Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Научные школы в теории и практике управления.





Управление появилось тогда, когда возникла сознательная деятельность людей, поскольку без него невозможно получить результат, который предвосхищает и к которому стремится человек. В зависимости от характера рез-та он совмещает и согласует свои действия, что относится как к индивидуальной, так и совместной деятельности. Управление при этом может быть разным – более или менее удачным, эффективным или неэффективным, ориентированным на сиюминутный успех или перспективу, многоаспектным или конкретно-простым и т.д.

По мере развития общества меняются типы управления. Подобный ход событий характеризует историю развития управления.

1. Школа научного управления существовала в 1885-1920гг. Яркими представителями этой школы являются Ф.У.Тейлор, Генри Гантт, Френк и Лилиан Гилберты.

Основные положения школы науч. управления:

использование научного анализа для определения лучших способов решения задач,

обеспечение работников ресурсами, требующихся для эффективного выполнения задач, и их обучение;

осознание необходимости стимулирования работников в целях создания заинтересованности в высоких результатах..

Основные идеи -научный подход к менеджменту и его принципам, анализ способов выполнения работ, матер.стимулирование работников, сдельная оплата труда. Таким образом, концепция науч.управления стала начальным этапом становления и признания как науки и самост.области исследования.

2. Классическая -администра-ая школа управления появилась как результат бурного развития промышленности и эволюции взглядов на систему управления в 1-ой четверти ХХ века. Большой вклад внесли -А. Файол и Л.Урвик.

Ключевыми положениями стало

признание управления универсальным процессом, состоящим из нескольких взаимосвязанных функций (разделение труда, единство руководства);

выделение администрирования в отдельную функцию (централизация);

разработка универс.принципов менеджмента для эффективного управления организацией (дисциплина, принцип иерархии, вознаграждение персонала).

3.Ш-ла человеч-их отношений была создана в 30-50гг. прошлого века, которая стала ответом на неспособность представителей школы научного управления и классической школы осознать во всей полноте человеческий фактор как основной элемент эффективной организации. Авторитеты школы Элгон Мэйо,Мэри Паркер Фоллет, Честер Бернард, Дэвид МакКлелланд.

Ключевые положения:

-коллектив-особая соц.группа

-межличностные отношения как фактор роста потенциала каждого работника

-неформальные отношения в коллективе являются организационной силой

-широкие возможности персоналу для общения на работе

Т.о. если до школы челов. Отношений вопросы управления связывались только с технико-экономич.стороной деятельности организации, то с ее возникновением возникла необходимость учитывать проблемы окр.среды и социальные ценности.

Теоретиками и практиками широко применяются:

-приемы коммуникации

-групповой динамики

-мотивации и лидерства

4. поведенческая ш-ла сосредоточила свое внимание на методах налаживания межличностных отношений в труд.коллективах, для увеличения деятельности организаций за счет повышения эффективности челов-х ресурсов. Представители –Дуглас Макгрегор, Крис Арджирис, Ренсис Лайкерт..Вклад этой школы в теорию управления состоит в необходимости создания психологического климата; содействию раскрытию работников организации; установления ответ-ти за сотрудником; установление долевого участия кажд.работника в общих результатах; соблюдение этических норм, честности доверия, что способствует повышению эффективности деятельности, как отдельного работника, так и организации в целом.

-----------------------------------------------------------------


Система управления и системный подход

Система управления — систематизированный набор средств влияния на подконтрольный объект для достижения определённых целей данным объектом. Объектом системы управления могут быть как технические объекты так и люди.

Системный подход – направление методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов, то есть рассмотрение объекта как системы.

Системный подход является не столько методом решения задач, сколько методом постановки задач.

Основные принципы системного подхода:

Целостность – система как единое целое, любое изменение элементов системы, ведет к изменению организации в целом.

Иерархичность строения, - н7аличие двух элементов: управляющей и управляемой подсистем. Одна подчиняется другой.

Структуризация,, позволяет анализировать элементы системы в рамках конкретной организации.

Множественность, использование множества экон-х и матем-х моделей для описания системы в целом или отдельных элементов.

Системность – свойство объекта обладать всеми признаками системы.

Берталонфи

Закрытая система – связь с внешней средой отсутствует.

Открытая – управление строится на основе взаимодействия с внешней средой (законы, потребители, гос.органы).

Концепция Питерсона «7С» элементов управления:

-стратегия

-структура

-система и процедура работы

-стиль

-состав персонала

-сумма навыков

-совместно разделяемые ценности.

Все элементы взаимосвязаны. Эффективность использования элементов управления связана с глубокими изменениями в экономике и культуре всего общества.

----------------------------------------------------------------------


Организация как система

Организация: сознательно координируемое социальное преобразование с определенными границами, которое функционирует на постоянной основе для достижения определенных целей. Почему выделяется «социальное»: любая организация состоит из людей, которые взаимодействуя с собой решают общие цели организации и действия которых для достижения поставленной цели надо координировать. Следует признать тот факт, что любая организация имеет границы как во времени, так и в пространстве. Причем, поскольку организация- это не костная система, то ее границы могут меняться.

Для организации характерны следующие признаки:

· Комплексность: степень дифференциации в рамках организации (разделение труда+ уровни иерархии в организации+ территориальное распределение составляющих частей организации)

· Формализация: разработанные и установленные нормы поведения работников в организации

· Соотношение централизации и децентрализации: уровни, на которых вырабатываются управленческие решения

Понять как функционирует организация можно только в том случае, если к анализу организации подходить системно. Система – это нечто целое, состоящие из множества частей.

Любой системе присущи следующие свойства :

- система стремится сохранить свою структуру;

- система нуждается в управлении, так как все люди имеют разные потребности и желания, которые надо регулировать;

Социальные системы, которые реализуют себя в производстве товаров, услуг, информации и знаний называются социальными организациями. Значит существуют и социально-образовательные, социально-экономические и т.д. организации. Попробуем определить стратегические цели таких организаций:

 

· социально-экономические: получение набольшей прибыли;

· социально-образовательные: достижение высокого уровня знаний;

· социально- правовые: создание подлинно гражданского общества;

· социально-медицинские: высокий уровень медицинского обслуживания и мед. помощи;

· социально-политические: соответствие правовых законов потребностям человека.

Фундамент любой организации это группа людей, которая выполняет связанные между собой функции и расположена в территориальной близости.

Базовую схему отношений людей в организации можно представить так:

 
 

 

 


Линейная схема.

В этой схеме нет обратной связи. Она может хорошо работать только в небольших организациях с учетом высокого профессионализма и авторитета руководителя, а так же большой заинтересованности подчиненных в эффективной работе. Например: руководитель дает задание конструирования здания и каждый член этого коллектива дополняет его, после того, как это сделал предыдущий. В результате получается полная работа, при этом руководитель не контролирует работу каждого и конечный результат, так как предполагается, что работники сами заинтересованы в конечном результате.

Кольцевая схема хороша в небольших организациях со стабильной продукцией, где имеется четкое разграничение функциональных обязанностей, а административные обязанности остаются у руководителя.

Руководитель контролирует всю деятельность.

Схема «колесо» зарекомендовала себя в организациях с неустойчивой номенклатурой выпуска продукции, но имеется строгое распределение функциональных обязанностей. Такой организации требуется постоянная корректировка, так как спрос на продукцию постоянно изменяется. При такой схеме руководитель реализует линейные воздействия, а работники выполняют их функциональные обязанности. Например: преподаватель проводя семинар задает вопрос оному, но при этом принимают участие все., а роль преподавателя только в корректировке.

 
 


Схема «колесо»

 


Схема «звезда» представляет собой разветвленную систему линейных отношений. Она рекомендуется при необходимости строгой конфиденциальности в деятельности каждой составляющей организации.

 
 

 

 


 

Схема «звезда»

Например: руководитель учитывает возможности каждого работника и дает им индивидуальные задания, проверяя их конечный результат.

Все эти базовые схемы дают возможность более разнообразных схем.

 

Иерархическая схема (линейно-функциональная) приемлема для большой организации, где явно выражено разделение труда. Эта схема основана на схеме «колесо». Например: руководитель верхнего уровня дает задание руководителям среднего уровня, а те уже сами решают кому и какое задание дать, так как они работают

непосредственно с людьми и лучше всех знают их способности.

 
 

 

 


 
 

 

 


Штабная схема основана на схеме «звезда». Она предусматривает создание функциональных консультационных штабов при руководстве. Это могут быть отделы или группы.(отдел кадров, финансовый, экономический, технологический и т.д.).эти штабы разрабатывают проекты решений в пределах своей компетенции и предают их руководителю, а руководитель уже сам принимает решение и доводит его до подчиненных. Эта схема имеет преимущества при необходимости осуществлять линейное управление.

 
 

 

 


штабы

       
 
 
   
Производство продукции

 

 


Матричная схема – в ее основе лежат схемы «линия» и «кольцо».

Она предусматривает создание двух ветвей связей подчинения:

Административную и функциональную.

Административная от непосредственно руководителя, а функциональная: от специалистов, причем они не всегда находятся в подчинении у данного руководителя. Эта схема рекомендуется для такого производства, при котором нет возможности реализовать разделение труда или сложного наукоемкого производства товаров, услуг.

 

Функциональные связи

 
 

 


Финансы Экономика Технология
линейные

Производство.
связи

         
 
 
   
 
 

 


Организации могут быть:

1. правительственными и неправительственными. Правительственные: им дается этот статус официальными органами власти. на них распространяются льготы, привилегии и обязательства. Например: депутат Федерального собрания не может выполнять деятельность на профессиональной основе. Соответственно неправительственные организации не имеют такого статуса

2. коммерческие и некоммерческие. Коммерческие имеют цель получение наибольшей прибыли и в соответствии с этим строят свою деятельность, а для некоммерческих – удовлетворение общественных потребностей. например: в некоммерческих ВУЗах вся прибыл идет на расширение материально-технической базы института.

3. бюджетные и небюджетные организации: бюджетные функционируют за счет средств государства и освобождаются от оплаты многих налогов. Небюджетные сами ищут источники финансирования.

4. общественные и хозяйственные. Общественные строят деятельность на удовлетворении потребностей членов общества (внутренняя среда) например: общество за эмансипацию женщин, а хозяйственные- для удовлетворения потребностей во внешней для организации среды. Например: КамАЗ.

5. формальные и неформальные. Формальные- зарегистрированные, а неформальные- незарегистрированные.


13. Законы организации первого уровня

Закон синергии

Организация характеризуется следующими элементами:

 
 

 


Рис. 1. Элементы организации

 

Представленные элементы определяют потенциал организации. Процесс существенного усиления или ослабления потенциала какой-либо материальной системы носит название синергии. Синергия может вызывать как резко положительные, так и резко отрицательные последствия. Графически это можно представить так:

Потенциал организации

       
   
 
 

 


 

 


Положительная синергия Отрицательная синергия

На рисунке первом имеются три области (1,2,3). Область 1 характеризуется простым увеличением потенциала организации на величину потенциала очередного ресурса. Область 2 характеризуется резким увеличением потенциала организации от нескольких ресурсов. При этом приращение потенциала организации существенно больше, чем потенциал каждого введенного ресурса (эффект синергии). Область 3 -это спад, когда в организации работает слишком много людей или техники.

На втором рисунке имеются три области (4.5,6). Область 4 характеризуется простым увеличением потенциала организации на величину потенциала очередного ресурса. Область 5 характеризуется резким уменьшением потенциала вследствие того, что новый элемент свел на «нет» потенциал имеющихся элементов и внес отрицательные последствия. Область 6 – небольшой подъем при существенном увеличении составляющих ресурсов. Поведение кривой в областях 2 и 5 носит название закона синергии.

Формулировка закона синергии: «для любой организации существует такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда будет существенно больше или существенно меньше простой суммы потенциалов, входящих в нее элементов».

Признаки, характеризующие наличие синергии в организации:

- хорошее настроение в коллективе;

- снижение простудных и сердечно-сосудистых заболеваний;

- поддержка коллективной, а не сдельной оплаты труда;

- частичный отказ от услуг сторонних организаций;

- выработка и поддержка традиций организации;

- выполнение плана;

-постоянный спрос на продукцию;

- благотворительная деятельность и т.д.

Закон самосохранения

Закон «каждая материальная система стремиться сохранить себя и использует для достижения этого весь свой потенциал».

Потенциал организации > ресурсов внешнего и внутреннего воздействия

К внутренним факторам относят:

- философия организации;

- принципы ее деятельности;

- использование ресурсов и технологий;

- качество и уровень реализации маркетинга.

К внешним факторам относятся:

- демографические;

- экономические и политические;

- развитие науки и техники;

- развитие культуры.

Уровень самосохранения определяется как разность ресурсов созидания и разрушения, деленный на суммарный объем ресурсов созидания.

Существует семь уровней самосохранения

Уровень Диапазон значений Комментарий
  (-1000) – (-100) Организацию следует немедленно ликвидировать
  (-40) – (-10) Общая тенденция – принятие решения о ликвидации или реорганизации.
    Сигнал к принятию радикальных решений или борьба за выживание.
  10-20 Нормальная ситуация в рыночной экономике
  100-200 Благоприятная ситуация в рыночной экономике организация
  300-400 находится в искусственно льготных условиях
  500-1000 Организацию следует ликвидировать

Американские ученые выделяют две явно выраженные фазы развития организации:

- падение, которое длиться в среднем 2.8 года;

- подъем, продолжающийся в течении 3-хлет.

Закон развития

Развитие - это необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания. Принято различать следующие формы развития:

- эволюционную - связана с постепенным количественным и качественным изменением.

- революционную – скачкообразные переход от одного состояния материи к другому.

Выделяют также:

1. прогрессивное развитие – переход от низшего к высшему.

2. регрессивное – деградация, понижение уровня знаний изменениями отношений, переход к изжившим ранее формам или структурам.

Развитие любой организации обусловлено следующими факторами:

= измерениями внешней среды;

= изменениями внутренней среды;

= потребностями и интересами человека и общества;

= износами материальных элементов;

= изменением экологии;

= техническим прогрессом;

= глобальным состоянием мировой цивилизации.

Развитие организации основано на стадиях жизненного цикла любой материальной системы, которое включает:

1. порог нечувствительности;

2. внедрение;

3. рост

4. зрелость;

5. насыщение;

6. спад;

7. крах;

8. утилизация.

Рис. Динамика развития материальной системы

 

Эти этапы включают в себя как прогрессивные, так и регрессивные методы развития. Значение угла в диапазоне 50-60 градусов свидетельствует о революционной форме развития, диапазон 1- 0-30 градусов – эволюционной форме развития. Промежуточный диапазон 30-50 градусов – период постепенного перехода к перечисленным форм, диапазон 0-10 градусов - стабилизация.

 

Закон: «каждая материальная система стремиться достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла».

Для реализации закона характерны следующие принципы:

- инерции, т.е. изменение потенциала системы начинается спустя некоторое время после начала воздействий во внешней или внутренней среде и продолжается некоторое время.

- эластичности, т.е. способность организации быстро приспосабливаться к имениям.

- непрерывности, т.е. процесс непрерывного изменения потенциала.

- стабилизации, т.е. система стремиться к стабилизации диапозона изменений.

------------------------------------------------------------------


14. Законы организации второго уровня

Закон анализа и синтеза

Суть анализа состоит в разделении целого на части, а синтеза – в соединении в единое целое.

Закон: «каждая материальная система стремиться настроиться на наиболее экономный режим функционирования в результате постоянного изменения своей структуры и своих функций».

Эти изменения можно представить так:

 
 

 

 


Скорость и результат преобразований завися от диапазона изменений внешней и внутренней среды.

Данный закон имеет свой особенности:

- не выражает специфики исторически определенных отношений, а характеризует всеобщие связи и отношения в социальной среде;

- выступает в роли катализатора общественного прогресса;

- играет возрастающую роль с развитием общества.

 

Для выполнения данного закона руководитель должен:

1. составлять и реализовывать программы постоянного совершенствования организации, ее элементов и подразделений.

2. привлекать к работе лучших специалистов.

3. проводить маркетинговые исследования внешней среды.

4. сокращать затраты на производство продукции.

5. использовать современные информационные технологии управления.







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.