|
В третьем параграфе «Особенности социологического изученияподростковой социальной группы» автор доказывает, что во многом изучение досуговых практик предопределяется современной спецификой развития и социализации подросткового возраста. Подростковый возраст является одним из наиболее критических периодов онтогенеза и связан с кардинальными изменениями в сфере сознания, поведения и в процессе взаимодействия с другими людьми. В современной общественной науке нет единого подхода к определению границ этого периода. Дать точное определение подростковому возрасту сложно по ряду причин, одной из которых является то, что каждый человек переживает данный период по-своему, в зависимости от индивидуального, физического когнитивного и эмоционального созревания, а также от обстоятельств историко-социальной ситуации общества. По международной классификации 1,2 млрд. человек в составе населения планеты- это люди в возрасте 10-19 лет, сюда входит и изучаемая группа. В России по состоянию на 2010 г. эта цифра составляла 6,610 млн. человек – это 4,6% от общего населения. Отмечается стабильность численности этой группы, к концу 2012 г. в России детей в возрасте от 10-14 лет насчитывалось 6,638 млн. 10 В отличие от детей младшего возраста подростки, как правило, сильнее, здоровее и более эмоционально устойчивы, большинство из них уже успело пройти через начальный этап образования и воспитания. Современное качественное и соответствующие жизненным потребностям образование наделяет подростков обоих полов необходимым уровнем знаний и навыков, вселяет в них уверенность, что они смогут справиться с глобальными вызовами нашей эпохи. 10 - 12 лет по международной классификации считается ранним периодом взросления. Ранний подростковый возраст является в определенной степени отрезком жизни, в течение которого дети располагают безопасным и чётко очерченным пространством для самостоятельных практик, в которых они смогут освоиться с переживаемой ими трансформацией познавательных и эмоциональных способностей, половым и физическим созреванием. У мальчиков склонность к импульсивному 10 Официальная статистика. По данные Федеральной службы государственной статистики. Дата обращения: 17.01.2013. [http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/#] поведению и некритическому мышлению сохраняется дольше, чем у девочек. Эти значимые различия в поведении требуют отдельного рассмотрения. Именно в данный период подростки обоих полов начинают отчётливее осознавать свою половую принадлежность и могут вносить изменение в своё поведение или внешний вид для того, чтобы соответствовать групповым нормам. Поздний подростковый возраст охватывает примерно рамки от 13 - 15 лет, происходят дальнейшие изменения психики, значительный шаг вперед делает аналитическое и рефлексивное мышление. К другим особенностям возраста относится своеобразие среды его протекания: родительская семья и среда, как правило, не является приоритетным центром проведения досуга для старших подростков. Подавляющее большинство из них предпочитают проводить свободное время в компании сверстников. Мнение сверстников имеет огромную важность, особенно на раннем этапе, оно постепенно теряет значимость только в молодежном возрасте, когда подростки определяются со своей личностью и взглядами, и обретают большую уверенность в себе. Что касается отечественной науки, то подростковый возраст - период онтогенетического развития считается с 10 до 14 лет у девочек и с 11 до 15 лет у мальчиков. Переходный возраст характеризуется началом функционирования половых желез и перестройкой в деятельности практически всех функциональных систем организма, что ведет к заметному напряжению регуляторных механизмов с предрасположенностью к различным нарушениям здоровья. Подростковый период сопровождается кратковременным бурным ростом тела в длину, определенными изменениями в обмене веществ, преобладанием в центральной нервной системе процессов возбуждения над процессами торможения. Негативные проявления поведения подростков заключаются в вероятности причинения серьёзного и регулярного вреда, особенно здоровью, вследствие чрезмерного потребления алкоголя, наркотических веществ, курения. Автор придерживается мнения, что девиации этого возраста связаны, прежде всего, с желанием экспериментировать, примеряя на себя социальные роли взрослых, стремлением рисковать. Автором не рассматриваются девиантные формы как досуговые практики по причине того, что в подростковой среде курят и пьют исключительно в компании, удовлетворяя свою потребность в общении и протестную установку попробовать «запретный плод». В этом состоит отличие от взрослых, у которых такие формы как алкоголь и курение выступают неким способом развлечения или для снятия эмоционального напряжения, стресса. Подростки также апробируют свои силы и на рынке труда, и в творческой сфере, познают свой внутренний мир, и формируют свою мировоззренческую культуру, а кроме того, начинают принимать активное участие в преобразовании окружающей их жизни. Несмотря на указанные риски, подростковый возраст – это время возможностей и перспектив. С возрастом у подростка меняется познаваемое пространство: от двора до микрорайона и некоторых объектов города и региона. Также у подростков появляются субъективно значимые места города, с которыми связаны какие- либо личностно важные сферы жизни или общения, появляется устойчивое желание на проведение части своего времени в публичных местах. Важным фактором влияния на процессы взросления подростков является особая урбанизированная среда, которая предоставляет подростку потенциально широкие возможности выбора круга общения, ценностей, стиля жизни, а, следовательно, и возможностей самореализации и самоутверждения. Автор полагает, что новые досуговые практики подростков в определенной степени являются реакцией на разнообразие современных средств для осуществления процесса коммуникации в городской жизни. Современные формы досуга отражают не только возрастные особенности подростков, но и их территориальную дифференциацию, специфику социокультурной среды, уровень жизни. Скорость изменений городского пространства влияет на темпы преобразований_ _ структуры, качества, мобильности досуга молодого поколения, как одной из наиболее восприимчивых к трансформациям групп. Автор прослеживает такую зависимость на примере увлеченности компьютерными играми. Еще в 2009 г. одной из любимых форм досуга подростков-юношей были игры в различных интернет-клубах, кафе. По прошествии трех лет эти места не посещаются ими в связи с развитием домашнего Интернета и онлайн игр. Одновременно подростки активно осваивают территории торгово-развлекательных центров, точек питания с бесплатным Wi-Fi. Во второй главе «Досуг подростков в современном российском обществе: традиционные и новые практики» автор рассматривает содержание и инфраструктуру подросткового досуга и определяет место в его структуре новых форм, таких как Интернет - практики, компьютерные игры. В первом параграфе подробно проанализированы досуговые предпочтения современных городских подростков и их эволюция. Автор выявляет основные тенденции в развитии досуга городских подростков. Среди форм досуга молодежи Москвы первое место занимают практики с использованием Интернет-технологий _______(79%), а в других регионах данный вид досуга «ниже» при ранжировании, чем прослушивания музыки (60%) и практически равен просмотру телевизионных передач (50%). (ДДОО-2010) Стабильное место в структуре досуга занимают традиционные досуговые практики взаимодействия (для их обозначения автор предлагает термин «интеракционные») - проведение времени с друзьями, встречи- свидания с ровесниками другого пола, общение в кружке, секции, клубе, а так же общение по телефону. Апробация новых для подростков ролевых моделей проходит с помощью активных форм досуга: традиционных - спорта, детских компаний, организаций; и современных - городских квестов, флешмобов, походов в торгово – развлекательные центры и.д. Что касается чтения книг (не учебников), то здесь наблюдается четкое снижение доли читающих: в 1998 г. - 49,1%, а к 2012 г. - 34,1%. Активные виды деятельности занимают также немалое место в жизни современного подростка: любят спорт 45%, бывают на природе 33%. Общественная деятельность практически не интересует подростков: участвуют в демонстрациях и митингах всего 4%. Традиционным формам досуга, таким как поход в музей, театр, на выставку и др. уделяется значительно меньше времени, нежели простому времяпровождению с друзьями. (ИП-2012) Основным каналом получения информации остается телевидение для 76% городских юных жителей, но Интернет успешно стремится «догнать» его (74%). Молодые люди предпочитают юмористические, познавательные и развлекательные программы, на телеэкране хотят видеть знаменитых и успешных людей политики, искусства и спорта. Наибольший интерес у группы старших подростков вызывают несколько телеведущих: Анфиса Чехова, Тина Канделаки, Андрей Малахов. (ДСМ – 2012). Автор полагает, что ряд традиционных видов досуговой деятельности заменяются инновационными лишь по форме, при этом в них устойчиво реализуются главные содержательные компоненты этого возрастного периода: потребность в общении со сверстниками и освоение новых ролей. К новым интеракционным формам относятся общение молодёжи посредством социальных сетей, СКАЙПа, ICQ, форумов, электронной почты и так называемых ЖЖ - живых журналов. По мнению автора, нельзя считать, что Интернет сегодня противостоит живому взаимодействию, он дополняет его, переносит его в новую виртуальную плоскость. Подростки, которые проводят достаточное количество времени в Интернет пространстве (общаясь в социальных сетях, занимаясь Интернет-сёрфингом и т. д.) более адаптированы к условиям современных реалий по отношению к окружающим, куда проще, чем подростки, незнакомые с Интернетом, заводят новые контакты. Но, все же, большая часть контактов подростков, которые общаются в социальных сетях, носят виртуальный характер, потому что, обладая кругом знакомых 150 человек или более в социальных сетях, реально он общается с 5-10 знакомыми. В работе выявлены различия в досуговых практиках мальчиков и девочек, а также младших и старших подростков. Так, мальчики больше предпочитают смотреть телевизор и играть в компьютерные игры, заниматься спортом, слушать радио. Девочки чаще, чем мальчики предпочитают проводить время с друзьями, обмениваться информацией по компьютерной сети (общаться в социальных сетях, форумах), слушать музыку, читать книги, контактировать по телефону, именно они ходят в организованные кружки, секции. Младшие дети (10-11 лет) предпочитают смотреть телевизор (60,2%), играть в компьютерные игры (51,0 %), слушать радио, общаться по телефону (36,2%), читать книги (36,2%))(ИП-2012). Старшая группа подростков (12-14) стремится активно обмениваться информацией по компьютерной сети (51,1%), слушают музыку (а не радио), проводят время с друзьями в компаниях (65,8%), а также именно в этом возрасте возникает устойчивая форма досуга: встречи-свидания с девушкой (юношей). (ИП-2012) Но основной вывод из сравнения: новыми видами досуга охвачена вся группа юных жителей мегаполисов. Во втором параграфе «Инфраструктура подросткового досуга в современной России» описывается совокупность материально - вещественных элементов, создающих общие условия для организации досуга подростков в городской среде. Основываясь на позициях П.Сорокина о структуре социокультурных явлений и особой значимости проводников- артефактов в социокультурных явлениях, автор обосновывает понятие «артефактов досуговых практик». К традиционным субкультурным артефактам подросткового досуга отнесены: подростковые журналы, книги, спортивный инвентарь (скейтборд, сноуборд, роликовые коньки), предметы для коллекционирования. К новым субкультурным артефактам отнесены компьютерные игры, карманные приставка (PSP и д.р. гаджеты), смартфоны, MP3 плееры, скиллтон, партворки, комиксы и т.д. При производстве и продаже этих предметов рынок четко ориентируется на потребительские практики подростков: групповые ориентации, стремление к новшествам и риску. Совокупность артефактов дополняют городские досуговые учреждения общего назначения и учреждения, ориентированные на образование, воспитание, социализацию детей. Объекты подросткового досуга расположены более локально, скорее это районы, где проживают дети. В этом просматривается отличие от молодежи, которая при выборе мест свободного времяпрепровождения тяготеет к центрам городов. Таблица №1. Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|