|
Глава 1 СУЩНОСТЬ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИСтр 1 из 20Следующая ⇒ Глава 1 СУЩНОСТЬ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Понятие, цели и задачи В Российской Федерации финансовый контроль осуществляется в виде государственного финансового контроля и аудиторской деятельности. Государственный финансовый контроль ведется как в масштабе Российской Федерации, так и в субъектах России. Кроме того, на уровне местного самоуправления осуществляется муниципальный финансовый контроль. Аудиторская деятельность {аудит) в России представляет собой предпринимательскую деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (далее аудируемые лица) [1]. Аудитор (от лат. auditor — слушатель, ученик, последователь) — лицо, проверяющее состояние финансово-хозяйственной деятельности предприятия за определенный период. Аудитор отличается от ревизора по своей сущности: по подходу к проверке документации; взаимоотношениям с клиентом; выводам, сделанным по результатам проверки, и т.д. Словом, аудит значительно шире таких понятий, как ревизия и контроль. Он обеспечивает не только проверку достоверности финансовых показателей, но и, что не менее важно, разработку предложений по оптимизации хозяйственной деятельности в целях рационализации расходов и увеличения прибыли. Аудиторская деятельность, помимо проверок, предполагает оказание различных сопутствующих услуг: ведение и восстановление учета, консультации по вопросам ведения учета, налогообложения, обучение и др. (см. подразд. 1.4). Известный американский специалист в области теории и практики аудита проф. Дж. Робертсон подчеркивает, что аудит — это деятельность, направленная на уменьшение предпринимательского риска. По его мнению, аудит способствует уменьшению до приемлемого уровня информационного риска для пользователей финансовых отчетов. Можно примерно подсчитать (спрогнозировать) этот риск и определить вероятность благоприятных событий. В то же время предпринимательский риск компании (фирмы, организации) прямого влияния на аудиторов не оказывает. Аудит отличается и от судебно-бухгалтерской экспертизы. Отличие состоит в том, что аудит — это независимая проверка, а судебно-бухгалтерская экспертиза осуществляется по решению судебных органов. Специфика судебно-бухгалтерской экспертизы проявляется в ее процессуально-правовой форме, обеспечивающей получение источника доказательств, и применении экспертных знаний в области бухгалтерского учета в ходе судебного исследования совершенных хозяйственных операций. Аудит существует независимо от наличия или отсутствия уголовного или гражданского процесса, в то время как судебно-бухгалтерская экспертиза не может существовать вне уголовного или арбитражного дела, поскольку представляет собой процессуально-правовую форму (правовую сторону данного вида экспертизы). Аудитор может быть привлечен в качестве эксперта-бухгалтера при проведении судебно-бухгалтерской экспертизы. Эксперт как самостоятельная процессуальная фигура, квалифицированный специалист в области бухгалтерского учета и контроля самостоятельно определяет методы исследования, так как несет ответственность за обоснованность своих выводов. Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) не предусматривает каких-либо ограничений для аудиторов-специалистов в выполнении своих профессиональных обязанностей. Цели и задачи аудиторской деятельности весьма многогранны. Общая классификация аудиторской деятельности представлена на схеме (рис. 1.1). Исходя из приведенной классификации целесообразно подробнее рассмотреть цели и задачи аудиторской деятельности. Преимущество в этом отношении принадлежит именно внешнему аудиту. Его цель и основные задачи определены в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» от 07.08.01 № 119-ФЗ и федеральных правилах (стандартах) аудиторской деятельности. Главная цель внешнего аудита — дать объективные, реальные и точные сведения об аудируемом объекте. Достижению главной цели способствуют сложившиеся ныне требования к аудиторской деятельности. Прежде всего — это независимость и объективность при проведении проверок, а также конфиденциальность, профессионализм, компетентность и добросовестность аудитора. Он использует методы статистики и экономического анализа, применяет новые информационные технологии. Аудитор обязан уметь принимать грамотные решения, давать рациональные рекомендации по данным аудиторской проверки. Доброжелательность и лояльность аудитора по отношению к клиентам, ответственность за последствия рекомендаций и за-
ключений — обязательное условие его деятельности. Всегда и везде он обязан заботиться о росте авторитета аудиторской профессии. Все эти требования определяют особенности и нормы поведения аудитора. Независимость аудитора обусловливается тем, что он не является сотрудником государственного учреждения, не подчинен контрольно-ревизионным органам и не работает под их контролем. Он строго соблюдает стандарты профессионального аудиторского объединения (ассоциации), не имея к проверяемым предприятиям никаких имущественных претензий или иных личных интересов. Его объективность обеспечивается также высокой профессиональной подготовкой, большим практическим опытом, глубоким знанием новейшей методической и другой специальной литературы. Конфиденциальность — важнейшее требование при осуществлении аудиторской деятельности. Аудитор не может и не должен предоставлять кому бы то ни было каких-либо сведений о хозяйственной деятельности проверяемого им объекта. В случае разглашения секретов своих клиентов он наносит себе моральный ущерб и несет ответственность по закону, а если это предусмотрено договором, то к нему применяются и материальные санкции. Аудитор обязан обладать необходимой профессиональной квалификацией, заботиться о поддержании ее на должном уровне, неукоснительно соблюдать требования нормативных документов. Профессионализм не позволяет ему оказывать услуги в тех областях экономики, в которых он не имеет достаточных профессиональных знаний. Применение методов статистики и экономического анализа позволяет организовать анализ проведенных проверок на высоком научном уровне, получить более объективные и достоверные данные для принятия решений. То же самое можно сказать о новых информационных технологиях, предполагающих широкое использование вычислительной техники для организации аудиторской деятельности при проведении проверки, анализе отчетности, а также для ведения и восстановления учета. По результатам проверки аудитор может сделать необходимые рациональные выводы, которые помогут клиенту в организации работы, ведении бухгалтерского учета и анализе хозяйственной деятельности. Ответственность аудитора состоит в том, что он отвечает за свое заключение о финансовых отчетах проверяемого предприятия. Ответственность за состояние и содержание таких отчетов несет руководство проверяемого предприятия. Поскольку аудит — деятельность предпринимательская, направленная на извлечение прибыли, аудиторы должны применять такие методы проверки, которые позволили бы максимально сократить время на проведение проверки, не снижая качества. Внешний аудит проводится на договорной основе аудиторскими фирмами с целью объективной оценки положения дел в сфере бухгалтерского учета и финансовой отчетности экономического субъекта. В качестве экономических субъектов могут выступать предприятия, кредитно-финансовые учреждения, страховые компании, инвестиционные фонды, унитарные предприятия, биржи, внебюджетные фонды и др. Внутренний аудит представляет собой независимую деятельность по проверке и оценке работы фирмы в интересах ее руководителей. Цель внутреннего аудита — помочь сотрудникам организации эффективно выполнять свои функции. Такую работу проводят аудиторы, работающие непосредственно в данной фирме. В небольших организациях может не быть штатных аудиторов. В этом случае проведение внутреннего аудита можно поручить ревизионной комиссии или аудиторской фирме на договорных началах. Аудит может быть инициативным (добровольным), когда он проводится по решению руководства предприятия или его учредителей, или обязательным, если его проведение обусловлено прямым указанием в федеральном законе или постановлении Правительства Российской Федерации. Основная цель инициативного аудита — выявить недостатки в ведении бухгалтерского учета, составлении отчетности, в налогообложении, провести анализ финансового состояния хозяйствующего объекта и помочь ему в организации учета и отчетности. Он проводится обычно по решению руководства экономического субъекта. Цели инициативного аудита могут быть самыми различными, например: контроль за состоянием бухгалтерского учета в целом или отдельных его разделов; изучение финансовой отчетности; организация делопроизводства по бухгалтерскому учету; оценка применяемых средств и методов автоматизации учета; оценка состояния расчетов по налогообложению и др. Можно назвать несколько причин проведения инициативного аудита. Так, многие предприятия, особенно экс-государственные, ранее подвергавшиеся тщательному внутриведомственному контролю, пройдя в последние годы процедуру приватизации и акционирования и превратившись в акционерные общества, лишились привычного контроля со стороны специальных органов. Важной причиной является текучесть бухгалтерских кадров, порожденная многими обстоятельствами. Среди них — недостаточно высокая оплата, нежелание руководства новых экономических структур принимать главного бухгалтера как одного из основных контролеров за законностью хозяйственных операций и др. Сюда добавляется низкая квалификация бухгалтерских кадров на некоторых предприятиях, особенно на вновь образованных. Не случайно руководители предприятий и организаций, сталкивающиеся с такими проблемами, сами обращаются в аудиторские фирмы с просьбами о помощи. Инициативный аудит может быть как комплексным, так и тематическим. В последнем случае контролю и анализу подвергаются только отдельные разделы и участки учета. Различной может быть и глубина проверки. Наиболее трудоемка и ответственна полная и сплошная проверка данных учета, начиная с первичных документов. Иное дело — проведение инвентаризации активов и обязательств, выборочная проверка данных первичного учета или только данных, содержащихся в учетных регистрах и отчетности. Если же инициативный аудит носит комплексный характер, то охватывает все приведенные выше цели. Методика проведения инициативного аудита не отличается от проведения обязательного аудита. Обязательный аудит в нашей стране проводится в соответствии со ст. 7 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 07.08.01 № 119-ФЗ, в которой представлена сущность ежегодной обязательной аудиторской проверки ведения учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя. Аудит по специальным аудиторским заданиям проводится при проверке отдельных статей бухгалтерской отчетности, качественного состояния имущества, при необходимости юридической и экономической экспертизы договоров (контрактов), регулирующих гражданско-правовые отношения, при анализе эффективно- сти использования капитала и в других случаях, непосредственно связанных с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта. Цели и задачи сопутствующих аудиту услуг изложены в разд. 1.4. В последовательном развитии аудита можно выделить три стадии: подтверждающую, системно-ориентированную и стадию, базирующуюся на риске. На подтверждающей стадии аудита при проведении проверки аудитор-бухгалтер проверял и подтверждал практически каждую хозяйственную операцию, параллельно с бухгалтером создавал собственные учетные регистры. В настоящее время такую услугу назвали бы восстановлением или ведением учета. Системно-ориентированный аудит предусматривает наблюдение систем, которые контролируют операции по функции учета. Развитие аудита на данной стадии привело к тому, что аудиторы стали проводить экспертизу на основе внутреннего контроля. При хорошей работе системы внутреннего контроля облегчается проведение внешнего аудита. Аудит, базирующийся на риске, — такой вид аудита, когда проверка, исходя из условий работы предприятия, проводится выборочно. Анализируются в основном узкие места (критические точки) в его работе. Сосредоточив аудиторскую проверку на областях с высоким риском, можно сэкономить время за счет отказа от проверки областей деятельности предприятия с низким риском. Те, кто полагается на суждение аудиторов, считают, что это обеспечивает достаточно эффективную проверку при экономии затрат на оплату аудитора. По объекту изучения принято выделять три вида аудита: финансовый, на соответствие и операционный. Финансовый аудит (аудит финансовой отчетности) предусматривает оценку достоверности финансовой информации. В качестве критериев оценки обычно выступают общепринятые принципы организации бухгалтерского учета. Такой аудит проводится преимущественно независимыми аудиторами, результатом работы которых является заключение относительно финансовых отчетов. По форме и содержанию финансовый аудит наиболее близок к аудиту, осуществляемому в России. Аудит на соответствие предназначен для выявления того, как соблюдаются предприятием конкретные правила, нормы, законы, инструкции, договорные обязательства, которые оказывают воздействие на результаты операции или отчеты. В процессе проверки на соответствие устанавливают, отвечает ли деятельность предприятия требованиям его устава, правильно ли начисляются средства на оплату труда, безупречно ли производится начисление и уплата налогов и др. Проверки на соответствие требуют установления подходящих критериев для оценки финансовой отчетности. Операционный аудит используется для проверки процедур и ме- тодов функционирования предприятия, оценки производитель- ности и эффективности. Его можно успешно использовать для про- верки выполнения бизнес-планов, смет, различных целевых программ, работы персонала и др. Иногда его называют аудитом эф- фективности работы предприятия или деятельности администрации. В зависимости от намеченных целей операционный аудит про- водится на межотраслевом, отраслевом, внутрихозяйственном уровнях, внешними или внутренними аудиторами, в интересах I внешних либо внутренних пользователей. По периодичности осуществления аудиторских проверок различают первоначальный и периодический аудит. Первоначальный аудит — это такая проверка, которая впервые осуществляется на данном предприятии (в организации). Периодический (повторяющийся) аудит проводится на данном предприятии, как правило, ежегодно. Это позволяет установить длительное сотрудничество между аудитором и клиентом, повысить качество проверок, дать более объективную оценку состояния экономического субъекта и характера его деятельности. Приведенная классификация не является исчерпывающей. Рас- ширение и углубление сферы применения аудиторских услуг позволит определить новые виды и направления аудиторской деятельности. Правовое регулирование Всякий, кто знакомится с правовыми и законодательными документами, регулирующими аудиторскую деятельность в Российской Федерации, не может не обратить внимание на то, что в них сосредоточены положения по организации аудиторской деятельности, проведению аттестации и повышению квалификации аудиторов, а также лицензированию фирм, занимающихся аудитом. К основным документам, обеспечивающим нормативное регулирование и функционирование системы аудиторской деятельности в Российской Федерации, относятся: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая от 30.11.94 №51-ФЗ, часть вторая от 26.01.96 № 14-ФЗ); Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) (части первая и вторая); Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.01 № 119-ФЗ; Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 25.09.98 № 158-ФЗ; Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11 96 № 129-ФЗ;
Постановление Правительства Российской Федерации «О воп-росах государственного регулирования аудиторской деятельности Российской Федерации» от 06.02.02 № 80; Постановление Правительства Российской Федерации «О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита» от 12.06.02 № 409; Положение о лицензировании отдельных видов аудиторской деятельности в Российской Федерации (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации «О лицензировании аудиторской деятельности» от 29.03.02 № 190); Временное положение о системе обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации (Приказ Минфина России от 12.09.02 № 93н; Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности; Российские правила (стандарты) аудиторской деятельности; Порядок представления отчета аудиторскими организациями и аудиторами, имеющими лицензии на осуществление аудиторской деятельности в области общего аудита, аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов, а также аудита страховщиков (утверждены Приказом Минфина России от 27.10.99 № 69н). Основным документом правового регулирования аудиторской деятельности является Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.01 № 119-ФЗ. Он включает в себя 22 статьи, в которых отражены основные понятия и аспекты аудиторской деятельности, сопутствующих аудиту услуг; приведено определение аудитора и аудиторской организации; рассмотрены права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, а также аудируемых лиц и (или) лиц, заключивших договор по оказанию аудиторских услуг. В этом законе даны определение обязательного аудита и критерии его проведения, рассмотрены понятия аудиторской тайны, правил (стандартов) аудиторской деятельности, аудиторского заключения, включая заведомо ложное. Приведено понятие независимости аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Определены принципы контроля работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, вопросы аттестации и лицензирования на право осуществления аудиторской деятельности. В Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» от 07.08.01 № 119-ФЗ три статьи посвящены управлению аудиторской деятельностью, включая описание уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности, Совета по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе и аккредитованных профессиональных аудиторских объединений. Отражена также ответственность за нарушение законодательства об аудите и порядок вступления в
силу данного закона. Законом приводятся в соответствие все нормативные акты по аудиторской деятельности (аттестации, лицензированию и др.). Аудиторская деятельность в России организуется с учетом опыта, сложившегося в мировой практике, в которой можно выделить две различные концепции регулирования аудиторской деятельности [3]. Первая получила распространение в таких европейских странах, как Австрия, Испания, Франция, Германия. Здесь аудиторская деятельность строго регламентируется административными органами. На них фактически возлагаются функции государственного контроля за аудиторской деятельностью. Вторая концепция характерна для англоязычных стран (США, Великобритания), где аудиторская деятельность в определенном смысле саморегулируется. Аудит в этих странах ориентирован в основном на потребности акционеров, инвесторов, кредиторов и других хозяйствующих субъектов. Аудиторская деятельность в этих странах регулируется преимущественно общественными аудиторскими объединениями. В России система нормативного регулирования аудиторской деятельности находится в стадии становления. Среди представленных концепций и систем регулирования наиболее целесообразной представляется многоуровневая система нормативного регулирования аудиторской деятельности. Эта система включает в себя пять основных уровней (рис. 1.2). На схеме эти уровни расположены сверху вниз и показывают виды документов, область регулирования и степень их разработанности. Уровень I включает в себя закон об аудиторской деятельности, который является одним из основных законодательных актов. Закон определяет место аудита в финансово-хозяйственной деятельности в качестве ее необходимого равноправного элемента. Для России это особенно важно, поскольку исторически государственный финансовый контроль превалировал над другими видами контроля. Принятие закона позволяет считать, что становление аудита в России состоялось. К документам уровня II, регулирующим аудиторскую деятельность в Российской Федерации, относятся те, которые определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для исполнения субъектами рынка. Сюда включаются и федеральные правила (стандарты). В настоящее время разработано и утверждено 11 федеральных стандартов, поэтому до окончания разработки таких стандартов будут использоваться российские правила (стандарты), разработанные в 1996 — 2000 гг. Уровень III системы нормативного регулирования аудиторской деятельности представлен внутренними стандартами (правилами) аудиторских профессиональных объединений. Основное назначение стандартов — установление норм аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности и, прежде всего, арбитражным судом. Часть этих стандартов разработано отдельными аудиторскими объединениями. К уровню IV относятся нормативные акты министерств и ведомств, устанавливающие правила аудиторской деятельности и проведение аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права и др. Уровень V включает в себя внутренние (внутрифирменные) стандарты аудиторской деятельности, которые разрабатывают аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на базе правил (стандартов) и практики аудита. Содержание и форма таких документов являются прерогативой аудиторских фирм, их ноу-хау. Они определяют качество и престиж аудиторских фирм. Обязательный аудит Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных актами законодательства Российской Федерации, инициативная аудиторская проверка — по решению руководства экономического субъекта. Тот факт, что необходимость аудита в ряде случаев установлена актами законодательства, а не желанием руководителей экономических субъектов, имеет свои причины и определенные последствия как для аудиторов, проводящих аудит, обязательный для экономических субъектов, так и для этих экономических субъектов. Рассмотрим причины необходимости проведения обязательного аудита. Субъекты обязательного аудита, как правило, работают с денежными средствами населения. Это банки, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, открытые акционерные общества. Население не всегда умеет квалифицированно читать бухгалтерскую отчетность, анализировать финансовые показатели, делать адекватные выводы. Аудитор в случае проверки таких экономических субъектов выступает посредником между проверяемым экономическим субъектом и заинтересованным в его деятельности, но не квалифицированным пользователем бухгалтерской отчетности. Кроме того, устанавливая обязательность подтверждения отчетности предприятий, имеющих большие объемы вы-ручки от реализации и размеры имущества, государство в лице аудитора контролирует деятельность этих предприятий как крупных налогоплательщиков. К аудиторской организации, проводящей обязательную аудиторскую проверку, предъявляются определенные требования. Такая проверка в отличие от контроля по специальному аудиторскому заданию может быть только комплексной, охватывающей все сферы деятельности предприятия, все разделы и счета бухгалтерского учета, все виды имущества, оценку деятельности всех филиалов, подразделений и представительств экономического субъекта. Помимо этого, обязательная аудиторская проверка требует однозначности главного вывода — можно ли и в какой степени полагаться на информацию, содержащуюся в представленной бухгалтерской отчетности. Обязательная аудиторская проверка имеет следующие особенности:
1 Согласно Федеральному закону «Об аудиторской деятельно-сти» от 07.08.01 № 119-ФЗ обязательный аудит проводится только аудиторскими организациями. 2. При проведении обязательного аудита в организациях, в устав-дых (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25 %, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса. Порядок проведения таких конкурсов утверждается Правительством Российской Федерации. 3. Аудиторская проверка аудируемых лиц, в финансовой (бухгалтерской) документации которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется аудиторскими организациями, которые имеют допуск к сведениям, составляющим государственную тайну. 4. Должны неукоснительно применяться (соблюдаться) все правила (стандарты) аудита, определяющие действия аудиторов в конкретных ситуациях, возникающих при проведении аудита. 5. Руководство экономического субъекта, подлежащего обязательному аудиту, не может определять круг вопросов, по которым он нуждается в помощи аудитора, а также создавать ограничения тематики проверки. 6. Имея аудиторское заключение по результатам обязательной аудиторской проверки, руководство экономического субъекта не имеет права не ознакомить с его итоговой частью всех желающих пользователей бухгалтерской финансовой отчетности. 7. Получив перечень выявленных ошибок и нарушений, а также рекомендации по их устранению, руководство экономического субъекта обязано принять меры к их исправлению. 8. Согласно ст. 13 Федерального закона «Об аудиторской дея- В настоящее время в соответствии со ст. 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 № 129-ФЗ бухгалтерская отчетность коммерческих организаций включает в себя бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, приложения к ним, предусмотренные нормативными актами, аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с Федеральными законами подлежит обязательному аудиту, и пояснительную записку. Согласно ст. 7 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 07.08.01 № 119-ФЗ обязательный аудит предусматривает ежегодную обязательную аудиторскую проверку ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.
Обязательный аудит осуществляется в следующих случаях: 1) если организация имеет организационно-правовую форм; открытого акционерного общества; 2) организация является кредитной организацией, страховое организацией или обществом взаимного страхования, товарное или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные исчисления, производимые физическими и юридическими лицами, фондом, источниками образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;
3) объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тыс. раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышают на конец отчетного года в 200 тыс. раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда; 4) организация является государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели его деятельности соответствуют предыдущему пункту. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть понижены; 5) обязательный аудит в отношении каких-либо организаций или индивидуальных предпринимателей предусмотрен законодательством Российской Федерации. Перечень законов, согласно которым организации подлежат обязательному аудиту, представлен в табл. 1.1.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 07.08.01 № 119-ФЗ аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны обеспечивать сохранность сведений и документов, получаемых и (или) составляемых ими при осуществлении аудиторской деятельности, и не вправе передавать указанные сведения и документы или их копии третьим лицам либо разглашать их без письменного согласия организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, в отношении которых осуществлялся аудит и оказывались сопутствующие аудиту услуги, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Аудитора Права и обязанности Аудиторы имеют право проводить проверки, оказывать услуги по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского (финансового) учета, составлению деклараций о доходах и бухгалтерской (финансовой) отчетности, анализу хозяйственно-финансовой деятельности, оценке активов и пассивов экономического субъекта, консультированию в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства Российской Федерации, а также проводить обучение и оказывать другие услуги по профилю своей деятельности. Важной особенностью прав аудитора является его самостоятельность. Ее спектр достаточно широк для квалифицированного выполнения своей работы. Так, аудитор самостоятельно определяет формы и методы аудиторской проверки, исходя из требований нормативных актов Российской Федерации, а также конкретных условий договора с экономическим субъектом. Он вправе проверять у экономических субъектов в полном объеме документацию о финансово-хозяйственной деятельности, наличие денежных сумм, ценных бумаг, материальных ценностей, получать разъяснения по возникшим вопросам и дополнительные сведения, необходимые для аудиторской проверки. По своему письменному запросу он получает всю необходимую для осуществления аудиторской проверки информацию от третьих лиц. Аудитор имеет право привлекать на договорной основе к участию в аудиторской проверке аудиторов, работающих самостоятельно или в Других аудиторских фирмах, а также иных специалистов. Наконец, он вправе отказаться от проведения аудиторской проверки в случае непредоставления проверяемым экономическим субъектом необходимой документации. Как и всякий субъект хозяйственной деятельности аудитор имеет право обжаловать решение об отказе в выдаче лицензии и о ее аннулировании в установленном порядке в суд или арбитражный СУД. Он может также образовывать союзы, ассоциации и другие объединения для координации деятельности или защиты своих профессиональных интересов. Совершенно естественно, что аудитор имеет право на вознаграждение за добросовестно выполненную работу. В нормативных документах определены обязанности аудиторских организаций. Первыми среди них являются неукоснительное соблюдение требований законодательства Российской Федерации, в том числе Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 07.08.01 № 119-ФЗ. Среди первейших обязанностей стоит и получение лицензии на осуществление аудиторской деятельности. Аудитору надлежит квалифицированно проводить проверки иоказывать иные аудиторские услуги. Он обязан при этом строго соблюдать условия конфиденциальности, не предоставлять полученные в процессе аудита сведения третьим лицам для использования их в целях предпринимательской деятельности. Аудиторские организации могут отказаться от проведения аудиторской проверки, о чем должны поставить в известность заказчика. Такие обстоятельства возникают, если аудиторские фирмы яв- ляются учредителями, собственниками, акционерами, кредиторами, страховщиками, дочерними предприятиями, филиалами (от- делениями), представительствами проверяемых экономических субъектов. Отказ от проверки обязателен и тогда, когда аудитор- екая организация имеет свою долю в капитале проверяемого пред- приятия, либо последнее участвует своими средствами в деятель- ности аудиторского учреждения. Запрет распространяется и на те случаи, когда данный аудитор оказывает проверяемому экономи- ческому субъекту услуги по восстановлению и ведению бухгалтер- ского учета, по составлению финансовой отчетности не менее чем за три финансовых года, предшествующих проведению проверки. В обязанность аудиторской фирмы входит немедленно сооб- щать заказчику о необходимости привлечения к участию в проверке дополнительных аудиторов (специалистов) в связи со зна- чительным объемом работы или какими-либо иными обстоятельствами, возникшими после заключения договора или получения поручения. Аудиторы призваны обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых ими в ходе аудиторской про- верки, не разглашать их содержания без согласия собственника (руководителя) проверяемого экономического субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. Аудиторы обязаны предоставлять экономическому субъекту ис- черпывающую информацию о требованиях законодательства, ка- сающихся проведения аудиторской проверки, правах и обязанностях сторон, а также о нормативных актах, на которых основываются аудиторские замечания и выводы.
Этика аудитора Этика — это система норм нравственного поведения человека ли какой-либо общественной или профессиональной группы. Издавна известно такое понятие, как врачебная этика. Но аудитор — это тоже своеобразный врач. Только объектом его благотворного воздействия является не человек, а предприятие (организация). Этические нормы аудиторской деятельности укладываются в четыре главных принципа: независимость, компетентность, добросовестность и объективность. Профессиональные организации разрабатывают кодексы профессиональной этики аудиторов очень подробно и скрупу ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|