Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Потенциальные слова - слова, которые произведены, не закреплены традицией словоупотребления.





Новизна потенциальных слов незаметна, поскольку они образованы по высокопродуктивным словообразовательным моделям.

Мясо муравья – муравьятина

Медленный танец – медляк

Вести себя, как звезда – звездить


Окказиональные и потенциальные слова – два полюса словообразования.

Потенциальные слова – реализация законов словообразования

Окказиональные слова – нарушение этих законов.

• Однако и те, и другие демонстрируют возможности, заложенные в системе языка.

 

• В случае потенциальных слов - это возможности, которые вот-вот станут реальностью.

• В случае окказиональных слов – это возможности глубинные, с трудом выбивающиеся на поверхность.

 

 

Структура словообразовательного гнезда: понятие словообразовательной цепочки и словообразовательной парадигмы, степени производности слова

Словообразовательное гнездо – это совокупность однокоренных слов, связанных друг с другом на данном синхронном уровне формальной и семантической общностью корня.

- беленький

- беловатый

- белоснежный

Белый – белеть – побелеть

-белить – побелить –побелка- побелочка

- белила -побелочный

-белильщик

- белок – белковый

- белизна

Словообразовательное гнездо основывается на двух видах парадигматических связей:

Словообразовательных цепочках и словообразовательных парадигмах

Словообразовательная цепочка – это совокупность мотивированных слов, упорядоченная так, что каждая предыдущая единица является непосредственно мотивирующей для последующей.

Белый → белить → побелить →побелка → побелочка

Цепочки имеют в исходе немотивированную основу и включают в свой состав мотивированные разных ступеней словопроизводства. От количества членов в цепочке зависит степень производности мотивированного слова.

Степень производности вычисляется по формуле N – 1, где N – количество членов в цепочке
Предельная степень производности слов – 6.

Словообразовательная парадигма – это совокупность мотивированных, имеющий одну и ту мотивирующую основу и находящихся на одной ступени производности.

Например, 1-ая парадигма анализируемого гнезда с вершинным словом белыйбеленький, беловатый, белеть, белить, белок, белоснежный и др.
2-ая парадигма гнезда с вершинным словом белить – побелить, белила, белильщик
3-ая парадигма гнезда с вершинным словом побелка – побелочка, побелочный

Словообразовательные парадигмы могут насчитывать свыше 10 членов.

Словообразовательные парадигмы могут распадаться на блоки, включающие мотивированные слова одной части речи. Внутри блоков могут наблюдаться определенные закономерности.

Например: глагольный блок с вершинным словом гнезда – названием животного – представлен глаголами с переносными значениями: петушиться, обезьянничать, ишачить, собачиться и др.

Таким образом, для словообразовательной системы очевидна организованность. Она освобождает говорящего от необходимости запоминать значение каждого нового слова.

Приземлиться

Прилуниться

Привенериться?

Присатурниться?

 

Общая характеристика способов словообразования. Морфологические и неморфологические способы

Общая характеристика способов словообразования:

1. По характеру используемого форманта

1.по количеству мотивирующих основ

1. по характеру мотивирующей основы

Способы словообразования – единицы классификации, объединяющие ряды сл.типов с одним и тем же видом форманта в отвлечение от конкретных материальных воплощения этого форманта в разных типах

По характеру используемого форманта с пособы словообразования
морфологические: образование словсвязано с изменениемвнешнего облика словапо сравнению с мотивирующим

неморфологические: п ри образовании слов с помощьюнеморфолог. способов внешнийвид слова не претерпеваетникаких изменений

Морфологические способы словообразования

1. Суффиксация

2.Нулевая суффиксация

3.Префиксация

4.Постфиксация

5.Префикс.-суффиксальный

6. Префикс.-постфиксальный

7.Суффиксально-постфиксальный

8. Сложение

9.Аббревиация

Неморфологические способы словообразования

Морфолого-синтаксический (субстантивация)

Лексико-синтаксический (сращение)

Лексико-семантический

по количеству мотивирующих основ способы делятся на два типа:
а) на базе одной основы (способы с 1 по 7)
б) на базе 2-х и более основ (8, 9, 11)

по характеру мотивирующей основы способы делятся

На базе значимых частей слова (морфем) (1,2,5,7)

На базе полных основ (3,4,6, 12)

На базе незначимых частей слова (9)

На базе словоформ (10)

На базе словосочетаний (8,11)

 

 

Морфологические способы словообразования: суффиксация, префиксация, постфиксация, префиксально-суффиксальный способ. Понятие конфикса

 

• Морфологические способы образования: Образование слов связано с изменением внешнего облика слова по сравнению с мотивирующим.

 

1. Суффиксация

2.Нулевая суффиксация

3.Префиксация

4.Постфиксация

5.Префикс.-суффиксальный

6. Префикс.-постфиксальный

7.Суффиксально-постфиксальный

8. Сложение

9.Аббревиация

Суффиксальный способ словообразования - способ словообразования, при котором новое слово образуется путем присоединения суффикса к основе мотивирующего слова, например: барабан – барабанщик, погрузить – погрузка, новый – новизна.

Суффиксация –наиболее продуктивный способ словопроизводства.

Система русского словообразования насчитывает свыше 300 суффиксов. Например, для названия лиц мужского пола – 32 суффикса (см. строитель, формовщик, болтун, фабрикант, миляга, враль, иностранец и др.)

В суффиксальном образовании ученые выделяют подтип, названный универбацией – образование суффиксального существительного на базе устойчивого словосочетания:

Маршрутное такси – маршрутка

Незавершенная работа – незавершенка

Наличные деньги – наличка

Нулевая суффиксация – способ, имеющий несколько названий: безаффиксный, бессуфиксный, морфолого-фонетический (В.В.Виноградов).

Обилие названий свидетельствует о нерешенности вопроса

Нулевая суффиксация – способ, при котором новое слово образовано с помощью нулевого суффикса, например: переходить – переход, отдавать – отдача, раб – раба и др.

Отметим два наиболее продуктивных словообразовательных типа, образованных способом нулевой суффиксации:

• 1) образование существительных от глагола (запевать – запев, порвать – порыв, забавлять – забава, продавать – продажа)

• 2) Образование существительных от прилагательных: т ихий – тишь, зеленый – зелень, синий-синь, сухой – сушь, глухой - глушь

При нулевой суффиксации мотивирующие основы часто подвергаются морфонологическим изменениям:
а) чередованию гласных в корне и согласных в конце основы;
б) переносу ударения;
в)усечению;
г) смягчению согласных в конце основы

Префиксация - способ словообразования, при котором новое слово образуется путем присоединения префикса к мотивирующему (производящему) слову, например: бежать – добежать, моральный – аморальный, модернизм – постмодернизм.

Постфиксация - способ словообразования, при котором новое слово образуется путем присоединения постфикса к мотивирующему (производящему) слову, например: одевать – одеваться, мучить – мучиться, встречать – встречаться;
какой – какой-нибудь, кто - кто-то, чей – чей-либо

Префиксально-суффиксальный – способ словообразования, при котором новое слово образуется путем одновременного присоединения префикса и суффикса к основе мотивирующего (производящего) слова, например: одеяло – пододеяльник.

В качестве словообразовательного форманта выступает так называемый конфикс.

Конфикс – (от лат. сonfixum – «совместно взятое») двуаффиксная прерывистая словообразовательная морфема, которая действует в словообразовательном акте комплексно, как нечто единое. То же, что циркумфикс. Например: по -береж- j – конфикс по-…-j-.

*шуметь - расшуметься (нет глаголов «рас­ шуметь» или «шуметься»), кричать - раскричаться, гово­ рить - сговориться, звонить - созвониться и др. В этих сло­ вах два элемента рас- и -ся, с-/со- и -ся выступают совмест­ но, как единая морфема. С помощью конфиксов образованы слова подстаканник, подо­ конник, бездорожье, безденежье и др.

 

 

Примеры продуктивных словообразовательных типов преф.-суф. способа:

  1. Сущ.- названия места по отношению частей ландшафта: побережье, взморье, предгорье.
  2. Сущ. – части тела: предсердие, надбровье.
  3. Сущ. - название лиц: бездельник, подмастерье.
  4. Сущ. - состояние по отсутствию чего-л.: безводье, бездорожье, безрыбье.

Суффиксально-постфиксальный – способ словообразования, при котором новое слово образуется путем одновременного присоединения суффикса и постфикса к мотивирующей (производящей) основе, например: ветвь – ветвиться, угрюмый – угрюмиться, рубец – рубцеваться, брат – брататься.

 







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.