Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ВВЕДЕНИЕ К РАБОТЕ M. ХАЙДЕГГЕРА «ИСТОК ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЕНИЯ».





«Исток художественного творения» («Ursprung des Kunstwerkes») — работа 1935 года, ставшая поворотной вехой в мышлении Хайдеггера: перехода от трансцендентальной постановки вопроса к онтологической или, иначе, от экзистенциальной феноменологии, исследовавшей основные структуры человеческого бытия (Dasein), к фундаментальной онтологии, в центре которой находится бытие как таковое. Русский перевод этого сочинения Хайдеггера, выполненный А. В. Михайловым, см.: Зарубежная эстетика и теория литературы XIX—XX вв. Трактаты, статьи, эссе. М., 1987, с. 264—3Î2. «Введение» Гадамера написано для отдельного издания «Истока», вышедшего в Штутгарте в 1967 году: Heidegger M. Ursprung des Kunstwerkes. Stuttgart, 1967, S. 102—125.

Перевод выполнен по этому изданию.

Сверен В. С. Малаховым.

Движение в западной, прежде всего немецкой, философии, начавшееся в 60-е годы прошлого века под лозунгом «Назад к Канту!», уже к концу столетия вышло за пределы неокантианства как особой школы — академическая философия конца XIX — начала XX века так или иначе связана с обращением к идеям Канта, как бы по-разному они при этом ни трактовались и каким бы опосредованным это обращение ни было (В. Дильтей, Э. Кассирер, Э. Гуссерль). Не случайно на рубеже веков обнаружилась условность противопоставления Канта Гегелю, а неокантианства — неогегельянству. Иными словами, в Германии на протяжении более чем полувека существовала более или менее единая философская традиция, целостности которой был нанесен сокрушительный удар первой мировой войной.

^ См.: Ernst P. Zusammenbruch des Idealismus. München, 1918.

Движение по переосмыслению протестантского (евангелического) богословия, получившее название «диалектическая теология», было начато Карлом Бартом в комментарии к Посланию к римлянам ап.Павла («Der

Г. Г. ГАДАМЕР

Römerbrief», 1919). Об огромном влиянии этой работы на современников, в том числе на него самого, Гадамер писал не раз (см.: Philosophie in Selbstdarstellungen, Bd. 3, S. 62; Gadamer H. G. Philosophische Lehrjahre, S. 36—37). Деятельность Барта и его сторонников была самокритикой евангелической теологии в том смысле, что ею подвергались пересмотру основные допущения традиционного протестантского мышления, и прежде всего его доверие к «психологическим» и «индивидуализирующе-истори-ческим» методам. Антипсихологизм «диалектической теологии», переместившей центр тяжести с «души» на «дух», с индивидуального мира верующего на смысл вероучения, был созвучен общей интенции европейской философии первых десятилетий XX века, в частности, феноменологии Гуссерля, создававшейся как собственно философское, а не психологическое учение о сознании.

4 В призыве Гуссерля «Zur Sache selbst!», переводимом обычно «К самим вещам!», Sache означает не «объект», данный познающему субъекту посредством чувственного восприятия, в смысловые структуры сознания, очищенного от натуралистических наслоений (физиологических, психологических, исторических, социальных). Sache selbst есть сама суть того, о чем идет речь («Um der Sache selbst willen», — говорят немцы, то есть «ради самого дела»). Sache может быть иначе передано по-русски как «предмет», или «суть дела», a Sachlichkeit — как «предметность», или «дельность», в отличие от того, что беспредметно, то есть к делу не относится.

«Здесь-бытие» (Dasein). В англоязычных работах о Хайдеггере этот термин, как правило, не переводится. Французские переводчики Хайдег-гера либо пишут l^tre-la («бытие-здесь»), либо, как и английские, оставляют Dasein без перевода. В. В. Бибихин передает Dasein как «вот-бытие», указывая тем самым на открытость бытия в отличие от сущего (см.: Хайдеггер М. Что такое метафизика? — В кн.: Новая технократическая волна на Западе, с. 31—44). Пояснение к переводу Dasein как «здесь-бытия» дано А. В. Михайловым в комментариях к работе «Исток художественного творения» (см.: Зарубежная эстетика и теория литературы XIX—XX вв., с. 482). О смысле этой категории в фундаментальной онтологии см. также: ГайденкоП. П. Хайдеггер и философская герменевтика. — В кн.: Новейшие течения и проблемы философии ФРГ, с. 27—80.

6 Zuhandene («подручное»), по Хайдеггеру, первично по отношению к Vorhandene («наличное»).

С докладом на указанную тему Хайдеггер выступил 13 ноября 1935 года во Фрайбурге, повторив его затем в январе 1936 года в Цюрихе.

8 См.: Heidegger Λ/. Holzwege. Frankfurt am M. 1950. В сборник «Неторные тропы» вошли три доклада, прочитанные в ноябре—декабре 1936 года во Франкфурте-на-Майне, которые были дополнены небольшим послесловием.

См. Хайдеггер. Бытие и время, § 35.

10 О понятиях «мир» и «земля» в хайдеггеровской философии см.: Подорога В. А. «Фундаментальная антропология» М. Хайдеггера. — В кн.: Пролетарская философская антропология XX века. М., 1986, с. 34—49. См. примеч. 7 к статье «Философские основания XX века*.

12 Самостоятельность «эстетической способности суждения» в рамках кантовской философии связана с тем, что в числе «способностей человеческой души» наряду с «познавательной способностью» и «способностью желания» есть также особая способность, которую Кант называет «чувством удовольствия и неудовольствия». Кроме того, в системе «высших познава-

КОММЕНТАРИЙ

тельных способностей» Кант выделяет: а) «рассудок» (познающий законы природы), б) «разум» (познающий законы свободы), в) «способность суждения», которая «осуществляет связь между обеими этими способностями» и «дает для этого... свои отличительные априорные принципы» (Кант И. Соч. в 6-ти т., т. 5. М., 1966, с. 107). Эстетическая способность суждения, таким образом, имеет косвенное отношение к познанию. 13 См.: Hartmann N. Ästhetik. Berlin, 1953, S. 55—59. 14 «Совершение истины» — см. примеч. 8 к статье «О круге понимания».

Мышление, не свободное от чувственной наглядности (мышление в форме представления), Гегель считал недостаточной формой мышления. Адекватной формой мышления, по Гегелю, может быть лишь форма понятия.

16 Гераклит, фрг. В 122 (Дильс).

17 См.: Хайдеггер М. Вещь. — Историко-философский ежегодник'89. М., 1989, с. 269—285 (пер. В. В. Бибихина).

ФИЛОСОФИЯ И ПОЭЗИЯ

Впервые: Geist und Zeichen. Festschrift für Arthur Henkel zu seinem 60. Geburtstag. Hrsg. von H.Anton u.a. Heidelberg, 1977.

Перевод сделан по изданию: Gadamer H. G. Kleine Schriften, Bd. 4. Tübingen, 1977, S. 241—248.

Сверен В. С. Малаховым.

1 Из мысли Гердера о том, что логические структуры заложены в языковых структурах (см. примеч. 7 к статье. «Язык и понимание»), само собой вытекает, что и философствование и поэтическое творчество суть движение в стихии языка. Немецкие романтики (Ф. Шлегель, Ф. Новалис и другие) видели в поэзии прообраз универсальной творческой активности, в которой должны слиться воедино философия, религия и наука.

2 Платон. Государство 595 Ь; 607с.

3 Платон. Федр 275 е.

4 Эйдетическая редукция — первый этап «феноменологической редукции», задача которой состоит в блокировании «естественной установки» (обыденного сознания, не задающегося вопросом о статусе «объективной реальности» и о формах и способах ее данности сознанию).

«чистая поэзия» (франц.).

6 См.: Хайдеггер М. Исток художественного творения.—В кн.: Зарубежная эстетика и теория литературы XIX—XX вв., с. 285—286.

7 «переход в другой род» (греч.).

8 Нус — «ум», «разум» (грен.). В «развитии интеллигенции до познания» Гегель выделяет три этапа: созерцание, представление, мышление. Мышление, в свою очередь, должно пройти три ступени: рассудок, суждение, разум. Рефлексия на ступени разума, которую Гегель иногда характеризует как noys, есть рефлексия мышления в себя. Именно на этой ступени возможно познание таких предметов, как свобода, дух, Бог.

9 «место», «местность» (греч.).

ФИЛОСОФИЯ И ЛИТЕРАТУРА

Впервые: Was ist Literatur? Beiträge von H. G. Gadamer, Helmut Kühn, Gerhard Funke. München — Freiburg, 1988, S. 18—45 (Phänomenologische Forschungen, Bd. 11).

Г. Г. ГАДАМЕР

Перевод выполнен по этому изданию. На русском языке впервые — «Философские науки», 1989, № 2. Сверен В. С. Малаховым.

1 hypoceimenon — «субстанция», букв.: «подлежащее» (греч.), oysia — «сущность» (греч.).

2 См.: Block E. Das Prinzip Hoffnung, Bd. 1. Berlin, 1951. См.: Платон. Федр 275 a—b.

4 См.: Платон. Письма VII 343 d.

5 См.: Gadamer H. С. Platos ungeschriebene Dialektik. — Gadamer H. G. Kleine Schriften, Bd. 3, S. 27—49.

Платон. Письма VII 341 с—d.

Неявная полемика с французской семиотической школой в литературоведении (Р. Барт и другие), продолжая традиции которой Ж. Деррида утверждает примат «письма» над «речью».

«устная поэзия» (англ.).

Противоречие между «духом» и «буквой», то есть содержанием и формой его воплощения, составляло главную проблему средневековой экзегетики и раннепротестантской герменевтики.

В оригинале — auslegen («истолковывать» и в то же время «раскладывать на части»).

Имеется в виду труд Р. Ингардена «Литературное произведение искусства» (1931). См.: Ingarden R. Das literarische Kunstwerk. Tübingen, I960

См.: Fridrichs H. Я. Mapismus und Nationalsozialismus in ihrer Bewertung der Arbeit. 2. Aufl. Würzburg, 1960.

[* См.: Ingarden R. Das literarische Kunstwerk, S. 270—360.

См. статью «О круге понимания» в наст. изд. (с. 72—82). 1 См. примеч. 6 к статье «Философия и поэзия».

Гадамер имеет в виду стихотворение Гельдерлина «Сократ и Алки-виад» (см.: Гельдерлин И. К. Ф. Соч. М., 1969, с. 95). Характерно, что этот русский перевод выполнен по старому изданию.

Первые строки стихотворения Э. Мерике, положенного на музыку Г. Вольфом.

18 См.: Платон. Государство 603 b—с; 606 Ь.







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.