Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ПРИКЛАДНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ КОГНИТИВНО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ





Основные положения когнитивно-аналитической суггестивно-бихевиоральной психотерапии (фундаментальной позитивной реинтеграции личности)

Когнитивно-аналитическая суггестивно-бихевиоральная пси­хотерапия имеет своей целью переформирование когнитивного типа личности и опирается на ряд принципов, включающих в се­бя идентификационно-диагностическую и собственно психотера­певтическую части. Последняя представляет собой совокупность методов, инициирующих, активирующих начало позитивной ре­интеграции личности, консолидирующих этот процесс (фикси­рующих позитивные когнитивно-поведенческие изменения) и завершающих его (подготавливающих пациента к самостоятель­ной жизни). Часть методов ФПРЛ имеет характер преимущест­венного гетеровоздействия, при котором ведущая роль отводится психотерапевту, в другой части доминируют аутовоздействия, при которых пациент после обучения осуществляет самостоя­тельные, аутопсихотерапевтические манипуляции. Соблюдение принципов данной методики и адекватное содержание ее состав­ных частей обеспечивает высокий эффект психотерапевтической, психокоррекционной и профилактической помощи.

Принципы ФПРЛ

1. Патогенетический характер помощи.

2. Интсгративность, тотальность психотерапевтического воз­действия.

3. Интенсивность лечебно-коррекционной помощи.

4. Активация психологических ресурсов пациента.

5. Сочетание гетеровоздействий с аутовоздействиями.

6. Последовательное овладение пациентом адаптивными ког­нитивно-поведенческими стереотипами с использованием механизмов десенсибилизации по отношению к психотрав-мирующим факторам.

7. Динамическое наблюдение с контролем отдаленных резуль­татов и проведением своевременной коррекции отклонений от состояния психического благополучия.

Эти принципы находятся в синергической взаимосвязи друг с другом. Ниже каждый из них рассматривается более подробно.

1. Патогенетический характер помощи - воздействие на глу­бокие мнестичсскис, концептуальные и когнитивно-ценностные структуры, определяющие поведение личности. Этот принцип является наиболее важным. Симптоматическая помощь, ориенти­рованная на снятие внешних проявлений психогенного заболева­ния (депрессивных, тревожных, эксплозивных, психосоматических или иных) без нейтрализации вышеуказанных образований, прино­сит лишь временный эффект или не дает никакого результата.

При патогенетических психотерапевтических воздействиях вектор коррекции направлен к эмоционально-поведенческому потенциалу, как к основе поведения. Влияния в пределах функ­ционально-динамической системы, «обслуживающей» этот по­тенциал и являющейся вторичной, малоперспективны. Эмоцио­нально-поведенческие и мыслительные стереотипы меняются лишь при изменении их концептуально-ценностных основ.

Помимо коррекции концепций и ценностей важно изменить стереотип непосредственного поведенческого aicia - последователь­ность от побудительного психоэмоционального дисбаланса, оценки опыта и актуальной ситуации, планирования, санкционирования и контроля над действиями по достижению цели до результирующей оценки деятельности и архивирования полученного опыта.

В части случаев, таких как возрастные кризисы, психоорга­нические расстройства или абстинентные состояния патогенети­ческий подход предполагает и биологически ориентированную помощь, например, психофармакотерапию.

Вопросы выбора психотерапевтических стратегий, мише* (локусов) и рычагов воздействия рассматриваются в главе «К иитивно-ценностная гармонизация личности». Их основой являь ся прикладные психотерапевтические модели организации э» ционально-поведенческих реакций - интегративно-онтогенетич кая (рис. 3, часть 2) и функционально-динамическая - адапти] ванные варианты когнитивно-аналитической структуры личное и поведенческого цикла.

2. Интегративность, тотальность психотерапевтического в действия: охват когнитивной и психосенсорной сфер, осознав мых и подсознательных уровней личности с их вербальной и вербальной представленностью, абстрактно-логического, нагл но-образного, наглядно-действенного мышления, прошлого oi та, настоящего и экспектаций, прогнозов на будущее, а также лесного, в широком смысле психосоматического уровня.

Этот принцип адекватным образом отвечает интегратив! основе организации психической деятельности, вооружая паци та широким арсеналом воздействий на собственные проблем* психологические состояния. Графически это отражает рис. 3.

Рис. 3. Интегративный характер воздействия ФПРЛ

3. Интенсивность лечебно-коррекционного воздействия - аде­кватные частота и продолжительность сеансов, позволяющие дос­тичь эффекта суммации, благодаря которому возникает лавинооб­разное нарастание позитивных изменений в состоянии пациента. Для этого проводятся 2-3-х часовые сеансы 2-3 раза в неделю или ежедневный многочасовой психотерапевтический марафон в тече­ние 7-10 дней. Однако в тех случаях, когда целесообразным являет­ся постепенное, не ограниченное во времени переформирование личности пациента, выбирается другой режим сеансов.

4. Активация психологических ресурсов пациента. Лечение ускоряется при использовании сильных сторон личности, уже имеющихся качеств, способных при должной стимуляции или при переориентации, изменении зоны их использования вытес­нить патологические когнитивно-поведенческие стереотипы. Подходящие ресурсы можно найти в любом случае, даже у тяже­ло больных лиц. Кроме психологических могут быть использова­ны и любые другие ресурсы, например, физические - сила или красота, преподносимые адекватным образом.

5. Сочетание гетеровоздействий (помощи со стороны психо­терапевта) с аутовоздеиствиями (обучением пациента психической саморегуляции) позволяет достичь главной цели патогенетической психотерапии - освобождения пациента от внешнего контроля и коррекции, формирования самостоятельной личности с высоким коэффициентом адаптивности. Многолетнее, иногда пожизненное, активное сопровождение пациента может отражать некомпетент­ность специалиста или ошибочность позиций школы, которой он придерживается. Обычно при ФПРЛ больные овладевают сразу несколькими методами психической саморегуляции, которые по­зволяют эффективно осуществлять самопрограммирование опти­мального поведения и контролировать его реализацию.

6. Последовательное овладение адаптивными когнитивно-поведенческими стереотипами с использованием механизмов де­сенсибилизации по отношению к психотравмирующим факторам. Это реализуется в процессе постепенного перехода от этапа визуа­лизации негативных воздействий к моделированию взаимодейст­вия с ними в ролевом тренинге, после успешного выполнения ко-

торого переходят к реальному контакту с проблемными ситуация­ми, используя сформированные на предыдущих этапах навыки.

7. Динамическое наблюдение с контролем отдаленных ре­зультатов и проведением своевременной коррекции отклонений от состояния психического благополучия. При этом используют график «затухающих», все более редких психотерапевтических контактов. Выполнение этого принципа позволяет исключить рецидивы заболевания.

Составные части ФПРЛ

ФПРЛ включает в себя 2 составные части: идентификацион­но-диагностическую и собственно психотерапевтическую, пози­тивно реинтегрирующую, которые последовательно используют­ся в процессе работы с пациентом.

Первая, идентификационно-диагностическая часть построена на исследовательской мысли психотерапевта, нацеленной на изу­чение психологической и патопсихологической феноменологии, ЭТИОЛОГИИ и патогенеза беспокоящих пациента расстройств. Век­тор движения этого когнитивного процесса направлен от фено­мена к феноменогенезу, от внешних проявлений к их основе, от функционально-динамической системы к эмоционально-поведен­ческому потенциалу. Диагностический процесс сопровождается идентификацией, соотнесением выявленных отклонений с опре­деленными когнитивными базисами, когнитипами личности и факторами нейрогенеза и психогенеза. Его результатом является когнитивно-аналитический диагноз.

Вектор второй, психотерапевтической, позитивно реинтег-рирующей части имеет обратную направленность - от основы к феномену, от переформирования ядерных концепций к перефор­мированию когнитивно-поведенческого стиля, когнитивного типа личности, от эмоционально-поведенческого потенциала к функ­ционально-динамической системе. При этом психотерапевт ин­формирует пациента о содержании когнитивно-аналитической концепции личности, раскрывает перед ним найденные отклоне­ния и концепцию его заболевания, осуществляя далее в адекват­ном объеме необходимую помощь.

Выбор комбинации и последовательности применения мето­дов ФПРЛ зависит от особенностей этиологии, патогенеза и кли­ники в каждом конкретном случае. В комплекс лечения могут входить также любые другие варианты психотерапии, психокор­рекции или психофармакотерапия. Продолжительность сеансов и лечения в целом не лимитируется, средние временные парамет­ры, использованные нами, рассмотрены во введении.

Предлагаемые методы оказывают влияние на личностный уро­вень. Воздействия на биологический уровень при необходимости проводятся предварительно или параллельно психотерапевтическим воздействиям с помощью психофармакотерапии согласно имею­щимся показаниям. Вспомогательную роль при коррекции отклоне­ний на этом уровне могут играть приемы психической саморегуля­ции, влияющие на степень психической активности (например, пси­хомышечная релаксация или активация, дыхательные техники).

Методы ФПРЛ представлены ниже в таблицах 4-9.

Таблица 4. Методы психотерапии и психокоррекции ФПРЛ

.V» н.п. Методы
1. Аверсионный тренинг
2. Актуализация ресурсов
3. Альтернирующая суггестия и гипносуггестия
4. Апробация психологических защит
5. Гипнотическая базисная интеграция (гипнотическая «телепатия»)
6. Интегративная суггестия и аутосуггестия
7. Когнитивно-ценностная гармонизация
8. Креативный гипноз
9. Метод контрастных переживаний
10. Метод кумуляции радости (накопление эйфории)
11. Метод психомоделируюшего модернизма
12. Метод телесно-фиксированной и фармакологической имитации, негативного подкрепления и моделирования
13. Метод психомоделирующего гротеска
14. Нейтрализация патогенных триггеров негативного поведения
15. Позитивное символическое опосредование
16. Последовательней систематический самоконтроль
17. Психическар^аморегуляция с использованием малоассо-циируемых аудиальных стереотипов (МАС-метод)
18. ПсихорЛсорно-химическое ирофаммированис (кодирование)
19. Рет(*бспективная психокоррекция
20. "Vifbula rasa
21. Тренинг пластичности (коррекция психофизиологической ригидности)
22. Тренинг позитивных ассоциаций
23. Тренинг психофизиологической толерантности и стрессоустойчивое™ (коррекция сензитивности)
24. Эмпатический «зеркальный» диалог

Таблица 5. Методы, инициирующие позитивную реинтеграцию личности

К» 11.11. Методы
I. Актуализация ресурсов
2. Апробация психологических защит
3. Когнитивно-ценностная гармонизация
4. Тренинг пластичности (коррекция психофизиологической ригидности)
5. Эмпатический «зеркальный» диалог

Таблица 6. Методы, консолидирующие позитивную реинтеграцию личности

№ п.п. Методы
  Аверсионнын тренинг
2. 3. 4. Альтернирующая суггестия и гипносуггестия Гипнотическая базисная интеграция (гипнотическая «телепатия») Интегративная суггестия
5. 6. 7. 8. 9. Креативный гипноз Метод контрастных переживаний Метод психомоделирующего модернизма Метод телесно-фиксированной и фармакологической имита­ции, негативного подкрепления и моделирования
10. Нейтрализация патогенных триггеров негативного поведения
П. Психосенсорно-хнмическое программирование (кодирование)
12. 13. 14. Ретроспективная психокоррекция
    Tabula rasa Тренинг позитивных ассоциаций

Таблица7. Методы, завершающие позитивную реинтеграции личности

JVi 11.11. Методы
1. Интегративная аутосуггестия
  Метод кумуляции радости (накопление эйфории)
  Нейтрализация патогенных триггеров негативного поведения
1. Позитивное символическое опосредование
1. Последовательный систематический самоконтроль
6. Психическая саморегуляция с использованием малоассоции-руемых аудиальных стереотипов (МАС-метод)
7. Тренинг психофизиологической толерантности и стрессо-устойчивости (коррекция сензитивности)

Таблица 8. Методы преимущественного гетеровоздепствия

№ иль Методы
1. Аверсионный тренинг
2. Актуализация ресурсов
3. Альтернирующая суггестия и гипносуггестия
4. Гипнотическая базисная интефация (гипнотическая «телепатия»)
5. Интегративная суггестия
6. Кошт ивно-ценностная гармони тцмя
7. Креативный гипноз
8. Метод телесно-фнксированной и фармакологической имита­ции, негативного подкрепления и моделирования
9. Метод психомоделирующего гротеска
10. Нейтрализация патогенных триггеров негативного повеления
11. Психосенсорно-химическое программирование (кодирование)
12. Ретроспективная психокоррекция
13. Tabula rasa
14. Эмпатический «зеркальный» диалог






Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.