|
Права, обязанности, этика и ответственностьАудитора Права и обязанности Аудиторы имеют право проводить проверки, оказывать услуги по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского (финансового) учета, составлению деклараций о доходах и бухгалтерской (финансовой) отчетности, анализу хозяйственно-финансовой деятельности, оценке активов и пассивов экономического субъекта, консультированию в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства Российской Федерации, а также проводить обучение и оказывать другие услуги по профилю своей деятельности. Важной особенностью прав аудитора является его самостоятельность. Ее спектр достаточно широк для квалифицированного выполнения своей работы. Так, аудитор самостоятельно определяет формы и методы аудиторской проверки, исходя из требований нормативных актов Российской Федерации, а также конкретных условий договора с экономическим субъектом. Он вправе проверять у экономических субъектов в полном объеме документацию о финансово-хозяйственной деятельности, наличие денежных сумм, ценных бумаг, материальных ценностей, получать разъяснения по возникшим вопросам и дополнительные сведения, необходимые для аудиторской проверки. По своему письменному запросу он получает всю необходимую для осуществления аудиторской проверки информацию от третьих лиц. Аудитор имеет право привлекать на договорной основе к участию в аудиторской проверке аудиторов, работающих самостоятельно или в Других аудиторских фирмах, а также иных специалистов. Наконец, он вправе отказаться от проведения аудиторской проверки в случае непредоставления проверяемым экономическим субъектом необходимой документации. Как и всякий субъект хозяйственной деятельности аудитор имеет право обжаловать решение об отказе в выдаче лицензии и о ее аннулировании в установленном порядке в суд или арбитражный СУД. Он может также образовывать союзы, ассоциации и другие объединения для координации деятельности или защиты своих профессиональных интересов. Совершенно естественно, что аудитор имеет право на вознаграждение за добросовестно выполненную работу. В нормативных документах определены обязанности аудиторских организаций. Первыми среди них являются неукоснительное соблюдение требований законодательства Российской Федерации, в том числе Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 07.08.01 № 119-ФЗ. Среди первейших обязанностей стоит и получение лицензии на осуществление аудиторской деятельности. Аудитору надлежит квалифицированно проводить проверки иоказывать иные аудиторские услуги. Он обязан при этом строго соблюдать условия конфиденциальности, не предоставлять полученные в процессе аудита сведения третьим лицам для использования их в целях предпринимательской деятельности. Аудиторские организации могут отказаться от проведения аудиторской проверки, о чем должны поставить в известность заказчика. Такие обстоятельства возникают, если аудиторские фирмы яв- ляются учредителями, собственниками, акционерами, кредиторами, страховщиками, дочерними предприятиями, филиалами (от- делениями), представительствами проверяемых экономических субъектов. Отказ от проверки обязателен и тогда, когда аудитор- екая организация имеет свою долю в капитале проверяемого пред- приятия, либо последнее участвует своими средствами в деятель- ности аудиторского учреждения. Запрет распространяется и на те случаи, когда данный аудитор оказывает проверяемому экономи- ческому субъекту услуги по восстановлению и ведению бухгалтер- ского учета, по составлению финансовой отчетности не менее чем за три финансовых года, предшествующих проведению проверки. В обязанность аудиторской фирмы входит немедленно сооб- щать заказчику о необходимости привлечения к участию в проверке дополнительных аудиторов (специалистов) в связи со зна- чительным объемом работы или какими-либо иными обстоятельствами, возникшими после заключения договора или получения поручения. Аудиторы призваны обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых ими в ходе аудиторской про- верки, не разглашать их содержания без согласия собственника (руководителя) проверяемого экономического субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. Аудиторы обязаны предоставлять экономическому субъекту ис- черпывающую информацию о требованиях законодательства, ка- сающихся проведения аудиторской проверки, правах и обязанностях сторон, а также о нормативных актах, на которых основываются аудиторские замечания и выводы.
Этика аудитора Этика — это система норм нравственного поведения человека ли какой-либо общественной или профессиональной группы. Издавна известно такое понятие, как врачебная этика. Но аудитор — это тоже своеобразный врач. Только объектом его благотворного воздействия является не человек, а предприятие (организация). Этические нормы аудиторской деятельности укладываются в четыре главных принципа: независимость, компетентность, добросовестность и объективность. Профессиональные организации разрабатывают кодексы профессиональной этики аудиторов очень подробно и скрупулезно, пытаясь предусмотреть все возможные обстоятельства и нюансы их поведения. В кодексе этики аудиторов обобщены этические нормы профессионального поведения независимых аудиторов, определены нравственные, моральные ценности, которые утверждает в своей среде аудиторское сообщество, готовое защищать их от всех возможных нарушений и посягательств. Соблюдение общечеловеческих и профессиональных этических норм является непременной обязанностью и высшим долгом каждого аудитора, руководителя и сотрудника аудиторской фирмы. Это гарантируется высокими моральными качествами и профессиональной ответственностью аудиторов, объективной необходимостью поддержать в общественном мнении уважение и доверие к профессии аудитора. Нарушители этических норм профессионального поведения проявляют неуважение ко всему аудиторскому сообществу и наносят ему моральный и материальный ущерб. Сообщество аудиторов в целом и каждый аудитор в отдельности осуждают неэтичное поведение отдельных аудиторов и требуют их наказания вплоть до исключения из своей среды, лишения квалификационного аттестата и лицензии на проведение аудиторской деятельности. Каждый аудитор, подвергающийся критике своих коллег по поводу нарушения этики профессионального поведения, имеет право на объективное публичное расследование допущенных отступлений от предусмотренных норм. По желанию конкретного нарушителя расследование может проводиться конфиденциально. Рассмотрим требования, которые содержит Этический кодекс аудитора России. Соблюдение общепринятых моральных норм и принципов. Аудиторы придерживаются общечеловеческих моральных правил и нравственных норм в своих поступках и решениях, живут и работают по совести. Они руководствуются в своих поступках общечеловеческим правилом: «старайся не делать другим того, чего не хотел бы, чтобы сделали тебе». Соблюдение правил и норм общей мора-ли, правдивость и честность в поступках и решениях, самостоятельность и объективность в суждениях и выводах, непримири- мость к несправедливости, нарушениям моральных, нравственных и правовых норм — такова главная заповедь аудитора. Соблюдение общественных интересов. Внешний аудитор всегда действует в интересах общества и всех пользователей бухгалтер- ской отчетности, а не одного лишь заказчика. Защищая интересы клиента в налоговых, судебных и иных органах власти, а также его взаимоотношениях с иными юридическими и физическим лицами, аудитор должен быть убежден, что защищаемые интересы возникли на законных и справедливых основаниях. Как только аудитору становится известно, что защищаемые интересы клиента возникли в нарушение закона либо справедливости, он отка- зывается от их защиты. Объективность аудитора. Главной основой для выводов, реко-
Внимательность аудитора. При выполнении профессиональных
Независимость аудитора. Аудитор отказывается от оказания про- фессиональных услуг, если имеются обоснованные сомнения в их независимости во всех отношениях от организации клиента и ее должностных лиц. В заключении или в другом документе, состав-ленном в результате оказанных профессиональных услуг, аудитор сознательно и без каких-либо оговорок заявляет о своей суверен- ности в отношении клиента. Имеется множество обстоятельств, которые могут нанести! ущерб независимости аудитора либо позволяют сомневаться в его фактической независимости. Таковы возможные или ведущиеся судебные (арбитражные) дела с организацией клиента, финан- совое участие аудитора в делах клиента в любой форме, финансо- вая и имущественная зависимость аудитора от клиента (совмест- ное участие в инвестициях в другие организации, кредитование, кроме банковского, и др.), косвенное финансовое участие (фи- нансовая зависимость) в организации клиента через родствен-
ников, служащих фирмы, через основные и дочерние организации и т.п. Поводом для нарушения Этического кодекса могут стать родственные и личные дружеские отношения с директорами и высшим управляющим персоналом организации клиента, а также чрезмерное гостеприимство последнего, получение от него товаров и услуг по существенно заниженным ценам. Свое негативное влия-ние может оказать участие аудитора в органах управления органи-зации клиента, его основных и дочерних организаций, неосторожные рукомендации и советы руководителей аудиторских фирм о финансовых вложениях клиента в организации, в которых они сами имеют какие-либо финансовые интересы. Нарушения могут проистекать из факта прежней работы аудитора в организации клиента либо в его управляющей организации, из принятия предложения о назначении аудитора на руководящую и иную должность в организации клиента. По указанному перечню независимость считается нарушенной, если негативные обстоятельства возникли, продолжали существовать или не были прекращены в периоде, за который должны быть выполнены профессиональные аудиторские услуги. Основные обстоятельства, которые могут нанести ущерб независимости аудиторской фирмы или позволяют сомневаться в ее фактической независимости, состоят в следующем: аудиторская организация участвует в финансово-промышленной группе, в группе кредитных организаций или холдинге и оказывает профессиональные аудиторские услуги организациям, входящим в эту финансово-промышленную либо банковскую группу (холдинг); аудиторская организация возникла на базе структурного подразделения бывшего или действующего министерства (комитета), при прямом или косвенном участии бывшего или действующего министерства (комитета) и оказывает услуги организациям, ранее или в настоящее время подчиненным данному министерству (комитету); аудиторская организация возникла при прямом или косвенном участии банков, страховых компаний или инвестиционных институтов и оказывает услуги организациям, акции которых находятся в собственности, приобретены или приобретались названными выше структурами в период, за который аудиторская фирма должна оказать услуги. В случаях, когда аудитор выполняет по поручению клиента другие услуги (консультирование, составление отчетности, ведение бухгалтерского учета и т.п.), необходимо следить, чтобы они не нарушали независимости аудитора. Независимость аудитора обес-печивается лишь в тех случаях, когда его консультации не перера-стают в услуги по управлению организацией; нет никаких причин
И ситуаций, влияющих на объективность суждений аудитора; пер- сонал, участвовавший в ведении бухгалтерского учета и составле- ния отчетности, не привлекается к аудиторской проверке органи- зации клиента; ответственность за содержание бухгалтерского учета и отчетности принимает на себя организация клиента. Профессиональная компетентность аудитора. Аудиторы обеспе- чивают достаточный профессиональный уровень аудиторских услуг, необходимых клиенту. Профессиональная компетентность аудито- ра основывается на общем и специальном высшем образовании, в сдаче аттестационных экзаменов, подтверждаемых соответствую- щими дипломами и аттестатами, а также на опыте непрерывной практической работы по оказанию профессиональных аудиторских услуг совместно с другими специалистами данного профиля и про- фессионального уровня. Принимая обязательство оказать опреде- ленные профессиональные услуги, аудитор должен быть уверен в своей компетентности в данной области, обладать необходимым объемом знаний и навыков, чтобы добросовестно и профессио- нально выполнить свои обязательства, гарантировать клиенту ауди- торские услуги, основанные на современных методиках с исполь-зованием всех, в том числе новейших, нормативных актов. Аудитор воздерживается от оказания профессиональных услуг, выходящих за пределы его компетенции, а также не соответству- ющих его квалификационному аттестату. Аудиторская фирма при- влекает компетентных специалистов для помощи аудитору в ре- шении конкретных задач. Аудитор постоянно обновляет свои профессиональные знания в области бухгалтерского учета, налогообложения, финансовой деятельности и гражданского права, организации и методов ауди-та, законодательства, российских и международных норм и стан- дартов бухгалтерского учета и аудиторской деятельности. Аудитор- ская фирма проводит ежегодное обучение своих служащих в объе- ме не менее 40 учебных часов с обязательным ежегодным контро- лем знаний новых норм и положений, возникших в профессио- нальной аудиторской деятельности. Аудитор стремится осуществлять свою профессиональную дея- тельность в коллективе специалистов, организационно объеди- ненных в аудиторскую фирму. Для обеспечения качества выполнения профессиональных услуг аудитор строго следует российским и международным аудиторским стандартам. Конфиденциальная информация клиентов. Аудитор сохраняет в строгой тайне конфиденциальную информацию о делах клиен- тов, полученную при оказании профессиональных услуг, без огра- ничения во времени и независимо от продолжения или прекра- щения непосредственных отношений с ними. Он не использует конфиденциальную информацию клиента, ставшую ему извест- ной при выполнении профессиональных услуг, к своей выгоде, выгоде любой третьей стороны, в ущерб интересам клиента. Разглашение конфиденциальной информации клиентов не является нарушением профессиональной этики, если это сделано с разрешения клиента либо с учетом интересов всех сторон, которые она может затронуть, если это предусмотрено законодательными актами или решениями судебных органов. Не может быть поставлено в вину аудитору, если он разгласил конфиденциальные сведения ради защиты своих профессиональных интересов в ходе официального расследования или частного разбирательства, проводимого руководителями или уполномоченными представителями клиентов, а также когда клиент намеренно и незаконно отвлек аудитора в действия, противоречащие профессиональным нормам. Аудитор отвечает за сохранение конфиденциальной информации помощниками и всем персоналом фирмы. Налоговые отношения. Аудиторы неукоснительно соблюдают законодательство о налогообложении во всех аспектах. Они не скрывают свои доходы от налогообложения и никаким иным образом не нарушают налоговое законодательство ни в своих интересах, ни в интересах других лиц. При оказании профессиональных услуг по налогообложению аудитор руководствуется интересами клиента. При этом он строго соблюдает налоговое законодательство, не способствует фальсификациям в целях уклонения клиента от уплаты налогов и обмана налоговой службы. О выявленных в ходе обязательного аудита фактах нарушения налогового законодательства, ошибках в расчетах и уплате налогов аудитор в письменной форме сообщает администрации клиента и ревизионной комиссии акционерного (хозяйствующего) общества и предупреждает их о возможных последствиях и путях исправления нарушений и ошибок. Рекомендации и советы в области налогообложения аудитор представляет клиенту только в письменной форме. При этом он не обнадеживает клиента, что его рекомендации исключают проблемы с налоговыми органами, предупреждая клиента, что ответственность за составление и содержание налоговых деклараций и иной налоговой отчетности лежит на нем самом. Плата за профессиональные услуги. Плата за профессиональ-ные услуги аудитора отвечает нормам профессиональной этики, ели она выплачивается в зависимости от объема и качества предоставляемых услуг. Она зависит от сложности оказываемых услуг, квалификации, опыта, профессионального авторитета и степени ответственности аудитора. Размер оплаты профессиональных услуг, взимаемой аудитором не определяется достижением конкретного результата или обусловливается иными обстоятельствами, кроме объема, каче- ства и сложности услуг. Аудитор не получает плату за профессиональные услуги на- личными деньгами сверх общеустановленных норм расчетов. Он воздерживается от выплаты и получения комиссионных за приобре- тение или передачу клиентов, а также передачу кому бы то ни было услуг третьей стороны. Аудитор заблаговременно оговаривает с клиентом и письмен- но закрепляет условия и порядок оплаты своих профессиональных услуг, будучи не обязан заранее объявлять о расценках за ока- зываемые услуги. Он не допускает сомнительных ситуаций, когда плата одного клиента составляет всю или большую часть годовой выручки аудитора за оказанные профессиональные услуги. Отношения между аудиторами. Представители сферы аудита доб- рожелательно относятся к своим коллегам из других организаций, воздерживаются от необоснованной критики их деятельности и иных сознательных действий, причиняющих ущерб коллегам по профессии. Они не допускают нелояльных действий в отношении замены клиентом аудиторской фирмы. Аудиторская фирма в интересах своего клиента и с его согла- сия приглашает для оказания профессиональных услуг других ауди- торов и иных специалистов. Отношения с привлекаемыми — де- ловые и корректные. Приглашенные аудиторы (специалисты) воз-держиваются от обсуждения с представителями клиента деловые и профессиональных качеств основных аудиторов, проявляют мак- симальную лояльность к пригласившим их коллегам. Отношения сотрудников с аудиторской фирмой. Аттестованные аудиторы, согласившиеся стать сотрудниками аудиторской фир-мы, лояльно относятся к ней, всей своей деятельностью способ- ствуют авторитету и дальнейшему развитию фирмы, поддержива- ют деловые, доброжелательные контакты с руководителями и иными сотрудниками фирмы, руководителями и персоналом клиентов. Отношения сотрудников и аудиторской фирмы основываются на взаимной ответственности за выполнение профессиональ-ных обязанностей, преданности и непредубежденности, на по-стоянном совершенствовании организации аудиторских услуг, и профессионального содержания. Аудиторская фирма разрабатывает методы профессиональной деятельности, обобщает нормативные акты, снабжает ими своих сотрудников, постоянно заботится о повышении их профессио- нальных знаний и качеств. В свою очередь, аудиторы, работающие в аудиторской фирме, добросовестно выполняют свою работу, постоянно совершенствуются профессионально, осторожно и взве- шенно подходят к содержанию документов, направляемых кли- ентам, в контактах с ними руководствуются профессиональными нормами и интересами фирмы. Аттестованный аудитор, часто меняющий аудиторские фирмы и внезапно покидающий ее и тем самым наносящий фирме опре-деленный ущерб, нарушает профессиональную этику. Спе-циалисты, перешедшие в другую аудиторскую фирму, воздержи- ются от осуждения или восхваления своих прежних руководителейи коллег, обсуждения с кем бы то ни было организации и методов работы в прежней фирме. Они не разглашают известную им конфиденциальную информацию и содержание документов аудиторской фирмы, с которой они прекратили трудовые отношения. Покидая фирму, ее бывший сотрудник добросовестно и в полном объеме передает ей всю имеющуюся у него документацию и иную профессиональную информацию. Руководители и сотрудники аудиторской фирмы воздерживаются от обсуждения с третьими лицами профессиональных и личных качеств своих бывших сотрудников и коллег, за исключением случаев, когда эти бывшие сотрудники нанесли своими действиями существенный ущерб профессии и законным интересам фирмы. По запросу руководителя аудиторской фирмы, куда трудоустраивается аудитор, руководитель прежней аудиторской фирмы может дать письменную рекомендацию с указанием профессиональных и личных качеств аудитора. Публичная информация и реклама. Они могут быть представлены в средствах массовой информации, специальных изданиях аудиторов, адресных и телефонных справочниках, публичных выступлениях и иных публикациях аудиторов, руководителей и сотрудников аудиторских фирм. Отсутствуют какие-либо ограничения в отношении места и частоты обнародования рекламы, размера и оформления рекламного объявления. Реклама аудиторских профессиональных услуг должна быть информативной, прямой и честной, выдержанной в хорошем вкусе, исключающей всякую возможность обмана и заблуждения потенциальных клиентов либо возбуждения у них недоверия к другим аудиторам. Не допускаются противоречащие профессиональной этике аудиторов реклама и публикации, содержащие: безосновательные самовосхваления и выгодные сравнения с другими аудиторами; необоснованные претензии быть специалистом в определенной области профессиональной деятельности; рекомендации, подтверждения клиентов и иных третьих лиц, превозносящих аудитора и профессиональные достоинства предоставляемых им услуг, а тем более, прямое указание или намек, вселяющий необоснованные ожидания клиентов в благоприятности результатов профессиональных аудиторских услуг. Реклама не должна содержать сведения, которые могут раскрыть конфиденциальные данные клиента либо необъективно представить его в ложном свете, а также информацию, имеющую целью ввести в заблуждение или оказать давление на судебные, налоговые и иные государственные органы. Аудиторы воздерживаются от участия в различного рода сравнительных исследованиях и рейтингах, результаты которых предполагается публиковать для всеобщего сведения, либо от оплаты услуг журналистов, публикующих благоприятную для них информацию. Поведение аудитора, несовместимое с профессиональной дея-тельностью. Аудитор одновременно с основной профессиональной практикой не занимается деятельностью, которая влияет или может повлиять на его объективность и независимость, соблюдение приоритета общественных интересов, репутацию профессии в целом. Такое поведение несовместимо с оказанием профессиональных аудиторских услуг. Выполнение аудитором двух или более профессиональных услуг и заданий одновременно также может рассматриваться как действие, не совместимое с его профессиональными обязанностями. Занятия какой-либо деятельностью, запрещенной практикующим аудиторам в соответствии с законодательством, рассматриваются как недопустимые действия, нарушающие закон и профессиональ-ные этические нормы. Аудиторские услуги в других государствах. Независимо от того, где аудитор оказывает профессиональные услуги, в своем государстве или другом, этические нормы его поведения остаются неизменными. Для обеспечения качества профессиональных услуг, оказывае- мых в других государствах, аудитор обязан знать и применять в своей работе международные аудиторские стандарты и правила, действующие в государстве, где он осуществляет профессиональную деятельность. Оказывая профессиональные услуги в другом государстве, аудитор руководствуется следующими правилами. Если, скажем, этические нормы профессионального поведения в государстве пребывания аудитора менее строгие, чем пре- дусмотренные Этическим кодексом аудитора России, то он руко- водствуется именно им. Если эти нормы там более строгие, то аудитор пользуется за- конодательством страны, где он живет и работает. Немаловажное значение имеют международные этические нор- мы профессионального поведения аудиторов. Если эти нормы выше требований страны пребывания и норм российского кодекса, то аудитор руководствуется международными нормами. Перечисленные правила профессионального поведения, опре-: деляемые Этическим кодексом аудитора, основаны на междуна-родных этических нормах, разработанных Международной феде-рацией бухгалтеров (IFA). ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|