Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Примыкание. Примыкают слова которые не изменяются: наречия, деепричастия, инфинитив, формы ср.степени наречий и прилагательных.





Лингвистические основы изучения словосочетаний в школе‚ развитие речи учащихся в процессе изучения словосочетаний.

Осн-ми ед-ми синтаксиса в школьной теории считаются словосочетание, предложение, текст. В предмет синтаксиса входят и строевые эл-ты синтаксич-х ед-ц: словоформы, а также синтаксические связи и отношения как осн-ые признаки синтаксич-х построений. Из словоформ строятся словосочетания. В составе предложения они выступают как члены предлож-я или явл-ся частью их. Словосочетание не явл-ся коммуникативной ед-ей.

Синтаксис как предварительный, пропедевтический раздел изучается в 5 классе. Цель раздела – познакомить пятиклассников с основными понятиями и правилами построения высказывания и пунктационного его оформления. В период изучения синтаксиса уч-ся дается сложная терминология грамматики: (грам-ка, наука, которая изучает строение и изменение слов, строение словосочетаний и предложений, грамматика включает морфологию и синтаксис), словосочетание, словоформа, предложение, виды предложений.

Совр-ая лингвистика опр-ет словосоч-ие как существующую в языке независимо от предложения синтаксическую ед-цу, кот. обр-ся соединением двух или неск-их знаменательных слов, связанных по смыслу и по грамматическим законам языка (напр.: жаркое солнце, опытный пилот, рисовать красками, сидеть на скамье, ходить вокруг дома. Нельзя, например, сказать: опытное солнце, рисовать скамьей). Надо помнить, что: 1)словосочетание явл-ся законченной и офрмленной ед-ей высказывания; 2) словосочет-ие явл-ся ед-ей номинативной и по значению м/б равно слову (храбрый человек – храбрец); 3) состоит из слов, одно из кот. явл-ся главным, другое – зависимым от него; 4) словосочетание может выступать синонимом отд-го слова (напр.: молодой человек синонимично слову юноша, а словосочетание мужчина преклонного возраста синонимично слову старик).

Учащиеся должны уметь составлять схемы словосочетаний, заменять словосочетания одного строения др. словосочетаниями с тем же значением, напр.: берег моря (сущ. + сущ.) – морской берег (прил. + сущ.), составить план (глаг. + сущ.) – составление плана (сущ. + сущ.). При изучении данной темы нужно обратить особое внимание на выработку у уч-ся стилистич-х навыков. Школьники должны знать, в каких случаях предпочтительнее употребление того или иного типа словосочетаний. В рез-те в ходе занятий у уч-ся должно сложиться отчетливое представление о словосочетании как специфической языковой ед-це, ее грамматич-ой и смысловой хар-ке, кот. складывается из следующих ее структурных особенностей: а) часть речи гл. слова; б) часть речи зависимого слова; в) форма зависимого слова; г) наличие предлога как показателя отношений м/у гл. и зависимым словом; д) значение и грамматич-ое значение словосочетания.

Систематическое изучение синтаксиса в 8 кл. начинается с темы «Словосочетание», где необходимо: 1) обобщить уже известное уч-ам о словосочетании и закрепить знания и навыки с помощью упражнений; 2) дать понятие о начальной форме словосочетаний; 3) углубить знания о строении и грамматич-ом значении словосочетаний; 4) дать понятие о согласовании, управлении, примыкании.

Выделение словосочетаний из предложения. Сущ-ет два варианта действий: 1) выделяется грамматич-ая основа («главное словосочетание», по В.Н. Сухотину «предикативное словосочетание»), она отграничивается от словосочетаний и затем выделяются все словосочетания; 2) выделяются подряд все словосочетания слов (не явл-ся словосочетаниями: предлоги + сущ. – около дома, вокруг леса, в течение суток; сложные формы степеней сравнения прилаг-х – более близкий, самый родной; сочиненный ряд слов – грачи, гуси, аисты; смотрит и смеется).

Грамматическое значение словосочетаний. Выясняя грамматич-ое значение словосоч-ия, вспоминаем категориальные значения частей речи, образующих словосочет-ие, напр.: спелая пшеница, хороший урожай имеют грам-ое значение – предмет и его признак, кот. соответствует категориальным значениям слов, образующих словосоч-е (сущ-го – обозначает предмет и прилагат-го – обозначает признак предмета). Грамматич-ое значение словосочет-ий типа семь тетрадей, шесть книг – предметы и их кол-во; грам-ое значение словосочет-ий типа читать книгу, пить чай – действие и предмет, на кот. оно переходит; грам-ое значение словосочет-ий типа очень близко, весьма затруднительно – признак и его признак.

Особое внимание в 8-9 кл. нужно обратить на те виды словосочетаний, у кот. грам-ое значение не совпадает с категориальными значениями частей речи, напр.: рука друга, голос артиста – предмет и его признак (по принадлежности); мебель из дуба, компот из фруктов предмет и его признак (по материалу); клубника сос сливками, дом с мезанином – предмет и его признак (по наличию др. предмета); дорожка для бегунов, зал для тренировок – предмет и его признак (по назначению).

Кроме того, А) связь зависимости м/у словами выражается различными способами. Это м/б связь согласования (прилаг. и сущ. в роде, числе и падеже – знакомой тропой, поздними вечерами), управления (сущ. с глаг. – ехали поездом – беспредложная; брал в руки – предложная), примыкания (наречия к глаголу – читая быстро, смотрел искоса). Все это виды связи подчинительной. Б) различаются словосочет-я именные (главным словом в кот-х бывают имена сущ. (порог дома – сущ.+сущ., железная кровать – сущ.+прилаг., шестая рота – сущ.+по-рядковое числит., прочитанная книга – сущ.+причастие, шапка набекрень- сущ.+наречие), прилагат. (покорный судьбе – прил.+сущ., дружески заботливый – прил.+наречие, нужный нам – прил.+местоимение, готовый бороться – прил.+инфинитив), причастия, числит-ые (третий от конца, пятый из пассажиров), местоимения (каждый из нас, мы с братом); глагольные (гл. словом в кот. бывают глаголы: писать карандашом – гла.+сущ., обратиься к нему – глаг.+местоим., просить приехать – гла.+инфин., сидеть задумавшись – глаг.+дееприч., выражаться туманно – глаг.+наречие); наречные (гл. слово наречие, зависимое – глагол: очень ловко – нар.+нар., лучше друга – нар.+беспредложное сущ., смешно до слез – нар.+предложное сущ.). В) в предлож-ии, помимо гл. членов, еще м/б одно или неск-ко словосочетаний (в зависимости от степени распространения предложения); Г) слова, соединенные по способу сочинения (однородные члены), словосочетания не составляют.

Правильное пользование словосочет-ми в потоке речи предполагает соблюдение ряда условий: а) соблюдение норм лексич-ой сочетаемости слов; б) правильное с т.зр. принятых в языке грамматич-х норм введение словосочет-я в данное предложение; в) правильный с т.зр. норм лит-го языка порядок слов. Использование методических приемов, помогающих усвоению теоретич-х знаний, формирующих и закрепляющих навыки построения и употребления словосочет-й в речи это: а) наблюдения над яз-ым мат-ом (речь всех окружающих, с кем вступают в речевое общение уч-ся, язык худ-ых произведений, научной и учебной лит-ры), сравнение и сопоставление различных звуковых конструкций по их содержанию, сос-таву компонентов, грамматич-х связей внутри предлож-я и словосочет-я; б) синтаксич-ий разбор, производимый с разными целями на разных этапах обучения и в разной форме; в) работа над усвоением определений, терминов, правил, классификация изучаемых явлений.

В числе упражнений в работе над словосочет-ем необходимо учитывать: а) составление словосочетаний путем распространения данных учителем слов зависимыми (составление беспредложных и предложных глагольных словосоч-ий по данным глаголам); б) хар-ка различий м/у данными словосочет-ми и словом, словосочет-ем и предложением; в) подыскивание словосочет-ий заданной учителем конструкции в текстах худ. произвед-ий или статьях хрестоматии; г) классификация словосочет-ий разных конструкций, выписанных из худ. произвед-ий; д) структурный анализ словосочет-ий с указанием гл. и зависимого слова, их части речи, формы и значения зависимого слова, порядка их расположения, возможной замены словосоч-ия словом или предлож-ем; е) использование словосоч-ий в изложениях и сочинениях; ж) исправление ошибок в неправильно составленных словосочет-ях; з) установление порядка слов в словосоч-ях (оп-ределяемых при согласоввании – зависимое слово обычно впереди гл., объектных при уп-равлении – после гл., обстоятельственных при примыкании – в одних случаях впереди, в др. – после основного сл.).

Для ссовершенствования культуры речи уч-ся большое знач. имеет работа над синонимией словосоч., кот. позволяет рассматривать изучаемые конструкции со стороны структуры (строения), семантики (значения), функции (назначения). Сопоставляя конструкции типа улицы города-городские улицы, игры детей-детские игры, уч-ль показывает, что это синтаксич-е синонимы, т.к. они, с одной стороны, имеют смысловую общность, с др. – различительные оттенки. В словосочет, состоящем из 2-х сущ-х, говорится о двух предметах, в то время как в синонимич-х им словосочет-х, сос-тоящих из сущ. и прилаг., имеется в виду один предмет и его признак. Словосочет. Первого типа обычно употребл-ся тогда, когда речь идет о конкретных предметах, а словосочет. второго типа – когда важно дать предмету кач-ую хар-ку, пдчеркнуть постоянство его признака. В речь уч-ся в первую очередь вво-дятся наиболее продуктивные конструкции. При этом важно, чтобы уч-ся поняли, когда предпочтительнее использование того или иного синтаксич-го синонима в соответствии с содержанием текста, его функционально-сти-листич-ой принадлежностью, целевым назначением и общей экспрессивной направленностью. При работе над именными словосочет. учитель постоянно обращает внимание на возможность или невозможность синонимич-ой замены изучаемых конструкций. После разбора, нпр., словосоч. гудки теплохода, свет луны; ствол дерева, сила хар-ра делается вы-вод: словосоч. первой группы м/б заменены синонимич. словосоч. – теплоходные гудки, лунный свет. Словосоч. 2-й гр. такой замены не допускают, хотя от зависимых сущ-х дерева, характера можно образовать однокоренные прилаг.(деревянный, характерный), но эти прилаг. не вступают в словосоч. соответственно со словами ствол, сила. Большую пользу может принести таблица:

замена словосоч. возможна замена словосоч. не-возможна
знамя полка-полковое знамя ящик стола, сюжет ро-мана, лидер кол-ва

Уч-ся предлагается дополнить таблицу своими примерами и объяснить, от чего зависит возможность или невозможность замены словосочет. Важна работа над глагольными словосоч. Беспредложные словосоч. уч-ся усваивают легче, чем предложные (любить работу-любить работать) Структурные различия рассматриваемых конструкций также показ-ся на схемах: глаг.+сущ. – глаг.+инфинитив (кончил выступление – кончил выступать).

В процессе обучения синонимии словосоч. наиболее эффективными явл-ся такие упр., как нахождение в тексте изучаемых синонимич. словосоч. и установление сходств и различий м/у ними; преобразование одного словосоч. в др., синонимичное ему; конструирование синонимич-х словосоч. по данным структурным моделям; анализ условий выбора синонимов и вставка в текст пропущенных словосоч. из числа данных синонимич. словосоч-ий; составление предлож-ий с указанными синонимич-ми словосоч-ми; употребление в тексте синонимич-х словосоч-ий и обоснование целесообразности их использования.

 







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.