|
Л. Проверка операций с основными средствамиТакой аудит осуществляется на базе следующих законов и нормативных документов: Гражданский кодекс Российской Федерации; Налоговый кодекс Российской Федерации; Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 № 129-ФЗ (с изменениями и дополнениями); Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 (утверждено Приказом Минфина России от 09.12.98 №60н); Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (утверждено Приказом Минфина России от 30.03.01 № 26н); Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств (утверждено Приказом Минфина России от 13.10.03 № 91; Постановление Правительства Российской Федерации «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» от 1.01.02 г. № 1. Операции по учету основных средств должны оформляться унифицированными межведомственными формами первичной учетной документации: форма ОС-1 — акт (накладная) приемки-передачи основных средств; форма.ОС-3 — акт приемки-сдачи отремонтированных, рекон-струированных и модернизированных объектов; форма ОС-4 — акт на списание основных средств; форма ОС-4а — акт на списание автотранспортных средств; форма ОС-6 — инвентарная карточка учета основных средств; форма ОС-14 — акт о приемке оборудования; форма ОС-15 — акт приемки-передачи оборудования в монтаж; форма ОС-16 — акт о выявленных дефектах оборудования. Синтетический учет движения основных средств и их износа ведется в журналах-ордерах № 13, 10 и 10/1, а при использовании компьютерных информационных технологий — в машинограммах дебетовых и кредитовых оборотов по сч. 01, 02. Кроме того, используются главная книга, баланс (форма № 1), отчет о прибылях и убытках (форма № 2) и приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5). Основные направления аудита учета основных средств должны выявить наличие и действенность контроля за сохранностью основных средств, правильность отнесения предметов к основным средствам, правильность оценки основных средств в учете, правильность оформления и отражения в учете операций по поступлению и выбытию основных средств, правильность начисления и отражения в учете амортизации и ремонта основных средств, правильность отражения данных о наличии и движении основных средств в бухгалтерском учете и отчетности. В соответствии с основными задачами аудита основных средств можно выделить такие направления проверки, как наличие и сохранность основных средств, движение основных средств, правильность начисления амортизации, правильность налогообложения по основным средствам. Аудиторская проверка учета основных средств планируется на основе общего плана и программы (табл. 6.1 и 6.2). Аудит наличия и сохранности основных средств. Необходимо проверить, создана ли на предприятии комиссия по приемке основных средств и оформлению ее результатов, оформлены ли договоры купли-продажи ОС, оформлены ли протоколы договорной цены, правильно ли указана первоначальная стоимость в актах приемки-передачи ОС, правильно ли отражена первоначальная стоимость после достройки и дооборудования объектов, реконструкции или частичной ликвидации объектов. По данным проверки состояния контроля и учета объектов основных средств аудитор сможет сделать вывод об эффективности контроля. Важное условие обеспечения сохранности основных средств — качественное проведение их инвентаризации. Поэтому нужно проверить ее полноту и своевременность, правильность отражения результатов в бухгалтерском учете. Это необходимо, что- бы установить, насколько можно доверять результатам проведенной инвентаризации на предприятии. Это уменьшит аудиторский риск. Проверяя состояние учета основных средств, нужно убедиться в правильности организации аналитического учета. Поэтому в целях более глубокого ознакомления с контролем и учетом основных средств аудитор требует от предприятия составить детальный список всех основных средств, которыми владело предприятие на дату составления отчета, с разбивкой их по типам. К этому списку должны быть приложены сведения о снижении или переоценке стоимости объектов основных средств, а также сведения об основных средствах, арендованных предприятием у других предприятий, организаций.
Основные средства отражаются в учете не систематически, а по мере совершения операций, что влияет на правильность начисления амортизации и включения ее в издержки обращения и производства. Накопленные амортизационные отчисления подсчи-тываются по состоянию на отчетную дату. Несмотря на то, что список основных средств содержит обширную информацию о наличии основных средств, их движении в течение года, аудитору необходимо получить и документы, отражающие поступление, выбытие, перемещение основных средств. По данным документов и бухгалтерских записей в них можно убедиться, что все операции по движению основных средств были правильно отражены на сч. 01 «Основные средства». Подтверждение данных о хозяйственных операциях по учету основных средств является расширенной процедурой, так как основная часть данных содержится во внешних и внутренних документах. Привлечение таких документов, как счета-фактуры, контракты, соглашения об аренде, страховые полисы, отметки (акты) налоговой инспекции, позволит аудитору получить убедительную информацию об аудируемом объекте. Если аудиторам необходимы более убедительные данные, чем те, которые можно извлечь из регистров учета, то они должны ознакомиться с письмами, адресованными арендодателям, страховым компаниям и государственным учреждениям. Документальное подтверждение хозяйственных операций по основным средствам — это процесс выбора статьи, счета и прослеживания в обратном порядке, т.е. поиск исходных документов, подтверждающих правильность учетной записи. По основным средствам аудиторы могут сделать выборку, чтобы установить факт поступления, выбытия основных средств, а также выявить статьи ремонта, по которым были затрачены значительные средства. В процессе аудита основных средств широко применяют прием пересчета, который необходимо осуществлять при проверке начисления амортизации и оценок выбытия и списания основных средств. Накопленная амортизация существует как арифметическая величина, поэтому определение ее реальности возможно только путем пересчета. Аудит движения основных средств. Начать эту процедуру необходимо с анализа видов поступления основных средств на предприятие. Их приобретают за плату у поставщиков, либо получают безвозмездно. Это могут быть также учредительские взносы в уставный капитал, выкуп арендованных основных средств и возврат имущества (основных средств) по договору о совместной деятельности. Поступление основных средств оформляется актом (накладной) приемки-передачи (внутреннего перемещения) основных средств (форма ОС-1) с приложением к нему технической документации на данный объект. Далее рассматриваются причины выбытия основных средств на предприятии. Они различны: ликвидация объекта в силу ветхости и износа, а также в силу форс-мажорных обстоятельств; ликвидация в связи с переоборудованием, модернизацией; передача ОС другим организациям. Для определения непригодности основных средств на предприятии создается специальная комиссия. Ликвидацию объектов комиссия оформляет актом на списание основных средств (форма ОС-3). Акт утверждается руководителем предприятия, а бухгалтер проставляет в карточке дату выбытия объекта и номер акта. В местах использования основных средств (в цехах и отделах предприятия) ведутся инвентарные списки основных средств (форма ОС-9), в которых даются краткие сведения об объектах основных средств, находящихся в эксплуатации. Инвентарные карточки на поступившие, выбывшие и перемещенные внутри предприятия основные средства после соответствующих записей до конца месяца не раскладывают, а хранят отдельно. На их основе ежемесячно составляется расчет амортизации основных средств (износ). По окончании месяца карточки с записями за данный месяц группируют по классификационным видам основных средств, суммируют обороты по поступлению и выбытию по каждому виду и записывают в карточку учета движения основных средств. Необходимо проверить правильность оценки основных средств. Неправильная оценка может не только исказить общую картину, но и привести к неточному исчислению амортизации, искажению сумм исчисляемых налогов, а также к неправильному отражению величины основных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности. При аудиторской проверке операций по движению основных средств необходимо обратить внимание на ряд важных моментов. Так, при передаче основных средств в качестве взноса в уставный капитал должен быть приведен их перечень с указанием первоначальной стоимости, износа и цены соглашения при передаче. К перечню должны быть приложены вторые экземпляры актов приема-передачи, заверенные печатью передающей стороны, и вся техническая документация на передаваемые объекты. В случае приобретения основных средств должен быть оформлен договор купли-продажи с указанием первоначальной стоимости, износа и цены приобретения. Если основные средства приобретаются в комплекте (например, мебель для офиса), то в инвентарную кар- точку должна быть вписана расшифровка (перечень предметов, входящих в комплект), а при покупке за иностранную валюту первоначальная стоимость объекта должна учитываться по пересчитанному курсу в рублях на момент приобретения. Следует помнить, что объекты капитального строительства, на- ходящиеся во временной эксплуатации, до ввода их в постоян-
ную эксплуатацию не включаются в состав основных средств, а учитываются как незавершенные капиталовложения. Объекты основных средств, принятых в эксплуатацию на условиях текущей аренды, учитываются на забалансовом сч. 001. При продаже основных средств должна быть установлена рыночная стоимость, а при безвозмездной передаче основные средства подлежат обложению НДС у передающей стороны за исключением безвозмездной передачи ОС, зачисленных ранее в ОС с учетом НДС (для непроизводственной сферы). Для определения непригодности основных средств, невозможности или неэффективности проведения их восстановительного ремонта, а также для оформления необходимой документации по списанию на предприятии приказом руководителя должна быть создана постоянно действующая комиссия. Если оборудование списывается в связи со строительством новых, расширением, реконструкцией и техническим перевооружением действующих предприятий, то перечень этого оборудования должен быть указан в соответствующем плане. Все детали, узлы и агрегаты от разборки и демонтажа оборудования, пригодные для дальнейшего использования, должны быть оприходованы и переданы на склад. Эта операция отражается соответствующей записью в бухгалтерском учете (Д10, К91). Аудит начисления амортизации. В ходе аудита необходимо установить, все ли объекты основных средств приняты в расчет при начислении амортизации, начисляется ли амортизация с учетом движения основных средств, правильно ли применяются нормы амортизации. Амортизация должна начисляться по всем видам основных средств, за исключением находящихся на консервации земельных и природных ресурсов, объектов жилищного фонда и внешнего благоустройства, библиотечного фонда, музейных и художественных ценностей, продуктивных животных, числящихся на балансе предприятия. Амортизационные отчисления по объекту основных средств начинаются с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету. Они начисляются до полного погашения стоимости этого объекта либо списания его с бухгалтерского учета в связи с окончанием права собственности или иного вещного права. Прекращаются эти отчисления с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости этого объекта или списания его с бухгалтерского учета. Амортизационные отчисления по основным средствам отражаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся, и начисляются независимо от результатов деятельности организации в отчетном периоде. Они отражаются в бухгалтерском учете путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете.
С 1 января 2001 г. применяются варианты начисления аморти- зации по следующим способам: уменьшаемого остатка (линейный) списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования; списания стоимости пропорционально объему продукции (работ). В течение отчетного года амортизационные отчисления по объектам основных средств начисляются ежемесячно не- зависимо от применяемого способа начисления в размере '/12 годовой суммы. С 1 января 2002 г. применяется линейный и нелинейный варианты. Важно установить правильность отнесения основных средств к соответствующей группе амортизационных отчислений. Для проверки этого следует по счетам затрат или других источников уста- новить назначение этих основных средств: производственное или непроизводственное. В связи с этим, проводя проверку начисления амортизации, аудитор обязан обратить особое внимание на начисление амортизации по основным средствам, не относящимся к промышленно-производственным (например, объектам культуры). Важно выявить, не включается ли она в себестоимость продукции, что нередко делается для снижения затрат на содержание непромышленных объектов. Такие случаи при проверках должны выявляться. Важно проверить, не продолжается ли начисление амортизации по основным средствам, уже имеющим полный износ, не допускаются ли ошибки в определении норм амортизации, осо- бенно по тем объектам основных средств, в документах которых не указаны шифры. Необходимо учесть также, что некоторым предприятиям (например, малым и др.) разрешено применять метод ускоренной амортизации активной части производственных основных фондов. Ускоренная амортизация применяется и оформляется предприятием как элемент учетной политики. При обнаружении аудитором ошибок необходимо довести их до сведения клиента, предложить их исправить и внести соответствующие исправления в регистры и отчетные формы. По всем фактам неправильного начисления амортизации: определяются суммы излишне начисленной или недоначисленной амортизации; устанавливается, как это повлияло на себестоимость продукции и финансовые результаты; выявляются причины нарушений и виновные в них лица; предлагаются меры к недопущению подобных недостатков в будущем. Аудит налогообложения по операциям с основными средствами. На предприятиях, не прошедших аудиторскую проверку, растет риск нарушений бухгалтерского и налогового законодательства, влекущих за собой ухудшение их финансового состояния, уменьшение поступления налоговых платежей в бюджеты различных уровней. Кроме того, отсутствие аудиторского заключения у предприятий и организаций, подлежащих обязательной ежегод- ной аудиторской проверке, сильно затрудняет, а иногда и исключает выход этих экономических субъектов на международный фи-нансовый рынок. В последнее время в учете основных средств произошли значительные изменения. Они коснулись начисления амортизации, учета капитальных вложений, переоценки основных средств, списания затрат на ремонт основных фондов, учета реализации основных фондов. Для выражения своего мнения о правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности бухгалтерской отчетности аудитор должен получить достаточные для этого аудиторские доказательства. Собирая их, он может применить несколько аудиторских процедур в соответствии с федеральным правилом «Аудиторские доказательства». При проверке учета основных средств аудиторская фирма может применять различные способы получения доказательств. Это и проверка арифметических расчетов клиента (пересчет), инспектирование и наблюдение, и проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций, и подтверждение, и аналитические процедуры. Проверка арифметических расчетов используется для подтверждения достоверности расчетов сумм начисленной амортизации по основным средствам, налоговых расчетов, показателей отчетности и т.д. Инспектирование и наблюдение нужно для проверки фактического наличия объектов основных средств. Проверка соблюдения правил учета применяется при проверке учета основных средств. Аудитор проверяет, ведется ли учет основных средств в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 № 129-ФЗ, Положениями ПБУ 3/2000, ПБУ 6/01, ПБУ 9/99, ПБУ 10/99 и т.д., с применяемой экономическим субъектом корреспонденцией счетов, Инструкцией по применению плана счетов и другими законодательными и нормативными документами. При проверке соблюдения правил составления отчетности аудитор проверяет отчетность экономического субъекта на предмет ее достоверности и соответствия требованиям нормативных и законодательных документов, например ПБУ 4/99. Проверка документов может использоваться для подтверждения правильности отражения в бухгалтерском учете достоверности оценки и переоценки основных средств. Подтверждение применяется для установления фактической передачи и приема вкладов основных средств в совместную деятельность, уставные капиталы других организаций и т.п. Аналитические процедуры используются при сопоставлении наличия основных средств в различные периоды, данных отчета об их движении, оценке соотношений между разными статьями и формами отчетности и т.д. При проведении указанных аудиторских процедур необходимо обратить внимание на типичные ошибки. В учетной политике предприятия обычно указано, что анали- тический учет основных средств должен вестись в инвентарных карточках (форма ОС-6). Однако на предприятии этого не делают, считая ведение таких карточек излишним, ссылаясь на имеющиеся в бухгалтерии копии инвентарных списков. А на тех предприятиях, где эти карточки ведут, не всегда соблюдаются требования полноты занесения реквизитов. Нередко аудитор сталкивается с расхождением данных о наличии основных средств в главной книге с информацией об их остатках, содержащейся в инвентарных карточках. Это нередко влечет за собой неправильное начисление амортизации. Подчас оприходование основных средств производится не по цене их приобретения, а в состав первоначальной стоимости вклю-чают общехозяйственные затраты. При покупке основных средств у физических лиц не всегда удерживается налог с физических лиц. При передаче основных средств в качестве вклада в уставный ка- питал другого предприятия сумма превышения их договорной стоимости над балансовой нередко включается в состав доходов будущих периодов. При безвозмездной передаче основных средств выявленный убыток не всегда списывается на уменьшение добавочного капитала. Многие предприятия начисляют амортизацию основных средств не ежемесячно, а один раз в квартал. Случается и так, что предприятие продолжает начислять амортизацию по объекгам с ис- текшим сроком нормативной эксплуатации. Некоторые предприниматели прибегают к неправомерному ускоренному начислению амортизации основных средств. Так, в первый месяц или в первый квартал после ввода в эксплуатацию основных средств списываются 50 % балансовой стоимости вместо того, чтобы делать это равномерно в течение года. Наконец, нельзя не сказать о том, что материальная ответственность применяется иными компаниями и фирмами лишь в отношении собственных основных средств, учитываемых на сч. 01 «Основные средства». ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|