|
Российская Е.Н., Гаранина Л.А.Стр 1 из 9Следующая ⇒ Российская Е.Н., Гаранина Л.А. Р 75 Произносительная сторона речи: Практический курс. — М.: АРКТИ, 2003. — 104 с. (Биб-ка практикующего логопеда) ISBN 5-89415-299-2 Учебное пособие соответствует программе дисциплины «Логопедия» и является практическим курсом к ее основным разделам: «Теоретические и методологические основы логопедии», «Дислалия», «Фонетико-фонематические нарушения речи». Адресовано студентам дефектологических факультетов вузов, обучающихся по специальностям «Логопедия» и «Олигофренопедагогика». УДК 376 ББК 74.3
© Российская Е.Н., Гаранина Л.А., 2003 ©АРКТИ, 2003 ВВЕДЕНИЕ Данное учебное пособие является практическим курсом к дисциплинам: — «Логопедия» (разделы: «Теоретические и методологи — «Логопедические технологии»; — «Логопедический практикум»; — «Психолого-педагогическая диагностика детей с на — «Педагогические системы воспитания и обучения Пособие адресовано студентам дефектологических факультетов, обучающихся по специальностям «Логопедия» и «Олигофренопедагогика». Узловые моменты и основные понятия, а также вопросы, задания, варианты тестовых контрольных работ и практические задачи по каждой теме определяют круг знаний и практических умений, которыми должны овладеть студенты в процессе изучения курса логопедии. Цель данного учебного пособия — совершенствование профессиональной подготовки студентов, обучающихся по вышеуказанным специальностям, с учетом квалификационных требований Государственного образовательного стандарта нового поколения. Этим объясняется включение в пособие тем, связанных с общими вопросами культуры речи, интонации, классификаций фонем русского языка и др. Для повышения эффективности усвоения студентами учебной информации в пособии широко использованы приемы знакового моделирования (схемы, таблицы, рисунки и др.). Использование предлагаемого пособия возможно как в ходе аудиторных занятий, так и в процессе организации самостоятельной работы студентов. Поиски ответов на вопросы, выполнение заданий и решение практически ориентированных задач, которые включены в каждую тему, способствуют глубокому овладению знаниями по логопедии. Семинарское занятие № 1 ОПОРНЫЕ ЗВУКИ
Примечание. Также для [л] опорным является гласный звук [ы], который обеспечивает подъем средне-задней части языка к нёбу. Для [р] опорным звуком также является звук [з], который способствует формированию сильной воздушной струи, направленной по центру языка, и мелкой вибрации кончика языка. В качестве опорного звука для постановки [с] наряду с [ф] успешно используется гласный [и], который вырабатывает зазубное положение языка, характерное для правильной артикуляции свистящих звуков. Дополнительные вопросы 1. Как образуются следующие звуки речи: — гласные; — язычные; — губно-губные и губно-зубные; — носовые; — глухие (шумные);
— мягкие?
2. Как известно, звуки русского языка резонируют в различ 3. На какие группы по участию голоса делятся все звуки 4. Как изменяется звук, если в его артикуляционном укла
языка, а все остальные артикуляционные характеристики остаются прежними? 5. Ответьте на вопросы карточек программированного контроля.*
Карточка 1.3. Выберите и выпишите номера характеристик, соответствующих звуку [л]. При разработке карточек было использовано пособие: Фомичева М.Ф., Оганесян Е.В. Введение в логопедию. Часть 1: Материалы для практического усвоения системы фонем русского языка. — М., 1996. Карточка 1.4. Выберите и выпишите номера характеристик, соответствующих звуку [ц]. Карточка 1.5. Выберите и выпишите номера характеристик, соответствующих звуку [з]. Карточка 1.6. Выберите и выпишите номера характеристик, соответствующих звуку [х]. Карточка 1.7. Выберите и выпишите номера характеристик, соответствующих звуку [р'].
1. Согласный. 2. Носовой. 3. Ротовой. 4. Глухой. 5. Щелевой. 6. Смычно-взрывной. 7. Смычно-щелевой. 8. Дрожащий. 9. Переднеязычный.
1. Согласный. 2. Ротовой. 3. Сонорный. 4. Звонкий. 5. Щелевой. 6. Смычно-проходной. 7. Губно-зубной. 8. Переднеязычный. 9. Твердый.
1. Согласный. 2. Ротовой. 3. Сонорный. 4. Звонкий. 5. Глухой. 6. Щелевой. 7. Среднеязычный. 8. Заднеязычный. 9. Твердый.
1. Согласный. 2. Носовой. 3. Ротовой. 4. Сонорный. 5. Глухой. 6. Дрожащий. 7. Переднеязычный. 8. Губно-зубной. 9. Губно-губной.
Карточка 1.8. Выберите и выпишите номера характеристик, 1. Согласный, 3. Сонорный. 4. Звонкий. 5. Щелевой. 6. Смычно-взрывной. 7. Губно-губной. 8. Переднеязычный. 9. Заднеязычный. Карточка 1.9. Выберите и выпишите номера характеристик, соответствующих звуку [л']. Карточка 1.10. Выберите и выпишите номера характеристик, соответствующих звуку [ж]. Карточка 1.12. Выберите и выпишите номера характеристик, 1. Согласный, 3. Ротовой. 4. Глухой. 5. Щелевой. 6. Смычно-взрывной. 7. Смычно-щелевой. 8. Смычно-проходной. 9. Дрожащий. Карточка 1.13. Выберите и выпишите номера характеристик, 1. Гласный, 3. Носовой. 4.. Ротовой. 5. Глухой. 6. Щелевой. 7. Смычно-взрывной. 8. Смычно-щелевой. 9. Дрожащий. Карточка 1.14. Выберите и выпишите номера характеристик, 1. Согласный, 3. Ротовой. 4. Сонорный. 5. Глухой. 6. Дрожащий. 7. Переднеязычный. 8. Твердый. 9. Мягкий.
Карточка 1.11. Выберите и выпишите номера характеристик, 1. Гласный, 3. Ротовой. 4. Сонорный. 5. Звонкий. 6. Глухой. 7. Смычно-взрывной. 8. Заднеязычный. 9. Твердый. Карточка 1.15. Выберите и выпишите номера характеристик, 1. Согласный, 3. Ротовой. 4. Сонорный. 5. Звонкий. 6. Глухой. 7. Щелевой. 8. Переднеязычный. 9. Мягкий.
Практические задания 1. Законспектируйте главу 2 книги: Гранин Г.Г., Бондарен- С. 35-48. 2. Подберите игры и упражнения на развитие силы и высо Рекомендуемый библиографический список 1. Акишина АА., Барановская ФА. Русская фонетика. — М., 1990. 2. Гамезо М.В., Домашенко И А. Атлас по психологии. — М., 2001. 3. Гранин Г.Г., Бондаренко СМ., Концевая Л А. Секреты ор 4. Зиндер Л.Р. Общая фонетика. — М., 1979. 5. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и 6. Лингвистический энциклопедический словарь/ Гл. ред. 7. Постникова И.И., Подгорецкая И.М. Фонетика — это ин 9. Реформатский АА. Введение в языковедение. — М., 1997. 10. Речь. Речь. Речь/ Под ред. Т.А. Ладыженской. — М., 1983. 11. Фомичева М.Ф., Оганесян Е.В. Введение в логопедию. 12. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произ 13. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. — М., 2000. 14. Хватцев М.Е. Логопедия. — М., 1996. 15. Черемисина-Ениколопова Н.В. Законы и правила русской Семинарское занятие № 2 НАРУШЕНИЯ ЗВУК0ПР0ИЗН0ШЕНИЯ План 1. Физиологические и патологические нарушения звукопро- 2. Характеристика нарушений произношения звуков: а) распространенность и частотность нарушений звуко- б) виды нарушений звукопроизношения по количеству в) формы и уровни. 3. Лингвистическая характеристика недостатков звукопро Методические указания и дополнительный материал Цель работы над темой — знакомство с возможными нарушениями звукопроизношения, их характеристиками в зависимости от вида, формы и структуры дефекта. Готовясь к ответу по первому пункту плана, обратите внимание на то, что неправильное звукопроизношение является одним из самых распространенных проявлений речевой патологии. Дефекты звукопроизношения могут являться как самостоятельными дефектами речи, так и частью других, более сложных речевых нарушений (дизартрии, алалии и др.). Патологические нарушения следует отделять от временных (физиологических) нарушений произношения звуков, обусловленных недостаточной сформированностью фонематического слуха или артикуляционного аппарата. При нормальных условиях воспитания, когда ребенок получает от взрослых правильные образцы речи, когда проводится систематическая работа по формированию правильного произношения, способствующая усвоению ребенком фонетической системы языка, развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов, физиологически обусловленное нарушение звукопроизношения устраняется предположительно к концу пятого года жизни. Резкое несоответствие особенностей произношения его возрастным нормам и стойкость неправильных форм произношения характерны для различных случаев патологии. Они могут быть обусловлены как нарушениями фонематического слуха, артикуляционного аппарата, так и расстройствами ней- родинамики (недостаточной дифференцировкой процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга), несформиро-ванностью межанализаторных связей. Нарушения звукопроизношения требуют специальной логопедической помощи ребенку, и от ее своевременности будет зависеть успешная подготовка его к обучению в школе (Г.А. Каше, Г.В. Чиркина, М.Ф. Фомичева). При характеристике нарушений произношения звуков следует отметить, что неправильно произносить ребенок может любой звук. Чаще всего это относится к группам: свистящих — 22 %, шипящих — 24 %, [р] — 26 %, [л] — 10 %, звонких — 4,5 %, задне-язычных — 1 % (по данным М.А. Александровской). Указанная закономерность в распределении дефектов произношения связана с большей или меньшей сложностью артикуляционной работы, необходимой для произношения этих звуков, и сложностью их звучания. Дефекты озвончения, смягчения, йотации и задненёбных звуков наблюдаются значительно реже. Дефекты искажения таких простых звуков, как [м], [н], [т], [п], и особенно гласных, наблюдаются очень редко (например, при снижении слуха). Чем сложнее звук, тем позже и труднее устанавливается у ребенка его правильное произношение и тем многообразнее будут дефекты произношения. Так, звук [т] может или смягчаться или заменяться звуками [п] или [к], а вариантов нарушения произношения звука [р] насчитывается свыше 20. Если у детей нарушается только одна группа звуков, например только шипящие или только сонорные, то такое нарушение звукопроизношения определяется как простое (частичное), или мономорфное. Если у детей нарушаются одновременно две или несколько групп звуков, например свистящие, сонорные и шипящие, то такое нарушение звукопроизношения определяется как сложное (диффузное), или полиморфное (схема 2.1). Схема 2.1 Формы нарушения звуков 1. Отсутствие звука обусловлено несформированностью пра 2. Искажение звука, т.е. звук не исключается из слова, а
боковой
[с] - межзубный носовой
Причиной искаженного произношения звуков, как и их отсутствия, является недостаточная сформированность или нарушение артикуляционной моторики. Подобные дефекты являются фонетическими, или моторными. 3. Замена одного звука другим, имеющимся в фонетической системе родного языка. Например, лыба (рыба), дада (дядя) — схема 2.2.
Схема 2.2 Замена звуков, одинаковых по способу образования и по активно действующему органу артикуляции и различных по признаку твердости/мягкости: [т'] = [т] Замена одного звука другим объясняется недостаточной сформированностью как артикуляционной моторики (в результате чего с правильной артикуляцией данного звука ребенок не
справляется), так и несовершенством фонематического слуха (в результате чего данный звук заменяется другим, отличающимся по артикуляционным или акустическим признакам). Поэтому замены по структуре являются фонетико-фонемати-ческими нарушениями. В логопедии выделены 3 уровня неправильного звукопроиз- ношения: 1-й уровень: полное неумение произнести звук или всю группу звуков; 2-й уровень: неправильное произношение звуков в речевом потоке при наличии умения правильно произносить их изолированно или в отдельных словах; 3-й уровень: недостаточное дифференцирование — смешение двух близких по звучанию или по артикуляции звуков при умении правильно произносить их изолированно. Большинство авторов (Ф.А. Pay, M.E. Хватцев, О.В. Правди-на и др.) рассматривают смешение как уровень неправильного произношения, который характеризуется тем, что ребенок может правильно произносить звук изолированно, в слогах, словах и даже при повторении фраз, но в речевом потоке смешивает его с другими, артикуляторно или акустически близкими звуками. Другие авторы считают смешение формой нарушения зву-копроизношения, имеющей фонематический (фонологический) характер (Ф.Ф. Pay, P.E. Левина, В.И. Селиверстов и др.). Достаточно обоснованной является и такая точка зрения, согласно которой при рассмотрении смешения необходимо учитывать, на какой стадии работы с ребенком логопед обнаружил данное явление. Если смешение выявлено в ходе первичного обследования, то оно может быть рассмотрено как форма нарушения звукопроизно-шения с логопедическим заключением «Фонематическое недоразвитие». В случае когда смешение начинает проявляться в конце этапа автоматизации звука, данное явление следует рассматривать как 3-й уровень неправильного звукопроизношения. Раскрывая лингвистическую характеристику недостатков звукопроизношения, обратите внимание на то, что нарушения групп звуков обозначаются терминами, образованными от названий греческих букв, соответствующих основному звуку каждой группы: — фонетические нарушения свистящих и шипящих звуков называются сигматизмом — от названия греческой буквы «сигма», обозначающей звук [с], а фонети-ко-фонематические нарушения в этих группах (напри-
мер, замены шипящих звуков свистящими и др.) — парасигматизмом; — фонетические нарушения звуков [л] и [л'] называются — фонетические нарушения звуков [р]и [р'] называются — фонетические нарушения звука [й] называются йота- — фонетические нарушения заднеязычных звуков называ Нарушения групп звонких и мягких согласных звуков специальных терминов не имеют. Их называют дефектами: — озвончения и оглушения; — смягчения и твердости согласных звуков. Дополнительные вопросы 1. Объясните, почему устранение иностранного акцента и 2. Назовите признаки патологических нарушений звукопро 3. Какие группы звуков обычно бывают нарушены у детей? 4. Чем отличается простое нарушение звукопроизношения 5. Чем характеризуются фонетические нарушения звуко 6. Чем характеризуются фонетико-фонематические наруше 7. Приведите примеры фонематических нарушений звуко 8. Ответьте на вопросы карточек программированного конт 2. Назовите сходства и различия фонетических и фонетико-фонематических нарушений речи. Материал, проиллюстрированный примерами, оформите в виде таблицы.
1. Самостоятельно не исчезают, а закреп 2. Безграмотность речи. 3. Несоответствие возрасту говорящего. 4. Оказывают отрицательное влияние на 5. Являются диалектными особен
1) [с] — межзубный; 2) [р] — горловой; 3) отсутствие звука [л] в речи; 4) замена [т] = [с]; 5) [л] - двугубный.
6) замена [т'] = [т]; 7) смешение [ш] = [с]; 8) [л] — двугубный; 9) отсугствие звука [р] в речи; 10)замена [р] = [л].
Карточка 2.4. Фонематическим дефектом является: в речи; Практические задания 1. Разработайте содержание беседы с родителями, в которой в убедительной форме обоснуйте необходимость устранения нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте. 3. Решите задачи практического характера. Задача 2.1. На приеме у логопеда — ребенок шести лет с мамой, которая жалуется на «плохую», малопонятную речь сына. При обследовании произносительной стороны речи отмечаются одноударный [р], межзубные свистящие звуки. Комбинации слогов: ca-за-са; ко-го-ко; ca-шa-ca и др. повторяет правильно. Общий звук в словах сова, пылесос, слон, стол; рог, пирожное, портной, мир и т.д. выделяет без ошибок. В указании предметных картинок на слова-паронимы затруднений не испытывает. Сформулируйте логопедическое заключение. Задача 2.2. В результате проведенного обследования речи ребенка 5,5 лет логопедом отмечена замена звука [л] на [в], нарушение фонематического слуха, проявляющееся в затруднении воспроизведения комбинации слогов: ла-ва-ла, вы-лы-вы. Какое логопедическое заключение соответствует описанным выше нарушениям? Задача 2.3. Во время диспансерного обследования детей перед школой у мальчика из семьи дипломатов, который родился и воспитывался в Великобритании, были обнаружены искажения звуков: [Р], [Р'] — одноударные; [с], [с'], [з], [з'], [ц] — межзубные. Жалоб со стороны родителей на плохую речь ребенка нет, попыток обращения к логопеду не предпринималось, т.к. родители считали, что ребенок прекрасно владеет двумя языками (английским и русским). Необходимо ли ребенку заниматься с логопедом?
Задача 2.4. При обследовании детей средней группы ДОУ выявлено, что Дима Б. звук [л] произносит двугубно, а Вова М. заменяет звук [л] на [в]. Сформулируйте возможные варианты логопедических заключений для этих детей. Рекомендуемый библиографический список 1. Беккер К.П., Совак М. Логопедия/ Под ред. Н.А. Власо 2. Гриншпун Б.М. Дислалия// Хрестоматия по логопедии. 3. Ковшиков В Л. Исправление нарушений различения зву 4. Лапшин В А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. — М., 5. Логопедия/ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — 6. Основы логопедии с практикумом по звукопроизноше-
7. Основы логопедической работы с детьми/ Под ред. 8. Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. — М., 1997. 9. Понятийно-терминологический словарь логопеда/ Под
10. Правдина О.В. Логопедия. — М., 1973. 11. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Нарушения речи у детей// 12. Филичева Т.Е., Чевелева НА., Чиркина Г.В. Основы ло 13. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произ 14. Хватцев М.Е. Логопедия. — М., 1996. 15. Чиркина Г.В. Основы коррекционного обучения// Хрес 16. Ястребова А.В. Особенности устной речи учащихся Семинарское занятие № 3 ДИСЛАЛИЯ План 1. Определение дислалии и ее формы. История развития 2. Структура дефекта при дислалии. 3. Функциональная дислалия. 4. Механическая (органическая) дислалия. Методические рекомендации и дополнительный материал При ответе на первый пункт плана дайте определение дислалии, перечислите ее формы, приведите сведения о распространенности данного дефекта. Прежде чем приступать к анализу истории развития учения о дислалии, ознакомьтесь со следующими статьями: 1) Гриншпун Б.М. Дислалия// Логопедия/ Под ред. Л.С. Вол 2) Куссмаулъ А. Косноязычие и лепетание// Хрестоматия 3) Мартынова Р.И. Медико-педагогическая характеристи 4) Мелехова Л.В. Дифференциация дислалии// Там же. — 5) Токарева ОА. Функциональные дислалии// Там же. — Раскрывая понятие «функциональная дислалия», обратите внимание, что при данной форме дислалии не наблюдается патологии в строении артикуляционного аппарата, но, несмотря на это, отмечается нарушение его функционирования. Важно также отметить, что внутри функциональной дислалии выделяют моторную и сенсорную формы. Причинами сенсорной функциональной дислалии являются функциональные нарушения в центральном отделе речеслу-хового анализатора, что приводит к затруднениям в слуховой дифференциации акустически и артикуляторно близких звуков (звонких — глухих, мягких — твердых, шипящих — свистящих и др.). В этих условиях ребенок допускает полную замену одного звука речи другим. Эта форма нарушений звуко-произношения, носящая фонематический характер, в дальней-
шем обычно сопровождается однотипными буквенными заменами на письме. Моторная функциональная дислалия вызывается функциональными нарушениями в центральном отделе речедвигатель-ного анализатора, что обусловливает неловкость и недифферен-цированность движений губ и языка ребенка и приводит к неточности артикулирования звуков и «приблизительности» их звучания. Однако замены одного звука речи другим при этом обычно не наблюдается. При одновременном наличии у ребенка как моторной, так и сенсорной формы функциональной дислалии наблюдаются случаи смешанной — сенсомоторной дислалии, когда одни звуки ребенок произносит искаженно, а другие заменяет артикуля-торно или акустически близкими. Однако причиной функциональной дислалии в ряде случаев может быть «чистое подражание», которое обусловлено неблагоприятным социальным окружением ребенка с абсолютно нормальным речевым аппаратом. Переходя к четвертому пункту плана, дайте определение понятия «механическая дислалия», раскройте ее механизмы; проанализируйте, в чем основные отличия механической дислалии от функциональной. Перечислите, какие конкретно отклонения от нормы в строении челюстей, зубов и языка могут лежать в основе этой формы дислалии. При этом важно учитывать, что нарушения звукопроизно-шения при механической дислалии имеют некоторые особенности. 1. При этой форме дислалии одновременно страдают целые 2. Дефекты звукопроизношения при механической дисла Карточка 3.1. Укажите возможные причины дефектов строения артикуляционного аппарата. Карточка 3.2. Какие аномалии строения зубного ряда могут быть причиной механической дислалии? Карточка 3.3. Произношение каких групп звуков может нарушаться при укороченной или приросшей подъязычной связке? Карточка 3.4. Произношение каких групп звуков может нарушаться при различной патологии прикуса?
1. Привычка ребенка постоянно держать 2. Неблагоприятное речевое окружение 3. Физическая ослабленность ребенка.
1. Сверхкомплектные зубы. 2. Расположение зубов вне 3. Наличие диастемы. 4. Редкое расположение зубов. I. Шипящих. 2. [р], [р']. 3. [л], [л']. 4. Свистящих. 5. Заднеязычных.
1. Заднеязычных. 2. Шипящих. 3. [р],[р'], [л], [л']. 4. Свистящих. 5. Среднеязычных.
1. Заднеязычных. 2. [р], [Р']. 3. [л], [л']. 4. Свистящих. 5. Шипящих.
1. К стоматологу. 2. К хирургу. 3. К ортодонту. 4. К невропатологу.
1. К хирургу. 2. К невропатологу. 3. К стоматологу. 4. К ортодонту. Практические задания 1. Схематически изобразите следующие дефекты строения 2. Сравните современное определение дислалии с определе Все недостатки речи, основанные на расстройствах в буквенном звукообразовании, называются косноязычием (А. Кус-смаулъ, 1879). Косноязычием называются разнообразные фонетические не достатки речи при относительной словарно-семантической и синтаксической норме и сохранности в подавляющем большинстве случаев речевой функции в целом (М.Е. Хватцев, 1959). Недостаток речи в этих случаях (при косноязычии) выражается в неспособности правильно произносить или образовывать некоторые звуки или ряды звуков (М. Зееман, 1962). Под термином «дислалия» подразумевают такое расстройство речи, при котором ребенок не может правильно произнести те или иные звуки, заменяет их другими или смешивает звуки между собой (О.И. Мартынова, 1963). Косноязычием называется стойкое нарушение произношения отдельных звуков и звуковых сочетаний, от чего речь в большей или меньшей степени становится невнятной, малопонятной для окружающих и теряет свою четкость и выразительность (Е.Ф. Pay, В А. Синяк, 1969). Дислалия — нарушения звукопроизношения, обусловленные расстройством нейродинамики (слабость дифференцировок) функциональной или органической природы. Своеобразные фонетические нарушения звукопроизношения, не изжитые детьми в дошкольном возрасте, в дальнейшем самостоятельно не исчезают, а переходят в стойкие дефекты произношения (О.А. Токарева, 1969). Дислалия (от греч. dis — приставка, означающая частичное расстройство, и lalio — говорю) — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата (Б.М. Гриншпун, 1989). Рекомендуемый библиографический список 1. Гриншпун Б.М. Дислалия// Хрестоматия по логопедии/ 2. Куссмауль А. Косноязычие и лепетание// Хрестоматия 3. Логопедия/ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — 4. Основы, логопедии с практикумом по звукопроизноше- 5. Основы логопедической работы с детьми/ Под ред. 6. Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. — М., 1997. 7. Понятийно-терминологический словарь логопеда/ Под 8. Pay Е.Ф., Синяк В А. Логопедия. — М., 1969. 9. Репина ЗА., Буйко В.И. Уроки логопедии. — Екатерин 10. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о Семинарское занятие № 4 Семинарское занятие № 5 ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПОВ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.
|