Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Л. Проверка операций с основными средствами





Такой аудит осуществляется на базе следующих законов и нор­мативных документов:

Гражданский кодекс Российской Федерации;

Налоговый кодекс Российской Федерации;

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 № 129-ФЗ (с изменениями и дополнениями);

Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика орга­низации» ПБУ 1/98 (утверждено Приказом Минфина России от 09.12.98 №60н);

Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (утверждено Приказом Минфина России от 30.03.01 № 26н);

Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств (утверждено Приказом Минфина России от 13.10.03 № 91;

Постановление Правительства Российской Федерации «О клас­сификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» от 1.01.02 г. № 1.

Операции по учету основных средств должны оформляться уни­фицированными межведомственными формами первичной учет­ной документации:

форма ОС-1 — акт (накладная) приемки-передачи основных средств;


форма.ОС-3 — акт приемки-сдачи отремонтированных, рекон-струированных и модернизированных объектов;

форма ОС-4 — акт на списание основных средств;

форма ОС-4а — акт на списание автотранспортных средств;

форма ОС-6 — инвентарная карточка учета основных средств;

форма ОС-14 — акт о приемке оборудования;

форма ОС-15 — акт приемки-передачи оборудования в мон­таж;

форма ОС-16 — акт о выявленных дефектах оборудования.

Синтетический учет движения основных средств и их износа ведется в журналах-ордерах № 13, 10 и 10/1, а при использова­нии компьютерных информационных технологий — в машино­граммах дебетовых и кредитовых оборотов по сч. 01, 02. Кроме того, используются главная книга, баланс (форма № 1), отчет о прибылях и убытках (форма № 2) и приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5).

Основные направления аудита учета основных средств должны выявить наличие и действенность контроля за сохранностью ос­новных средств, правильность отнесения предметов к основным средствам, правильность оценки основных средств в учете, пра­вильность оформления и отражения в учете операций по поступ­лению и выбытию основных средств, правильность начисления и отражения в учете амортизации и ремонта основных средств, пра­вильность отражения данных о наличии и движении основных средств в бухгалтерском учете и отчетности.

В соответствии с основными задачами аудита основных средств можно выделить такие направления проверки, как наличие и со­хранность основных средств, движение основных средств, пра­вильность начисления амортизации, правильность налогообложе­ния по основным средствам.

Аудиторская проверка учета основных средств планируется на основе общего плана и программы (табл. 6.1 и 6.2).

Аудит наличия и сохранности основных средств. Необходимо проверить, создана ли на предприятии комиссия по приемке ос­новных средств и оформлению ее результатов, оформлены ли до­говоры купли-продажи ОС, оформлены ли протоколы договор­ной цены, правильно ли указана первоначальная стоимость в ак­тах приемки-передачи ОС, правильно ли отражена первоначаль­ная стоимость после достройки и дооборудования объектов, ре­конструкции или частичной ликвидации объектов. По данным про­верки состояния контроля и учета объектов основных средств ауди­тор сможет сделать вывод об эффективности контроля.

Важное условие обеспечения сохранности основных средств — качественное проведение их инвентаризации. Поэтому нужно проверить ее полноту и своевременность, правильность отра­жения результатов в бухгалтерском учете. Это необходимо, что-


 
 



бы установить, насколько можно доверять результатам прове­денной инвентаризации на предприятии. Это уменьшит ауди­торский риск.

Проверяя состояние учета основных средств, нужно убедиться в правильности организации аналитического учета. Поэтому в це­лях более глубокого ознакомления с контролем и учетом основ­ных средств аудитор требует от предприятия составить детальный список всех основных средств, которыми владело предприятие на дату составления отчета, с разбивкой их по типам. К этому списку должны быть приложены сведения о снижении или переоценке стоимости объектов основных средств, а также сведения об ос­новных средствах, арендованных предприятием у других предпри­ятий, организаций.




 


 


Основные средства отражаются в учете не систематически, а по мере совершения операций, что влияет на правильность на­числения амортизации и включения ее в издержки обращения и производства. Накопленные амортизационные отчисления подсчи-тываются по состоянию на отчетную дату. Несмотря на то, что список основных средств содержит обширную информацию о на­личии основных средств, их движении в течение года, аудитору необходимо получить и документы, отражающие поступление, выбытие, перемещение основных средств. По данным документов и бухгалтерских записей в них можно убедиться, что все опера­ции по движению основных средств были правильно отражены на сч. 01 «Основные средства».

Подтверждение данных о хозяйственных операциях по учету основных средств является расширенной процедурой, так как ос­новная часть данных содержится во внешних и внутренних доку­ментах. Привлечение таких документов, как счета-фактуры, кон­тракты, соглашения об аренде, страховые полисы, отметки (акты) налоговой инспекции, позволит аудитору получить убедительную информацию об аудируемом объекте. Если аудиторам необходи­мы более убедительные данные, чем те, которые можно извлечь из регистров учета, то они должны ознакомиться с письмами, адресованными арендодателям, страховым компаниям и государ­ственным учреждениям.

Документальное подтверждение хозяйственных операций по ос­новным средствам — это процесс выбора статьи, счета и просле­живания в обратном порядке, т.е. поиск исходных документов, подтверждающих правильность учетной записи. По основным сред­ствам аудиторы могут сделать выборку, чтобы установить факт поступления, выбытия основных средств, а также выявить статьи ремонта, по которым были затрачены значительные средства.

В процессе аудита основных средств широко применяют прием пересчета, который необходимо осуществлять при проверке на­числения амортизации и оценок выбытия и списания основных средств. Накопленная амортизация существует как арифметичес­кая величина, поэтому определение ее реальности возможно только путем пересчета.

Аудит движения основных средств. Начать эту процедуру необ­ходимо с анализа видов поступления основных средств на пред­приятие. Их приобретают за плату у поставщиков, либо получают безвозмездно. Это могут быть также учредительские взносы в устав­ный капитал, выкуп арендованных основных средств и возврат имущества (основных средств) по договору о совместной деятель­ности. Поступление основных средств оформляется актом (наклад­ной) приемки-передачи (внутреннего перемещения) основных средств (форма ОС-1) с приложением к нему технической доку­ментации на данный объект.


Далее рассматриваются причины выбытия основных средств на предприятии. Они различны: ликвидация объекта в силу ветхости и износа, а также в силу форс-мажорных обстоятельств; ликвидация в связи с переоборудованием, модернизацией; передача ОС другим организациям. Для определения непригодности основных средств на предприятии создается специальная комиссия. Ликвидацию объектов комиссия оформляет актом на списание основ­ных средств (форма ОС-3). Акт утверждается руководителем пред­приятия, а бухгалтер проставляет в карточке дату выбытия объек­та и номер акта.

В местах использования основных средств (в цехах и отделах пред­приятия) ведутся инвентарные списки основных средств (форма ОС-9), в которых даются краткие сведения об объектах основных средств, находящихся в эксплуатации. Инвентарные карточки на поступившие, выбывшие и перемещенные внутри предприятия основные средства после соответствующих записей до конца меся­ца не раскладывают, а хранят отдельно. На их основе ежемесячно составляется расчет амортизации основных средств (износ). По окон­чании месяца карточки с записями за данный месяц группируют по классификационным видам основных средств, суммируют обо­роты по поступлению и выбытию по каждому виду и записывают в карточку учета движения основных средств.

Необходимо проверить правильность оценки основных средств. Неправильная оценка может не только исказить общую картину, но и привести к неточному исчислению амортизации, искаже­нию сумм исчисляемых налогов, а также к неправильному отра­жению величины основных средств в бухгалтерской (финансовой)

отчетности.

При аудиторской проверке операций по движению основных средств необходимо обратить внимание на ряд важных моментов. Так, при передаче основных средств в качестве взноса в уставный капитал должен быть приведен их перечень с указанием первоначальной стоимости, износа и цены соглашения при передаче. К перечню должны быть приложены вторые экземпляры актов приема-передачи, заверенные печатью передающей стороны, и вся техническая документация на передаваемые объекты. В случае приобретения основных средств должен быть оформлен договор купли-продажи с указанием первоначальной стоимости, износа и цены приобретения. Если основные средства приобретаются в комплекте (например, мебель для офиса), то в инвентарную кар- точку должна быть вписана расшифровка (перечень предметов, входящих в комплект), а при покупке за иностранную валюту первоначальная стоимость объекта должна учитываться по пересчи­танному курсу в рублях на момент приобретения.

Следует помнить, что объекты капитального строительства, на- ходящиеся во временной эксплуатации, до ввода их в постоян-

 

 


ную эксплуатацию не включаются в состав основных средств, а учитываются как незавершенные капиталовложения. Объекты ос­новных средств, принятых в эксплуатацию на условиях текущей аренды, учитываются на забалансовом сч. 001.

При продаже основных средств должна быть установлена ры­ночная стоимость, а при безвозмездной передаче основные сред­ства подлежат обложению НДС у передающей стороны за исклю­чением безвозмездной передачи ОС, зачисленных ранее в ОС с учетом НДС (для непроизводственной сферы).

Для определения непригодности основных средств, невозмож­ности или неэффективности проведения их восстановительного ремонта, а также для оформления необходимой документации по списанию на предприятии приказом руководителя должна быть создана постоянно действующая комиссия. Если оборудование спи­сывается в связи со строительством новых, расширением, рекон­струкцией и техническим перевооружением действующих пред­приятий, то перечень этого оборудования должен быть указан в соответствующем плане. Все детали, узлы и агрегаты от разборки и демонтажа оборудования, пригодные для дальнейшего исполь­зования, должны быть оприходованы и переданы на склад. Эта операция отражается соответствующей записью в бухгалтерском учете (Д10, К91).

Аудит начисления амортизации. В ходе аудита необходимо уста­новить, все ли объекты основных средств приняты в расчет при начислении амортизации, начисляется ли амортизация с учетом движения основных средств, правильно ли применяются нормы амортизации. Амортизация должна начисляться по всем видам ос­новных средств, за исключением находящихся на консервации земельных и природных ресурсов, объектов жилищного фонда и внешнего благоустройства, библиотечного фонда, музейных и ху­дожественных ценностей, продуктивных животных, числящихся на балансе предприятия.

Амортизационные отчисления по объекту основных средств на­чинаются с первого числа месяца, следующего за месяцем приня­тия этого объекта к бухгалтерскому учету. Они начисляются до пол­ного погашения стоимости этого объекта либо списания его с бух­галтерского учета в связи с окончанием права собственности или иного вещного права. Прекращаются эти отчисления с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости этого объекта или списания его с бухгалтерского учета.

Амортизационные отчисления по основным средствам отра­жаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся, и начисляются независимо от результатов деятельнос­ти организации в отчетном периоде. Они отражаются в бухгалтер­ском учете путем накопления соответствующих сумм на отдель­ном счете.

 


С 1 января 2001 г. применяются варианты начисления аморти- зации по следующим способам: уменьшаемого остатка (линей­ный) списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования; списания стоимости пропорционально объему про­дукции (работ). В течение отчетного года амортизационные отчис­ления по объектам основных средств начисляются ежемесячно не- зависимо от применяемого способа начисления в размере '/12 го­довой суммы. С 1 января 2002 г. применяется линейный и нелиней­ный варианты.

Важно установить правильность отнесения основных средств к соответствующей группе амортизационных отчислений. Для про­верки этого следует по счетам затрат или других источников уста- новить назначение этих основных средств: производственное или непроизводственное. В связи с этим, проводя проверку начисления амортизации, аудитор обязан обратить особое внимание на начисление амортизации по основным средствам, не относящим­ся к промышленно-производственным (например, объектам куль­туры). Важно выявить, не включается ли она в себестоимость про­дукции, что нередко делается для снижения затрат на содержание непромышленных объектов. Такие случаи при проверках должны выявляться.

Важно проверить, не продолжается ли начисление амортиза­ции по основным средствам, уже имеющим полный износ, не допускаются ли ошибки в определении норм амортизации, осо- бенно по тем объектам основных средств, в документах которых не указаны шифры. Необходимо учесть также, что некоторым пред­приятиям (например, малым и др.) разрешено применять метод ускоренной амортизации активной части производственных ос­новных фондов. Ускоренная амортизация применяется и оформ­ляется предприятием как элемент учетной политики.

При обнаружении аудитором ошибок необходимо довести их до сведения клиента, предложить их исправить и внести соответ­ствующие исправления в регистры и отчетные формы. По всем фактам неправильного начисления амортизации: определяются суммы излишне начисленной или недоначисленной амортизации; устанавливается, как это повлияло на себестоимость продукции и финансовые результаты; выявляются причины нарушений и ви­новные в них лица; предлагаются меры к недопущению подобных недостатков в будущем.

Аудит налогообложения по операциям с основными средствами. На предприятиях, не прошедших аудиторскую проверку, растет риск нарушений бухгалтерского и налогового законодательства, влекущих за собой ухудшение их финансового состояния, уменьшение поступления налоговых платежей в бюджеты различных уровней. Кроме того, отсутствие аудиторского заключения у предприятий и организаций, подлежащих обязательной ежегод-


ной аудиторской проверке, сильно затрудняет, а иногда и исклю­чает выход этих экономических субъектов на международный фи-нансовый рынок.

В последнее время в учете основных средств произошли зна­чительные изменения. Они коснулись начисления амортизации, учета капитальных вложений, переоценки основных средств, спи­сания затрат на ремонт основных фондов, учета реализации ос­новных фондов.

Для выражения своего мнения о правильности ведения бухгал­терского учета и достоверности бухгалтерской отчетности ауди­тор должен получить достаточные для этого аудиторские доказа­тельства. Собирая их, он может применить несколько аудиторских процедур в соответствии с федеральным правилом «Аудиторские доказательства».

При проверке учета основных средств аудиторская фирма мо­жет применять различные способы получения доказательств. Это и проверка арифметических расчетов клиента (пересчет), инспек­тирование и наблюдение, и проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций, и подтверждение, и анали­тические процедуры.

Проверка арифметических расчетов используется для подтвер­ждения достоверности расчетов сумм начисленной амортизации по основным средствам, налоговых расчетов, показателей отчет­ности и т.д. Инспектирование и наблюдение нужно для проверки фактического наличия объектов основных средств.

Проверка соблюдения правил учета применяется при проверке учета основных средств. Аудитор проверяет, ведется ли учет ос­новных средств в соответствии с Федеральным законом «О бух­галтерском учете» от 21.11.96 № 129-ФЗ, Положениями ПБУ 3/2000, ПБУ 6/01, ПБУ 9/99, ПБУ 10/99 и т.д., с применяемой экономи­ческим субъектом корреспонденцией счетов, Инструкцией по при­менению плана счетов и другими законодательными и норматив­ными документами. При проверке соблюдения правил составления отчетности аудитор проверяет отчетность экономического субъекта на предмет ее достоверности и соответствия требованиям норма­тивных и законодательных документов, например ПБУ 4/99. Про­верка документов может использоваться для подтверждения пра­вильности отражения в бухгалтерском учете достоверности оценки и переоценки основных средств.

Подтверждение применяется для установления фактической пе­редачи и приема вкладов основных средств в совместную деятель­ность, уставные капиталы других организаций и т.п. Аналитичес­кие процедуры используются при сопоставлении наличия основ­ных средств в различные периоды, данных отчета об их движе­нии, оценке соотношений между разными статьями и формами отчетности и т.д.


При проведении указанных аудиторских процедур необходимо обратить внимание на типичные ошибки.

В учетной политике предприятия обычно указано, что анали- тический учет основных средств должен вестись в инвентарных карточках (форма ОС-6). Однако на предприятии этого не делают, считая ведение таких карточек излишним, ссылаясь на имеющи­еся в бухгалтерии копии инвентарных списков. А на тех предпри­ятиях, где эти карточки ведут, не всегда соблюдаются требования полноты занесения реквизитов. Нередко аудитор сталкивается с расхождением данных о наличии основных средств в главной книге с информацией об их остатках, содержащейся в инвентарных кар­точках. Это нередко влечет за собой неправильное начисление амор­тизации.

Подчас оприходование основных средств производится не по цене их приобретения, а в состав первоначальной стоимости вклю-чают общехозяйственные затраты. При покупке основных средств у физических лиц не всегда удерживается налог с физических лиц. При передаче основных средств в качестве вклада в уставный ка- питал другого предприятия сумма превышения их договорной сто­имости над балансовой нередко включается в состав доходов бу­дущих периодов. При безвозмездной передаче основных средств выявленный убыток не всегда списывается на уменьшение доба­вочного капитала.

Многие предприятия начисляют амортизацию основных средств не ежемесячно, а один раз в квартал. Случается и так, что пред­приятие продолжает начислять амортизацию по объекгам с ис- текшим сроком нормативной эксплуатации. Некоторые предпри­ниматели прибегают к неправомерному ускоренному начислению амортизации основных средств. Так, в первый месяц или в пер­вый квартал после ввода в эксплуатацию основных средств спи­сываются 50 % балансовой стоимости вместо того, чтобы делать это равномерно в течение года.

Наконец, нельзя не сказать о том, что материальная ответ­ственность применяется иными компаниями и фирмами лишь в отношении собственных основных средств, учитываемых на сч. 01 «Основные средства».







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.