|
Внутренние аудиторские стандартыВнутренние аудиторские стандарты подразделяются: на внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельнос- ти, действующие в аккредитованных профессиональных аудитор- ских объединениях; внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности. аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Первую группу стандартов разрабатывают аккредитованные профессиональные аудиторские объединения. Наиболее крупные из них: Аудиторская палата России, Институт профессиональных бухгалтеров России и др. Так, ИПБ РФ разработал первые шесть внутренних правил (стандартов) применительно к одноименным федеральным правилам (стандартам). Внутренние стандарты аудиторских организаций и индивидуаль- ных аудиторов представляют собой документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к организации работы; аудиторских организаций, осуществлению и оформлению аудиторских услуг. Эти документы, как правило, должны быть приняты и утверждены аудиторской организацией для обеспечения эф- фективности практической работы и ее адекватности принятым; российским правилам (стандартам) аудиторской деятельности. Применение внутренних стандартов в аудиторских организа-циях способствует: соблюдению требований внешних аудиторских правил (стан- дартов); уменьшению трудоемкости аудиторских проверок; использованию для проведения аудита аудиторов-ассистентов; увеличению объема выполняемых аудиторских услуг. Использование внутренних стандартов позволяет сформулиро- вать единые базовые требования к сотрудникам аудиторской орга- низации при проведении аудита и выполнении сопутствующих аудиту услуг. Внутренние (внутрифирменные) стандарты целесообразно раз- работать в виде следующих блоков: 1) по структуре фирмы, технологии организации, выполняв-мым функциям и другим особенностям ее функционирования; 2) стандарты, расшифровывающие, дополняющие и уточняющие положения российских правил (стандартов); 3) методики проведения аудиторских проверок по разделам и счетам бухгалтерского учета; 4) по организации сопутствующих аудиту услуг. В первый блок входят стандарты, определяющие организационно-экономические аспекты деятельности аудиторской фирмы, права и обязанностей сотрудников, оплату труда, организацию планирования, заключение договоров по видам работ и др.
Второй блок внутренних стандартов дополняет и расшифровы- вает положения федеральных или внутренних стандартов аккре- дитованных профессиональных аудиторских организаций правил (стандартов). Они могут быть классифицированы по следующим группам: ответственность аудиторов; планирование аудита; изучение и оценка системы внутреннего контроля экономического субъекта; получение аудиторских доказательств; использование работы третьих лиц; порядок формирования выводов и заключений в аудите; специализированные внутренние стандарты. К специализированным относятся внутренние стандарты, отображающие: специфические аспекты проведения аудита кредитных учреждений; специфические вопросы проведения аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования; специфические аспекты проведения аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов; специфические особенности проведения аудита других экономических субъектов. Третий блок стандартов посвящен методикам проведения аудиторских проверок по разделам и счетам бухгалтерского учета. Такие стандарты включают в себя: конкретные методики, процедуры, рабочие таблицы, макеты, классификаторы, инструкции. Особенно полезны такие методики для начинающих аудиторов и аудиторов-ассистентов, помогая им застраховаться от грубых ошибок и примерно в 80 % случаев принять правильное решение. Четвертый блок стандартов разрабатывается в тех случаях, когда аудиторские фирмы выполняют сопутствующие аудиту виды услуг. Такие стандарты составляются по организации бухгалтерского учета, принципам восстановления учета, автоматизации учета и др. Аудиторские внутрифирменные стандарты должны удовлетворять следующим требованиям: целесообразность — при разработке стандартов следует учитывать их практическую значимость, актуальность и приоритетность; преемственность и непротиворечивость — стандарты должны обеспечивать согласованность и взаимосвязь с остальными внутренними стандартами; полнота и детализация — внутренние стандарты должны комплексно охватывать все вопросы исследуемой проблемы и деталь-но их освещать; единство терминологической базы — обеспечение единства трактовки терминов во всех стандартах и документах. Разработка и внедрение внутрифирменных стандартов — это трудоемкая и продолжительная работа, нацеленная на перспек- тиву. Рекомендации по созданию внутренних аудиторских стан- дартов приведены в российском стандарте «Требования к внут- ренним аудиторским стандартам аудиторских организаций». Внутренние стандарты являются частью организационно-рас- пределительной документации и системы внутреннего контроля аудиторской организации. Внутренние стандарты должны содер- жать такие реквизиты, как порядковый номер стандарта, дата ввода в эксплуатацию, название и цель стандарта, сфера применения. Наличие системы внутренних стандартов и ее методологиче- ского сопровождения служит показателем профессионализма дея- тельности аудиторской организации. Внутренние стандарты — интеллектуальная собственность аудиторской организации, ее ноу- хау. Сотрудники не должны разглашать содержание внутренних стандартов и использовать их вне деятельности своей организации. Внутренние стандарты могут предусматривать регламентирование ответственности за невыполнение их специалистами аудиторской организации. Вопросы для самопроверки 1. Перечислите основные критерии проведения обязательного аудита. 2. В чем причины необходимости проведения обязательной аудитор- ской проверки? 3. В каких случаях осуществляется обязательный аудит? 4. Какие организации подлежат обязательному аудиту? 5. Назовите основные экономические субъекты, подлежащие обяза- тельному аудиту согласно законодательству Российской Федерации. 6. Каковы основные особенности проведения обязательного аудита? 7. Дайте определение сопутствующих аудиторских услуг. 8. Назовите нормативный документ, который определяет сущность и требования к сопутствующим аудиту видам услуг. 9. Приведите виды и характеристику сопутствующих аудиту видов услуг. 10. Приведите классификацию аудиторских стандартов. И. Приведите общую классификацию внешних российских правил (стандартов) аудиторской деятельности. 12. Дайте общую характеристику внутренних стандартов аудиторской деятельности. Глава 2 ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ Стадии аудиторской проверки Выделяют следующие основные стадии аудиторской проверки: 1. Стадия планирования, которая включает в себя этапы: предварительного планирования; определения объема проверки; составления письма-обязательства о согласии на проведение аудита
по результатам предварительного планирования; заключения договора на аудиторскую поверку; изучения системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля; составления общего плана аудита составления программы аудита; проведения тестирования средств внутреннего контроля; определения объема аудиторской выборки при удовлетворительных результатах тестирования средств внутреннего контроля; уточнения программы аудита при удовлетворительных или, наоборот, неудовлетворительных результатах тестирования средств внутреннего контроля. 2. Стадия проведения аудиторской проверки, в ходе которой выполняются аудиторские процедуры проверки оборотов и сальдо по счетам бухгалтерского учета, предусмотренные в программе аудита; оформляются рабочие документы аудита, в которых отображаются результаты выполнения аудиторских процедур и собранные аудиторские доказательства. 3. Стадия подведения итогов выполненной аудиторской проверки, на которой оценивают, полностью ли выполнена программа аудита; оценивают существенность выявленных ошибок и нарушений; составляют письменную информацию по результатам проведенной проверки руководству проверенной организации; обсуждают с руководством проверенной организации результаты проведенной проверки, возможность и целесообразность внесения изменения в бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность; получают от руководства организации-клиента протокол внесения изменений в бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность (если проверенная аудитором отчетность не была еще представлена пользователям бухгалтерской отчетности и в нее были внесены исправления на основании письменной информации аудитора); оформляют новый вариант письменной информации руководству проверенной организации, в которой уже не указываются существенные ошибки, исправленные предприятием. 4. Стадия формирования окончательного мнения аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности, на которой оформляется аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности; выдаются рекомендации о совершенствовании системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля; обсуждаются с руководством проверенного предприятия результаты проведенной проверки и возможность выполнения рекомендаций. На всех стадиях аудиторской проверки должны соблюдаться следующие принципы и требования Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 07.08.01 № 119-ФЗ и правил (стандартов) аудиторской деятельности. 1. Определение объема аудиторской проверки является предметом профессионального суждения аудитора о характере и масштабе работ, которые необходимы для достижения целей аудита. Во многом оно диктуется обстоятельствами проверки.
Аудиторская организация при определении объема аудита обыч- но исходит: из требований нормативных документов, регламентирующих аудиторскую деятельность; положений договора аудиторской организации с экономическим субъектом и конкретных особенностей проверки с учетом полученных знаний о деятель-нооти экономического субъекта. 2. Аудиторская организация не только вправе, но и обязана 3. Основные мероприятия, проводимые в ходе аудита, предпо 4. Планирование проверки в целом и отдельных процедур осуществляется на основе достигнутого аудиторской организацией понимания деятельности проверяемого хозяйствующего субъекта. Цель планирования состоит в том, чтобы разумно организовать эффективную и экономически оправданную проверку. На этапе планирования обычно определяют стратегию и тактику аудита, сроки его проведения, разрабатывают общий план и программу аудита. 5. Аудиторская организация при выполнении всех аудиторских работ доводит понимание деятельности экономического субъекта до максимально возможного уровня. 6. К аудиторской проверке можно привлекать лиц со стороны, в частности, ассистентов аудитора, экспертов, внутренних аудиторов и аудиторов других аудиторских организаций. Оценивая ре- зультаты деятельности аудиторской организации, следует прини- мать во внимание характер и особенности проведенных проце- дур, а также возможность использования результатов работы дру- гих лиц в качестве достоверных аудиторских доказательств или базы для получения таких доказательств. Однако привлечение других лиц к аудиторской проверке не снимает с аудиторской организа- ции ответственности за ее оценку о бухгалтерской отчетности эко- номического субъекта и не уменьшает ответственности аудиторов за достоверность выводов. 7. Основные аспекты проведенной работы, выводы аудиторской организации, некоторые существенные вопросы, имеющие значение для подготовки аудиторского заключения, а также для доказательстве качественного проведения аудита оформляются до-
кументально. Рабочая документация аудита должна быть достаточной и убедительной, иначе она не сможет быть подтверждением правильности того или иного мнения аудиторской организации о бухгалтерской отчетности экономического субъекта. Оформляя процесс аудита, проводящая проверку организация руководствуется положениями стандарта аудиторской деятельности документирование аудита». 8. составляя заключение о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта, аудиторская организация обязана обобщить и оценить выводы, сделанные ею на основе проверки. При этом аудиторы должны учитывать нормативные требования касающиеся бухгалтерской отчетности экономического субъекта и ее соответствия тем сведениям, которыми располагает аудиторская организация о деятельности экономического субъекта Аудиторское заключение должно содержать четко выраженную оценку о степени достоверности его бухгалтерской отчетности нормативным требованиям (см. подразд. 4.3). Безусловно положительное аудиторское заключение свидетельствует о том, что аудиторская организация считает бухгалтерскую отчетность экономического субъекта по своей сути достоверной. Условно положительное или отрицательное аудиторское заключение свидетельствует либо об отказе выразить мнение аудиторов о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта, либо содержит перечень и характеристику обстоятельств, которые обусловили то или иное решение аудиторской организации. Планирование проверки Планирование аудиторской проверки включает в себя: предварительный этап планирования, общий план и программу аудита. На всех этапах аудитор руководствуется федеральным стандартом «Планирование аудита». На этапе предварительного планирования аудитор прежде всего знакомится с внешними факторами, влияющими на хозяйственную деятельность экономического субъекта, отражающими экономическую ситуацию в стране (регионе) в целом и ее отраслевые особенности, а также с внутренними факторами, влияющими на хозяйственную деятельность экономического субъекта, связанными с его индивидуальными особенностями. Далее он изучает организационно-управленческую структуру экономического субъекта, виды его деятельности, структуру капитала и курс акций технологические особенности, систему внутреннего контроля важной ступенью является ознакомление с уровнем рентабельности, порядком распределения прибыли, с формированием фонда оплаты труда персонала и принципами его оплаты. Немаловажное значение на предварительной стадии имеют сведения о дочерних и зависимых предприятиях, об основных контрагента экономического субъекта. Источниками информации об экономическом субъекте для аудитора являются: устав экономического субъекта; документы о регистрации экономического субъекта; протоколы заседаний Совета директоров, учредителей, собраний акционеров либо других аналогичных органов управления экономического субъекта; документы, регламентирующие учетную политику; бухгалтерская и статистическая отчетность; документы планирования деятельности экономического субъекта (планы, сметы, проекты); контракты, договоры, соглашения экономического субъекта; отчеты аудиторов, консультантов; внутрифирменные инструкции; материалы налоговых проверок; материалы судебных и арбитражных исков; документы, регламентирующие производственную и организационную структуру экономического субъекта, список его филиалов и дочерних компаний; сведения, полученные из бесед с руководством и исполнитель- ным персоналом экономического субъекта; информация, полученная при осмотре экономического субъек- та, его основных участков, складов. На этапе предварительного планирования аудиторская орга- низация оценивает возможность проведения аудита. Если аудиторская организация считает возможным проведение аудита, то составляется письменное обязательство о согласии на» проведение аудита, которое отсылается в адрес экономического а субъекта. Затем формируется группа аудиторов для проведения про- верки, а с экономическим субъектом заключается договор. При от- казе аудиторской организации участвовать в проведении аудита эко- номическому субъекту направляется соответствующее уведомление. Разработка общего плана и программы аудита основываются на предварительных данных об экономическом субъекте, а также на результатах проведенных аналитических процедур. С их помощью аудиторская организация выявляет области, значимые для аудита. Сложность, объем и сроки проведения аналитических процедур аудиторской организации варьируются в зависимости от объема и сложности данных бухгалтерской отчетности экономического субъекта. В процессе подготовки общего плана и программы аудита аудиторская организация оценивает эффективность системы внутреннего контроля, действующей у экономического субъекта. Система внутреннего контроля может считаться эффективной, если она выявляет недостоверную информацию либо своевременно пре-дупреждает о возникновении недостоверной информации. Для оценки эффективности системы внутреннего контроля аудиторской организации предстоит собрать достаточное количество ауди-торских доказательств. Она может положиться на систему внут-реннего контроля и систему бухгалтерского учета. Тогда, для полу-чения необходимой уверенности в достоверности бухгалтерской отчетности, она должна соответствующим образом скорректировать объем предстоящего аудита. Порядок определения объема аудиторской проверки установлен федеральным правилом аудиторской деятельности «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности» Требования данного стандарта обязательны для всех аудиторских организаций при осуществлении аудита, предусматривающего подготовку официального аудиторского заключения. Определение объема аудиторской проверки является предметом профессионального суждения аудитора о характере и масштабе работ, проведение которых необходимо для целей аудита и диктуется обстоятельствами проверки. При определении объема аудита аудиторская организация обязана руководствоваться требованиями нормативных документов, регламентирующих аудиторскую деятельность, положениями договора аудиторской организации с экономическим субъектом и конкретными особенностями проверки с учетом полученных знаний о деятельности экономического субъекта. При обязательном аудите проверка выполняется комплексно. Проверке подвергаются все филиалы и подразделения, все виды деятельности и все счета бухгалтерского учета. Объем работ зависит от объема и степени глубины проверки по каждому из конкретных направлений. Аудиторская проверка планируется на основе достигнутого аудиторской организацией понимания деятельности экономического субъекта. Цель планирования состоит в том, чтобы организовать эффективную и экономически оправданную проверку. На этапе планирования необходимо определить стратегию и тактику аудита, сроки его проведения, а также разработать общий план и программу аудита. Как правило, в ходе аудита из нескольких источников и разными методами извлекается достаточное количество качественных аудиторских доказательств, которые могут служить основой для формирования мнения аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта, при этом важно соблюдать рациональное соотношение между тратами на сбор аудиторских доказательств и полезностью извлекаемой информации. Но сложность и трудоемкость осуществ-ления той или иной процедуры не могут считаться основанием для отказа от нее, если необходимость проведения данной проце- дуры обусловлена обстоятельствами проверки. При получении аудиторских доказательств аудиторская орга-низация должна руководствоваться федеральными и российс-скими правилами аудиторской деятельности «Первичный аудит начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности «Аудиторские доказательства», «Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита», «Аналитические процедуры», «Аудит оценочных значений в бухгалтерском учете», «Учет операций со связанными сторонами в ходе аудита», «Разъяснения, предоставляемые руководством проверяемого экономического субъекта». При обнаружении искажений бухгалтерской отчетности или нарушений требований законодательства аудиторская организа- ция должна выполнять требования федеральных и российских правил (стандартов) аудиторской деятельности «Существенное в аудите», «Действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности», «Проверка соблюдения нормативных актов при проведении аудита», «Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица». Для достижения целей аудита к проверке могут привлекаться ассистенты аудитора, привлеченные эксперты, внутренние и внешние аудиторы. При этом результаты выполненной работы необходимо оценивать в контексте проведенных аудиторами процедур, а также возможностей использования результатов работы других лиц в качестве достоверных аудиторских доказательств или базы для получения таких доказательств. Привлечение к аудиторской проверке сторонних специалистов не снимает с аудиторской организации ответственности за выражаемое мнение о бухгалтерской отчетности экономического субъекта и не уменьшает этой ответственности. В ходе аудита основные аспекты проведенной работы, сделанные выводы, имеющие значение для подготовки аудиторского заключе-ния, а также для доказательства качественного проведения аудита, оформляются документально. Рабочая документация аудита должна быть полной и убедительной, чтобы служить подтверждением правильности того или иного мнения аудиторской организации о бухгалтерской отчетности экономического субъекта. Аудиторской организации при оформлении хода аудита необ- ходимо выполнять положения федерального правила (стандарта) аудиторской деятельности «Документирование аудита». На этапе подготовки заключения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта аудиторская организация обязана обобщить и оценить выводы, сделанные на основе полученных данных. При этом следует исходить из критериев со - блюдения нормативных требований при подготовке экономическим субъектом бухгалтерской отчетности и ее соответствия тем сведениям, которыми располагает аудиторская организация о деятельности экономического субъекта.
Аудиторской организации при подготовке итоговых документов а следует руководствоваться федеральными и российскими правилами (стандартами) аудиторской деятельности «Аудиторское заклю- чение по финансовой (бухгалтерской) отчетности», «Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита», «События после отчетной даты» «Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица». При подготовке общего плана и программы аудита аудиторской организации следует определить приемлемый для нее уровень существенности и аудиторский риск, позволяющие считать бухгалтерскую отчетность достоверной. Планируя аудиторский писк, аудиторская организация выявляет внутрихозяйственный риск бухгалтерской отчетности и риск контроля, которые присущи этой отчетности независимо от аудита экономического субъекта. С помощью установленных рисков и уровня существенности, аудиторская организация выявляет значимые для аудита области и планирует необходимые аудиторские процедуры. В процессе аудита могут возникнуть обстоятельства, влияющие на изменение аудиторского риска и уровня существенности, установленные при планировании. Составляя общий план и программу аудита, аудиторской организации рекомендуется учитывать степень автоматизации обработки учетной информации, что позволяет точнее определить объем и характер аудиторских процедур. Аудиторская организация, если сочтет это целесообразным, может согласовать с руководством проверяемого экономического субъекта отдельные положения общего плана и программы аудита. При этом аудиторская организация, будучи независимой в выборе приемов и методов аудита, отраженных в общем плане и программе, несет полную ответственность за результаты своей работы в соответствии с данным общим планом и данной программой. Результаты проводимых аудиторской организацией процедур при подготовке общего плана и программы следует детально документировать, так как данные результаты являются основанием Для планирования аудита и могут использоваться в течение всего процесса аудита. ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|