|
Тема занятия №6. Санитарно-гигиеническая оценка качества питьевой воды и источников водоснабжения. Заболевания зубочелюстной системы, связанные с микроэлементным и минеральным составом воды.6.2. Цель занятия: Формирование знаний и умений оценки качества питьевой воды и возможности использования водоисточников для водоснабжения. 6.3. Задачи обучения: · формирование знаний о физиолого-гигиеническом и народно-хозяйственном значении воды; · формирование знаний об основных критериях качества питьевой воды и гигиеническом значении микробиологических, химических, органолептических и радиологических показателей СП РК», по которым они определяются; · формирование знаний о системах водоснабжения и санитарно-гигиенической характеристике подземных и поверхностных источников; · формирование знаний о гигиенических требованиях к выбору источников централизованного и децентрализованного водоснабжения; · формирование навыков определения роли водного фактора в развитии конкретного заболевания; · формирование навыка оценки качества воды питьевой и дачи заключения об ее пригодности по результатам анализа; · формирование правовой компетенции – ознакомить с СП РК. 6.4. Основные вопросы темы: 1. Гигиеническое значение воды. 2. Роль водного фактора в распространении инфекционных и паразитарных заболеваний. 3. Заболевания, обусловленные природным химическим составом и химическим загрязнением воды. 4. Мероприятия по профилактике заболеваний, связанных с водопользованием: · санитарная охрана водоемов · нормирование качества воды питьевой и воды водоисточников · контроль за качеством воды питьевой. 5. Гигиенические требования к качеству питьевой воды (СП РК). 6. Системы хозяйственно-питьевого водоснабжения: централизованная и децентрализованная. 7. Сравнительная гигиеническая характеристика поверхностных, подземных (почвенные, грунтовые, межпластовые безнапорные и напорные) источников водоснабжения и атмосферных вод. 6.5. Методы обучения и преподавания: устный опрос, кейс-стади (решение ситуационных задач). 6.6. Литература: 1. Кенесариев У.И., Балмахаева Р.М., Бекмагамбетова Ж.Д., Жакашов Н.Ж., Тогузбаева К.К. Общая гигиена: Учебник для вузов/Под ред. У.И.Кенесариева. – Алматы: «Самара-Принт», 2012. – С.105-150. 2. Гигиена / Под ред. акад. РАМН Г.И. Румянцева. - М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА,2014. -С.111-175с. 3. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. Гигиена и основы экологии человека. - Ростов н/Д:» Феникс»,2014. – С.74-108. 4. Аликеева Г.М. Гигиена воды/Учебно-методическое пособие. – Алматы.: КазНМУ, 2003. – 70 с. 5. Аликеева Г.М., Рузуддинова Г.Т. Оқу құралы «Су гигиенасы». - Алматы, 2006 ж. - 74 б. 6. Гигиена мен адам экологиясының негіздері: оқулық/В.И.Архангельский және б.;редакциясын басқарған П.И.Мельниченко; қазақ тілінде ауарған А.Д.Құттыбаев. – М.:ГЭОТАР-Медиа, 2015. -752 б.:ил 7. Пивоваров Ю. П., Гоева О. Э., Величко А. А. – Руководство к лабораторным занятиям по гигиене. – М.: Медицина, 2012.-С.42-58. 6.7. Контроль (вопросы, тесты, задачи): I. Устный опрос проводится по основным вопросам темы (компетенция - знания): 1. Гигиеническое значение воды. 2. Роль водного фактора в распространении инфекционных и паразитарных заболеваний. 3. Заболевания, обусловленные природным химическим составом и химическим загрязнением воды (вопрос разбирается на государственном языке). Судың табиғи химиялық құрамымен және химиялық ластануымен шақырылған аурулар. 4. Мероприятия по профилактике заболеваний, связанных с водопользованием: · санитарная охрана водоемов · нормирование качества воды питьевой и воды водоисточников · контроль за качеством воды питьевой. 5. Гигиенические требования к качеству питьевой воды (СП РК) (вопрос разбирается на английском языке). 6. Системы хозяйственно-питьевого водоснабжения: централизованная и децентрализованная. 7. Сравнительная гигиеническая характеристика поверхностных, подземных (почвенные, грунтовые, межпластовые безнапорные и напорные) источников водоснабжения и атмосферных вод. II. Кейс-стади (решение ситуационных задач) (компетенция – навыки, правовая компетенция): 1. Дайте заключение о качестве воды, подаваемой в сеть: запах – 2б вкус, привкус – 2б цветность - 20º сухой остаток –340 мг/л хлориды –84 мг/л сульфаты –154 мг/л железо – 0,03 мг/л общая жесткость – 5,5 ммоль/л нитраты –3,0 мг/л фтор –0,75 мг/л остаточный хлор-0,5 мг/л микробное число – 40 кишечные бактерии и колифаги- отсутствуют в 100 мл воды удельная α-загрязненность –0,5 Бк /л 2. Дайте заключение о качестве питьевой воды в зоне с умеренным климатом: запах – 2б привкус –3б цветность -10º мутность 0,5 мг/л сухой остаток – 2400 мг/л хлориды – 520 мг/л сульфаты – 900 мг/л железо – 0,3 мг/л медь- 0,5 мг/л общая жесткость – 15 ммоль/л фтор – 1,0 мг/л микробное число – 30 общие и термотолерантные кишечные бактерии и колифаги - отсутствуют в 100мл 3. Дайте заключение о качестве воды, подаваемой в сеть: запах и привкус – 1б цветность-10º мутность –1мг/л жесткость –5 ммоль/л сухой остаток –800 мг/л хлориды – 300 мг/л сульфаты – 430 мг/л фтор – 1,0 мг/л свинец – 0,04 мг/л кадмий – 0,005 мг/л общие и термотолерантные кишечные бактерии и колифаги – 0 в 100 мл 4. Дайте заключение о качестве воды, подаваемой в сеть: запах и привкус – 3 б цветность-10º мутность –1мг/л жесткость – 7 ммоль/л сухой остаток –800 мг/л хлориды – 350 мг/л сульфаты – 450 мг/л фтор – 1,0 мг/л общие и термотолерантные кишечные бактерии и колифаги – 0 в 100 мл 5. Дайте заключение о качестве водопроводной воды: вкус, привкус – 2б цветность - 25º сухой остаток –800 мг/л хлориды –400 мг/л сульфаты –180 мг/л железо – 0,5 мг/л общая жесткость – 7,1 ммоль/л нитраты –10 мг/л фтор –0,9 мг/л остаточный хлор-0,7 мг/л микробное число – 30 общие и термотолерантные кишечные бактерии и колифаги- отсутствуют в 100 мл воды удельная α-загрязненность –0,15 Бк /л 6. Дайте заключение о качестве питьевой воды в жаркой климатической зоне: запах – 2б привкус –3б цветность -10º мутность 0,5 мг/л сухой остаток – 1200 мг/л хлориды – 350 мг/л сульфаты – 600 мг/л железо – 0,5 мг/л медь- 1,5 мг/л общая жесткость – 10 ммоль/л фтор – 1,0 мг/л микробное число – 30 общие и термотолерантные кишечные бактерии и колифаги - 2 -в 100 мл Приложение 1 СП РК«Санитарно-эпидемиологические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения».
Требования к органолептическим свойствам питьевой воды
Безопасность питьевой воды по обобщенным и химическим показателям
* Лимитирующий признак вредности вещества, по которому установлен норматив. ** величина, указанная в скобках, может быть установлена по постановлению главного государственного санитарного врача по соответствующей территории для конкретной системы водоснабжения на основании оценки санитарно-эпидемиологической обстановки в населенном пункте и применяемой технологии водоподготовки. *** Нормативы приняты с рекомендациями ВОЗ. Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|