Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Методика стилистического разбора в школе.





Наш лит-ый язык неоднороден. Зависимость наших высказываний от условий и задач общения рассматривается стилистикой, кот. изучает функциональные стили, т.е. разновидности языка, обусловленные сферой и функцией общения, а также языковые ср-ва, имеющие дополнит-ую стилистич-ю окраску. 2 этапа: 1-й этап – грамматическая стил-ка; 2-й этап – функцион-ая стил-ка, кроме изучения образных средств языка, водит понятие функц-ых стилей. Предмет стил-ки – это функцион-ый стиль. Стиль – это понятие речевое. Задача обучения стилю – облекать содержание высказывания в соответствующую языковую форму. Особенности работы над понятием «стиль» –учитываем: - экстралингвистич-ие приметы стиля (задачи речи, стилистич-ие черты); - языковые приметы стиля-субъективность; - монологическая и диалогич-ая форма речи.

Согласно программам по р/я с функцион-ми стилями речи уч-ся начинают знакомиться с 5 кл. (разговорный, научный, худ-ый стиль речи), затем – официально-деловой (6 кл.), публицистич-ий (7 кл.). Давая шк-ам понятие о стил-ке, уч-ль сообщает им, что в разных речевых ситуациях мы пользуемся разными стилями речи, применение кот. зависит от того, где говорим, с кем и зачем. Для илюстрации в уч-ке «Русский язык для 5 кл.» (под ред. Разумовской и Леканта) приводится схема: Речевая ситуация: с кем говорим? - с одним чел-ом/со многими людьми; где говорим? – в офиц-ой обстанове/в неофиц. обстановк; с какой целью? – общение/сообщение-/воздействие. Данная схема поможет уч-лю довести до сознания уч-ся суть речевой ситуации, объяснить, что в разных речевых ситуациях чел-к пользуется разными стилями речи.

В ст. кл. знания уч-ся о предмете и задачах науки стил-ка расширяются. Здесь школьники узнают, что ученые по-разному опр-ют понятие «стил-ка», знания уч-ся о фцнкцион-х стилях речи расширяются. Ребята одновременно учатся строить собственные высказывания в том или ино стиле с использованием нужных яз-х средств. Уч-ся должны познакомиться с понятиями «стилис-ая» норма и «стилис-ая ошибка» - нужно считать нарушение ед-ва стиля, неуместное использование яз-ых средств (напр.: употребление в Н.С. нелитер-ой лексики – просторечий, жаргонизмов, диалектизмов), однообразие синтаксич-х конструкций (синтаксич. монотон).

Разговорный стиль – перед тем как приступить к изуч-ю функц-ых стилей, уч-ся должны получить элементарные сведения об особенностях порождения устной и письменной речи, знать. Чем отличается диалогич-ая речь от монологич-ой, какие яз-ые ср-ва для них характерны. Объясняем термин «стиль» по толковому словарю р/я С.И.Ожегова. Далее предлагаем текст, уч-ся читают и пересказывают его содержание. После этого уч-ль сообщает, что в р/я сущ-ют разговор., научный, худ-ый, оф-но-деловой и публиц-ий стили речи, что первый относится к разговорной речи, а ост-ые к книжной речи. Необходимо предупредить уч-ся, что нельзя смешивать понятия «устная речь» и «разговорный стиль», т.к. в устной речи осуществляются и некоторые жанры др. стилей, т.е. устная речь м/б формой проявления разных стилей: разгов-го, научного, публиц-го. Разбор: 1) сфера применения: исп-ся в непринужденных беседах обычно со знакомыми людьми. 2) задача речи – общение. 3) стилевые черты. Высказывание обычно бывает: - непринужденным, - свободным в выборе слов и выражений, - отношение автора к предмету речи и собеседнику в нем передается. 4) языковые средства: - разговорные, непринужденные слова (вымахал-вы-рос, электричка-электропоезд), - эмоц-но-оценочные слова: а) с уменьшит-но-ласкат-ми суф.: березка, звездочка, серенький, ключик; б) с суф-ом неполного кач-ва -оват-(-еват-): сладковатый, синеватый; - глаг. сов. вида с приставкой за- со знач-ем начала действия (запел вместо начал петь); -предлож-я, различные по цели высказывания: вопросит-ые и побудит-ые; -восклицат. предлож.; -обраще-ния; -прямая речь. Первые три пункта хар-ки стиля остаются неизменными на протяжении всего периода изучения стилей речи в школе. Четвертый пункт содержит мат-л, объем кот. расширяется по мере изучения строя языка. Упражнения: 1) найдите в к-либо отрывке из рассказа М.Шолохова «Судьба чел-ка» эл-ты Р.С. 2) составьте диалог на тему «Встреча друзей», включив в него междометия, ч-цы, вводные слова и обращения. 3) замените в данном диалоге, где это необходимо, полные предлож. непол-ными.

Научный стиль. При изучении данной темы уч-ся сообщается, что с Н.С. они встречаются на каждом уроке, т.к. этим стилем написаны все уч-ки, по кот. они занимаются. Для анализа можно взять отрывок из какого-либо уч-ка или научной статьи. Выяснятся, что текст насыщен общенаучной терминологией, формулируется тема повествования, потом идет логически последоват-ое и стройное изложение существа вопроса, кот. завершается выводом. Обращается внимание на преимущественное употребление сущ-ых вместо глаг; широкое использование вводных слов (во-первых, с одной стороны, таким образом), служащих для более четкого членения мысли на отд-ые части и обеспечение последоват-ти в изложении мат-ла, установления межфразовых связей; частое применение страдат-ых оборотов; наличие конструкций со сложными союзами (вследствие того что, между тем как, нсмотря на то что). В ст. классах полезно рекомендовать также составление аннотаций научных статей на лингвистич. темы. Упражнения: 1) передать содержание теоретич-го мат-ла данного параграфа близко к тексту. Какие хар-ые особен-ти Н.С. использовали в своем рас-зе? 2) ответить на вопрос: «что такое Н.С. и чем он отличается от Р.С.?» 3) написать неб-ое сочинение на лингвистич-ую тему «Речь и ее разновидности».

Оф-но-дел. стиль. Уч-ся сообщается, что О.Д.С. – это стиль различных док-ов, гос. актов, договоров, юр-х законов, постановлений, указов и т.д. Отмечается, что каждый вид оф-но-дел-го док-та имеет строгую фор-му изложения (напр.: заявление пишется по одному образцу, протокол – по др.). Обратить внимание уч-ся на то, что он требует максим-ой точности выражения и лаконичности, что в нем исп-ся нейтральные яз-ые ср-ва, слова в прямом знач-и, а также стандартные слова и выраж. (принимая во внимание), составные союзы и предлоги, спец. терминология, ССК. Объяснение нового мат-ла сопровождается анализом различных док-ов или отрывков из них. Сначала уч-ся знакомятся с особен-ми составления деловых бумаг (заявл., расписки, справки и т.д.). Затем им предлагаются отрывки из правит-ых постановлений, указов, законодат-х актов. Упражнения: 1) подготовить текст объявления о предстоящей встрече с ве-теранами труда. 2) составить текст поздравительной ТЛГ кому-либо из знакомых. 3) написать протокол кл-го собр-я.

Публицистич. стиль. Уч-ся д-ны узнать, что П.С. – это стиль общ-но-политич. лит-ры, газет, журналов, ТВ передач ит.д. Для объявления нового мат-ла можно исп-ть отрывки из газет или журн-х статей, анализ кот. позволит установить, что в П.С. широко представлены след. яз-ые ср-ва: - общ-но-политич. и терминологич-я лексика, фразеологич-ие сочетания (оппозиция,. гласность, депутат); -слова и обороты высокого, торжеств-го стиля (держава, возмездие, священный долг); -эмоц-но ок-рашенные обращения, активизирующие внимание чит-ей и слушателей, частицы, междометия, повторы, риторич-ие вопросы. Для закрепления мат-ла можно предложить такие виды работ: 1) прочитайте текст; докажите, что он относится к П.С. 2) выпишите отрывок из к.-либо постановления и укажите языковые ср-ва, кот. хар-ны для него. 3) напишите заметку в стенгазету; расскажите в ней об известных людях, окончивших вашу школу.

Худ. стиль. Важно довести до сознания уч-ся, что Х.С. от др. стилей отличается особой функцией – функцией эстетич-го, образно-эмоц-го воздействия на читателя. Для наблюдения можно исп-ть отрывки из различных худ. произвед-ий, кот. позволят выявить хар-ные особен-ти Х.С.: ед-во коммуникат-ой и эстетич-ой ф-ий; широкое употребление изобразительно-выразит-ых средств языка – эпи-тетов, сравнений, метафор, фраз-их оборотов; использ-ие эл-ов всех функцион-ых стилей. Широко представлены в Х.С. эл-ты Р.С.- просторечная лексика, фразеолог. Обороты, диалектизмы. Сначала проанализируем любой прозаический текст. Далее уч-ся для наблюдения можно предложить стих. (напр. Тютчева). При изучении Х.С. осущ-ся тесная связь уроков р/я с ур. лит-ры (напр. знание о тропах). Упражнения: 1) докажите, что данный текст относится к Х.С. 2) подберите отрывок из изучаемого худ. произвед-я и укажите в нем лексич-ие образные ср-ва речи (эпитеты, метафоры). 3) написать неб-ой юмористич. рассказ на тему… Изучение раздела «функц-ые стили р/я» завершается выполнением упр-ий: 1) подберите отрывок из худ. лит-ры и найдите в нем эл-ты Р.С. 2) дайте описание к.-либо природного явления сначала в научном, а затем в Х.С. 3) сделайте стилистич. разбор данных текстов по схеме: а) функц-ый стиль (Р.С., Н.С., Х.С., О.Д.С., П.С.); б) основные стилевые черты; в) хар-ные особ-ти данного стиля. 4) приведите примеры использования разговорной лексики и фразеологии в Х.С. и П.С. 5) сделайте стилистич. Разбор сочинения своего товарища; определите тип речи. 6) подготовьте устное сообщение на тему… Какой стиль выберете? Как построите свой рассказ? 7) составьте отзыв о прочитанной книге или просмотренном фмльме.

Вывод: для каждого стиля речи используются упр., с помощью кот. уч-ся получают знания о функц-ых стилях речи, о стилистич-х свойствах яз-ых средств, о хар-ре функционирования средств в разных видах речи.

Стилистич. анализ реализ-ся в системе различных стилистич-х упр. и может проводиться на разных уро-внях: лексич-ом, морфолог-ом, синтаксич-ом и на уровне текста. Виды стилистич. анализа: 1) ан-з, направленный на распознавание стилистич. явлений, 2)сопоставление различных вар-ов яз-х средств, 3)сопоставление черновых и беловых вар-ов текста, 4) сопоставление текстов в функц-но-стилистич-ом отношении, 5) стилистич. эксперимент, 6) определение стиля речи с мотивировкой, 7) редактирование (усовершенствоввание написанного), 8) конструирование предлож., направляемое стилистич-им заданием, 9) изложения-миниатюры со стилистич-м заданием, 10) стилистич. этюды (небольшие самостоят-ые высказывания уч-ся, принадлежащие к различным стилям и жанрам речи), 11) определение стилистич. окраски слов и словосочет-ий.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.