Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Составители: д.м.н., профессор Кенесариев У.И.,





К.м.н., доцент Анамбаева А.И.

 

Алматы, 2017

Утверждена на заседании кафедры

Прот. №___ от _____________ 2017г.

Заведующая кафедрой, PhD _____________ Кенесары Д.У.

5.1. Тема №1. Гигиена как основная профилактическая дисциплина медицины. Цель, задачи, объекты и методы исследования. История развития гигиены.

5.2. Цель лекции: Формирование знаний об определении гигиены как науки, цели, задач, объектах изучения, методах, основах санитарного законодательства, истории развития и перспективах развития гигиены.

5.3. Тезисы лекции. Определение гигиены как науки. Термин «гигиена» происходит от греческого слова хигиейнос, что означает «приносящий здоровье». Согласно древнегреческой мифологии, у бога врачевания Асклепия (в древнеримских мифах – Эскулап) была дочь Гигиейя, помогавшая отцу в его делах. Гигиейя занималась предупреждением заболеваний, и древние греки считали ее богиней здоровья. От имени богини и происходит самоназвание гигиены – основной профилактической науки в медицине.

Забота о здоровье человека – основная задача всей медицины и ее решение достигается двумя путями:

1. Профилактическим (укрепление здоровья и предупреждение заболеваний). Пример: эндемический зоб – профилактика – йодирование соли. Рахит – недостаток витамина Д.

2. Восстановительным (лечение болезни).

При этом профилактический путь является наиболее эффективным и должен быть первоочередным, что подчеркивает значение гигиены в системе медицинских наук.

Цель гигиены - сохранение и укрепление здоровья человека.

Объект изучения гигиены. Объектом изучения гигиены является здоровье человека и окружающая его среда. В данном случае под окружающей средой понимается не только природа, но и среда обитания человека в течение всей его жизни, в том числе во время труда и отдыха. Под окружающей средой понимается и общество с его производительными силами и производственными отношениями, а также все обилие разнообразных факторов, связанных с этими процессами.

Вне окружающей среды жизнь живых организмов, в том числе и человека, невозможна. Важным фактором, способствующим жизни, является постоянный обмен веществ с окружающей средой. Еще в 1863 году физиолог И.М. Сеченов говорил: «Организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен». Но эта же самая среда, необходимая для жизни, может оказывать и неблагоприятное воздействие.

В зависимости от своей природы, все факторы окружающей среды, воздействующие на человека, делятся на физические, химические, биологические и психогенные.

К химическим факторам среды относятся химический состав воздуха, воды, почвы, пищи. Многие из этих компонентов необходимы для жизни человека и их недостаток приводит к патологии. Наличие повышенных концентраций токсических веществ также ведет к заболеванию.

К физическим факторам относится солнечная радиация, атмосферное давление, температура, влажность, скорость движения воздуха, а также ионизирующие излучения, шум, вибрация и др. Умеренное воздействие многих из этих факторов способствует нормальной жизнедеятельности, однако их повышенная интенсивность оказывает отрицательное влияние. Неблагоприятными могут оказаться и пониженные уровни воздействия.

К биологическим факторам относится все живое, окружающее человека (бактерии, вирусы, гельминты, грибы, растения). Например, некоторые микроорганизмы могут явиться причиной различных инфекционных, паразитарных и грибковых заболеваний.

Психогенными факторами являются слово, речь, письмо, печатная продукция, взаимоотношения в коллективе и др. Они вызывают у человека различные эмоции, то или иное психическое состояние.

В реальной жизни человек подвергается воздействию факторов разной природы одновременно. Иногда это воздействие может оказаться нейтральным или даже благоприятным для здоровья, а в ряде случаев способно причинить существенный вред – вплоть до смертельного исхода.

Основные задачи гигиены заключаются в следующем:

1.Изучение природных и антропогенных факторов, оказывающих влияние на здоровье человека.

2.Изучение закономерностей влияния этих факторов на организм человека или популяцию.

3.Научное обоснование и разработка гигиенических нормативов, правил и мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья человека.

4.Внедрение нормативов, правил и мероприятий в практику здравоохранения и народное хозяйство, оценка их эффективности.

5.Прогнозирование санитарной ситуации на перспективу.

Существует 4 основных метода гигиенических исследований .

1.Санитарного обследования

2.Эпидемиологический

3.Гигиенического эксперимента

4.Санитарной экспертизы.

Санитарное законодательство.

При осуществлении санитарного надзора санитарный врач использует санитарное законодательство, которое включает:

- государственные стандарты;

- санитарные правила и нормы (СанПиН);

- инструкции;

- строительные нормы и правила (СНиП);

- методические указания;

- постановления и распоряжения Минздрава и др.

Основным руководящим документом деятельности санитарного врача является "Положение о государственном санитарном надзоре". Санитарно-эпидемиологическая служба состоит из руководящего органа (КГСЭН) и сети республиканских, областных, городских и районных СЭС. Каждая из них включает три основных отдела: санитарно-гигиенический, эпидемиологический и дезинфекционный.

История развития гигиены.

Развитие гигиены можно условно разбить на два основных, не равных по временной протяженности, периода:

1. Эмпирическая гигиена (основанная на опыте) развивалась на протяжении многих веков.

2. Научно-экспериментальная гигиена, занимающая сравнительно короткий период.

Гигиена состоит из ряда разделов, каждый из которых охватывает самостоятельную область гигиенической науки и практики:

Коммунальная гигиена - изучает влияние на организм природных и социальных факторов в условиях населенных мест и разрабатывает ги­гиенические нормативы и мероприятия для создания оптимальных условий проживания. Ведущие ученые РК: Даулбаев Ф.А., Амрин К.Р., Неменко Б.А.

Гигиена питания - изучает влияние на организм пищевых рационов с различным содержанием питательных веществ, потребности организма в их количестве и оптимальное соотношение зависимости от условий груда и быта; разрабатывает меры профилактики алиментарных заболеваний. Ведущие ученые РК: Шарманов Т.Ш., Терехин С.П. и др. В РК действует Казахская Академия питания.

Гигиена труда - изучает трудовую деятельность человека и произ­водственную среду с точки зрения их возможного влияния на организм, разрабатывает меры и гигиенические нормативы, направленные на оздо­ровление условий труда и предупреждение профессиональных болезней. Ведущие ученые РК: Алтынбеков Б.Е. НЦ гигиены и эпидемиологии и НУ гигиены труда и профпатологии.

Гигиена детей и подростков - изучает влияние факторов окружаю­щей среды на организм детей и разрабатывает гигиенические требования и нормативы к окружающей ребёнка среде с целью создания гигиенических условий жизни, обеспечивающих полноценное физическое и умственное развитие детей.

Радиационная гигиена - изучает влияние ионизирующих излучений на человека и разрабатывает санитарно-гигиенические меры и нормати­вы по обеспечению радиационной безопасности лиц, работающих с ис­точниками ионизирующего излучения и радиоактивными веществами.

5.4. Иллюстративный материал: Мультимедийная презентация.

5.5. Литература:

1. Архангельский В.И. и др.; Под ред. П.И. Мельниченко. Гигиена ГЭОТАР-Медиа 2014. 656 с.

2. У.И. Кенесариев, Р.М. Балмахаева, Ж.Д. Бекмагамбетова, Н.Ж. Жакашов, К.К. Тогузбаева «Общая гигиена». Учебник, Алматы, «ТОО Самара-Принт», 2012 г. 4-35 с.

3. Мельниченко П.И., Ушаков И.Б., и др. Гигиена: Словарь-справочник– М.: Медицина, 2012, 3-19 с.

4. Крымская И.Г. Гигиена и основы экологии человека – М.: Медицина, 2012, 3-25 с.

5. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., и др. Гигиена и основы экологии человека. 4е изд., испр, и доп. – Ростов на Дону «Феникс». 2012, 3-35 с.

6.Матвеева Н.А. Гигиена и экология человека. 2-е изд., стер. – М.: Медицина, 2012, 4-10 с.

7. Гигиена / Под ред. акад. РАМН Румянцева Г.И. - М.:ГЭОТАР:Медицина, 2012.- 435с.

8. Лакшин А.М., Катаева В.А. Общая гигиена с основами экологии человека: Учебник. – М.: Медицина, 2012. – 464с.

9.Гигиена мен адам экологиясының негіздері: оқулық/В.И.Архангельский және б.;редакциясын басқарған П.И. Мельниченко; қазақ тілінде ауарған А.Д.Құттыбаев. – М.:ГЭОТАР-Медиа, 2015. -752 б.:ил.

10. Еңбек гигиенасы: оқулық/редакциясының басқарғандар Н.Ф.Измеров, В.Ф.Кириллов;қазақ тілінде аударған Г.К.Амантаева;жауапты редакторы Ш.Е. Тоқанова.- М.:ГЭОТАР-Медиа, 2015. -592 б.:ил.

11. Балалар мен жасөспірімдер гигиенасы: оқулық / В.Р. Кучма; редакциясын басқарғандар В.Н.Приз, Г.Н.Талиева.- М.:ГЭОТАР-Медиа, 2014. -464 бет.:ил.

12. Жалпы гигиена: оқулық/А.М. Большаков; қазақ тілінде аударған М.Б.Жандаулетова; жауапты редакторы Ш.Е. Тоқанова. - М.:ГЭОТАР-Медиа, 2014.-400б.:ил.

13. K. Park. Preventive and social medicine. 2012.

14. E. Odum, Gary W. Barrett Fundamentals of Ecology, 5 edition. - Brooks Cole, 2012. - 624 p.

15. Manuel C. Molles Ecology. Concepts and Application, 2/e. - University of New Mexico- Albuquerque. - Mc Graw- Hill Higher Education, 2012.

16. Passmore R. et al. Handbook on Human Nutritional Requirement Zenewa, WHO.2012.

17. WOH. Health aspects of food and nutrition / Swaminathan M, Human Nutrition and Diet. Banglore, 2012.

5.6. Контрольные вопросы (обратная связь):

1. Определение гигиены как науки. Цель и задачи гигиены.

2. Объект изучения гигиены. Методы гигиены.

3. Санитарное законодательство.

4. История развития гигиены.

5. Перспективы развития гигиены в РК.







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.