Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ПСИХИЧЕСКАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАЛОАССОЦИИРУЕМЫХ АУДИАЛЬНЫХ СТЕРЕОТИПОВ (МАС-МЕТОД)





Метод психической саморегуляции с использованием мало-ассоциируемых аудиальных стереотипов отличается интегратив-ной структурой психологических самовоздействий, в которую входят малоассоциируемые аудиальные стереотипы (стереотип­ные звукосочетания, не вызывающие осознаваемых ассоциаций), оказывающие концентрирующее, аутогипнотическое и условно-рефлекторное действие. Эти стереотипы сочетаются с системой позитивного поэтапного самопрограммирования, ускоренной техникой самогипноза и визуализации проблемных или жела­тельных психологических состояний.

Предварительно устанавливают внутреннюю задачу больно­го и формулируют цель МАС-психотерапии - достижение же­лаемого психоэмоционального состояния или соматовегетатив-ных эффектов. Рассматривают пути преодоления проблемного или патологического состояния. Указывают на те психологиче­ские и психопатологические особенности, которые привели к де­задаптации и которые целесообразно нивелировать с акцентом на коррекцию глубоких когнитивных структур. Выделяют личност­ные особенности, требующие стимуляции, развития.

При этом достигают такого понимания пациентом своего со­стояния и путей выхода из него, чтобы он безоговорочно и ис­кренне принимал предлагаемый метод, в т. ч. тексты позитивного программирования. Эти тексты должны иметь патогенетический характер. Например, при тревожности самовнушение спокойствия в виде фраз «Я спокоен... я спокоен... Я абсолютно спокоен и рав­нодушен к...» не принесет эффекта, так как воздействует лишь на

поверхностный уровень переживаний. В отличие от этого, после психотерапевтической проработки, слова, адресованные к «когни­тивному ядру», основе психогенных отклонений или психотрав-мирующим воспоминаниям, нейтрализующие логически или дру­гим образом основания для беспокойства, дадут хороший резуль­тат, после них уверенно можно говорить «Я спокоен».

Далее разъясняют особенности метода, называя его по-разному для разных пациентов в зависимости от их «менталите­та» и отношения к подобным манипуляциям: МАС-методом, МАС-тренингом, МАС-регуляцией, самогипнозом, позитивным самопрограмированием, психологическим тренингом, медитацией, психологической йогой и т. д.

Для усиления мотивации внушают высокую необходимость овладения им, его широкие возможности и большую эффектив­ность. Дают доступное объяснение гипнозу, самогипнозу, его фе­номенам и индивидуальным различиям в возникающих пережи­ваниях и ощущениях во время сеансов. Объясняют седативную роль миорелаксации и ангиорелаксации, прямые и обратные взаимоотношения эмоционального и телесного планов, психиче­ского и физического, описывают мышечные и другого рода те­лесные, органные эквиваленты психоэмоциональных состояний.

Затем сообщают пациенту о большом значении слухового восприятия в жизни человека, особенностях влияния различных акустических воздействий на психологическое, нейрофизиологи­ческое и вегетативно-соматическое состояние. Иллюстрируют положительное и отрицательное влияние различных типов музы­ки, шумов и звуков природы, оттенков речи человека и т. п. - их способность вызывать радость, экстаз, или вызвать чувство по­коя, сон, грусть, повышать тонус, или провоцировать агрессию.

После этого в виде псевдонаучной лекции в традициях пла-цеботерапии информируют (дезинформируют) о том, что в ходе многочисленных научных экспериментов и с учетом многовеко­вой практики гипноза и самогипноза были выделены определен­ные звуки и звукосочетания, оказывающие мощное оздоравли-вающее и гармонизирующее воздействие на психику и организм человека. Эти звуковые стимулы в разных научных и эзотериче­ских школах называют по-разному: «малоассоциируемыми ау-

диальными стереотипами», «мантрами», «акустическими кода­ми», «ключами или шифрами» и т. д. - и соответственно наделяют разным смыслом.

Метафизически настроенным пациентам они могут быть преподнесены в соответствующих традициях древних школ «тайного знания» как магические слова, мантры (аналогичные мантрам ОМ или АУМ), произнесение которых про себя или вслух соединяет с «высшей субстанцией», способной помочь, защитить и создать гармоничное душевное состояние, привести в порядок здоровье.

Для детей эти звукосочетания могут быть названы «волшеб­ными ключиками к здоровью» (или смелости, спокойствию и т. п.).

Лицам с «академическим» мировоззрением объясняют их с точки зрения «нейрофизиологии», называя малоассоциируемыми аудиальными стереотипами (однотипными звуками и звукосоче­таниями, не создающими значимых ассоциаций). Сообщают, что эти монотонные аудиальные стимулы «реально изменяют, гармо­низируют активность мозга, что подтверждено серьезными лабо­раторными исследованиями».

Действительная сущность малоассоциируемых аудиальных стереотипов заключается в их способности концентрировать внимание, вытеснять отвлекающие мысли и внешние помехи, гипнотизировать за счет монотонно-утомляющего эффекта, бы­стро формировать (в большинстве случаев с первого сеанса) ус­ловно-рефлекторные связи с желаемым состоянием. На основе этих связей удается в нужный момент осуществлять психическую саморегуляцию с помощью повторения выбранного стереотипа -быстро воссоздавать психоэмоциональные эффекты, которые ра­нее совпадали с его повторением. Наличие веры в «мантру», «акустический код» или «аудиальный стереотип» и ожидание (самовнушение) определенного эффекта значительно повышает их эффективность.

Пациенту с учетом его особенностей внушают какую-либо одну из вышеописанных концепций или, после информирования о различных взглядах, предлагают самостоятельно выбрать ту теорию, которая ему ближе.

Далее предоставляется перечень малоассоциируемых аудиаль-ных стереотипов: АМА, АИМА, ЙМА, ШАЙМ, ШАЙМА, ШИАМ, ШИАМА, ШИМ, ШИЛЙМ. Ударение в этих псевдомантрах по же­ланию пациента может быть изменено. Дают инструкцию некото­рое время проговаривать их на разные лады про себя или шепотом (растягивая их звучание, например: ШШШШИ...ММММ... или компактно: ШИМ) для того, чтобы наиболее полно понять их осо­бенности. Могут быть предложены также и традиционные мантры ОМ или АУМ.

Затем пациент выбирает одно или несколько звукосочетаний, не ассоциирующихся ни с чем (или лишь с чем-либо позитив­ным) и наиболее соответствующих его индивидуальным особен­ностям и задачам.

Для усиления суггестивного действия аудиального стереоти­па или их комбинации пациенту сообщают, что его выбор должен быть тайной для других (может быть, лишь за исключением вра­ча), так как это «ключ к тайникам души и здоровья», акустиче­ский код душевной гармонии», «индивидуальная, сугубо личная комбинация звуковых сигналов, влияющая на душевное состоя­ние» и т. д.

Дают рекомендации по применению лечебных звукосочета­ний: объясняют, что во время сеанса необходимо монотонно, рефреном, молча или шепотом произносить аудиальный стерео­тип в том темпе и с такими вариациями, которые кажутся наибо­лее адекватными для достижения необходимых ощущений, же­лаемого состояния. Можно назначить определенное количество повторений - 50, 100, 200 и более. Для этого необходимо исполь­зовать какой-либо способ фиксации счета - например, легкое сгибание пальцев рук или четки. Можно повторять «мантру» оп­ределенное время, ориентируясь тем или иным образом на пока­зания часов, метронома. Важно, чтобы, используя малоассоции-руемый стереотип, пациент различными способами представлял его лечебное действие, с каждым повторением внушая себе при­ближение запланированного эффекта.

Далее осуществляют подбор максимально индивидуализиро­ванных образов и символов, демонстрирующих желаемые ощу­щения и состояния: расслабления, тяжести, тепла, невесомости,

прохлады, погружения в состояние транса, покоя, радости и т. п. С другой стороны, подбирают образы, характеризующие пробле­мы больного: конфликтную ситуацию, болезнь, боль, спазм и т. п.

С этими образами при необходимости могут быть проведены десенсибилизирующие, ослабляющие их действие манипуляции: диссоциирование (просмотр со стороны, визуализация своего двойника в определенных ситуациях), изменение визуальных ха­рактеристик (уменьшение размеров, цветонасыщенности, контра­ста, увеличение расстояния до объекта или привнесение в образ комических элементов).

Для усиления действия образов проводят манипуляции про­тивоположного характера (увеличение размеров образа, его цве­тонасыщенности, контрастности, уменьшение расстояния до не­го), ассоциирование (инкорпорирование образа, идентификацию с ним), визуализируют ситуацию «как в жизни». Возможно ис­пользование символических зрительных «операций»: распро­странения, поглощения или, наоборот, отделения, разрушения, деформации, нейтрализации символической связи и т. п.

Все эти образы могут быть впервые сконструированы или исходить из личного прошлого пациента, а также опосредованно­го опыта других. Кроме зрительных, могут быть использованы представления из слуховой, ольфакторной и других сенсорных систем, а также комплексные представления. Постепенно они должны становиться все более стереотипными, компактными и концентрированными (стандартизация образов). Может быть ис­пользован лишь один многофункциональный, емкий образ.

Пациенты, испытывающие затруднения в сенсорной репро­дукции, могут постепенно развить эту способность или использо­вать только вербальное самопрограммирование.

Затем пациенту объясняют специфическую технику погру­жения в аутогипнотическое состояние с помощью телесных экви­валентов и модуляторов гипнотического транса, включающую в себя мышечную релаксацию, вызывание ощущений расслабле­ния, тяжести, тепла и невесомости, а также использование мало-ассоциируемых аудиальных стереотипов, приемов образного представления, счета и регуляцию ритма дыхания.

Сообщают информацию о подобии мозга человека биоком­пьютеру, работающему в соответствии с позитивными или нега­тивными программами, которые человек задает себе сам или по­лучает от окружающих. В связи с этим существует возможность целевого поэтапного позитивного самопрограммирования и пе­репрограммирования для достижения желаемого состояния.

Пациенту предлагают сформулировать четыре последователь­ных программы - позитивных, утвердительных, без частицы «не» в тексте, конкретно и без противоречий описывающих планируе­мое состояние. Это могут быть наборы из 3-5 и более фраз. Их со­четают с адекватными сенсорно-образными представлениями.

Первая программа включает в себя формулы самовнуше­ния, содержащие утвердительную информацию о том, что же­лаемое психологическое состояние или соматовегетативные эф­фекты будут достигнуты в результате проведения сеанса. На­пример: «Я хочу стать совершенно спокойным. Сейчас я начну заниматься МАС-тренингом (или самогипнозом, медитацией, самопрограммированием и т. п. - в зависимости от ранее вы­бранной терминологии) и через... минут (или без определения времени, например: «...к концу сеанса...») я стану абсолютно спокойным». Текст первой программы проговаривают до сеанса самогипноза. При наличии хороших способностей к визуализа­ции он может быть заменен образом, адекватно отражающим намерение пациента.

Вторая программа содержит самовнушение, в котором вер-бально связывают наступление гипнотического состояния и же­лаемых эффектов в процессе погружения в него с повторением малоассоциируемых аудиальных стереотипов и релаксацией, на­пример: «Сейчас я начну повторять свой код (мантру, стереотип или др., в зависимости от индивидуальных особенностей зани­мающегося), и постепенно у меня возникнет состояние покоя и расслабления. С каждым повторением кода, с каждым своим сло­вом я буду погружаться все глубже и глубже в целебное состоя­ние до той степени, которая будет нужна мне именно сегодня, сейчас, здесь». Если стереотип повторяют неопределенное коли­чество раз, можно включить в структуру текста планирование погружения к подсчету определенного количества цифр, напри-

мер: «...параллельно я буду считать, и к цифре 20 возникнет нуж­ное мне состояние». Счет производят с паузами, во время кото­рых повторяют малоассоциируемые звукосочетания.

Текст второй программы пациент проговаривает непосредст­венно перед сеансом самогипноза, после первой программы и далее в процессе выполнения процедуры релаксации и самогип­нотизации.

На этом этапе производят самовнушение ощущений рас­слабления, тяжести, тепла, невесомости, подкрепляя их соответ­ствующим набором сенсорно-символических представлений.

Третья программа содержит в себе наиболее значимые элементы и заключается в самовнушении и укреплении желае­мого состояния на этапе состоявшегося погружения в аутогип-нотический транс, который обеспечивает эффективное усвоение информации. Например: «Моя радость все больше заполняет ме­ня...», а через некоторое время: «Радость, устойчивая радость! Устойчивое хорошее настроение! Выдержу любые стрессы! За­щита радостью! Защита оптимизмом!» и т. п. Или: «Чувство страха исчезает, оставляет меня навсегда...», затем: «Спокоен! Уверен в себе! Равнодушен, безразличен к...» и т. д. Особенно важно провести аутосуггестию адаптивных когнитивно-поведен­ческих стратегий. Здесь также периодически повторяют свою «мантру», репродуцируют соответствующие образы.

После реализации третьей программы выдерживают не­большую паузу (1-5 минут) с пассивной концентрацией внима­ния и повторением малоассоциируемого аудиального стереотипа, которое может иметь характер слаборазличимого звукового фона.

Четвертая программа представляет собой постгипнотиче­ское самовнушение, содержащее фразы и усиливающие их сен­сорно-символические компоненты, утверждающие, что желаемое состояние достигнуто и всегда будет легко достигаться в нужное время в нужном месте, об усилении и ускорении с каждым сеан­сом гипнотического и лечебного эффекта и о возможности само­регуляции в проблемных ситуациях.

Таким образом, первая программа постулирует достижение желаемого состояния за счет МАС-регуляции и произносится пе-

ред сеансом, вторая следует за ней, охватывает начало сеанса щ процесс погружения в транс, утверждает и усиливает действие применяемых манипуляций. Третья, наиболее важная, патогене­тически значимая программа, применяется в состоянии глубокого самогипноза, фиксирует и усиливает лечебный эффект. Четвертая является постгипнотическим самовнушением и распространяет свое влияние на будущее. С учетом индивидуальных особенно­стей каждая из этих программ может быть исключительно вер­бальной или сочетаться с доступным объемом сенсорно-образной репродукции.

После формулировки совместно с пациентом вербальных и сенсорно-образных аутосуггестивных программ приступают не­посредственно к МАС-регуляции. Первые обучающие сеансы (от одного до трех) проводят под руководством психотерапевта лежа или сидя в удобной позе на стуле или в кресле в помещении с от­носительной звукоизоляцией, с закрытыми глазами, на фоне по­вторения пациентом выбранного малоассоциируемого аудиаль-ного стереотипа и с использованием приемов образного пред­ставления и/или счета. Психотерапевт при этом дает инструкции, проговаривает подготовленные тексты (гетеросуггестия), давая пациенту возможность повторять их про себя, наблюдает за ди­намикой состояния пациента и т. д., осуществляя по сути гипно­тизацию, которая значительно ускоряет овладение методом.

Для убеждения занимающегося в том, что процесс идет «как надо», и для создания индивидуального стиля целесообразно предлагать многовариативность возможных ощущений, выделяя интонацией, с помощью пауз или пассов наиболее выгодные из них для погружения в транс, а также называя лишь варианты усиления ощущений, например: «Расслабление может быть... разным у разных людей...», «Каждый погружается в самогип­ноз... по-своему...», «Определенные... части тела могут рассла­биться... другие... могут расслабиться еще больше...». Может быть использован стиль креативного гипноза (см. метод «Креа­тивный гипноз»).

Перед проведением сеанса пациент проговаривает первую программу, затем вторую, продолжая повторять ее в процессе самогипнотизации, и визуализирует адекватные образы, символы.

Погружение в гипнотический транс начинают с внушения ощущения расслабления лица путем прямых указаний («Рассла­бить мышцы головы: лица, лба, глаз, щек, расслабить губы, язык»). Затем расслабляют последовательно сверху вниз мышцы шеи, плечи, руки, туловище, мышцы тазовой зоны, бедра, колен­ные суставы, голени, стопы. Использование направления сверху вниз при релаксации ускоряет ее, так как верхние части тела бо­лее иннервированы по сравнению с нижними и имеют большую площадь корковых представительств. Расслабление их дает больший седативный эффект. В конце расслабления после лока­лизованных, детализирующих формул дают генерализованное внушение: «Все тело расслабленное, мягкое, спокойное».

Далее внушают появление ощущения тяжести сразу в двух руках, потом в туловище, ногах («руки тяжелые», «туловище тя­желое», «ноги тяжелые»). Тяжесть может быть названа «свинцо­вой», «непреодолимой» и т. п. После локализованных внушений, вызывают ощущение тяжести во всем теле: «Все тело тяжелое, свинцовое, своим весом давит на все, с чем соприкасается». Здесь также эффективна многовариативность формулировок с выделе­нием более выгодных для создания транса ощущений, фиксация внимания на ощущениях, связанных с осознанием собственного веса, ощущением соприкосновения, давления тяжелеющих частей тела в зонах их контакта с креслом, стулом, диваном, полом и др. Для ускорения реализации ощущений расслабления и тяже­сти их связывают с ритмом дыхания, в данном случае с выдохом: «С каждым выдохом расслабление (тяжесть) усиливается, тело оседает, расслабляется (тяжелеет) все больше и больше...», «С каждым выдохом погружаюсь все дальше и дальше в целебное состояние...».

Далее внушают появление ощущения тепла сразу в двух кис­тях рук, затем в руках, спине, животе, обеих стопах, ногах: «Кис­ти рук (руки, спина, живот стопы, ноги) согреваются...», «Кисти рук (руки, живот, стопы, ноги) теплые», «Тепло струится, щеко­чет, пульсирует, распирает» и т. п. Дают аналогии с распариванием конечностей в горячей воде, ощущением согревания после моро­за в теплом помещении, действием теплой грелки, теплого (горя­чего) песка на летнем пляже и т. п.

В конце этого этапа внушают «генерализованное» тепло - во всем теле: «Все тело теплое, согрета каждая клеточка, тело теп­лое, тяжелое, мягкое...». Здесь, как и на предыдущих этапах, ис­пользование многовариативности формулировок с выделением более значимых является целесообразным.

Затем внушают ощущение невесомости, легкости: «На этом этапе легко... можно пофантазировать об облаках - легких... свет­лых... чистых... парящих в высоте... свободных от суеты... Или подумать о птицах, летящих в высоте... там, где облака... о парящих, легких птицах... Или представить перышко - легкое перышко... или паутинку... пылинку... или воздушный шарик... их легко переносит ветер... и поднимает вверх... Это легко может получиться... И тело легко... может стать легким... воздушным... парящим... свободным... Легко стать легким... Легко стать лег­ким... Легкость... может появиться сразу во всем теле или в ка­кой-то части его... Тело легкое... воздушное... парящее... невесо­мое... Легкое, как облако... чистое, светлое облако... парящее в высоте... свободное, как птица... Легкое, как перышко... как пау­тинка... как пылинка... Легкое... как воздушный шарик... подни­мающийся все выше и выше... вверх... в высоту... Легко стать легким... Легко стать легким... И сейчас можно... не чувствовать в теле ничего... как будто тело растворилось... в тумане и покое... растворилось полностью... или какая-то часть его растворилась в тумане... покое... Невесомое... воздушное... легкое... свободное тело... И можно задуматься, где находятся руки или ноги... И можно не чувствовать ничего... И наслаждаться этим покоем... этой свободой... легкостью... этим светлым покоем...».

Для стимуляции возникновения ощущения легкости изме­няют фиксацию на ритме дыхания - концентрируют внимание на фазе вдоха, удлиняя его. Могут быть также использованы пред­ставления исчезновения опоры, замещения опоры светом, паре­ния в его лучах, прозрачность тела (см. «Креативный гипноз»).

На каждом этапе пациенту дают инструкции и время для представления субъективно значимых образов.

Процедуру аутогипнотизации проводят в дальнейшем с ус­корением и укорочением времени погружения за счет проговари-вания все меньшего количества слов, использования все более

коротких, обобщающих, емких фраз и образов и достижения ге­нерализованных ощущений сразу во всем теле.

После погружения пациента в гипнотическое состояние дос­таточной глубины вербализуют (в дальнейшем это самостоятель­но делает пациент) наиболее значимые формулы лечебного само­внушения третьей программы. В паузах повторяют малоассоции-руемый аудиальный стереотип, визуализируют образы и симво­лы, которые связывают с желаемым состоянием. Затем выдержи­вают паузу, в течение которой занимающийся отдыхает, находясь в состоянии пассивной концентрации, наблюдая за спонтанными образами и телесными ощущениями. Аутогипнотическое состоя­ние удерживают запланированное время. Перед выходом из него проговаривается постгипнотическое самовнушение (четвертая программа).

Для выхода из состояния транса внушают себе появление бодрости, свежести, прохлады в голове, прохлады и свежести в ротовой и носовой полости при соответственно ротовом и носо­вом дыхании и удлинении вдоха. Однако если необходимо со­хранить состояние покоя, расслабления и т. п., то тонизирующие самовнушения не проводят, занятие в этом случае заканчивают тождественным самовнушением: «Сохраню спокойствие и рас­слабление, через... секунд (минут) открою глаза». Может быть использован также счет в обратном порядке (для исключения па­раллели с прямой последовательностью цифр при погружении), например, от 10 до 1. Цифру «0» лучше не использовать в связи с ее символическим «обнуляющим» эффектом, на который может «откликнуться» подсознание.

Продолжительность первых сеансов составляет 30-40 минут, рекомендуемая частота - 2-3 раза в неделю. Под руководством врача проводят 1-3 обучающих сеанса, в процессе которых практи­чески все занимающиеся осваивают МАС-метод психической са­морегуляции. Пациенту не навязывают жесткого содержания гип­нотизирующих текстов. Нет также необходимости добиваться реа­лизации промежуточных самовнушений (например, тяжести), если легко возникают более глубокие ощущения и стадии аутотранса.

Постепенно сокращая время погружения, переходя к обоб­щающим формулам начинают занятия с открытыми глазами, в

условиях помех, во время ходьбы, при занятиях чем-либо, в про­цессе общения с окружающими. В ходе освоения МАС-метода больного постоянно настраивают на применение полученных на­выков в реальной жизни, в т. ч. в проблемных ситуациях, при непо­средственном воздействии психотравмирующих факторов, неза­метно для окружающих, без прекращения основной деятельности или общения.

Для этих целей проводят «тренинг адаптации» - моделируют сложные ситуации при визуализации, а затем в ролевом тренинге с участием психотерапевтической группы или без таковой (в послед­нем случае развитию проблемного сюжета помогает психотера­певт). В процессе имитации контакта с психотравмирующими фак­торами совершенствуют полученные навыки управления собой.

В итоге пациент развивает в себе способность достигать в любых условиях нужного состояния за весьма короткий срок -от 1-5 минут до нескольких секунд. Однако при желании в це­лебном состоянии самогипноза он может находиться более дли­тельное время.

Для успешной адаптации к сложным микросоциальным, со­циальным и профессиональным условиям очень важными момен­тами являются:

- опережающий характер психической саморегуляции на ос­нове прогноза развития событий и отношений - подготовка себя к сложным ситуациям, заблаговременное самовнушение жела­тельного состояния;

- синхронные психологические самовоздействия параллель­но развитию ситуации.

Одним из примеров применения МАС-метода может слу­жить опыт лечения пациента А., 32 лет, с тревожно-фобическим расстройством: лиссофобией, суицидофобией (дезадаптивно-ин-тегрированный гиперактуализирующий, малодифференцирован-ный антагонистический, негативно-интерпретирующий когни-тип). Среди характерологических особенностей пациента выде­лялись: склонность к сомнениям и колебаниям, черты тревожной мнительности, застенчивости, педантизма.

Состояние резко ухудшилось в последние два месяца, вскоре после того, как узнал, что бывшая хозяйка купленной им кварти­ры покончила с собой - выбросилась с балкона. Наутро после алкогольного эксцесса, на фоне типичных соматопсихических последствий алкогольной интоксикации пациент вдруг по-новому осознал историю приобретенной квартиры. Появились опасения: не может ли и он покончить с собой аналогичным образом. По­дошел к балкону - возникло сильное чувство страха, сердцебие­ние, потливость, тремор конечностей. В панике быстро собрался и убежал на работу.

Мысль о возможности самоубийства стала преследовать его, приобрела навязчивый характер, состояние обострялось к вечеру, когда необходимо было после работы идти домой. Снизилось на­строение, стал раздражительным, понимал всю абсурдность сво­его страха, пытался бороться с ним, но безуспешно, периодиче­ски думал, что уж лучше действительно покончить с собой, чем так мучиться. Переехал жить к родственникам.

При обсуждении ряда тем, касающихся межличностных от­ношений, психологии поведения, психической саморегуляции и психического здоровья, высказал ряд мыслей, в основе которых были идентифицированы следующие дезадаптивные концепции:

1. «Дурной пример заразителен».

2. «Потерять контроль над собой - значит сойти с ума».

3. «Сумасшедшие могут покончить с собой».

4. «Сумасшествие само по себе - смерть, психическая смерть».

5. «Чувство страха, сомнения и тревожность - это и есть при­знаки потери контроля над собой, это и есть признаки начала су­масшествия, предвестники физической или психической смерти».

6. «Психика человека способна выкинуть любую штуку, ра­зум держится на волоске, значит, и моя психика способна выки­нуть любую штуку и мой разум держится на волоске. Сойти с ума - пара пустяков».

Интегративным выражением этих концептуальных построе­ний была ядерная дезадаптивная концепция:

7. «Никому нельзя доверять до конца, и себе нельзя дове­рять».

Патогенетическое соотношение симптомов и особенностей личности было представлено следующим образом.

1. Неадекватные, дезадаптирующие концепции касающиеся психологии человека, психического здоровья, межличностных отношений.

2. Мнительность, тревожность, неуверенность в себе, чувст­во собственной уязвимости, глобальная боязнь и жизни и смерти.

3. Ложная идентификация себя - хозяина квартиры - с быв­шей хозяйкой на фоне функционального ослабления ЦНС из-за последствий алкогольной интоксикации.

5. Мысли о возможности покончить с собой.

6. Актуализация дезадаптивных концепций.

7. Усиление неуверенности в своих способностях контроли­ровать собственное поведение.

8. Узконаправленные, ситуационно и тематически опреде­ленные тревожность, страх, панические состояния.

9. Фиксация отклонений, формирование навязчивости на фо­не характерологической инертности.

10. Возврат к уровню 1, формирование «замкнутого круга».

С пациентом был проведен ряд когнитивно-ориентиро­ванных дискуссий, в процессе которых демонстрировалась пол­ная безосновательность его страхов и были объяснены механиз­мы формирования заболевания с учетом описанной выше патоге­нетической иерархии симптомов и особенностей личности. Было отмечено отсутствие у него наследственной отягощенное™ и признаков органического поражения ЦНС как факторов, благо­приятных для быстрого избавления от заболевания. Указывалось на роль концептуально ориентированного мышления, самосозна­ния, самовнушения и санкционирования деятельности как основы нормальных и психогенно измененных эмоций. Основной объем когнитивных воздействий направлялся на коррекцию дезадапти­рующих концепций.

Были сформулированы альтернативные концепции, включая ядерную, которые больной достаточно быстро принял:

1. «Дурной пример относителен. Поведение, жизнь и смерть других людей влияют на нас в ограниченных пределах - лишь в той степени, в которой мы этого хотим, настолько, насколько мы это разрешаем. Человек не песок и не глина, чтобы на нем слепо, напрямую отпечатывались следы других людей. Мы можем, что-то запомнить, но для того чтобы копировать это, повторять глу­пости других людей необходимо наше собственное разрешение самому себе. Таким образом, мы сильнее других».

2. «Потерять контроль над собой невозможно. Всегда остает­ся внутренний контролер, внутренние саморазрешения, санкции, программирование поведения. Даже при самых тяжелых психо­зах, даже при галлюцинаторно-бредовых состояниях, даже при слабоумии человек сохраняет контроль над собой. В каждом слу­чае есть внутренние саморазрешения, санкции, программирова­ние поведения. Сойти с ума - это значит принять для себя другую точку отсчета, другие программы и другие критерии оценки сво­его поведения. Поэтому нет смысла бояться потери самоконтро­ля, его потерять невозможно, пока человек жив.

Более того, наличие страха потерять контроль над собой ха­рактерно для невротических расстройств, невротической навязчи­вости, этого не наблюдается при психозах. Неврозы - это неврозы. Психозы - это психозы. Между ними непреодолимая граница. У Вас невроз, он может протекать волнообразно, но всегда останет­ся лишь неврозом. Другое исключено. Так Вы устроены, такова Ваша наследственность, таковы Ваши гены, таков Ваш мозг.

Можно смело и даже с удовольствием бояться потерять кон­троль над собой, потому что потерять его невозможно. То, что невозможно, - перестает пугать. Вы ни разу за все время не поте­ряли над собой контроль, Вы действовали только так, как хотели, как программировали себя, как себе разрешали. Для того чтобы контролировать себя, не надо прилагать никаких усилий - это происходит само собой, тем более у Вас».

3. «Сумасшедшие могут покончить с собой, и не сумасшед­шие могут покончить с собой. Подумать на эту тему может каж­дый человек, но с собой могут покончить только те, кто решает это сделать, кто хочет это сделать, кто осознанно делает этот вы­бор, без всякой паники, без страха. Для Вас это исключено. Те, у кого паника или страх, и те, кто не хочет это сделать, никогда не совершают самоубийств. Поэтому с радостью паникуйте, Вам ничего не угрожает».

4. «Сумасшествие это не смерть и тем более не психическая смерть. Это другая жизнь, может даже более счастливая или более интересная, чем обычная жизнь. Иногда это сразу две жизни - од­на в другой, нормальная в ненормальной. Однако есть смерть са­мого сумасшествия, потому, что оно бывает только временным. Сумасшествие как жизнь слабее и короче жизни нормальной, по­тому что есть сотни лекарств. Сумасшествие эффективно лечится. Только старческий маразм необратим, однако его можно преду­предить с помощью приема профилактических средств, правиль­ного образа жизни и правильного питания, исключающего разви­тие атеросклероза сосудов головного мозга».

5. «Чувство страха, сомнения и тревожность - это признаки избыточного контроля над собой, это перестраховка, принятие избыточных, ненужных защитных мер. Это признаки антисума­сшествия, чрезмерной защиты своего здоровья. Вы гипертрофи­ровали свою способность быть психически здоровым, и это стало для Вас обременительным так же, как обременительной может стать избыточная масса тела, связанная с избыточной потребно­стью быть сытым.

Чувство страха, сомнения и тревожность это предвестники хорошей, спокойной физической и психической жизни, потому что страх, сомнения и тревожность надоедают, утомляют и чело­век рано или поздно избавляется от них, как Вы, например, при­шли, чтобы избавиться от них, и избавитесь, будете жить хорошо и спокойно».

6. «Психика человека способна выкинуть лишь ту «штуку», к которой предрасположен данный человек. Разум держится не на волоске, а на канатах, прочных цепях генетической или приобре­тенной предрасположенности, которая связана с последствиями приобретенных поражений головного мозга. Все можно заранее прогнозировать с помощью генетического, психологического, электрофизиологического, магнитно-ядерного резонансного ис­следования и многих других. Но чаще всего хватает клиническо­го собеседования и анализа прошлого. Ваш разум никаких других «штук», кроме панических состояний и мнительности выкиды-

вать не будет. Никогда. Так Вы устроены. Как бы Вы не стара­лись, Вы никогда не сойдете с ума, потому что Ваш разум дер­жится на прочных цепях Вашей хорошей наследственности и хо­рошего состояния Вашего мозга».

7. Интегративная адаптивная ядерная концепция в противо­положность дезадаптивной («Никому нельзя доверять до конца, и себе нельзя доверять») была сформулирована таким образом:

«Наша жизнь связана с доверием, и Вы на самом деле постоян­но доверяете людям и даже техническим средствам - Вы привык­ли это делать, это Ваша основная линия жизни.

Вы доверяете архитекторам и строителям зданий, в которых бываете, доверяете изготовителям вашей одежды, строителям мет­ро, разработчикам различных видов транспорта и людям, которые им управляют, военным и милиционерам, которые нас берегут.

Вы не носите с собой оружие, доверяете коллегам по работе, потому что не устраиваете никаких склок, доверяете бухгалтеру, сантехнику, стоматологу, изготовителям хлеба, молока и других продуктов, поварам в кафе и ресторанах, доверяете природе, по­тому что уверены, что летом не будет зимы и, наоборот, и т. д.

Доверие - основа Вашей жизни.

Только в детстве несколько раз обманули Вы и несколько раз обманули Вас, обманули Ваше доверие. А далее Вас ни разу ни­кто не обманывал и Вы никого не обманывали. Обманы прави­тельства относятся к другой категории явлений.

Мы не называем весну зимой, если весной вдруг похолодает и выпадает снег. И зиму мы не называем весной, если зимой вдруг потеплеет. И если у человека есть темная родинка, мы не считаем его негром. А если нам попался испорченный фрукт, мы не считаем, что все фрукты на свете испорчены.

Поэтому лишь по ошибке, по наивности Вы утверждали, что никому нельзя доверять. Можно доверять, и вы уже доверяете. Вся Ваша жизнь построена на доверии. И Вам другие доверяют, и их Вы ни разу не подвели.

И себе Вы доверяете: доверяете ходить, переходить улицу, смотреть в окно, принимать пищу, пережевывать ее и глотать. Доверяете себе пользоваться острыми предметами, электричеством, ездить на велосипеде и автомобиле, общаться с другими людьми, выступать на собраниях и совещаниях, плавать и нырять в бассейне, море и реке и другихводоемах.

Вся Ваша жизнь построена на доверии к себе, и Вы себя ни разу не подвели. В сознательном возрасте Вы никому не сделали ничего плохого и Вам не никто не сделал ничего плохого. А если Вы и забыли о каком-нибудь одном или нескольких подобных фактах - все равно преобладает хорошее. Разумность и порядок управляют и человечеством, и природой.

Можно смело доверять жизни, другим людям и себе. Можно доверять и проверять, но все равно на первом месте - доверять, а не проверять. Особенно себе - у Вас прекрасный интеллект, Вы осторожный человек, Вы обаятельный человек и умеете общаться с людьми, у вас хорошо идут дела. Кроме того, Вы перестрахов­щик - уж Вы-то точно для себя не сделаете ничего плохого -только хорошее».

В качестве компактного варианта адаптивной ядерной кон­цепции, который предложил сам пациент, был выб







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.