Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Предложения Рабочей группы «Открытое правительство» по фундаментальным принципам и приоритетам деятельности Правительства РФ на 2013-2015 гг.





Преамбула

 

Система «Открытое правительство» является уникальным для России проектом по построению принципиально нового механизма разработки и реализации мер государственной политики, а также контроля за их исполнением.

И мировая, и российская практика показывают, что традиционная модель управления, основанная на противопоставлении «государства» и «граждан» как «управляющих» и «управляемых», себя полностью исчерпала. Это особенно верно в России, где развитие экономики и современных информационных технологий привело к возникновению независимого от власти среднего класса, способного к самоорганизации и реализации гражданских инициатив.

Наглядным примером являются события последних полутора лет – резкое снижение популярности правящей партии, массовые протесты и масштабный отток капитала. Эти события показали, что у активной части российского общества власть не пользуется беспрекословным доверием и поддержкой.

Построение системы «Открытое правительство» сегодня особенно необходимо потому, что существующие механизмы принятия решений и получения обратной связи не позволяют решать ключевые задачи социально-экономического развития страны. Неспособность государственного аппарата своевременно получать информацию и адекватно на нее реагировать означает, что любая инициатива – и государственная, и общественная - только обостряет недоверие между «властью» и «гражданами», делая дальнейшее взаимодействие еще более сложным, складывается замкнутый круг взаимного непонимания.

В современном мире иерархические модели принятия решений и передачи информации не способны справиться с постоянно нарастающей сложностью социальных и экономических процессов. Нормой для ведущих развитых стран мира, с которыми Россия конкурирует на глобальной арене, является построение матричных или сетевых структур, обеспечивающих горизонтальное движение информации и фактически стирающих грань между избираемыми политиками, профессиональной бюрократией, экспертным сообществом и институтами гражданского общества.

Неэффективность механизмов передачи информации, подготовки и принятия решений – это самый главный вызов для современной России. Он является ключевой угрозой для развития страны и по своей остроте едва ли не превосходит любые внешние вызовы – в том числе и потому, что делает невозможным адекватное распознавание этих вызовов, не говоря уже о своевременном реагировании на них.

Ответом на этот вызов призвана стать система «Открытое правительство», в рамках которой создаются новые для России механизмы взаимодействия экспертного сообщества, структур гражданского общества и исполнительной власти.

Цель системы – использование современных технологий (в том числе и технологий работы с экспертами и краудсорсинга) для вовлечения в процесс сбора и анализа информации, обсуждения и выработки решений значительного количества людей, представляющих противоположные точки зрения, интересы и обладающих разным горизонтом планирования.

Результатом станет не только повышение качества принимаемых решений и качества работы государственного аппарата в целом, но и формирование новой для России культуры взаимодействия, поиска компромиссов и взаимовыгодных решений.

 


 

Введение

 

Отправной точкой для запуска системы «Открытое правительство» послужил Указ Президента Российской Федерации № 150 «О Рабочей группе по подготовке предложений по формированию в РФ системы «Открытое правительство» от 8 февраля 2012 г.

Руководители Рабочей группы совместно с экспертами определили четыре приоритетных направления, являющихся локомотивами для запуска системы «Открытое правительство»:

· борьба с коррупцией;

· развитие конкуренции и предпринимательства;

· развитие кадрового потенциала и человеческого капитала, в т.ч. для совершенствования системы государственного управления;

· механизмы работы системы «Открытое правительство».

Эти направления являются принципиально значимыми для функционирования системы «Открытое правительство», они стали сквозными, связующими элементами в работе сформированных экспертных 10 подгрупп. Помимо анализа приоритетных направлений, работа 10 экспертных подгрупп строилась по таким темам, как социальная политика, защита прав граждан, инновационное развитие, долгосрочная макроэкономическая и бюджетная политика, показатели эффективности функционирования системы «Открытое правительство», региональная политика и децентрализация, инфраструктура и транспорт, развитие систем для предоставления государственных услуг в электронной форме и современных средств коммуникации.

По каждому из направлений были проведены публичные слушания, а также четыре расширенных заседания Рабочей группы под председательством Президента РФ. По итогам мероприятий Президент РФ отдал соответствующие поручения, принятые к исполнению.

В рамках деятельности Рабочей группы «Открытое правительство» в течение 3 месяцев было проведено более 200 заседаний тематических подгрупп, в которых принимали участие свыше 400 экспертов. По итогам он-лайн опроса было выявлено мнение граждан в отношении механизмов будущей системы.

Деятельность Рабочей группы нашла живой отклик не только у экспертов, но и у широкой общественности. Системе «Открытое правительство» было посвящено почти 8 тысяч публикаций в СМИ, а сайт www.большоеправительство.рф посетили более миллиона человек, которые оставили 37 тыс. обращений и предложений. Не остались в стороне и пользователи социальных сетей: более 3,5 тысяч «лайков» поставили проекту в сети Facebook, а блоггеры посвятили ему более 9 тыс. постов.

Данный документ содержит краткое описание ключевых предложений Рабочей группы и граждан по четырем приоритетным направлениям, а также описание программы работы системы «Открытое правительство» на 2012 год.

Предложения Рабочей группы «Открытое правительство» по фундаментальным принципам и приоритетам деятельности Правительства РФ на 2013-2015 гг.

Приоритеты деятельности Правительства РФ на 2013-2015 гг. по основным направлениям

Борьба с коррупцией

1. Дополнить нормативно-правовую базу по вопросам коррупции

1.1. Внедрить в российское законодательство положения 20-й ст. Конвенций ООН против коррупции.

1.2. Определить порядок заключения досудебных сделок со следствием в случае предъявления обвинений в совершении коррупционных преступлений.

1.3. Расширить коррупционные составы преступлений, усилить ответственность за коррупцию в сфере экономической деятельности.

2. Снизить возможность коррупции в государственных закупках и закупках в государственных компаниях

2.1. Обеспечить прозрачность информации о государственных закупках.

2.2. Доработать бюджетную классификацию с целью обеспечения полноты информации о направлениях расходования средств. Кратно снизить объем бюджетных расходов, данные о которых защищены режимом гостайны.

2.3. Обеспечить открытость бюджетов всех уровней.

2.4. Устранить обратную селекцию при отборе участников проектов, приоритетных для государства.

2.5. Внедрить механизм принятия решения о государственных закупках двумя должностными лицами.

2.6. Обязать победителя процедуры закупки в определенном случае предоставлять сведения о конечных собственниках и о субподрядчиках.

2.7. Разработать и внедрить механизм ответственности должностных лиц компаний за нарушения механизма закупок.

3. Оптимизировать бизнес-процессы предоставления государственных услуг

3.1. Составить «дорожные карты» с исполнителями и сроками по переходу на оптимальные бизнес-процессы государственных услуг

4. Уменьшить вмешательство государства в экономику

4.1. Составить дорожные карты приватизации и дерегулирования (с ответственными и сроками в соответствии с предложениями системы «Открытое Правительство»).

4.2. Принять меры к повышению статуса и значимости СамоРегулирующихся Организаций (СРО).

4.3. Разработать программу приватизации региональных СМИ.

5. Создать специализированные госорганы по борьбе с коррупцией, наделить их полномочиями

5.1. Создать Федеральное бюро по борьбе с коррупцией в структуре генеральной прокуратуры и Общественный совет при нем.

5.2. Создать специальную коллегию Верховного суда по рассмотрению уголовных дел о коррупции в высших эшелонах власти.

5.3. Обеспечить прозрачность информации о деятельности госорганов в вопросах противодействия коррупции согласно общепринятому формату.

5.4. Совершенствоватьинститут парламентского расследования.

6. Обеспечить механизмы общественного и административного контроля деятельности чиновников

6.1. Обеспечить прозрачность информации о доходах, имуществе и конфликтах интересов государственных лиц, фактах привлечения чиновников к уголовной или административной ответственности.

6.2. Ввести запрет для государственных служащих после ухода с госслужбы в течение определенного времени работать в частных компаниях, осуществляющих свою деятельность в секторах экономики, которые находились в сфере его прямого регулирования или надзора.

6.3. Ввести дисквалификацию и запрет на замещение госслужащими должностей в течение определенного срока после осуждения за административный проступок или уголовное преступление.

6.4. Ужесточить требования к декларации о доходах и имуществе, обеспечить раскрытие данных о конфликте интересов для «Топ-1000» публичных персон.

6.5. Внедрить действенные механизмы ротации чиновников.

6.6. Создать предпосылки для эффективной работы института передачи в доверительное управление личных активов чиновников.

7. Сформировать эффективные механизмы общественного контроля, защищать граждан, информирующих о коррупции, мотивировать их к предоставлению такой информации

7.1. Предоставить общественным объединениям право обращаться в судебные и регулирующиеорганы с целью защиты законных прав и интересов неопределенного круга лиц с жалобами на действия/бездействие заказчика, комиссий по осуществлению закупок и т.д.

7.2. Разработать программу мер по снижению уровня бытовой коррупции, определить пилотные проекты и приоритеты.

7.3. В рамках деятельности Общественного совета при Федеральном бюро по борьбе с коррупцией сформировать постоянно действующую систему мониторинга и оценки уровня коррупции в государственных органах с учетом мнения граждан.

7.4. Обеспечить защиту и вознаграждение граждан, информирующих о коррупции, включая разработку соответствующего законодательства.

7.5. Изменить порядок формирования общественных советов и комиссий при министерствах, ведомствах, госучреждениях.

7.6. Обеспечить качественное раскрытие информации о деятельности государственных органов на сайтах, введение механизмов интерактивности.

7.7. Сформировать и распределить гранты для поддержки общественных организаций, инициатив, порталов и социальных медиа антикоррупционной направленности.

7.8. Обеспечить прозрачный для общества процесс проведения ЕГЭ (в частности, за счет установки веб-камер и допуска общественных наблюдателей).

7.9. Обеспечить поддержку и учет в государственном регулировании результатов деятельности общественных организаций, контролирующих сферы бытовой коррупции (образование, здравоохранение, ЖКХ и др.).

7.10. Создать рабочую группу системы «Открытое правительство» по реформированию ГИБДД.

8. Повысить качество корпоративного управления в госкомпаниях

8.1. Принять нормативный акт о внутреннем аудите во всех публичных компаниях и госкорпорациях с четким закреплением перечня полномочий.

8.2. Принять нормативный акт о раскрытии потенциального конфликта интересовгосударственных служащих и сотрудников государственных компаний.

8.3. Обеспечить право Совета Директоров иКомитета по аудиту при Совете директоров назначать своих представителей в тендерные комиссии.

8.4. Изменить принципы формирования Совета директоров в госкомпаниях.

8.5. Запретить участие государственных чиновников в Советах Директоров компаний.

8.6. Перейти от голосования по директиве к страхованию ответственности членов советов директоров.

8.7. Ввести ответственность юридических лиц за коррупционные действия своих сотрудников (оборотные штрафы).

9. Активизировать освещение коррупции в СМИ, добиться неприятия коррупции обществом

9.1. Ускорить создание Общественного телевидения как платформы для вовлечения граждан в общественные процессы.

9.2. Реализовать общенациональную информационную и образовательную кампанию о нетерпимости к коррупции.

9.3. Проводить мониторинг деятельности СМИ о коррупционном поведении чиновникови проверять обязательную реакцию органов государственной власти на соответствующие публикации в СМИ.

9.4. Стимулировать развитие института журналистских расследований, обеспечить реакцию государства на них.

9.5. Повысить свободу информации за счет сокращения присутствия государства на рынке СМИ.

 

Предложения

Электронный бюджет

Для внедрения инициативы «Электронный бюджет» необходимы:

· создание и внедрение единых стандартов в сфере управления общественными финансами;

· переход на юридически значимый электронный документооборот;

· автоматизация учетной деятельности, интеграция и обеспечение взаимосвязи всех видов учета и отчетности органов власти;

· обеспечение взаимосвязи информации о финансовых показателях органов власти с показателями результативности их деятельности;

· обеспечение прозрачности и публичности информации о деятельности публично-правовых образований в сфере управления общественными финансами;

· интеграция обратной связи от общественности на этапах планирования и осуществления расходов;

· отражение в системе «Электронный бюджет» связи между расходами (накопленными и планируемыми) и степенью достижения целей и выполнения КПЭ ОИВ.

Цели и принципы системы КПЭ

Система КПЭ базируется на следующих ключевых принципах:

· ограниченный набор показателей верхнего уровня, отражающих результаты государственной политики национального уровня;

· использование набора количественно измеримых показателей;

· целевые значения показателей фиксируются в контрактах эффективности (Performance Contract) государственного управления, последствия за неисполнение которых четко определены;

· определение значений показателей должно быть результатом договоренности между обществом и властью;

· общественное обсуждение показателей на всех стадиях: разработка, утверждение, отчетность;

· замер через инструменты, вызывающие доверие: статистика, опросы, рейтинги;

· регулярная отчетность;

· критерии ответственности четко определены и понятны участникам и Обществу.

Внедрение системы КПЭ

В рамках внедрения системы ключевых показателей эффективности (КПЭ) предполагается реализация следующих задач:

· Председатель Правительства РФ публично ставит руководителям федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) цели их деятельности;

· создается интегрированная система ключевых показателей эффективности (КПЭ) с ежегодным планированием. Председатель Правительства РФ публично утверждает КПЭ руководителям ФОИВ;

· ФОИВ на основании целей и КПЭ составляют 6-летний Стратегический план своего ведомства, отражающий пути достижения поставленных целей и промежуточные (годовые) КПЭ;

· ФОИВ ежегодно отчитывается в формате публичного доклада за выполнение КПЭ;

· внедряется действенный механизм ответственности за результаты исполнения «контракта эффективности» ФОИВ и их руководителем;

· обеспечивается создание системы мониторинга эффективности работы органов власти - «Приборной панели», которая является инструментом совместного ведения Правительства и системы «Открытое правительство».

Запуск данных задач в 2012 г. позволит провести первый цикл оценки эффективности уже в 2013 г., а начиная с 2014 г. заниматься дальнейшим развитием сформированной системы КПЭ. Принципы заключения контрактов эффективности будут сформулированы в 2013 г., а сами контракты как механизм будут запущены в 2014 г.

 

Заключение

 

Создание системы «Открытое правительство» – это беспрецедентный вызов для России с ее тысячелетней историей доминирования и патернализма власти по отношению к обществу.

Российская власть не привыкла работать с обществом на равных, никогда не умела выстраивать механизмы общения со свободными и независимыми гражданами. Поэтому даже при наличии доброй воли и искренней заинтересованности с обеих стороны, даже с учетом как положительного, так и отрицательного международного опыта, процесс создания Открытого правительства будет долгим и сложным, потребует невиданного до сих пор в российской истории взаимоуважения и доверия. При этом необходимо помнить, что власть подотчетна обществу и должна терпеливо и с благодарностью воспринимать не только предложения, но и критику со стороны общества. Для успешной работы системы «Открытое правительство» необходима максимальная концентрация ресурсов и воли с обеих сторон.

Общественные процессы, сопровождавшие парламентские и президентские выборы 2011-2012 гг., привели к росту востребованности ежедневного диалога власти и общества по актуальным, зачастую болезненным темам, открыв тем самым окно возможностей для поиска новых форматов их конструктивного взаимодействия. Промедление с конкретизацией и выработкой этих форматов может привести к дальнейшему отчуждению общества и власти, поэтому необходимы быстрые и понятные действия в данном направлении. Однако, это непривычное для российской политической системы положение и создает ключевые риски для работы Открытого правительства.

Первый риск – это попытки власти подчинить себе систему «Открытое правительство». Это принципиально неверный и тупиковый путь. Активная часть общества, которую и необходимо вовлечь в работу Открытого правительства, состоялась вне государства и не хочет подчиняться чиновникам. Поэтому взаимодействовать с ней можно только на условиях конструктивного партнерства.

Второй риск – это игнорирование системы «Открытое правительство». Административный аппарат в лице большинства чиновников не готов и не испытывает мотивации к ведению диалога с обществом, к тому же органы власти в совершенстве освоили технологии невыполнения невыгодных для них поручений и решений. Общество также не всегда занимает конструктивную и взвешенную позицию. Но именно для борьбы с таким положением дел и разработаны предложенные в Докладе механизмы работы «Открытого правительства». Эти механизмы устроены так, что профанация станет очевидной моментально – «Открытое правительство» будет измерять качество работы государственных органов практически в режиме реального времени. При этом прозрачность и скорость распространения информации в современном обществе, по крайней мере в активной его части, настолько высоки, что общество сразу узнает, что власть отказывается от выполнения принятых на себя обязательств. Это немедленно приведет к потере доверия и легитимности власти среди активной части общества.

Третий риск – это неготовность общества к самоорганизации и взаимодействию с властью в конструктивном режиме. Это проблема будет разрешена сама собой при наличии искреннего интереса власти к работе «Открытого правительства». Уже сейчас общество осуществляет целый ряд масштабных гражданских инициатив без содействия (зачастую, и при активном противодействии) властей. Если государственная власть будет не на словах, а на деле заинтересована в сотрудничестве, то количество и качество этих проектов резко вырастет.

Власть должна обеспечить высокий уровень административного управления этим проектом, включая политический приоритет, административный ресурс, достаточный для преодоления сопротивления бюрократии, адаптацию внутренних процессов и нормативно-правовой базы под требования системы «Открытое правительство». СМИ, прежде всего государственные, должны фокусировать внимание общества и власти на новом механизме государственного управления, и всесторонне освещать его работу. Общество должно активно использовать механизмы, предлагаемые системой «Открытое правительство», не злоупотребляя ими для лоббирования и самостоятельно выбраковывая нереалистичные или популистские предложения.

Как власть, так и общество должны поощрять совместные достижения, терпеливо и критично относиться к неизбежным неудачам и возникающим проблемам на сложном пути к взаимопониманию и взаимоуважению.

Успех системы «Открытое правительство» зависит от поддержания постоянного «накала» изменений (создания «долгосрочной тяги»), а не просто от быстрого старта. Создание полноценной системы «Открытое правительство» – процесс длительный. Это марафонская дистанция, и потребуется время, воля и значительные усилия для того, чтобы новые правила и мотивация повлияли на поведение участников и обеспечили результаты совместной работы.

 


[1] Под информацией понимаются не только статистические данные, но и решения, в т.ч. готовящиеся, подходы к их принятию, качество работы и анализ исполнения планов

[2] Предполагается проведение ревизии экспертиз, заказываемых государством на предмет их востребованности; определение по итогам ревизии круга экспертиз, которые должны проходить через Экспертный и Общественные советы на этапах формирования технического задания и анализа результатов.

Преамбула

 

Система «Открытое правительство» является уникальным для России проектом по построению принципиально нового механизма разработки и реализации мер государственной политики, а также контроля за их исполнением.

И мировая, и российская практика показывают, что традиционная модель управления, основанная на противопоставлении «государства» и «граждан» как «управляющих» и «управляемых», себя полностью исчерпала. Это особенно верно в России, где развитие экономики и современных информационных технологий привело к возникновению независимого от власти среднего класса, способного к самоорганизации и реализации гражданских инициатив.

Наглядным примером являются события последних полутора лет – резкое снижение популярности правящей партии, массовые протесты и масштабный отток капитала. Эти события показали, что у активной части российского общества власть не пользуется беспрекословным доверием и поддержкой.

Построение системы «Открытое правительство» сегодня особенно необходимо потому, что существующие механизмы принятия решений и получения обратной связи не позволяют решать ключевые задачи социально-экономического развития страны. Неспособность государственного аппарата своевременно получать информацию и адекватно на нее реагировать означает, что любая инициатива – и государственная, и общественная - только обостряет недоверие между «властью» и «гражданами», делая дальнейшее взаимодействие еще более сложным, складывается замкнутый круг взаимного непонимания.

В современном мире иерархические модели принятия решений и передачи информации не способны справиться с постоянно нарастающей сложностью социальных и экономических процессов. Нормой для ведущих развитых стран мира, с которыми Россия конкурирует на глобальной арене, является построение матричных или сетевых структур, обеспечивающих горизонтальное движение информации и фактически стирающих грань между избираемыми политиками, профессиональной бюрократией, экспертным сообществом и институтами гражданского общества.

Неэффективность механизмов передачи информации, подготовки и принятия решений – это самый главный вызов для современной России. Он является ключевой угрозой для развития страны и по своей остроте едва ли не превосходит любые внешние вызовы – в том числе и потому, что делает невозможным адекватное распознавание этих вызовов, не говоря уже о своевременном реагировании на них.

Ответом на этот вызов призвана стать система «Открытое правительство», в рамках которой создаются новые для России механизмы взаимодействия экспертного сообщества, структур гражданского общества и исполнительной власти.

Цель системы – использование современных технологий (в том числе и технологий работы с экспертами и краудсорсинга) для вовлечения в процесс сбора и анализа информации, обсуждения и выработки решений значительного количества людей, представляющих противоположные точки зрения, интересы и обладающих разным горизонтом планирования.

Результатом станет не только повышение качества принимаемых решений и качества работы государственного аппарата в целом, но и формирование новой для России культуры взаимодействия, поиска компромиссов и взаимовыгодных решений.

 


 

Введение

 

Отправной точкой для запуска системы «Открытое правительство» послужил Указ Президента Российской Федерации № 150 «О Рабочей группе по подготовке предложений по формированию в РФ системы «Открытое правительство» от 8 февраля 2012 г.

Руководители Рабочей группы совместно с экспертами определили четыре приоритетных направления, являющихся локомотивами для запуска системы «Открытое правительство»:

· борьба с коррупцией;

· развитие конкуренции и предпринимательства;

· развитие кадрового потенциала и человеческого капитала, в т.ч. для совершенствования системы государственного управления;

· механизмы работы системы «Открытое правительство».

Эти направления являются принципиально значимыми для функционирования системы «Открытое правительство», они стали сквозными, связующими элементами в работе сформированных экспертных 10 подгрупп. Помимо анализа приоритетных направлений, работа 10 экспертных подгрупп строилась по таким темам, как социальная политика, защита прав граждан, инновационное развитие, долгосрочная макроэкономическая и бюджетная политика, показатели эффективности функционирования системы «Открытое правительство», региональная политика и децентрализация, инфраструктура и транспорт, развитие систем для предоставления государственных услуг в электронной форме и современных средств коммуникации.

По каждому из направлений были проведены публичные слушания, а также четыре расширенных заседания Рабочей группы под председательством Президента РФ. По итогам мероприятий Президент РФ отдал соответствующие поручения, принятые к исполнению.

В рамках деятельности Рабочей группы «Открытое правительство» в течение 3 месяцев было проведено более 200 заседаний тематических подгрупп, в которых принимали участие свыше 400 экспертов. По итогам он-лайн опроса было выявлено мнение граждан в отношении механизмов будущей системы.

Деятельность Рабочей группы нашла живой отклик не только у экспертов, но и у широкой общественности. Системе «Открытое правительство» было посвящено почти 8 тысяч публикаций в СМИ, а сайт www.большоеправительство.рф посетили более миллиона человек, которые оставили 37 тыс. обращений и предложений. Не остались в стороне и пользователи социальных сетей: более 3,5 тысяч «лайков» поставили проекту в сети Facebook, а блоггеры посвятили ему более 9 тыс. постов.

Данный документ содержит краткое описание ключевых предложений Рабочей группы и граждан по четырем приоритетным направлениям, а также описание программы работы системы «Открытое правительство» на 2012 год.

Предложения Рабочей группы «Открытое правительство» по фундаментальным принципам и приоритетам деятельности Правительства РФ на 2013-2015 гг.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.