|
Разновидности ротацизма и параротацизма1. Часто звук [р] полностью отсутствует в речи детей или 2. Недостатки произношения звука [р] могут проявляться в 3. Встречается двугубный [р]. Первый вариант — «кучерс 4. При боковом произношении [р] вибрация присутствует, а) поднятая спинка языка + нёбо. При этом получается зву б) кончик языка или один из боковых краев языка + внут 'Правдина О.В. Логопедия. — М., 1969. — С. 105-110. в) язык + верхняя губа: вибрация грубая, и проскальзывает г) смычка кончика языка или чаще одного из его боковых 5. Вместо [р] порой встречается носовой звук типа английс 6. В некоторых случаях приходится сталкиваться с так на 7. Возможно и глухое произношение звука [р]. При одно- Кроме того, имеется несколько видов параротацизма. У дошкольников часто наблюдается замена звука [р] — на [л] или [л'] и на [д]. В данных вариантах параротацизма место образования звука остается более или менее правильным, но изменяется способ произношения, звук перестает быть дрожащим. В случаях замен звуков: [р] Þ [j], [р] Þ [в], [р] Þ [г] — изменяется и место произношения: переднеязычный [р] заменяется среднеязычным [j], губно-зубным [в], заднеязычным [г], и способ произношения: дрожащий заменяется щелевыми или взрывными звуками. Возможна замена звука [р] парным мягким [р']. В большинстве случаев тот или иной вид ротацизма охватывает как твердый [р], так и мягкий [р']. Нередко, однако, при нарушенном [р] отмечается сохранный [р']. Реже наблюдается обратное. Отвечая на вопрос об исправлении ротацизма, обязательно учитывайте, что для получения правильной артикуляции звука [р] необходимы подготовительные упражнения, которые позволяют получить правильное положение органов артикуляции, выработать вибрацию языка и, если необходимо, растянуть подъязычную связку. Чтобы ускорить возможность ребенка почувствовать не испытанные им вибрационные движения языка, с одной сторо-
ны, и вызвать на основе взаимодействия раздражения в коре функционально близких лицевого и подъязычного нервов эти вибрационные движения — с другой, используют дополнительные упражнения (приемы). 1. Производится выдыхаемым воздухом дрожание обеих 2. Так же, но со свободным кончиком языка между зубами.* Приемы постановки звука [р] В легких случаях возможна постановка звука по подражанию. Первый вариант заключается в том, что язык всей своей массой плотно присасывается к нёбу, как при щелканье языком или при сосании конфеты, и одновременно через нос вдыхается воздух, который затем быстрой и сильной струей выдувается на «прилипший» к нёбу язык. При удачном приеме удается получить первую вибрацию кончика языка в виде глухого «трр» или сочетания «дзз». Упражняя и укрепляя это сочетание, можно получить полный раскат «тррр», а затем озвончить его — «дррр». Другим приемом является постановка звука [р] от [д], повторяющегося на одном выдохе: «ддд», «ддд» — с последующим более формированным произнесением последнего. Применяется также чередующееся произношение звуков [т] и [д] в сочетаниях «тд», «тд» или «тдд», «тдд» в быстром темпе, ритмично. Они артикулируются при слегка открытом рте и при смыкании языка не с резцами, а с деснами верхних резцов или альвеолами. При многократном произнесении серий звуков [д] и [т] ребенка просят сильно подуть на кончик языка, и в этот момент возникает вибрация. Иногда вибрация возникает в результате выполнения упражнения «Болтушка»: высунутый широкий язык на звуке [а] быстро «болтается» сначала между губами, затем — между зубами и, наконец, — за альвеолами. Возникает одноударный звук [р], который произносится в слогах: «ра-ра-ра», «ро-ро-ро», «ру-ру-ру», «ры-ры-ры» с форсированным произнесением пос- "Хватцев М.Е. Логопедия. — М., 1959. — С. 106. леднего слога. Во время тренировки выдыхаемая струя должна быть сильной. После многократных повторений можно получить вибрацию: «ррра-ррра-ррра». Однако эти приемы не всегда приводят к успеху. При заднеязычной артикуляции [р] или его велярном (увулярном) артикулировании возможно появление двухфокусной вибрации: задней и новой, передней. Одновременное сочетание двух видов вибрации создает грубый шум. Кроме того, в случае достижения передней вибрации звук нередко оказывается излишне длительным (раскатистым) и зашумленным. Постановка звука [р] в два этапа На первом этапе ставится фрикативный [р] от звука [ж] без вибрации при его протяжном произнесении, без округления губ и с перемещением переднего края языка несколько вперед, к альвеолам. При этом звук произносится со значительным напором воздуха. Описанным приемом пользуются в тех случаях, когда шипящие звуки у ребенка не нарушены. Во время длительного произнесения фрикативного [р] под язык подкладывают зонд с шариком на конце. Шарик приводят в соприкосновение с нижней поверхностью языка, после чего быстрыми движениями зонда вправо и влево вызывают механическое колебание языка. Вместо зонда можно успешно использовать чистый палец самого ребенка, медицинский шпатель, черенок чайной ложки. Аналогично можно получить вибрацию с механической помощью при быстром произнесении на выдохе звука [д] («ддддд...»). Движения языка, сливаясь с быстрыми движениями зонда (шпателя, пальца), переходят в вибрацию: «дррр...». Иногда при недостаточно пластичном языке длительное время звук [р] не звучит изолированно, а появляется только в комплексе: «др» или «тр». В данном случае необходимо начать работу над автоматизацией звука [р] в словах и слогах, начинающихся с сочетаний «тр», «др» {трава, дрова и т.д.), а затем, когда звук [р] достаточно проявит свою речевую типичность в этих сочетаниях, следует использовать приемы по выделению его из комплекса: «др» и «тр». В этом случае можно предложить ребенку в звук [д] ([т]) и [р] вставлять редуцированный (неясный) гласный звук: «дыр- pa», «тырра», что достигается некоторой задержкой дыхания при произнесении первых звуков [д] и [т]. Или, произносятся слоги и слова с сочетанием «хр» в начале слова: «хррр», «хррра», «хрррап» и т.п. В отличие от автоматизации всех звуков, которую рекомендуется начинать после того, как изолированное произношение звуков полностью сформировано, автоматизация звука [р] должна быть начата, как только достигнуто приблизительное, неполноценное звучание звука [р] (с механической помощью, од-ноударное, глухое или в неразрывном сочетании с согласными звуками [т] и [д]). Звук [р ' ] требует более низкого положения кончика языка (у верхнего края зубов). Если вначале ребенок овладел произношением только твердого [р], то одновременно с его закреплением необходимо начать работу над мягким [р']. Рекомендуется предварительно разъяснить разницу в артикуляции при звуке [р] и [р'], а затем произносить слоги: «ари», «аря», «арю». Иногда (в частности, при массивной подъязычной связке) легче удается поставить звук [р']. В этих случаях следует автоматизировать звук [р'] и одновременно продолжать постановку звука [р]. В результате в большинстве случаев оказывается необходимым провести дифференциацию между звуками [р] и [р']. Дифференциация звука [р] и его заменителя необходима во всех случаях параротацизма. Дополнительные вопросы 1. Какие анатомические аномалии в строении артикуляци 2. Какова правильная артикуляция звуков [р], [р']? 3. Объясните, к артикуляции каких звуков близка арти 4. В каком возрасте при нормальном речевом развитии по 5. Назовите фонетические и фонетико-фонематические де
6. Сравните правильный механизм образования звука [р] и 7. Опишите приемы, которыми можно добиться правильно 8. Как поставить звук [р] с механической помощью? Каки 9. Отличается ли процесс автоматизации звука [р] от процес 10. Ответьте на вопросы, поставленные в карточках програм
Карточка 8.1. По способу образования звук [р] является:
Карточка 8.2. По месту образования звук [р] является:
Карточка 8.3. Опорными для звука [р] являются звуки:
Карточка 8.4. Фонетическим дефектом звука [р] являются:
Карточка 8.5. Фонетико-фонематическим дефектом звука 1) замена на [в]; [р] являются: 2) двугубный; 3)замена на [л]; 4)горловой; 5)замена на [г]. Практические задания 1. Изобразите графически и сопоставьте профили артикуля 2. Дайте характеристику звуков [р], [р'] по следующей по наличию или отсутствию преграды в ротовой полости по участию в артикуляции мягкого нёба по работе голосовых складок по способу образования по месту образования по степени напряжения средней части языка 3. Заполните таблицу.
4. Из книги В.И. Селиверстова «Речевые игры с детьми» 5. Раскройте последовательность работы по закреплению и
Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|