Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







V. Плата за загрязнение окружающей среды





В соответствии с постановлением Совета министров РСФСР от 9 января 1991 г. № 13 на территории России была введена плата за загрязнение окружающей среды.

Плата взималась за:

- выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;

- сброс в водные объекты или на рельеф местности загрязняющих веществ, в том числе осуществляемый предприятиями и организациями через системы коммунальной канализации;

- размещение отходов;

Были установлены базовые нормативы платы за предельно-допустимые выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и за их превышение. Эти нормативы платы устанавливались по каждому ингредиенту загрязняющих веществ или отходов с учетом их степени опасности для окружающей среды и здоровья человека.

Показатель относительной опасности определялся как величина, обратно пропорциональная предельно допустимой концентрации по каждому ингредиенту.

В настоящее время базовые нормативы платы за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников охватывает около 250 ингредиентов, за сброс загрязняющих веществ в поверхностные и водные объекты около 200 ингредиентов. В то же время, как показал мировой опыт и десятилетняя отечественная практика, установление платежей по такому широкому перечню не вполне оправдано.

 

Это связано, в первую очередь, с отсутствием надежных и эффективных методов и средств контроля по отдельным ингредиентам выбросов. По мнению многих специалистов целесообразно ограничить количество ингредиентов выбросов загрязняющих веществ, по которым должна взиматься плата, до 20 30. среди ингредиентов, которые являются наиболее существенными по объему, можно считать твердые частицы пыли различного антропогенного происхождения, оксиды и диоксиды азота, серы и углерода, окислы железа, фтористые соединения, углеводороды и некоторые другие.

Так, например, на предприятиях железнодорожной отрасли, включая и подвижной состав, вышеперечисленные загрязняющие вещества не являются основными по объему выбросов.

Следует отметить, что в числе перечисленных по оплате загрязняющих веществ, есть и такие, выброс которых даже в небольших объемах просто нежелателен. К ним можно отнести, в первую очередь, тяжелые металлы, цианиды, бензапирен и др.

Нормативы платы за выбросы (сбросы) конкретных загрязняющих веществ определяются как произведение удельного экономического ущерба от выбросов (сбросов) в пределах допустимых нормативов или лимитов на показатели относительной опасности конкретного загрязняющего вредного вещества для окружающей среды.

Базовые нормативы платы за размещение отходов определяются как произведение удельных затрат на размещение единицы (массы, объема) отхода IV класса токсичности на показатели, учитывающие классы токсичности отходов.

 

 

Существующая система платежей за загрязнение окружающей среды имеет ряд недостатков. Главный из них – низкий уровень платежей, особенно за загрязнение атмосферы. Плата за этот вид загрязнения в настоящее время настолько мала, что предприятиям гораздо выгоднее выплачивать штрафные санкции или вносить эту плату в экологические фонды и продолжать загрязнять окружающую среду. В России, например, базовые ставки за сбросы многих ингредиентов в водные бассейны в десятки, а то и в сотни раз ниже, чем в Германии. Изменение по платности природопользования несколько изменит картину с переходом на экологический налог.

Новая система платежей (налогов) включает плату за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ:

- в пределах стандарта (норматива);

- в пределах стандарта и лимита;

- сверх установленного лимита.

Плата за загрязнение окружающей среды в пределах стандарта должна представлять собой плату за право пользования ассимиляционным потенциалом территории.

Сумма загрязнений, выбрасываемых предприятием в пределах стандарта, не должна превышать установленные квоты на выбросы этих веществ на данной территории. Указанная плата должна использоваться на социально-экономическое развитие общества. Другие виды платежей должны направляться в экологические фонды и использоваться на природоохранные цели.

Дальнейшее совершенствование экономического регулирования природопользования будет заключаться в ведение платы за выбросы загрязняющих веществ,

 

оказывающих влияние на глобальное изменение климата

(СО2), разрушающие озоновый слой Земли (фреоны) и др.

На указанные вещества было бы желательно установить специальный экологический налог. Его размер можно оценивать из величины необходимых затрат на подавление этих веществ или на их замену, а также на основе установленного в мировом сообществе согласованного норматива.

Очевидно, что в перспективе мировое хозяйство перейдет к квотированию выбросов загрязняющих веществ на душу населения, оказывающих влияние на глобальные изменения в биосфере, и установления налога на эти вещества. В настоящее время за рубежом уделяется серьезное внимание так называемым «зеленым налогам». В США, например, установлен налог на продажу озоноразрушающих хлорфторуглеродов, который является стимулятором по переходу промышленности на другие озононеразрушающие хладоагенты. Во многих странах введены налоги на бензин и на содержание углерода в твердом топливе. Следует отметить, что эти налоги за последние десять лет возросли более чем в 10 раз.

В то же время введенные экологические налоги обладают достаточной гибкостью. Так, например, при загрязнении водных объектов налоги исчисляются исходя из общего поступления загрязняющих веществ и суммарных затрат на очистку, а для предприятий, устанавливают очистные сооружения, возможно получать субсидии. В целом для стран ЕС принцип «загрязнитель платит» является одним из основных в реализации экологической политики, а с 1986 года стал законодательным актом, согласно которому загрязнитель оплачивает расходы на меры по

 

предупреждению загрязнения среды.

в Японии в соответствии с Законом о загрязнении атмосферного воздуха, принятым в 1970 году, действует система денежной компенсации за ущерб здоровью пострадавшим от загрязнения, выплата которой производится владельцами предприятий – загрязнителей. С точки зрения охраны окружающей среды, важную роль играет вступивший в силу в 1986 году налог на охрану почв в Австрии, согласно которому производятся выплаты за применение минеральных удобрений.

Что касается методологии установления платежей за размещение отходов, то она также требует совершенствования. Так, например, токсичные и особо опасные отходы должны храниться, перерабатываться и уничтожаться только специализированными предприятиями, имеющими на это право. Плата за размещение подобных отходов должна быть такой, чтобы полностью возместить затраты указанных предприятий и обеспечить экологическую безопасность процесса.

Экономические нормативы платы за размещение отходов в пределах лимита должны учитывать затраты на размещение (захоронение, хранение) отходов предприятий и региона в целом, затраты на использование отходов, с учетом получаемой при этом прибыли, а также затраты на разработку и создание малоотходных технологий.

Действующая в настоящее время в России система платежей должна дополняться платой за другие виды вредного воздействия на окружающую среду, как - то шум, вибрация, электромагнитное и радиационное воздействие, тепловое загрязнение и др.

 

Такая плата уже сейчас применяется в некоторых регионах России, например, в Нижегородской области, и по мере отработки методики оценки влияния физического загрязнения на здоровье населения будет внедряться по всей стране.

Поскольку нагрузка на окружающую среду в России остаётся достаточно высокой, приходится постоянно ужесточать лимиты и ограничения. По опыту ряда зарубежных стран особая роль при решении вопроса снижения загрязнения принадлежит продаже прав на загрязнение. Суть такого подхода сводится к тому, что предприятие, сумевшее снизить суммарный выброс загрязняющего вещества ниже установленной нормы, имеет право продавать излишки сокращения выбросов другому предприятию данного региона или использовать их в интересах собственного расширения. Данный подход позволяет сократить суммарный выброс загрязняющих веществ при меньших затратах, расширить самостоятельность предприятия в принятии решения о стратегии сокращения выбросов, а также стимулировать инвестиции в более совершенное очистное оборудование.

Согласно этого подхода, в рамках определённой территории устанавливается общая допустимая норма выброса загрязняющего вещества. В пределах этой нормы для каждого предприятия устанавливается своя норма допустимого выброса. Такой подход позволяет отказаться от единых технических требований к источникам загрязнений и допускает возможность выбора предприятиями самых различных способов достижения общего норматива выброса

 

 

за счёт перехода на более экологически чистый вид топлива, замены технологии, изменения профиля предприятия, сокращения объёма и т.д. При использовании данного принципа целесообразно оценивать загрязнения окружающей среды не по реальным массовым выбросам различных загрязняющих веществ, а по обобщённым экологическим баллам, учитывающим как величину, так и токсичность того или иного загрязняющего вещества.

Данный подход, применяемый к уже существующим предприятиям, стимулирует внутри- и межпроизводственное разделение труда, что позволяет снизить суммарные природоохранные издержки. Он соответствует основным положениям экологической политики экономического развития в России. Согласно данного подхода, предусматривается размещение новых мощностей с повышенной экологической нагрузкой лишь в том случае, если это будет сопровождаться более значительным сокращением выбросов на действующих предприятиях.

Ту же мысль можно сформулировать и по другому. Расширение производства на данной территории возможно лишь в том случае, если это не повлечёт за собой повышение экологической плотности загрязнения. То есть объёмы массовых выбросов с учётом токсичности загрязняющих веществ или суммарная экологическая нагрузка в экобаллах, отнесённые к единичной площади территории, не будут превышать пороговых величин.

Следует отметить, что подобного рода методы не являются чисто ХХХХХХХ, так как правила их использования должны устанавливаться государством, а в основе остаётся уровень экологических стандартов.

 

Основные положения данного подхода могут быть использованы как в отношении выбросов в атмосферу, так и для регулирования сбросов в водные объекты. Такой подход даёт возможность оплачивать предприятиям дифференцированно согласно реальным величинам выбросов или сбросов.

Очевидно, что при помощи экономических инструментов экологические цели переходят в плоскость экономических измерений и включаются в общую систему экономических интересов природопользования. Издержки загрязнения, которые для природопользователя являются внешними, так как он загрязняет, а ущерб терпят другие, преобразуется за счёт соответствующих платежей во внутренние, так как за выброс нужно платить. В этом случае рынок заставляет производителя считать экологические издержки и выбирать наиболее эффективные варианты.

Применительно к России, когда государство является собственником прав на выбросы, ситуация может развиваться по следующему сценарию.

Государство через систему лицензий, лимитов и квот предоставляет предприятиям возможность выбрасывать загрязняющие вещества, внося за это плату. Государство может приватизировать часть лицензий на загрязнения или сдавать их в аренду. Поэтому введение возможности торговли лицензиями на загрязнение и правовое закрепление этой процедуры приводит к формированию рыночной системы регулирования нагрузки на окружающую среду.

Порядок функционирования данной системы управления выбросами заключается в следующем.

Первоначально определяется допустимый объём выбросов

 

 

для каждой конкретной территории. Он может определяться на основании экологической ёмкости территории, удельной экологической плотности загрязнений, а также на основании критической нагрузки на состояние эколого-экономической системы. На эту величину допустимой нагрузки выпускаются лицензии, которые в дальнейшем могут перераспределяться между предприятиями. Для достижения поэтапного снижения негативного воздействия на окружающую среду целесообразно дополнительно использовать платежи за пользование ассимилирующим потенциалом территории, величина которого со временем должна возрастать. В перспективе система платежей за выбросы должна быть модифицирована и увязана со стандартами отдельных технологий и видов производства. Для этого требуется проведение экологической аттестации технологий и производств с установлением потенциально возможных выбросов и требуемое техническое перевооружение предприятий с определением сроков и необходимых средств для достижения указанных стандартов.

 

 

Пример 32







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.