Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Как сказать “нет” и не потерять друзей: манипулирование глазами школьного психолога





Как сказать “нет” и не потерять друзей: манипулирование глазами школьного психолога

 

“Манипуляции и психологическое давление группы как феномены широко известны психологам. Тем не менее, до последнего времени в работах отечественных авторов эти темы были непопулярны, поэтому, вероятно, до 1993 года отсутствовало определение феномена манипуляции. До сих пор нет достаточного числа профессиональных программ диагностики и коррекции поведения, которые необходимы для тех, кто является "жертвой" чьих-то манипулятивных воздействий. Жертвы не чувствуют себя свободными, ощущают, что их используют другие в своих целях или что они втянуты в какую-то бесконечную "игру"”...

 

И. Финько, С. Кривцова

 

· Манипулирование в подростковой среде

· Процесс группового давления

· Программа “Как сказать “нет” и не потерять друзей” (сопротивление давлению группы сверстников)

 

Манипуляции и психологическое давление группы как феномены широко известны психологам. Тем не менее, до последнего времени в работах отечественных авторов эти темы были непопулярны, поэтому, вероятно, до 1993 года отсутствовало определение феномена манипуляции. До сих пор нет достаточного числа профессиональных программ диагностики и коррекции поведения, которые необходимы для тех, кто является "жертвой" чьих-то манипулятивных воздействий. Жертвы не чувствуют себя свободными, ощущают, что их используют другие в своих целях или что они втянуты в какую-то бесконечную "игру".

 

Что же это за феномен, столкновения с которым столь неприятны? "Манипуляция - это вид психологического воздействия, используемый для достижения одностороннего выигрыша посредством скрытого побуждения другого к совершению определенных действий" (Е.Л. Доценко. Манипуляция: психологическое определение понятия/ Психологический журнал. 1993.№4.с. 137). В процессе конструирования определения автор указывает на необходимость выделения намерения как ядра манипу-лятивной попытки: "...стремление отправителя воздействия непременно реализовать именно свой сценарий, навязать свое соотношение сил, добиться односторонних преимуществ" (там же).

 

Манипулятивное поведение рассматривалось такими психологами, как Э. Фромм, Э. Берн, М. Джеймс и Д. Джонгвард, У. Новак и В. Каппони, Э. Шостром, В. Сатир, А.Б. Добрович, Е.Л. Доценко и др. Как правило, большее внимание уделялось вопросам классификации и определения, а также вариантам объяснения этого феномена, чем методическим аспектам обучения сопротивлению манипулирования.

 

Процесс группового давления

 

Манипулирование может осуществляться и в групповом варианте. В этом случае, как правило, используется термин "групповое давление".

 

Мы начнем с того, что приведем примеры наиболее распространенных ситуаций, которые иллюстрируют эти феномены. Например, класс решил уйти с уроков, но находятся несколько человек, которые не хотят этого, и на них начинает давить группа желающих "сбежать": "Ты будешь предателем!", “Ты боишься! Ты трус!", "Ну,что тебе трудно, что ли?", "Если ты настоящий друг...", и т.п. Или такой вариант - группа подростков уговаривает закурить своего сверстника: "Ну ты что, слабак? Девчонка?" "Ты маменькин сынок!". Это достаточно агрессивный вариант давления. Часто в таких ситуациях используются и просьбы: “Ну что ты ломаешься? " "Видишь, все общество тебя уговаривает", "Мы же всегда все делали вместе!", “Мы без тебя не можем, не хотим, не отрывайся от общества!", "Ты же свой парень, ты же не станешь нас подводить!" и т.п. Наблюдения показывают, что особенно усердствуют в уговорах и провокациях те члены группы, которые чувствуют себя в группе наименее уверенно и тем самым пытаются, с одной стороны, продемонстрировать преданность группе, с другой - подстегнуть самих себя на неправедное общее дело (феномен описан для случаев психологического принуждения к принятию наркотиков и алкоголя). Многие в таких ситуациях ощущают себя в тупике: "И отказать друзьям не могу, и делать, что они уговаривают не могу и не хочу, нет никакого выхода". Отсюда подавленное состояние и абсолютная беспомощность. Программы психологической помощи должны учитывать механизмы группового давления. Они могут стать предметом анализа и обсуждения в группе на занятиях с психологом.

 

Виды группового давления: лесть, шантаж, уговоры, запугивания, подчеркнутое внимание, похвала и т. д. Почему же так трудно противостоять такому давлению? Известно, что в ходе групповой жизни возникают и закрепляются определенные групповые нормы и ценности, которые в той или иной степени должны разделять все участники. Групповые нормы - это определенные правила, выработанные группой, принятые ее большинством и регулирующие взаимоотношения между членами группы. Для обеспечения соблюдения этих норм всеми членами группы, вырабатывается также и система санкций. Санкции могут носить поощрительный или запретительный характер. В первом случае группа поощряет своих членов, исполняющих требования группы - повышается уровень их эмоционального принятия, растет статус, применяются другие психологические меры вознаграждения. Во втором случае группа в большей степени ориентирована на наказание тех членов группы, поведение которых не соответствует нормам. Это могут быть бойкот, снижение интенсивности общения с "провинившимся", понижение его статуса, исключение из структуры коммуникативных связей и др. Наиболее болезненны эти меры именно для подростков, в связи с возрастными особенностями.

 

В ситуациях с групповым давлением также могут иметь место и самоманипуляции: "Уже поздно отказываться от выпивки, потому что истрачены деньги; потому что надо было бы сразу сказать..." и т.д. Смещение выбора в будущее может выглядеть так: "Отказаться в этой ситуации для меня было не так важно, вот в другой раз, более серьезный, например, с наркотиками я обязательно сделаю так, как необходимо мне". Такой вариант является еще и бальзамом, позволяющим смягчить удар по самооценке.

 

Особенно остро стоит проблема принятия системы групповых норм для нового члена группы, адаптирующегося в непривычной для него системе отношений. Потому как перед ним встает вопрос о принятии или отвержении этих норм, правил, ценностей данной группы. Битянова М.Р. выделяет четыре варианта отношения к данному вопросу: сознательное, свободное принятие норм и ценностей группы; вынужденное принятие под угрозой санкций группы; демонстрация антагонизма по отношению к группе (по принципу “не такой, как все”) и свободное, осознанное отвер-жение групповых норм с учетом всех возможных последствий, вплоть до ухода из группы. Второй и третий вариант иллюстрируют поведение, зависимое от группы - либо принятие ее норм под давлением, либо противопоставление себя данной конкретной группе. При этом и тот, и другой вариант позволяют человеку оставаться в этой группе, играя роль "козла отпущения" или "аутсайдера". Как показывают исследования, подробно описанные в литературе, второй вариант поведения человека по отношению к группе является очень распространенным. Феномен вынужденного принятия человеком норм и ценностей группы под угрозой потери этой группы или своего устойчивого положения в ней получил название конформизма и рассматривается сегодня как один из важнейших механизмов поддержания целостности группы, единства ее ценностей и целей.

 

Конформизм - это подчинение суждения или действия индивида групповому давлению, возникающее из конфликта между его собственным мнением и мнением группы. То есть человек демонстрирует конформное поведение в ситуации, когда предпочитает выбрать мнение группы в ущерб своему собственному. (Битянова М.Р.,1994). С социально-психологической точки зрения принято говорить о конформности как о черте личности, склонности индивида разрешать конфликт в пользу группы и о конформизме как социальном приспособленчестве. Специально организованные исследования показывают, что в различных ситуациях процент людей, демонстрирующих конформные реакции, может колебаться от 15 до 80. Это позволяет считать конформность важным фактором социального поведения человека. От чего зависит величина конформности человека? Прежде всего, от значимости для него высказываемого мнения. Чем оно важнее лично для него, тем ниже уровень конформности. Во-вторых, от авторитетности людей, высказывающих в группе те или иные взгляды. Чем выше их статус и авторитетность для группы - тем выше конформность членов группы. Конформность зависит и от количества членов группы, высказывающих позицию, от их единодушия. Особенно ярко феномен конформизма работает, когда на человека оказывает давление групповое большинство, и оно единодушно в своих убеждениях.

 

Уровень конформности зависит от возраста и пола человека. Так, женщины более конформны, чем мужчины, а дети - чем взрослые. Хотя если говорить о подростках и старшеклассниках, то они склонны демонстрировать конформизм в общении с группой сверстников и негативизм - в общении со взрослыми. (Негативизм - это позиция, когда группа оказывает давление на индивида, а он во всем сопротивляется этому давлению, демонстрируя на первый взгляд крайне независимую позицию, отрицая во что бы то ни стало все стандарты и нормы группы. В действительности негативизм - это не противопоставление конформности, не подлинная независимость. Скорее, это "конформность наоборот", потому что если индивид ставит своей целью противостоять группе во всем, то он зависим от группы, следовательно, эта позиция не противоположна конформности.) Учитывая это, желательно как можно реже ставить подростка в ситуацию группового давления со стороны взрослых или класса, если они не является для него источником норм и ценностей. В старшем школьном возрасте возрастает вероятность независимых решений, однако конформность в общении со значимой группой сверстников или взрослых еще очень велика (например, различные юношеские преступные группы).

 

Люди с высоким уровнем конформности склонны подчиняться групповому давлению, уступать психологическому давлению вопреки своему мнению, менять свое мнение под давлением группы. Как явление конформизм часто проявляется в подростковом возрасте, так как очень сильным является желание "быть как все".

 

Одна из разновидностей давления - подражание окружающим, психическое заражение ("стадное чувство"). Человек "заражается" эмоциями толпы (например, ситуация паники). В подростковом возрасте происходит перелом в сознании: подросток осознает и чувствует себя взрослым и требует от окружающих отношения к себе как ко взрослому.

 

На этом этапе обостряется стремление к автономии, самостоятельному оцениванию, неординарному решению проблем (что способствует самоутверждению личности), интенсифицируются процессы саморефлексии, самоанализа. Если другие ограничивают, подавляют это стремление, блокируют свободу в построении и изменении смыслов жизни, то возникают конфликты, а на глубинном уровне может развиться устойчивый когнитивный диссонанс. Необходимость общения со сверстниками своей референтной группы также порождает повышение конформности. Этому способствует отсутствие определенных коммуникативных умений: отказать, принимать критику и критиковать, адекватно реагировать как на похвалу, комплимент, так и на отрицательное высказывание в свой адрес, принятие ответственности за свое поведение и т.д.

 

Возраст учеников: 13-17 лет

 

Форма занятий: классный час или малая группа, предварительно “разогретая”.

 

Методическое обеспечение: сценарий, вопросы для дискуссии для каждого участника, видеоматериалы для обсуждения, карточки с ситуациями для разыгрывания

 

Литература

1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. - М.,1988.

2. Берн Э. Транзакционный анализ и психотерапия. - С.-Петербург, 1994

3. Р. Берне. Развитие "Я-концепции и воспитание. Пер. с англ.- М.,1986. с. 35 - 37.

4. Битянова М.Р. Социальная психология. - М., 1994.

5. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. - М., Просвещение, 1987.

6. Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. - М., 1978.

7. Доценко Е.Л. Манипуляция: психологическое определение понятия. /Психологический журнал. Т14 N4, 1993., с.132-138

8. Каппони В., Новак Т. Как делать все по-своему, или ассертивность - в жизнь! - С.- Петербург, 1995.

9. Кле М. Психология подростка. - М., 1989.

10. Кон И. С. Открытие "Я". - М., 1978, с. 55 - 58, 72.

11. Кон И.С. Личность как субъект общественных отношений. - М., Знание, 1966

12. Кон И.С. Психология юношеского возраста. - М., Просвещение, 1979

13. Кузьмина Е.И. Психология свободы. - М., МГУ,1994

14. Куницына В.Н. Восприятие подростками других людей и себя. - Л.,1972

15. Литвинова Е.Ю. Возможности учителя в плане повышения социальной адаптированности старшеклассников./Организация взаимодействия школьного психолога с педагогическим коллективом. - Ульяновск, 1997

16. Мудрик А.В. Общение школьников. - М., Знание, 1987

17. Мудрик А.В. Роль социального окружения в формировании личности подростка. - М., Знание, 1979

18. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. - Л.,ЛГУ,1989

19. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. - М.,1987 с. 76-80.

20. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. - М., Мир,1994

21. Столин В.В. Самосознание личности.- М.,1983

22. Тадески Дж.С., Неслер М.С. Основы социальной власти и социального влияния. (Иностранная психология. Т2 N2(4) 1994,с.25-32)

23. Теории личности в западноевропейской и американской психологии. - М., Бахрах, 1996

24. Трубицына Л. В. Методика проведения занятий с подростками по программе позитивной профилактики наркомании, алкоголизма и других видов асоциального поведения. - М.,1993.

25. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. - М., Педагогика,1989

26. Фельдштейн Д.И. Формирование личности ребенка в подростковом возрасте. - Душанбе, 1973.

27. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. - под ред. Дубровиной И.В. - М., Педагогика, 1987

28. Шостром Э. Человек-манипулятор. - М., 1994.

 

Как сказать “нет” и не потерять друзей: манипулирование глазами школьного психолога

 

“Манипуляции и психологическое давление группы как феномены широко известны психологам. Тем не менее, до последнего времени в работах отечественных авторов эти темы были непопулярны, поэтому, вероятно, до 1993 года отсутствовало определение феномена манипуляции. До сих пор нет достаточного числа профессиональных программ диагностики и коррекции поведения, которые необходимы для тех, кто является "жертвой" чьих-то манипулятивных воздействий. Жертвы не чувствуют себя свободными, ощущают, что их используют другие в своих целях или что они втянуты в какую-то бесконечную "игру"”...

 

И. Финько, С. Кривцова

 

· Манипулирование в подростковой среде

· Процесс группового давления

· Программа “Как сказать “нет” и не потерять друзей” (сопротивление давлению группы сверстников)

 

Манипуляции и психологическое давление группы как феномены широко известны психологам. Тем не менее, до последнего времени в работах отечественных авторов эти темы были непопулярны, поэтому, вероятно, до 1993 года отсутствовало определение феномена манипуляции. До сих пор нет достаточного числа профессиональных программ диагностики и коррекции поведения, которые необходимы для тех, кто является "жертвой" чьих-то манипулятивных воздействий. Жертвы не чувствуют себя свободными, ощущают, что их используют другие в своих целях или что они втянуты в какую-то бесконечную "игру".

 

Что же это за феномен, столкновения с которым столь неприятны? "Манипуляция - это вид психологического воздействия, используемый для достижения одностороннего выигрыша посредством скрытого побуждения другого к совершению определенных действий" (Е.Л. Доценко. Манипуляция: психологическое определение понятия/ Психологический журнал. 1993.№4.с. 137). В процессе конструирования определения автор указывает на необходимость выделения намерения как ядра манипу-лятивной попытки: "...стремление отправителя воздействия непременно реализовать именно свой сценарий, навязать свое соотношение сил, добиться односторонних преимуществ" (там же).

 

Манипулятивное поведение рассматривалось такими психологами, как Э. Фромм, Э. Берн, М. Джеймс и Д. Джонгвард, У. Новак и В. Каппони, Э. Шостром, В. Сатир, А.Б. Добрович, Е.Л. Доценко и др. Как правило, большее внимание уделялось вопросам классификации и определения, а также вариантам объяснения этого феномена, чем методическим аспектам обучения сопротивлению манипулирования.

 







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.