Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ТЕМА 13. СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ СТАЛИНИЗМА И ФОРМИРОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНОЙ СИСТЕМЫ





УПРАВЛЕНИЯ (1929-1941 гг.)

План

1. Демонтаж нэпа и установление режима личной власти. Формирование административно-командной системы управления.

2. Конституция СССР 1936 г.: особенности, реализация. Развитие правовой системы СССР в 1930- е гг.

3. Основные принципы деятельности органов государственной власти.

 

Для правильного понимания данной темы необходимо представлять себе тот переходный период, когда формируется тоталитарная система власти, которую приобретают коммунисты, поскольку именно в 1930-е гг. в стране произошел решительный перелом в ходе индустриализации страны.

При подготовке к первому вопросу студент должен рассмотреть особенности государственного строя в 1930- е гг., для которого был характерен существенный сдвиг в процессе индустриализации. Кроме того, в конце 1929 г.. в нарушение ранее принятых решений была провозглашена политика сплошной коллективизации сельского хозяйства. Обстановку в деревне резко обострило принятое летом 1929 г постановление о запрещении принимать в колхозы кулацкие семьи. Постановление «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации» определяло, что число раскулачиваемых по районам не должно превышать 3-5% всех крестьянских хозяйств.

Ускоренная индустриализация, сплошная коллективизация резко активизировали миграционные процессы, крутую ломку образа жизни, ценностных ориентаций огромных масс людей («великий перелом»).

Итак, в 1930-е гг. сложилась целостная административно-командная система управления экономикой. Главная политико-мобилизующая роль отводилась партии. 13 октября 1927 г. ЦК ВКП(б) принял Постановление «О регулировании роста партии в связи с итогами партпереписи».

В результате с конца 1920-х гг. свертываются остатки внутрипартийной демократии. Выросшая численно, монолитная партия стремится подчинить своему тотальному контролю все общество. Участие населения в избирательном процессе все больше становится не выражением его политической воли, а как бы тестом на политическую лояльность, а затем и новым социалистическим «обрядом».

Второй вопрос темы предполагает знакомство с Конституцией 1936 г., которая закрепила новую структуру государственной власти. В основу проекта были положены действовавшая Конституция и законодательные акты Советского государства принятые во второй половине 1920-х - первой половине 1930-х гг. Вместо разделов в Конституции введены главы и сплошная нумерация для всех 146 статей. Были приняты важные дополнения, касающиеся Совета Национальностей СССР. Установились прямые выборы в Совет Национальностей Верховного Совета ССР, который согласно Конституции образуется из депутатов - представителей Верховных Советов Союзных Республик.

Также с целью заставить колхозников работать только на государство в статью 7 было внесено дополнение, гласившее, что основным доходом колхозного двора является доход от общественного хозяйства.

Чрезвычайный VIII съезд Советов СССР постатейным голосованием, а затем в целом единогласно утвердил проект Конституции СССР. День принятия Конституции - 5 декабря - был объявлен всенародным праздником - Днем Конституции.

Безусловно, по своему содержанию Конституция СССР 1936 г. была значительно шире, чем Конституция СССР 1924 г. В ней содержался ряд глав, которых ранее не было: главы об общественном устройстве, органах государственной власти, о суде и прокуратуре (глава 9), об основных правах и обязанностях граждан (глава 10), об избирательной системе (глава 11). Более детально регулировалось государственное устройство СССР. В ней отражалось наличие в нашей стране, обществе двух дружественных классов: рабочих и крестьян. Государственное руководство обществом осуществляет рабочий класс, как передовой класс.

Конституция СССР установила, что экономическую основу СССР составляют политическая и социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства, утвердившаяся в результате ликвидации капиталистической системы хозяйства, отмены частной собственности на орудия и средства производства.

Конституция СССР 1936 г. считалась самой демократической в Союзе ССР. Однако ее реальное выполнение было чрезвычайно далеко от написанного. Прежде всего это касалось прав человека, соотношения различных органов власти, равенства национальностей и других вопросов.

Сложившаяся тоталитарная система была надежна закамуфлирована принятой Конституцией. Однако реальная власть находилась не у Советов, как было в ней записано, а у партийных комитетов соответствующих территорий.

В перечне основных прав и связанных с ними обязанностей граждан (гл. 10) упоминалось о правах на труд; отдых; материальное обеспечение в старости, по болезни, при потере трудоспособности; на образование. Провозглашалось равенство полов, национальностей, свобода слова, печати, собраний, митингов, шествий и демонстраций, отделение церкви от государства и школы от церкви.

Однако права человека, которые закреплялись в Конституции, нарушались практически постоянно, причем не только на уровне рядовых исполнителей, но и принятием различного рода инструкций, постановлений и законов.

Изучение третьего вопроса необходимо начать с наиболее важной области внутригосударственных нововведений - реорганизации органов власти.

Преобразование высших органов власти сопровождалось дальнейшим укреплением законности. Для предыдущего этапа истории Советского государства характерна множественность законодательных органов, а теперь законодательные права принадлежали только Верховным Советам - соответственно Союза ССР, союзных или автономных республик.

Высшим органом государственной власти в СССР являлся Верховный Совет СССР, избирался сроком на 4 года. Он состоял из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей, которым в одинаковой мере принадлежала законодательная инициатива.

Отраслями государственного управления, входящими в компетенцию СССР, руководили народные комиссары СССР.

Аналогично высшим органам власти и управления СССР строилась система высших органов власти и управления союзных и автономных республик.

ТЕМА 14. СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

(1941-1945 гг.)

План

1. Реорганизация государственного аппарата в условиях военного времени, создание чрезвычайных и специальных органов власти.

2. Военное строительство и реорганизация Вооруженных сил.

3. Органы внутренних дел в период Великой Отечественной войны.

4. Основные изменения в отраслях советского права: гражданском, трудовом, колхозном, земельном.

5. Основные изменения в уголовном праве и уголовном процессе.

 

Методические рекомендации

Изучение первого вопроса необходимо начать с рассмотрения причин реорганизации государственного аппарата в условиях военного времени и создания чрезвычайных и специальных органов власти.

Главная причина – это начавшаяся в 1941 г. Великая Отечественная война. В этой связи возникла необходимость перестройки государственного аппарата на военный лад. Уже 22 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР принимает Указ «О военном положении». В местностях, объявленных на военном положении, все функции органов государственной власти в области обороны, обеспечения общественного порядка и государственной безопасности принадлежат Военным Советам фронтов, армий, военных округов, а там, где нет Военных Советов, - высшему командованию соединений.

При СНК СССР создается ряд новых органов: Совет по эвакуации, учреждения, ведавшие снабжением народного хозяйства (Главснабуголь, Главснабнефть), а также новые народные комиссариаты по отраслям, производившим вооружение, боеприпасы, снаряжения.

Произошли существенные изменения в органах разведки и контрразведки. В городах, расположенных в непосредственной близости от фронта, создавались чрезвычайные органы - городские комитеты или штабы обороны (1941 г.).

В июле 1941 г. образован орган стратегического руководства вооруженной борьбой - Ставка Верховного Главнокомандования. А для партийного руководства Вооруженными силами в июле 1941 г. в соответствии с Указом Верховного Совета СССР о реорганизации органов политической пропаганды и введении института военных комиссаров в Рабоче-крестьянской Красной Армии.

Реорганизации подверглись и органы юстиции и суда. В годы Великой Отечественной войны органами правосудия были военные трибуналы и общие суды (Верховный суд СССР) краевые, народные, областные суды, верховные суды автономных республик. Деятельность военных трибуналов осуществлялась в соответствии с «Положением о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах действий».

При изучении второго вопроса необходимо раскрыть последовательность проведения военной реформы в годы Великой Отечественной войны. Так, уже в первый день войны Указом ПВС СССР была объявлена мобилизация 14 возрастов по 14 военным округам. В последующем мобилизация была распространена на другие округа и другие возрасты (от 18 до 55 лет). Спустя три недели, 16 июля 1941 г. ПВС СССР издает Указ о введении в армии института военных комисаров, которые наравне с командирами несли полную ответственность за боевую подготовку и боеспособность войск.

С целью всеобщей мобилизации, 1 октября 1941 г. ГКО ввел обязательное военное обучение без отрыва от производства для мужчин в возрасте от 16 до 50 лет.

Большую роль в годы войны сыграло партизанское движение, которое также из стихийного превратилось в организованное. 18 июля 1941 г. Политбюро ЦК принимает специальное постановление о партизанском движении на оккупированной противником территории. Организаторами партизанских отрядов объявлялись ЦК партий союзных республик, обкомы, местные партийные органы. К концу 1941 г. начали создаваться партизанские штабы в республиках, отделы в Главном политуправлении и при политуправлениях фронтов. В мае 1942 г. ГКО создал при Ставке Центральный штаб партизанского движения. В сентябре 1942 г. было образовано Главное командование партизанского движения.

Изучение третьего вопроса надо начать с того, что в годы войны свой вклад внесла и советская милиция. Большое количество сотрудников милиции ушли на фронт, некоторые организовывали борьбу в тылу врага.

Однако основной задачей милиции и в годы войны, как и в мирное время, оставалась охрана общественного порядка и борьба с преступностью. Проблем в этой области было много, что объяснялось как ухудшением качественного состава кадров (к 1943 году в некоторых органах милиции личный состав обновился на 90-97%), так и осложнением криминогенной обстановки, ростом преступности.

В январе 1942 г. Пленум Верховного Суда СССР своим постановлением предложил квалифицировать кражи, совершенные у эвакуированных, как имевшие место во время стихийных бедствий, а при дополнительных отягчающих обстоятельствах (группой лиц, рецидивистом и др.) - как бандитизм.

Особые организационные, тактические и оперативные меры принимались и органами милиции, прежде всего в городах с наиболее неблагополучной криминогенной обстановкой.

Большое профилактическое значение имело своевременное изъятие оружия у населения, организация сбора оружия и боеприпасов, оставшихся на полях сражений. Эта работа развертывалась по мере освобождения территории страны от немецко-фашистских захватчиков.

При подготовке четвертого вопроса необходимо четко представлять, что реформирование страны затронуло такие отрасли права как гражданское, земельное, трудовое, колхозное.

Так, гражданское право не претерпело существенных изменений. Хотя законодательство военного времени в особом порядке защищало жилищные права военнослужащих и их семей. Особый жилищно-правовой статус имели и лица, эвакуированные на восток страны. По прибытии на новое место они получали жилую площадь, а их прежняя жилая площадь поступала в распоряжение местных органов власти.

Массовая гибель людей на фронте потребовала расширения круга наследников по закону. Указ от 14 марта 1945 г. установил очередь наследования по закону, имел название «О наследниках по закону и по завещанию». Ввел новые категории наследников по закону: нетрудоспособных родителей, а также братьев и сестер наследодателя.

Семейное законодательство также расширило свои рамки. Указ от 8 июня 1944 г. увеличил государственную помощь беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям. Были установлены почетное звание «Мать-героиня» и установлена медаль «За материнство».

Фактические брачные отношения перестали иметь значение юридического факта. Был установлен судебный порядок развода.

В трудовом законодательстве также произошли заметные изменения. Указ от 22.06.1941 г. допускал применение трудовой повинности на срок до 2 месяцев для выполнения различных оборонных работ. К трудовой повинности привлекались лица в возрасте от 16 до 55 лет - мужчины, в возрасте от 16 до 50 лет – женщины. Были разрешены сверхурочные работы от 1 до 3 часов в день. Дополнительные отпуска предоставлялись только подросткам в возрасте до 16 лет. Семьям погибших военнослужащих выдавались пособия и назначались пенсии.

Рассматривая пятый вопрос, необходимо изучить особенности уголовного права. Ведь война повысила общественную опасность многих преступлений, потребовала усиления ответственности за их совершение. Появились новые составы преступлений. Особую опасность представляли государственные преступления, такие как измена, шпионаж, диверсия.

В уголовном праве широко применялся закон от 7 августа 1937 г. при квалификации хищений как государственного, так и личного имущества. Осуществлялась борьба со спекуляцией, со злоупотреблениями в торговле. В уголовном порядке наказывалось нарушение правил противовоздушной обороны.

Лица, которые уклонялись от обязательного обучения военному делу, привлекались к уголовной ответственности.

Наиболее значительные изменения произошли в разделах о контрреволюционных преступлениях, об особо опасных преступлениях против порядка управления, против социалистической собственности.

Процессуальное законодательство в период войны претерпело значительные изменения. Однако были сохранены стадии расследования и судопроизводства, а также основные конституционные принципы следствия и судебного разбирательства.

Значительным изменениям подверглось судопроизводство в военных трибуналах. Положение о военных трибуналах установило новый порядок рассмотрения уголовных дел (в течение 24 часов после получения копии обвинительного заключения). Приговор о высшей мере наказания вступал в законную силу, если в течение 72 часов не поступало никаких сообщений от лиц, которые обладали данной компетенцией. Были сокращены сроки следствия по отдельным категориям уголовных дел.







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.