|
Структура анализа мероприятия по 2 главе ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 (С.12-19 Метод. указаний по выполнению ВКР) В практической (опытно-экспериментальной) главе последовательно раскрываются этапы этой работы; описываются и подвергаются анализу данные констатирующего и формирующего этапов исследования и его итоговые результаты, подтверждающие или опровергающие предположения (гипотезы), стоявшие в основе опытно-экспериментальной работы. Ключевым этапом опытно-экспериментальной части является постановка мероприятия (цикла). В ходе его реализации необходимо определить организационную и педагогическую цели. Организационная цель - это цель организатора, и ее смысл заключается, прежде всего, в планировании тех или иных социальных действий, которые должны произойти в результате повышения сознания через педагогическую и эмоционально воздействующую информацию в процессе проведения досуговой программы, Например, это сбор средств для домов престарелых, инвалидов, на восстановление памятников национальной, боевой и трудовой славы и т.д.; создание различных клубов, центров, инициативных групп по различным направлениям социокультурной деятельности и др. Студент-выпускник должен усвоить, что организационная цель, связанная с планированием социальных действий, является для организатора, с одной стороны, самоцелью, а с другой стороны - интегративным средством воспитания личности в целенаправленном педагогическом процессе, где конечным результатом будет выступать уровень культуры личности, которая будет выражаться степенью проявления себя в социально-культурной жизни социума. Организационная цель может также проявляться в двух уровнях: как разовое действие /сбор средств, очистка русла рек и т.д./, так и долговременное, связанное с созданием механизма решения той или иной проблемы /создание любительских объединений, центров, комиссий и т.д./. Студенту-выпускнику следует иметь в виду, что, несмотря на знание теории данного вопроса, на практике определение организационной цели досуговой программы всегда вызывает определенные трудности. Чтобы избежать ошибок в данном вопросе, студенту-выпускнику необходимо сосредоточить свое внимание на выявлении и анализе причин возникновения проблемы с последующей фиксацией их по предлагаемой схеме:
Чем обстоятельнее и четче студент-выпускник выявит и изучит причины возникновения проблемы, тем точнее им будет определен способ ее решения, а значит и поставлена организационная цель. Важнейшим этапом организационно-педагогического замысла является также определение педагогической цели мероприятия. Педагогическая цель - это, прежде всего, информационная модель, т.е. модель педагогически воздействующего содержания, способствующего повышению сознания людей и вовлечению их в определенные социальные действия. Исходя из этого, студенту-выпускнику следует руководствоваться следующим определением педагогической цели: педагогическая цель - это формирование у людей осознанной необходимости совершения социальных действий, как конкретное проявление их отношения к решению той или иной проблемы. Так, например, при подготовке к проведению одного из массовых мероприятий, посвященных ветеранам Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., проблема сохранения памяти о них была трансформирована в организационную цель – «посадить аллею ветеранов ВОВ», что в педагогическом плане было сформулировано так: «сформировать у молодежи села осознанную необходимость посадки аллеи ветеранов, как конкретное проявление их отношения к сохранению памяти об их ратном труде». Не менее важным этапом замысла является операция определения субъекта и объекта воздействия. Студенту-выпускнику необходимо иметь в виду, что субъект воздействия это, прежде всего, те «носители» педагогически воздействующей /организационно-управленческой, документальной, художественной, научной и т.д./ информации, которая формирует отношения людей к организационной цели и создает предпосылки /ситуацию/ для вовлечения людей в планируемые организатором социальные действия. Таким образом, при определении «субъекта воздействия» студенту-выпускнику следует руководствоваться педагогической целью, которая не только ориентирует его в нужном направлении, но позволяет выстроить соответствующую структуру информации, а через нее выйти на конкретного ее «носителя». Практически организатор должен отобрать тех людей, которые, как и он, прямо или косвенно заинтересованы в решении возникшей проблемы и которые по своей информационной возможности, компетентности могут эффективно повлиять на ее решение. Существенную помощь в определении субъекта воздействия окажет знание социокультурной ситуации региона /района/, структуры досуговой общности. «Субъектами воздействия» могут быть руководители государственных органов управления, представители политических партий, инициативных движений, общественных организаций, конкретных клубных общностей, а также различные клубные коллективы, интересные люди, организаторы досуговых программ и т.д. В выпускной квалификационной работе, в соответствующем разделе, необходимо перечисление всех «носителей» информации, которые будут являться «субъектом воздействия». «Объект /адрес/воздействия». Определение «адреса» воздействия для организатора - один из серьезных и трудоемких этапов. Следует напомнить, что под «объектом /адресом/ воздействия» понимается та часть людей /групп или определенных общностей, дифференцированных по какому-либо признаку/, которая потенциально готова либо к получению интересующей ее информации, либо к проявлению или утверждению себя через поступок /действие/, ибо в том и другом она крайне нуждается, хотя и находится организационно в некоторой неопределенности. При выборе объекта воздействия необходимо проанализировать социально-культурную ситуацию, выделив тех людей или социальные общности, интересы которых совпадают или пересекаются с интересами организатора или субъекта воздействия. Сопоставляя организационную цель мероприятия, субъект и объект воздействия, можно правильно подойти к решению вопроса «выбора места проведения мероприятия». Кроме того, студенту-выпускнику следует иметь в виду, что место проведения мероприятия может рассматриваться и как средство выразительности, через его культурную среду, историчность, ландшафтность и т.д. При обоснование выбора формы следует помнить, что массовая форма культурно-досуговой программы — это, с одной стороны, вид организации людей, а с другой - вид организации материала в рамках досугового мероприятия. В социально-культурном процессе в настоящее время может использоваться широкий набор досуговых форм, таких как различные виды конкурсов, развлекательно-игровых программ, тематических вечеров; дискотеки, творческие гостиные, выставки, праздники, обряды, митинги, экскурсии, турниры и т.д. При выборе той или иной формы студенту-выпускнику следует руководствоваться, прежде всего, функциональным назначением формы /просветительные, воспитательные, организационные/, а также масштабом и уровнем планирования досугового мероприятия. Следует иметь ввиду, что массовое мероприятие может выступать: - как средство организации людей для выявления досуговых интересов, например: фестивали праздничных традиций, ярмарки, корпоративные праздники, фольклорные фестивали и т.д.; - как средство сбора неорганизованных любителей в одном месте и в одно и то же время для начала совместной деятельности, например: ток-шоу, диспут, «круглый стол», вечер вопросов и ответов, вечер встречи и т.д.; - как средство знакомства и сближения только что собравшихся вместе людей, например: вечера «Клуб молодой семьи», выставки авторских поделок, музыкальные гостиные и т.д., - как средство воспитания ценностного отношения к досуговой деятельности в условиях клубной общности, например: игровые клубы исторических реконструкций, праздники улицы, села, города, конкурсы по профессии, конкурсы на лучшую усадьбу. Таким образом, выбор формы зависит от сопоставлениятаких элементов замысла как организационная цель, субъект, объект воздействия, место проведения мероприятия, а также функциональное назначение формы. «Описание структуры формы». Структура формы – это, прежде всего, ее внутреннеезакономерное строение, т.е. содержательность формы. На основе знаний о структуре форм, полученных в процессе учебных занятий, студенту-выпускнику следует описать структуру выбранной формы. Например, структура вечера-портрета может быть представлена следующими элементами: 1. Встреча героя вечера. 2. Представление героя вечера. 3. Рассказы о герое. 4. Награждение героя. 5. Ответное слово. Данная структура является лишь основой для создания экстенсивной структуры формы. Подробное же описание формы предполагает наполнение каждого элемента формы конкретным содержанием, исходя из организационной и педагогической цели, а также выбранной организатором формой выразительности, учитывая основные средства выразительности: устное слово, печатное слово, наглядность, средства искусства. Для реализации организационно-методического замысла студенту-выпускнику необходимо определить структуру и состав оргкомитета, разработать график контроля за его деятельностью. Структура оргкомитета может быть представлена следующими элементами: 1. Организационно-методический отдел, включающий в себя административный и методический /инициативная группа, организаторы, администраторы,их помощники и т.д./. 2. Информационно-социологический /социологи, работники СМИ и т.д./. 3. Сценарно-режиссерский /постановочный отдел - сценаристы, режиссеры, как самодеятельные, так и профессиональные, литераторы, местные поэты и т.д./. 4. Отдел искусства /руководители художественных коллективов по различным видам искусства, как профессионального, так исамодеятельного/. 5. Отдел наглядно-вещественного оформления и костюмов /художники, оформители, специалисты по костюмам и т.д./. 6. Игротехники /организаторы спортивных, компьютерных, игр, аниматоры, представители технических клубови т.д./ 7. Отдел ведущих программ и комментаторов /ведущие концертных программ, распорядители обрядовых торжеств, экскурсоводы/. 8. Отдел сервиса /представители торговли, питания, транспорта и т.д./. 9. Техническая служба /связисты, электрики, сантехники, рабочие по обеспечению мероприятия/. 10. Финансово-хозяйственный отдел /бухгалтеры, снабженцы и т.д./. 11. Отдел охраны общественного порядка, пожарной безопасности, скорой помощи /представители милиции, пожарной охраны, медицины, дежурные и т.д./. 12. Диспетчерская служба. Для удобства работы студенту-выпускнику необходимо наполнить данные элементы конкретным составом представителей оргкомитета и зафиксировать в следующей форме:
Деятельность оргкомитета определяется целями и задачами мероприятия и фиксируется в плане подготовки, который составляется в следующей форме:
Сценарно-режиссерское решение. В данном разделе внимание студентов-выпускников должно быть сосредоточено на сценарно-режиссерском решении организационно-педагогического замысла. Главная задача студента - найти художественное решение выбранной формы и воплотить ее в досуговой практике. Художественное решение включает в себя обоснование идейно-тематического замысла, определение сценарно-режиссерского хода, виды монтажа, использование средств идейно-эмоционального воздействия, способы активизации аудитории и др. 1. Важнейшим этапом разработки сценарно-режиссерского замысла является определение темы и идеи мероприятия. Студент должен знать, что тема - это вопрос /явление/ или круг вопросов /явлений/, которые должны быть художественно исследованы в сценарии, а идея - это основной вывод, к которому приходит автор в результате данного исследования. Следует также знать, что идейно-тематический замысел тесно связан с организационно - педагогическим. Организационно - педагогический замысел, как уже отмечалось, предполагает ответ на такие вопросы: - почему будет проходить данное мероприятие, а значит, и писаться сценарий; - где будет проходить мероприятие; - для кого оно будет организовано; - кто будет являться «носителем» педагогически воздействующей информации; - на основе чего будет осуществляться разработка художественного замысла. Ответы на вопросы – О чем? /тема/ и для чего? /идея/ - задача идейно-тематического замысла. 2.Сценарно-режиссерский ход. Определение сценарно-режиссерского хода - наиболее творческий этап в разработке сценарно-режиссерского замысла и зависит во многом от творческой фантазии, художественного мышления студента, хотя отправные точке в этом плане необходимо знать. Сценарно-режиссерский ход - это прием ведения программы, прием сюжетной организации материала и действия. Досуговая практика располагает широким набором сценарно-режиссерскихходов,которые можно творчески использовать при постановке культурно-досуговых программ. В качестве примера можно привести наиболее распространенные: «воспоминание», «путешествие», «поиск», «персонификация», «сказка», «выполнение какого-либо дела», «проведение собрания» и т.д. 3. Вид монтажа. Не менее важным этапом разработки художественного замысла является выбор вида монтажа. Монтаж - это сборка, соединение, драматургический метод организации сценарного материала. Монтаж бывает следующих видов: - последовательный - параллельный - контрастный - ассоциативно-образный - лейтмотив - вертикальный - коллаж - цвето-тональный - звуковой - монтаж ситуации - монтаж с перебивкой Знание видов монтажа позволяет наиболее профессионально отобрать тот или иной вид монтажа и применить его в своей работе. При оформлении материала данного раздела выпускной квалификационной работы, следует зафиксировать используемый вид монтажа и какую функцию он несет - изобразительную, выразительной подачи мысли, темпо-ритма и т.д. 4. Средства идейно-эмоциональной выразительности - это каналы или инструменты передачи информационно-логического или художественно-образного материала. Устное слово, печатное слово, наглядность, искусство - это те средства, которыми оперирует организатор-постановщик при создании художественной формы досугового мероприятия. Студенту-выпускнику следует не просто констатировать использование того или иного средства, а подробно описать функции, которые оно несет в мероприятии, а также какое содержание оно доносит в процессе реализации досуговой программы. 5. Активизация аудитории. В данном разделе студенту-выпускнику следует сосредоточить свое внимание на способах и методах вовлечения участников досуговой программы в коллективные действия, которые должны активизировать аудиторию и подталкивать ее к выполнению организационной цели. Организация людей, вовлечение их в коллективные действия, превращение каждого присутствующего из зрителя в участника - основной вопрос замысла. Организатор досуговых программ, используя различные технологии социально-культурной деятельности, всегда старается добиться от его участников активного включения в происходящее действие. Во-первых, это создание такой ситуации, при которой масса людей становится непосредственным участником события. Культурно-досуговая практика убеждает, что превращение определенной общности в коллективно действующего героя - весьма эффективный путь втягивания ее в активное действие. Методическими приемами такой организации выступают: коллективное пение, театрализованная перекличка, шествие или демонстрация той или иной группы, всех участников, импровизированные конкурсы, концерты в ходе мероприятия. Во-вторых, результативным методом активизации также является внесение в программу импровизированной художественно-творческой игры. С помощью игры можно подготовить человека к восприятию, включить его в массовое действие, сделать участником тех или иных эпизодов. В-третьих, эффективным методом активизации могут послужить и заранее предусмотренные в сценарии возможности проявления отношения человека к происходящему: одобрение или неодобрение чего-либо, активная поддержка излагаемой мысли. К подобным методам активизации относятся прямые обращения в зал, принятие резолюций, других документов, символические действия. Кроме того, во 2-й главе должно быть представлено маркетинговое и экономическое обоснование культурно-досуговой программы (проекта). В том числе, смета с указанием основных статей затрат и источников финансирования, а также обобщенная маркетинговая информация в форме аналитической справки, полученная в результате разработке и реализации программы.
ЛИТЕРАТУРА ПО ТУРАНИМАЦИИ 1. Власова Т.И. Анимационный менеджмент в туризме: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.И. Власова, А.П. Шарухин, Н.И. Панов. М.: Изд. центр Академия, 2010. 320 с. 2. Гаранин Н.И., Булыгина И.И. Менеджмент туристской и гостиничной анимации. М.: Советский спорт, 2004. 127 с. 3. Третьякова Т.Н. Анимационная деятельность в социально-культурном сервисе и туризме [Учебное пособие для вузов] / Т.Н. Третьякова. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 272 с. 4. Приезжева Е.М. Социально-культурная анимация в туризме. М.: РИБ Турист, 2003. 120 с. 5. Трубачева Н.В. Курортная анимация // Курортные ведомости. 2005. № 2 (29). 6. Приезжева Е.М. Анимационный менеджмент: Учебно-методическое пособие / Е.М. Приезжева-М., Издательство: «Советский спорт», 2007.-360 с.
Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|