Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







В третьем параграфе «Особенности социологического изучения





подростковой социальной группы» автор доказывает, что во многом

изучение досуговых практик предопределяется современной спецификой

развития и социализации подросткового возраста.

Подростковый возраст является одним из наиболее критических

периодов онтогенеза и связан с кардинальными изменениями в сфере

сознания, поведения и в процессе взаимодействия с другими людьми. В

современной общественной науке нет единого подхода к определению

границ этого периода. Дать точное определение подростковому возрасту

сложно по ряду причин, одной из которых является то, что каждый человек

переживает данный период по-своему, в зависимости от индивидуального,

физического когнитивного и эмоционального созревания, а также от

обстоятельств историко-социальной ситуации общества.

По международной классификации 1,2 млрд. человек в составе

населения планеты- это люди в возрасте 10-19 лет, сюда входит и изучаемая

группа. В России по состоянию на 2010 г. эта цифра составляла 6,610 млн.

человек – это 4,6% от общего населения. Отмечается стабильность

численности этой группы, к концу 2012 г. в России детей в возрасте от 10-14

лет насчитывалось 6,638 млн. 10

В отличие от детей младшего возраста подростки, как правило,

сильнее, здоровее и более эмоционально устойчивы, большинство из них уже

успело пройти через начальный этап образования и воспитания. Современное

качественное и соответствующие жизненным потребностям образование

наделяет подростков обоих полов необходимым уровнем знаний и навыков,

вселяет в них уверенность, что они смогут справиться с глобальными

вызовами нашей эпохи.

10 - 12 лет по международной классификации считается ранним

периодом взросления. Ранний подростковый возраст является в

определенной степени отрезком жизни, в течение которого дети располагают

безопасным и чётко очерченным пространством для самостоятельных

практик, в которых они смогут освоиться с переживаемой ими

трансформацией познавательных и эмоциональных способностей, половым и

физическим созреванием. У мальчиков склонность к импульсивному

10 Официальная статистика. По данные Федеральной службы государственной статистики.

Дата обращения: 17.01.2013.

[http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/#]

поведению и некритическому мышлению сохраняется дольше, чем у девочек.

Эти значимые различия в поведении требуют отдельного рассмотрения.

Именно в данный период подростки обоих полов начинают отчётливее

осознавать свою половую принадлежность и могут вносить изменение в своё

поведение или внешний вид для того, чтобы соответствовать групповым

нормам. Поздний подростковый возраст охватывает примерно рамки от 13 -

15 лет, происходят дальнейшие изменения психики, значительный шаг

вперед делает аналитическое и рефлексивное мышление.

К другим особенностям возраста относится своеобразие среды его

протекания: родительская семья и среда, как правило, не является

приоритетным центром проведения досуга для старших подростков.

Подавляющее большинство из них предпочитают проводить свободное

время в компании сверстников. Мнение сверстников имеет огромную

важность, особенно на раннем этапе, оно постепенно теряет значимость

только в молодежном возрасте, когда подростки определяются со своей

личностью и взглядами, и обретают большую уверенность в себе.

Что касается отечественной науки, то подростковый возраст - период

онтогенетического развития считается с 10 до 14 лет у девочек и с 11 до 15

лет у мальчиков. Переходный возраст характеризуется началом

функционирования половых желез и перестройкой в деятельности

практически всех функциональных систем организма, что ведет к заметному

напряжению регуляторных механизмов с предрасположенностью к

различным нарушениям здоровья. Подростковый период сопровождается

кратковременным бурным ростом тела в длину, определенными

изменениями в обмене веществ, преобладанием в центральной нервной

системе процессов возбуждения над процессами торможения.

Негативные проявления поведения подростков заключаются в

вероятности причинения серьёзного и регулярного вреда, особенно

здоровью, вследствие чрезмерного потребления алкоголя, наркотических

веществ, курения.

Автор придерживается мнения, что девиации этого возраста связаны,

прежде всего, с желанием экспериментировать, примеряя на себя социальные

роли взрослых, стремлением рисковать. Автором не рассматриваются

девиантные формы как досуговые практики по причине того, что в

подростковой среде курят и пьют исключительно в компании, удовлетворяя

свою потребность в общении и протестную установку попробовать

«запретный плод». В этом состоит отличие от взрослых, у которых такие

формы как алкоголь и курение выступают неким способом развлечения или

для снятия эмоционального напряжения, стресса. Подростки также

апробируют свои силы и на рынке труда, и в творческой сфере, познают свой

внутренний мир, и формируют свою мировоззренческую культуру, а кроме

того, начинают принимать активное участие в преобразовании окружающей

их жизни. Несмотря на указанные риски, подростковый возраст – это время

возможностей и перспектив.

С возрастом у подростка меняется познаваемое пространство: от двора

до микрорайона и некоторых объектов города и региона. Также у подростков

появляются субъективно значимые места города, с которыми связаны какие-

либо личностно важные сферы жизни или общения, появляется устойчивое

желание на проведение части своего времени в публичных местах.

Важным фактором влияния на процессы взросления подростков

является особая урбанизированная среда, которая предоставляет подростку

потенциально широкие возможности выбора круга общения, ценностей,

стиля жизни, а, следовательно, и возможностей самореализации и

самоутверждения. Автор полагает, что новые досуговые практики

подростков в определенной степени являются реакцией на разнообразие

современных средств для осуществления процесса коммуникации в

городской жизни. Современные формы досуга отражают не только

возрастные особенности подростков, но и их территориальную

дифференциацию, специфику социокультурной среды, уровень жизни.

Скорость изменений городского пространства влияет на темпы

преобразований_ _ структуры, качества, мобильности досуга молодого

поколения, как одной из наиболее восприимчивых к трансформациям групп.

Автор прослеживает такую зависимость на примере увлеченности

компьютерными играми. Еще в 2009 г. одной из любимых форм досуга

подростков-юношей были игры в различных интернет-клубах, кафе. По

прошествии трех лет эти места не посещаются ими в связи с развитием

домашнего Интернета и онлайн игр. Одновременно подростки активно

осваивают территории торгово-развлекательных центров, точек питания с

бесплатным Wi-Fi.

Во второй главе «Досуг подростков в современном российском

обществе: традиционные и новые практики» автор рассматривает

содержание и инфраструктуру подросткового досуга и определяет место в

его структуре новых форм, таких как Интернет - практики, компьютерные

игры.

В первом параграфе подробно проанализированы досуговые

предпочтения современных городских подростков и их эволюция.

Автор выявляет основные тенденции в развитии досуга городских

подростков. Среди форм досуга молодежи Москвы первое место занимают

практики с использованием Интернет-технологий _______(79%), а в других

регионах данный вид досуга «ниже» при ранжировании, чем прослушивания

музыки (60%) и практически равен просмотру телевизионных передач (50%).

(ДДОО-2010)

Стабильное место в структуре досуга занимают традиционные

досуговые практики взаимодействия (для их обозначения автор предлагает

термин «интеракционные») - проведение времени с друзьями, встречи-

свидания с ровесниками другого пола, общение в кружке, секции, клубе, а

так же общение по телефону. Апробация новых для подростков ролевых

моделей проходит с помощью активных форм досуга: традиционных -

спорта, детских компаний, организаций; и современных - городских квестов,

флешмобов, походов в торгово – развлекательные центры и.д. Что касается

чтения книг (не учебников), то здесь наблюдается четкое снижение доли

читающих: в 1998 г. - 49,1%, а к 2012 г. - 34,1%. Активные виды

деятельности занимают также немалое место в жизни современного

подростка: любят спорт 45%, бывают на природе 33%. Общественная

деятельность практически не интересует подростков: участвуют в

демонстрациях и митингах всего 4%. Традиционным формам досуга, таким

как поход в музей, театр, на выставку и др. уделяется значительно меньше

времени, нежели простому времяпровождению с друзьями. (ИП-2012)

Основным каналом получения информации остается телевидение для

76% городских юных жителей, но Интернет успешно стремится «догнать»

его (74%). Молодые люди предпочитают юмористические, познавательные и

развлекательные программы, на телеэкране хотят видеть знаменитых и

успешных людей политики, искусства и спорта. Наибольший интерес у

группы старших подростков вызывают несколько телеведущих: Анфиса

Чехова, Тина Канделаки, Андрей Малахов. (ДСМ – 2012).

Автор полагает, что ряд традиционных видов досуговой деятельности

заменяются инновационными лишь по форме, при этом в них устойчиво

реализуются главные содержательные компоненты этого возрастного

периода: потребность в общении со сверстниками и освоение новых ролей. К

новым интеракционным формам относятся общение молодёжи посредством

социальных сетей, СКАЙПа, ICQ, форумов, электронной почты и так

называемых ЖЖ - живых журналов. По мнению автора, нельзя считать, что

Интернет сегодня противостоит живому взаимодействию, он дополняет его,

переносит его в новую виртуальную плоскость. Подростки, которые

проводят достаточное количество времени в Интернет пространстве

(общаясь в социальных сетях, занимаясь Интернет-сёрфингом и т. д.) более

адаптированы к условиям современных реалий по отношению к

окружающим, куда проще, чем подростки, незнакомые с Интернетом,

заводят новые контакты. Но, все же, большая часть контактов подростков,

которые общаются в социальных сетях, носят виртуальный характер, потому

что, обладая кругом знакомых 150 человек или более в социальных сетях,

реально он общается с 5-10 знакомыми.

В работе выявлены различия в досуговых практиках мальчиков и

девочек, а также младших и старших подростков. Так, мальчики больше

предпочитают смотреть телевизор и играть в компьютерные игры,

заниматься спортом, слушать радио. Девочки чаще, чем мальчики

предпочитают проводить время с друзьями, обмениваться информацией по

компьютерной сети (общаться в социальных сетях, форумах), слушать

музыку, читать книги, контактировать по телефону, именно они ходят в

организованные кружки, секции. Младшие дети (10-11 лет) предпочитают

смотреть телевизор (60,2%), играть в компьютерные игры (51,0 %), слушать

радио, общаться по телефону (36,2%), читать книги (36,2%))(ИП-2012).

Старшая группа подростков (12-14) стремится активно обмениваться

информацией по компьютерной сети (51,1%), слушают музыку (а не радио),

проводят время с друзьями в компаниях (65,8%), а также именно в этом

возрасте возникает устойчивая форма досуга: встречи-свидания с девушкой

(юношей). (ИП-2012) Но основной вывод из сравнения: новыми видами

досуга охвачена вся группа юных жителей мегаполисов.

Во втором параграфе «Инфраструктура подросткового досуга в

современной России» описывается совокупность материально -

вещественных элементов, создающих общие условия для организации досуга

подростков в городской среде. Основываясь на позициях П.Сорокина о

структуре социокультурных явлений и особой значимости проводников-

артефактов в социокультурных явлениях, автор обосновывает понятие

«артефактов досуговых практик».

К традиционным субкультурным артефактам подросткового досуга

отнесены: подростковые журналы, книги, спортивный инвентарь (скейтборд,

сноуборд, роликовые коньки), предметы для коллекционирования. К новым

субкультурным артефактам отнесены компьютерные игры, карманные

приставка (PSP и д.р. гаджеты), смартфоны, MP3 плееры, скиллтон,

партворки, комиксы и т.д. При производстве и продаже этих предметов

рынок четко ориентируется на потребительские практики подростков:

групповые ориентации, стремление к новшествам и риску.

Совокупность артефактов дополняют городские досуговые учреждения

общего назначения и учреждения, ориентированные на образование,

воспитание, социализацию детей. Объекты подросткового досуга

расположены более локально, скорее это районы, где проживают дети. В

этом просматривается отличие от молодежи, которая при выборе мест

свободного времяпрепровождения тяготеет к центрам городов.

Таблица №1.







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.