Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Билет № 19. Происхождение древнерус. лит. яз.





В 19 в и нач 30-ых г 20 в господств. гиптеза,что СРЛЯ по своему происх был старосл яз, кот-ый был введен с принят христианства из Болгарии. Этот старосл яз пост-но подвергся обрусению. Предст-ли: Бодуэн де Куртене, Булаковский и др. Последователь-ШахматовА.А.

Концепция Шахматова (1861- 1920)–Ш. в очерке «С.Р.Л.Я» писал: по своему происхождению рля–это перенесенный на рус.почву церковно-слав-ий по происхождению своему древнеболгарский яз.В течении веков сближавшийся с нар.яз. и постепенно утративший свое иноземное обличие.В 19в наш книжный яз. приблизился к нар-му весьма значительно,сохраняя до сих пор свой церк.-славянский скелет. Док-вом своего тезиса Ш. выделил в срля 12 признаков церковно- славянизма: 1. неполноглас. формы –б ре г 2 –ра,-ла-в нач слова: ладья 3. жд вместо ж – надежда 4. аффриката–щ-вмест ч-нощь 5. Нач.–е- -есень 6. нач.–ю-юноша 7. тв.-з- (из праславянского г)-польза 8. о,е на месте слабых редуц-х ъ и ь сыномъ (сыном) 9. ы,и на месте напряженных редуц-х ъ и ь –злый 10. грам.формы с окончаниями –аго, -яго, -ыя,-ия –святаго, святыя. 11. формы на –ин вместо –ен воин- достоин. 12. формы прич. на вш и ий,ущ,ащ,нн,суф-сы прил.на–айш,суф-сы сущ.–тель, -ствий,-ств,-ес-церковно-слав. 13. исп-ние церк.- слав. лексики. Ш. приходит к выводу-из предлож-го обзора церковно-славянизмов в сря видно, что в своем словарн составе, он по крайней мере на половину оставался церковно-слав-м.. Ф.П.Филин по поводу концепции Ш. заметил, что для Ш. хар-но чрезмерное увлечение разными идеями, кот. в ряде случаев доводились им до абсурда.Однако,Ш. изложил гипотезу, кот. сущ-ла в 19в и до 30г. 20в. и попытался.найти ее подтверждение. Согласно этой гипотезе срля по своему происхождению осознавался перенесенным на др.Русь в связи с введением хр-ва старосл-м (церковно-слав-м языком), постепенно подвергавшемуся обрусению. И.А.Бодуен де Куртене писал «рус. яз. обязан своим происхождением церк.- слав. яз.». Сходные мысли высказывали Соболевский и Щерба и др. лингвисты. Гипотеза Ш. получила широкое распр-е у нас и зарубежом. Обнорский–концепция собст-но руск. происхождения древне руск. яз. В 30г.20в. против гипотезы Ш выступил Обнорский,кот. выдвинул идею об исконном рус. происх-ии рля. Осн. положения концепции: 1. рля старшей эпохи – рус. во всем своем составе. 2. рля старейшей эпохи был чужд каких-либо воздействий со стороны болгарской и византийской к-ры,но не чужды были иные возд-я шедшие со стороны германского и западно-славян-го миров. 3. рля взращен на севере. 4. оболгаривание рля длит. процесс,шедший веками с нарастающей силой. 5. яз.«Русской правды» близок к разгов.стихии,в нем отс-ют следы взаимод-я с болг.- визант-ой к-рой. Влияние старослав. яз. было позднейшим, а проникновение в древнеруск. язык церковнославян-в вторично. Все слав. яз. в 9-10в. были относительно близки др. другу. Вместе с тем, именно старослав-й язык как книжн. яз., сложив-ся на основе переводов, язык жанрово-огранич-й д.б. представлятся яз. далеким в отношении к любому иному живому славяскому яз. Ограниченность концепции Обнорского: 1. Проанализировал небольш кол-во памятников, таких как «Русск.Правда»,«Сочинения Вл.Мономаха»,«Моление Даниила заточника»,«Слово о полку Игореве», кот. известны в более поздних списках, а след-но не могут служить подтверждением выдвигаемой гипотезы. 2. Предвзятость в анализе яз.м-ла.Так Обн. считает старославянизмы в тексте «Рус. правды» такие как чрево, аще.Однако, Селищев убед-но док-л, что эти эл-ты были первоначальными в виде текста.После выхода в свет работ Обн. нач-сь острая диск-я. против Обн.Выступил Виноградов, кот.определил теорию Обн. и взгляды его сторонников проявлением классного патриотизма.В 50-70г. Концепция Обн. находит все меньше последователей. Концепция Б.Унбегауна статья «Истор. грам-ка рус.яз.,ее задачи» включ. осн. положения: 1. срля традицию ля Киевской и Моск.Руси,т.е. яз. церковно-слав. Шахматов, определив рля как русифицированный церк.-слав. 2 Все пособия изучают историю яз. впервые зафикс-го в юрид. текстах, принятого затем в администр-х и деловых документах и ставшего довольно развитым письм.яз. нелит.текстов, т.е. таким, которые не преследовали богословских, филос-х, эстет-х или научн целей. 3 этап-нелит.письм.яз. прекратил свое сущ-е в 1 пол. 18 в, передав некот-е свои эл-ты,пережившему его парал-му церк.–слав.л.я, служившему как раз целям, не входившим в компетенцию нелитер. яз. 4. Приняв в себя все элементы нелит.яз. цер.-слав. ля стал к середине 18 в. единым нац.яз. России,т.е. срля. Ограниченность концепции1. для киевской и моск. Руси вряд ли м. назвать цер.-слав., т.к. древнерус. и среднерус.Памятники содержат б. кол-во исконно-рус. элементов. 2. Нельзя согласится с критикой концепции Ш,т.к. его док-ва представл-ся убедительными. Следует отметить, что сам Унб. признавал,что фонетика и морфология древнеруск.яз. была рус, русифицир-ной. 3. Остается непонятным почему в теч-ие столетий сущ-л так называемый нелит.пис.яз,почему под влиянием церковно-слав-го он не приобрел статус лит-го. 4. остается не выясненным механизм передачи некот. эл-тов нелит.яз. паррал-но церк-слав-му ля. 5. косвенным док-вом несостоятельности концепции Убенг. м.служить 1-ая русск. нормативная стилист. грам-ка (рос. грам-ка Ломоносова,он показал нежизнеспособ-ть архиеп-х грам.форм).Концепция лит. двуязычия.Д.С.Лихачев Н.И.Толстой, Б.А.Успенский связывают судьбу древнерус.л.я. с судьбой языков всех славян, т.е. считают, что до принятия хритстьянства формирование единой культуры славян литр.яз. в киевском гос-ве не было. Лихачев в статье «Крещения Руси и гос-во Русь», посв. 1000 христьянства на Руси, писал «в конце концов та церк. письменность, которая была передана Болгарией – это самое главное, что дало нам крещение Руси.».Толстой предложил термин древнеслав-ий ля- обозначение общего ля южных и восточных славян, показывая сложное взаимод-е древнего ля с живой разговорной речью славян.

Концепция Виноградова – не отрицая идею двуязычия древнерус. ля представляет след-м образом: ДРЛЯ состоит из книжно-слав. типа яз, народно—лит. тип яз, язык деловой письменности.

Концепция Успенского. – высказывает мысль о том, что в язык. ситуации киевской Руси была диглоссия. Связав возникновение диглоссии с принятием христ-ва выделяет 2 момента в ее становлении:А) начало школьного обучения при Владимире.Б) Вначале местной лит-ой деят-ти при Ярославе Мудром. На ситуацию диглоссии по его мнению указывает 3 обстоятельства: 1. церк-слав.я не исп-ся как ср-во разговорного общения.2. Древнеруск. я. в отличие от церковнослав. не был кодфицированным, не явл-ся предметом школьного обучения (и это лишает его статуса лит-го).3.отсутсвие переводов с церк-слав-го на древне-рус. и вообще парал-ных текстов. Т.о. для Усп. диглоссия- это способ сосуществования 2 яз систем в рамках одного языкового кол-ва, когда ф-ии этих 2-х систем наход-ся в дополнительном рапределении, соответствуя функ-м одного языка в обычной недиглоссий1ной ситуации. Итак, диглоссия- это способ сосуществования языков, при котором членам яз. кол-ва свойственно воспринимать сосущест-ния яз. системы как один язык, тогда как для внешнего наблюдателя естест-но в этой ситуации видеть 2 языка. Т.о. вопрос о происхождении рля остается открытым.

Билет № 20. Основные теоретические проблемы словообразования. Методика изучения словообразования в школе.

С/образование сформировалось как особый раздел языкознания в 40-50 гг 20 века. Основоположники: В.В.Виногра-дов, Винокур, Шанский, Земская. Опирались на работы Бодуэна де Куртене, Крушевского, Фортунатова. В 60-70 гг теория словообразования получила развитие в трудах Арутюковой, Азарх, Лопатина, Соболевой, Немченко, Тихонова. Предметом с/образования явл-тся слово с точки зрения его структуры: морфемной и с/образовательной. Термин с/образова-ние имеет несколько значений:

1. это процесс образования слов (белить←белый т.е. делать белым; суф и; белеть←белый.т.е. становиться белым, суф е).

2. это система типов моделей образования слов в языке (∩ + ^ + ^ - модель слова, например «зеленеть»).

3. наука о структуре слов и способах их образованя.

Задачи: 1. изучение минимально значимых частей слова – морфем; 2. изучение словообразовательных ресурсов; 3. изучение способов образования слов; 4.изучение словообразовательной системы русского языка, основные тенденции развития; 5. освоить методику образования слов.

Словообразование и деривация: Последние 20 лет вместо «словообразование» употребляют синоним «деривация». Науку о словообразовании называют дериватологией. Деривация – сам процесс образования языковых единицы любого уровня (морфемы, слога, слова и тд). Дериватология – наука о процессах образования единиц языка в целом (слов, словосочетаний, предложений).В таком случае словооразование является разделом деривации. Мурзин занимался деривацией.

Разделы словообразования:

1.морфемика – изучает морфемы, их значение; 2. раздел структуры рус.слова (об основах); 3. морфонология (рассматривает морфы различ.типа); 4. этимология. Собственно словообразование: -спо-собы с\о; -типы с\о; - с\о имен собственных; - с\о лексикография. Виды анализа: морфемный (разбор по составу); словообразовательный.

Словообразование и фонетика:

Фонетический и морфологический строй русского языка тесно взаимосвязаны в структуре слова. В процессе словообразования и формообразования одна и та же морфема может видоизменяться по своему звуковому составу и различаться в морфах. Морф - конкретный представитель одной морфемы в слове. * холод, охлаждение, охладить (корни «холод», «хлажд», «хлад»)→1 морфема, 3 морфа.

Это изучается в спец.разделе морфонологии. Наука образовалась в 20 веке. Это пограничный раздел словообразования и фонологии, изучает морфемную и фонетическую структуру слова. Основоположник Трубецкой.

Морфонологические особенности с/образ-ования. Морфонология – раздел языкознания, изучает связи морфологии и с/образования с фонетикой, т.е. использование фонологических средств в словоизменении и с/образовании. Ед-ми морфонологии явл-ся фонемы, кот. исп-ся для различения словоформ одного и того же слова. Надо отметить, что в процессе образования новых слов происходит взаимоприспособление соединения друг с др. аффиксов и морфем (корней). В связи с этим на стыке морфем происходят явления: 1) чередование гласных и согласных фонем на границе корня и суф-са (книжка-книга г//ж – сущ., глушь- глухой х//ш – прилаг., венчать-венок – глагол,); чередование внутри корня (лбище-лоб), 2) интерфиксация – процесс при кот. м/у двумя морфемами вставляется элемент, не имеющий значения. Он наз-ся по-разному:интерфикс, вставка, прокладка. Осн-ая роль интерфикса – сделать слово или форму более благозвучной. Мы под интерфиксацию подводим только соед-ые гласные О и Е, кот. обычно участвуют в образовании сложных слов и в школе наз-ся соединит-ми гласными (купе й н ый, дв ух этажный, пят и звездочный); 3) Наложение (аппликация или интерференция) морфем – обычно конец одной морфемы объед-ся с началом др. (лермонто в ед = Лермонтов + вед (суффиксоид)); 4) усечение – усечение части производящей основы, представленной в производном слове (высь - выс окий).

Слово, полученное в результате процесса словообразования, называется производным или мотивированным. Исходное же слово называется производящим, или мотивирующим. Словообразование как языковой процесс называется также де-ривацией, а его результаты – дериватами. К основным словообразовательным процессам относятся аффиксация (префиксация, суффиксация и т.д.), словосложение, конверсия и некоторые др.

Типы основ. Непроизводная – это основа, кот. представлена только одним конем. Обычно у слов с непроизв-ой основой отсутствует внутр. форма и они не могут быть мотивированы (стол, тетрадь). Производная основа – это основа, кот. включает в свой состав помимо корневой морфемы хотя бы один аффикс (стол ик, тетрад н ый, книжонк а). Слова с производной основой обычно имеют внутр. форму и м/б мотивированы. Производящая основа – такая основа, от кот. в СРЯ образ-ся (производятся) новые слова. Сама производящая основа по структуре м/б производной и непроизводной (княжеский - князь з//ж – производящая -непроизводная по структуре).

Словообразовательный тип. Есть широкое и узкое понимание СОТ. При узком подходе в один СОТ включаются слова: 1)одной и той же части речи; 2)одинакого мотивированные; 3)образованные с помощью одних и тех же с/образоват-х средств одним и тем же способом (читатель - читать – одинакого образован, одинакого мотивирован; мыслитель-руководитель-водитель – лицо, названное по действию, выполняющее это действие). При широком подходе в один СОТ могут включаться слова, имеющие синонимичное с/образовательное средство (мудростьмудрый, доброта - добрый).

Словообразовательная цепочка – родственные слова, последовательно связанные друг сдругом отношениями производности. СЦ впервые описаны А.Н.Тихоновым (учительницаучитель - учить).

Словообразовательная парадигма – совокупность производных слов, имеющих одну и ту же производящую основу и находящихся на одной ступени словообразования (учитель: учительница-учительский- учительство).СП впервые описаны Е.А.Земской.

Словообразовательное гнездо – это совокупность слов с тождественным корнем, упорядоченная в соответствии с отношениями с/образовательной смотивации (представлено в словаре А.Н.Ти-хонова).

Морфологические способы с/образо-вания. Различают 2 вида афиксацию и сложение.

1. Аффиксальные способы – образуют новые слова при помощи аффиксов (суффиксов, в т.ч. нулевого, префиксов и постфиксов). а) суф-ым сп-ом слова обр-ся путем присоединения с/образоват-ых сфу-ов к производящей основе: белизна - белый, тоскливыйтоска, синеть - синий); б) префиксальный (к производящему слову присоед-ся префикс): прилететь-лететь, подгруппа-группа; в) суф-но-префикс-ый – заключается в одновременном присоед-ии к производящей основе префикса и суф-са: подмастерье-мастер, перелесок-лес; г) постфиксальный заключается в образовании новых слов путем присоед-ия к производящему слову постфикса: накалиться - накалить; д) суффиксально-постфиксальный (к производящей основе присоед-ся одновременно суффикс и постфикс): фосфориться - фосфор; е ) префиксально-постфиксальный (к производящему слову присоед-ся одновременно префикс и постфикс): довоеываться-воевать;

ж) препрефиксально-суффиксально - постфиксальный (к производящей основе присоед-ся одновр-но префикс, суффикс, постфикс): при лун и ть ся - луна; з) безаффиксный – способ нулевой суффиксации: тишь, зачет.

2. Сложение – образование новых слов путем целых слов, полных и усеченных основ. 1) сложение слов, в рез-те кот. обр-ся сложные составные слова: платье-костюм, диван-кровать; 2) сложение основ, в рез-те которого обр-ся сложные слитные слова: а) без соединит-ой гласной – интерфикса: киногород = кино+город; б) с интерфиксацией: атомоход; в) с интерфиксацией и суффиксацией: черноморец-Черное море; 3) сложение усеченой и полной основы: стенгазата; 4) сложение усеченных основ (аббревиация): а) слоговой тип: завком, колхоз, завхоз; б) буквенный тип: КВН; в) звуковой тип: МХАТ; г) смешанный тип: ИМЛИ (звуко-слоговой), ГОРОНО (слого-звуковой).

Неморфологические способы. Е.Н.Земская относит подобные способы к историч-му с/образовванию, считая синхронными лишь субстантивацию и сращение (остросовременный - остро (нареч) + современный (прилаг). В.В.Виноградов выделял 3 неморфологич-х способа, считая их синхронными: 1) лексико-семантический заключ-ся в том, что слово приобретает новую семантику и происходит образование новых слов-омонимов: «гаврош» (вид прически) - Гаврош (собственное имя героя романа);

2) лексико-синтаксический (сращение) заключается в образовании новых слов путем слияния 2-х самостоят-х слов: быстрорастворимый (прил) - быстро (нар.) + растворимый (прич.), впередсмотрящий - смотрящий вперед; 3) лексико-грамматический (морфолого-синтаксич-ий) – образование новых слов путем перехода из одной части речи в другую: ученый (сущ.) - ученый (прилаг.), второй (сорт чая -прилаг.) - второй (по списку- числит.).

Отличия морфемного анализа от с/обра-зоват-го.

Целью морфемного анализ явл-ся осмысленное вычленение всех значимых частей слова. В ходе морфемного анализ необходимо прибегать е эл-ам с/образо-ват-го анализа, чтобы правильно установить хар-р аффиксов (мечт- а - тель - н -ый (мечтатель) – увлека- тель -ный (увлекать). Суть с/образоват-го анализа заключ-ся в том, чтобы правильно установить соотношение производящего и производного слова, при этом вычленить все с/образователь-ные средства, участвующие в производстве того или иного слова: ис сен- я -черный – синий, черный (сложение полной основы и целого слова – суф-но-префиксальный).

Словообразовательный анализ. 1. Опр-ть, к какой части речи относится данное слово; указать его лексич-ое значение. 2. Его отношение к производности- производное/непроизводное. 3. Выделить основу производного слова. 4. В словах с производной основой найти: а) производящую основу, б) производящее слово, в) производящую базу (свободное или фразеологически связанное словосочетание, целое предложение). 5. При аффиксном сп-бе словопроизводства выделить с/образовательные аффиксы. При способе сложения выделить слово, основы (целые или усеченные) интерфиксы, аффиксы, участвующие в образовании слова. При неморфологич-ом сп-бе с/образования установить комплекс семантических и грамматич-х признаков, различающих производное и производящее слово. 6. Хар-р с/образователь-ного значения в завиимости от аффиксов. 7. Стилистич-ая окраска аффикса. 8. Хар-р морфологич-их явлений при образовании слова: а) интерфиксация, б) усечение производящей основы, в) чередование звуков, г) наложение морфем. 9. С/образовательный тип. 10. Способ с/образования.

С/образоват. анализ следует отличать от морфемного анализа, кот. состоит в расчленении слова на составляющие его морфемы. С/обра-зов-ый же анализ подразумевает определение мотивирующего слова и проведенной с ним операции, в частном случае выделение форманта, участвовавшего в образовании слова. Полный с/образов. анализ подразумевает также восстановление всех предшествующих с/бразоват-ых шагов, т.е. установление для данного слова всей его с/образоват. цепочки.

С/образов-ый анализ оказывается иногда более показательным, чем морфемный. Так, если не обращаться к семантике, морфемный состав двух омонимов заходить1 (несов. к зайти) и заходить2 ('начать ходить') одинаков. В них обоих выделяется приставка за- и корень -ход-. Тем самым морфемный анализ не позволяет разрешить омонимию. Однако это можно сделать с помощью словообразовательного анализа, поскольку данные слова имеют различную словообразовательную предысторию: идтизайти (префиксация)  заходить (имперфективация) и ходитьзаходить (префиксация).







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.