребенка.

- Очень низкий уровень (0–1 балл) – 2 ребенок.

Анализ методики «Придумай сказку» помогла выявить, что высокий уровень развития воображения только у одного ребенка находится на высоком уровне. Пятеро детей находятся на среднем уровне: их рассказы представляли собой вариации одной или нескольких знакомых сказок. Но эти рассказы были довольно короткие, предложения простые. На низком уровне развития словесного творчества находятся восемь детей, и на очень низком

2 ребенка. Дети на последних уровнях в основном рассказывали знакомые сказки. Уровень развития словесного творчества у детей отмечен как высокий у 6% детей, средний у 31%, низкий у 50 % детей, очень низкий- 13%. Кроме того, дети не владеют речевыми умениями в достаточной степени.

Итак, опытно-экспериментальная работа показала, что в практике дошкольного образования недостаточно внимания уделяется развитию словесного творчества детей, о чем свидетельствуют данные констатирующего эксперимента. Также мало внимания уделяется сказке как средству развития словесного творчества старших дошкольников.

Результаты констатирующего эксперимента показали, что у детей средний и низкий уровень развития словесного творчества. Это послужило основой приступить к разработке системы занятий по развитию словесного творчества с использованием сказок.

Проект развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста

С целью развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста нами разработан проект совместной деятельности с воспитанниками ДОО и их родителями на тему «По дороге в сказку». Проект разработан

в соответствии с условиями ФГОС дошкольного образования, а также

с учётом возрастных и индивидуальных аспектов развития ребёнка дошкольного возраста.

Основные принципы развития детского словесного творчества:

- Принцип развивающего образования;

- Принцип интеграции образовательных областей;

- Принцип наглядности – «золотое правило дидактики» - основная информация усваивается ребенком через зрительное и слуховое восприятие;

- Принцип систематичности и последовательности предполагает усвоение материала идет в определенном порядке, системе;

- Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема материала с уровнем развития, подготовленности детей;

- Принцип связи с реальностью – осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок;

- Принцип поиска ассоциаций – это вопросы «провокаторы», с помощью которых педагог учит детей находить выход из проблемной ситуации, развивает фантазию ребенка;

- Принцип контрастного сопоставления – предлагает анализировать поведение и поступки других детей по алгоритму добро – зло, хорошо – плохо.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

- развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта;

- развитие интереса к художественной книге;

- развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;

- совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей.

- содействие развитию словесного творчества детей;

- развитие эмоциональной отзывчивости;

- повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОО по развитию словесного творчества дошкольников.

- повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе развития словесного творчества, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

Основное содержание и методы реализации проекта «По дороге

в сказку»

Реализация проекта «По дороге в сказку» с воспитанниками ДОО

и родителями предусматривает четыре этапа:

1 этап – диагностико-мотивационный;

2 этап - проектно-организационный;

3 этап – практический,

4 этап – итоговый.

 

Информационная карта проекта.

 

Срок реализации проекта: 10.01.2017-10.02.2017

Тип проекта: познавательно-творческий, групповой.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели

и родители.

Возраст детей: 4-5 лет

Этапы реализации проекта: 1 этап – диагностико-мотивационный,

2 этап – проектно-организационный, 3 этап – практический.

Этап – диагностико-мотивационный.

Целью этого этапа является изучение психолого-педагогической литературы по проблеме развития словесного творчества детей; изучение психолого-педагогических условий развития словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста; диагностика уровня словесного творчества детей старшего дошкольного возраста.

Таблица 3

Диагностический план

Дата проведения Работа с детьми
23.11.2016-26.11.2016 - Диагностика развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста. - Анализ полученных результатов.
28.11.2016 Работа с воспитателями
- Анкетирование воспитателей
29.11.2016 Работа с родителями
- Анкетирование родителей по проблеме развития словесного творчества детей - Беседа с родителями

Этап – проектно-организационный

Целью данного этапа является разработка проекта «По дороге в сказку». Создание необходимых условий для реализации проекта.

Таблица 4

 

Проектно-организационный план

 

Содержание деятельности
Разработка этапов проекта.
Разработка перспективного плана работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Разработка перспективного плана с родителями.
Разработка комплекса мероприятий с детьми, направленных на развитие словесного творчества детей.
Создание условий, необходимых для реализации проекта (подбор дидактического и наглядного материала, подбор консультаций для родителей, подбор домашнего задания для выполнения с родителями, создание мультимедийных презентаций).

Этап – практический. Реализация проекта.

Целью практического этапа является реализация комплекса образовательной деятельности, направленной на развитие словесного творчества детей старшего дошкольного возраста.

Пути реализации проекта:

1. Пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров.

2. Оформление уголка «По дороге в сказку».

3. Организация выставки рисунков по мотивам сказок.

4. Изготовление декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов.

 

Работа с детьми

Содержание деятельности:

1. Чтение разных сказок. Рисование детьми героев сказок.

2. Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.

3. Пересказ прочитанных сказок, их инсценировка.

4. Самостоятельное составление сказок.

5. Рассказывание сказок собственного сочинения.

6. Иллюстрирование прочитанных сказок, сказок собственного сочинения.

7. Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.

8. Загадки о сказках, героях сказок.

9. Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ.

Работа с родителями

Содержание деятельности:

1. Консультации: «Совершенствование связной речи у дошкольников», «Ребенок и книга-творчество Самуила Яковлевича Маршака», «Воспитание сказкой и радость встречи с книгой», «Развитие словесного творчества детей»

1.1. Индивидуальные консультации по проблеме развития словесного творчества детей.

2. Беседы: «Знакомство с проектом», «Любимые сказки».

3. Мастер-класс «Игры, развивающие фантазию и словесное творчество у детей дошкольного возраста»

4. Практикумы, участие в творческих играх, совместное составление

и придумывание сказок с детьми.

5. Посещения спектакля по мотивам известной сказки.

6. Конкурс «Семейные сказки».

Проанализировав и отобрав для работы с детьми систему занятий, которые наиболее доступны, понятны и интересны ребёнку дошкольнику, разработали календарно - тематический план на месяц.

Таблица 5

Календарно-тематический план на месяц по развитию словесного творчества детей старшего дошкольного возраста

Дата Вид деятельности
10.01-12.01 Словесное творчество. Задачи: Развитие творческого потенциала детей, художественной наблюдательности путём изучения литературного наследия К.И. Чуковского «От двух до пяти». 1. Знакомство детей с книгой К.И.Чуковского «От двух до пяти». Рассказ о детях, которые создают собственные повествования в дошкольном возрасте. Чтение понравившихся отрывков из книги. 2. Беседа «Что такое словесное творчество?» Ответы детей. «Словесное творчество – это значит работа мысленно, т.е. словами». - Сказка: правда это или ложь? Зачем мы читаем сказки? - Нравятся ли вам сказки? Что вам нравится в сказках? 3. Введение детей в словесное творчество. - Что будет, если мы изменим поведение героев? Или все герои станут вдруг положительными? - Хотите ли вы стать творцами, сказочниками? - Хотите придумать не только слова, но и рассказ, а может целую сказку? Или книгу сказок? - Чем сказка отличается от рассказа? - Может, кто-то уже придумывал сам сказки? - Что больше нравится: придумывать или слушать сказки? - О чем бы вы хотели придумать сказку? 4. В конце занятия предложить детям рассказать придуманные ими сказки. 5. Дидактическая игра «Путешествие по русским народным сказкам». Вывод: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».  
13.01-15.01 Волшебные сказки. Задачи: Ознакомление детей с основным типом сказок – волшебными сказками. Повышение уровня креативности (творческой организации) процесса воспитания и обучения, осознанности и целенаправленности. 1. Рассказ о волшебных сказках. В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников. Волшебная сказка имеет в своей основе сложную композицию, которая имеет экспозицию, завязку, развитие сюжета, кульминацию и развязку. В волшебных сказках заложена мечта человечества о безграничных возможностях покорения природы человеком. Существенными отличиями волшебной сказки от сказки другого жанра являются ее композиционные особенности: замкнутость сказочного действия, троекратные повторы, типичные сказочные зачины и концовки, особенное пространственно-временное построение и др. 2. Рассматривание иллюстраций, репродукций с картин художников – иллюстраторов. 3. Обсуждение характеров сказочных персонажей. Кто добрый? Кто злой? Кто хитрый? Кто коварный? «Что общего в этих сказках?» (Есть волшебные предметы, волшебные помощники). 4. Дидактическая игра «Бывает – не бывает». 5. Знакомство с семью типами действующих лиц (функциями) волшебных сказок: вредитель (антагонист), даритель, чудесный помощник, похищенный герой (искомый предмет), отправитель, герой, ложный герой. Родителям: записать со слов ребенка портрет-описание действующего лица, помочь ребёнку нарисовать его.  
16.01.-17.01. Знакомство с зачином сказки. Задачи: Приобщение детей к русским народным сказкам, привлечение внимания к специфическим элементам сказки. Развитие интереса к самостоятельной творческой деятельности. 1. Беседа. «Как узнать, что это сказка, а не рассказ?» Объяснение специфических элементов, структуры сказки, разницы между сказкой и рассказом, обращение внимания на наличие волшебства в сказке. 2. Чтение разных вариантов зачина сказки («Жил да был…», «жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…», «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…» и т.п.) и начала рассказа («Однажды…», «Как-то раз …», «Вдруг…» и т.п.). 3. Проговаривание зачина сказки вслух. 4. Обращение внимания детей на то, какое у педагога выражение лица, когда он рассказывает сказку, на интонацию голоса. 5. Дидактическая игра «Придумай историю». Задание детям попробовать себя в роли сказочника, придумать свой вариант зачина сказки.   Родителям: в блокнот записать придуманный ребенком зачин (или несколько его вариантов)
18.01-20.01 Любимые сказочные герои Задачи: Развивать творческое воображение, фантазию, образное мышление дошкольников. Вызвать желание заниматься созидательным процессом. 1. Беседа о понравившихся героях сказок. 2. Ознакомление детей с русским народным декоративно-прикладным искусством посредством формирования у них разнообразных художественных и творческих способностей. Рассматривание изображений любимых героев сказок на репродукциях картин, иллюстрациях и т.п. 3. Объяснение способов создания сказочного героя разными приемами: - Гипербола – преувеличение (парадоксальные увеличения персонажа: «Гулливер», великан, богатырь); -Лилота – преуменьшение (парадоксальные уменьшения персонажа: Мальчик-с-пальчик, Дюймовочка); -Комбинация – соединение в создаваемом образе героя двух и более частей тела («Русалка»: женщина + рыба, «Кентавр»: мужчина + лошадь, «Феникс»: женщина + птица); - Схема – отдельные представления сливаются, различия сглаживаются. Отчётливо прорабатываются основные черты сходства. Это может быть любой схематический рисунок); -Типизация – характерное выделение существенных, повторяющихся, однородных в каком-то отношении фактах и воплощении их в конкретном образе. Например, образ врача («Доктор Айболит», «Дядя Стёпа – милиционер»). -Акцент - в создаваемом образе выделяется какая-то часть, деталь, особо подчёркивается («Карлик Нос», карикатура, шарж). 4. Дидактическая игра «Придумай необычное существо». Задание придумать собственного героя и рассказать о нем используя схему-модель для описания внешности сказочного героя.. Родителям: записать описательный рассказ сказочного героя.  
21.01.-22.01 Жилище любимого героя Задачи: Развить фантазию, сосредоточенное внимание, навыки речевого общения, желание воспринимать прекрасное. 1. Беседа о домиках сказочных героев (Дюймовочки, Чебурашки, Снегурочки, и др.) 2. Рассматривание репродукций, фотографий необычных строений, пейзажей в разных точках земного шара, в разное время года. 3. Дидактическая игра «Волшебные очки». Задание детям придумать жилище для своего героя или героини. Помощь детям – наводящие вопросы: а) может ли Огневушка – поскакушка жить в воде? б) удобно ли Гулливеру жить у лилипутов? 4. Рисование или составление с детьми конструкций, макетов игрушечных домов из бросового материала для своих героев. 5. Подведение итогов.   Родителям: сделать с ребенком рисунок или аппликацию домика для доброго героя.  
23.01-24.01 Злые персонажи сказок. Задачи: Развить умение анализировать и сравнивать, различать вымысел и реальность, избавляться от ненужных страхов, перенося их в творчество. 1. Обращение к детям с вопросом, кого из злых героев сказок они знают и как их можно сгруппировать: а) чудовища – люди: ведьмы, колдуны, лешие, водяные; б) чудовища – животные: звери, птицы, змеи; в) злые силы в обычном облике – мачеха, отчим. 2. Обсуждение того, надо ли бояться чудовищ. (Нет, их просто придумали люди, боясь темноты, леса, грозы…) «Вот посмотрите, обыкновенный ком бумаги. А теперь (выключить свет), как он выглядит?» 3. Дидактическая игра «Придумай необычное существо». Обращение к детям с просьбой сесть поудобнее, не мешая друг другу, и попытаться придумать («Можно нарисовать») для своей сказки злое чудовище по плану: - какая внешность; - какой голос; - во что он одет; Напомнить о приемах создания сказочных образов: преуменьшение, преувеличение, комбинирование. 4. Рассказы детей, рассматривание иллюстраций, обсуждение: «Чей вариант лучше?». Родителям: сделать запись описания ребенком злого героя, помочь ребенку нарисовать его.  
25.01.-26.01 Завязка сказки или начинающееся противодействие. Задачи: Развивать творческие речевые умения, вызвать у детей эмоциональный отклик, состояние сопереживания, сочувствия герою. 1. Знакомство с завязкой – основными 3 функциями сказки: посредничество, начинающееся противодействие, отправка героя в путь-дорогу. 2. Чтение и обсуждение некоторых отрывков из сказок. Например, посредничество («Иди, Марьюшка, братца искать…»), начинающееся противодействие («Позволь и мне, царь, попытать счастья…»), отправка героя в путь – дорогу («Отправился царевич в дальнюю дорогу за своим счастьем…»). 3. Дидактическая игра-импровизация «Взятие на себя роли понравившегося героя». «Попробуйте рассказать не как сказочники, а как сам герой. Покажите нам, какие чувства вы испытываете (страх, жалость, гнев и т.п.)». 3. Оценочный анализ. Родителям: записать со слов ребенка рассказ об эмоциональном отклике, сопереживании, сочувствии герою
27.01.-28.01. Отъезд героя. Задачи: Развивать фантазию, вызвать у детей радость коллективного творчества, воспитать уверенность в своих силах. 1. Небольшой вернисаж из репродукций и иллюстраций, на которых изображены происшествия, случившиеся с героем в пути. Рассматривание, обсуждение. 2. Объяснение того, что может случиться в пути: а) нападение; б) засада; в) природные преграды (буря, камнепад, разливается море, дремучий лес, непроходимое болото, исчезает дорога и т.п.). 3. Дети вспоминают знакомые сказки, в которых с героями в пути происходят разные происшествия. 4. Дидактическая игра «Как спастись от колдуна?» Дети придумывают свои варианты происшествий. Педагог записывает, объединяя их в одну цепь событий. 5. Обсуждение результатов. Родителям: записать со слов детей самостоятельно ими придуманные дорожные происшествия, помочь изобразить эти происшествия.
29.01.-30.01 Сверхъестественные свойства антигероя. Задачи: Развивать способности анализировать и сравнивать, наблюдать и различать вымысел и реальность, учить избавляться от ненужных страхов, перенося их в творчество. 1. Дается задание детям вспомнить сказки, где злые герои превращаются в добрых людей (зверей). «Для чего они это делали? Как им это удалось?» Герои меняли обличье, т.е. внешний вид: голос, лицо, прическу, одежду. 2. Дидактическая игра «Превращение на фланелеграфе чудовища в человека (животное)». «Мы изменили облик, внешность чудовища, но сделали ли его добрым? Помните в «Аленьком цветочке» чудище внешне страшное, а внутри, в душе какое? Обличье, облик могут обмануть, поэтому злые герои и притворяются». 3. Детям дается задание нарисовать любое чудище, а потом убрать из его внешности все противное, страшное. 4. Обсуждение.   Родителям: записать со слов ребенка портрет злого героя и его превращения.  
01.02-02.02. Борьба добра и зла. Задачи: Развивать в детях стремление к справедливости, веру в силу добра над злом.   1. Беседа о героях сказок, которые победили чудовищ, колдунов, злодеев. 2. Знакомство с функцией борьбы - клеймение антагонистом главного героя сказки. («Расцарапал ему Змей всю щеку», «Воткнула Финисту-Ясну Соколу в волосы гребень»). 3. Рассматривание иллюстраций, зачитывание отрывков с описанием эпизодов, как добро побеждает зло. 4. Дидактическая игра «Кто пришёл на карнавал?» Задание детям выбрать оружие для своего героя. («Можно нарисовать»). «Будет замечательно, если вы придумаете свой вариант борьбы, как победить зло». 5. Рассказы детей и обсуждение «Чей вариант лучше». Родителям: записать самостоятельный рассказ ребенка о клеймении главного героя.
03.02.-04.02 Победа. Возвращение домой. Задачи: Развивать в детях стремление к справедливости, веру в победе добра над злом. 1. Задание детям выбрать оружие для своего героя, как главный герой одерживает победу над антигероем. («Можно нарисовать»). 2. Знакомство с основными функциями сказок - достижение цели, ликвидация недостачи и преследование. (Вышла к Ивану из подземелья Царь-девица. Героев могут преследовать гуси-лебеди, Змей-Горыныч, Баба Яга, Лихо Окаянное и прочие не менее симпатичные персонажи). 3. Дидактическая игра «Волшебные предметы из чудесного мешочка». Задание детям. «Будет замечательно, если вы придумаете свой вариант борьбы, как главный герой побеждает злодея и пути возвращения домой». 4. Рассказы детей и обсуждение «Чей вариант лучше». Родителям: записать самостоятельный рассказ ребенка о победе добра над злом.
05.02.-06.02 Чем заканчиваются сказки. Задачи: Развивать у детей веру в победу добра над злом, воспитывать чувство уверенности в своих силах, учить мечтать. 1. Беседа о том, как заканчиваются сказки, зачитывание концовок различных сказок: а) типичные для народных сказок; б) типичные для волшебных сказок; - Чем похожи концовки всех этих сказок? (Хорошо заканчиваются). - Сказки всегда хорошо заканчиваются, потому что люди всегда мечтают о победе добра над злом. 2. Чтение нетипичных концовок (двух – трех), где добро не всегда побеждает зло. «Почему лиса съела колобок?» 3. Дидактическая игра «Старая сказка на новый лад». Задание детям придумать, чем закончится их сказка. 4. Чтение нескольких придуманных детьми концовок, обсуждение, подходит ли такой конец сказке. Родителям: записать со слов ребенка несколько вариантов концовок, придуманных ребенком соответственно своей сказке.
07.02.-08.02 Сочиняем сказку. Задачи: Развивать способности к оценке и самооценке, умение радоваться чужому успеху в работе. 1.«Мы учились с вами придумывать героев, добрых и злых, действия волшебных предметов и превращения с героями, происшествия. Сегодня попробуем придумать целую сказку. Все вместе. Итак…» 2. Дети сочиняют сказку. Педагог играет направляющую роль, удачные варианты записывает на кассету. 3. «Послушаем, что получилось». После рассказа ребенка задаются вопросы: похоже на настоящую сказку? (есть волшебство); какая интонация? (сказочная). 4. «Как много мы всего сделали, чтобы научиться сочинять целую сказку. Дома вы придумаете свою сказку, по-своему, как настоящие сказочники (сказители, писатели). Родителям: записать сказку со слов детей, помочь нарисовать к ней рисунки.
09.02-10.02 Итоги нашего творчества. Задачи: Показать детям, каких успехов они достигли за год, дать им возможность оценить результаты коллективного труда (сборник сказок и сборник рассказов, рисунки). 1.Мы собрались с вами последний раз в этом году. Сегодня мы не будем ничего придумывать. Хотите, посмотрим, что мы научились делать за год?» 2. Рассматривание главных сборников. 3. «А это ваши личные альбомы. Может быть, вы хотите посмотреть их вместе?» Дети показывают друг другу рисунки. 4. «Хотите послушать магнитофонные записи, которые были сделаны на наших занятиях? Что именно?» 5. «Давайте попрощаемся с картинками, скульптурами, волшебными вещами. Возьмите в руки то, что вам больше всего нравится». 6. «А теперь все расставим по местам, наведем порядок, чтобы и дальше можно было заниматься творчеством». 7. «Я приглашаю вас посидеть вместе и попить чаю». Итоговое мероприятие для родителей: Конкурс «Семейные сказки».

 

 

Этап – итоговый

Цель - анализ и обобщение результатов, полученных в ходе реализации проекта.

На данном этапе проводится сравнительная диагностика словесного творчества и речевых умений воспитанников, обсуждаются вместе с родителями итоги проекта «По дороге в сказку». Родители приглашаются к участию в итоговых мероприятиях.

 

Вывод по главе

 

По итогам диагностики уровня развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста можно сделать вывод:

- уровень речевого развития детей достигает среднего и низкого показателя;

- речь детей недостаточна точна и выразительна;

- дети не могут адекватно употреблять средства художественной выразительности в собственном речевом творчестве;

- дети не инициативны и не самостоятельны в придумывании сказок, рассказов;

- дети затрудняются развивать сюжет, не повторяя рассказов других детей.

Все данные свидетельствуют о низком уровне развития словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста.

Старшие дошкольники проявляют большой интерес к сказкам, осмысленно воспринимают их. Но в основном их знания и впечатления базируются на материале телепередач.

Отсутствие богатого литературного и жизненного опыта ограничивает творческие и речевые возможности детей, которые не всегда могут самостоятельно создать новую линию повествования в соответствии

с особенностями жанра сказки.

Воспитатели и родители не уделяют должного внимания данной проблеме.

Эксперимент показал, что необходимо ведение систематической работы по развитию воображения, мышления и связной речи детей,

по развитию словесного творчества детей дошкольного возраста..

Необходима специальная работа по развитию навыков творческого рассказывания на основе знакомства с сказками, их анализа.

На основании теоретического и экспериментального исследования можно сделать следующие выводы:

1. Беседуя с воспитателями мы узнали, что у них недостаточно материалов и пособий для развития словесного творчества детей.

2. Исследование подтвердило, что для развития словесного творчества необходимо проведение целенаправленной работы с использованием технологии, которая предполагает создание следующих педагогических условий:

- это игры и творческие задания, позволяющие ребенку усвоить различные варианты действий и взаимодействий героев, увидеть неограниченные возможности создания образов и их характеристик, узнать, что сказка может быть развернута в любом месте и в любое время.

- благоприятные среда, способствующая словесному творчеству;

- эмоционально - положительное и культурно - этическое общение педагога и детей по поводу фольклора;

- активизация педагогом различных творческих проявлений в области слова у детей, совершенствования навыков выразительного чтения

и рассказывания по воображению.

Связи с этим мы создали проект «По дороге в сказку», основной целью которого является развитие словесного творчества детей старшего дошкольного возраста

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате исследовательской работы была достигнута ее цель: изучение развития словесного творчества детей дошкольного возраста посредством сказки.

Наше исследование проводилось в МБДОУ «Кэскил» в старшей группе «Туосчаан». В исследовании участвовало 16 детей, возраст 5-6 лет.

Для исследования уровня развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста, мы провели диагностику, включающую

в себе следующие методики: анкетирование родителей и воспитателей по проблеме развития словесного творчества детей; беседа с воспитателями для выявления их методики, технологии развития словесного творчества детей; методику «Составление рассказа по картинке»; методику «Придумай сказку» Р.С. Немова.

Полученные результаты по проведенным методикам взаимодополняют друг друга и позволяют сделать вывод о том, что у детей исследуемой группы уровень развития словесного творчества, в основном, находится

на среднем и низком уровнях.

На низком уровне развития словесного творчества находится 50% детей (8 детей), на очень низком 13% (2 детей). На среднем уровне развития словесного творчества оказалось 31% детей (5 детей). 6% детей, т.е. только

1 ребенок находится на высоком уровне развития словесного творчества.

Преобладание среднего и низкого уровней развития словесного творчества говорит о необходимости ее развития. Связи с этим мы создали проект по «По дороге в сказку», целью которого является развитие словесного творчества.

Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что в ней раскрыты особенности развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста посредством сказки.

Практическая значимость исследования заключается в том, что

в работе изучены уровни развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста и создан проект, включающий в себя систематические занятия по развитию словесного творчества старших дошкольников.

Словесное творчество является одним из видов детского творчества, которая позволяет ребенку проявить уровень своей речевой деятельности, способность творчески, целесообразно, правильно использовать язык

в различных ситуациях бытия. Оно имеет большое значение для ребенка как средство познания и самопознания, освоение культуры, ее самовыражения

и самореализации.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет отметить, что проблема формирования словесного творчества рассматривается учеными как частичные вопросы проблемы развития связной монологической речи

(Л. Ворошнина, Н. Орланов, А. Ушакова, Л. Фесенко и др.).

Это связано прежде всего с тем, что сказка дает образец художественного текста с позиции структурно-смыслового единства содержания и формы, способствует активизации и обогащению словаря, упражнения детей в использовании различных грамматических форм.

В ряде научных работ (А. Богуш, Н. Гавриш, А. Запорожец,

Н. Орланов, А. Ушакова, А. Шибицкая и др.). Сказка характеризуется как одно из средств развития словесного творчества дошкольника, поскольку благодаря фантастическому миру, наличии в ней вариативных элементов позволяет ребенку преодолеть стереотипы мышления, пробудить творческие способности, развить воображение, и тем самым способствует развитию его словесного творчества.

 

Список использованной литературы

1. Азарина, Т.Ю. Использование сказочных персонажей и ситуаций в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста / Т.Ю. Азарина // Феномен детства: социально-педагогические и медико-психологические проблемы: Материалы международной конференции 27-28 апреля 2004 года / Под ред. Чесновского М.Э. - Брест: Изд-во УО «БрГУ им. А.С. Пушкина». 2004. – С.210-213.

2. Азарина, Т. Формы и методы ознакомления детей старшего дошккольного возраста со сказками разных народов / Т. Азарина // Пралеска. - 2004. - №9. – С.37-44.

3. Алексеева, М.М., Яшина, Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. / М.М. Алексеева, Б,И. Яшина. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.

4. Алиева, Т. Как ребенок воспринимает художественную литературу / Т. Алиева //Дошкольное воспитание. – 2010. - №5. – С.79-84.

5..Венгер,Л.А. Психология: учеб.пособие для пед. училищ/–Л.А.Венгер, В.С.Мухина.- М.: Просвещение, 1988. – 336с.

6. Ветлугина, Н.А. Основные проблемы художественного творчества детей / Н.А. Ветлугина. // Художественное творчество и ребенок. - М.: Педагогика, 1992. – 329 с.

7. Волков,Г.Н. Этнопедагогика /Г.Н. Волков.- Издат. Центр Академия. – 2000. – 176с.

8. Ворошина, Л.В. Развитие образной монологической речи в процессе ознакомления детей с портретной живописью / Л.В. Ворошина // Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста: Хрестоматия. / Под ред. Старжинской Н.С., Дубининой Д.Н. - Мн.: БГПУ, 2007. - С.207-217.

9. Ворошнина JI.B. Особенности овладения старшими дошкольниками творческим рассказыванием в условиях специального обучения // Проблема индивидуального подхода к детям дошкольного возраста./ JI.B. Ворошнина — Пермь, 1978.-С. 45-48.

10. Ворошнина JI.B. Пути совершенствования процесса обучения старших дошкольников творческому рассказыванию: Автореф. дис.канд. пед. наук./ JI.B. Ворошнина -М., 1998. 149 с.

11. Выготский, Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 1992. - № 2. - С. 102-109.

12. Выготский,Л.С. Психология / Л.С. Выготский.– М.: ЭКСМО – Пресс, 2000. – 108с.

13. Гольцер,С.В. Методическое пособие по детской литературе / С.В.Гольцер.– Екатеринбург:2004. – 72с.

14. Гурович Л.М. Обучение дошкольников 5-6 лет сочинению сказок // Оптимизация учебно-воспитательного процесса в детском саду/ Л.М. Гурович -Л., 1985. С. 43-52.

15. Калинина, Р.Р. Психолого – педагогическая диагностика в детском саду / Р.Р. Калинина. – СПб.: Речь, 2013. – 144с.

16. Карпинская, Н.С. Художественное слово в воспитании дошкольника / Н.С.Карпинская. – М.: Педагогика, 1992. – 150с.

17. Козырева, Л.М. Развитие речи: Дети 5 – 7 лет/ Л.М. Козырева. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2012. – 160с.

18. Короткова, Н. Художественная литература в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста/ Н.Короткова // Дошкольное воспитание. – 2010. - №8. – С.34-41.

19. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т / А.Н.Леонтьев. – М.: Педагогика, 1983. – Т.1. – 392с.

20. Леушина,А.М. Развитие связной речи у дошкольника/ А.М.Леушина // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Издат. Центр "Академия", 1999. – С. 358 – 369.

21. Лурия, А.Р. Язык и сознание/ А.Р.Лурия. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 416с.

22. Ляховская,Ю.С. Особенности словаря старших дошкольников/ Ю.С.Ляховская // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Издат. Центр "Академия",2011. – С. 223 – 226.

23. Максаков,А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок / А.И.Максаков. – М.: Просвещение, 2012. – 160с.

24. Мельников, М.Н. Русский детский фольклор/ М.Н.Мельников. - М.: Просвещение, 1999. – 240с.

25. Недоспасова,В.А. Растем играя / В.А.Недоспасова. - М.: Просвещение, 2002. – 96с.

26.Немов,Р.С. Психология: учебник для студентов высших пед. учеб.заведений: В 3 т. / Р.С.Немов. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – Т.1. – 576с.

27. Новиков, Н. В. Образы восточнославянской волшебной сказки / Н.В. Новиков. Л., 2009. 324 с.

28. Обухова, Л.Ф. Детская психология / Л.Ф. Обухова. М.: Просвещение, 2009. 372 с.

27. Петерс,В.А. Психология и педагогика / В.А.Петерс. – М.: Проспект, 2005. – 304с.

28. Пропп,В.Я. Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки/ В.Я.Пропп. – М.: Лабиринт, 1998. – 512с.

29. Пропп, В.Я. Мофология сказки / В.Я. Пропп. – М.: Лабиринт, 2000. - 315с.

30. Поддьяков, Н.Н. Развитие идей Запорожца А.В. в исследовании творческой активности детей / Н.Н. Поддьяков // Вопросы психологии. - 2005. - №3. - С.113-117.

31. Пропп В.Я. Структурное и историческое изучение волшебной сказки /Фольклор и действительность. М. 1996. - 325 с.

32. Родари Дж. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. М.: Прогресс, 1998.

33. Романенко А.К вопросу об антропоморфизме и анимизме в детской х







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.