Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Характеристика эпохи конца ХVI – XVII вв.





Творческий путь Я.А. Коменского

Особенности и противоречия экономической и культурной жизни Европы проявились и в развитии Чехии – родины Я.А. Коменского. В период жизни Я.А. Коменского главной задачей чешского народа являлась борьба за свободу и национальную независимость, составляющим элементом которой была организация новых «братских» школ для народа в целях сохранения и развития своей национальной культуры, языка, религии. Эти проблемы нашли свое отражение и в педагогических идеях, и в деятельности Я.А. Коменского. Жизнь и педагогическая деятельность ученого была такой же бурной и трагичной, как и история его родины.

Я.А. Коменский родился 28 марта 1592 г. в местечке Нивнице в семье мельника, члена общины «Чешских братьев». Он получил широкое образование, окончив братскую, затем латинскую школы, богословский факультет Герборнского университета, учился в Гейдельбергском университете. Я.А. Коменский глубоко изучил многие науки, основательно знал философию античности (Платона, Аристотеля, Сенеку, Цицерона и др.) и Нового времени (Ф. Бэкона), а также педагогические труды ученых-гуманистов (Л. Вивеса, В. Ратке, И. Андреэ). Увлекшись идеей создать энциклопедию всеобщих знаний (Пансофию) на родном языке, доступную всем слоям населения, Я.А. Коменский в течение всей жизни пополнял свои знания, занимался самообразованием. Таким образом, Я.А. Коменский был энциклопедически образованным человеком, выдающимся ученым, философом-мыслителем своего времени, что определило элементы материализма в его педагогическом учении.

Получив образование, Я.А. Коменский сначала у себя на родине, а затем и в других странах (в Польше, Венгрии) руководит и преподает в школах, ведет религиозную деятельность. В своих школах он строит работу на гуманистических и демократических принципах, использует передовые педагогические идеи, отвергая догматизм и зубрежку, проводит занятия с детьми на природе. В это время он пишет работу о чешской поэзии, исторические очерки, составляет карту Моравии, учебники по физике, геометрии, астрономии, космографии, философии, школьные пьесы для дидактических спектаклей. Переворот в преподавании латинского языка произвел учебник «Открытая дверь языков и всех наук» (1631 г.). Самым популярным учебником во многих странах до конца XIX в. стала книга «Мир чувственных вещей в картинках» (1654г.), иллюстрированная энциклопедия для первоначальных занятий родным языком с детьми дошкольного возраста и в школе родного языка.

В 1628 г. Я.А. Коменский написал работу по дошкольному воспитанию детей «Материнская школа», в 1632 г. – свой главный педагогический труд «Великая дидактика», в 1653 г. – «Законы хорошо организованной школы», раскрывающие теорию классно-урочной системы. Свои философские и социально- политические взгляды Я.А. Коменский раскрыл в наиболее известных работах «Лабиринт света и рай сердца», «Общий совет об исправлении дел человеческих», в которых выразил веру в победу разума, культуры, просвещенности над злом, войной, пороками, призывая людей к всеобщему единению и миру. Таким образом, Я.А. Коменский был талантливым педагогом – практиком, обладавшим богатым педагогическим опытом, что позволило ему обобщать собственную педагогическую практику и вводить элементы нового в свою преподавательскую деятельность.

Многие европейские страны, активно развивавшиеся по капиталистическому пути (Англия, Швеция, Голландия, Пруссия, Франция), высоко оценили педагогические идеи Я.А. Коменского, посылая ему приглашения, просили: «Приди и освободи нас от варварства». Работа в различных странах позволила Я.А. Коменскому хорошо изучить историю и современную его времени практику и теорию образования западноевропейских стран, обобщить и систематизировать все лучшее, что было накоплено в педагогической мысли и опыте.

Я.А. Коменский являлся великим сыном чешского народа, пламенным патриотом, активным участником национально-освободительного движения, что определило демократизацию его педагогических идей.

Вместе с тем Я.А. Коменский был крупным религиозным деятелем своей эпохи, являлся проповедником, последним епископом общины «Чешских братьев», что объясняет наличие религиозных позиций в его мировоззрении и педагогическом творчестве.

Скончался Я.А. Коменский 15 ноября 1670 г. и был похоронен в Наардаме, вблизи Амстердама (Голландия). Вся его жизнь – яркий пример беззаветного служения науке и своему народу, образец того, каким должен быть настоящий Учитель в высоком значении этого слова. День рождения великого педагога в Чехии объявлен Днем учителя.

Я.А. Коменский – яркий представитель научной мысли, имя которого занимает почетное место в ряду имен знаменитых ученых его времени – У. Шекспира, М.В. Ломоносова, Г. Галилея, И. Ньютона, В. Лейбница, Ф. Бэкона, Р. Декарта.

Содержание образования

Я.А. Коменский считал, что в школе нужно изучать действительную жизнь во всем ее разнообразии и не только для созерцания, но и для приобретения способности умело действовать в жизни.

Для каждой из школ, составляющих систему образования, он подробно разработал содержание образования, т.е. вопрос о том, чему необходимо учить детей в новых условиях развития науки и производства. Содержанием образования, по его мнению, должна быть Пансофия, сочетающая воедино искусство мысли и искусство действий с логикой и искусством слова, которая рассматривает мир как целое и дает метод постижения сущности вещей. Содержание образования должно быть научным, системным, давать целостную картину мира. Поэтому Я.А. Коменский требует учить одним и тем же вещам, но по-разному на различных возрастных этапах. Содержание образования каждой школы он обогатил новыми учебными предметами, учебный материал расположил в логической последовательности. Я.А. Коменский учебный материал расположил как по отдельным ступеням, так и внутри каждой ступени, исходя их принципа концентричности. На низших ступенях образовательной лестницы закладываются основы знаний из всех наук, которые будут изучаться на всех последующих этапах более подробно и основательно. Идею концентричности расположения учебного материала внутри отдельного предмета Я.А. Коменский выразил так: «Любой язык, любые науки или искусства должны быть сперва преподаны в простейших элементах, чтобы у учеников сложилось общее понимание целого их; затем для более полного изучения их даются правила и примеры … наконец, даются, если это нужно, комментарии». Я.А. Коменский преодолел умозрительный, бессмысленный характер содержания образования средневековой школы, расширив количество изучаемых учебных предметов, наполнив их современными научными знаниями, логично распределив и придав реальный характер.

Принципы процесса обучения

Я.А. Коменский стремился к тому, чтобы сделать процесс обучения легким, естественным, протекающим приятно и ненасильственно и, вместе с тем, дающим истинное основательное образование. Обобщив практический опыт обучения и осмыслив его с современных научных позиций, Я.А. Коменский вскрыл ряд закономерностей процесса обучения и охарактеризовал их сущность. Педагог не использует понятие «принцип», в «Великой дидактике» употребляется понятие «правила», соблюдение которых учителем позволит эффективно достичь целей обучения.

Методы обучения

Развитие общества по капиталистическому пути, расширение круга научных знаний обусловило потребность в людях эрудированных, инициативных, изобретательных, мыслящих, активных, творческих, способных самостоятельно добывать и пополнять свои знания. Это требовало замены методов механической зубрежки и муштры активными методами обучения.

Понятие «метод» Я.А. Коменский использует в разных значениях. Он пишет: «…чтобы пробуждать стремление к знанию, прежде всего самый метод всегда должен быть естественным». «Естественный» метод представляет собой реализацию принципа природосообразности в процессе обучения, т.е. построение процесса обучения так, как этого требует природа ребенка и природа самого процесса обучения (его сущность и закономерности), а также естественный переход от получения знаний к их использованию на деле как в самой школе, так и по выходу из нее.

Специального определения метода Я.А. Коменский не дал, но анализ его работ приводит к заключению, что под методом он понимал приемы, способы, систему средств, направленных на решение учебной задачи. Он не дает характеристики отдельных методов обучения, а рассматривает общие вопросы обучения.

Я.А. Коменский резко критикует схоластические методы, которые ставили учащегося в пассивную позицию, в результате чего дети, выходя из школы, не получали знаний. Он считает, что метод должен обеспечивать учащимся овладение основами наук, облегчать преодоление трудностей, способствовать переживанию радости успеха в учебе, развивать познавательный интерес, реализовывать принципы обучения. Я.А. Коменский утверждал, что подлинным является метод, раскрывающий способности человека самостоятельно добывать знания. Он настойчиво боролся против вербализма в обучении, что особенно проявлялось в преподавании языков, когда мысль и слово отрывались от вещей. В преподавании языков (да и других наук) в школах Европы использовалась схема, предложенная в XVI в. И. Штурмом: правило-примеры-упражнения. Я.А. Коменский, являясь сторонником индуктивного метода (под влиянием философии Ф.Бэкона), производит существенную перестановку составных частей этой дидактической схемы: примеры-правило-упражнения. Процесс усвоения приобретал следующую последовательность: учитель сначала предлагает учащимся отдельные примеры, затем, сравнивая, сопоставляя, анализирует их, после чего учащиеся с помощью учителя или самостоятельно формулируют правило и переходят к упражнениям. Эта логика ознакомления с новым материалом представляла собой общий метод, который использовался и при изучении различных наук. Его использование освобождало учащихся от догматического, механического заучивания правил. В «Великой дидактике» Я.А. Коменский пишет и об отдельных, конкретных методах: наблюдении, анализе, примере, сравнении, упражнении, беседе, игре, дидактическом театре и др.

Учение Я.А. Коменского о дидактических методах наносило существенный удар средневековой школе, делало процесс обучения живым, развивающим ребенка.

Характеристика эпохи конца ХVI – XVII вв.

Великий чешский педагог Я.А. Коменский принадлежит к числу немногих выдающихся ученых, которые являются основоположниками (целых) самостоятельных отраслей научного знания. Я.А. Коменский – крупный философ, мыслитель-гуманист, известный богослов, священнослужитель, выдающийся общественный деятель своего времени, дипломат, лингвист, историк, основатель научной педагогики.

Педагогика как самостоятельная наука о воспитании возникла на определенной ступени общественного развития в XVII в. Ее формированию как научной системы предшествовали многовековая педагогическая практика, попытки ее обобщения в художественной форме в народной педагогике (сказках, былинах, песнях, пословицах, поговорках – устном народном творчестве); затем педагогические идеи, возникшие в рамках учений философов Древнего Востока, Древней Греции и Рима, в работах религиозных деятелей Средневековья, в творчестве педагогов-гуманистов эпохи Возрождения.

Я.А. Коменский создал целостное педагогическое учение, основанное на обобщении лучшего предшествовавшего педагогического опыта и педагогической мысли. Величие учения Я.А. Коменского заключается в том, что на многих его идеях основывается современный педагогический процесс, а построение школы в соответствии со всеми принципами Коменского до сих пор представляется еще идеалом.

Появление педагогики как самостоятельной науки было обусловлено объективными потребностями и научными открытиями эпохи XVII в., благодаря гению Я.А. Коменского. Какие же объективные процессы и тенденции общественного развития Европы XVII в. определили необходимость оформления педагогики как отдельной области научного знания, обусловили жизнь, деятельность, научное творчество Я.А. Коменского?

XVII в. для европейских стран явился периодом бурных исторических событий, когда в недрах феодализма зародились основы капиталистического строя. Все большее распространение получает форма капиталистического производства – мануфактура, значительно развиваются технология ремесел, изобретательство, торговля, международные экономические и культурные связи. Расширение промышленного производства способствовало росту городов, классовой дифференциации городского населения. С развитием капитализма изменяется характер отношений старых общественных сословий (крепостных крестьян, ремесленников, купцов, дворян и духовенства), усиливается эксплуатация крестьянства со стороны дворянства и духовенства. Зарождаются и развиваются новые общественные классы – буржуазия и пролетариат. Обострение социальных противоречий отразилось в религиозной и социально-классовой борьбе, сложившейся в движение – Реформацию, охватившего почти все европейские страны.

 

Развитие капитализма разрушало и изменяло не только экономические и социальные основы феодализма, но и господствующую средневековую церковную идеологию. Реформационное движение нанесло тяжелый удар католической церкви и религии, являвшейся мощной опорой феодализма. Основы новой идеологии преодоления догматизма и схоластики были заложены учеными-гуманистами эпохи Возрождения Т. Мором, Т. Кампанеллой, Ф. Рабле, Э. Роттердамским и др.) Представители католицизма во главе с австрийскими императорами династии Габсбугров образовали сильный военный союз «католическую лигу» и принялись огнем и мечом восстанавливать утраченный авторитет, могущество, потерянные владения и земли, развязав Тридцатилетнюю войну (1618-1648 гг.). В эту войну были втянуты все крупные государства Европы, но с наибольшей силой тяжесть военных действий отразилась на Чехии.

В XVI – XVII вв. во многих странах Западной Европы ведется борьба за утверждение новой научной мысли в различных отраслях знания, происходит расцвет искусства, литературы. Это эпоха, породившая гениев почти во всех сферах научной и культурной жизни мира.

Развитие производительных сил и торговли определило необходимость изучения природы, развития естествознания. Развитие естественных наук (физики, химии, механики, географии, астрономии, метеорологии, зоологии, ботаники, физиологии, геологии) было связано с научными открытиями А. Агриколы, Д. Бруно, А. Везалия, Г. Галилея, У. Гилберта, И. Кеплера и др. Они доказывали, что необходимо анализировать действительные явления и процессы, вскрывать закономерности, руководствуясь предположением, что природа повинуется определенным законам.

В это время начинается философское осмысление человека, изучение его с научной точки зрения. Развитие материалистического (сенсуалистического) направления в философии связано с трудами Ф. Бэкона, Р. Декарта, Б. Спинозы. Особенно большое влияние на развитие научной мысли оказал Ф. Бэкон, который явился основоположником материалистического эмпиризма в гносеологии Нового времени. Он считал, что не может быть ничего в сознании, чего раньше не было бы дано в ощущениях (позиция сенсуализма), т.е. единственно истинным знанием является знание, полученное путем внешних ощущений. Данные чувств подтверждаются и проверяются экспериментом, использованием метода индукции. Материалистически – индуктивный метод познания, который пришел на смену догмам и схоластике, оказал важное влияние на развитие научной мысли и педагогики, в частности.

Новый взгляд на человека, появление новых знаний о строении и функционировании его тела определили возросший интерес представителей разных наук к исследованиям души, интерес к психологическим вопросам, в научном обороте появляется термин «психология».

Хотя материализм в этот период набирал силу и двигал науку вперед, научные взгляды ученых не были свободны от средневековой мистики. Сочетание религиозных и научных взглядов было свойственно многим видным мыслителям, что было естественным явлением в науке того времени.

В эпоху Я.А. Коменского развиваются литература, театр, искусство (Мольер, Т. Тассо, М. Сервантес, У. Шекспир, Лопе де Вега, П. Рубенс, Рембранд ван Рейн и др.), которые также постепенно освобождаются от религиозного содержания, «открывают человека», проявляя большой интерес к личности.

Общими тенденциями в развитии науки того времени были стремление ученых осмыслить огромный пласт новых знаний и научных открытий, попытки их систематизировать, стремление устранить противоречия между научными знаниями и религиозными истинами, привести их в гармонию. Все эти тенденции получили отражение в педагогическом творчестве Я.А. Коменского.

Итак:

1) Переход к новой формации общественного развития, развитие промышленного производства, торговли, науки обусловили необходимость в людях, владеющих реальными научными знаниями и умеющих использовать их в практической деятельности.

2) Средневековая схоластичная и догматичная школа не отвечала новым потребностям общества, поэтому в эпоху Я.А. Коменского остро встала задача коренного реформирования школы.

3) Необходимо было разработать реальное научное содержание образования, заменить зубрежку и муштру активными методами и формами обучения, обучать большее количество детей и в более быстрые сроки (ввести классно-урочную систему обучения).

4) Требовалось изменить отношение к детям, применять ненасильственные методы воспитания, отменить розгу и другие телесные наказания.

5) Проблемы гуманизации и демократизации системы образования были поставлены Коменским и его временем на повестку дня.

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.