|
Праксические предпосылки развития фонетико-фонематической стороны речиТест 1. Акты еды (для детей 2—5 лет) Тест состоит в наблюдении за каждым ребенком во время.,риема пищи; результаты фиксируются в специальных протоколах. Задача 1. Выявить степень сформированности способности есть с помощью ложки. Задача 2. Выявить степень активности движений оральныхжевательных органов, качество глотания. Оценка в баллах. Навык еды с помощью ложки в основном сформирован — 3 балла. Пытается есть с помощью ложки, но делает это неловко — 2 балла. Держит ложку, но пользуется ею только с помощью взрослого — 1 балл. Отказывается есть ложкой — 0 баллов. Тест 2. Акты одевания (для детей 3—5 лет) Тест состоит в наблюдении за тем, как одевается ребенок; результаты фиксируются в специальных протоколах. Задача. Выявить, имеются ли у ребенка правильные тенденции оперирования предметами одежды (пытается ли он надевать шапочку на голову, ботинки на ноги и т.п.). Примечание. Эти функции обследуются методом наблюдения за ребенком во время соответствующих режимных моментов. Обращается внимание на то, как ребенок держит ложку, достаточно ли скоординировано поднесение ложки ко рту; какой руке отдается ребенком предпочтение; какую пищу предпочитает ребенок (требующую жевательных движений или протертую), активно или вяло жует, как глотает, не поперхивается ли пищей, и какой именно — жидкой или твердой. Оценка в баллах. Тот же принцип, что и оценка навыка еды с помощью ложки. Диагностическое значение тестов 1 и 2. Неспособность выполнить действия, связанные с процессом еды или одевания при отсутствии парезов или параличей мышц конечностей или жевательного аппарата, свидетельствует о наличии апраксии на уровне элементарных предметных действий. Неспособность к этим актам при наличии парезов или параличей свидетельствует об органическом поражении ЦНС. Область недостаточного функционирования в мозге. Неспособность удерживать ложку оценивается как отставание в созревании наиболее элементарных по иерархии постцентральных (нижнетеменных) зон мозга; неспособность совершить движение поднесения ложки ко рту — как недостаточная зрелость премоторных (прецентральных) зон обоих полушарий. Важно также, какую именно руку ребенок использует спонтанно: если правую. то велика вероятность доминантности левого полушария мозга если левую, то велика вероятность того, что имеют место индивидуальные особенности межполушарной асимметрии мозга. Приоретные методы коррекционного обучения: 1.Обыгрывание отрабатываемых предметов одежды с использованием приемов ролевой терапии: одевание кукол и других игрушек с последующим переносом действия на собственный навык одевания. 2.Рисование отрабатываемых предметов одежды. Кинестетический кистевой, пальцевый, ножной, жестово-мимический праксис Задача 1. Выявить состояние способности воспроизводить простые действия с реальным и воображаемым предметом. Задача 2. Выявить способность воспроизводить по подражанию непредметные кистевые и пальцевые позы. Тест 1. Манипуляции с предметом (для детей 3—4 лет) 1. Для детей 2—3 лет. Ребенка просят поймать мяч (с близкого расстояния). 2. Для детей 3—4 лет. Ребенка просят показать, как ударяют ножкой по мячу (для детей 3-4 лет). 3. Для детей 4—6 лет — те же действия, но с более далекого расстояния. Оценка в баллах. Легко ловит мяч — 3 балла. Ловит мяч не всегда, но движения правильные — 2 балла. Пытается ловить мяч, но движения неловкие — 1 балл. Отказывается ловить мяч — 0 баллов. Тест 2. Манипуляции без предмета (для детей, начиная с 3,5—4-летнего возраста) Просят показать жестами: 1) ряд символических действий, а именно: как хмурят брови, улыбаются, здороваются, прощаются, едят, пьют, рубят дрова, водят машину, посылают воздушный поцелуй; 2) ряд описательных действий, а именно: какой формы яблоко, арбуз, мяч, огурец, палочка; как показать, что человек высокий, низкий, худой и прочее. Задача. Выявить состояние способности использовать жесты и мимику для коммуникации с окружающими. Оценка в баллах. Здесь и далее в данном разделе — принцип оценки тот же, что и в задании поймать мяч. Диагностическое значение тестов 1 и 2. Неспособность воспроизводить заданные позы свидетельствует о недостаточной сформированности кистевых и пальцевых афферентаций. Область недостаточного функционирования в мозге. Недостаточная зрелость неречевой праксической коры постцентральных (нижнетеменных) зон, по сравнению с ответственными за собственно предметные действия. Приоритетные методы коррекционной работы. 1.Игры с предметами, фиксирующими те или иные позы; предметно-практическая деятельность, имеющая ту же цель. 2.Упражнения по формированию кистевого, пальцевого, жестово-мимического праксиса (те же задания, что и при диагностике, только в тренинговом варианте). 3.Выполнение под музыку отрабатываемых праксических поз. Закрепление правильных кистевых и пальцевых поз в действиях со спортивными снарядами (мячом, веревкой и пр.). 1.2.2. Кинетический кистевой и пальцевый праксис Тест. Воспроизведение кистевых и пальцевых поз Дается задание повторить ряд поз: сжать ручку в кулачок, распрямить ладошку и т.п., привести кисть в положение вверх, вниз, повернуть вправо, влево, поднести к подбородку, к уху с монолатеральной и контрлатеральной стороны, ко лбу («отдать честь»), воспроизвести позу «козы» (вытянуть вперед два пальчика — указательный и средний). Диагностическое значение теста. Неспособность выполнить действия с предметом свидетельствует о недостаточной сформированности предметного праксиса. Область недостаточного функционирования в мозге. Недостаточная зрелость определенных отделов постцентральных (нижнетеменных) зон мозга; неспособность совершать эти же действия без предмета (по представлению об их обобщенном образе) свидетельствуют о незрелости более высоких по иерархии отделов нижнетеменной зоны. Предпочтение правых или левых конечностей трактуется так же, как и в предыдущем тесте. Приоритетные методы коррекционной работы 1.Проведение игр, состоящих из ряда действий, например «поймай мяч», «брось его мне, а сам отбеги в кружок, нарисованный на полу». 3. Выполнение под музыку отрабатываемых праксических действий, требующих переключения с одной позы на другую 4. Выработка умения правильно держать карандаш, класть его в коробку, закрывать коробку и прочее. 5. Выполнение правильных переключений в действиях со спортивными снарядами (мячом, веревкой) Оральный праксис Тест. Воспроизведение оральных поз Дается задание воспроизвести ряд оральных поз (подуть, поцокать, пощелкать, посвистеть, надуть обе щеки, каждую щеку поочередно и т.д.): а) по оптическому образцу; б) при открыванировании рта, демонстрирующего позы, в) по словесному заданию. Примечание Проба проводится при отсутствии параличей и парезов мышц артикуляционных органов Диагностическое значение теста Может выступать в качестве причины затруднений в овладении звукопроизношением, хотя вероятность компенсации нарушении орального праксиса достаточно велика за счет смысловых и оптических опор Область патологического функционирования в мозге Нижнетеменная область левого полушария (вторичных полей коры) Приоритетные методы формирования и коррекции функции. 1.Стимуляция рефлекторных движений оральных органов, например, задувание горящей спички. 2.Перевод реальных действий на уровень осмысления, формировать способность подуть через дутье на что-либо горячее, надувание воздушного шарика, выдувание мыльных пузырей, 3.Отработка оральных поз и движений во время еды 4.Выполнение под музыку отрабатываемых действий орального праксиса (дутья, щелканья, цоканья и пр.) Звукоподражательные навыки Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|