Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Занятие 1. Гроздь винограда (Налеп из пластилина)





Дарья Николаевна Колдина

Лепка с детьми 5‑6 лет. Конспекты занятий

 

Библиотека воспитателя (Мозаика-Синтез) –

 

http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=5815420

«Д.Н. Колдина. Лепка с детьми 5–6 лет. Конспекты занятий»: Мозаика‑Синтез; Москва; 2010

ISBN 978‑5‑86775‑769‑4

 

Аннотация

 

В данном пособии представлены конспекты увлекательных занятий с детьми 5–6 лет по лепке из глины и пластилина в сочетании с разнообразными материалами. Занятия способствуют воспитанию чувства прекрасного; развитию эмоциональной отзывчивости воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия, умения доводить работу до конца; формированию умений и навыков в лепке.

Книга адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений, гувернерам и родителям.

 

Д. Н. Колдина

Лепка с детьми 5–6 лет

Конспекты занятий

 

 

 

 

От автора

 

Для гармоничного развития личности ребенка очень важно приобщать его к миру красоты через изобразительную деятельность (рисование, лепку, аппликацию).

Дети 5–6 лет знакомятся на занятиях по изобразительной деятельности с разными видами искусства, живо воспринимают образ в живописи, декоративных промыслах, скульптуре, графике. Их деятельность приобретает большую осознанность. Замысел начинает опережать изображение. Закрепляются ранее приобретенные изобразительные умения и навыки.

На занятиях по лепке следует закреплять умение лепить знакомые предметы, передавая их характерные особенности; учить лепить фигуру человека и животного в движении, создавать несложные композиции. Следует предоставлять детям возможность использовать в процессе занятий разнообразные приемы лепки, сочетать в лепке пластилин с природным или дополнительным материалом. Движения рук детей становятся более уверенными. В коллективных работах дети учатся планировать и согласовывать свои действия.

В данном пособии мы предлагаем конспекты увлекательных занятий по лепке из глины, теста и пластилина в сочетании с природным и дополнительным материалом.

Занятия составлены по тематическому принципу: одна тема объединяет все занятия (по окружающему миру, по развитию речи, по лепке, по аппликации, по рисованию) в течение недели.

Занятие по лепке с детьми 5–6 лет проводится один раз в неделю и длится 20–25 минут. В пособии представлены 36 конспектов комплексных занятий, рассчитанных на учебный год (с сентября по май).

Заранее внимательно прочитайте конспект занятия и, если вам что‑то не подходит, внесите изменения; подготовьте необходимый материал и оборудование.

Важна и предварительная работа (чтение художественного произведения, ознакомление с окружающими явлениями, рассматривание рисунков и картин). Желательно проводить занятие по лепке до того, как дети будут заниматься аппликацией и рисовать на эту тему.

Занятия по лепке строятся по следующему примерному плану.

1. Создание интереса и эмоционального настроя (используются сюрпризные моменты, стихи, загадки, песни, потешки; знакомство с произведениями изобразительного искусства; напоминания об увиденном ранее; появление сказочного персонажа, нуждающегося в помощи; игры‑драматизации; упражнения на развитие памяти, внимания и мышления; подвижные игры).

2. Процесс выполнения работы начинается с анализа изображаемого предмета, советов воспитателя и предложений детей по созданию работы; в некоторых случаях используется показ приемов изображения. Далее дети приступают к созданию своих работ. Воспитатель может обратить их внимание на удачно начатую поделку; направить действия ребят, нуждающихся в поддержке и помощи. При доработке изделия дополнительными элементами следует обращать внимание детей на выразительные средства (правильно подобранные нужные цвета и интересные детали).

3. Рассматривание готовых работ (при этом педагогом дается только положительная оценка). Ребенок должен радоваться полученному результату, учиться оценивать свою поделку и работы других детей, подмечать новые и интересные решения, видеть сходство с натурой.

На занятиях по лепке с детьми 5–6 лет используются следующие способы лепки.

1. Конструктивный – лепка предмета из отдельных частей.

2. Пластический – детали предмета вытягиваются из целого куска.

3. Комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки.

4. Рельефная скульптура – объемное изображение, выступающее над плоскостью, образующей его фон.

Виды рельефов:

– барельеф – низкий рельеф (изображение выступает над плоскостью менее чем наполовину (монеты, медали));

– горельеф – высокий рельеф (отдельные части могут полностью выступать над плоскостью (стены архитектурных сооружений));

– контррельеф – вдавленный рельеф (изображение углублено в плоскость).

Перечислим приемы лепки, которые могут применять дети 5–6 лет:

• скатывание шариков (с использования этого приема начинается любая работа): кусок пластилина помещают между ладоней и совершают круговые движения ладонями;

• раскатывание столбиков движениями ладоней вперед‑назад на дощечке;

• сплющивание или расплющивание между пальцами или ладонями шариков и столбиков;

• прищипывание или вытягивание: защипнуть пластилин между двух или трех пальцев и слегка потянуть;

• вытягивание отдельных частей из целого куска: большим и указательным пальцами постепенно нажимать на пластилин со всех сторон (можно раскатать столбик только с одной стороны и получить зауженную конусообразную форму);

• вдавливание большим пальцем углубления на поверхности формы;

• соединение деталей в единое целое и сглаживание мест соединения;

• приплющивание нижней часть формы, постучав ею о дощечку, чтобы сделать поделку устойчивой;

• рисование на пластилине способом контррельефа при помощи стеки, заостренной палочки;

• украшение поделки различным дополнительным и природным материалом: короткими палочками, соломинками, обрезанными крылатками клена или ясеня, пуговицами, копейками, шерстяными нитками и т. д.;

• оформление предмета мелкими деталями, вылепленными из пластилина;

• смешивание в одном куске пластилина нескольких цветов: взять 2–3 кусочка пластилина, перекрутить их и размять – получится многоцветный пластилин.

Многие взрослые не очень любят работать с глиной, не владеют техникой работы с ней, и нередко часто заменяют на занятиях лепку из глины на лепку из пластилина. Удачно организовать занятие по лепке из глины педагогу помогут следующие советы по работе с глиной.

1. За сутки до занятия освободите глину от полиэтиленовой упаковки, оберните в мокрую тряпку и положите в пакет.

2. Перед занятием всю глину надо тщательно размять, затем поделить на куски и раздать детям.

3. Дети доводят глину до полной готовности – продолжают ее разминать. Если глина слишком влажная, она будет липнуть к рукам. Глину следует подольше разминать, пока она не станет пластичной, и будет легко отлипать от рук, и раскатываться в колбаску. Если глина трескается – она слишком сухая. Смочите ее небольшим количеством воды и продолжайте разминать до полной готовности. Если этого не сделать, то при сушке поделка растрескается. Только пластичная, легко отлипающая от рук и не дающая трещин глина годится для лепки.

4. Подготовьте для каждого ребенка мисочку с водой, в которой можно смачивать руки.

5. Теперь можно лепить задуманный предмет на деревянной дощечке (к пластмассовой дощечке глина будет слишком сильно прилипать и трескаться).

6. Места соединения деталей глиняной поделки обязательно смачивают водой, иначе при сушке поделка может развалиться.

7. Влажными пальцами нужно приглаживать все неровности на поделке.

8. Если дети не успели закончить лепку предмета на занятии, нужно осторожно завернуть незаконченную работу во влажную тряпочку и убрать в полиэтиленовый пакет.

9. Вылепленное из глины изделие сушат естественным образом в течение 3–4 дней.

10. Далее можно обжечь поделку в муфельной печи при температуре 800°. После обжига глина становится красно‑коричневой.

11. Готовое изделие можно окрасить темперой, гуашью или акварелью и покрыть лаком.

12. Оставшуюся после лепки глину заверните в тряпочку и положите в полиэтиленовый пакет. Если при хранении влажная тряпка начнет плесневеть, замените ее на новую, а глину промните.

13. После работы нужно промыть руки под краном и привести рабочее место в порядок, используя губку.

Для занятий по лепке из глины и пластилина понадобятся:

– природный материал: половинки скорлупок грецких орехов, скорлупа фисташек, плоды каштана, желуди, ветки, семена ясеня, крылатки клена, шишки, ракушки, фасоль, горох;

– дополнительный материал: пуговицы, спички, коктейльные трубочки, мелкие монеты, капсулы от киндер‑сюрпризов.

Для аккуратной работы с пластилином и глиной нужны: стека, деревянная дощечка‑подкладка, тряпочка для вытирания рук, небольшие картонки‑подставки для готовых изделий.

Если нет глины, можно использовать самодельное мягкое и пластичное тесто. Приготовить его можно двумя способами.

1 способ. Смешать 0,5 стакана соли, 0,5 стакана муки, 0,5 стакана воды и 1 чайную ложку подсолнечного масла. Тесто готово к работе.

2 способ. Смешать 1 стакан муки, 1 стакан воды, 0,5 стакана соли, 1 столовую ложку растительного масла и 2 столовые ложки лимонной кислоты. Варить, помешивая 2–3 минуты.

Готовые изделия следует просушить с двух сторон, а потом раскрасить гуашью.

Предполагаемые навыки и умения ребенка к 6 годам:

• умеет лепить предметы по представлению и с натуры, передавая их характерные особенности;

• умеет лепить пластическим, конструктивным и комбинированным способами;

• умеет сглаживать поверхность поделки;

• умеет делать поделки устойчивыми;

• умеет работать стекой;

• умеет передавать в лепке выразительность образа;

• умеет лепить фигуры человека и животных в движении;

• умеет объединять вылепленные предметы в сюжетную композицию;

• умеет дополнять предмет вылепленными мелкими деталями;

• умеет сочетать в лепке пластилин с природным и дополнительным материалом;

• умеет наносить пластилин внутри контура на заданную поверхность;

• использует в своих работах метод барельефа и контррельефа;

• умеет лепить птиц и животных по типу народных игрушек;

• умеет украшать вылепленные игрушки налепами и углубленным рельефом.

Желаем успеха!

 

Годовое тематическое планирование занятий по лепке

 

 

 

 

Конспекты занятий

 

Тема недели «Ягоды»

 

Ход занятия

 

Покажите детям предметные картинки с ягодами, предложив назвать каждую ягоду. Можно поиграть с ребятами в игру «Какая ягодка пропала?» Среди пропавших ягод в последнюю очередь спрячьте виноград.

Затем рассмотрите с детьми веточку винограда. Отметьте, как расположены на ней овальные ягодки, как красивы резные листья – они похожи на кленовые листья, только поменьше.

Предложите вылепить веточку винограда на картоне. Для этого надо скатать колбаски зеленого цвета и выложить из них на картоне ветку; скатать зеленый шарик, расплющить его между ладонями и вырезать стекой контуры листика. Прикрепить листик на картон. От пластилина светло‑зеленого или фиолетового цвета отрывать маленькие кусочки, скатывать их между ладонями в овалы и прикреплять на ветку рядами: первый ряд самый длинный (5–6 ягод), второй короче и т. д.

 

Тема недели «Плоды огорода»

 

Ход занятия

 

Прочитайте детям стихотворение Н. Нищевой:

 

В огород пойдем,

Урожай соберем.

Мы моркови натаскаем

И картошки накопаем.

Срежем мы кочан капусты,

Круглый, сочный, очень вкусный,

Щавеля нарвем немножко.

И вернемся по дорожке.

 

Спросите у детей: «Какие овощи встретились нам в этом стихотворении? (Морковь, картошка, капуста, щавель.) А какие еще овощи вы знаете?» (Ответы детей.)

Предложите детям рассмотреть муляжи баклажана, перца, свеклы, репы, лука и других овощей. Обратите внимание на их форму, цвет.

После этого каждый ребенок выбирает овощи, которые он будет лепить, самостоятельно подбирает цвет пластилина и лепит овощи нужного размера.

Ребенок может вылепить по 2–3 овоща, а затем сложить их в вылепленную тарелку.

Для изготовления тарелки раскатывают большой шар, сплющивают его в диск, вдавливают середину, пальцами оттягивают и подравнивают края.

 

Тема недели «Плоды сада»

 

Ход занятия

 

 

Загадайте детям загадки:

Круглое, румяное,

Я расту на ветке:

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

(Яблоко)

 

На сучках висят шары,

Посинели от жары.

(Сливы)

 

На островок налетел ураган,

На пальме остался последний…

(Банан)

 

Рассмотрите с детьми муляжи фруктов, сложных по форме: банан, груша, персик, абрикос и т. д. Обратите внимание на их форму, цвет.

После этого каждый ребенок выбирает фрукты, которые он будет лепить, самостоятельно подбирает цвета и лепит фрукты соответствующих размеров.

Затем ребенок складывает вылепленные фрукты в вазу. Для изготовления вазы скатывают большой шар, затем большим пальцем вдавливают отверстие с одной стороны, пальцами делают углубление и сравнивают края.

Отдельно лепят подставку для вазы – скатывают шарик и расплющивают в лепешку.

 

Тема недели «Берегите лес»

 

Ход занятия

 

Прочитайте детям стихотворение Г. Сапгира:

 

Филин серый, филин старый,

А глаза горят, как фары.

Филин – прыг, филин – скок,

Филиненку дал флажок.

Филиненок рад, рад –

Два фонарика горят.

 

Спросите у детей: «О ком это стихотворение? (О филине.) На что похожи глаза филина?» (Ответы детей.)

Предложите ребятам рассмотреть еловую шишку и подумать, как можно ее превратить в филина: расположить шишку острым концом вниз, вылепить из пластилина большие овальные глаза, нос, уши‑кисточки и прикрепить в верхней части шишки. Лапы в виде шариков расположить снизу шишки.

Можно вылепить из пластилина пень и закрепить на нем филина.

 

Ход занятия

 

Прочитайте детям стихотворение Л. Шевченко «Осень»:

 

Тихо. Все застыло

В свете сентября.

Где же ты, художник?

Как зовут тебя?

Кто раскрасил листья –

Непонятно мне:

Все деревья леса

В золотом огне.

 

Предложите ребятам вылепить осенние деревья: «Давайте изобразим лесные деревья с разноцветной листвой. А деревья будем делать из тонких пластилиновых жгутиков (раскатанных колбасок). Для этого надо раскатать много коричневых колбасок и выложить из них на картоне дерево с ветками, а на кончиках веток расположить листья в виде шариков из пластилина красного, желтого, оранжевого, зеленого цветов».

Дети приступают к лепке.

 

Тема недели «Птицы осенью»

 

Ход занятия

 

Расскажите детям о дымковской игрушке: «Эта игрушка зародилась в давние времена в селе Дымково неподалеку от города Кирова. Зимой дома мастеров‑умельцев были полны глины, мешками с мелом, ящиками с красками, коробками с яйцами, крынками с молоком. Это почти все, что нужно для создания глиняных игрушек. Мастера умели превращать кусок глины в уточку или петуха».

Рассмотрите с детьми свистульку‑уточку. Объясните, как нужно прикрепить к туловищу красиво изогнутую шею и высоко поднятую голову, прищипнуть хвост. К корпусу‑основе прикрепить толстые короткие ножки‑подставки. Напомните, что места соединения всех деталей нужно смочить водой и загладить.

Предложите детям стать дымковскими мастерами и вылепить такую уточку.

Когда игрушки подсохнут, их надо покрыть водоэмульсионной краской или белой гуашью, смешанной с каплей клея ПВА, а на занятии по рисованию расписать уточек дымковскими узорами.

 

Ход занятия

 

Покажите детям картинки с изображением грибов, опишите с ребятами каждый гриб. Обратите их внимание на то, что существуют грибы, которые ни в коем случае нельзя срывать и есть – мухомор и бледную поганку. Внимательно рассмотрите с детьми мухомор, расскажите: «Это крупный гриб с красной шляпкой, украшенной белыми пятнышками. Красный цвет говорит об опасности, гриб всех предупреждает, что он ядовит. У мухоморов белая ножка с волнистым колечком под шляпкой».

Предложите детям вылепить этот опасный гриб, чтобы получше запомнить его.

Объясните последовательность работы: на картон внутри контура наносят пластилин красного цвета и украшают шляпку белыми точками. Ножку делают из белого пластилина. Внизу можно расположить зеленую травку.

Дети приступают к лепке.

 

Ход занятия

 

Прочитайте детям стихотворение С. Маршака:

 

Живет у нас под креслом еж,

Колючий тихий ежик.

На щетку очень он похож,

Когда не видно ножек.

 

Ты понимаешь для чего

У ежика иголки?

Чтобы не трогали его

Мальчишки или волки.

 

Спросите у детей: «О ком это стихотворение? (О ежике.) На что похож ежик? (Ответы детей.) Для чего ежу иголки?» (Чтобы его никто не обижал.)

Предложите рассмотреть сосновую шишку и подумать, как можно превратить ее в ежика. Обсудите с ребятами последовательность работы: сначала вылепить мордочку и прикрепить ее с тупого края шишки, затем сделать из пластилина ножки, глаза, нос, стекой надрезать рот. На шишку‑спинку можно прикрепить маленькие яблоки, грибы, хвоинки. Расположить ежика на картонке с нанесенным пластилином зеленого цвета, оформленного травой в виде хвойных иголок, опавших листьев, веточек деревьев.

 

Тема недели «На кухне»

 

Ход занятия

 

Прочитайте детям скороговорку Г. Сапгира:

 

Подогрела

Чайка

Чайник,

Пригласила

Девять

Чаек:

– Приходите

Все на чай! –

Сколько чаек?

Отвечай!

 

Спросите детей: «Зачем чайка пригласила девять чаек?» (Пить чай.) Сколько же надо чашек для всех чаек?» (Десять.)

Предложите ребятам сделать для каждой чайки красивую чашку. От куска пластилина нужно отделить стекой небольшую часть для дна чашки. Скатать из нее шар и расплющить в диск. Оставшийся пластилин разделить на равные куски, раскатать в колбаски, свернуть в кольца. Первое кольцо прикрепить ко дну чашки, затем все остальные кольца прикрепить друг на друга. Скатать еще один валик и прикрепить к чашке сбоку в виде ручки.

 

Тема недели «В комнате»

 

Ход занятия

 

Начните занятие с пальчиковой гимнастики.

Воспитатель: «Руки крутим, крутим, крутим и делаем стол. (Одна рука в кулачок, ладошка другой руки лежит на кулачке.)

Руки крутим, крутим, крутим, получаем стул. (Одна рука сжата в кулак, ладошка другой руки подставлена сбоку к кулачку в виде спинки.)

Руки крутим, крутим, крутим и изображаем кровать. (Ладони рук боковыми сторонами прижаты друг к другу.)

Крутим, крутим, крутим, делаем диван. (Ладони боковыми сторонами соединены перпендикулярно друг к другу.)

Крутим, крутим, крутим, показываем шкаф». (Ладони соединены боковыми сторонами в виде дверей шкафа и могутразъезжаться в разные стороны как у шкафов‑купе или открываться наружу как у обычных шкафов.) И так далее.

Предложите детям сначала вылепить из пластилина стол: скатать шар, сдавить ладонями в диск и стекой обрезать края, чтобы получился четырехугольник. Потом скатать четыре одинаковых по длине валика – ножки стола – и прикрепить их к крышке стола. Места соединения смачивать водой.

Стул делается таким же образом, как и стол, только меньшего размера. Сбоку к сиденью прикрепляют квадрат, сделанный из пластилинового диска приемом обрезания краев.

 

Тема недели «Мой гардероб»

 

Ход занятия

 

Обыграйте ситуацию: к ребятам пришел в гости Хрюша.

«О, ребята, как вас много! – радуется Хрюша. – Уж вы‑то мне поможете. Скоро зима, а у меня нет теплого свитера. Помогите мне, сделайте красивый свитер, чтобы не страшны были зимние морозы».

Предложите детям помочь Хрюше – изготовить для него свитер.

Объясните последовательность работы: сначала нанести пластилин на картон тонким слоем, нарисовать на нем кончиком палочки контур свитера и украсить его тонкими линиями, точками и другими рисунками.

В конце занятия Хрюша рассматривает каждый свитер и комментирует: «В этом свитере я буду кататься на санках; в этом – на лыжах; в этом буду ходить в гости; этот одену на новогодний праздник и т. д.».

 

Тема недели «Профессии»

 

Ход занятия

 

Начните занятие с физкультминутки:

Веселый цирк у нас в гостях. (Хлопки в ладоши.)

Жонглер бросает шарики, (Подбрасывание воображаемых шариков.)

И клоун зрителей смешит, (Большой палец раскрытой ладони приставить к носу, большой палец другой ладони приставить к мизинцу первой руки.)

Смешит больших и маленьких. (Показать рукой выше – ниже.)

Предложите детям вылепить веселого клоуна, используя лепку из одного куска и отдельных частей. Научите детей делать смешанный пластилин (соединять пластилин разных цветов в одной детали).

Объясните последовательность работы: смешать несколько цветов пластилина в одном большом куске и скатать из него толстый валик, один конец надрезать стекой на две равные половины и раздвинуть их для устойчивости (это будут ноги), загнуть вперед небольшие ступни‑подставки. Вылепить отдельно голову в виде шара, руки‑столбики и прикрепить их к верхней части валика. С помощью налепов сделать клоуну яркое лицо, пышные волосы; украсить одежду шариками, колбасками из пластилина.

Разместить клоуна на подставке.

 

Тема недели «Зоопарк»

 

Ход занятия

 

Начните занятие с пальчиковой гимнастики:

 

У жирафов пятна, пятна, пятна,

Пятнышки везде.

У жирафов пятна, пятна, пятна,

Пятнышки везде. (Хлопаем по всему телу ладонями.)

На лбу, на ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках. (Указательными пальчиками обеих рук дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)

 

Предложите детям вылепить жирафов.

Объясните последовательность работы: стекой отделить большой кусок пластилина, из него скатать толстый валик, слегка заузив один конец. Толстый конец надрезать стекой на две равные половины, загнуть вниз и раздвинуть их для устойчивости (это будут передние ноги), острую часть бруска также разрезать на две половины и загнуть, получив задние ноги. Вылепить отдельно голову и насадить ее на соломинку (шею), соломинку воткнуть в переднюю часть туловища. Раскатать тонкий хвост‑колбаску и прикрепить к телу‑валику.

Остается украсить жирафа темными пятнышками.

Затем 2–3 детей объединяют своих жирафов на общем листе картона и дополняют композиционными решениями, например, скатывают колбаски и из них делают загон‑ограду как в зоопарке.

 

Тема недели «Театр»

 

Ход занятия

 

Прочитайте детям отрывок из произведения А. Пушкина «Сказка о царе Салтане»:

 

Ель в лесу, под елью белка;

Диво, право, не безделка –

Белка песенки поет

Да орешки все грызет,

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра – чистый изумруд…

 

Предложите детям вылепить такую белку, сидящую на задних лапках. Объясните последовательность работы: к капсуле киндер‑сюрприза надо прикрепить сделанные из оранжевого пластилина овальные лапки, загнутый хвост, острые ушки; оформить мордочку.

В лапки белочке можно дать орешек, а вокруг выложить горку орехов.

 

Ход занятия

 

Прочитайте детям стихотворение Е. Благининой:

 

Елка в блестках

Ледяных,

В теплых слезах

Смоляных.

Свежая, зеленая,

Солнцем озаренная.

 

Скажите: «Сегодня на занятии мы тоже сделаем такую зеленую елку и украсим ее новогодними шариками. Из коричневого пластилина нужно скатать столбик, слегка заузив его верхнюю часть и прикрепить в центре картона. Затем скатывать зеленые тонкие колбаски разных размеров и располагать их с двух сторон ствола, начиная с маленьких ветвей, удлиняющихся книзу. Затем из пластилина скатать много разноцветных шариков и прикрепить на ветки елки в виде новогодних украшений. Внизу под елкой можно расположить вылепленные мешок или коробки с подарками».

Дети приступают к лепке.

 

Тема недели «Новый год»

 

Ход занятия

 

Прочитайте детям отрывки из стихотворения К. Чуковского «Елочка»:

 

Были бы у елочки

Ножки,

Побежала бы она

По дорожке.

Заплясала бы она

Вместе с нами,

 

Застучала бы она

Каблучками.

Закружились бы на елочке

Игрушки –

Разноцветные фонарики,

Хлопушки.

Засмеялись бы на елочке

Матрешки

И захлопали б от радости

В ладошки.

Потому что нынче ночью

У ворот

Постучался

Новый год!

Новый, новый,

Молодой,

С золотою бородой!

 

Спросите у детей: «Какие в этом стихотворении елка и игрушки на ней? (Живые.) Почему они как живые?» (Потому что наступил Новый год, а в новогоднюю ночь могут происходить необычные вещи.)

Предложите детям закрасить вырезанные силуэты елок восковыми мелками разноцветными пятнами и штрихами (кроме зеленого цвета и темных цветов).

Затем дети наносят на силуэты елок тонким слоем зеленый пластилин и рисуют на нем тоненькой палочкой разные маленькие игрушки: шарики, домики, матрешки, гирлянды и т. д. Под пластилином появятся разводы восковых мелков и игрушки станут разноцветными.

 

Ход занятия

 

Прочитайте детям стихотворение Н. Артюховой:

 

Я – веселая Снегурка,

Поиграю с вами в жмурки.

Но боюсь напиться чаю:

От горячего растаю!

 

Поговорите с детьми о Снегурочке, рассмотрите картинку, обращая внимание ребят на то, как она выглядит, во что одета. Скажите, что Снегурочка не любит теплых тонов, от них она может растаять. Посоветуйте детям использовать в работе холодную гамму цветов (голубой, синий, фиолетовый, изумрудно‑зеленый).

Объясните последовательность работы: начать можно с туловища – скатать толстый валик, слегка заузив его сверху. Нижним концом валика надо постучать о дощечку, придавая поделке устойчивость. Отдельно вылепить круглую голову и руки‑столбики и прикрепить в верхней части валика. Остается украсить Снегурочку – нарисовать стекой глаза, рот; валиками и шариками из пластилина украсить шубку Снегурочки, сделать ей нарядную шапочку или корону.

 

Ход занятия

 

Загадайте детям загадку:

 

Перед волком не дрожал,

От медведя убежал,

А лисице на зубок

Все ж попался…

(Колобок)

 

Спросите у детей: «Если бы Колобок оказался в зимнем лесу, каких зверей он там встретил бы?» (Белого зайца, голодного волка, спящего в берлоге медведя, хитрую лису.)

Объедините детей в группы по 6 человек. Расскажите, что сегодня на занятии они сделают зимний лес, по которому будет путешествовать Колобок. Крышка коробки превратится в лес с помощью закрепленных на пластилине веток деревьев. На синем картоне надо нарисовать белой гуашью методом тычка сухой кистью несколько заснеженных елок и деревьев, солнце. Перпендикулярно приклеить картон к заднему бортику коробки, чтобы создать панораму леса. Закрепить на пластилине берлогу (полуовальную баночку, например, из‑под йогурта). Выложить вату в виде снега на дне коробки и на ветках деревьев.

Пока двое детей будут оформлять лес, остальные ребята могут вылепить по одному животному – обитателю леса: туловище из валика; лапы и хвост из столбиков, из скатанного шара вытянуть мордочку и, где нужно, затупить пальцами; защипнуть уши. Тот, кто справится с этим заданием быстрее, успеет вылепить Колобка (пластилиновый шар). Остается расположить героев в зимнем лесу, спящего медведя спрятать в берлогу.

 

Ход занятия

 

Загадайте детям загадку:

 

Кто ни в жару,

Ни в стужу не снимает шубу?

(Овечка)

 

Рассмотрите с ребятами картинку с изображением овечки. Опишите ее внешний вид. Обратите внимание детей на кучерявую шерсть овцы. Предложите вылепить такую овечку из глины.

Объясните последовательность работы: на дощечку положить хорошо размятый однородный кусок глины, расплющить его руками и раскатать скалкой до толщины примерно 1 см. На полученную лепешку положить шаблон овечки и обвести его стекой. Дальше стекой убрать лишнюю глину – весь фон, чтобы остался только силуэт овечки. Овечка получается плоской.

Далее нужно нарисовать глаза и рот овечки. Шерсть сделать сначала из приплюснутых шариков, а затем колпачком от фломастера сделать оттиски в виде маленьких кругов. Овечку можно закрепить на раскатанной глиняной пластинке.

Готовые глиняные овечки просушиваются и раскрашиваются.

«Гроздь винограда»

 

«Разноцветная елка»

 

«Фрукты в вазе»

 

«Цветок в горшке»

 

«Жирафы»

 

«Забавные животные»

 

«Овечка»

 

«Кошкин дом»

 

«Танк»

 

«Робот»

 

«Украшенное яйцо»

 

«Филин»

 

«Еж»

 

«Веселый гном»

 

«Божья коровка»

 

«Рыбка»

 

 

Тема недели «Живой уголок»

 

Ход занятия

 

Прочитайте детям стихотворение Р. Десноса «Черепаха»:

 

Я – черепаха,

Поэтому ясно,

Что я и умна

И собою прекрасна.

 

А то, что как ласточка,

Я не крылата,

Так в этом не я,

А судьба виновата.

 

Но быть недовольной

Своею судьбою

Не значит ведь быть

Недовольной собою.

 

Спросите у ребят: «О ком это стихотворение? (О черепахе.) Что думает о себе черепаха?» (Что она умна и прекрасна.)

Предложите детям сделать черепаху из каштана. Объясните последовательность работы: орех обмазывается пластилином со всех сторон. Затем на нем сверху закрепляется фисташковая скорлупа, образуя панцирь черепахи. Голова с шеей, ноги и хвост создаются из отдельных частей пластилина и прикрепляются к нижней части туловища черепахи. Остается оформить мордочку.

 

Тема недели «Мой дом»

 

Ход занятия

 

Прочитайте детям потешку:

 

Тили‑бом! Тили‑бом!

Загорелся кошкин дом!

Загорелся кошкин дом,

Идет дым столбом!

Кошка выскочила,

Глаза выпучила!

Бежит курочка с ведром

Заливать кошкин дом,

А лошадка – с фонарем,

А собачка – с помелом,

Серый заюшка – с листом.

Раз! Раз!

Раз! Раз!

И огонь

Погас!

 

Спросите у детей: «Что случилось у кошки? (У кошки загорелся дом.) Кто помогал кошке тушить огонь?» (Курочка, лошадка, собачка, заюшка.)

Предложите ребятам помочь кошке – выстроить для нее новый крепкий домик, да такой, который не сгорит – глиняный.

Дети берут кусок глины и раскатывают его скалкой. Затем накладывают бумажный шаблон домика, вырезают и убирают лишнюю глину. Из тонких колбасок выкладывают окна, двери, оформляют контуры крыши.

Домик для кошки готов!

 

Тема недели «Мой город»

 

Ход занятия

 

Расскажите детям о строительстве древней деревянной Москвы: «Очень давно на месте нашего города текла чистая светлая река, виднелись заливные луга, росли непроходимые дремучие леса. Это место понравилось князю Юрию Долгорукому, проезжавшему здесь со своею дружиной. По его приказу возникло на Боровицком холме поселение. Невысокие дома делали из деревянных бревен, а вокруг холма был построен высокий забор. Крепость имела треугольную форму. Назвали выстроенный из дерева город Москва».

Можно прочитать детям отрывки из стихотворений Н. Кончаловской:

 

Над Москвой‑рекой, на круче,

Где стоит наш Кремль теперь,

Был когда‑то бор дремучий,

А в бору водился зверь…

 

Поселялись люди редко

На реке, в глуши лесной,

Только предки наших предков

Появились тут весной.

Посидели, обсудили,

Осмотрели все кругом

И решили: «Места много,

Есть что есть и есть что пить!»

Помолились люди Богу

Стали строиться и жить.

 

Предложите детям сделать деревянную Москву, которую построили наши предки.

Объясните последовательность работы: на маленькую картонку‑подставку нанести зеленый пластилин (трава), затем скатать четыре столбика и закрепить перпендикулярно к картону в четырех углах на расстоянии спички. Затем спички прикрепляются с четырех сторон, образуя стены дома. Один конец спички должен располагаться на одном столбике, а второй конец – на другом. Крышу можно сделать плоскую – из сплющенного в диск шарика, обрезанного по краям. Окна и дверь вылепить из пластилина и прикрепить на стены дома.

В конце занятия объедините дома на картоне в общую композицию. Вокруг домов из спичек можно выстроить забор, имеющий форму треугольника.

 

Тема недели «Родная армия»

 

Ход занятия

 

Прочитайте ребятам стихотворение В. Степанова «Наша армия»:

 

На горах высоких,

На степном просторе

Охраняет нашу

Родину солдат.

Он взлетает в небо,

Он уходит в море,

Не страшны защитнику

Дождь и снегопад.

 

Шелестят березы,

Распевают птицы.

Подрастают дети

У родной страны.

Скоро я в дозоре

Встану на границе,

Чтобы только мирные

Снились людям сны.

 

Спросите у детей: «Кто охраняет нашу страну? (Солдаты.) Как охраняют солдаты нашу родину? Правильно, они плавают на кораблях, летают на самолетах и следят, чтобы никто не прони







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.