Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема занятия №12. Гигиеническая оценка условий труда врачей стоматологов и зубных техников (пыль, шум, вибрация). Профилактика неблагоприятного действия.





6.2. Цель занятия: Формирование знаний об основных источниках пылевыделения, шума и вибрации на производстве и характере воздействия их на работающих, навыков оценки степени опасности этих факторов и разработки необходимых профилактических мероприятий.

6.3. Задачи обучения:

- формирование знаний о классификации пыли, основных источниках пылевыделения, шума и вибрации на производствах;

- формирование знаний о влиянии шума и вибрации на организм;

- формирование знаний о методах исследования функционального состояния организма при действии шума;

- формирование знаний о мероприятиях по профилактике неблагоприятного действия производственной пыли, шума и вибрации;

- формирование навыков разработки оздоровительных мероприятий, необходимых для снижения уровней пыли, шума и вибрации, и уменьшения их неблагоприятного влияния на организм работающих.

6.4. Основные вопросы темы:

1. Промышленная пыль: источники, классификация, воздействие на организм.

2.Мероприятия по профилактике неблагоприятного действия производственной пыли на организм.

3. Методы определения концентрации пыли в воздухе рабочей зоны и дисперсности пыли.

1. Шум, как фактор производственной среды. Основные производственные источники шумов.

2. Действие шумов на организм. Специфические и неспецифические проявления "шумовой" болезни.

3. Методы исследования влияния шума на организм.

4. Система мероприятий по профилактике неблагоприятного воздействия шума:

- законодательные (гигиеническое нормирование и правовая охрана труд1.

- технологические

- технические

- планировочные

- индивидуальные средства защиты

- лечебно-профилактические.

5. Принципы работы современных шумомеров и методика измерения шума на рабочих местах.

6. Понятие о местной локальной и общей (рабочих мест) производственной вибрации.

7. Производственные источники локальной и общей вибрации.

8. Действие вибрации на организм:

- вибрационная болезнь, вызываемая локальной вибрацией

- вибрационная болезнь, вызываемая общей вибрацией

9. Методы исследования влияния вибрации на организм работающих.

10. Комплекс мероприятий по профилактике неблагоприятного действия вибрации на работающих.

11. Современные приборы для измерения вибрации. Принципы работы.

6.5. Методы обучения и преподавания: устный опрос, кейс-стади (решение ситуационных задач), тестирование.

6.6. Литература:

1. Гигиена /Под ред акад. РАМН Г.И.Румянцева. - М.: ГЭОТАР Медицина,2014. - С.433-450.

2. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков. - М.: Медицина,2014. – С.8-97, 157-177.

3. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. Гигиена и основы экологии человека. - Ростов н/Д: «Феникс».2014. - С.411-420.

4. Кенесариев У.И., Балмахаева Р.М., Бекмагамбетова Ж.Д., Жакашов Н.Ж., Тогузбаева К.К. Общая гигиена: Учебник для вузов/ Под ред. У.И. Кенесариева. - Алматы: «Самара-Принт», 2012. -688 с., стр.519-534.

5. Гигиена мен адам экологиясының негіздері: оқулық/В.И.Архангельский және б.;редакциясын басқарған П.И.Мельниченко; қазақ тілінде ауарған А.Д.Құттыбаев. – М.:ГЭОТАР-Медиа, 2015. -752 б.:ил

6. Жалпы гигиена: оқулық/А.М.Большаков; қазақ тілінде аударған М.Б.Жандаулетова; жауапты редакторы Ш.Е. Тоқанова. - М.:ГЭОТАР-Медиа, 2014.-400б.:ил.

6.7. Контроль (вопросы, тесты, задачи):

Исходного уровня знаний в устном опросе по вопросам (компетенция - знания):

1. Понятие о производственной пыли (вопрос разбирается на государственном языке). Өндірістік шу туралы түсінік.

2. Классификация производственной пыли по происхождению, по способу образования, дисперсному составу.

3. Физико-химические свойства пыли и их гигиеническое значение.

4. Действие производственных пылей на организм (вопрос разбирается на английском языке).

5. Пылевые профессиональные заболевания. Классификация пневмокониозов.

6. Методы определения содержания пыли в воздухе рабочей зоны и ее дисперсности.

7.Меры профилактики пылевых заболеваний: законодательные, технологические,технические, санитарно-технические (в том числе, средства индивидуальной защиты), лечебно-профилактические.

8. Шум, как фактор производственной среды. Основные производственные источники шумов.

9. Действие шумов на организм. Специфические и неспецифические проявления "шумовой" болезни.

10. Методы исследования влияния шума на организм.

11. Система мероприятий по профилактике неблагоприятного воздействия шума:

- законодательные (гигиеническое нормирование и правовая охрана труд1.

- технологические

- технические

- планировочные

- индивидуальные средства защиты

- лечебно-профилактические.

12. Принципы работы современных шумомеров и методика измерения шума на рабочих местах.

13. Понятие о местной локальной и общей (рабочих мест) производственной вибрации.

14. Производственные источники локальной и общей вибрации.

15. Действие вибрации на организм:

- вибрационная болезнь, вызываемая локальной вибрацией

- вибрационная болезнь, вызываемая общей вибрацией

16. Методы исследования влияния вибрации на организм работающих.

17. Комплекс мероприятий по профилактике неблагоприятного действия вибрации на работающих.

18. Современные приборы для измерения вибрации. Принципы работы.

Заключительного уровня знаний:

Задание №1. Ознакомиться с Приказом № 175 МЗ РК «О проведении предварительных и периодических медицинских осмотров» (правовая компетенция).

Задание №2. Решить ситуационную задачу (компетенция – навыки):

1. Рассчитать содержание пыли в воздухе рабочей зоны, используя данные весового анализа.

2. Оценить фиброгенность пыли, основываясь на данных о химическом составе и дисперсности.

3. Отметить, какое воздействие на организм может оказать пыль данного состава.

4. Указать противопоказания к приему на работу в данное производство.

5. Предложить план мероприятий по профилактике неблагоприятного воздействия пыли на работающих.

Ситуационные задачи по гигиене труда:

Задача №1

Произведен отбор проб воздуха на запыленность рабочего участка. Время отбора пробы 15 мин., скорость 10 л/мин. вес чистого фильтра АФА-10 35 мг, вес фильтра с пылью 48 мг. Рассчитать концентрацию пыли на данном участке и сравнить с ПДК.

При химическом анализе в пыли 62% свободной двуокиси кремния, при оценке на дисперсность размер пылинок: 40% до 2 мк, 30% до 5 мк, 25% от 5 до 10 мк, 5% свыше 5 мк.

Задача №2

На рабочих местах фасовщика и аппаратчика химико-фармацевтического предприятия по производству сульфодиметоксина отобрана проба воздуха. Вес фильтра до отбора пробы воздуха - 0,156 мг; после отбора пробы воздуха-0,325 мг. Время взятия воздуха-20 минут, скорость протягивания воздуха через фильтр- Зл/мин. ПДК сульфодиметоксина-0,1мг/м'3. В связи с нарушениями технологического процесса ряд операций выполняется вручную. При проведении очередного осмотра цеховой врач исследование формулы крови не проводил. По данным СЭС, содержание сульфодиметоксина эпизодически достигает 40 мг/м 3.

Задача №3

В цехе производства керамических смесей на различных рабочих постах отобраны пробы воздуха на фильтрах АФА-В-10. Первоначальный средний вес фильтров 0,15 мг;

вес фильтров после отбора воздуха-0,155 мг; скорость протягивания воздуха через ткань фильтра 10 л/мин, время отбора-50 минут. В воздух производственного помещения возможно попадание пыли бериллия и его соединений.

Задача №4

На рабочем месте контролер цеха производства катодных трубок отобрал пробу воздуха на фильтр АФА-8-10. Первоначальный средний вес фильтров 0,158 мг; вес фильтров после отбора воздуха-0,163 мг; скорость протягивания воздуха через ткань фильтра 20 литров. Время отбора-5 минут. При производстве катодных трубок в воздух рабочей зоны попадает бериллий, ПДК бериллия в воздухе производственных помещений-0,001 мг/м3.

Задача №5

На рабочем месте грузчика по выгрузке из вагонов свинцовой руды отобрана проба. Первоначальный вес фильтров 0,143 мг; вес фильтров после отбора воздуха-0,196 мг;

скорость протягивания воздуха через ткань фильтра 20 л/мин. Время oт6opa -5 минут. ПДК свинца в воздухе рабочих помещений - 0,01 мг/м3. Работы по выгрузке из вагонов частично механизированы, присутствие грузчиков необходимо на протяжении 60% рабочего времени. Ответьте на следующие вопросы:

Задача №6

На галено-фасовочных фабриках и синтетических препаратов и растительного сырья выпускается большой ассортимент лекарств в виде таблеток и драже, жидких экстрактов. Характерна низкая механизация и автоматизация этих процессов, на заключительных операциях обработки лекарственных форм отмечается загрязнение воздуха на рабочих местах, в частности пылью готовых лекарств. Высокие концентрации пыли образуются при использовании некоторых опудривающих (обволакивающих) веществ, например, талька. Первоначальный вес фильтров 0,113 мг; вес фильтров после отбора воздуха-2,116 мг. Скорость протягивания воздуха через ткань фильтра 5 л/мин. Время отбора-5 минут. ПДК в воздухе рабочих помещений талька- 2,4 мг/м3.

Задача №7

В химико-фармацевтической промышленности в производстве сульфаниламидов на рабочих местах фасовщика отобраны пробы воздуха. Вес фильтра до отбора пробы воздуха - 0,136 мг. После протягивания воздуха через фильтры-0,398 мг. Скорость расхода воздуха -5л/мин. Время отбора пробы воздуха-15 минут, ПДК сульфаниламидов в воздухе производственных помещений равен 1мг/м3.

Задача №8

В производстве антибиотиков во время фасовки и упаковки синтомицина определяется постоянно его высокая концентрация в воздухе рабочей зоны, в связи с чем при очередном отборе пробы воздуха первоначальный вес фильтра был равен 0,143 мг, после протягивания воздуха через фильтр - 0,546 мг. Скорость протягивания воздуха - 10 л/мин. Время отбора пробы воздуха -10 минут. ПДК синтомицина в воздухе рабочей среды равен 0,1мг/м3.

Работа в малых группах: составление плана мероприятий по профилактике неблагоприятного воздействия шума на работающих:

- прядильного цеха;

- бурильщиков;

- трактористов.







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.