Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Органы земского и городского самоуправления по реформам 1864 и 1870 гг. в Российской империи.





Органы земского и городского самоуправления по реформам 1864 и 1870 гг. в Российской империи.

Земская реформа. Она была проведена на основе Положения о губернских и уездных земских учреждениях 1864 г. По закону роль распорядительных органов выполняли губернские и уездные земские собрания, члены которых избирались по трем избирательным группам, называемым куриями. Прежде всего избирались уездные земские собрания. К первой избирательной курии относились уездные помещики, владевшие землей определенных размеров, которые устанавливались в зависимости от местности. Нормы колебались от 200 до 800 десятин. В первую курию входили не только помещики, но и крупные торговцы и промышленники, имевшие в уезде предприятия стоимостью не менее 15 тыс. руб. либо с оборотом не менее 6 тыс. руб. в год. Тем самым буржуазия получала доступ в первую курию. Второй была городская курия. В ней получали избирательное право городские жители, имевшие купеческие свидетельства, владельцы торгово-промышленных предприятий в черте города с оборотом не менее 6 тыс. руб., а также владельцы недвижимого имущества стоимостью от 500 до 3 тыс. руб. в зависимости от величины города. В крестьянской курии (третьей) избирательным правом пользовались все крестьяне-домохозяева, но не непосредственно. Вначале на волостных сходах избирались выборщики данного уезда, которые затем выбирали гласных уездного земского собрания. Компетенция земских учреждений ограничивалась местными хозяйственными и некоторыми культурными вопросами. Они заботились о состоянии путей сообщения (ремонт дорог и мостов местного значения), занимались организацией медицинского обслуживания населения, строительством и материальным обеспечением школ. Земства действовали под строгим контролем правительственных органов в лице губернатора и местной полиции. Земствам запрещалось публиковать свои постановления и отчеты без разрешения губернатора. В 1890 г. была проведена контрреформа, изменившая порядок выборов в земства. Сохранились три курии, но в первой курии вводился сословный принцип: могли избирать и быть избранными только помещики-дворяне (потомственные и личные). Тем самым уменьшилось представительство буржуазии в земствах. Существенные изменения произошли в крестьянской курии. Отныне крестьяне выбирали только кандидатов в уездные земские собрания. Далее все зависело от губернатора. Из числа избранных кандидатов он назначал гласных. Усилился надзор за составом и деятельностью земств со стороны администрации. Все же контрреформа 1890 г. не превратила земства в дворянские учреждения. Следует также отметить, что в земствах большую роль играли обуржуазившиеся дворяне. Городская реформа. Буржуазия вела борьбу за создание бессословных органов городского самоуправления исходя из того, что она получит там достаточно прочные позиции. Царь 16 июня 1870 г. утвердил Городовое положение, согласно которому создавались органы городского самоуправления, избиравшиеся населением (независимо от сословной принадлежности) сроком на четыре года. Распорядительным органом городского самоуправления являлась Городская дума, исполнительным - Городская управа, которую возглавлял городской голова, он же был председателем Городской думы. Все избиратели делились на три курии в зависимости от имущественного положения. Каждая из курий имела равное число гласных. В первую курию входили наиболее крупные налогоплательщики, во вторую - средние, в третью - более мелкие собственники. Первые две курии имели 2/3 гласных, но они составляли лишь 13% общего числа избирателей. В думах и управах обеспечивалось явное преобладание представителей наиболее богатых слоев города. Неимущие практически лишались избирательных прав. Городское самоуправление находилось в еще большей зависимости от администрации, чем земства. Городской голова уездного города утверждался губернатором, губернского - министром внутренних дел. В 1892 г. вступило в силу новое Положение об органах городского самоуправления. Приказчиков и мелких торговцев лишили права избирать в городские думы. Господствующее положение в органах городского самоуправления заняли владельцы городской недвижимой собственности. В результате увеличилась роль дворянства и несколько слабее стали позиции буржуазии. Однако самодержавие не могло преодолеть оппозиционности городских дум.

 

Строительство Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов на местах, их организационно-структурное многообразие. Ликвидация органов городского и земского самоуправления и обеспечение единовластия и полновластия Советов (октябрь 1917 – июль 1918 гг.).

С победой Октябрьской революции ленинская идея республики Советов была претворена в жизнь. Решением Второго Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов вся власть в стране перешла к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, ставших политической основой социалистического государства рабочих и крестьян и действующих под руководство Коммунистической партии. Советы рабочих и солдатских депутатов стали властью в городах, а Советы крестьянских депутатов - на селе. Большевизация Советов в деревне проходила медленнее, чем в городах. Осенью 1917 большинство Советов крестьянских депутатов находилось под влиянием эсеров. Это определило состав Чрезвычайного Всероссийского съезда Советов крестьянских депутатов [10 ноября-25 ноября (23 ноября-8 декабря)] и Второго Всероссийского съезда Советов крестьянских депутатов [26 нояб.- 10 дек. (9-23 дек.)]. Но большевики, поддержанные левыми эсерами, добились признания этими съездами всех декретов Советской власти и необходимости объединения Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Слияние Центральных исполнительных комитетов Советы крестьянских депутатов и Советы рабочих и солдатских депутатов, а затем слияние в январе 1918 Третьего Всероссийского съезда Советов крестьянских депутатов с Третьим Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов ускорило процесс объединения Советов на местах: к марту 1918 он в основном завершился. Возникла единая система Советов, в которой нашёл организационное оформление высший принцип диктатуры пролетариата - союз рабочего класса и крестьянства. После принятия 15(28) янв. 1918 декрета о создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии Советы стали называться Советами рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Советы, придя к власти, создали принципиально новую политическую систему. Они ликвидировали все старые государственные учреждения (Государственный совет, министерства, местные органы самоуправления - городские думы и земства). Были отвергнуты прежняя система судопроизводства, принципы формирования и функционирования армии. Реализация диктатуры пролетариата (политической власти рабочих), провозглашенной большевиками, и задача укрепления их власти требовали создания новой государственной машины. Принципы внешней политики и методы ее проведения также претерпели значительные изменения. Она была крайне идеологизирована, опиралась на идею пролетарского интернационализма и ожидание мировой революции. В первые годы своего существования Советское государство оказалось в полной международной изоляции. Поражение антисоветских сил было обусловлено рядом причин. Их руководители отменили действие Декрета о земле и возвращали землю прежним владельцам. Это восстановило против них крестьян. Лозунг сохранения «единой и неделимой России» противоречил надеждам многих народов на независимость. Нежелание лидеров белого движения сотрудничать с либеральными и социалистическими партиями сузило его социально-политическую базу. Карательные экспедиции, погромы, массовые расстрелы пленных, повсеместное нарушение правовых норм - все это вызвало недовольство населения, вплоть до вооруженного сопротивления. В ходе Гражданской войны противникам большевиков не удалось договориться о единой программе и едином лидере движения. Их действия были плохо согласованы. Таким образом, первоначальные заявления большевиков о стремлении к демократии «для трудящихся» остались декларациями. Напротив, их политика привела к свертыванию всякой демократии, в том числе и советской, формированию однопартийной диктатуры и бюрократической системы, гораздо более мощной, чем в царской России.

Россия и СНГ.

В рамках СНГ Россия стала самостоятельным государством, а бывшие советские республики — ее равноправными партнерами. Это создало новую ситуацию. Межэтнические конфликты в Молдавии и Грузии, армяно-азербайджанский конфликт из-за Нагорного Карабаха, межтаджикская война оказались затяжными и кровопролитными. Россия была вынуждена играть роль миротворца, служить прибежищем для сотен тысяч беженцев, нести бремя ответственности и груз обвинений в продолжении прежней «имперской политики» по отношению к вновь образованным суверенным государствам. Ситуация усугублялась присутствием бывших советских вооруженных сил на территории бывших союзных республик; сложной оказалась проблема ядерного оружия (некоторые лидеры новых государств соблазнились возможностью поторговаться для получения от мирового сообщества привилегий в обмен на безъядерный статус). Возникли территориальные проблемы между Россией и ее новыми соседями. Крым, бывший частью РСФСР до 1954 г., стал оказывать сопротивление насильственной украинизации и изоляции от России, проводимой под давлением националистов правительством суверенной Украины. Неразрешимой проблемой стало определение статуса Севастополя, который всегда был главной базой российского флота на Черном море. В Северном Казахстане проводилась линия на вытеснение и притеснение русского населения. Как преемница СССР, Россия приняла на себя большую часть обязательств, получила постоянное представительство в Совете Безопасности ООН. Новое руководство страны подтвердило верность обязательствам и договорам о ядерном разоружении, выводе войск из Восточной Европы, Балтии, Германии. Поиск Россией новой модели отношений с бывшими союзными республиками использовался как повод для нагнетания страха перед «русской экспансией» (это выразилось в планах расширения НАТО на восток). Политическая и экономическая неустойчивость внутри России, а зачастую непредсказуемость внутренней политики затрудняли контакты российского государства с зарубежными странами.

Органы земского и городского самоуправления по реформам 1864 и 1870 гг. в Российской империи.

Земская реформа. Она была проведена на основе Положения о губернских и уездных земских учреждениях 1864 г. По закону роль распорядительных органов выполняли губернские и уездные земские собрания, члены которых избирались по трем избирательным группам, называемым куриями. Прежде всего избирались уездные земские собрания. К первой избирательной курии относились уездные помещики, владевшие землей определенных размеров, которые устанавливались в зависимости от местности. Нормы колебались от 200 до 800 десятин. В первую курию входили не только помещики, но и крупные торговцы и промышленники, имевшие в уезде предприятия стоимостью не менее 15 тыс. руб. либо с оборотом не менее 6 тыс. руб. в год. Тем самым буржуазия получала доступ в первую курию. Второй была городская курия. В ней получали избирательное право городские жители, имевшие купеческие свидетельства, владельцы торгово-промышленных предприятий в черте города с оборотом не менее 6 тыс. руб., а также владельцы недвижимого имущества стоимостью от 500 до 3 тыс. руб. в зависимости от величины города. В крестьянской курии (третьей) избирательным правом пользовались все крестьяне-домохозяева, но не непосредственно. Вначале на волостных сходах избирались выборщики данного уезда, которые затем выбирали гласных уездного земского собрания. Компетенция земских учреждений ограничивалась местными хозяйственными и некоторыми культурными вопросами. Они заботились о состоянии путей сообщения (ремонт дорог и мостов местного значения), занимались организацией медицинского обслуживания населения, строительством и материальным обеспечением школ. Земства действовали под строгим контролем правительственных органов в лице губернатора и местной полиции. Земствам запрещалось публиковать свои постановления и отчеты без разрешения губернатора. В 1890 г. была проведена контрреформа, изменившая порядок выборов в земства. Сохранились три курии, но в первой курии вводился сословный принцип: могли избирать и быть избранными только помещики-дворяне (потомственные и личные). Тем самым уменьшилось представительство буржуазии в земствах. Существенные изменения произошли в крестьянской курии. Отныне крестьяне выбирали только кандидатов в уездные земские собрания. Далее все зависело от губернатора. Из числа избранных кандидатов он назначал гласных. Усилился надзор за составом и деятельностью земств со стороны администрации. Все же контрреформа 1890 г. не превратила земства в дворянские учреждения. Следует также отметить, что в земствах большую роль играли обуржуазившиеся дворяне. Городская реформа. Буржуазия вела борьбу за создание бессословных органов городского самоуправления исходя из того, что она получит там достаточно прочные позиции. Царь 16 июня 1870 г. утвердил Городовое положение, согласно которому создавались органы городского самоуправления, избиравшиеся населением (независимо от сословной принадлежности) сроком на четыре года. Распорядительным органом городского самоуправления являлась Городская дума, исполнительным - Городская управа, которую возглавлял городской голова, он же был председателем Городской думы. Все избиратели делились на три курии в зависимости от имущественного положения. Каждая из курий имела равное число гласных. В первую курию входили наиболее крупные налогоплательщики, во вторую - средние, в третью - более мелкие собственники. Первые две курии имели 2/3 гласных, но они составляли лишь 13% общего числа избирателей. В думах и управах обеспечивалось явное преобладание представителей наиболее богатых слоев города. Неимущие практически лишались избирательных прав. Городское самоуправление находилось в еще большей зависимости от администрации, чем земства. Городской голова уездного города утверждался губернатором, губернского - министром внутренних дел. В 1892 г. вступило в силу новое Положение об органах городского самоуправления. Приказчиков и мелких торговцев лишили права избирать в городские думы. Господствующее положение в органах городского самоуправления заняли владельцы городской недвижимой собственности. В результате увеличилась роль дворянства и несколько слабее стали позиции буржуазии. Однако самодержавие не могло преодолеть оппозиционности городских дум.

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.