Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Порочная система соцобеспечения





 

В 2013 г. около 4,1 млн американцев получали ежемесячные социальные пособия TANF[28]или SSP[29], рассчитанные на один год и в основном предназначенные для детей189. Исследование Pew Research Center недавно выявило, что 18% взрослых американцев хотя бы раз в жизни пользовались продуктовыми карточками в рамках программы SNAP[30]. Такие продуктовые карточки демократы выпускали в два раза чаще, чем республиканцы, при этом женщины получали их в два раза чаще, чем мужчины (23% против 12%), а национальные меньшинства в два раза чаще, чем белые. Меньше всего продуктовых карточек выделялось гражданам старше 65 лет (8%)190, зато малообразованные граждане (средняя школа или даже недоучившиеся) получали такие пособия в три раза чаще, чем выпускники колледжей.

За последние 20 лет поток материальной помощи бедным семьям оскудел191. Совокупный временной лимит на получение таких пособий — пять лет, и во время недавнего кризиса многие семьи исчерпали «взятый с потолка» лимит по программе TANF. Возможно, кто-то не согласится с утверждением, что соцпособия плодят матерей-одиночек, убивают на корню мотивацию нормально зарабатывать, обходят вниманием действительно нуждающихся, но при этом большинство сходится во мнении, что существующая система социальной поддержки — порочна. Порочна уже хотя бы потому, что не уравновешена достаточными федеральными вложениями в образование, производственное обучение, поддержку молодых специалистов, а также в создание новых рабочих мест.

Существующая система соцподцержки расхолаживает матерей-одиночек: они не стремятся создать полную семью, несмотря на то что и на нее государством все же выделяются некоторые пособия. В отчете департамента советника по планированию и оценке при Министерстве здравоохранения и социального обеспечения[31]говорится:

 

«...побудительные мотивы у получающих пособие TANF матерей-одиночек жить в гражданском браке или выйти замуж заложены в самих правилах программы. Женщина принимает решение о гражданском или зарегистрированном браке, учитывая финансовые возможности мужчины, а также на основе того, какие у него складываются отношения с детьми. Но чтобы остаться в категории получателей, она подлаживается под сами правила TANF и действующие подзаконные акты — структурирование основного пособия, отношение к смешанным семьям с детьми от других отцов, влияние факта наличия гражданского мужа и другие»192.

 

Замужней женщине или проживающей в гражданском браке с биологическим отцом своих детей скорее всего урежут пособие или вовсе откажут в нем:

 

«Самым главным выводом стало то, что, если у мужчины есть заработок, TANF лишает женщину мотивации оставаться в браке или выходить замуж за биологического отца своих детей. Ей гораздо выгодней иметь смешанную семью без регистрации брака. В семье с общими детьми заработки отца учитываются, в то время как в смешанной семье без регистрации брака, когда мужчина не является отцом детей, его заработки не учитываются. Более того: во многих штатах не берется в расчет, что гражданский муж получательницы пособия TANF берет на себя расходы на нее и ее детей как наличными, так и безналичными деньгами»193.

 

Предыдущая система социального вспомоществования AFCD[32]позволяла штатам давать или не давать пособие на основе суждения о моральных качествах матери. В регламентирующих документах фигурировали такие фразы, как «комфортные жилищные условия» или «проживает с мужчиной», что позволяло отказывать в пособии большому количество афроамериканок194. Сегодня же TANF приветствует, независимо от этнической принадлежности, наличие в доме любого мужчины, кроме биологического отца детей, настоящего главы семейства.

В 2014 г. в Великобритании около 11% граждан в возрасте от 16 до 64 лет подали документы на пособия по безработице195. Столь значительная доля связывается с большим количеством родителей-одиночек — ведь в этой стране домохозяйств с неполными семьями больше, чем где-либо в Европе (впереди лишь Эстония, Ирландия и Латвия). Из 1,8 млн родителей-одиночек более трети являются безработными или находятся в поиске работы. В среднем в Великобритании неполные семьи получают от государства в два раза больше денег в виде соцвыплат, нежели полные семьи196, но все равно с вероятностью в 2,5 раза большей проживают в бедности197. Центр социальной справедливости подсчитал, что «распад семьи» ежегодно обходится государству в £46 млрд, то есть в сумму, превышающую весь оборонный бюджет страны. При этом парламент тратит всего £30 млн в год на мероприятия по сохранению семьи198. Центр социальной справедливости также упоминает, что в нынешней системе соцвыплат существуют штрафные санкции для полный семей, находящихся в браке:

 

«Социальные службы пусть неумышленно, но препятствуют созданию семьи или запускают процесс ее распада. Зачастую отцы чувствуют себя на обочине системы, поскольку соцслужбы выписывают пособия на матерей и детей, априори подозревая мужчину в домашнем насилии. Бытует мнение, что забота отца — приносить в дом деньги, а не воспитывать детей, словно хороший отец — это дополнительный бонус для семьи, а не прямая человеческая обязанность. Вся эта глупость усугубляется законом, позволяющим не указывать в свидетельстве о рождении ребенка имя отца, если брак не зарегистрирован... Супругам, если бы они получали пособие, было бы выгодно жить вместе в целях экономии (аренда жилья, оплата счетов и пр.). Но государство буквально игнорирует полные семьи и никак не поощряет их через систему налогов и пособий... Если два человека, имеющих социальное жилье, решили съехаться, одно жилье они рискуют потерять. То есть съезжаться — невыгодно. И, наконец, судя по налоговой системе Великобритании, государство не ценит экономическую, социальную пользу и пользу для здоровья официального брака — самой стабильной формы семьи, — который тем не менее превращается в аномалию как в Европе, так и в странах ОЭСР»199.

 

Со всей определенностью можно сказать, что существующие системы соцподдержки не помогают людям справиться с бедностью, и вся эта история повторяется из поколения в поколение. Дети, пережившие развод родителей, имеют меньше шансов остаться в школе или получить дополнительное образование. Малообразованный человек может рассчитывать на соцпособие, но не на работу. Результат печален: такой мужчина наберет долгов и всю жизнь проведет в нищете.

 

Родители — вертолеты

 

В противовес безразличным родителям существуют так называемые родители-вертолеты. Как правило, это богатые люди из высших кругов, которые ни на минуту не ослабляют контроля над своими чадами, чем лишают их возможности развиваться и приспосабливаться к окружающей действительности. Такие родители все решают за своих детей. Лори Готтлиб, клинический психолог из Нью-Йорка, опубликовала в журнале Atlantic статью о том, как сформировать в ребенке счастливое отношение к жизни. Роль родителей тут огромна. Автор задается вопросом: если сейчас родители ограждают ребенка от всех неприятностей, не станет ли он несчастным, когда вырастет? Это рассуждение напрямую относится к родителям-вертолетам, которые контролируют своих детей даже в школе. Вермонтский университет нанял специальных вышибал, чтобы оградить студентов от таких родителей200.

Конечно, этими родителями движут самые добрые намерения, но подобная сверхзабота скорее напоминает слежку и подрывает в ребенке чувство независимости, что не дает ему возможности вырасти самостоятельным человеком. Кроме того, ребенок не может научиться ставить свои личные цели, поскольку за него это также делают родители. Та же проблема, совсем уж в гипертрофированной форме, существует и в современном Китае. Речь идет от так называемых матерях-наседках. Каждый день — особенно если это единственный сын — матери-наседки провожают свое сокровище до колледжа. Еще бы: ведь ребенок должен стать гордостью семьи. Эти мамочки снимают квартиру неподалеку и неусыпно следят за всеми передвижениями Младшего Мужчины. Иногда, если мамочка не может поселиться рядом, а папочка слишком занят, на «дело» снаряжают бабушку.

Ошибки и поражения — неизбежная часть нашей жизни, значение которой мы недооцениваем, при этом многие родители не объясняют своим сыновьям, что терпеть неудачу—это нормально. Не ошибается тот, кто ничем не рискует. Можно выбирать варианты понадежнее и тем самым совершить еще большую ошибку. В будущем таким людям придется расхлебывать результаты собственного малодушия. Один студент выразил свое мнение на этот счет такими словами:

 

«Нужно совершать ошибки, пока молодой, это же не конец света. Гораздо хуже “наступать на грабли” в более старшем возрасте. Мои родители неправильно поступали, не давая мне упасть всякий раз, когда я спотыкался. Сейчас я уже студент колледжа и жалею, что так и не научился учиться на собственных ошибках. Я знаю много таких ребят, которые без конца ошибаются, не делая из этого никаких выводов».

 

Одна из идей родителей-вертолетов — та, что улица — это опасное место для детских игр, и не стоит пускать туда своих детей погонять мяч с друзьями или покидать его в кольцо. Все спортивные игры проходят в помещении под неусыпным родительским контролем. А ведь ребенку нужно социализироваться, чтобы самому разрешать споры со сверстниками. Да, и где же вылазки на природу с компаниями, чтобы подтянуть свою физическую форму, гармонизироваться, впитать в себя красоту? Увы, дети родителей-вертолетов лишены всего этого. Тревога взрослых передается ребенку, и он уже не рвется из дома. За период с 2008 по 2012 г. подростки 16-19 лет составили всего 3% от общего количества посетителей национальных заповедников201. Мы твердо уверены, что для человека очень важно слияние с природой, когда чувствуешь себя частью внешней среды. Оказавшись в лесу, среди обширной пустыни, в горах или на берегу океана, мы испытываем чувство благоговения, и жизненные силы переполняют нас.

 

Однополые родители

 

На сегодняшний день доказано, что родители, живущие вместе, дают ребенку гораздо больше, чем если бы они были разведены, однако вопрос однополых родителей еще недостаточно хорошо изучен. Мы не можем с уверенностью утверждать, что ребенок вырастет одинаково счастливым как в полноценной биологической семье, где есть и папа и мама, так и в однополой семье, даже если он воспитывается в ней с самого рождения. Сегодня однополые браки узаконены в некоторых штатах США и в нескольких странах, но при этом многие пары не регистрируют отношений либо это может быть запрещено законом. Поэтому одни дети живут с официальными однополыми родителями, другие — с неофициальными, но этот факт не исключает наличия семьи.

Скудные данные, собранные по однополым парам с детьми, оказались весьма противоречивыми и еще не достаточно глубоко проанализированы. Так, одно исследование, по поводу которого было сломано много копий, показало, что, если подросток из однополой семьи сам вступает в однополые отношения, он с большей вероятностью, чем дети из полноценных биологических семей, начнет курить марихуану, угодит в кутузку или будет нуждаться в лечении от депрессии и тревожных состояний202. Согласно другим исследованием (тоже не столь обширным), дети однополых родителей — это обычные счастливые203 и здоровые дети204, которые нормально развиваются и в социальном, и сексуальном плане (правда, они часто подвергается травле со стороны одноклассников205). Эксперты Американской психологической ассоциации считают, что не существует никаких научных доказательств, будто геи и лесбиянки только лишь из-за своей сексуальной ориентации не способны быть хорошими родителями206.

По мере того как мужчины детородного возраста становятся все большим дефицитом, стоит ожидать увеличения количества лесбийских пар. Лишнее свидетельство тому — всплеск движения против моногамии207. Женщин всегда было больше, чем мужчин, и на протяжении истории количество официальных браков постепенно снижалось, в то время как внебрачные связи расширялись, постепенно становясь нормой208.

Семья претерпевает стремительные изменения, и нам еще предстоит увидеть масштабные последствия этой эволюции. Между тем, система образования и просвещения продолжает плестись где-то в хвосте. Об этом мы и поговорим в нашей следующей главе.

 

Школа терпит поражение

 

Может, лучше записать в «отстающие» не мальчиков, а сами школы? В США на обучение каждого ученика тратится гораздо больше денег, чем в других развитых странах209, но отдача не оправдывает вложенных средств. Теперь, когда деньги из федеральных фондов и фондов штата выделяются на основе тестов, учителя делают упор на тестах, забыв о том, что в детях еще надо развивать пытливость, критическое мышление, знакомить их с общечеловеческими ценностями. В итоге учеба сводится к сплошной зубрежке и запоминанию фактов. Недалеко то время, когда интеллектуальный уровень учителей станет настолько низок, что они уже ничего не смогут дать своим умирающим от скуки ученикам.

Еще в 2000 г. Гарольд О. Леви, канцлер государственных школ Нью-Йорка, говорил, что «уже несколько десятилетий уровень преподавания в школах катится вниз, но никто не хочет говорить об этом... Нужно создавать действенные механизмы для привлечения наиболее перспективных кандидатов на роль учителей»210. Конечно, в школах работает много прекрасных педагогов, но основной преподавательский контингент сегодня с трудом прошел бы Академический оценочный тест для абитуриентов211.

Конечно, признаком профессионализма учителя не является один лишь высокий IQ, но разница между сильными и слабыми учителями так и сохраняется. Сильный учитель во многом определяет дальнейшую судьбу ребенка. Когда девятилетнему школьнику попадается хороший учитель, вероятность стать родителем в подростковом возрасте для него ничтожно мала. Скорее уж такой ребенок впоследствии закончит колледж и во взрослом возрасте будет иметь стабильный доход в размере $50,000 в год или даже больше212. Можно провести подобное исследование относительно школьников другого возраста — тенденция также будет положительной.

Поскольку сегодняшние учителя слабо мотивированы (маленькие зарплаты, низкий социальный статус и пр.), со временем многие из них охладевают к своей профессии: их уроки неинтересны и оторваны от действительности. В итоге дети буквально тупеют от бесконечной зубрежки — главное, чтобы учитель остался доволен, а школа получила финансирование. Образованию не хватает нацеленности на постановку задач, на поиск решений, не хватает связи с вызовами времени — именно эти ожидания предъявляются сегодня школе.

Что еще не так с обучением детей? Слишком много скучных домашних заданий, слишком много замотанных родителей, часто разведенных: они не интересуются знаниями ребенка, не помогают ему, ориентируясь только на отметки. Во многих школах свободное время между уроками творчески никак не организовано и дети просто слоняются без дела. Кое-где отменены уроки физкультуры и ребенку некуда выплеснуть свою энергию. Ради экономии школы выводят из учебного плана лабораторные занятия, творческие кружки, вылазки на природу и, например, экскурсии в музеи истории естествознания. Из обучения уходит элемент занимательности, и дети отвлекаются на уроке, болтая в сетях и путешествуя по Интернету.

В США 30 лет назад в начальных школах обязательно были две большие перемены. Сегодня оставили только одну, а в некоторых школах вообще нет перерывов и дети не могут даже порезвиться и поиграть между уроками. В Великобритании главный школьный инспектор Майкл Уилшо выразил озабоченность, что на уроках физкультуры детей недостаточно нагружают. Многие преподаватели занижают планку, считая, что ребята не справятся, когда нагрузку, наоборот, нужно повышать. Некоторые ученики не могут выполнить упражнение до конца, потому что учитель все время останавливает их, поправляя, или переключается на другое упражнение и слишком долго объясняет задание213. В итоге детям некуда выплеснуть свою неуемную энергию — остается разве что побеситься в классе. Школьные директора с большим опытом рассказывали нам, что перемена очень важна — именно на перемене вырабатывается чувство коллектива, завязывается дружба, ребята из разных социальных групп учатся находить общий язык.

Детские сады нынче перепрофилировали в некое подобие первого класса начальной школы. Но дело в том, что мозг мальчиков устроен не так, как мозг девочек, он еще не готов к интенсивным занятиям, и если ребенка заставлять, у него появится отвращение к учебе, которое сохранится и в школе. Начиная с 1980 г., как показало исследование Мичиганского университета, количество мальчиков, не желающих учиться, выросло на 71%214. Такая нелюбовь к школе является одновременно причиной и следствием плохой успеваемости. Школа должна учитывать индивидуальные особенности ребенка при подаче материала, поскольку механизмы его усвоения у всех детей разные. Также необходимо учитывать гендерные, возрастные особенности и специфику преподаваемого предмета. Невозможно «причесывать всех под одну гребенку», потому что хуже всего адаптируются именно мальчики. Вот что пишет школьная учительница, участвующая в нашем опросе:

 

«Я 18 лет преподавала в частных школах США. Учителя — в основном женщины, и учебный процесс скорее ориентирован на девочек. Это девочки, а не мальчики, могут сидеть смирно и подолгу “закрашивать область внутри линии” и пр. Мальчикам гораздо чаще прописывают риталин и другие медикаменты — просто ради того, чтобы они могли лучше соответствовать окружению девочек. Рассуждение о гендерности как о социальном конструкте возможно и во многом правомерно, но оно лишь отвлекает от обсуждения проблем мальчиков в Америке».

 

Все это подтверждает статистика: при выполнении Международного сравнительного тест-задания в 2012 г. школьники США по математике заняли 36-е место, 24-е по чтению, а Британия — 25-е и 23-е места. Из стран — членов Британского содружества Канада взяла 13-е и 8-е места, Австралия — 19-е и 13-е, Новая Зеландия — 22-е и 14-е215. В Финляндии, одной из самых благополучных европейских стран, детей начинают обучать по школьной программе только с семи лет216, а перед этим дома с ними много занимаются родители. Раннее обучение имеет массу преимуществ, если учитываются индивидуальные различия, связанные с возрастом, полом ребенка и типом изучаемого материала. В школах Монтессори двух-трехлетним детям активно преподают не только математику, но и основы наук. Тут делается акцент на тактильных навыках ребенка, когда он может пощупать руками предметы, олицетворяющие цифры или события. Детское сознание легко справляется с такими задачами независимо от пола ребенка.

Отметка «В» приравнивается к нынешней «С», и тут уже не походить в «середнячках». Но не оттолкнула ли ребят от учебы подобная мера? Сможет ли она заставить их стараться? Очень многие наши респонденты ответили: «Нет, не заставит». В частности, 64% мальчиков до 12 лет сказали, что «такое давление со стороны школы плюс страх, что ты не справишься, приводят к тому, что ребята предпочитают плюнуть на это дело и не стараться».

Одна респондентка средних лет, имеющая сына и дочь, написала подробный комментарий на эту тему:

 

«Маленьким детям трудно концентрироваться. Как только у них кончается терпение, они начинают крутиться, ерзать и елозить на стуле. Им надоело, они хотят, чтобы их отпустили, потому что их сердце больше не лежит к занятиям. Чем ребенок старше, тем дольше он может концентрироваться и сидеть смирно. Если я занимаюсь с маленьким ребенком и он начинает ерзать, я уже знаю, что продолжать обучение бесполезно. Можно, конечно, надавить на него, но тогда ребенок начнет потихоньку ненавидеть занятия. Если же заставлять его постоянно, ребенок найдет на что отвлечься. Вот в компьютерные игры они могут играть сколько угодно. Но только перед экраном они “отсидят себе все места” и будут выключены из социума».

 

В США хорошие результаты Академического оценочного теста считаются залогом приличной успеваемости в колледже217. Сегодня мальчишеские оценки SAT — самые низкие за последние 40 лет. В Великобритании почти 3/4 девочек имеют в свидетельстве GSCE о среднем образовании отметки от «А» до «С», но таких мальчиков менее 2/3218. Категории экзаменуемых диверсифицированы как никогда, и прогнозируется дальнейшее ухудшение результатов, особенно среди мальчиков самых разных расовых принадлежностей. Каковы же причины этого регресса?

На сайте службы общественного вещания PBS появилась дельная статья «Что случилось со школой?», которую мы систематизировали по пунктам:

 

• Мальчики будут приходить в начальную школу все более реактивными, со слабыми социальными и вербальными навыками. Им сложнее, чем девочкам, долго сидеть на уроке. (На заметку: время активных игр в школе сильно урезали. Сегодня дети находятся на улице во время перемены в два раза меньше, чем в 1980-х гг. В последние годы 40,000 американских школ отменили перемены, и только в 12% штатов власти требуют, чтобы дети имели хоть какую-то передышку. Всего лишь 13,7% начальных школ проводят уроки физкультуры три раза в неделю219.)

• Детей начали учить чтению уже с детского сада, но поскольку вербальное развитие у мальчиков происходит позже, они просто не готовы к таким занятиям.

• На начальном этапе школьного обучения девочки более грамотны, чем мальчики, а ведь большинство занятий связано с родным языком. Мальчикам кажется, что они не такие способные, и это их первый отрицательный опыт, связанный с заниженной самооценкой.

• Мальчикам для усвоения материала важно «все потрогать руками», но в школах такой подход не предусмотрен. Далее: девочкам больше нравится вести дневник, писать сочинения от первого лица, выдумывать красивые фразы, а мальчики предпочитают комиксы и фантастику.

• Соотношение мужчин и женщин в учительском составе меньше, чем 1 к 9220. (В Великобритании — меньше, чем 1 к 5221.) В начальных классах преподают в основном женщины, и у мальчиков нет перед глазами живого примера мужчины. Стоит заметить, что в старших классах ситуация с учителями-мужчинами обстоит еще хуже222.

 

В колледже у мальчиков возникают проблемы иного рода. Покойный Клиффорд Насс, профессор Стэнфордского университета, выдающийся специалист по коммуникации, предвидел все опасности вездесущей виртуальной жизни:

 

«Ездишь по миру, и кругом люди одновременно занимаются кучей дел: играют в игры, просматривают почту, сидят в Facebook и т.д. В каждом кампусе можно наблюдать ребят, делающих два-три дела одновременно. И почти все считают себя великими многозадачниками. И как вы думаете, каково самое большое открытие? Ребята, вы ни на что не годитесь! Потому что многозадачники из них — никакие. Они постоянно отвлекаются, их память расфокусирована. Недавно проведенное нами исследование показало, что у таких ребят сильно хромает аналитическое мышление. Мы опасаемся, что растет поколение людей, не способное четко мыслить»223.

 

Не являются исключением и самые элитные студенты в мире — те 1,500 счастливчиков, которым удается поступить в Стэнфордский университет (ежегодное количество соискателей — 30,000). Но если даже эти ребята не способны быть многозадачниками (хотя они уверены в обратном), то что говорить о менее талантливых студентах?

Мы напрягаем свои извилины, пытаясь совершить невозможное. Возможность установить несколько мониторов, пестрящих множеством одновременно открытых программ, в сочетании с уверенностью, что мы работаем в многозадачном режиме, говорит о том, что мы отвергли интеллектуальную традицию полной концентрации на главном и приводит к тому, что мы способны запоминать все меньше информации. Библиотеки, традиционное место для уединения, чтения и пролистывания книг в тишине, когда тебя никто не отвлекает, постепенно уходят в прошлое, да и рабочий день читальных залов постепенно сокращается224.

 







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.