|
ПОЛОЖЕНИЕ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИИ ПРИ ПРОИЗНОШЕНИИ СРЕДНЕ- И ЗАДНЕЯЗЫЧНЫХ ЗВУКОВ
них случаях вместо [г] слышится гортанный щелчок; в других — звук [г] представляет собой озвонченный [х]; в третьих — в результате сильного сближения и вибрации голосовых складок звук [г] приобретает фарингальный, звонкий фрикативный призвук. Парахитизм обычно проявляется в заменах звука [х] звуками [т], [к] («хвост» — твост, «хлеб» — клеб и т.д.). При искажениях звука [х] (хитизме) слышится ослабленный фаринги-альный шум, который возникает вследствие того, что выдыха-
емый воздух встречает на своем пути щель, образуемую сближенными голосовыми складками. Нарушение произношения мягких заднеязычных звуков ([к'], [г'], [х']) аналогичны нарушениям парных твердых звуков, но в отдельных случаях наблюдается их боковое произношение, причиной которого является недостаточная работа мышц одной половины языка, неплотно прижимающейся к коренным зубам и пропускающей воздух. В результате такого произношения слышится характерный хлюпающий звук. Недостатки произношения звука [j] встречаются достаточно редко и проявляются в замене его звуком [л'] («юла» — люла, «елка» — лелка и т.д.). Приступая к освещению третьего пункта плана, вспомните опорные звуки, используемые при постановке средне- и заднеязычных звуков: [т] ® [к]; [д] ® [г]; [с] ® [х]; [з'] ® [j]. При постановке звука [к] ребенка побуждают произнести слоги «та-та-та», нажимая шпателем на переднюю часть спинки языка и удерживая ее за нижними резцами, в результате чего получается «тя». Далее произнесение слога «та» сочетается с более глубоким нажимом на язык — получается «кя». Твердый звук [к] в сочетании с гласным [а] получается при еще более глубоком продвижении передней части спинки языка шпателем. Аналогично ставятся звуки [г], [х], [j]. Таким образом, схема постановки средне- и заднеязычных звуков выглядит так: ® та ® тя ® кя® ка ® да ® дя ® гя ® га ® са ® ся ® хя ® ха ® за ® зя ® ja Исправление нарушения звука [j] в простейших случаях может быть достигнуто путем временной замены данного звука длительным гласным [и]. Постепенно длительность [и] сокращается, и из слогового звука он превращается в неслоговой. Дополнительные вопросы 1. Графически изобразите в тетради профили артикуляции звуков [к], [к'], [г], [г'], [х], [х'], [j].
2. Дайте логопедическую характеристику задне- и среднеязычных звуков по следующей схеме: место образования способ образования твердость / мягкость звонкость / глухость 3. Какие фонетические и фонетико-фонематические дефекты звуков [к], [г], [х], [j] вы знаете? Объясните разницу между 4. Перечислите характерные замены задне- и среднеязычных звуков. 5. Ответьте на карточки программированного контроля. Карточка 10.1.
Какому звуку соответствует следующий уклад органов артикуляции: положение губ зависит от последующих гласных; между зубами сохраняется некоторое расстояние; кончик языка опущен, но не соприкасается с нижними резцами; задняя часть спинки языка смыкается с нёбом; под действием воздушной струи смычка разрывается и образуется характерный шумный звук; мягкое нёбо поднято; голосовые складки разомкнуты: Карточка 10.2. Какому звуку соответствует следующий уклад органов артикуляции: губы занимают положение следующего гласного; зубы разомкнуты; кончик языка расположен за нижними резцами, но не касается их; задняя часть языка образует смычку с нёбом, которая разрывается под действием воздушной струи; нёбная занавеска поднята; голосовые складки сомкнуты: Карточка 10.3. Какому звуку соответствует следующий уклад органов артикуляции: губы занимают положение следующего гласного; зубы разомкнуты; кончик языка занимает положение за нижними резцами; задняя часть языка поднята к нёбу, но не образует с ним смычки; нёбная занавеска поднята и закрывает проход в носовую полость; голосовые складки разомкнугы: Карточка 10.4.
Какой звук является опорным для постановки [к]: Карточка 10.5. Какой звук является опорным для постановки [х]: Карточка 10.61 Какой звук является опорным для постановки [г]: Карточка 10.7. Какой звук является опорным для постановки [j]: Практические задания 1. Составьте план-конспект занятия по устранению нарушения произношения задне- и среднеязычных звуков. 2. Подберите материал для дифференциации звуков [г] — Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|