Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Проверка учредительных документов





При проверке учредительных документов аудитор опирается на существующее законодательство и другие нормативные документы:

Гражданский кодекс Российской Федерации;

Налоговый кодекс Российской Федерации;

Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.95 № 208-ФЗ;

Федеральный закон «О государственной поддержке малого пред­принимательства в Российской Федерации» от 12.05.95 № 88-ФЗ;

Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22.04.96 № 39-ФЗ;

Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Россий­ской Федерации» от 09.07.99 № 160-ФЗ;

Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов дея­тельности» от 08.08.01 № 128-ФЗ;

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 № 129-ФЗ;

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.01 № 119-ФЗ;

Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2000 (Приказ Минфина России от 10.01.00 № 2н);

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной Деятельности предприятий (Приказ Минфина России от 31.10.00 № 94);

Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика орга­низации» ПБУ 1/98 (утверждено Приказом Минфина России от 09.12.98 №60н);

Рекомендации по применению единой журнально-ордерной формы счетоводства (письмо Минфина России от 24.07.92 № 59);


Методические указания по инвентаризации имущества и финан­совых обязательств (Приказ Минфина России от 13.06.95 № 49).

При проверке аудиторской организацией изучаются основные документы аудируемого лица. Прежде всего, сюда относятся: устав экономического субъекта, учредительный договор, протоколы собраний учредителей, зарегистрированные изменения к учреди­тельным документам. Обязательны для аудиторского анализа ли- цензии и разрешения на определенные виды деятельности, сви-детельство о регистрации (для предприятий с участием иностран­ного капитала — свидетельство к регистрации в Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации (Ми­нэкономразвития России), а для представителей малого предпри­нимательства, перешедших на упрощенную систему налогообло­жения, учета и отчетности, — патент).

Важно изучить также свидетельства о регистрации в органах статистики, Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде со­циального страхования, Фонде обязательного медицинского стра­хования, в экологических фондах; документы, связанные с прива­тизацией и акционированием предприятий, находившихся в собственности государства, субъектов Российской Федерации, общественных организаций, колхозов и т.д.; документы, подтвер­ждающие права собственности учредителей на имущество, вно­симое в оплату приобретенных ими акций при государственной регистрации общества с участием государственных или муници­пальных предприятий.

Необходимо ознакомиться с договорами на банковское обслу-живание, проспектом эмиссии, реестром акционеров, с содержа­нием протокола годового собрания акционеров, решений совета директоров, приказов и распоряжений исполнительной дирекции, ее переписки с учредителями и акционерами. Должны быть внима­тельно изучены журналы регистрации выдачи доверенностей и пол- номочий при регистрации, перерегистрации, ликвидации, реорга- низации и иных действиях другим лицам (помимо руководителя) экономического субъекта, а также внутренние положения.

Существенную роль в работе аудитора могут сыграть докумен­ты, подтверждающие внесение долей учредителей в уставный ка- питал в денежной, натуральной, нематериальной формах или в виде ценных бумаг (выписки банка, приходные кассовые ордера, акты оприходования имущества, представленного в натуральной форме в качестве взноса в уставный капитал и т.д.), и особенно методики оценки вносимых долей в уставный капитал.

Особое внимание необходимо уделить отчетности. Таковы го­довая отчетность, а также отчетность за начальный период дея­тельности предприятия после государственной регистрации и на дату реорганизации (ликвидации) экономического субъекта.


Основной целью аудита общих документов является подтверж­дение законных оснований деятельности экономического субъекта на протяжении всего периода его функционирования от момента регистрации до фактической реорганизации или ликвидации. От­сюда следует, что аудитор должен ответить на следующие вопросы:

1. Насколько полно и своевременно оформлены все необходи­мые документы, для того чтобы экономический субъект: начал функционировать; продолжал функционировать; прекратил функ­ционировать?

2. Полностью ли приведены все расчеты с учредителями: по формированию уставного капитала; промежуточным расчетам; окончательным расчетам?

3. Соблюдено ли законодательство по налогам?

Для ответов на эти вопросы аудиторская организация должна проверить ряд факторов, которые существенным образом влияют на ход проверки экономического субъекта. Что это за факторы? Сюда относятся организационно-правовая форма, форма собствен­ности, принадлежность, статус, виды деятельности, территория функционирования.

Организационно-правовая форма для зарегистрированных на тер­ритории Российской Федерации экономических субъектов долж­на соответствовать Ч. 1 ГК РФ. Это открытые акционерные обще­ства (ОАО), закрытые акционерные общества (ЗАО), общества с ограниченной ответственностью (ООО) и т.д. Форма собственно­сти также должна соответствовать Ч. 1 ГК РФ. Таковы государ­ственная форма, частная и т.д. По своей принадлежности эконо­мические субъекты могут быть российскими, иностранными, с участием иностранного капитала и т.д. По статусу они могут быть зависимыми, дочерними, малыми предприятиями. Деятельность может осуществляться как на основе специальных разрешений, так и на основе лицензий, а также без них. Территория функциони­рования не обязательно ограничивается территорией Российской Федерации, свободных экономических зон, а также закрытых ад­министративно-территориальных образований.

Аудиторская организация должна выделить для себя, по край­ней мере, четыре направления проверки: аудит учредительных до­кументов; аудит формирования уставного капитала; аудит расче­тов с учредителями; аудит налогообложения при формировании уставного капитала и при расчетах с учредителями.

Первое направление предполагает проверку юридических ос­нований на право функционирования экономического субъекта в соответствии с действующим законодательством. Второе — про­верку правильности и своевременности формирования уставного капитала. Третье — проверку правильности формирования устав­ного капитала, промежуточных и окончательных расчетов с учре­дителями (участниками). Четвертое — проверку начисления и


выплаты налогов и иных обязательных платежей. Из характера этих направлений вытекают конкретные задачи проверки.

Необходимо подтвердить юридические основания на право фун- кционирования экономического субъекта, правильность форми- рования уставного капитала, правильность промежуточных и окон- чательных расчетов с учредителями, а также установить полноту и своевременность формирования уставного капитала, полноту и правильность расчетов с учредителями.

Важно подтвердить достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности, изучив величину и структуру уставного капитала, за- долженность учредителей (участников) по вкладам в уставный ка- питал, наличие собственных акций, выкупленных у акционеров, сумму задолженности учредителям (участникам) по выплате до-ходов, объем организационных расходов, финансовые вложения в уставные капиталы других экономических субъектов.

Предстоит далее установить правильность и наличие оснований расчетов, оценить вносимые в качестве вкладов в уставный капитал материальные ценности (включая объекты недвижимости), нематериальные активы, ценные бумаги и т.д., проанализи­ровать правильность и своевременность получения доходов от уча­стия в уставных капиталах других экономических субъектов, а также юридические основания для вхождения, участия и выбытия из уставных капиталов других экономических субъектов. Особое вни­мание следует уделить правильности начисления, удержания и перечисления налогов и иных обязательных платежей.

В ходе аудиторской проверки экономического субъекта полез­но прибегать к экспертизе учредительных документов на наличие и полноту сведений, которые позволяют осуществлять деятельность экономического субъекта, производить расчеты, исполнять обя- зательства, осуществлять формирование уставного капитала, фон- дов и резервов, уточнять расчеты с учредителями, определять : правовые и налоговые последствия сделок и т.д.

Важно помнить, что полученную в ходе экспертизы учреди­тельных документов информацию аудитор может использовать при проверке других участков и операций учета. Поэтому ему в своих рабочих документах следует определить роль и место полученной информации для формирования полного аудиторского суждения.

В ходе экспертизы учредительных документов обычно проверя­ют: структуру управления экономическим субъектом и полномо­чия руководителей всех уровней при принятии соответствующих управленческих решений; своевременность внесения изменений в учредительные документы (если они были); виды деятельности предприятия; состав учредителей экономического субъекта.

Далее следует изучить: размер уставного капитала и долю в нем каждого учредителя; правильность методов оценки вносимых учредителями долей в уставный капитал в натуральной и немате-


риальной формах; своевременность внесения учредителями своих долей в уставный капитал; размер и вид внесения учредителями своих долей в уставный капитал; правильность оформления доку­ментов по взносам в уставный капитал; организационно-право­вую форму предприятия (акционерное общество, общество с ог­раниченной ответственностью и т.д.).

Следующими объектами экспертизы должны стать счета, ко­торые имеет право открывать экономический субъект в учрежде­ниях банков, резервы и другие фонды (предусмотрены ли они уставом), а также наличие лицензии на осуществление конкрет­ных видов деятельности, подлежащих лицензированию в соответ­ствии с действующим законодательством.

Затем предстоит проанализировать порядок распределения прибыли, оставшейся в распоряжении экономического субъекта по итогам года после уплаты обязательных платежей, правиль­ность исчисления доходов учредителей и акционеров и удержа­ния налога на доходы, а также соблюдение стандартов оформле­ния бухгалтерской документации и составления бухгалтерских проводок по формированию уставного капитала и соответствие записей в первичных документах записям в регистрах бухгалтер­ского учета по сч. 75 «Расчеты с учредителями» и 80 «Уставный капитал».

Никак нельзя упустить из виду вопрос о том, имеет ли право данный экономический субъект создавать на территории Россий­ской Федерации и за рубежом филиалы и иные структурные под­разделения, выделенные на самостоятельный баланс, а также предусматривает ли устав предприятия внешнеэкономическую деятельность.

Если приходится иметь дело с предприятием малого предпри­нимательства, этот факт подлежит конкретной проверке.







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.