Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Развитие «мускулатуры» любознательности





Так же как слушание и интуиция, любопытство — это своего рода одаренность. Некоторые люди наделены большей любознательностью, чем другие. Так же как слушание и интуиция, любопытство может быть развито путем упражнения, как и прочие «мускулы».

Первый шаг — это осознание: просто старайтесь проявлять любопытство. Мы так привыкли чувствовать, что знаем ответ еще до того, как прозвучит вопрос, поэтому порой нам кажется невозможным спрашивать, не зная ответа заранее. Однако в коучинге необходимо научиться именно этому — перестать зада­вать вопросы с позиций эксперта, дабы отсортировывать полу­ченную информацию, анализировать ее и раскладывать по по­лочкам для дальнейшего употребления. Просто спрашивайте из любопытства.

Клиентчюнимает, когда коуч задает вопрос, уже имея в голове «правильный ответ». «Радар» клиента сообщает ему, что правильный ответ уже существует и оставляет два пути — либо противиться, либо принять к рассмотрению ответ, найденный коучем. Когда вопрос задан из любопытства, клиент это тоже чувствует. Он знает, что ему задан вопрос, ответ на который ему необходимо найти внутри себя.

Одна из техник для развития «мускулатуры» любопытства — начинать вопрос со слов: «Мне любопытно...». Обратите внимание на то, как эти слова меняют природу поиска, как вопрос, заданный подобным образом, заставляет клиента активно включаться в процесс поиска, снижая при этом риск, который обычно сопутствует использованию заранее заготовленных ответов. В этих случаях клиент охотнее скажет «я не знаю», а потом все равно сформулирует ответ.

Любознательность подразумевает и легкость игры, и безоговорочное понимание того, что полученный ответ непременно будет правильным, поскольку найден самим клиентом. Это не означает, что он не подлежит опровержению. Этот ответ «правильный», потому что получен клиентом, а не коучем, но он остается открытым для дальнейшего коучинга. Когда коуч спрашивает клиента: «Как вы поступаете, когда вам не хочется звонить своим клиентам?», тот отвечает: «Я прекрасно справляюсь, делая четыре звонка в день». Коуч может также спросить клиента: «А ваш начальный план заключался в восьми звонках в день. Как снижение их количества до четырех влияет на вашу цель?». Другой вариант — «выпаливать» вопросы, не задумываясь над ними. Цель заключается в том, чтобы объединить разные уровни восприятия коучем информации, его интуицию и любопытство, не забывая при этом о том, что он сам не должен знать ответ. Коучу следует просто задавать клиенту первый пришедший в голову вопрос с полной уверенностью, что тот знает ответ, потому что всегда его знает.

Еще одно применение любопытства заключается в том, чтобы отмечать, как изменяется энергичность ответов клиента. Если радар коуча отмечает сомнение, ему нужно поинтересоваться у клиента, в чем дело. Если ощущается гнев или сопротивление, необходимо спросить клиента, в чем причина. Будьте любопытны, замечайте изменения в темпе речи клиента, отмечайте, когда повышается бодрость, когда он начинает больше смеяться, шутить. Используйте эти признаки, чтобы последовать в новое русло разговора со своей любознательностью и вовремя включить свою интуицию.

Как приспособить любопытство для коучинга

На определенном уровне любопытство является общим инструментом для всех профессий, ориентированных на помощь человеку. В коучинге любопытство особенно важно, поскольку дает доступ к источникам информации в обход «головы». Задавая вопросы для сбора информации, мы получаем причины, логические обоснования, объяснения, анализ. Спрашивая из любопытства, мы проникаем на другой уровень, более глубокий, даже более аутентичный, получая информацию о чувствах и мотивациях. Информация, которая раскрывается любопытством, менее обработана цензурой, менее «художественно» изложена, более путаная. И гораздо более реальна.

Коуч демонстрирует свое любопытство на самой первой встрече. Практически ничто так не ободряет возможного клиента, как искренняя заинтересованность коуча в нем лично, которая позволяет ему почувствовать себя особенным, свою жизнь — интересной для исследования, а свои проблемы — заслуживающими того, чтобы над ними работать.

Любопытство в достаточной степени присутствует и на последующих сессиях, поскольку коуч интересуется всем, что составляет жизнь клиента: почему он хочет заниматься коучингом, какие области его жизни захватывающи, а каким недостает увлекательности, что он ценит, к чему привязан, от чего безнадежно мечтает избавиться и так далее. Любопытство, конечно, всегда представлено и в телефонных сессиях. Оно позволяет находить новые ответы и новые области для исследования. Зная, что дли тельные изменения могут быть вызваны обыкновенным любопытством, коуч должен уделять ему особое внимание.

Любопытство можно сравнить с веревкой, которую коуч поднял с земли и следует за ней, чтобы узнать, куда она ведет. Коучу необязательно знать, куда же она ведет на самом деле, поскольку клиент — равноправный участник этого поиска, и именно ему принадлежит окончательное знание. Это одна из основных предпосылок Коактивного коучинга: клиент сам знает ответ. Коуч не обязан знать ответ. Коуч должен быть любопытным.

Диалог

Коуч: Я знаю, что Вы намеревались упражняться, чтобы сбросить вес, о чем только что снова говорили. Однако неделя проходит за неделей, а вы ничего не предпринимаете. Что происходит?

Клиент: Я действительно устал выглядеть неухоженным и все время чувствовать утомление. Я думаю, что решительно настроился поддерживать форму. Только... обычно я действительно ничего не предпринимаю.

Коуч: Что же Вас останавливает?

Клиент: Если честно, дело во времени — именно этого мне постоянно не хватает.

Коуч: А что для Вас значит неспособность упражняться?

Клиент: Мой «гремлин» утверждает, что я не смогу долго продержаться. Это очень старая история: начинаешь что-то делать и бросаешь до того, как появятся первые признаки успеха.

Коуч: Когда вы делаете упражнения, что это значит для вас?

Клиент: Это значит, что я забочусь о себе. Я знаю: если не начну сбрасывать вес и не стану здоровее, то действительно подвергну себя опасности. Кроме того, это означает, что я забочусь о своей семье. Они хотят, чтобы я был здоров, и мы бы оставались вместе многие годы.

Коуч: Какие слова Вы говорите себе, когда приходит время заниматься?

Клиент: Чаще всего я говорю: «Неохота», словно шестилетний ребенок, которому нужно идти в ванную.

Коуч: Чего же Вы хотите?

Клиент: Я хочу дисциплинированно выполнять определенную программу.

Коуч: Что же подействует в вашем случае?

Клиент: Что действительно подействует, по крайней мере, так было раньше, — так это поддержка приятеля, посещающего со мной эти тренировки, то есть кого-то, с кем бы я вместе занимался.

Коуч: Как Вы можете этого добиться?

Клиент: Держу пари, что кто-нибудь из моих сослуживцев заинтересуется занятиями, которые мы могли бы посещать в обеденный перерыв. Повешу-ка я объявление на доске сообщений.

Навыки коучинга

Навыки, о которых пойдет здесь речь, являются идеальными в контексте любознательности, поскольку являются примерами постановки провокационных, открытых вопросов, вводящих клиентов в царство открытий.

Эти умения усиливают то, что находится в самом центре любопытства, — не сбор большего объема информации, а приглашение клиентов к поиску ответов не только с помощью ума, но и своего сердца, души, интуиции; к поиску в знакомых местах, увиденных по-новому, а также там, где им до этого и в голову не приходило смотреть.

Эффективные вопросы

Определенный тип любопытства приобретает форму так называемых эффективных вопросов. Вопрос в большей степени, нежели разъяснение, лежит в основе Коактивного коучинга, а эффективный вопрос — краеугольный камень этого подхода. Вы сможете увидеть, почему это так, если сначала поймете, что именно делает вопрос эффективным. Когда некто адресует вам вопрос, особенно личный, он задает конкретное направление поиска. Допустим, коуч спрашивает: «Когда Вы работаете над важным проектом, что Вы постоянно делаете, что могло бы помешать его успешному завершению?». Вопрос приглашает клиента к поиску в конкретном направлении. Или, допустим, кто-то спрашивает: «Каковы логические обоснования выступлений в защиту лесов красного дерева в Калифорнии?». Одни люди начинают вспоминать карту Калифорнии, другие могут увидеть рощу красных деревьев на фоне голубого неба. Чьи-то мысли будут касаться биосферного подхода или возвращать человека в леса его детства. Похоже, что этот простой вопрос может каждого куда-то завести.

Думайте о вопросах, как о пещерах и туннелях. Эффективный вопрос как бы посылает клиента в обширную и сложную систему туннелей, выводящую в другие туннели к открытиям и тайнам. Эффективные вопросы обширны и предоставляют клиенту широкие перспективы. Вопросы закрытого типа создают узкие туннели, которые обычно резко обрываются ответами «да» — «нет» или определенными данными, в них нет глубины для дальнейших исследований.

Эффективные вопросы вызывают самоанализ, предоставляют дополнительные решения, расширяют творческое восприятие и углубляют понимание. Они предлагают клиенту заглянуть в себя («Чего Вы на самом деле хотите?») или в будущее («Представьте, что Вы заглянули вперед на полгода. Какое решение из того времени показалось бы Вам подходящим для данного момента?»). Формулировка вопроса в известной степени определяет, в какой именно области клиент будет искать ответ.

Некоторые вопросы, которые, например, сужают взгляд или ведут клиента в тупик, не являются особенно эффективными. Например, вопрос «Почему?» требует от клиента анализа или объяснений: «Почему вы переехали в Делавар?». Более эффективный вопрос в той же ситуации мог бы быть таким: «Что вас подвигнуло на это?». Порой клиент может занимать защитную позицию, потому что его или «гремлин» провоцирует, или вопрос вынуждает искать оправдание, вместо того чтобы подвигнуть на самоанализ. Например: «Как вы предполагаете начать новое дело, имея так мало средств?» (эффективный вопрос: «Какой риск вы готовы допустить?»).

Такие вопросы часто подразумевают правильный или неправильный ответ или на самом деле обращены к какому-то третьему лицу, как правило, весьма авторитетному, например: «А что бы сказала ваша мама?». Подобные вопросы касаются не очень значимой информации или дополнительных деталей и приводят к ненужному углублению повествования. Большей частью получение дополнительной информации не улучшает коучинг. На это всего лишь уходит больше времени. Вам нет необходимости знать всю историю или представлять себе всю динамику в целом в процессе коучинга.

На самом деле можно провести всю сессию коучинга исключительно с помощью эффективных вопросов[2]. Начинающие коучи постоянно сообщают о поразительной эффективности этого аспекта коучинга. Хотя они и испытывают искушение предложить клиентам ответы или советы, но видят, что у тех есть свои ответы даже тогда, когда коучи в этом сомневаются.

Чем прямее и проще задан эффективный вопрос, тем лучше. Цель заключается в том, чтобы сделать влияние максимальным. Составные, сложные вопросы вынуждают клиента заниматься анализом, он может растеряться, пытаясь разобраться. Эффективный вопрос потому и силен, что заставляет клиента остановиться и выдать ответ из самой глубины сердца. Краткость -это благо. Вы можете остановить привычную болтовню «гремлина» банальным: «Ну, и что?». Все причины, которые клиент придумывал много лет для логического объяснения существующего положения вещей, каковое иным быть просто не может, рассыпаются всего от трех могущественных слов: «Ну, и что?».

Приведем несколько особенно эффективных вопросов.

- Какого результата вы хотите добиться?

- Что именно вас пугает?

- Чего вы хотите?

- Что же из этого выйдет?

- Как вы это узнаете?

- Что это вам даст?

- А как все обстоит на самом деле?

- От чего вам придется в этом случае отказаться?

Эффективные вопросы застают человека врасплох, поэтому вероятны минутное замешательство, паузы: клиенту необходимо дать время для ответа. Через минуту у коуча может появиться искушение заполнить паузу, возможно, даже с помощью другого эффективного вопроса. Воздержитесь. Просто ждите и слушайте. Клиенту еще не доводилось сталкиваться с людьми, задающими ему сильные, провокационные вопросы, на которые надо давать правдивые ответы. Он-то привык к милым, деликатным вопросам и к вежливому соглашению: если Вам не хочется отвечать на трудные вопросы, то мы не станем настаивать. В коучинге эффективные вопросы отключают автопилот и заставляют человека вести самолет самостоятельно.

Диалог

Клиент: Я что-то не получаю большого удовольствия от своей работы.

Коуч: А чего вы хотите?

Клиент: Я хотел бы любить свою работу. А я этого не испытываю. Я думал, что это случится, может быть, когда-нибудь я ее и полюблю, но сейчас моя работа мне не нравится.

Коуч: А что бы происходило, если бы вы на самом деле любили то, что делаете?

Клиент: Я бы просыпался по утрам с радостным волнением. Душа бы пела. Весь день я бы носился вприпрыжку. Меня бы не выбивали из колеи мелкие неприятности. Жизнь была бы, словно свежий бриз, а домой я бы возвращался, ощущая приятную усталость.

Коуч: Потрясающе! А что бы можно было предпринять, чтобы это случилось?

Клиент: Похоже на то, что мне бы надо найти другую работу.

Коуч: А от чего вы могли бы отказаться, чтобы найти себе работу по вкусу?

Клиент: Я бы мог пожертвовать некоторым покоем или просто перестать жаловаться на то, что не могу получить интересную работу.

Круч: А что случится, если вы перестанете жаловаться?

Использование Эффективных ВОПРОСОВ. Эффективные вопросы применяются в коучинге везде и всюду — с первой, ознакомительной, сессии до последней завершающей и подводящей итоги встречи коуча и его подопечного. Чтобы использовать эффективные вопросы «на всю катушку», коуч должен уметь «вмешиваться» — это искусство мы обсудили раньше. Нельзя ждать «просвета» — необходимо вклиниться со своим вопросом, часто неожиданно.

Допустим, клиент уже в который раз бредет по наезженной колее: как невыносима для него рабочая обстановка и насколько он бессилен что-либо изменить. Коуч, мгновенно распознав рутинность, дожидается, когда он на секунду прервется, чтобы вдохнуть, и спрашивает: «А почему Вы это терпите?», «Что это Вам дает?» или: «Есть ли другой путь?». Задавая эффективные вопросы, коуч в интересах своего подопечного должен быть очень любопытным и очень смелым. Он должен допускать, что клиент обладает необходимыми силами и средствами, чтобы справиться с действительно серьезными вопросами, а не спасовать перед ними.

Эффективные ВОПРОСЫ ИЛИ глупые ВОПРОСЫ? Порой наиболее эффективные вопросы — это именно те, которые звучат наиболее глупо. Так происходит, когда защитная система клиента разработана специально для отражения сложных атак, в особенности интеллектуальных вопросов, вызывающих оправдания. Глупый вопрос падает, словно бомба, в самом центре защитных сооружений. Представьте себе следующую ситуацию: у клиента есть целый набор тщательно выстроенных оправданий того, почему ему приходится делать то, что делает. У него находится масса причин, которые ограничивают его успех, затрудняют поиск общего языка с этим человеком и вот с тем человеком и... Внезапно коуч прерывает его объяснения вопросом: «А чего вы хотите?». Бум! Можно было бы долго проверять логические построения клиента, ходить вокруг да около, а простейший вопрос с ходу угодил в самую сердцевину.

Иногда коучи увлекаются формулированием слишком заумных эффективных вопросов. Это сползание на первый уровень: стремление показать великолепную огранку своих вопросов вместо умения задавать из любопытства простой вопрос, способный помочь клиенту увидеть новый путь. Желание коуча блеснуть интеллектом в своем вопросе начинает раздражать клиентов. Это самая распространенная ловушка для коучей-интеллектуалов. И для коуча, и для его подопечного полезнее окажется более простой вопрос, который, однако, позволит добиться большего.

Приведем восемь «глупых вопросов», которые часто оказываются полезными.

- Чего Вы хотите?

- Где же мы оказались?

- Что дальше?

- Куда бы Вам хотелось отсюда попасть?

- Что Вы видите?

- Чему Вы научились?

- Что Вы станете делать и когда вы это сделаете?

- Что Вы думаете?

Иногда вопрос кажется слишком глупым для того, чтобы его задавать. Не останавливайтесь, задайте его — и вы сами удивитесь. Даже если вы услышите ожидаемый ответ, помните, что вы задавали вопрос не с целью получения ответа на него, а ради того, чтобы его услышал и усвоил ваш клиент. Причина, заставляющая нас задавать глупые вопросы, заключается в том, что в научении возник блок. Клиент должен услышать ответ — правду, своего «гремлина», ложь, которую он сам себе продолжает навязывать. Это действует как подведение черты. Вопросы подкрепляют обучение, прежде чем произойдет дальнейшее продвижение.

«Исследование жизни»

«Исследование жизни» — это особая разновидность вопросов, формулировка тем которой может совпадать с эффективными вопросами. Отличие состоит в том, что «исследование жизни» обычно используется в качестве домашнего задания, позволяющего клиенту тщательно исследовать многочисленные ответы и перспективы. Как все эффективные вопросы, «исследование жизни» — это туннель, состоящий, в свою очередь, из множества туннелей.

Вопросы для «исследования жизни» часто ставятся в конце занятия, чтобы процесс обучения не прерывался. Допустим, клиент пытается решать финансовые проблемы, причем преимущественно с помощью увеличения рабочей нагрузки и сокращения времени на общение с семьей. Его преследует постоянное желание когда-нибудь разбогатеть. Таким образом, задание на «исследование жизни» на неделю может быть сформулировано так: «Ачто это такое — быть богатым?». «Исследование» может быть не связано с материалом текущей сессии или сиюминутными проблемами в жизни клиента. Поскольку тема кажется отвлеченной, такой тип исследования может привести к неожиданным и глубоким результатам.

Например, в конце встречи коуч спрашивает своего клиента: «А какое настроение у Вас бывает чаще всего?». На следующей неделе, после того как клиент опишет свое доминирующее настроение, коуч задает другой вопрос-исследование: «Насколько это настроение вошло у Вас в привычку и как оно служит вам?».

«Исследование жизни» — это вопрос, провоцирующий размышления с целью самоанализа. Как и эффективные вопросы, он не имеет единственно правильного ответа. Это не та задача, которую необходимо решить. Особое положение «исследованию жизни» придает принцип рассмотрения темы с разных точек зрения, а также то, что оно рассчитано на длительный срок. Стремление клиента рассматривать все вопросы с позиции существования единственно правильного ответа естественно, но коуч должен напоминать своему подопечному о необходимости проводить «исследование» с любопытством. Временами «исследование» приводит к более глубокому пониманию, новому видению задачи, к появлению других возможностей для действия. Приведем примерные темы для «исследования».

- Что значит жить богатой, насыщенной жизнью?

- Какие внутренние и внешние условия присутствуют, когда я на высоте?

- Чему я сопротивляюсь?

- Что я не желаю изменить?

- Как я мог бы делать это с легкостью?

«Исследование» — эффективный инструмент коучинга, поскольку оно встраивается в обычную жизнь клиента. В конце концов, сессия коучинга проходит раз в неделю, занимая полчаса или час, а обучение и действие происходят в течение всей оставшейся недели, поэтому «исследование» позволяет направить обучение таким образом, чтобы оно приводило к возникновению действия. Одни коучи используют перечень вопросов, чтобы подобрать каждому обучающемуся то, что соответствует его жизненной ситуации, а другие предлагают на неделе всем клиентам одну и ту же тему.

Сосредоточиться на «исследовании» клиенту помогают различные структурирующие средства. Можно прикрепить листочки с вопросом там, где они всю неделю будут на виду, — в ежедневнике, на приборной доске автомобиля, над компьютером, на зеркале в ванной, на карточке, которая всегда лежит в бумажнике. Главное — каждый раз смотреть на этот вопрос по-новому и обдумывать его целый день, но всегда — с новой точки зрения. Можно работать с темой для «исследования», ведя дневник, рисуя картины, беседуя с другом, прогуливаясь. Коуч может включить фактор подотчетности, попросив клиента сообщать результаты его «исследования» еще до начала следующей сессии — по почте, по факсу или по телефону.

«Исследование жизни» — это ценный инструмент, поскольку оно проникает вглубь, позволяя взглянуть на то, что происходит в действительности. Это не самое простое занятие для большинства клиентов. Часто для них достаточно трудны вопросы коуча, задаваемые во время сессии, а в одиночку им приходится еще тяжелей. Но, работая в одиночку, клиент находит путь к своим собственным силам. Не позволяйте им сорваться с крючка. На следующей сессии необходимо обсудить проведенное «исследование» и узнать, чему клиент научился. Если клиент не стал делать домашнее задание" следует провести коучинг и по этому поводу. Уделите внимание и время «исследованию жизни» во время сессии, чтобы клиент понял его важность. Когда клиент тратит время на «исследование жизни», он получает возможность для обретения нового ценного опыта и признания.

Диалог

В конце сессии коучинга на прошлой неделе коуч поста­вил своему клиенту тему для «исследования жизни» — вопрос, который может иметь много разных ответов на разных уровнях проникновения. В данном случае он звучал так: «В каких ситуациях вы отказываетесь от своей силы?».

Клиент: Ну, сначала я ничего не видел. Потом стал понимать, что становлюсь беспомощным, когда дело доходит до моего расписания, поскольку я, кажется, никогда ничего не успеваю сделать из-за того, что все свое время расходую на выполнение чьих-то требований.

Коуч: Вы отказываетесь от своей силы, отдавая свое время другим людям. Как это выглядит, когда вы отдаете свое время?

Клиент: Я заметил, что у меня была привычка говорить: «Я не могу ничего сделать, потому что мой ежедневник уже полон», пока я, наконец, не осознал, что это мой ежедневник. Я могу выбирать, что записывать в своем ежедневнике.

Коуч: Это поразительный успех! А где еще вы отказываетесь от своей силы?

Клиент: Еще я обнаружил это в своей личной жизни. Когда моя подруга расстраивается из-за того, что я что-то не так делаю или говорю, я занимаю защитную позицию — просто отказываюсь от всей своей силы, а ведь меня никто не заставляет поступать именно так.

Коуч: Вы действительно проделали огромную работу! Что-то еще?

Клиент: Ну, я просто продолжал присматриваться и заметил, где другие люди теряют энергию.

Коуч: Где это происходило?

Клиент: Я увидел, что когда Большой Босс куда-то уезжает, некоторые сотрудники внезапно становятся похожими на маленьких детей. Знаете, они совершенно теряют уверенность в себе. Просто поразительно.

Коуч: А было ли это с Вами?

Клиент: Больше, чем мне хотелось бы признать. Я думал, что менее подвержен этому, а оказалось все по-другому.

Коуч: Есть ли у Вас что-то еще в связи с домашним заданием?

Клиент: Нет, я думаю, что сказанное охватывает всю проблему. Спасибо.

Коуч: Отлично, вот Вам задание на следующую неделю. Что Вам нужно предпринять, чтобы войти в контакт со своей силой?

Клиент: Хорошо, теперь я вгрызусь в этот вопрос.

Сила любознательности

Любопытство позволяет коучу изучить своего клиента изнутри. Коуч учится, ему любопытно то, что он узнает, он продолжает задавать вопросы. Клиент, в свою очередь, отвечает на вопросы коуча, проникая все глубже в себя самого, отыскивая свои собственные ответы; пытаясь понять, как устроен его собственный мир, что его волнует, что заставляет остановиться. Со временем коуч будет все лучше понимать внутреннюю работу клиента, пока не окажется его собственным голосом, задающим вопросы, которые тот хотел бы себе задать.

Коуч обладает преимуществом, позволяющим задавать подобные вопросы, не отвлекаясь на «гремлина», историю, мнение коллег, чувства любимого человека или еще на что-нибудь. «Исследования жизни» становятся все интереснее, вопросы — более эффективными. В этом процессе клиент усваивает сильные стороны коучинга, например, обучается формированию внутренних возможностей. Клиент узнает, что значит быть любопытным по отношению к самому себе, менее оценочным.

Упражнения

Любопытство

Проведите полчаса в кофейном магазине: проявите любопытство ко всем, кто там находится. Для начала, ни с кем не заговаривая, не сдерживайте своего любопытства и задавайте вопросы самому себе: «Интересно, что у них в жизни неладно... Любопытно, что для них самое ценное... Хотел бы я знать, чего им не достает, что вызывает у них смех, где они установили для себя пределы. Что им нравится в данный момент? О чем они мечтают? Что придает им силы? Что им нравится в окружающих?».

Через полчаса выберите человека, с которым вы могли бы еще немного пообщаться, и задавайте ему вопросы. При этом внимательно отнеситесь к состоянию своего собеседника. Как этот человек реагирует на вас, на ваше любопытство? Затем рассмотрите свою собственную роль в разговоре. Что происходит на первом уровне? На втором? На третьем? После этого проявите любознательность в отношении своего собственного любопытства. Что вы узнали о том, как быть любопытным? Что было легко? Что было нелегко? Что делало эти вещи простыми или сложными? Как вы могли бы стать еще любопытнее? Что бы это вам дало?

Другое упражнение для тренировки любопытства. Отправьтесь в магазин, куда вы обычно не ходите, и проявите тотальное любопытство ко всему и вся. Определите, сколько вопросов вы сможете задать.

Запомните: вопросы из любопытства задают не для того, чтобы получить больше информации. При проявлении любопытства один вопрос почти всегда влечет за собой следующий, словно вы движетесь по туннелю.

2. Эффективные вопросы

Самый простой способ убедиться в действенности эффективных вопросов кажется самым сложным. Цель этого упражнения — провести тридцатиминутную беседу с неким человеком, на протяжении которой следует задавать только эффективные вопросы: никаких утверждений, никакого резюмирования, никаких советов или рассказов о себе самом, никаких выводов или заключений. Ваша роль заключается в том, чтобы задавать эффективные вопросы — и все. (Вам может понадобиться перечень эффективных вопросов, приведенный в главе 1 части четвертой настоящей книги).

После этого попросите собеседника рассказать, каково ему было, когда вы только расспрашивали его? А потом расскажите ему, что чувствовали сами, будучи вынужденными ограничиваться в беседе с ним только вопросами. Что в этой ситуации работало на вас? Что оказалось затруднительным?

Исследование жизни»

«Исследование» — это открытый эффективный вопрос, который коуч задает клиенту в течение недели или еще более длительный срок с целью помочь ему глубже понять важные области своей собственной жизни. Прежде чем делать это упражнение, перечитайте перечень соответствующих тем в главе 1 части четвертой настоящей книги.

Затем вернитесь к списку из десяти друзей или знакомых, для которых вы написали утверждения в рамках «мета-формата». Используя эти тексты и свои знания об этих людях, подберите подходящую тему «исследования» для каждого из них.
Глава четвёртая.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ/ОБУЧЕНИЕ

 

Есть много причин, определяющих эффективность коучинга, они перекрываются и переплетаются, но главное в этом — дея­тельность. Вернее, существует цикл деятельности и научения, которые постоянно сменяют друг друга с течением времени, что и приводит к длительным, стойким изменениям. Клиенты пред­принимают действия и учатся, порождая тем самым новые дей­ствия, основанные на усвоенном материале, что, в свою очередь, приводит к дальнейшему обучению и т.д. Коучинг идеально под­держивает этот процесс, потому что отношения коучинга явля­ются длительными и сосредоточены на этих двух взаимосвязан­ных явлениях.

Все мастерство коуча используется для стимулирования дея­тельности и углубления обучения клиента. Деятельность — ком­понент более явный; зачастую именно она привлекает клиента к занятиям коучингом. Будучи компетентным и преуспевающим во многих сферах своей жизни, он может ощущать неспособ­ность в достижении желаемых перемен. Самому ему не под силу выполнение поставленной задачи, поэтому он нуждается в организации партнерства, которое позволит ему предпринять необ­ходимые шаги и, не останавливаясь, двигаться к цели. Но только обучение сделает изменения возможными и длительными.

Коучинг необходим и полезен потому, что в одиночку сохра­нять избранное направление движения очень сложно. Вы, воз­можно, знаете это по себе. У каждого из нас есть такой опыт. Вы начинаете какое-то предприятие с огромным энтузиазмом — это может быть программа спортивных тренировок на первую неделю января после праздников, или вдохновенное решение вести светскую жизнь, или желание определиться, наконец, со своим хобби. А через несколько месяцев результат оказывается равным нулю. Сколько раз за свою жизнь вы говорили себе, что обязательно сделаете то-то и то-то, а потом не делали, поскольку все равно никто не знал о вашем намерении что-то изменить. Ес­ли вы даже просто с кем-то поделитесь своими планами, то это сильно укрепит вас в ваших намерениях. Обнародование подоб­ных обязательств привлекает к ним максимум вашего внимания и увеличивает их значимость.

Многие из нас придают большее значение выполнению того, что кому-то обещали сделать. Есть что-то священное в серьезно­сти восприятия нами своих обязательств после их открытого оз­вучивания и объединения с кем-нибудь для достижения общей цели. Морозным январским утром вы, скорее всего, снова натя­нете на голову одеяло, чем потащитесь в одиночестве в фитнесс-клуб. Но если вы пообещали с кем-то встретиться в семь утра в этом клубе, то шанс на то, что вы все-таки покинете постель и от­правитесь туда, существенно увеличится. Связь с другим чело­веком значительно повышает степень мотивации.

Особенно верно это для длительных обязательств и деятель­ности, требующей времени. Это знают спортсмены, музыканты, многие представители других профессий. Обязательства регу­лярно выполнять что-либо в течение длительного времени фоку­сируют внимание, обеспечивают дисциплину и поддержку, не дающие человеку сойти с дистанции. Тысячи людей, вовлечен­ных в программы по снижению веса, имеют опыт взаимной под­держки на базе длительных отношений. Это на самом деле поз­воляет сосредоточиться и дисциплинирует. Коучинг использует эту силу, чтобы помочь клиенту удерживать направление, не прекращая деятельности, и сосредоточиваться на обретении знаний.

Все же, несмотря на несомненную эффективность этой сис­темы поддержки, многие люди относятся к ней как к костылям, заменяющим природные способности. Они полагают, что зре­лые люди не нуждаются в поддержке посторонних, чтобы вы­полнять стоящие перед ними задачи и не отклоняться от цели. В конце концов, зрелый взрослый человек умеет быть ответствен­ным перед самим собой. Они считают, что полагаться на друго­го, — это проявление какой-то слабости, зависимости. Это их представление может оказаться очень сильным, и порой оно по­рождает в клиентах амбивалентность. Они хотят изменений в своей жизни, в чем им могли бы помочь отношения коучинга, но эти клиенты не желают зависеть от других людей. Коуч, будьте внимательны, если подобное отношение проявится у кого-то из ваших подопечных.

Перспективы коучинга

Одним из определяющих качеств коучинга является подот­четность, которая предоставляет клиенту средство для измере­ния эффективности деятельности, а также для отчета и самоот­чета в приобретенных знаниях. Подотчетность необходима для катализации деятельности и углубления процесса познания в Коактивном коучинге, потому что сессия — это много больше, чем просто разговор: это разговор, который приведет к той или иной деятельности.

В Коактивном коучинге подотчетность представляет собой не просто подсчет выполненных и невыполненных задач. Практи­ческая сторона подотчетности настолько важна, что мы решили посвятить этому искусству отдельный раздел в этой главе.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.