Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речи: Учебник. — М.: Форум, 2010. — 368 с.





Литература

Антонова Е. С., Воителева Т. М. Русский язык и культура речи. – М.: Академия, 2012. – 320 с.

Голощапова, Т.Г. Русский язык в деловой и процессуальной коммуникации: учебно-методическое пособие. – Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России, 2009. – С. 3-83.

Голощапова, Т.Г. Практикум по орфографии русского языка: методическое пособие / Т.Г. Голощапова. – Челябинск: Челябинский юридический институт, 2008. – 11 с.

Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов. – М.: Логос, 2002. – С. 297-337.

Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речи: Учебник. — М.: Форум, 2010. — 368 с.

Русский язык и культура речи: учебник / под ред. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2000. – С. 275-351.

Русский язык и культура речи / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – М.: Юрайт, 2012. – С. 8-15.

 

Практическое занятие 2. Современный русский язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка (2 часа)

Цель: практически закрепить теоретические знания по теме «Современный русский язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка»; формировать профессиональную компетенцию, связанную с нормативным словоупотреблением; развивать память, умение работать самостоятельно; стимулировать мотивацию совершенствовать свою культуру речи

 

Вид занятия: практическое

 

Содержание и ход занятия

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний. Проверка выполнения домашнего задания.

3. Дать краткий устный ответ на вопросы, привести убедительные примеры.

 

Теоретические вопросы

3.1. Понятие «современный русский литературный язык».

3.2. Экстралингвистические и лингвистические факторы, влияющие на становление норм современного русского языка.

3.3. Норма и вариант. Кодификация норм.

3.4. Обязательность соблюдения норм языка и речи в процессе юридического дискурса.

 

4. Письменно выполнить практические задания

 

Практические задания

4.1. Подберите вариант к данным словам и сочетаниям. Назовите вид варианта (фонетические, морфологические, синтаксические). Запишите.

Образец. Сахара - сахару; …, …,

Галоши, достигнул, смирение, тво´рог, в отпуске, чая (род. падеж), сто граммов, тоннель, заявление Петрова, пойти в шофёры.

 

4.2. Объясните значение следующих фразеологизмов. Соотнесите их с юридической сферой, составьте с ними 3-4 предложения (устно). Запишите значение выделенных идиом.

Накалять атмосферу, эзоповский язык, соломенная вдова, белые воротнички, законным образом, явочным порядком, на птичьих правах, ахиллесова пята, камень преткновения, тянуть канитель, умыть руки, тихой сапой, катиться по наклонной плоскости, стереть в порошок, очки втирать, суд Соломона, вывести на чистую воду, камень за пазухой.

Образец. Явочным порядком — без предварительного разрешения, согласования.

 

4.3. Расшифруйте аббревиатуры, употребляемые в процессе юридической деятельности, определите их род. Запишите подчеркнутые сокращения, обратите внимание на выбор прописной или строчной буквы.

Образец: ГП –гражданское право.

НПА, УПК, ФМС России, Минюст, ВСРФ, ФКЗ, КоАП, ВАС, АПК РФ.

 

4.4. Определите род имен существительных. Выделите среди них имена, употребляемые только во множественном числе. Запишите и запомните.

Образец: хинди (муж. Р.), каникулы (мн.)

Тюль, алиби, рояль, пианино, жабо, такси, галифе, толь, шампунь, колибри, факсимиле, эсперанто, хинди, кофе, какао, пальто, бра, жалюзи.

 

4.5. Правильно произнесите следующие имена прилагательные. Образуйте от них формы сравнительной степени и краткую форму. Запишите образованные формы от подчеркнутых слов

Образец. Бойкий – бойче, бойчее; боек.

Гибкий, дешевый, жалкий, ломкий, мелкий, тяжкий, четкий, длинный, неизменный, непреклонный, ценный.

 

4.6. Устно просклоняйте в соответствии с нормами имени числительного полтора, оба, обе, девяносто, двадцать три, 2006 год, три пятых. Письменно просклоняйте подчеркнутые числительные.

7. Запишите афоризмы о праве. Раскройте скобки и поставьте пропущенные знаки препинания. О объясните смысл данных изречений.
1. Некоторые (не)писа(нн,н)ые законы тверже всех писа(нн,н)ых (Сенека Луций Анней (Младший). 2.Пол(о,а)гат(ь)ся на законы и к тому же понимать их положения только так можно добит(ь)ся согласия (Сюнь-цзы). 3. Создавайте лиш(ь) (не)много законов, но следите (за)тем чтобы они соблюдались. (Джон Локк). 4. Законы пишут(ь)ся для обыкнове(н,нн)ых людей поэтому они должны основыват(ь)ся на обыкнове(н,нн)ых правилах здравого смысла (Томас Джефферсон). 5. Наказа(н,нн)ый преступник это пример для всех не­годяев; неви(н,нн)но осужде(н,нн)ый это вопрос совести всех чес(т)ных людей (Ж. Лабрюйер).

ДОПОЛНИТЕЛЬНО. Найдите и исправьте ошибки, допущенные в речи юристов.

1. У головное дело производством прекращено. 2. Молодому специалисту была предложена работа следователем в следственном отделе. 3. Подсудимый Миров продолжал вместе с умершей Мировой злоупотреблять спиртными напитками.

 

5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Подготовить краткие устные ответы на вопросы.

1. Орфоэпические нормы современного русского языка. Лексико-фразеологические нормы современного русского языка. Словообразовательные и фразообразовательные нормы современного русского языка. Грамматические нормы современного русского языка. Нормы правописания. Ошибки в речевой коммуникации, связанные с нарушением норм языка и речи.

Основные лингвистические словари и справочники.

2. Выполнить письменно упражнение: Н. Кузнецова. Русский язык и культура речи. Упр. 6 с. 87. Теория. Раздел 3.9. Паронимы, с. 83-85.

Литература

Антонова Е. С., Воителева Т. М. Русский язык и культура речи. – М.: Академия, 2012. – 320 с.

Голощапова, Т.Г. Русский язык в деловой и процессуальной коммуникации: учебно-методическое пособие. – Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России, 2009. – С. 3-83.

Голощапова, Т.Г. Практикум по орфографии русского языка: методическое пособие / Т.Г. Голощапова. – Челябинск: Челябинский юридический институт, 2008. – 11 с.

Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов. – М.: Логос, 2002. – С. 297-337.

Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речи: Учебник. — М.: Форум, 2010. — 368 с.

Русский язык и культура речи: учебник / под ред. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2000. – С. 275-351.

Русский язык и культура речи / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – М.: Юрайт, 2012. – С. 8-15.

 

Литература

Антонова Е. С., Воителева Т. М. Русский язык и культура речи. – М.: Академия, 2012. – 320 с.

Голощапова, Т.Г. Русский язык в деловой и процессуальной коммуникации: учебно-методическое пособие. – Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России, 2009. – С. 3-83.

Голощапова, Т.Г. Практикум по орфографии русского языка: методическое пособие / Т.Г. Голощапова. – Челябинск: Челябинский юридический институт, 2008. – 11 с.

Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов. – М.: Логос, 2002. – С. 297-337.

Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речи: Учебник. — М.: Форум, 2010. — 368 с.

Русский язык и культура речи: учебник / под ред. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2000. – С. 275-351.

Русский язык и культура речи / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – М.: Юрайт, 2012. – С. 8-15.

 

Образец оформления титульного листа реферата

Верховный Суд России

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ» КРЫМСКИЙ ФИЛИАЛ Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин    

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине

«Русский язык и культура речи»

 

КУЛЬТУРА РЕЧИ ЮРИСТА

Выполнил: студент группы ____

специальности «____________»

Сидоров С.С.

Научный руководитель:

преподаватель Синица Д. А.

 

Симферополь 2016

Слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает. М. Монтень

Заговори, чтобы я

Тебя увидел.

Сократ

КОММЕНТАРИЙ ЭПИГРАФА

Сократ, как известно, был не просто философом, но ещё и прекрасным физиономистом, умеющим определять суть человека по его голосу, а также судить о характере и деловых возможностях собеседника по его умению грамотно строить речь, показывать себя, представлять свое Я. Потому он и просил каждого, кто хотел с ним познакомиться: «Заговори со мной…»! Сегодня, с полным на то основанием можно сказать, что античные встречи и беседы Сократа стали, своего рода, предтечей современных собеседований, исповедующих все то же сократовское мерило: «Каков человек, такова и его речь”

«Заговори со мной, чтоб я тебя увидел», — некогда сказал Сократ. Человека можно одеть в какую угодно одежду, окружить предметами, создающими иллюзию о его вкусах, взглядах на жизнь, внутреннем мире; человеку можно дать блестящее образование — но сущность его не ускользнёт от внимательного собеседника. Как ни странно, именно нематериальные слова, которые, как пар, выходят изо рта человека и растворяются — а на самом деле бережно хранятся — где-то в пространстве и времени, «скажут» о человеке всё.

 

Словарный минимум:

Речь, коммуникация, речевое (общение, акт, поведение, этикет), культура речи, профессиональная этика, качества речи (правильность, чистота, богатство, точность, логичность, выразительность, уместность), нормы языка, литературный язык

ТЕМЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ РЕФЕРАТОВ, ИХ ЗАСЛУШИВАНИЯ И ОБСУЖДЕНИЯ

 

1. Русский язык на современном этапе развития.

2. Особенности разговорного стиля современного русского языка.

3. Культура речи юриста.

4. Культура речи адвоката.

5. Клише и штампы в речи юриста.

6. Лексический состав речи юриста.

7. Коммуникативные качества судебной речи.

8. Специфика судебной речи.

9. Этика речевого поведения юриста.

10. Типичные ошибки в деловых и процессуальных документах.

11.Коммуникативные умения, необходимые юристу.

12. Приемы профессионального слушания.

13. Крылатые выражения, пословицы и поговорки, связанные с юридической деятельностью.

14. Иностранные слова в родной речи: «за» и «против».

15. Проблемы языковой культуры в современном российском обществе.

16. Новые явления в русском языке в 21 веке.

17. Тенденции изменений в современном русском языке.

18. Проблема криминализации разговорной речи.

19. Слово как «действие» в бытовой и официальной коммуникации.

20. Особенности общения в городской среде.

21. Языковое (словесное) манипулирование сознанием современного человека.

22. Язык общения в Интернете.

 

Литература

Антонова Е. С., Воителева Т. М. Русский язык и культура речи. – М.: Академия, 2012. – 320 с.

Голощапова, Т.Г. Русский язык в деловой и процессуальной коммуникации: учебно-методическое пособие. – Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России, 2009. – С. 3-83.

Голощапова, Т.Г. Практикум по орфографии русского языка: методическое пособие / Т.Г. Голощапова. – Челябинск: Челябинский юридический институт, 2008. – 11 с.

Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов. – М.: Логос, 2002. – С. 297-337.

Электронные ресурсы

 

Культура речи юриста. [Электронный ресурс] Юридическая консультация. Адвокат — Помощь. Совет. Консультация. Опубликовано 27.11.2013: http://batyka-jurist.info/

Клише и штампы в речи юриста. [Электронный ресурс] Оренбургский институт Московской государственной юридической академии. Доклад на научно-теоретическую конференцию ОИ МГЮА «Актуальные вопросы становления государственности и правовой системы в современной России». Оренбург, 2003:: http://5ballov.qip.ru/

 

Е. Кузнецова. Тенденции изменений в современном русском языке [Электронный ресурс] Объединение Союз независимых служб содействия коммерческой безопасности. Информационно-аналитическое издание ЧЕКИСТ. Ru 2002-2013: http://www.chekist.ru/

 

Соковкина М. С. Проблема криминализации разговорной речи. [Электронный ресурс] Профессиональная психотерапевтическая газета 6 (22) июнь 2004. Официальный орган профессиональной психотерапевтической лиги.
Опубликовано с сокращениями. 26 декабря 2011: http://www.b17.ru/

Методические рекомендации студентам

по защите реферативной работы

(ВЫСТУПЛЕНИЕ)

1. Глубоко самому вникнуть в суть темы, четко озвучить ее перед аудиторией.

2. Сделать яркое, выразительное, убедительное выступление.

3. Содержание выступления должно быть доступным для понимания аудиторией.

4. На выступление отводится до 5 минут.

5. Выступление должно быть краткое (актуальность, важность темы, озвучить объем вашей работы, источники) (1-2 мин).

6. Озвучить, на каких важных вопросах (подтемах) вашей темы сделан акцент, кратко (тезисно) сделать их обзор. Возможно написать несколько ключевых понятий на доске (до 5 мин.)

7. В процессе выступления письменная основа должна использоваться лишь периодически. Не допускается сплошное чтение.

 

8. Сформулировать выводы (1 мин.)

9. Возможны вопросы со стороны слушателей, следует быть готовым ответить на них.

10. Сдать оформленную работу для окончательного подведения итогов выступления

 

Выбор темы реферата

Тема реферата обычно выбирается из общего списка и согласовывается с преподавателем. Тема должна быть интересной студенту. При работе над рефератом рекомендуется использовать не менее 4—5 источников.

Содержание и структура реферата

Процесс работы лучше разбить на следующие этапы:

Определить и выделить проблему. На основе первоисточников самостоятельно изучить проблему. Провести обзор выбранной литературы. Логично изложить материал

Текст и его оформление

Размер шрифта 14 пунктов, гарнитура Times New Roman, обычный; интервалмежду строк: 1,5; размер полей: левого — 30 мм, правого — 10 мм, верхнего — 20 мм, нижнего — 20 мм.

Точку в конце заголовка не ставят. Заглавия всегда выделены жирным шрифтом. Обычно: 1 заголовок — шрифт размером 16 пунктов, 2 заголовок – шрифт размером 14 пунктов, 3 заголовок – шрифт размером 14 пунктов, курсив.

Расстояниемежду заголовками главы или параграфа и последующим текстом должно быть равно трем интервалам.

Текст печатается на одной стороне страницы; сноски и примечания обозначаются либо в самом тексте, так [3, с. 55-56], либо внизу страницы1. Для оформления сносок и примечаний используются стандартные средства Microsoft Word:

1Синкевич А.И. Международные договоры, направленные на урегулирование вопросов гражданства. — М.: Проспект, 2000. — с. 55—56.

Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа; цифру номера страницы ставят вверху по центру страницы; на титульном листе номер страницы не ставится. Каждый новый раздел начинается с новой страницы.

Оглавление размещается после титульного листа, в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте.

Литература

Антонова Е. С., Воителева Т. М. Русский язык и культура речи. – М.: Академия, 2012. – 320 с.

Голощапова, Т.Г. Русский язык в деловой и процессуальной коммуникации: учебно-методическое пособие. – Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России, 2009. – С. 3-83.

Голощапова, Т.Г. Практикум по орфографии русского языка: методическое пособие / Т.Г. Голощапова. – Челябинск: Челябинский юридический институт, 2008. – 11 с.

Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов. – М.: Логос, 2002. – С. 297-337.

Таблица. Жанры официально-делового стиля

 

 

Внутри О.-д.с. обычно выделяют следующие подстили:

1) собственно законодательный;

2) административный;

3) канцелярский;

4) дипломатический.

Предлагается и другая схема внутристилевой дифференциации, соответствующая трехчленному делению государственной власти:

1) сфера законодательства – з а к о н о д а т е л ь н ы й подстиль;

2) сфера правосудия – ю р и с д и к ц и о н н ы й подстиль;

3) сфера управления – а д м и н и с т р а т и в н ы й подстиль, который в свою очередь подразделяется на следующие разновидности:

собственно административная и административно-коммерческая.

Выделяется также дипломатический подстиль.

 

В рамках каждого подстиля выделяют жанры:

1) законодательный подстиль: письменные жанры (законы, указы, постановления, нормативные акты);

2) юрисдикционный подстиль:

а) письменные жанры: акт, приговор, протокол, обвинительное заключение; постановление об аресте, об обыске;

б) устные жанры: допросы, опросы, судебные речи, беседы во время приема граждан;

3) собственно административные тексты:

а) письменные жанры: устав, учредительный договор, приказ, распоряжение, решение, должностная инструкция, заявления;

б) устные жанры: выступления и доклады на собраниях, совещаниях; телефонные разговоры;

4) административно-коммерческие тексты:

а) письменные жанры: контракт, договор; коммерческие письма; платежное поручение, чек, аккредитивы; кредитная карточка; акт, ордер, отчет, квитанция, накладная, сертификат соответствия;

б) устные жанры: речи на приемах и презентациях, коммерческие переговоры.

 

Объяснительная записка — документ, составляемый для пояснения отдельных положений основного документа (проекта, отчета, плана).

По своему оформлению такие объяснительные записки отличаются от докладной записки тем, что не содержат выводов и предложений.

Литература

Антонова Е. С., Воителева Т. М. Русский язык и культура речи. – М.: Академия, 2012. – 320 с.

Голощапова, Т.Г. Русский язык в деловой и процессуальной коммуникации: учебно-методическое пособие. – Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России, 2009. – С. 3-83.

Голощапова, Т.Г. Практикум по орфографии русского языка: методическое пособие / Т.Г. Голощапова. – Челябинск: Челябинский юридический институт, 2008. – 11 с.

Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов. – М.: Логос, 2002. – С. 297-337.

Литература

Антонова Е. С., Воителева Т. М. Русский язык и культура речи. – М.: Академия, 2012. – 320 с.

Голощапова, Т.Г. Русский язык в деловой и процессуальной коммуникации: учебно-методическое пособие. – Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России, 2009. – С. 3-83.

Голощапова, Т.Г. Практикум по орфографии русского языка: методическое пособие / Т.Г. Голощапова. – Челябинск: Челябинский юридический институт, 2008. – 11 с.

Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов. – М.: Логос, 2002. – С. 297-337.

Цель: ознакомиться с типологией ошибок в языке; вырабатывать умение замечать ошибку, определять ее вид, редактировать предложение с допущенной ошибкой; развивать внимание, сосредоточенность, логическое и аналитическое мышление; прививать стремление повышать культуру речи

 

Вид занятия: практическое

 

Содержание и ход занятия

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний. Проверка выполнения домашнего задания.

3. Выполнить практические задания

 

Практические задания

3.1. Ознакомиться с типологией ошибок. Законспектировать теоретический материал по следующим вопросам:

- группы, на которые можно разделить все ошибки;

- группы, на которые разделяются речевые шибки

 

Кандидат филологических наук, доцент Л.С.Пастухова разделяет ошибки в письменной речи на три группы:
⎯ фактические,
⎯ логические,
⎯ речевые.

Фактическими в данном случае предлагается считать теоретические ошибки, которые свидетельствуют о том, что студент не освоил теоретический материал курса (не владеет лингводидактической терминологией, не умеет аргументировать свои мысли, самостоятельно подбирать иллюстративный материал (примеры), путает или не различает методическое понятия, грамматические явления и т.п.).
Логическая ошибка – это, по определению Л.С. Пастуховой, «передача мысли в такой словесной форме, которая противоречит законам логики, законам мышления». Логической ошибкой считается также несоблюдение логики и последовательности изложения материала.

Речевые ошибки в письменной речи студентов дают представление об их уровне владения русским языком. Такие ошибки нарушают правильность речи, ее точность и чистоту, затрудняют восприятие ее содержания.
В классификации Л.С.Пастуховой речевые ошибки подразделяются на следующие основные группы:

орфографические, пунктуационные, орфоэпические, лексические, фразеологические, словообразовательные, морфологические, синтаксические, стилистические

1. Орфографические ошибки – неправильное написание русских слов, несоблюдение правил переноса, сокращения слов и др. нарушения русской орфографии.
2. Пунктуационные ошибки – нарушение правил постановки знаков препинания.
3. Лексические недочеты – употребление слова в несвойственном ему в литературном языке значении вследствие незнания или непонимания его семантики.
4. Фразеологические ошибки – искажение устойчивого сочетания вследствие незнания его значения.

5. Словообразовательные ошибки – нарушение словообразовательных норм русского языка.

6. Морфологические недочеты – ненормативное образование грамматических форм рода, числа, падежа, склонения, спряжения, вида и т.п. или ошибочное их употребление.
7. Синтаксические ошибки – смешение прямой и косвенной речи, ошибочный порядок слов в предложении, неверное грамматическое оформление однородных членов предложения, ненормативные синтаксические связи слов или предложений, независимый деепричастный оборот (может привести к логической ошибке:
«Исходя из предложенной темы, возникает вопрос, как построить урок») и др.
8. Стилистические ошибки – неоправданное использование разговорных единиц в книжных стилях, ненормативное употребление в книжных стилях внелитературных средств (просторечных единиц, диалектизмов, жаргонизмов, узких профессионализмов), необоснованное объединение элементов разных
книжных стилей, повторы (немотивированное употребление на близком расстоянии одних и тех же единиц языка), речевые штампы и др.

 

3.2. Рассмотрите примеры, где допущены ошибки. Исправьте ошибки (письменно)

 

Вид ошибки Примеры
Г1 Ошибочное словообразование. Ошибочное образование форм существительного, прилагательного, числительного, местоимения, глагола (личных форм глаголов, действительных и страдательных причастий, деепричастий) Благородность, чуда техники, подчерк, надсмехаться; более интереснее, красивше; спятистами рублями; жонглировал обоими руками, ихнегопафоса, вокруг его ничего нет; сколько нравственных принципов мы лишились из-за утраты духовности; имдвигаетчувство сострадания; ручейки воды, стекаемыевниз, поразили автора текста; вышев на сцену, певцы поклонились.
Г2 Нарушение норм согласования Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.
Г3 Нарушение норм управления Нужно сделать природу более красивую. Все удивлялись его силой.
Г4 Нарушение связи между подлежащим и сказуемым или способа выражения сказуемого Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения. Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и веселые.
Г5 Ошибки в построении предложения с однородными членами Страна любила и гордилась поэтом. В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.
Г6 Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом Читая текст, возникает такое чувство сопереживания.
Г7 Ошибки в построении предложения с причастным оборотом Узкая дорожка была покрыта проваливающимсяснегом под ногами.
Г8 Ошибки в построении сложного предложения Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве. Человеку показалось то, что это сон.
Г9 Смешение прямой и косвенной речи Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.
Г10 Нарушение границ предложения Его не приняли в баскетбольную команду. Потому что он был невысокого роста.
Г11 Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.
Г12 Пропуск члена предложения (эллипсис) На собрании было принято (?) провести субботник.
Г13 Ошибки, связанные с употреблением частиц: отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника. В тексте всего раскрываются две проблемы.

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Н. Кузнецова. Русский язык и культура речи. Теория: Использование форм глагола в речи с.190-193. Упр.7 с.194 (письменно)

 

Литература

Антонова Е. С., Воителева Т. М. Русский язык и культура речи. – М.: Академия, 2012. – 320 с.

Голощапова, Т.Г. Русский язык в деловой и процессуальной коммуникации: учебно-методическое пособие. – Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России, 2009. – С. 3-83.

Голощапова, Т.Г. Практикум по орфографии русского языка: методическое пособие / Т.Г. Голощапова. – Челябинск: Челябинский юридический институт, 2008. – 11 с.

Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов. – М.: Логос, 2002. – С. 297-337.

Литература

Антонова Е. С., Воителева Т. М. Русский язык и культура речи. – М.: Академия, 2012. – 320 с.

Голощапова, Т.Г. Русский язык в деловой и процессуальной коммуникации: учебно-методическое пособие. – Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России, 2009. – С. 3-83.

Голощапова, Т.Г. Практикум по орфографии русского языка: методическое пособие / Т.Г. Голощапова. – Челябинск: Челябинский юридический институт, 2008. – 11 с.

Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов. – М.: Логос, 2002. – С. 297-337.

Литература

Антонова Е. С., Воителева Т. М. Русский язык и культура речи. – М.: Академия, 2012. – 320 с.

Голощапова, Т.Г. Русский язык в деловой и процессуальной коммуникации: учебно-методическое пособие. – Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России, 2009. – С. 3-83.

Голощапова, Т.Г. Практикум по орфографии русского языка: методическое пособие / Т.Г. Голощапова. – Челябинск: Челябинский юридический институт, 2008. – 11 с.

Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов. – М.: Логос, 2002. – С. 297-337.

Обсуждение докладов.

Литература

Антонова Е. С., Воителева Т. М. Русский язык и культура речи. – М.: Академия, 2012. – 320 с.

Голощапова, Т.Г. Русский язык в деловой и процессуальной коммуникации: учебно-методическое пособие. – Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России, 2009. – С. 3-83.

Голощапова, Т.Г. Практикум по орфографии русского языка: методическое пособие / Т.Г. Голощапова. – Челябинск: Челябинский юридический институт, 2008. – 11 с.

Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов. – М.: Логос, 2002. – С. 297-337.

Литература

Антонова Е. С., Воителева Т. М. Русский язык и культура речи. – М.: Академия, 2012. – 320 с.

Голощапова, Т.Г. Русский язык в деловой и процессуальной коммуникации: учебно-методическое пособие. – Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России, 2009. – С. 3-83.

Голощапова, Т.Г. Практикум по орфографии русского языка: методическое пособие / Т.Г. Голощапова. – Челябинск: Челябинский юридический институт, 2008. – 11 с.

Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов. – М.: Логос, 2002. – С. 297-337.

Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речи: Учебник. — М.: Форум, 2010. — 368 с.

Русский язык и культура речи: учебник / под ред. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2000. – С. 275-351.

Русский язык и культура речи / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – М.: Юрайт, 2012. – С. 8-15.

 

Практическое занятие 2. Современный русский язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка (2 часа)

Цель: практически закрепить теоретические знания по теме «Современный русский язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка»; формировать профессиональную компетенцию, связанную с нормативным словоупотреблением; развивать память, умение работать самостоятельно; стимулировать мотивацию совершенствовать свою культуру речи

 

Вид занятия: практическое

 

Содержание и ход занятия

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний. Проверка выполнения домашнего задания.

3. Дать краткий устный ответ на вопросы, привести убедительные примеры.

 

Теоретические вопросы

3.1. Понятие «современный русский литературный язык».

3.2. Экстралингвистические и лингвистические факторы, влияющие на становление норм современного русского языка.

3.3. Норма и вариант. Кодификация норм.

3.4. Обязательность соблюдения норм языка и речи в процессе юридического дискурса.

 

4. Письменно выполнить практические задания

 

Практические задания

4.1. Подберите вариант к данным словам и сочетаниям. Назовите вид варианта (фонетические, морфологические, синтаксические). Запишите.

Образец. Сахара - сахару; …, …,

Галоши, достигнул, смирение, тво´рог, в отпуске, чая (род. падеж), сто граммов, тоннель, заявление Петрова, пойти в шофёры.

 

4.2. Объясните значение следующих фразеологизмов. Соотнесите их с юридической сферой, составьте с ними 3-4 предложения (устно). Запишите значение выделенных идиом.

Накалять атмосферу, эзоповский язык, соломенная вдова, белые воротнички, законным образом, явочным порядком, на птичьих правах, ахиллесова пята, камень преткновения, тянуть канитель, умыть руки, тихой сапой, катиться по наклонной плоскости, стереть в порошок, очки втирать, суд Соломона, вывести на чистую воду, камень за пазухой.

Образец. Явочным порядком — без предварительного разрешения, согласования.

 

4.3. Расшифруйте аббревиатуры, употребляемые в процессе юридической деятельности, определите их род. Запишите подчеркнутые сокращения, обратите внимание на выбор прописной или строчной буквы.

Образец: ГП –гражданское право.

НПА, УПК, ФМС России, Минюст, ВСРФ, ФКЗ, КоАП, ВАС, АПК РФ.

 

4.4. Определите род имен существительных. Выделите среди них имена, употребляемые только во множественном числе. Запишите и запомните.

Образец: хинди (муж. Р.), каникулы (мн.)

Тюль, алиби, рояль, пианино, жабо, такси, галифе, толь, шампунь, колибри, факсимиле, эсперанто, хинди, кофе, какао, пальто, бра, жалюзи.

 

4.5. Правильно произнесите следующие имена прилагательные. Образуйте от них формы сравнительной степени и краткую форму. Запишите образованные формы от подчеркнутых слов

Образец. Бойкий – бойче, бойчее; боек.

Гибкий, дешевый, жалкий, ломкий, мелкий, тяжкий, четкий, длинный, неизменный, непреклонный, ценный.

 

4.6. Устно просклоняйте в соответствии с нормами имени числительного полтора, оба, обе, девяносто, двадцать три, 2006 год, три пятых. Письменно просклоняйте подчеркнутые числительные.

7. Запишите афоризмы о праве. Раскройте скобки и поставьте пропущенные знаки препинания. О объясните смысл данных изречений.
1. Некоторые (не)писа(нн,н)ые законы тверже всех писа(нн,н)ых (Сенека Луций Анней (Младший). 2.Пол(о,а)гат(ь)ся на законы и к тому же понимать их положения только так можно добит(ь)ся согласия (Сюнь-цзы). 3. Создавайте лиш(ь) (не)много законов, но следите (за)тем чтобы они соблюдались. (Джон Локк). 4. Законы пишут(ь)ся для обыкнове(н,нн)ых людей поэтому они должны основыват(ь)ся на обыкнове(н,нн)ых правилах здравого смысла (Томас Джефферсон). 5. Наказа(н,нн)ый преступник это пример для всех не­годяев; неви(н,нн)но осужде(н,нн)ый это вопрос совести всех чес(т)ных людей (Ж. Лабрюйер).

ДОПОЛНИТЕЛЬНО. Найдите и исправьте ошибки, допущенные в речи юристов.

1. У головное дело производством прекращено. 2. Молодому специалисту была предложена работа следователем в следственном отделе. 3. Подсудимый Миров продолжал вместе с умершей Мировой злоупотреблять спиртными напитками.

 

5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Подготовить краткие устные ответы на вопросы.

1. Орфоэпические нормы современного русского языка. Лексико-фразеологические нормы современного русского языка. Словообразовательные и фразообразовательные нормы современного русского языка. Грамматические нормы современного русского языка. Нормы правописания. Ошибки в речевой коммуникации, связанные с нарушением норм языка и речи.

Основные лингвистические словари и справочники.

2. Выполнить письменно упражнение: Н. Кузнецова. Русский язык и культура речи. Упр. 6 с. 87. Теория. Раздел 3.9. Паронимы, с. 83-85.

Литература

Антонова Е. С., Воителева Т. М. Русский язык и культура речи. – М.: Академия, 2012. – 320 с.

Голощапова, Т.Г. Русский язык в деловой и процессуальной коммуникации: учебно-методическое пособие. – Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России, 2009. – С. 3-83.

Голощапова, Т.Г. Практикум по орфографии русского языка: методическое пособие / Т.Г. Голощапова. – Челябинск: Челябинский юридический институт, 2008. – 11 с.

Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов. – М.: Логос, 2002. – С. 297-337.







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.