Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Нужна ли нам гендерная демократия?





 

Заслуженный профессор Калифорнийского университета Рут Розен пишет в своей книге «Взломанный мир» (The World Split Open), что «женщину можно и нельзя сравнивать с мужчиной». Общество, не способное оценить тот факт, что женщина рожает и воспитывает детей, «нарушает их право участвовать в жизни этого общества». Розен считает, что нельзя назвать демократичным общество, в котором женщин заставляют жить по мужским правилам. Настоящая «гендерная демократия», продолжает она, состоит в одинаковом уважении к человеку независимо от того, посвящает он себя работе или семье375.

Очень хорошо, что поднят вопрос о привязанности к своей семье, но в таком случае следует говорить не только о матерях, но и об отцах. Исследование Pew Research Center показало, что большая часть мужчин считает полный рабочий день идеальным для себя вариантом, но при этом почти равное число мужчин и женщин предпочли бы заняться воспитанием детей, а не работать. 55% матерей и 50% отцов, принявших участие в опросе, признались, что им трудно разрываться между домом и работой. У 23% матерей «слишком мало» времени остается на детей, и 46% отцов (в два раза больше, чем матерей) хотели бы больше общаться со своими детьми. Такой разрыв в ответах помогает понять, почему именно женщины считают себя безукоризненным родителем376.

Однако, несмотря на уверенность женщин в своих родительских способностях, у них возникает внутреннее противоречие между карьерой и воспитанием детей. В статье «Почему женщины по-прежнему не могут получить все» (Why Women Still Can’t Have it All), самой громкой за все время существования журнала Atlantic377, ее автор Анна-Мари Слотер, ученый-международник, политолог, бывший директор Отдела стратегического планирования Министерства иностранных дел утверждает, что нужно менять баланс в парадигме «работа/семья». Анна-Мари рассказывает, как ей трудно приходилось одновременно выполнять обязанности высокого государственного чиновника, не забывая при этом о доме — ведь ей хотелось быть хорошей матерью. Пока она находилась в Вашингтоне, ее супруг брал на себя заботу о сыновьях. Далее автор пишет, что высокопоставленные женщины (и мужчины), «получившие все», должны понимать, что их важный чин — уже не вопрос собственных амбиций, чтобы строить всех по струнке: в конце концов, очень многие женщины работают, чтобы просто свести концы с концами, пока их мужья не могут найти работу. Кроме того, график работы родителей и учебы детей часто не совпадает, а услуги няни сильно ударяют по кошельку. Слотер ссылается на исследование экономистов Джастина Вулферса и Бетси Стивенсон о том, что сегодня женщины, добившиеся высокого социального статуса, внушительных зарплат и широких возможностей в образовании, все равно не чувствуют себя такими счастливыми, как это было 40 лет назад. Чтобы построить общество, ориентированное на женщин, Слотер предлагает уменьшить гендерный разрыв в среде высокопоставленных чиновников, равномерно распределив должности на законодательном и исполнительном уровнях, а также выбрать в президенты женщину и отдать женщинам 50 мест в сенате378.

Мы согласны, что было бы замечательно, если бы было больше женщин в политике и на руководящих местах—пусть компании нанимают самых талантливых и уважительно относятся к тому, что кроме работы у них еще есть и семья. И все же для сохранения баланса «работа/семья» следует одинаково заботиться как о правах матерей, так и отцов. В Великобритании, например, отцам положено всего лишь две недели оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком, в то время как женщинам — 52 недели, плюс в течение 39 недель пособие, составляющее 90% от зарплаты, плюс помощь от государства — по необходимости379. Для создания атмосферы справедливости и партнерства следует прекратить всякие рассуждения, касающиеся исключительно женщин, и ориентироваться на взаимовыгодное решение вопросов. То, о чем мечтает женщина, произойдет гораздо быстрее, если роль мужчины в семье повысится, поскольку это разрешит многие проблемы в связке «работа/семья».

Все больше женщин приходят к мысли, что для осуществления их личностных, социальных амбиций и романтических ожиданий им вовсе не нужен постоянный мужчина. Многих женщин это окрыляет. Но тут есть о чем задуматься: с укоренением феминизма будет все больше нарушаться гармония между мужчиной и женщиной. Чем меньше связывает женщина свои долговременные планы с присутствием мужчины в ее жизни, тем шире социальная пропасть между обоими полами. Для того чтобы остановить этот процесс, важно, чтобы и мужчине было предоставлено право поднимать вопросы равенства.

 

Совпадающие проблемы

 

Не стоит думать, будто поведенческие проблемы (и их последствия) наблюдаются только среди мужчин (о мужской стороне дела мы говорили в первой части нашей книги). Если взять, например, проблему ожирения, тучных женщин ничуть не меньше — в развитых странах их процент столь же высок, а в менее развитых государствах толстых женщин больше, чем мужчин380. Жан Твендж и Кейт Кэмпбелл пишут в своей книге «Эпидемия нарциссизма» (The Narcissism Epidemic), что с 1980-х гг. и по сей день нарциссические наклонности начали стремительно развиваться среди студентов колледжей, причем «особенно ярко проявляют себя в этом девушки». Хотя парни все еще остаются лидерами нарциссизма, девушки уже почти догнали их в этом381. Вспомним, сколько всяких историй о принцессах обрушивается на головы девочек, а родители только умиляются, не понимая, что, например, такие мультфильмы, как «Холодное сердце» или «Золушка» внушают их дочерям, что и у них все будет, как у принцесс — и деньги польются рекой, и принц на белом коне прискачет.

Если уж речь зашла о медиа, то молодые мужчины больше сидят в Интернете или играют в компьютерные игры, а женщины 18-49 лет смотрят телевизор на 11 часов в неделю дольше по сравнению с мужчинами382. Эти цифры вполне подтверждают исследования о том, что многие женщины чувствуют себя несчастными, а несчастливые люди, как известно, много смотрят телевизор.

На что может мотивировать телевизор ленивого мужчину? Ни на что. Так же и с женщиной. Разве что она помешана на мужчинах и начнет представлять себя на месте возлюбленной героя какого-нибудь фильма про любовь. Существует так называемый тест Бекдела, по которому фильмы классифицируются согласно трем простейшим критериям. Чтобы пройти этот тест, в фильме «должны присутствовать по крайней мере два женских персонажа [которые должны быть названы по именам], разговаривающие друг с другом о чем-либо еще, кроме мужчин»383. Мало какие из компьютерных игр способны пройти этот тест384, и только чуть более половины кинокартин отвечают его критериям385. Тест этот нельзя назвать идеальным: фильм может пройти его, но все равно иметь сексистский подтекст. Тем не менее некоторые кинематографисты и даже целые организации (как, например, Шведский институт кино) очень серьезно его воспринимают и пользуются им, чтобы исключить в картине предвзятость к женщинам386.

Девушки в отличие от юношей помешаны на социальных сетях и мобильниках. Одна молодая женщина рассказала нам, что ее сестра-старшеклассница часами делает себе прическу и красится, готовясь к селфи для Facebook, чтобы ее «френды» подумали, что она собирается на вечеринку. На самом деле, сделав селфи, сестра идет в ванную, все это смывает и отправляется спать. В среднем 14-17-летняя девочка пишет 100 и более сообщений в день — в два раза больше вместе взятых исходящих и входящих сообщений парней387.

Несмотря на столь бурное общение, женщины редко умеют изливать душу друг другу. Если парни предпочитают социально активные ситуации, то девушки стараются избегать конфликтов. Эту привычку, к сожалению, передало им старшее поколение женщин, которые ничего не скажут напрямик, если у них нет никаких «хороших новостей».

Недавно Никитá наблюдала очень характерную сцену. Одна моя знакомая вела эмоциональный обмен сообщениями со своей лучшей подругой. Наверное, в их дружбе что-то не клеилось, потому что та девушка решила провести вечеринку без моей знакомой и отвечала на ее сообщения через раз. Тогда моя знакомая спросила ее — может, та обиделась на что-то? Подруга сказала: «Да ты что! Нет, конечно. Попьем потом вместе кофейку». И тогда моя знакомая повернулась к своему мужу, что сидел вместе с нами, и спросила, что ей делать. И тот ответил «Если б это был мужик, я бы сказал: хватить корчить из себя идиота! Потом бы мы встретились, выпили, и дело с концом». Видите? Мужчины, пусть в грубой форме, но говорят напрямик, что думают. А женщины продолжают молчать, отдаляясь друг от друга в надежде, что проблема рассосется сама собой.

Подобное бегство от конфликтов в юном возрасте переходит и во взрослую жизнь. Многие молодые женщины чувствуют неудобным сказать о чем-то напрямик — ведь они так и не научились критиковать и воспринимать критику и утаивают обиду, даже если кто-то раскритиковал их из добрых намерений. Мужчины, напротив, более открыты и доверяют друг другу, зная, что друзья будут откровенны с ними. Поэтому мужчинам легче разрешать свои конфликты и идти на компромиссы, а не угождать каждый раз друг другу, «лишь бы сохранить мир». Становится понятно, почему в опросе Гэллапа от 2013 г. всего 25% женщин высказали желание, чтобы их начальником была женщина, и 40% — мужчину (у 30% не было никаких предпочтений)388.

Почему женщине так трудно высказать хотя бы самой близкой подруге то, что у нее на душе? Очевидно, потому, что она сильно зависит от мнения других женщин, особенно в период становления. Владение информацией воспринимается как инструмент власти над тобой, и тогда можно потерять не только одну подругу, но и всех остальных, которые будут ей поддакивать. Женщины привыкли щадить чувства друг друга, поэтому все их эмоции остаются невысказанными и проблема никак не решается ради сохранения дружбы, ради того, чтобы сохранить сплоченность социальной группы. Поэтому можно сказать, что женщины тоже страдают от социального одиночества.

Многие современные женщины, как и мужчины, также избегают общения, дружбы или интимных отношений с противоположным полом. В Японии почти 45% женщин говорят, что секс им неинтересен, и 90% девушек предпочитают замужеству одиночество389. Поскольку низкий уровень рождаемости в Японии уже вызывает тревогу властей, ученые начали исследовательские работы по созданию искусственной матки, где зародыш мог бы развиваться без участия женщины390.

В New York Post появилась статья, очень точно обозначившая современный тренд: женщины 20-30 лет все чаще предпочитают завести маленькую собачку, чем выйти замуж и родить ребенка. Собачницы старшего поколения очень бурно отреагировали на это в Интернете и начали комментировать, что никогда не променяли бы даже на самую верную в мире собаку бессонные ночи с маленьким ребенком, бесконечные траты на лекарства, подгузники, а потом — на школу, и так до бесконечности. А что животное? Это же не ребенок! На что одна оппонентка ответила, что щенок лучше, чем ребенок: можно всегда выйти из дома, и няня не нужна. Другая написала: «конечно, собачка лучше, чем ребенок» и вообще у нее самый прекрасный в мире щенок, «правда он громко храпит. Но зато у него есть свой профиль в Instagram. Ребенка нужно возить в коляске, а собачку можно носить на руках. И потом, ребенок — это навсегда, а собака — нет». Американская ассоциация производителей товаров для домашних животных сообщает: с 2008 по 2012 г. спрос на маленьких собак весом менее 10 кг увеличился на 20%391.

Женщины, которые все же хотят иметь в своей жизни что-то еще, кроме собачки, представляют своего будущего партнера в розовом цвете. Если мужчина черпает свои нереалистичные представления о сексе из порно, то женщины — из романтических комедий и книжек про любовь, которые дают им искаженное представление о том, какими должны быть отношения. Большинство женщин хотят мужчину выше себя ростом. Хотя такое желание вполне естественно, этого все же недостаточно для счастья. Многие успешные молодые дамы, сделав себе карьеру и став финансово независимыми, значительно расширили список требований к потенциальному партнеру, почти не оставив лазейки для тех, на кого не стоит тратить свое драгоценное время. Такой подход объясняется желанием сохранить или даже улучшить свое качество жизни и социальный статус ради будущего детей.

В продолжение темы, на каждые 100 работающих незамужних женщин в возрасте 25-34 лет приходится 91 работающий мужчина того же возраста, до этого ни разу не бывший в браке392. При этом, согласно исследованию 2014 г. с охватом в тысячу мужчин и тысячу женщин, 82% мужчин и 72% женщин считают, что счета на первых свиданиях должен оплачивать мужчина, но если отношения продолжаются, то платят 36% мужчин против 14% женщин393. Иными словами, женщины, становясь более образованными и финансово независимыми, тем не менее не спешат раскошелиться. Возможно, ситуация поменяется, когда самолюбие мужчин не будет столь уязвлено лидерством женщины или когда наступит равноправие полов.

 

«Ступая по минам и разбитой скорлупе» [54]: сексуальность и свидания

 

Какой женщине понравится, когда ее называют «шлюхой», и какому мужчине захочется услышать в свой адрес «шовинист» или «шовинистская свинья»? Тем не менее на протяжении многих лет такими словечками люди разбрасывались направо и налево. Сегодня мужчины поставлены в определенные рамки — они точно знают, чего нельзя делать, но представления не имеют, что можно. Мужчин перестали называть шовинистами, но зато теперь они не такие напористые ухажеры, как это бывало в прежние времена. Когда вы разговариваете с пожилыми парами, мужчина может сказать что-то вроде «Она была самая прекрасная девушка, какую я когда-либо видел», а женщина скажет: «Я подумала, что он редкостный придурок, когда его увидела... но потом он покорил мое сердце».

Сегодня, если женщина говорит «нет», мужчина ретируется, не зная, как подобрать к ней ключик, чтобы не получить повторный отказ. Люди стали реже назначать друг другу свидания. Некоторые мужчины, получив однозначный отказ, начинают вести себя, как «полные козлы» или пикаперы, требуя объяснений. Поведение женщины вводит мужчину в полное замешательство: сейчас подавай ей вежливого и обходительного, а потом он видит ее с каким-нибудь грубым мужланом. Так что если мужчины страдают комплексом «мадонны-шлюхи», то женщины — комплексом «героя-козла». Похоже, что и у тех и у других существует желание играть по своим правилам и общество не готово открыто обсуждать эту тему. Мы знаем, что женщине хочется, чтобы мужчина, который ей нравится, желал ее не умозрительно, а как-то по-другому. Но как? Мужчина не представляет, в чем это должно выражаться. В статье, сравнивающий мужское и женское желание, Марк Уайт, заведующий кафедрой философии колледжа Стейтен Айлэнд при Нью-Йоркском университете, как раз и описывает эту щекотливую ситуацию:

 

«Если бы, допустим, я встречался с женщиной и пытался найти баланс между разумным поведением и желанием, я бы не рискнул вести себя неуважительно по отношению к ней, чтобы не обидеть ее своим натиском и желанием обладать ею. С другой стороны, моя сдержанность может разочаровать ее, и неизвестно, как после этого будут развиваться наши отношения. Но все равно я бы выбрал первую модель поведения — пусть уж лучше я ошибусь. Наверное, доктор [Ноэм] Спенсер написал как раз про таких, как я: “деликатный, робкий парень”, старающийся не обидеть, спрашивающий “можно ли это”, “а можно ли то”, который способен довести вас до сексуальной комы — не вопреки, а благодаря этим качествам»394.

 

Многие парни понимают, что женское «нет» на самом деле может значить «очень даже может быть». Возможно, такова природа женского упрямства — мол, «с какой это стати я должна сразу сказать “да”». Вот как прокомментировал статью Уайта один из пользователей социальной сети Reddit:

 

«По-моему, нас, мужчин, совершенно запутали. Мы выросли на четких представлениях, какая роль определена мужчине. А теперь нам говорят, что это плохо кончится и мы должны вести себя совершенно по-другому, но в одной ситуации женщине хочется от нас аккуратного и вежливого обращения, а в другой — неуемной страсти. Если ты не угадал подходящий момент, то либо окажешься недостаточно агрессивным, настойчивым и доминантным, либо наоборот — ты слишком напорист и чуть ли не насильник. Понять, когда им нужно то, а когда это — сложно. Женщина может быть благосклонна к тебе за твою почтительность и одновременно начинает вслух фантазировать о мужчине, который взял бы ее силой. И как прикажете это понимать, если нам одновременно посылаются два противоречащих друг другу сигнала? А может, она хочет и того и другого одновременно? Но мужчине-то как поступать в этой ситуации? А вдруг ей не нужно ничего, или нужно первое, но на самом деле и второе тоже — просто культурные условности и блоки мешают ей признаться открыто»395.

 

Один молодой человек высказал мнение, очень схожее с предыдущим:

 

«У постфеминистского поколения женщин нет четкого понимания о гендерных ролях. Мужчин, которым сейчас под 30 или чуть больше, учили быть внимательными и чуткими, чтобы они не выставляли напоказ свои агрессивные порывы, но в результате они оказались в тупике. Женщины 20-30 лет рассуждают о силе феминизма, но сексуально их привлекает открытая демонстрация мужского напора и силы. Вся наша вежливость, внимательность и предусмотрительность только портят дело, потому что воспринимаются как слабость характера. Мало того, я даже не могу сделать первый шаг, потому что меня учили не форсировать события, не быть пошлым, не применять всяких пикаперских штучек по отношению к предмету своей страсти. Не существует правил, как я должен поступить, известно лишь, чего я не должен делать. Как будто из этого может что-то выйти... Нет уж, спасибо, я лучше пойду поиграю на компьютере».

 

Но кое-что потихоньку меняется. Женщину начинает тяготить собственное «освобождение». Никто не может дать точного определения женской свободы, поэтому феминистки и разбежались по разным тусовкам, не в состоянии договориться, в чем же заключается их сексуальное раскрепощение. Например, Кандида Ройэлл396 и Энни Спринкл397 считали, что порно придает женщине уверенность в себе, а по мнению Андреа Дворкин, Сьюзан Браунмиллер и Робин Морган398 порно, напротив, подрывает устои феминизма. Несмотря на все попытки религиозных консерваторов и радикальных феминисток извести порно, общественное мнение начиная с 1960-х гг. претерпело большие изменения. Если прежде девушки должны были сохранять невинность до самой свадьбы, сегодня они готовы вступить в связь с первым встречным, в любом месте, без каких-либо ограничений. С одной стороны, многие табу давно перестали действовать, а с другой — половое просвещение застряло где-то в Викторианской эпохе. Лозунг «Мое тело — мое дело» звучит, конечно, мощно, но только женщина ничего не знает ни про свое собственное тело, ни про свободу выбора.

В своей книге «Шовинистические хавроньи» (Female Chauvinist Pigs) Ариэль Леви, штатный автор New Yorker, описывает, каким образом сексуальная объективизация и самообъективизация влияют на личностное и сексуальное развитие женщины. Проведя небольшой экскурс в культуру пошлости, автор показала, как феминизм перекочевал от борьбы за женские права к посещению уроков стриптиза. Леви пишет, что у каждого поколения есть подобные проблемы, но «если женщины старших поколений действительно участвовали в женском движении или хотя бы жили в то время, когда коллективная память еще хранила его уроки, для сегодняшних девушек-подростков эта связь прервалась. Они не знают, что когда-то в женском лексиконе не было словечек вроде “зашибись” и никто не наращивал себе грудь в 16 лет, никто не восхищался порнозвездами, а профессия стриптизерши была чем-то унизительным»399.

Но чему тут удивляться? На экранах и обложках глянцевых журналов процветает сексуальный эксгибиционизм вперемешку с гламурным стилем, и молодые девушки начинают думать, что быть похотливой горячей красоткой очень даже неплохо. До тех пор, пока на неокрепшие умы девочек-подростков обрушивается противоречивая мешанина (родители говорят одно, сверстники — второе, медиа — третье), бесполезно ожидать, что они перестанут идти на поводу своих гормонов, восхищаться порнозвездами и бродить по сайтам с сексуальным контентом. Леви продолжает: «Неудивительно, что девочки больше не хотят сберечь себя для “одного-единственного”, считая секс эдаким перформансом». Далее автор предлагает:

 

«Прежде чем твердить подросткам, что сексом заниматься нельзя, может, стоит объяснить, почему люди вообще им занимаются? Мы должны помочь молодежи понять, чем отличается сексуальное желание от обычного желания понравиться... Если вульгарность взрослых женщин мы можем объяснить протестом против жестких рамок феминизма, откуда это могут знать подростки? Они ведь не жили во времена феминизма, так против чего им протестовать?.. Наше повальное увлечение порно и любовь к танцам вокруг шеста — вовсе не признак свободного общества с нормальным представлением о сексе. Скорее это отчаянная попытка выразить естественную эротику в обществе, которое находится в состоянии повышенной тревожности»400.

 

Леви упоминает интервью с девочками-подростками, проведенные Деборой Тольман для своей книги «Желание и его дилеммы» (Dilemmas of Desire). Тольман выяснила, что девочки не видят разницы между ощущением себя желанной и сексом как таковым. Они игнорируют или подавляют собственное желание — Тольман называет это состояние «немое тело» — из страха, что за этим непременно последует секс, который приведет к болезни или нежеланной беременности. Одним словом, девочки «преисполнены смятения и тревоги»401.

«За последние десятилетия ситуация для женщин стала еще хуже», — рассказывает австралийская феминистка Жермен Грир, автор книги «Женщина-евнух» (The Female Eunuch, 1970). «Никакого освобождения женщины не произошло, особенно в сексуальном плане... Произошло лишь освобождение коммерческой порнографии, освобождение сексуальных фантазий, но люди по-прежнему остались несвободными»402. Мужчины и женщины ищут ответы на эти вопросы, но нынешний общественный климат этому вряд ли способствует.

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.