Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема: Подготовка к пересказу текста





«Как медведь себя напугал» по Н.Сладкову.

Цели по коррекции плавности речи:

1. Отработка навыка синтагмирования (деления фразы на части) при чтении текста.

2. Выработка способности самостоятельно говорить с соблюдением пауз и логических акцентов.

Цели по развитию речи:

1. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи.

2. Учить последовательно пересказывать содержание рассказа.

Оборудование: Предметные картинки: ветка, медведь, белка, шишка, заяц, сорока, лось.

Ход урока.

I. Орг. момент.

Образование притяжательных прилагательных.

Логопед Ожидаемые ответы учеников
Лапы медведя./ Чьи лапы?/ Рога лося./ Чьи рога?/ Уши зайца./ Чьи уши?/ Хвост белки./ Чей хвост?/ Голова лисы./ Чья голова?/ Клыки волка./ Чьи клыки?/ Медвежьи./ Лосиные./ Заячьи./ Беличий./ Лисья./ Волчьи./

II. Основная часть.

1.Чтение рассказа логопедом.

Вошел медведь в лес./ Хрустнула под тяжелой лапой веточка./ Испугалась белка на ветке/ – выронила из лапок шишку./ Упала шишка/ – угодила зайцу в лоб./ Выскочил заяц/ и помчался в гущу леса./ Наскочил на сороку,/ из-под кустов выпугнул./ Та крик подняла на весь лес./ Услышали лоси,/ пошли по лесу кусты ломать!/

Тут остановился медведь,/ насторожил уши./ Белка лопочет,/ сорока кричит,/ лоси кусты ломают./ И позади кто-то топает!/ «Не уйти ли лучше?» - подумал медведь./ Рявкнул медведь и дал стрекача./

Эх/, знать бы ему,/ что позади-то заяц топал,/ белка ему шишкой в лоб угодила./ Так сам себя медведь напугал./

2. Чтение рассказа детьми с учетом выделения синтагм с помощью логического ударения и выдержанных пауз ( после предварительного обучения в рамках сопряженной и отраженной речи на индивидуальных занятиях).

 

3. Словарная работа.

Уточнение значения слов и подбор синонимов.

Логопед Ожидаемые ответы учеников
Объясните, что значит,/ ветка хрустнула?/ Это значит,/ ветка сломалась,/ треснула.
Что значит,/ шишка в лоб угодила?/ Это значит,/ шишка в лоб попала./
Что значит,/ насторожил уши?/ Это значит,/ внимательно прислушался./
Что значит,/ заяц сороку из-под кустов выпугнул?/ Сорока испугалась зайца/ и из-под кустов вылетела./
Что значит,/ медведь дал стрекоча?/ Медведь быстро побежал./
Объясните фразу:/ Пошли лоси по лесу кусты ломать./ Лоси испугались./ Они побежали быстро по лесу через кусты,/ не разбирая дороги./

 

ПРИМЕЧАНИЕ: Если у ребенка не получается самостоятельно выделить синтагму, то фраза опять произносится сопряженно или отраженно. При этом логопед берет руки ребенка в свои. Легкими ритмичными реципрокными нажатиями на каждую из рук он маркирует словесный ритм. В местах, где расположены логические центры синтагм, нажатие делается со значительным усилием. Предварительно ребенку объясняется, что это означает «надо помолчать»..

 

4. Расстановка картинок в последовательности рассказа.

5. Выяснение причинно-следственных связей.

Логопед Ожидаемые ответы учеников
Почему медведь убежал из леса?/ Медведь убежал из леса,/ потому что испугался шума./
Чего испугались лоси?/   Лоси испугались крика,/ который подняла сорока на весь лес./
Почему испугалась сорока?/ Сорока испугалась,/ потому что на нее наскочил заяц./
Почему испугался заяц?/ Заяц испугался,/ потому что ему в лоб шишка попала./
Чего испугалась белка?/   Белка испугалась того,/ что ветка хрустнула под лапой медведя./

5. Выяснение логических связей.

Логопед Ожидаемые ответы учеников
Получился бы рассказ, /если бы не было медведя? Рассказ бы не получился./
Почему рассказ не получился бы?/   Рассказ бы не получился,/ потому что не треснула бы ветка,/ не испугалась бы белка./
Получился бы рассказ,/ если бы не было белочки?/ Рассказ бы не получился,/ потому что некому было бы уронить шишку./ И заяц бы не испугался./
Получился бы рассказ,/ если бы не было шишки у белки?/ Рассказ бы не получился,/ потому что зайцу шишка в лоб не попала бы/ и он не испугался бы./
И т.д.  

 

6. Физкультминутка.

7. Выяснение последовательности действия в рассказе.

Логопед Ожидаемые ответы учеников
Что сделал?/ (логопед указывает на медведя) Вошел./
Что сделала?/ (логопед указывает на ветку) Хрустнула./
Что сделала?/ (логопед указывает на белку) Испугалась./
Что сделала?/ (логопед указывает на белку) Выронила./
Что сделала? /(логопед указывает на шишку) Упала./
Что сделала?/ (логопед указывает на шишку) Угодила./
Что сделал?/ (логопед указывает на зайца) Вскочил./
И т.д.  

Затем детям предлагается вспомнить и назвать по порядку слова-действия, опираясь на картинки (вошел, хрустнула, испугалась, выронила, упала, угодила, вскочил, помчался, наскочил, выпугнул, подняла крик, услышали, пошли кусты ломать, рявкнул, убежал).

8. Восстановление текста с опорой на последовательность действий, составляющих сюжет.

Логопед называет действие, учащиеся – предложение с этим словом.

На индивидуальных занятиях после данного урока проводится следующая работа:

1. Пересказ текста по предметным картинкам, расположенным в последовательности рассказа.

2. Пересказ текста без опоры на картинки.

 

Глава7

Коррекционные приемы устранения лингвистической формы нарушений плавности речи

(функциональная недостаточность левого полушария)

 

При этом виде дизритмии имеет место недостаточная степень функциональной зрелости левого полушария мозга. В результате этого у ребенка возникают трудности овладения средствами языка: словарем, фонемной реализацией слов, грамматикой. Это негативно влияет на выработку артикуляционных программ, что проявляется в темпово-ритмической неравномерности хода высказывания и появлении специфических запинок.

Учитывая первичность языковой недостаточности, основными методиками работы при этой форме речевого расстройства к являются те, которые используются в логопедической практике при преодолении задержек речевого развития.

Показаны также и собственно ритмические упражнения широкого профиля. Они оказываются важным средством закрепления приобретенных языковых навыков и параллельно служат выработке плавной речи.

Практический материал - стандартные логопедические тексты, используемые в работе по развитию речи.

 

Коррекционные приемы устранения нарушений плавности речи, обусловленных наличием артикуляционной апраксии

(апраксическая дизритмия)

При этой форме нарушения плавности речи элементы артикуляционной апраксии, проявляющиеся в снижении скорости подбора артикуляционных поз и их серий, обусловливают появление в речи детей персевераций, антиципаций, корригирующих поисков на основе сигналов обратной связи об ошибочном ходе реализации артикуляционных программ. В связи с этим основная задача здесь - выработка обобщенных артикуляционных схем звуков речи и их серий, и, что, не менее важно, достижение высокой степени автоматизации произносительных навыков. Основные приемы работы широко описаны в литературе по коррекции звукопроизношения у детей, афазии и алалии. Основные из них сводятся к заданиям по повторению слов
Глава 7

Приемы психокоррекции

 

При всех формах нарушения плавности речи и на всех этапах этой работы психологом проводятся п.схокоррекционные мероприятия

Основное содержание этой работы содержание определяется результатами психологической диагностики детей и следовательно выявленными проблемами в их психическом развитии. Выявлено, что основными из них являются: эмоциональная лабильность, тревожность, трудности общения, причем не только речевого, но и неречевого.

В соответствии с этим решаются следующие задачи:

1. знакомство с эмоциями человека;

2. обучение элементам техники выразительных движений в воспитании эмоций.

3. преодоление барьеров в общении;

4. снятие психического напряжения и приобретение навыков саморасслабления.

………………………………………..

Знакомство с эмоциями человека осуществляется с помощью игровых этюдов. Общей целью, которых является развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить своё, коррекция эмоциональной сферы ребёнка.

Практический материал по психокоррекции:

1) Этюд на выражение радости.

«Негаданная радость».

В комнату вошла мама, с улыбкой посмотрела на своих мальчиков и сказала:

- Заканчивайте свою игру. Через час мы идём в цирк!

Мама подняла руку и показала билеты. Мальчики сначала замерли, а потом пустились плясать вокруг мамы.

Выразительные движения: закусить губу, поднять брови, улыбаться; смех, потирать одну руку о другую. Можно хлопать в ладоши, прыгать, пританцовывать.

2) Этюд на выражение страдания и печали.

«Золушка».

В зале звучит музыка М.Воловаца «Золушка и принц» (отрывок).

Девочка изображает Золушку, которая приходит домой после бала очень печальной: она потеряла туфельку…

Выразительные движения: поникшая голова, сведённые брови, опущенные уголки губ, замедленная походка.

3) Этюд на выражение гнева.

«Гневная гиена».

Гиена стоит у одинокой пальмы (специально поставленный стул). В

листьях пальмы прячется обезьянка. Гиена ждёт, когда обезьянка

обессилит от голода и жажды и спрыгнет на землю. Тогда она её съест.

Гиена приходит в ярость, если кто-нибудь приближается к пальме,

желая помочь обезьянке.

Слова: Я странная Гиена,

Я гневная Гиена,

От гнева на моих губах,

Всегда вскипает пена.

Мимика: сдвинутые брови, сморщенный нос, оттопыренные губы.

Выразительные движения: усиленная жестикуляция.

 

Обучение элементам техники выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств – осуществляется с помощью игровых этюдов. Общей целью, которых является развитие правильного понимания детьми эмоционально-выразительных движений рук и ног, адекватного использования жеста, что способствует социальной компетенции ребёнка.

Приведу несколько примеров.

 

Этюд «Заколдованный ребёнок».

Ребёнка заколдовали. Он не может говорить. На вопросы отвечает жестами. Указательным пальцем он показывает на различные предметы и указывает направления: шкаф, стол - внизу, там, вверху – лампа и т.д.

 

Этюд «Вот он какой?»

Ребёнок должен без слов рассказать о размерах и форме хорошо известных ему предметов. Он воспроизводит отчётливые жесты, которые характеризуют предмет: маленький, большой, круглый, длинный, короткий и т.д.

 

Этюд «До свидания!»

От пристани отходит огромный белый пароход. Провожающие, глядя на стоящих на палубе моряков и пассажиров, машут им высоко поднятой рукой: «До свидания! До встречи!»

 

Этюд «Игра в снежки».

Зима. Дети в саду играют в снежки. Этюд сопровождается музыкой Г.Струве «Весёлая горка».

Дети наклоняются, пытаются схватить снег двумя руками, распрямиться и бросить снежок резким движением, широко раскрывая пальцы.

 

Преодоление барьеров в общении осуществляется с помощью игровых этюдов, направленных на воспроизведение отдельных черт характера. Общей целью данных этюдов является понимание детьми какое поведение какой черте характера соответствует. Приведу несколько примеров.

 

Этюды на отображение положительных черт характера.

«Часовой»

Ребёнок изображает пограничника. Ведущий читает стихотворение.

Стоит он в дозоре,

И зорок, и смел,

Чтоб мир потревожить

Никто не посмел. (С.Погорельский).

Выразительные движения: голова держится прямо и немного откинута назад, взгляд устремлён вперёд, ноги слегка расставлены, руки как бы держат воображаемый автомат.

 

Этюды на отображение отрицательных черт характера.

Этюд «Робкий ребёнок»

Ребёнок первый день в школе. Он робеет. Ему кажется, что учительница им недовольна, а дети вот-вот обидят.

Выразительные движения: ребёнок сидит на кончике стула очень прямо, колени сдвинуты, пятки и носки сомкнуть, локти прижать к телу, ладони лежат на коленях, голову опустить.

 

Игры, направленные на развитие навыков эффективного общения.

Игра «Связующая нить».

Участники игры сидят в кругу, передавая друг другу клубок ниток так, чтобы у тех, кто уже держал клубок, в руках осталась нитка. Передавая клубок, дети рассказывают о том, что хотят пожелать для себя и других. Игру начинает взрослый, показывая детям пример того, кАк можно рассказать об этом. Далее клубок пускается по кругу. Вернувшись к ведущему, дети натягивают общую нить и закрывают глаза, представляя по просьбе ведущего, что все они составляют единое целое и что каждый из них важная и значимая часть одного целого.

 

Игра «Тропинка».

Дети делятся на две команды с одинаковым количеством участников. Каждая команда берётся за руки, образуя два круга, и по сигналу ведущего начинают движение по кругу в правую сторону до тех пор, пока не прекратится музыка. После чего ведущий даёт задание, которое выполняется обеими командами.

Команда «Тропинка» - участники каждой команды, становятся друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящего, голову опускают вниз.

Команда «Копна» - все участники игры направляются к центру своего круга, соединив руки в центре.

Команда «Кочки» - все участники игры приседают, положи руки на голову. Эти команды чередуются ведущим. Кто быстрее выполнит задание, тот получит очко. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков. Игра сопровождается русской народной песней «Кума».

Снятие психического напряжения и приобретение навыков саморасслабления осуществляется с помощью психомышечной тренировки, разработанной А.В.Алексеевым.

Приведу пример.

 

«Около моря».

Дети играют на берегу моря. Вдоволь накупавшись, дети выходят из воды и ложатся на прогретый солнцем песок пляжа. Закрывают глаза от яркого солнца. Раскидывают в приятной лени руки и ноги.

1. Игра с песком (на напряжение и расслабление мышц рук)

Набрать в руки воображаемый песок. Сильно сжав пальцы в кулёк, удержать песок в руках. Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы. Стряхивать песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела. Повторить 2-3 раза.

2. Игра с муравьём (на напряжение и расслабление мышц ног).

На пальцы ног залезли муравьи и бегают по ним. С силой потянуть носки на себя, ноги напряжённые, прямые. Мгновенным снятием напряжения в стопах сбросить муравьёв с пальцев ног. Носки идут вниз – в стороны, расслабить ноги: ноги отдыхают. Повторить 2-3 раза.

3. Солнышко и туча (на напряжение и расслабление мышц туловища).

Солнце зашло за тучку, стало свежо – сжаться в комок, чтобы согреться. Солнце вышло из-за тучки. Жарко – расслабиться –разморило на солнце.

4. В уши попала вода (на напряжение и расслабление мышц шеи).

В положении лёжа ритмично покачивать головой, вытряхивая воду из одного уха, потом из другого.

5. Лицо загорает (на напряжение и расслабление мышц лица).

Подставить солнышку подбородок, слегка разжать губы и зубы. Летит жучок, собирается сесть кому-нибудь из детей на язычок. Крепко закрыть рот. Жучок улетел. Слегка открыть рот, облегчённо вздохнуть. Прогоняя жучка, можно энергично двигать губами. Расслабить мышцы губ и носа. Брови-качели: снова прилетел жучок. Покатаем его. Двигаем бровями вверх-вниз. Жучок улетел, спать хочется, расслабление мышц. Не открывая глаз, переползти в тень, принять удобную позу.

6. Отдых. Сон на берегу моря.

Дети слушают шум моря. Ведущий говорит, что им снится один и тот же сон, рассказывает его: дети во сне видят то, что делали на занятии. Ведущий сообщает по какому сигналу они проснутся (по счёту). (Пауза). Звучит сигнал. Дети энергично встают. Тренировка закончена.

 

Этюды на расслабление мышц.

Упражнение «Сосулька».

У нас под крышей Белый гвоздь висит, } Руки над головой
Солнце взойдет, Гвоздь упадёт. }Уронить расслабленные руки, присесть.

Упражнение «Шалтай-Болтай».

Шалтай-Болтай Сидел на стене, } Наклоняем туловище вправо-влево
Шалтай-Болтай, Свалился во сне. }Резко наклоняем корпус вперёд.

 

Упражнение «Фея сна».

Дети сидят на стульях, стоящих по кругу на достаточно большом расстоянии друг от друга. Звучит колыбельная К.Дуйсенеева. К детям подходит ведущая с тоненькой палочкой в руке – это фея сна. Фея касается плеча одного из играющих, и он засыпает. Затем фея обходит остальных детей, касаясь волшебной палочкой. Фея смотрит на детей: все спят, улыбается и тихонько уходит.

 

Конечной задачей психокоррекции при нарушении плавности речи является формирование коммуникативной способности. Эта работа делится на этапы:

Включает:

Телесно-отриентированые упражнения

Этот раздел преследует цель адаптировать детей к невербальным видам коммуникации, преимущественно телесно-ориентированным, рассматривая их как подготовительную ступень к вербальному общению.

Используется следующий практический материал.

 

ПРИМЕЧАНИЕ: Приводимые ниже тексты составлены Т.Визель







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.