Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Скаутмастер и комитет взрослых





 

Может ли скаутмастер руководить большой группой без помощи взрослых? Нет, эффективно нет.

Ранее говорилось о деятельности комитета большей группы скаутов как модели малой группы. Теперь мы рассмотрим механизм взаимодействия скаутмастера с комитетом взрослых, или комитетом поддержки. Скаутмастер является членом этого комитета, состо­ящего только из взрослых людей и помогающий ему руководить отрядом, вести финансовые дела, работать с родителями. Каждый член комитета имеет свою задачу:

• организует взрослых для помощи скаутам, собирает деньги;

• подбирает кандидатуры лидеров;

• помогает отряду в налаживании контактов:

• отвечает за реализацию той или иной программы.

Никакой скаутмастер не мог бы сделать всего этого один. Комитет поддержки может быть большим или ма­леньким, с опытом или без опыта, долг же скаутмастера - всегда иметь с ним прямую связь. Как эта работа осуществляется?

Прежде всего необходимо уточнить: скаутмастер не работает в комитете, а только вместе с ним. На заседаниях обсуждаются идеи, планы, прини­маются решения - и обязательно совместно. Ваша общая цель - объединить усилия. Помните, что так же, как и вы, младшие лидеры тоже руководят программой, и комитет взрослых должен помочь им в этом. Полноценная работа скаутмастера немыслима без поддержки, но лучше всего обращаться уже с кон­кретными просьбами:

• собрать средства;

• помочь с транспортом;

• наладить контакт с родителями;

• организовать поход и т.д.

После того, как все в комитете изъявили желание работать, скаутмастер, не навязывая своих решений, дает возможность комитету действовать самостоятельно. Если дела идут медленно, не стоит поддаваться соблазну все сделать быстро самому: скаутмастер должен работать спокойно и, как было уже сказано, и постоянном контакте со всеми членами комитета. Скаутмастер способствует тому, чтобы комитет, он лично, лидеры патрулей всегда работая вместе, ото же время могли действовать и отдельно: такая возмож­ность самостоятельной работы скаутмастера, патруль­ного лидера и комитета поддержки характеризует отряд как здоровую, полноценную организацию.

Лучший резерв отрядного комитета - это родители скаутов. Как-то один из скаутмастеров сказал: " Что может, быть естественнее, чем работать о комитете того самого отряда, где участвует, ваш сын!"

 

Имя группы

 

Имена, или названия, скаутских патрулей могут быть очень разнообразными, но необходимо, чтобы они соответствовали потребностям и интересам ребят и представляли характерный портрет группы. Сам процесс выбора названия-имени должен быть демократичным и интересным. Поскольку важнейший принцип существования Скаутинга - жизнедеятельность в непосредственном контакте с природой, важно отметить, что большин­ство названий малых групп взяты из окружающей природы, ее элементов и явлений. В Скаутинге категорически отвергаются имена, привносящие политическую окраску, а также имена собственные. Широко распространены названия растений, живот­ных или связанные с исторической, трудовой и реальной деятельностью людей.

Выбор имени - это своего рода предрасположение ко всей группе, как ее портрет. Название вашей группы - это не стремление к высокому полету, но и не простая формальность. Скаутское имя живет годами, оно отражает положе­ние группы, ее устремления, желания, характер и одновременно выражает дело. Ребятам бывает трудно найти имя для своей группы, которое было бы оригинальным и от­вечало бы их желанию. И тем не менее группа должна выбрать его самостоятельно, с уче­том национальных традиций, времени, места, да еще чтобы сам процесс выбора стал ей интересен. Период поиска имени является своеобразным психологическим тестом-игрой. Например, предложите вниманию ребят картину с изображением птиц, зверей, растений и попросите их ответить на вопросы: "Что нравится тебе больше всего? Какое изображение подошло бы в качестве имени для твоей группы?" и т. д. По анализу ответов можно судить об интересах ребят, об их самооценке и желаниях видеть у себя определенные личностные качества и, конечно, выявить мнение большинства в отношении избрания имени.

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СКАУТОВ

В данной главе мы коротко проследим, каково содер­жание жизни Всемирной Организации Скаутского Движения.

Ведущие направления деятельности определяются целью Скаутинга как воспитательного движения и сформулированы достаточно четко в Конституции: физическое, духовное, социальное, интеллектуальное развитие личностного потенциала каждого скаута.

 

Духовное развитие

 

Прежде всего, один из основных принципов Скаут­ского Движения - Долг перед Богом.

Вполне возможно, что для многих из вас этот важней­ший момент человеческой жизни не совсем понятен, но если вы решили стать скаутом, то должны занимать здесь четкую и ясную позицию. Религиозному воспитанию в Скаутинге придается громадное значение. Это самая большая ответствен­ность из тех, что лежит на лидере скаутской группы. Каждому лидеру в Скаутинге надлежит осознать важность религиозной политики, правильно ее пони­мать, а затем и помочь в этом другим ребятам, своим воспитанникам. Следует иметь в виду, что Скаутинг по своей сути не является религиозной организацией в обычном смысле этого слова. Все скаутские группы открыты как для верующих, так и для тех, которые в настоящее время не исповедуют никакой религии. Однако в этой открытости есть одно жизненно важное ограничение. Для атеиста, который отрицает существо­вание Бога, ясно, что он не может искренне, честно дать скаутское Обещание, которое в обязательном порядке включает Долг перед Богом. Таким образом, атеист не может быть скаутом. Но всякий, кто верит в Бога как высшее существо пусть даже не строго, как вы или я, если его сердце открыто к восприятию и он искренне ищет правду, стремится к ней, не отвергает яростно Бога, приним­ает скаутское Обещание и Закон становится скаутом.

Необходимо отметить, что язык скаутского Обещания не всегда является подходящим для какой-то религии, и дающий Обещание может использовать в нем слова, соответствующие его собственной религии. О таких ситуациях поведение лидера характеризуется исключительной корректностью. Конечно, скаутское Обещание - не самоцель, тем не менее в наших условиях оно нацелено на духовное, нравственное развитие детей и молодежи, а произно­сящий его говорит о своем стремлении к такому развитию.

Религиозная политика Скаутских Ассоциаций состоит в том, чтобы каждый скаут стремился:

• приложить все усилия для прогресса в осозна­нии и соблюдении Обещания, с целью сделать все зависящее от, него в выполнении Долга перед Богом и своей страной;

• принадлежать к какому-то вероисповеданию;

• исполнять ежедневно обряды и практику той религии, которую он исповедует.

Долг всех скаутов - в этом процессе поощрять каждого члена следовать его собственной религии, а не единой для большинства. Скаутская организация -не миссионерское общество, и никто не накладывал на скаутов обязанность пропагандировать какую бы то ни было религию. На практике обычно этот процесс осуществляется следующим образом. Как правило, все мероприятия, связанные с духовным воспитанием, включают молитвы в начале и в конце совещания или встреч отделения, отряда, патруля. Там, где члены группы представляют различные религии, присутствие на таких религиозных моментах обязательно не для всех: те, кто не участвует в обряде скаутской организации, должны в другом месте исполнять свои религиозные обязанности. Является недопустимым, что в то время, когда один находятся на богослужении, другие прибежали бы на кухню и первыми получили свои порции еды.

Духовное развитие скаутов, несомненно, более объемно и предполагает, что через самодисциплину, самосознание скауты воспринимают высокие мора­льные нормы, ценностные ориентации, понимают окружающий мир, помогают создавать гуманное общество, учатся верить и находят верования в современном мире.

Духовное совершенство в Скаутинге достигается при следующих условиях:

а) развитии самосознания, что означает:

• учиться истинно и глубоко познавать себя,

• учиться желанию познавать себя,

• всегда находить время для самоанализа:

б) правильных отношениях с другими людьми, что означает:

• всегда ставить других на первое место,

• перенимать от других все положительное,

• делиться с другими,

• работать вместе с другими,

• учиться любить других,

• учиться гуманности,

• уважать других;

в) правильных отношениях с окружающим миром, что означает:

• любить окружающий мир,

• учиться видеть и чувствовать окружающий мир,

• постоянно заботиться об окружающем мире,

• быть заинтересованным во всех событиях, которые происходят в нашем мире,

• видеть правду и справедливость,

• видеть добро и красоту,

• ценить достижения, любознательность и умение удивляться,

• учиться наслаждаться музыкой, живописью и поэзией.

Духовно развитый человек должен:

• знать ответ на вопросы: "Почему?", "Почему да?", "Почему нет?";

• знать, что обозначает то или другое явление;

• уметь открывать высшие ценности;

• уметь найти пути самосовершенствования.

Какие возможности предоставляет Скаутинг для духовного развития молодежи?

На этот вопрос отвечают Обещание и Закон скаутов, где говорится: каждый должен стремиться к совер­шенствованию и быть в дружбе с собой, с другими людьми, с духовным миром и Богом. Утверждение этих моральных норм как основных в жизни скаутов поможет детям и молодежи в поиске и принятии позитивной ответственности за формиро­вание высших идеалов. Скаутинг предоставляет эффективное начало в ориентации и выборе общечеловеческих ценностей. Скаутское Движение поощряет и развивает те отно­шения, которые соответствуют вашим потребностям как скаутов. Прогрессивным является то, что Движение дает возможности для упражнений в сознательной дисцип­лине, принятии на себя ответственности. В скаутских группах можно обучаться лидерству, заслужить право быть примером для других. Скаутская деятельность удовлетворит многие другие ваши духовные потребности. Скаутинг вовлекает, каждого в корпоративную активность, которая соответствует желанию всех. Он предлагает бережное отношение и к личному чувству, и к коллективному мнению. Работать вместе с другими, брать на себя инициативу, выбирать решения, принимать ответственность за нравственное поведение-это все есть специфический вклад Скаутинга в духовное развитие детей и молодежи.

Одобрение, понимание и оценка окружающего мира, широкое его осмысление прослеживаются во всем: каждая программа должна соприкасаться с природой, окружающей средой, быть экологически цельной и духовно насыщенной. В этом Скаутское Движение занимает определенную, сознательную и ценностную позицию. Скаутинг оказывает помощь в формировании терпимости, гуманности, интегрирует ус­ловия для такой совместной работы. Каждому скауту лидер обязан оказывать по­мощь в развитии духовных и общечеловеческих качеств, поощряя его к коллектив­ному творчеству.

 

Социальное развитие

 

Подготовка детей и молодежи для широкой социаль­ной деятельности - одна из важнейших целей Скаут­ского Движения. В Конституции Всемирной Организации Скаутов -основном законе - об этом говорится в самом начале: "Целью Скаутского Движения является содействие развитию молодых людей в достижении их полного интеллектуального, общественного и духовного потенциала, воспитание их как личностей, как ответ­ственных граждан и как членов местных, националь­ных и международных сообществ". Конституция также утверждает, что "все члены Скаутского Движения должны быть верны скаут­скому Обещанию и Закону, которые выражены языком соответствующей культуры каждой Нацио­нальной Скаутской Организации, утвержденными Всемирной Конференцией, и основываются на прин­ципах Долга перед Богом, перед другими и перед собой". Данные принципы были и остаются всегда фунда­ментальными в деятельности всех без исключения Национальных Скаутских Ассоциаций.

Социальное развитие личности прежде всего пред­полагает наличие у детей и молодежи способности к взаимодействию с другими людьми. В каждой малой группе, отмечал Баден Пауэл, необходимо учиться совместной работе вместе с другими, уважению других, помощи тем людям, которые в этом нуждаются. Сегодня, когда в мире так активно идут интеграцион­ные процессы, умение человека взаимодействовать с окружающими приобретает особую значимость. Очень часто мы больше обращаем внимание на интеллектуальное и физическое развитие детей и совсем не учим их социальному общению. В современной маленькой семье такая практика затруднена, дети не имеют возможности обучаться социальной адаптации, показывать, доказывать и размышлять вместе с другими, понимать поведение других и приспосабливать свое собственное пове­дение к нормам общественной жизни. Скаутское Движение играет важную роль в социаль­ном развитии молодых людей, и в основном проис­ходит это в малых группах.

Работа в группе требует навыков социального контакта от каждого ее члена, а совместная деятельность зави­сит от мастерства, позиции и ценностных ориентации индивидуальностей. Скаутинг подчеркивает важность как индивидуаль­ного, так и общественного, социального развития. Понятие "социальное развитие", или "общественное развитие", обозначает определенный уровень способ­ности к взаимодействию индивида в группе и в ситуа­ции "один на один", способности приходить к опреде­ленным соглашениям (консенсусу) в социальной среде.

Социальное становление происходит там, где совершенствуются способности:

• понимать и уважать других людей;

• адаптировать свое поведение к поведению других людей;

• помогать людям, а значит и надеяться на их помощь;

• работать вместе с другими людьми.

Социальное развитие вырабатывает и совершенствует:

• умение выступить перед другими;

• умение выражать свои мысли и чувства;

• умение объяснять поведение других людей;

• умение контролировать собственное поведение.

Социальное развитие позволяет:

• быть открытым для дружбы и товарищества;

• уважать человеческие ценности;

• понимать все разнообразие человеческого опыта;

• познавать и признавать важность объединенных усилий в качестве ведущего фактора прогресса.

К изложенному следует добавить, что социальное развитие возможно лишь тогда, когда есть взаимодействие, которое стимулирует общественное развитие ребенка во всех направлениях. В Скаутинге существуют различные пути и формы совершенствования этого процесса, и он, как мы уже говорили, предоставляет неограниченные возмож­ности для социализации молодых людей, так как его концептуальный подход - актуализация всех ресурсов индивида и окружающей среды для социальной адаптации личности и ее комфортного интегрирования в окружающий мир.

Во многих случаях жизнедеятельности человека практика социального развития имеет такие же направления, как и программы Скаутского Движения. Взаимодействие, сотрудничество всегда было присуще' людям, но сознательное взаимодействие начинается лишь с совместной работы в группе. Скауты учатся работать в патрулях, где, общаясь друг с другом, расширяют свой кругозор, приобре­тают навыки социального общежития. Всеми базовыми документами Скаутинг подчеркивает, что жизнь скаутов в большинстве Национальных Скаутских Ассоциаций есть постоянный процесс формирования личности, готовой принять ответст­венность за другого и прийти на помощь каждому, кто в ней нуждается, способной дружить, уважать верования и убеждения других и сотрудничать на местном, национальном и международном уровнях. Скаутинг учит, что самым существенным и самым до­рогим для человека являют­ся дружба, товарищество, братство и обязательно чувство милосердия. Его программа более нацелена на сотрудничество и содружество, на воспитание гражданина, но не противопоставление классов, религий, стран и т.д. "Взаимопонимание и взаимодействие, - подчеркивает Скаутинг, - разрушит барьеры между народами и странами и создаст настоящий прочный мир на нашей большой планете".

 

Интеллектуальное развитие

 

Интеллектуальное развитие детей и молодежи - еще одно из направлений активности Скаутинга. Конституция Всемирной Организации Скаутского Движения подчеркивает это в первом параграфе. В настоящем разделе мы рассмотрим основные пози­ции, которые занимает Скаутинг в формировании интеллектуального потенциала молодых людей.

Каждому лидеру Скаутского Движения необходимо понимать, что интеллектуальное совершенство - это способности индивида адекватно ориентироваться в окружающем мире и принимать в различных ситуа­циях наиболее правильные решения. Концепция интеллектуализации личности несколько отличается от других концепций культурального развития, но является фундаментом прогресса, так как личность проходит через различные фазы способ­ности размышлять. Термин "интеллектуальное" связан с понятием "ин­теллект", которое означает способность разумно воспринимать, понимать, различать, адаптироваться к новым проблемам и обстоятельствам, практике и опыту, быстро реагировать на новые ситуации и трудности и правильно решать их.

Интеллектуальное становление ребенка - это прогрессирование способностей к различным умственным операциям.

Интеллектуальные функции мозга в состоянии выражать различные функциональные связи, такие, как:

• ассимиляция информации (объяснение, толкование того, что ты видишь, слышишь, чувствуешь);

• сохранение информации (что помнишь, вспоминаешь):

• информирование (комбинирование и обобщение информации, снижение и увеличение уровня информированности и т.д.);

• обмен информацией;

• передача информации (разговоры, переписки и т.д.).

Скаутинг предлагает важные элементы для интеллек­туального развития личности, которое включает тренировку таких способностей, как:

• наблюдательность;

• восприятие и понимание; память;

• прогнозирование будущих перспектив;

• генерирование и обобщение идей и решений;

• суждение (правильно или неправильно, плохо или хорошо);

• анализ планирования курсов и акций, их осущес­твление в обществе.

Прежде всего необходимо отметить, что сама скаут­ская практика дает неограниченные возможности для этого.

Практические навыки, система взаимоотношений, нравственные принципы Скаутинга, являющиеся фундаментальными в системе скаутской деятельности, всемерно способствуют интеллектуальному формированию индивида. Скаутинг есть средство интеллектуальной адаптации каждого ребенка и каждого молодого человека к процессам, происходящим в обществе, к динамике постоянно изменяющегося мира. С другой стороны, интеллектуальный уровень лич­ности постоянно обогащается жизненной практикой, которую, несомненно, дает Скаутинг. В основе любого вида деятельности Скаутинга лежит принцип полезности, разумности, всестороннего осмысления, что, безусловно, совершенствует интеллект каждого участника Движения.

 

Физическое развитие

 

Скаутинг как образовательно-воспитательное движение использует в своей работе активные методы физичес­кого развития личности.

Биологически человек является активным существом. В результате длительного процесса эволюции поя­вился живой организм, потребностью которого стала жизнь в ассоциациях, совместное владение средст­вами существования. Но даже эволюционировав, человек остался частицей природы, и поэтому мы должны постоянно отвечать требованиям биологической сути нашего организма, знать важные сведения о нашей физической активности. В поисках пищи первобытные люди были вынуждены много ходить пешком, бегать, прыгать, лазать, висеть, подтягиваться, метать и т.д. Физическая активность предков, которая, несомненно, способст­вовала процессу эволюции человека, является богатей­шим наследством для каждого из нас.

Скаутинг уделяет громадное значение накоплению физических сил ребенка. Этому подчинены все скаутские мероприятия, кото­рые наилучшим образом служат укреплению моло­дого организма, способствуют механизму адекватной моторики, свободе движений, ритмике и грации, рациональному распределению энергии. Скауты используют самые разнообразные физические упражнения: прыжки, бегание, лазание, плавание, метание, подтяги­вание и др.

Но успехи в физическом разви­тии скаутов возможны тогда и только тогда, когда есть комплексная программа физи­ческого совершен­ствования ребенка и предпринима­ются все усилия по ее реализации. Результатом чего является выработка умения снять напряжение, релаксироваться и умении сопротивляться, сдерживаться и преодолевать. Наконец, удовлетворение от собственного здорового тела и духа - это важнейшее условие индивидуаль­ной активности, залог правильного функциониро­вания живого организма. Мускульная активность живого тела играет не последнюю роль в жизни ребенка. Прыжки, бег, активные (подвижные) игры приводят в действие ис сложнейшую систему человеческого организма. Такая деятельность, естественная и разнообразная, призвана постоянно совершенствовать биологически жизненные силы детей и молодых людей.

Уровень проявления физических способностей зависит от ряда условий:

• от возраста;

• от собственной активности человека:

• от особенностей биологического строения.

При возрастной классификации физического состоя­ния выявляются наиболее общие критерии по хронологии, физиологии и психологии возраста:

• хронология возраста включает календарные годы и месяцы:

• физиология - рефлексы и рефлекторные отношения;

• психология - психические особенности возраста и стадии индивидуального приспособления к жизнедеятельности.

Скаутский лидер обязан знать и учитывать это при составлении плана мероприятий группы, применять свои знания в отношениях с каждым членом группы. Скаутинг, который не мыслим без физической активности, может принести неоценимую пользу для его членов, которая заключается в:

• достижении своего полного жизненного потенци­ала, соответствующего определенному возрасту;

• готовности к своему дальнейшему всестороннему развитию;

• умении на практике применять физические навыки; 1 умении получать удовольствие от своего здоровья, чувствовать себя здоровым;

• возможности испытывать потребность в пище;

• возможности избегать вовлечения во вредные привычки: алкоголь, курение, наркотики:

• возможности учиться использовать свою физическую энергию и находить выходы для снятия психоло­гических стрессов;

• возможности учиться пользоваться багажом соци­ального развития;

• умении понимать изменения в развитии своего организма;

• умении получать пользу от регулярной деятель­ности.

Как мы видели ранее, ведущим принципом Движения является деятельность "вне стен", на открытом 1юздухе. Вполне понятно, что любые такие прог­раммы включают физические упражнения. Туризм, путешествия и другие активные формы жизни, общественно-полезная деятельность обяза­тельны для Скаутинга. Сейчас это особенно необходимо и важно для всех членов-скаутов в нашей урбанизированной малопод­вижной жизни. К тому же физическая активность вне стен роднит вас с природой. Туризм, следопытство, путешествия - неотъемлемая часть Скаутинга с момента его зарождения. Именно здесь используется весь жизненный багаж молодого человека, деятельность на природе дает возможность частично удовлетворять потребности молодежи в романтике и приключениях. Но процесс вовлечения в эту деятельность опреде­ляется физическим состоянием того или иного скаута, его личного опыта. Обучение скаутов навыкам туризма должно прохо­дить при соблюдении мер безопасности, при наличии необходимых средств и при сохранении здоровья каждого обучающегося. Целеустремленность, умение не отступать перед трудностями и бороться до конца, жажда победи - все эти качества, столь нужные и полезные каждому скауту, воспитывает Скаутинг, в программах которого изначально заложен тот активный образ жизни, который должен стать потребностью для всех его членов.

СКАУТСКИЕ ПРОГРАММЫ

Рассмотренные направления деятельности скаутов всесторонне реализуются через скаутские программы.

Лидер скаутов должен знать, каковы основы планиро­вания программ, где прежде всего должны быть учтены образовательно-воспитательные принципы, а где специфика возрастного развития или логика социального развития общества. При составлении программы лидер обязан соблюдать следующие условия:

• понимать, принимать и действовать в соответствии с потребностями скаутов;

• использовать восемь элементов-требований, которые являются сущностными в жизни скаутов (об этом смотрите ниже);

• планировать программы в соответствии с Фундамен­тальными принципами Скаутинга.

Создание самых разнообразных программ должно основываться на двух главных положениях:

а) максимально удовлетворять потребности ребенка, признавая, что каждый ребенок - индивидуаль­ность, имеющая свои тенденции развития. Это означает, что программа работы скаутского пат­руля должна соответствовать интересам каждого из его членов. То, что для одного является самым желанным, для другого может быть второстепенным, способности одного могут значительно отличаться от способностей другого;

б) способствовать постепенному интегрированию скаута в общество, что можно осуществить, поощ­ряя молодого человека к саморазвитию, позволяя ему демонстрировать свои знания и навыки, способ­ность к адаптации, используя при этом источники социального взаимодействия, сотрудничества и весь авторитет лидера.

Далее перечислим обязательные позиции, вытекаю­щие из основных принципов Скаутинга, которые вы никогда не упускайте из виду при построении скаутских программ:

• Цель - это то, что вы думаете делать!

• Последовательность - это необходимость опреде­ления долгосрочных и краткосрочных планов.

• Тема - это предмет изучения или научения, это процесс постижения всевозможных навыков.

• Удовлетворение - это основной интерес для скаута, то что является приоритетом в работе лидера.

• Разнообразие - залог успеха программы при уникальности каждой из них.

• Кульминация - планирование наивысшей точки, достижение ее и релаксация.

• Баланс - все составляющие программу мероприятия должны быть рационально распределены.

• Источники - использование всех имеющихся на местах данных для эффективной работы скаутов.

Важно, чтобы для вас стало правилом всесторонне анализировать процесс делания проектов.

Любая программа, над которой вы работаете, должна учитывать восемь базовых элементов - требований, имеющих непосредственное отношение к Закону и Обещанию.

1) Деятельность на природе является наиболее важным условием объединения в Скаутинге, что позволяет испытывать чувства приключения, романтики, уверенности в себе, предоставляет широкие возмож­ности для реализации практических дел.

2) Игра должна быть использована всегда в скаутских программах и в любом возрасте как неотъемлемое условие разностороннего развитии личности.

3) Индивидуальный выбор - непременное условие для раскрытия всего потенциала человека, что крайне важно учитывать при создании скаутских программ. Ребенок сможет правильно ориентироваться в жизни только тогда, когда под вашим чутким руководством он научится понимать и оценивать свои собственные симпатии и антипатии. Скауты всегда должны иметь возможность для персонального выбора - по каким программам работать, какими тестами проверять свои навыки, выбирать виды работы, игры, религиозные обряды, систему поощрений, решать самостоятельно финансовые вопросы.

4) Церемонии и традиции - каждая скаутская встреча предполагает определенную церемонию открытия и закрытия; традиционно скаутские встречи-совещания бывают очень короткими, простыми и корректными. Молитвы как своего рода традиции, связанные с вероисповеданием, как необходимый ритуал должны помочь определиться в жизни, в духовном устрем­лении скаута, в признании истинных ценностей повседневной жизни.

5) Призыв (клич, девиз) в дружеской манере помогает ребятам настроиться, собраться, взбодриться духом,- он наполнен добротой, верностью, дружбой, задором и непременно должен быть признан обществом.

6) Практический труд (ручной труд) присутствует в любой программе скаутов, он позволяет обучаться всевозможным навыкам и умениям.

7) Самовыражение - необходимое условие, без кото­рого также немыслимо воспитание личности. Часть мероприятий каждой программы призваны помочь скауту выработать уверенность в себе и способ­ность к самооценке и общению с другими.

8) Поощрения - всякая программа должна стимули­ровать ребенка к достижению успеха. Именно это дает шанс каждому удовлетворить свою потреб­ность быть полезным обществу и в конечном счете позволяет испытывать чувство гордости за самого себя.

Знания приходят с опытом, но при планировании вам надо помнить пять принципиальных положений, с каким бы вы возрастом не работали, какие бы вы программы не составляли; эти своеобразные пять "золотых" правил дидактики Скаутинга заключаются в следующем:

1. Соблюдение шума, который так естестве­нен для молодых; умело организованные звуко­вые эффекты позволят избежать беспорядоч­ного шума; дайте ребятам возможность быть счастливыми, держите организованный процесс под контролем до тех пор, пока ребята не насладятся им.

2. Соблюдения "безопасности", в основе которой лежит принцип "паровоза". Дело в том, что в мальчиках и девочках быстро накапливается энергия, а значит увеличивается давление, и, если вы не выпустите вовремя пир через спасательные клапаны, они могут разрушить все ваши планы.

3. Соблюдение равновесия - это должно происхо­дить легко, с улыбкой, энтузиазмом, при полном, соответствии настроениям скаутов и собствен­ного настроения

4. Поощрения – очень хорошо, если вы чаще будете говорить детям комплименты, конечно, имея на то основания, это вдохновит их: они будут стараться делать еще лучше. Ребята должны чувствовать себя преуспеваю­щими, испытывать душевный подъем, а не разочарования, которые могут привести к потере интереса.

5. Эмоции - очень часто лидеры заставляют. себя подавлять эмоции и стараются подавить их в детях. Не бойтесь детских эмоций! Помните, что часто дети не выражают словами своего признания, о признании говорит блеск их глаз, а это - лучшая оценка вас и вашей работы, это - залог будущего успеха.

Планирование всегда нацелено на приобретение скаутами опыта взаимодействия с: окружающей средой, щедрого духовного потенциала, опыта приклю­чений, предлагающих удовольствие и эмоциональные переживания, и т.д. Другими словами, дайте все для юной любознатель­ной личности. Вам нужно помнить, что все запланированные меропри­ятия должен пронизывать принцип удовольствия. Удовольствие - это целый комплекс возможностей, которые необходимо использовать для достижения определенных целей. Движение и удовольствие - именно па это вы ориентируетесь в любом пункте программы, именно эта связка позволяет делать многое, что невозможно сделать никакими другими способами.

Скаутская программа всегда очень гибкая! Только тогда она позволит каждому скауту разви­ваться в подходящем для него ритме, добиваться успеха на своем поприще и испытывать удовлет­ворение от достигнутого.

- Никогда не высказывайте ребятам свои сомнения относительно их возможностей, не спрашивайте их: "Вы умеете это делать или нет?"

- Организуйте дело таким образом, чтобы эти навыки проявились в их активности.

Истинное гражданство, постижение жизни, радость творчества, успешный результат, испытания и приклю­чения, хорошая программа - это не то, что вы делаете для скаута, это то, что Скаутинг делает для скаута.

ПЛАНИРОВАНИЕ В СКАУТИНГЕ

Планирование, конечно же - одна из сложнейших проблем в деятельности скаутского лидера, как вы убедились на своей собственной практике. Попытаемся проанализировать механизм процесса с позиций менеджмента.

Планируем победу

Ни одна общественная организация, которая стремится:

• укрепить свое положение в обществе,

• увеличить численность своих сторонников,

• разработать молодежные программы, отвечающие особенностям любого этапа,

• повысить качественный уровень подготовки членов,

• установить тесные контакты с другими институ­тами, способными организовать поддержку,

• стать современной и одновременно имеющей свои собственные традиции организацией,

• обеспечить высокий профессиональный уровень,

• постоянно улучшать свое финансовое состояние,

НЕ МОЖЕТ СУЩЕСТВОВАТЬ, если она живет сегодняшним днем. Ей необходимо четко определить:

• свои цели,

• основные направления концентрации усилий,

а для этого организовать деятельность в соответствии с ответами на три вопроса:

- Что делать?

- Как делать?

- Когда делать?

Процесс, который позволяет сделать работу органи­зации более эффективной и динамичной, называется планированием. Он включает:

• определение основных целей работы, вытекающих из задач организации и ее положения в обществе:

• постановку (отдельно для каждого направления деятельности) четких и ясно сформулированных задач в рамках основных целей;

• выработку системы показателей работы органи­зации, которые позволили бы оценить, насколько выполнены поставленные задачи;

• составление плана действий, где бы четко опреде­лялось, что необходимо сделать для реализации каждой задачи (действия, мероприятия, челове­ческие ресурсы, финансовые и технические средства);

• оценку полученных результатов.

Для того чтобы организация работала в верном направлении и четком ритме, необходимо каждому ее члену иметь ясное представление о том, какие поставлены задачи. Основные направления деятельности должны строго соответствовать этим задачам и ряду принципов, важнейшие из которых заключены в следующих вопросах:

• Насколько выполнение этой задачи будет способствовать достижению конечных целей?

• Соответствует ли задача основным принципам организации?

Правильная постановка основных задач позволит добиться наилучших результатов, обеспечив высокую эффективность ее деятельности. Для того чтобы предвидеть будущее, нужно иметь четкое представление о настоящем. Поставленные цели (ориентированные на достижение определенных результатов) должны основываться на оценке реальной ситуации. И чем правильнее этот анализ, тем легче сформу­лировать реальные и верно поставленные задачи; именно поэтому анализ текущей ситуации должен проводиться до построения каких-либо планов. Охватывая все аспекты деятельности, анализ тем не менее не должен изобиловать ненужными подроб­ностями, поскольку в таком случае может быть неверно оценена сложившаяся ситуация и не учтены значимые характеристики группы.

Основное внимание при анализе обратите на:

• определение сложившейся ситуации (включая анализ сильных и слабых сторон организации), имеющей отношение к проведению мероприятий, к результатам деятельности, к ее численности и т.д.;

• оценку результатов деятельности за последние несколько лет, а также заключение о том, насколько эти результаты соответствуют первоначально спрог­нозированным.

Например, могут быть проанализированы такие показатели, как:

• увеличение (уменьшение) численности организации;

• нов<







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.