Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Психофизиология эмоционально-потребностной сферы.





Задача 43.

На прием к психотерапевту пришел пациент, который находился на работе в постоянном конфликте с коллегами. Длительная беседа показала, что основа конфликта связана с чрезвычайно высокой самооценкой профессиональных качеств пациента.

Вопрос 1.

Какое эмоциональное явление: эмоциональное состояние или эмоциональное реагирование наблюдается у пациента?

Эталон ответа: эмоциональное состояние.

Вопрос 2.

На основании какого критерия выделяют указанные состояния?

Эталон ответа: по критерию длительности. Эмоциональное реагирование – кратковременный эмоциональный ответ на то или иное воздействие, имеющий ситуационный характер.

Вопрос 3.

Дайте определение эмоционального состояния.

Эталон ответа: Эмоциональное состояние – это в первую очередь общее отношение человека к окружающей ситуации, к самому себе и связаны с его личностными характеристиками.

Вопрос 4.

Что могло явиться причиной конфликтного поведения пациента?

Эталон ответа: Формирование поведения на основе социальной потребности быть уважаемым в коллективе.

Вопрос 5.

Как звучит определение поведения с позиций информационно-потребностной теории высшей нервной деятельности П.В.Симонова?

Эталон ответа: Поведение – такая форма жизнедеятельности организма, которая изменяет вероятность и продолжительность контакта с внешним объектом, способным удовлетворить имеющуюся у организма потребность.

 

Задача 44

В сфере альтруистических мотиваций и, следовательно, возникновении альтруистических форм поведения, связанных со стремлением пережить положительное эмоциональное состояние, современная психология различает

эмпатию и симпатию.

Вопрос 1.

Что такое альтруизм?

Эталон ответа: Бескорыстная забота о благе других, готовность жертвовать для других своими личными интересами.

Вопрос 2.

Что такое эмпатия?

Эталон ответа: Эмпатия –постижение эмоций и мыслей другого человека в форме сопереживания и сочувствия.

Вопрос 3.

Как вы понимаете симпатию? Что отличает ее от эмпатии?

Эталон ответа: Симпатия – сочувствие, расположение, влечение к кому-либо, чему-либо. Эмпатия сводится к сопереживанию, симпатия предполагает активное стремление устранить негативное состояние другого.

Вопрос 4.

Что такое эмоции?

Эталон ответа: Эмоции – реакции организма на воздействие внешних и внутренних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску, отражающие возбуждение определенных структур мозга.

Вопрос 5.

Что лежит в основе альтруистического поведения?

Эталон ответа: Такое поведение побуждается потребностью устранить отрицательное эмоциональное состояние другого члена сообщества и потребностью следовать этическим нормам, присущим данному сообществу и закрепленным в его идеологии.

 

Задача 45.

Пациент психотерапевта имеет тревожный характер, он озабочен своим положением среди коллег, чрезвычайно ревнив к успехам других, постоянно находится в угнетенном эмоциональном состоянии.
Вопрос 1.

Какая потребность может определять такую форму поведения?

Эталон ответа: Недостаточно реализованная потребность в вооруженности, т.е. потребность в средствах, знаниях и умениях, необходимых для удовлетворения всех остальных потребностей субъекта. Именно недостаточная вооруженность в зависимости от доминирования тех или иных потребностей сообщает характеру перечисленные выше черты.

Вопрос 2.

Как можно определить причину возникновения эмоционального состояния с точки зрения информационно-потребностной теории эмоций?

Эталон ответа: Любая эмоция является функцией потребности и прогноза об ее возможном удовлетворении.

Вопрос 3.

Что является причиной возникновения эмоций с точки зрения биологической теории эмоций П.К.Анохина?

Эталон ответа: Эмоциональная реакция сопровождает процесс сличения параметров результата действия и характеристик акцептора результатов действия.

Вопрос 4.

Чем должен руководствоваться психотерапевт, оказывая необходимую психологическую помощь?

Эталон ответа: Исходя из потребностно-информационной теории высшей нервной деятельности, основу любой психологической помощи и психологического воздействия необходимо начинать с анализа и осознания потребностей, лежащих в основе любой формы поведения.

Вопрос 5.

Какая классификация потребностей Вам известна?

Эталон ответа: Наряду со многими классификациями, наиболее распространенной является классификация, представляющая потребности в виде трех групп – 1.витальные (биологические), 2.социальные, 3.идеальные (духовные).

 

Задача 46.

«Понимание человеческой психики должно основываться на анализе тех

потребностей, которые вытекают из условий его существования.» Э.Фромм.

Вопрос 1.

Дайте определение потребности.

Эталон ответа: Потребность – состояние нужды в чем-либо необходимом для самосохранения и саморазвития живых систем, внутренний источник их развития.

Вопрос 2.

Что является основной причиной возникновения любой формы поведения?

Эталон ответа: Наличие той или иной потребности.

Вопрос 3.

Для организации поведения в системе координат:потребности –вероятность их удовлетворения необходимо взаимодействие по меньшей мере четырех структур центральной нервной систем, назовите их.
Эталон ответа: Необходимо взаимодействие передних отделов новой коры (фронтальной), гиппокампа, миндалины, гипоталамуса.

Вопрос 4.

Какие структуры составляют информационный компонент этого взаимодействия?

Эталон ответа: Гиппокамп и фронтальная кора.

Вопрос 5.

Какие структуры составляют мотивациогенный компонент данного взаимодействия?

Эталон ответа: Гипоталамус и миндалина.

 

Задача 47.

С позиций потребностно-информационного подхода личность есть индивидуально неповторимая композиция и внутренняя иерархия основных (витальных, социальных, идеальных) потребностей данного человека.

Вопрос 1.

Может ли личность изменяться на разных этапах существования или она неизменна в процессе онтогенеза?

Эталон ответа: Изменяться личность может, так как возможна перестройка иерархии социальных и идеальных потребностей.

Вопрос 2.

Что является целью любого воспитания личности?

Эталон ответа: Формирование определенного набора и иерархии потребностей, соответствующих ценностным ориентациям общества.

Вопрос 3.
Что является основной характеристикой личности?

Эталон ответа: Личность человека характеризует его мотивационная доминанта.

Вопрос 4.

Дайте определение идеальных потребностей.

Эталон ответа: Идеальные потребности – потребности познания окружающего мира и своего места в нем, познания и назначения своего существования.

Вопрос 5.

Определите, что такое социальные потребности.

Эталон ответа: Социальные потребности в узком смысле слова включают стремление принадлежать к определенной социальной группе – общности, занимать в ней определенное место, пользоваться привязанностью, вниманием окружающих, быть объектом их уважения и любви.

 

Задача №48. В 30-е годы прошлого века в бывшем СССР было распространено так называемое стахановское движение. Оно было так названо в честь рабочего Алексея Стаханова, который взял на себя обязательство перевыполнить дневную норму плана выпуска продукции. Его последователи называли себя стахановцами.

За одну рабочую смену сам Стаханов выполнял 17 дневных смен.

Вопрос 1. Что произойдёт с работоспособностью человека к концу года, если он будет удерживать такой темп работы?

Эталон ответа: снизится.

Вопрос 2. Какова причина снижения работоспособности в этом случае?

Эталон ответа: развивается утомление

вопрос 3. Что такое утомление?

Эталон ответа: временное снижение работоспособности, вызванное трудовой деятельностью.

Вопрос 4. Перечислите фазы утомления.

Эталон ответа: 1-работоспособность практически не снижена;

2-значительное снижение работоспособности, ярко выраженное чувство усталости;

3-переутомление. Работоспособность отсутствует, усталость сохраняется после прекращения деятельности и отдыха.

Вопрос 5. Что такое восстановление?

 

Эталон ответа: процесс возвращения показателей гомеостаза и структурных элементов организма к исходному состоянию.

 

Задача №49 В рассказе Дж. Лондона описывается 12-летний мальик, который с 7 лет занимался тяжёлым монотонным трудом, связанным с конвейерным производством.

Вопрос 1. Что такое фрустрация?

Эталон ответа: Переживание неудовлетворённости какой-либо потребности человека, в данном случае - потребности в интересной разнообразной деятельности.

Вопрос 2. Какие психологические сдвиги могут возникать в результате фрустрации?

Эталон ответа: агрессия, регрессия, резигнация, фиксация.

Вопрос 3. Переислите объективные показатели монотонии.

Эталон ответа: изменения со стороны ЦНС, сердечно-сосудистой системы, двигательного анализатора, системы крови.

Вопрос 4. Какие изменения со стороны сердечно-сосудистой системы наблюдаются при развитии монотонии.

Эталон ответа: уменьшение ЧСС и АД, увеличение показателей дисперсии сердечного ритма, снижение показателей Моды и Амплитуды моды

Вопрос 5. Какова основная приина развития монотонии?

Эталон ответа: снижение сенсорной нагрузки.

Задача №50 Рабочие на фабрике жаловались на холод в цехе, тяжесть переносимых деталей, быстрое развитие угнетенного состояния. Психолог посоветовал перекрасить стены в цехе в какой-либо теплый цвет(например, желтый), увеличить количество света. После выполнения рекомендаций психолога количество жалоб сократилось.

Вопрос 1 Перечислите факторы способствующие развитию монотонии.

Эталон ответа Гипокинезия, низкая ответственность, чрезмерное дробление операций, шум, вибрация, плохое освещение, некомфортабельный микроклимат, однообразный интерьер.

Вопрос 2 Перечислите факторы, препятствующие развитию монотонии.

Эталон ответа Разнообразие мышечных усилий, темп работы, степень сложности и ответственности, наличие мотивации и материальной заинтересованности, объем информационной нагрузки и уровень эмоционального напряжения.

Вопрос 3 Перечислить виды монотонического труда.

Эталон ответа Конвейерный, операторский.

Вопрос 4 Каков механизм развития монотонии.

Эталон ответа Торможение работающих нервных центров при длительном воспроизведении однотипных простых операций(«долбление» в одну клетку по И.П. Павлову).Снижение активирующего влияния ретикулярной формации на кору головного мозга в результате однообразной афферентной импульсации.

Вопрос 5 Каковы исторические предпосылки медицинских проблем, связанные с монотонной трудовой деятельностью.

Эталон ответа Развитие конвейерного способа производства.

Задача №51 По типу хроностатуса люди делятся на «сов», «жаворонков» и «голубей».

Вопрос 1 Как в течении суток изменяется их работоспособность?

Эталон ответа У «сов» пик работоспособности приходится на вечер, у «жаворонков» - на утро, «голуби»- амбивалентны в этом отношении.

Вопрос 2 Перечислите стадии работоспособности.

Эталон ответа Стадия врабатывания, устойчивости работоспособности, понижение работоспособности,фаза вторичного повышения работоспособности.

Вопрос 3 Что такое работоспособность?

Эталон ответа Потенциальная возможность человека совершить работу на определенном отрезке времени.

Вопрос 4 Какие виды работоспособности вы знаете?

Эталон ответа Умственная, физическая.

Вопрос 5 Какие факторы определяют работоспособность?

Эталон ответа Адаптированность, квалификация, степень тренированности, выраженность мотивации.

 

Задача №52 В проиведении Гончарова «Обломов» описаны особенности поведения и отношения к жизни двух друзей. Обломов только мечтает улучшить что-нибудь в своей жизни, Штольц работает и добивается всего своим трудом.

Вопрос 1 Что такое потребность?

Эталон ответа Состояние организма, которое формируется при отклонении жизненно важеных констант внутренней среды.

Вопрос 2 Что такое мотивация?

Эталон ответа Мотивация – это состояние организма, направленное на удовлетворение потребности и характеризующееся наличием мотивационного возбуждения.

Вопрос 3 Какие потребности вам известны?

Эталон ответа голода, жажды,_оборонительная потребность, половая,

Вопрос 4 Что такое патологическая мотивация?

Эталон ответа Тяга к наркотикам, алкоголю и курению.

Вопрос 5 Назовите чисто человеческие мотивации.

Эталон ответа Духовные.

 

Задача №53 Иногда человек выполняет одну и ту же работу с разным настроением и, соответственно, эффективностью.

Вопрос 1 Что такое функциональное состояние?

Эталон ответа ____________________________

Вопрос 2 Какие существуют подходы к оценке функционального состояния?

Эталон ответа психологический и физиологический

Вопрос 3 По каким параметрам оцениваете уровень функционального состояния с точки зрения физиологического подхода.

 

Эталон ответа Параметры деятельности внутренних органов и ЦНС

Вопрос 4 По каким параметрам оцениваете уровень функционального состояния с точки зрения психологического подхода?

Эталон ответа Параметры эффективности деятельности

Вопрос 5 При каком уровне функционального состояния наблюдается оптимальная эффективность деятельности

Эталон ответа При среднем.

 

Задача №54 Студент пришел на завод с конвейерным способом производства для работы в свободное от учебы время. Через несколько месяцев работы у студента появился протест к работе, снижение настроения и даже агрессия к окружающим.

 

Вопрос 1 К какой категории людей по их отношению к монотонной нагрузке можно его отнести?

Эталон ответа К монотофилам.

Вопрос 2 Какая сила нервных процессов позволяет людям быть более устойчивыми к монотонии?

Эталон ответа Слабые

Вопрос 3 Какие физиологические изменения возникают в результате монотонной деятельности.

Эталон ответа Снижение возбудимости нервных центров, увеличение активности низкочастотных ритмов ЭЭГ(α и θ), увеличение латентного периода зрительной реакции, снижение внимания, ухудшение условно-рефлекторной деятельности.

Вопрос 5 Как влияет мотивация на уровень монотонии?

Эталон ответа Снижает.

 

Задача № 7

При отравлении некоторыми ядами, под влиянием гипноза человек на некоторое время как бы цепенеет в неестественной позе, такое состояние носит название пластического тонуса – восковая ригидность, которая исчезает после перерезки чувствительных нервов. Почему?

 

Вопрос №1

Какую природу имеет пластический тонус?

Эталон ответа: Пластический тонус(восковая ригидпость) имеет рефлекторную природу.

Вопрос №2

Чем обусловлена восковая ригидность?

Эталон ответа: Восковая ригидность обусловлена гиперактивностью базальных ганглиев, возникающей при повреждении пути, идущего от черной субстанции к полосатому телу.

Вопрос№3

Какое значение в регуляции движения имеют базальные ядра?

Эталон ответа: Базальные ядра имеют большое значение в регуляции мышечного тонуса, обеспечивают адекватное перераспределение тонуса мышц при различных движениях.

Вопрос №4

Что происходит при поражении Энетрапирамидной системы?

Эталон ответа: При поражении энетрапирамидной системы, составной частью которой являются базальные ядра, возникают нарушения регуляции тонуса мускулатуры, что приводит к развитию дрожательных параличей.

Вопрос №5

Что обеспечивает активность пирамидной системы?

Эталонответа: Активность пирамидной системы обеспечивает быстрые(фазные) движения.

 

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.