|
Отдельных видов промышленной продукции ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
8.Межотраслевые комплексы: их роль в развитии экономики страны В настоящее время отрасли промышленности объединены в следующие комплексы: а) топливно-энергетический; б) металлургический; в) машиностроительный; г) химико-лесной; д) агропромышленный; е) социальный (производство товаров народного потребления в легкой промышленности); ж) строительный комплекс (промышленность стройматериалов). По состоянию на 01.01.2001 г. топливно-энергетический комплекс России насчитывал 2 911 предприятий и акционерных обществ, металлургический - 3593, машиностроительный - 54 652, химико-лесной - 30 541, сельскохозяйственные предприятия - 27 600,перера6атывающиепредприятия.AIIК - 25 392, социальный (легкая промышленность) - 18037, строительный - 9 430 предприятий. Удельный пес продукции отдельных комплексов в общем объеме продукции промышленности в 2000 г. составлял: топливно-энергетического - 25,4%, металлургического - 16,4%, машиностроительного - 16,4% химиколесного - 10,2%, перерабатывающих отраслей АПК (в части пищевой промышленности) - 11,1%, социального - 1,2%, строительного - 2,4%. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) представляет собой интегрированную систему угольной, газовой, нефтяной, торфяной, сланцевой промышленности, энергетики, отраслей по производству энергетического и других видов оборудования, объединенных общей целью в удовлетворении потребностей народного хозяйства в топливе, тепле, электроэнергии. Благодаря наличию мощного топливно-энергетического комплекса Россия является единственной крупной промышленно развитой страной, которая полностью обеспечивает себя топливом и энергией за счет собственных природных ресурсов и осуществляет экспорт топлива и электроэнергии в значительных объемах. Значимость ТЭК для экономики страны и жизни российского общества определяется тем, что его доля в суммарном промышленном производстве достигает более одной четверти. В последние годы налоговые поступления от структур ТЭК составляют 50-60% суммарного сбора налогов, а доля экспорта продукции ТЭК - около 50% от экспортного потенциала страны. Топливно-энергетическая сфера является важнейшим фактором обеспечения жизнедеятельности, общества, его социально-экономического благополучия, интеграции интересов различных регионов. Надо отметить, что в течение 30 лет (1961-1990 гг.) среднегодовые темпы прироста капитальных вложений, направляемых на развитие топливно-энергетического комплекса страны, составляли 6-8 % и значительно превосходили те же показатели в целом по промышленности. В результате этого мы сумели ускоренными темпами создать крупные базы по добыче нефти и газа в Урало-Поволжье, Западной Сибири, ввести новые мощности по добыче угля в Кузнецком, Канско-Ачинском и других бассейнах, построить самые большие в мире гидроэлектростанции в европейской части и в Сибири, осуществить строительство крупных тепловых и атомных электростанций. Развитие и размещение топливно-энергетического комплекса страны должно удовлетворять быстрорастущие потребности экономики в топливе и энергии с минимальными народнохозяйственными затратами и соблюдением экологических требований, обеспечить наиболее ее рациональное использование топлива. Для достижения этих целей необходимо вовлечь в производство огромные сырьевые, топливно-энергетические и другие материальные ресурсы. Однако добыча сырья и топлива обходится все дороже, а запасы полезных ископаемых невосполнимы. В этих условиях наиболее экономное и рациональное использование всех видов материальных ресурсов приобретает особое народнохозяйственное - значение. Нужно отметить наступление нового этапа в развитии топливно-энергетического комплекса, характеризующегося прежде всего изменением структуры добычи топлива, снижением доли нефти и угля в топливном балансе, о чем свидетельствуют данные таблицы 9. Это обусловлено прежде всего трудностями разведки запасов нефти и их освоения в северных необжитых районах, увеличением затрат на разведку и добычу топлива, необходимостью использования во все большем объеме запасов и капиталовложений для поддержки уровня добычи нефти, а также повышением народнохозяйственной экспортной ценности нефти и нефтепродуктов. 9.Значение рационального размещения производства. Размещение промышленного производства по территории страны - одна ли важнейших проблем экономического развития народного хозяйства, так как от этого фактора во многом зависит эффективность затрат общественного труда. До революции промышленность в нашей стране была размещена крайне неравномерно. Капиталистическая Россия выделялась резким несоответствием в степени индустриальной освоенности европейской части и восточных районов. Так, Северо-Западный, Центральный и Южный районы давали около 77% всей продукции, тогда, как на долю Сибири с ее богатыми сырьевыми и топливно-энергетическими ресурсами приходилось только 2% промышленного производства страны. Восточные районы вместе с Уралом не давали и 10% валовой продукции. Нерациональность размещения промышленного производства углублялась технико-экономической зависимостью России от иностранного капитала, который, проникая в глубь страны, осваивал те природные ресурсы, эксплуатация которых давала наиболее высокие прибыли. Погоня за наибольшей прибылью лежит в основе капиталистического размещения производительных сил. Начало изменений в размещении промышленности относится к восстановительному периоду и работам по осуществлению на практике основных принципов плана ГОЭЛРО. Неизмеримо более крупные по масштабам и охвату территории изменения в размещении промышленности были обусловлены социалистической индустриализацией страны. В годы довоенных пятилеток определилось основное направление сдвигов, связанное с вовлечением в промышленный оборот богатейших сырьевых и топливно-энергетических ресурсов восточных районов. За это время в стране было сооружено свыше 11 тыс. крупных промышленных предприятии и среди них такие гиганты, как Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты, заводы «Азовсталь», «Запорожсталь», «Уралмаш», «Новокраматорский машиностроительный», «Ростсельмаш», Волгоградский, Харьковский и Челябинский тракторные, Московский и Горьковский автомобильные заводы. В послевоенные годы Советское правительство уделяло большое внимание вопросам размещения социалистического производства и комплексному развитию хозяйства экономических районов СССР, что позволило коренным образом изменить размещение промышленности по территории страны,.добиться расцвета хозяйства и культуры крайне отсталых в прошлом национальных окраин и подтягивания их в экономическом отношении к уровню наиболее развитых районов. Размещение промышленности - это одна из форм общественного разделения труда, выражающаяся в пространственном распределении промышленных предприятий и производства на территории экономического района, республики или страны в целом. Оно выступает как важный фактор повышения эффективности общественного производства. Правильное Географическое размещение промышленных предприятий - предпосылка для эффективного использования природных богатств и трудовых ресурсов страны, сокращения нерациональных перевозок продукции и укрепления обороноспособности России, более полного удовлетворения потребностей населения, роста его благосостояния. В процессе размещения промышленного производства решаются не только чисто экономические, но и социально-политические задачи - преодоление существенных различий между городом и деревней, повышение экономического уровня развития в прошлом отсталых районов страны, рост в них высококвалифицированных национальных кадров. 10. Принципы и факторы размещения отрасли. Принципы размещения промышленности представляют собой исходные научные положения, которыми руководствуется государство в своей экономической политике в области планомерного размещения производительных сил. Важнейшим принципом размещения промышленности является приближение промышленного производства к источникам сырья, к районам потребления при условии производства необходимой продукции с минимальными затратами общественного труда. Обеспечение быстрых темпов расширенного воспроизводства и роста производительности общественного труда требует широкого развертывания промышленного производства по всей стране, все более равномерного размещения промышленности. Равномерное распределение промышленного производства по территории страны на базе специализации промышленности и использования всех при родных богатств и трудовых ресурсов следует рассматривать как один из основополагающих принципов размещения промышленности. Равномерное размещение промышленности - качественная особенность развития этой важной отрасли народного хозяйства. Приближение промышленности к источникам сырья и более равномерное размещение производства по территории страны позволяет избежать чрезмерно дальних перевозок сырья, 'топлива, материалов и готовой продукции к местам их потребления. Перевозка на большие расстояния вызывает затраты на транспорт, в значительной степени повышающие себестоимость продукции ~ понижающие экономическую эффективность промышленного производства. Так, при железнодорожных перевозках канско-ачинских углей на расстояние 300-350 км их стоимость удваивается, а при перевозке на расстояние 1000 или 2000 км их стоимость в пунктах потребления соответственно в 4 и 7 раз больше, чем на месте добычи. Все более равномерное размещение промышленности по всей стране, однако, не означает, что во всех экономических районах должны развиваться все отрасли промышленности. Одни отрасли тяготеют к районам залегания полезных ископаемых, другие – к источникам сельскохозяйственного сырья, третьи - к районам потребления и т.д. Задача размещения этих отраслей состоит в том чтобы развивать их в районах, располагающих необходимыми экономическими и природными предпосылками. Важным принципом размещения производительных сил является рациональное территориальное разделение труда с целью наиболее эффективной специализации отдельных экономических районов по отраслям промышленности и создание территориально-производственных комплексов. Сущность территориального разделения труда заключается в целенаправленном плановом формировании хозяйства всех экономических районов страны на основе планомерного размещения материального производства, постоянно совершенствуемой отраслевой специализации, рационализации производственной и социальной инфраструктуры, рационализации межотраслевых, межрайонных и внутрирайонных производственных связей. Основу развития хозяйства экономических районов нашей страны составляет промышленность. Создание в каждом регионе комплекса отраслей промышленности, четко специализированных в соответствии с природными и экономическими особенностями этого района, наиболее полно удовлетворяющих общегосударственные и внутрирайонные потребности, является важнейшим составным элементом всего комплексного развития хозяйства районов и играет в этом развитии ведущую роль. Комплексное развитие районов в сочетании с ликвидацией нерациональных перевозок сырья и готовой продукции обеспечивает выравнивание уровней экономического развития всех регионов страны. Принципом размещения производства является международное разделение труда на основе экономической интеграции. С развитием мировой системы хозяйства этот принцип приобретает все большее значение в размещении промышленности как во всей системе, так и в каждой из входящих в нее стран. Разделение труда обеспечивает наиболее рациональное развитие хозяйства каждой страны и специализацию отдельных государств на тех отраслях промышленности, для которых в них имеются наиболее благоприятные природные, экономические и социальные условия. Участие в международном разделении труда отражается на уровнях развития отдельных отраслей производства и их размещении внутри страны, т.к. размещение любой отрасли зависит от масштабов ее развития и специализации. Оно влияет также на экономическое развитие и производственную специализацию отдельных районов, на строительство новых транспортных коммуникаций - специальных нефте- и газопроводов, линий электропередач, на расширение соответствующих железных дорог, портов и т.д. Все это отражается на развитии отдельных производственно-территориальных комплексов особенно отдельных промышленных и транспортных узлов. Наряду с изложенными, экономическими принципами в практике размещения некоторых отраслей промышленности учитываются и другие обстоятельства, носящие исторически переходящий характер, но имеющие большое социальное, политическое иди же оборонное значение. Воздействие указанных принципов на конкретный процесс размещения промышленности осуществляется через ряд факторов, которые можно подразделить на три основные группы: природно-экономические, технико-экономические и экономико-политические. В качестве самостоятельного фактора размещения выступает обеспеченность районов транспортными средствами и их технический уровень. К группе природно-экономических факторов относятся сырьевой фактор, географическая среда, трудовые ресурсы, плотность потребления. Природную основу развития и размещения промышленности России образуют ресурсы минерального сырья и топлива, водные, рыбные и другие ресурсы животного и растительного происхождения. Учет сырьевого фактора требует глубокого изучения запасов, качества и экономики использования сырьевых, топливных и энергетических ресурсов каждого района. По характеру влияния сырьевого фактора все отрасли промышленности подразделяются на добывающие и обрабатывающие. Характер залегания полезных ископаемых, количество и физико-химические свойства и методы добычи оказывает влияние на размеры горных предприятий, формы организации производства и в конечном итоге определяет экономическую эффективность отраслей добывающей промышленности. Объем производства отдельных горнодобывающих предприятий, производительность труда, удельные капитальные вложения и себестоимость продукции в значительной степени зависят от глубины залегания полезных ископаемых. Например, средняя глубина разработки угольных месторождении составляет: в Донбассе – 558 м, Кузбассе – 262 м, Карагандинском бассейне – 384 м и Экибазстузском - 90 м и т.д. Если мощность угольных пластов в Донецком бассейне, как правило, не превышает 2,5 м, то в Кузнецком бассейне она достигает 25 м, Канско-Ачинском и Экибастузском - 70-100 м. По сравнению с шахтами Донбасса на разрезах Экибастузского бассейна производительность труда в 18 раз выше, а себестоимость 1 т угля в 12 раз ниже. В отличие от добывающей промышленности влияние сырьевого фактора на размещение обрабатывающей промышленности зависит от роли в экономике каждой отрасли предметов труда, а также от потребительских свойств продукции. Например, высокоматериалоемкие отрасли, где удельный расход сырья намного больше единицы (в сахарной промышленности - 5-7 т, в гидролизной - 5,3-7,6, при выплавке меди из концентратов - 7,5 и т,д.), имеют ярко выраженную сырьевую ориентацию. Высокоэнергоемкие отрасли ориентируются на массовые и эффективные топливно-энергетические ресурсы. Существенные, Коррективы во влияние сырьевого фактора на размещение обрабатывающих отраслей вносят свойства вырабатываемой продукции. Они в основном определяют ее экономическую и технологическую транспортабельность. На размещение промышленного производства все большее влияние начинает оказывать наличие водных ресурсов. Это объясняется увеличением мощности предприятий и общим ростом водоемкости производства, связанных с развитием металлургической, целлюлозно-бумажной и, особенно, химической промышленности, где вода служит не только вспомогательным материалом, но и одним из важных видов сырья. Значительное влияние на размещение промышленности оказывает географическая среда, т.е. климатические условия, гидрологический режим рек, рельеф территории. Климатические условия оказывают Влияние на размещение промышленных предприятий в связи с неодинаковыми условиями труда и жизни человека в разных районах. В районах с неблагоприятными климатическими условиями будут выше затраты на воспроизводство рабочей силы, капитальные вложения при строительстве предприятий и издержки по их эксплуатации. На размещение промышленности огромное влияние оказывает распределение по стране трудовых ресурсов и плотность потребления. Фактор рабочей силы имеет значение буквально для всех отраслей промышленности, но его влияние сокращается по мере снижения трудоемкости производства. Чем больше трудоемкость производства и доля заработной платы в себестоимости продукции, тем сильнее зависимость размещения производства от географии трудовых ресурсов и наоборот. При этом следует учитывать структуру и квалификационный состав трудовых ресурсов в отдельных регионах страны. Плотность потребления, которая характеризуется размерами спроса населения на ту или иную продукцию, действует в направлении, противоположном сырьевому и топливно-энергетическому факторам. К районам и центрам потребления тяготеют обычно те отрасли, которые заняты обслуживанием населения или производят малотранспортабельную и скоропортящуюся продукцию. Роль потребительского фактора часто усиливается фактором трудовых ресурсов, поскольку места сосредоточения населения одновременно не только источники рабочей силы, но и потребители значительного количества промышленной продукции. Технико-экономические факторы размещения промышленности представлены научно-техническим прогрессом и рациональными формами организации производства. На размещение промышленного производства большое влияние оказывает научно-технический прогресс, особенно такие его направления, как электрификация, комплексная механизация и автоматизация, химизация и совершенствование технологических процессов. Научно-технический прогресс дает возможность размещения производительных сил по всей территории страны вне зависимости от природных и климатических особенностей районов. Широкое развитие электрификации, создание единой энергетической системы России и передача электроэнергии на дальние расстояния позволили вовлечь в народнохозяйственный оборот ресурсы районов, которые лишены запасов топлива и гидроэнергии. Развиваясь в районах, располагающих источниками дешевого топлива и гидроэнергетических ресурсов, электроэнергетика оказывает влияние на размещение в этих районах электроемких производств, работающих, главным образом, на привозном сырье. Комплексная механизация и автоматизация оказывают большое влияние на размещение трудоемких отраслей промышленности. Они позволяют организовать производство в районах, не располагающих достаточным количеством населения, но имеющих природные ресурсы и условия, позволяющие получить дешевую продукцию. Значительные сдвиги в размещении промышленности обусловлены прогрессом химизации. Создавая возможности для переработки фактически неограниченной номенклатуры веществ органической и неорганической природы, а также выработки искусственных сырья и материалов, заменяющих естественные, химизация расширяет сырьевую базу многих производств и позволяет осуществлять более равномерное размещение промышленности по территории страны. В тесной связи с научно-техническим прогрессом находится общественная организация производства, которая выступает в таких формах, как концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование. Концепт рация производства оказывает влияние на размещение прежде всего с необходимостью иметь для крупных предприятий мощные сырьевые и топливно-энергетические базы. Вместе с укрупнением размеров предприятий расширяется круг поставщиков, необходимых для них средств производства и потребителей выпускаемой ими продукции. Для крупных предприятий значительно усложняется выбор пунктов их размещения и промышленных площадок, мероприятий по созданию инфраструктуры и т.п. Повышается значение транспортного фактора при обосновании размещения промышленного строительства, потому что экономические преимущества крупного предприятия могут исчезнуть в результате роста издержек по перевозкам сырья, топлива и готовой продукции. Специализация производства, в зависимости от ее видов, оказывает различное влияние на размещение промышленности. Так, предметная специализация определенным образом локализирует промышленные предприятия. Подетальная специализация дает возможность ориентировать размещение материалоемких деталей и узлов на районы, где производятся сырье и материалы, трудоемкие детали – на районы сосредоточения рабочей силы, а сборку готовых изделий - на районы потребления. Технологическая специализация влияет на ослабление зависимости обрабатывающих отраслей промышленности и от сырьевых баз. Кооперирование действует в направлении, противоположном специализации. Если специализация приводит к территориальному расчленению единого производственного процесса, т.е. вызывает дифференциацию производства, то кооперирование, наоборот, вызывает появление определенных сочетаний разных по профилю предприятий в рамках одной и той же территории, способствует интеграции производства.. Большую роль в размещении промышленности играет комбинирование. Комбинирование представляет собой производственно-технологические и технологические связи, направленные на выпуск нескольких продуктов из одного вида сырья. При комбинировании многие виды отходов становятся ценным исходным сырьем для разнообразных отраслей промышленности, что позволяет размещать различные производства в районах, где для последних отсутствуют природные сырьевые ресурсы. Экономико-политические факторы размещения промышленности проявляются в выравнивании уровней экономического развития национальных республик и районов в международном разделении труда. Последовательное проведение в жизнь концепций размещения производительных сил позволило коренным образом изменить размещение промышленности по республикам и районам страны. Это способствовало планомерному преодолению экономической и культурной отсталости национальных республик и районов и подтягиванию их в экономическом отношении к уровню наиболее развитых районов. Определенное влияние на размещение различных отраслей промышленности оказывает транспорт. Например, в отраслях черной металлургии, цементной, кирпичной и других, где доля транспортных издержек составляет 35-50% стоимости их продукции у потребителя, транспорт имеет решающее значение. Возможность сокращения затрат на транспортировку играет большую роль в повышении экономической эффективности территориальной организации этих отраслей. В суперфосфатной, мясной, целлюлозно-бумажной и некоторых других отраслях промышленности доля транспортных затрат составляет 10-25%. Здесь этот фактор имеет значительную, но не решающую роль в машиностроительной, текстильной, кожевено-обувной и т.п. отраслях промышленности доля транспортных издержек составляет 3-5%, и здесь этот фактор не играет существенной роли. Однако даже для этих отраслей сокращение транспортных затрат, достигающих значительных размеров, имеет немалое значение. Определяя интенсивность влияния производства, необходимо учитывать, прежде всего, расходы сырья, материалов, топлива на единицу выпускаемой продукции. Если они превышают вес готовых изделий, то промышленные предприятия выгодно размещать вблизи сырьевых и топливно-энергетических баз, поскольку это приводит к сокращению объема транспортной работы. В тех случаях, когда расходы сырья и топлива меньше, чем вес готовой продукции, сокращение перевозок достигается путем потребительской ориентации предприятий. При равном весовом соотношении сырья (а также топлива) и готовой продукции производство обладает наибольшей свободой размещения, тяготея в меру экономической целесообразности то к сырьевым и топливно-энергетическим ресурсам, то к районам потребления или местам концентрации рабочей силы. 11. Обоснование экономической эффективности размещения производства. Планомерные изменения в размещении промышленности осуществляются на основе перспективных планов развития народного хозяйства в процессе капитального строительства. Планирование размещения основано на Генеральной схеме размещения производительных сил страны, которая представляет собой научное обоснование рационального размещения производительных сил на перспективу с вариантными технико-экономическими расчетами. Генеральная схема включает: ü основные синтетические проблемы регионального развития страны; ü схемы развитии, а также размещения отраслей народного хозяйства {промышленности, сельского хозяйства, транспорта); ü схемы развития и размещения производительных сил субъектов и экономических районов России; ü специальные схемы и программы по крупнейшим народнохозяйственным и территориально-производственным комплексам; Схемы размещения производительных сил являются основополагающими документами не только для территориального планирования на всех уровнях (от Министерства экономики Российской Федерации до соответствующих организаций республик, краёв и областей), но и для проектирования и строительства. Это обеспечивает научный подход к выбору районов размещения. Новых крупных объектов, а следовательно, и к рациональной территориальной организации промышленности, устранение элементов ведомственности и местничества. Выбор направления промышленного развития в соответствии с природными и экономическими условиями позволяет правильно наметить специализацию района и его место в территориальном разделении общественного труда. Экономическое обоснование размещения промышленных предприятий сводится к выбору района и места строительства и определению эффективности осуществления принимаемого варианта. При решении вопроса о строительстве нового промышленного предприятия должны быть разработаны: 1) балансовые расчеты производства и потребления тех видов продукции, которые будут выпускаться проектируемыми производствами с расчетом по использованию мощностей всех действующих и намечаемых к строительству предприятий; 2) зона сбыта продукции проектируемых производств; 3) потребность в различных сырьевых, энергетических и других ресурсах и их запасах в районах строительства; 4) проектные мощности и специализация предприятий; 5) возможности кооперирования и комбинирования с другими предприятиями; 6) потребность в рабочей силе и пути ее удовлетворения; 7) развитие транспортной сети в районе строительства предприятия; 8) примерная стоимость строительства с учетом кап-вложений в смежные отрасли народного хозяйства; 9) ориентировочные расчеты себестоимости продукции в месте производства и в районах потребления. Выбор места (площадки) для строительства крупного предприятия, а тем более промышленного комбината или комплекса относится к весьма сложным проектным вопросам, требующим специальных изысканий и многовариантных расчетов. При выборе, например, мест для размещения Волжского и Камского автомобильных заводов рассматривал ось и сравнивалось свыше 70 площадок в различных районах страны. В качестве района размещения промышленного предприятия, в зависимости от характера продукции и перера6атываемого сырья, принимается крупный экономический район или административно-экономический район(край, область, республика). Размещение отдельных предприятий внутри экономического района или даже в пределах более малых территориально-производственных комплексов может быть рациональным только при условии их взаимной увязки друг с другом. Оптимальное размещения комплекса предприятий на общей территории обеспечивает рациональную территориальную организацию общественного производства в целом и приводит к созданию территориально-производственных комплексов разных типов и размеров, обеспечивающих крупный экономический эффект, поскольку они способствуют уменьшению капитальных затрат и се6еетоимости продукции. Расчеты показывают, что при групповой застройке по сравнению с условиями возведения обособленных предприятий площадь застраиваемой территории сокращается примерно на 10%, протяженность коммуникаций уменьшается на 20, затраты на общие объекты сокращаются на 20%. Но для обоснования эффективности этого сочетания и выбора оптимальных размеров и структур такого сочетания применительно к условиям той или иной территории необходимо предварительно определить рациональность размещения каждого из этих предприятий в отдельности, а затем эффективность их совместного размещения в комплексе. Развитие существующих и формирование новых территориально- производственных комплексов требует строгой координации органов управления народным хозяйством различных уровней, а также детальной разработки генеральных схем, в которых должны научно обосновываться структура комплекса, сроки их формирования в увязке с общегосударственным планом развития и размещения промышленности. Учеными разработаны принципиальные положения методики определения экономической эффективности размещения предприятий. В качестве основного критерия экономической эффективности размещения новых промышленных предприятий принимается максимальное повышение эффективности общественного труда за счет рационального использования материальных, трудовых, финансовых ресурсов в процессе производства и доставки продукции потребителю. В методическом отношении этот критерий наиболее полно выражается в показателе сравнительной экономической эффективности – минимуме приведенных затрат. Экономическая эффективность размещения новых предприятий определяется на основе народнохозяйственной оценки взаимодействующих факторов, при которой учитываются затраты и экономия труда по всем отраслям, непосредственно сопряженным со строительством и эксплуатацией размещаемого промышленного объекта. Для оценки сырьевого фактора и регионального потребления продукции новых промышленных объектов используется метод зонирования. Для построения рациональной зоны потребления данного вида продукции соизмеряются себестоимость производства единицы продукции и удельные капиталовложения в сравниваемых районах или пунктах производства, а также издержки на транспортировку продукции к местам потребления. Пункты одинаковых суммарных издержек образуют границы зоны рационального распространения одноименной продукции, производимой в каждом из сравниваемых районов. Размещение крупных промышленных объектов определяется на основе анализа вариантов возможных пунктов строительства в рассматриваемых районах будущего размещения. Метод сравнительной вариантной оценки требует качественного анализа и количественной оценки каждого варианта. Качественный анализ позволяет выявить существо конкретной хозяйственной ситуации и сформулировать постановку задачи размещения производства. Количественная оценка каждого из вариантов дается на основе экономико-математического моделирования. Сравнительная экономическая эффективность размещения предприятий определяется применительно к вариантам, сопоставимым по конечному полезному народнохозяйственному эффекту, при технических решениях, наиболее полно отвечающих природным и экономическим условиям районов размещения. Основными показателями, позволяющими оценить эффективность размещения комплекса, комбината, предприятия, являются капитальные вложения, уровень себестоимости продукции, приведенные затраты. Общая величина капитальных вложений по вариантам размещения может быть исчислена по формуле:
Кобщ =Кос.ф + Коб.ф. + Ксопр. + Ктр. + Кнепр. + Кпот,
где Кос.ф. – прямые затраты на создание основных фондов; Коб.ф. - то же, на образование оборотных фондов; Ксопр. – капитальные вложения в сопряженные отрасли; Ктр – то же, в развитие транспорта; Кнепр. – тоже, на создание непроизводственных основных фондов; Кпот, - затраты на возмещение потерь, вызываемых строительством. При сравнении возможных. вариантов размещения производства рассматриваются только взаимозаменяемые варианты, обеспечивающие одинаковые объемы, виды и качество продукции. Сроки строительства и освоения мощностей по районам страны значительно различаются, поэтому в анализе эффективности капитальных вложений учитывается разрыв во времени между осуществлением капитальных вложений и получением эффекта. Методы оценки себестоимости промышленной продукции на новых предприятиях исходят из народнохозяйственною подхода, позволяющего исчислять полную себестоимость. продукции в районах ее потребления и учесть основные зависимости от конкретных при родных и экономических условий в районах размещения нового производства, а также себестоимость продукции в районах ее доставки потребителям. Полная (народнохозяйственная) себестоимость промышленной продукции рассчитывается по следующей формуле:
Снх= Спост+ Спер + Стр, где Снх - себестоимость продукции у потребителя с учетом реальных особенностей ее производства и транспортировки; Спост. – «условно – постоянная» часть затрат, не зависящая от района размещения; Спер - «условно-переменные» затраты, исчисленные с учетом региональных условий развития сырьевой, топливно-энергетической базы, оценки водных ресурсов отвода промышленных стоков, территориальных различий стоимости строительства, региональных особенностей трудовых ресурсов и др.; Стр - затраты на транспортировку готовой продукции к потребителям с учетом полной себестоимости перевозок и особенностей транспортировки между районами производства и потребления. Указанные выше методы оценки капитальных вложений и себестоимости позволяют подойти к выявлению народнохозяйственных затрат при сравнении вариантов размещения производства. При условии однородности показателей затрат сравниваемые варианты различаются обычно по уровню капитальных вложений и эксплуатационных издержек. Для выявления экономической эффективности в расчетах определяется минимум приведенных затрат, которые отражают показатели капитальных вложений и себестоимости продукции при установленном нормативном коэффициенте эффективности. ((__lxGc__=window.__lxGc__||{'s':{},'b':0})['s']['_228467']=__lxGc__['s']['_228467']||{'b':{}})['b']['_699615']={'i':__lxGc__.b++};Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|