Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Лит-ра: Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание, М., 1998.





Функциональная система.

Функциональные системы — это динамические, са­морегулирующиеся организации, деятельность которых способствует получению жизненно важных для организ­ма приспособительных результатов.

функциональная система представляет собой разветвлен­ную физиологическую организацию, составляющую конкретный физиологический аппарат, служащий поддержа­нию жизненно важных функций организма.

В живом организме можно выделить четыре группы приспособительных результатов:

1 — ведущие показатели внутренней среды, опреде­ляющие нормальный метаболизм тканей; сюда относит­ся давление крови, уровень сахара и пр.;

2 — результаты поведенческой деятельности, удов­летворяющие основные биологические потребности организма;

3 — результаты социальной деятельности человека, удовлетворяющие его социальные потребности, обуслов­ленные его положением в определенной общественно-эко­номической формации.

Любая функциональная система включает следующие универсальные для разных систем основные механизмы:

1 — полезный приспособительный результат (напри­мер, формирование акта ходьбы, как одного из видов про­извольных движений у человека)

2 — рецепторы результата (например, весь комплекс ощущений, получаемых организмом в процессе ходьбы: кож­ная, мышечная, суставная и прочая чувствительность и т.п.);

3 — обратная афферентация от рецепторов резуль­тата к центральным образованиям функциональной сис­темы (т.е. получение информации центральными образо­ваниями ЦНС о том, как совершается данный двигатель­ный акт);

4 — центральная архитектура, представляющая из­бирательное объединение нервных элементов различных уровней (т.е. все образования ЦНС, которые имеют от­ношение, например, к двигательному акту);

5 — исполнительные соматические, вегетативные и эндокринные компоненты, включая организованное це­ленаправленное поведение.

Как целостное образование, любая функциональная система имеет вполне специфические для нее свойства, придающие ей пластичность, подвижность и какую-то степень независимости от готовых сложившихся конст­рукций различных связей как в пределах ЦНС, так и в масштабе целого организма. Функциональная система может вовлекать любые структуры организма, располо­женные в разных его местах. Единственным критерием полноценности этих объединений является конечный при­способительный эффект для целого организма, который жизненно необходим для человека.

Всякая функциональная система обладает регуляторными свойствами, присущими ей как целому и отсутствующими у ее частей.

Чрезвычайно важным является то, что регулятивные свойства функциональной системы заключаются прежде всего в том, что при любом дефекте в одной из ее частей, приводящем к нарушению полезного эффекта, происхо­дит перестройка составляющих ее процессов.

Речь является сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Сложнейшая система языка является продуктом длительного общественно-исторического развития и усваивается ребенком в сравнительно короткое время.

Речевая функциональная система основывается на деятельности многих мозговых структур головного мозга, каждая из которых выполняет специфически определенную операцию речевой деятельности.

Речевая артикуляция, являющаяся базисом устной речи, представляет собой психомоторный акт, ее фор­мирование подчиняется тем же законам, что и форми­рование любого произвольного движения (поведенчес­кий акт).

Наряду с функциональными системами, которые располагают врожденными механизмами с постоянным конечным результатом, поддерживающими гомеостаз, имеются функциональные системы, которые формируются на основе выработки условного рефлекса, или на основе ис­пользования прошлого опыта из аппарата памяти мозга.

Несмотря на определенные качественные различия этих функциональных систем, принципиальные архитек­турные особенности у них общие: их деятельность служит получению конечного приспособительного эффекта.

Согласно концепции П.К. Анохина (1975), функцио­нальная система любого поведенческого акта включает в себя, прежде всего, афферентный синтез, который програм­мирует действие (программа действия) на основе фило- и онтогенетической памяти, эмоций, ориентировочного реф­лекса, обстановочных афферентаций, доминирующей мо­тивации и обратных афферентаций.

Каждая функциональная система представляет собой до некоторой степени замкнутую систему благодаря по­стоянной связи с периферическими органами и особенно за счет постоянной афферентаций от этих органов. Со­стояние каждой функциональной системы находится в тесной зависимости от качества и количества афферент­ных импульсов. Эти импульсы могут быть как прямыми, т.е. являющимися стимулами к совершению действия, так и обратными афферентациями, сигнализирующими о ка­честве полученного результата действия.

Наиболее отчетливой закономерностью системной де­ятельности является прогрессивное снижение значимости неведущих афферентных влияний из общей суммы аффе­рентаций данной системы (например, снижение зрительно­го контроля при автоматизации движений). Конечным ито­гом сужения афферентаций всегда является сохранение ка­кой-то остаточной, иногда очень ограниченной, «ведущей афферентаций» (например, слуховая оценка устной речи).

Интегративный характер функциональной системы сказывается в том, что при любом нарушении ведущих афферентных импульсаций или при отклонении в конеч­ном результате мгновенно вступают в действие «резерв­ные афферентации», т.е. «незначимые» ранее импульсы, вследствие чего функциональная система как целое сохра­няет свою полезную для организма архитектуру.

Афферентный синтез как специфический механизм функциональной системы

Всякому эффекту, рабочему или приспособительно­му результату обязательно предшествует стадия синтеза разнородных по качеству возбуждений.

Физиологический смысл любого из внешних и внут­ренних раздражений состоит в том, что оно может иметь или пусковой характер (например, сигнал к началу вы­полнения какого-либо действия) или оно может быть свое­образным фактором, который подготавливает интегри­рованную реакцию.

Школой П.К. Анохина были выделены основные формы афферентаций, из которых складывается стадия афферентного синтеза.

Доминирующая мотивация. Любой поведенческий акт направлен на удовлетворение потребности организма. Если потребности нет, то нет и избирательной системы возбуж­дений (например, пищевых и других жизнеобеспечивающих потребностей). Трудно представить себе поведенческий акт без соответствующего побуждения. Любая внешняя инфор­мация, попадающая в ЦНС, сопоставляется и оценивается «на весах» мотивации, доминирующей в данный момент.

Доминирующая мотивация играет как бы роль фильт­ра, который отбирает нужное для удовлетворения потреб­ности и отбрасывает лишние раздражители, неадекватные дляисходной мотивационной установки. То есть в данный моментопределяется значимость афферентной информации для господствующих мотивационных возбуждений. Она, т.е. доминирующая мотивация, подбирает информацию, необходимую для выработки решения к действию для получении соответствующего приспособительного эффекта.

Обстановочная афферентация. Этот вид раздражений относится не только к стационарной обстановке, в кото­рой осуществляется тот или иной поведенческий акт, но включает большое число последовательных и одновремен­ных раздражителей, которые в конечном итоге создают общую ситуацию для реализации действия. Эти раздра­жители создают предпусковую интеграцию возбуждения, которая позволяет организму быть готовым к осуществ­лению определенного действия.

Пусковая афферентация. Представляет собой стимул или условный раздражитель по И.П. Павлову.

Память. Большую роль в афферентном синтезе иг­рают механизмы памяти. Это прошлый опыт живого орга­низма, как генетический, так и онтогенетический.

Совокупность обстановочных и пусковых афферен-таций тесно связана с мобилизацией из аппаратов памя­ти необходимых компонентов, способных сделать пове­денческий акт максимально точным.

Ориентировочный рефлекс. Синтетическая обработ­ка притекающей информации была бы неполной, если бы все время не пополнялась активным процессом ориенти­ровочно-исследовательского рефлекса. Этот рефлекс име­ет два нейрофизиологических компонента: корковый и подкорковый. Появление ориентировочного рефлекса свя­зано с активацией гипоталамуса и ретикулярной форма­ции, которые тонизируют кору больших полушарий моз­га снизу вверх, а угашение его связано с активным корко­вым тормозным процессом, который идет сверху вниз.

Афферентный синтез не может иметь места без взаи­модействия всех тех возбуждений, которые рождаются в рецепторных аппаратах, возникают на подкорковом уров­не и затем в различных комбинациях поднимаются до клеток коры больших полушарий. Именно на уровне коры головного мозга происходит то наиболее полное взаимо­действие восходящих возбуждений, в результате которо­го формируется цель действия.

На стадии афферентного синтеза происходит тесное взаимодействие мотивационных возбуждений с возбуж­дениями, обусловленными действием на организм вне­шних обстановочных афферентаций и специальных пус­ковых раздражений. Это взаимодействие строится на ос­нове доминантных взаимоотношений. В каждом конкретном случае может доминировать либо возбужде­ние, сформированное на основе внутренней потребности организма, либо обусловленное воздействием на организм внешних раздражителей. Каждое из этих возбуждений в построении целенаправленной деятельности использует механизм генетической и индивидуальной памяти.

Афферентный синтез чрезвычайно многогранен в тех случаях, когда формируется поведенческий акт. Ни один поступок и ни одна цель поведения не могут быть сфор­мированы без предварительного сопоставления многочис­ленных внутренних и внешних сигнализаций организма, т.е. без афферентного синтеза. Стадия афферентного син­теза завершается принятием решения.

Принятие решения. На этой стадии происходит вы­бор ведущей для данного момента «линии поведения».

Процесс «принятия решения» неизбежно является набором одной определенной формы поведения. Этот набор может протекать быстро, автоматически, т.е. ав­томатизированным путем. Он может включать и созна­ние, тогда выбор совершается значительно медленнее.

Четко проследить затруднение выбора можно на многих примерах. Чаще всего это связано с наличием силь­ной ориентировочной реакции, т.е. получением новой ин­формации, которую организм не связывал до этого с ожидаемым результатом действия. Рефлекс «Что такое?» часто тормозит действие, не дает ему проявиться вовсе. например, человеческий мозг способен улавливать тончайшие нюансы в процессе коммуникативной функции, и принятие решение протекает, как правило, с участием в нем сознания. Импульсивные поступки могут возникать в тех случаях, если кора избыточно возбуждена или за­торможена.

Второй существенный объективный признак «при­нятия решения» — соотношение между большим объемом исходной афферентации, использованной в стадии аффе­рентного синтеза, и строго определенным ограниченным количеством афферентных возбуждений, которые исполь­зуются после «принятия решения» для формирования по­веденческого акта.

Нейрофизиологические данные последних лет отчет­ливо показали, что к одному и тому же нейрону могут конвергировать самые разнообразные формы возбужде­ний. Таким образом, «принятие решения» представляет собой критический пункт, в котором происходит быст­рое освобождение «избыточных степеней свободы» и орга­низация комплекса эфферентных возбуждений, способных обеспечить вполне определенное действие.

Результат действия как самостоятельная физиологи­ческая категория. Центральные афферентные возбуждения в комплексе формируют программу действия. Непосред­ственно после «принятия решения» реализуется поток эф­ферентных возбуждений, который обеспечивает перифери­ческое действие в соответствии с программой действия.

Совершенно очевидно, что действие совершается не ради самого действия. Организм интересует конечный результат, т.е. соответствует ли достигнутое желаемому.

Целенаправленное поведение постоянно находится под контролем поступающих от проприорецепторов по­токов обратной афферентации в процессе осуществляемо­го действия. Кроме того, динамически происходит оцен­ка этапных результатов совершаемого действия.

За счет процессов постоянного сравнения этапов дей­ствия и его результатов во внешней среде, благодаря обрат­ным афферентациям и коррекции афферентного синтеза, осу­ществляется достижение конечного приспособительного ре­зультата. Таким образом, целенаправленный поведенческий акт заканчивается последней «санкционирующей» стадией («санкционирующая» обратная афферентация).

Обратная афферентация. Первые указания на боль­шую роль мышечных афферентных импульсов были сде­ланы Сеченовым (1863), однако он им придавал несколько иное значение, подчеркивая этим лишь всеобъемлющее значение кинестезии, т.е. участия мышечных импульсов во всех проявлениях организма животного и человека.

Представления об обратной афферентации связаны с информацией организма о результатах совершенного действия, которая дает возможность организму оценить степень успеха выполняемого действия. Это не только про-приорецепция. Эта оценка шире, она позволяет организ­му получить информацию о том, удовлетворяет ли его со­вершенное действие или это действие надо повторить, изменить и т.д.

Всю категорию обратных афферентации (по П.К. Ано­хину) можно разделить на две отдельные формы: поэтап­ная обратная афферентация, которая соответствует осуще­ствлению определенного этапа данного поведенческого акта, и «санкционирующая» обратная афферентация, ко­торая закрепляет наиболее успешную интеграцию афферен­тных возбуждений и завершает логическую функциональ­ную единицу поведения.

Количество этапов выполнения действия зависит от широты задачи и от характера действия. В простейших I иучаях этапная афферентация может стать и «санкцио­нирующей», т.е. конечной.

Корригирующее вмешательство обратной афферентации происходит только тогда, когда нарушаются стан­дартные функциональные взаимоотношения в пределах целой функциональной системы.

Санкционирующая стадия. На этой стадии происходит оценка организмом результата своего целенаправленного действия. Иными словами, параметры достигнутого результата (через возбуждение соответствующих рецепторов) вызывают потоки обратной афферентации. Если характер обратной афферентации соответствует ранее зап­рограммированной модели (как бы «сличение» того, что надо получить, с тем, что вышло на самом деле), то про­исходит удовлетворение ведущей потребности, и поведен­ческий акт заканчивается.

В состав афферентного контрольного аппарата вхо­дят все параметры вероятных результатов будущего дей­ствия. По П.К. Анохину, это акцептор результата дей­ствия, по Е.Н. Соколову — модель результата действия.

Аппарат акцептора результата действия. П.К. Анохин (1968) и Е.Н. Соколов (1972) разработали представления о том, что внешнему действию всегда предшествует стадия форми­рования модели результата данного действия. Всякий раз со­здаются условия для сравнения реально достигнутых резуль­татов с результатами, запрограммированными на основе пред­шествующего опыта. Это позволяет животному или человеку исправлять ошибки своей поведенческой деятельности.

Целенаправленный поведенческий акт заканчивает­ся не просто действием, а завершается полезным приспо­собительным результатом, удовлетворяющим доминиру­ющую потребность.

Согласно П.К. Анохину, именно полезный резуль­тат является подлинным системообразующим фактором.

Таким образом, функциональная система — это ре­зультат интегративной деятельности целого организма, который складывается динамически для достижения лю­бого его приспособительного акта на основе определен­ных взаимоотношений, объединяющих специальные цен­тральные и периферические образования.

Рис. I

Условные обозначения: D — правое полушарие, S — левое полушарие, F — лобная доля, О — затылочная доля, Т — височная доля.

 

Огромный вклад в понимание локализации ВПФ внесло уче­ние А.Р. Лурии о мозговой организации ВПФ, явившееся резуль­татом научно-практической работы с колоссальным числом че­репных ранений у практически здоровых молодых людей, кото­рых «поставила» Вторая мировая война. Эта трагедия позволила увидеть, в каком именно месте поврежден мозг, и фиксировать, какая именно функция при этом «выпадает». Подтвердились единичные находки классиков неврологии (П. Брока, К. Вернике и др.) о том, что существуют локальные ВПФ или их фрагмен­ты, т.е. те, которые могут осуществляться не за счет всего мозга, а какой-либо определенной его области. Полученные результаты вывели нашу страну в данной области на передовые рубежи в ми­ре, позволив создать, как уже упоминалось, новую научную дис­циплину — нейропсихологию.

Л.С. Выготский подчеркивал, что проблема мозговой орга­низации ВПФ не сводится лишь к тому, чтобы определить те зо­ны, которые их реализуют. Каждая ВПФ является, по существу, центром двух функций: 1) специфической, связанной с припи­санным ей видом психической деятельности; 2) неспецифиче­ской, делающей эту область способной участвовать в любом виде деятельности. Специфическая функция никогда не осуществля­ется каким-либо одним участком мозга, а является результатом его интеграции с другими областями мозга. Таким образом, лю­бая функция соотносится с деятельностью мозга, как фигура с фоном. При этом Л.С. Выготский подчеркивал, что интегративная сущность функций отнюдь не противоречит их дифференцированности. Напротив, считал он, дифференциация и интегра­ция не только не исключают друг друга, но, скорее, предполага­ют одна другую и в известном отношении идут параллельно.

Другими важнейшими особенностями представлений о лока­лизации ВПФ Л.С. Выготский считал: 1) изменчивость меж­функциональных связей и отношений; 2) наличие сложных динамических систем, в которых интегрирован ряд элементарных функций; 3) обобщенное отражение действительности в созна­нии. Он полагал, что все эти три условия отражают универсаль­ный закон философии, который гласит, что диалектическим скачком является не только переход от неодушевленной материи к одушевленной, но и от ощущения к мышлению степень авто­матизированности способа выполнения действия Л.С. Выгот­ский считал обусловленной тем иерархическим уровнем, на ко­тором осуществляется функция.

Наконец, принципиально важным следует считать убеждение Л.С. Выготского в том, что «развитие идет снизу вверх, а распад — сверху вниз». Эта крылатая фраза Л.С. Выготского достигает та­кого уровня обобщения, когда мысль становится практически не­оспоримой. Развиваясь, ребенок постигает мир от простого к сложному. В случае же потери (распада) функции человек возвра­щается к более элементарным знаниям, умениям и навыкам, ко­торые служат базисными для процессов компенсации.

Из представлений Л.С. Выготского о закономерностях раз­вития и распада непосредственно вытекает и следующее поло­жение: одинаково локализованные поражения приводят у ре­бенка и взрослого к совершенно разным последствиям. При расстройствах развития, связанных с каким-либо поражением мозга, страдает в первую очередь ближайший высший по отно­шению к пораженному участок, а у взрослого, т.е. при распаде функции, — напротив, ближайший низший, а ближайший выс­ший страдает относительно меньше.

Понятие локальных ВПФ в значительной мере развито Н.П. Бехтеревой, которая разработала понятия гибких и жестких звеньев мозговых систем. К жестким звеньям Н.П. Бехтерева от­несла большую часть областей регуляции жизненно важных внутренних органов (сердечно-сосудистой, дыхательной и др. систем), ко вторым — области анализа сигналов внешнего (и от­части внутреннего) мира, зависящих от условий, в которых чело­век находится. Н.П. Бехтеревой было выявлено, что изменение условий приводит к существенным изменениям в работе мозго­вых структур, обеспечивающих ту или иную функцию, а главное, в том, какие именно зоны мозга выключаются или включаются в деятельность. Эти данные показали, что локализация ВПФ может меняться не только от возрастных показателей, когда одни звенья как бы отмирают, а другие подключаются, или же от ин­дивидуальных особенностей мозговой организации психической деятельности, но и от условий, в которых деятельность протека­ет. Отсюда, помимо этого, вытекают далеко простирающиеся выводы о соблюдении необходимых условий воспитания, обуче­ния и вообще жизни человека, а также о подборе оптимальных условий для протекания этих процессов.

Французские ученые Ж. де Ажуриагерра и X. Экаэн обращают внимание на то, что ценность клинического понятия локализации чрезвычайно велика, но только в том случае, если учитывать, что разные функции локализованы по-разному. Анатомические, фи­зиологические и клинические данные позволяют установить, что локализация некоторых функций носит характер соматотопии (совпадают с проекцией в мозге неполноценно функционирующей части тела). К ним относятся области анализаторов, а также различные виды гнозиса, праксиса, в том числе и орально-артику­ляционного. Некоторые же виды таких функций (например, схема тела) значительно варьируют по структуре и локализации в зави­симости от расположения очага поражения внутри зоны их реали­зации или же в зависимости от индивидуальной организации моз­говой деятельности у разных больных. Об этом свидетельствуют различия в структуре дефекта при их поражениях.

Говоря о проблеме локализации, нельзя не учитывать и тот факт, согласно которому различные по этиологии поражения моз­га (сосудистые, опухолевые или травматические) обусловливают различия в симптомокомплексе развивающихся расстройств.

(Т.Г. Визель. Основы нейропсихологии)

Причины нарушений ВПФ

 

Зрительная агнозия

Наиболее часто в результате локальных поражений мозга возникает зрительная агнозия. Зрительное восприятие является основным каналом, по которому человек получает информацию об окружающем мире. Как и все психические процессы человека, визуальная перцепция (зрительное восприятие) — это прижизненно формируемый активный процесс. В основе зрительной перцепции лежит рефлекторный акт, содержащий афферентные эфферентные звенья. Сформированное восприятие обладает свойствами произвольности, избирательности, предметности, константности, категориальности. Общий принцип работы зри­тельной системы состоит в симультанности (одномоментности) анализа и синтеза зрительной информации

Нарушения зрительного восприятия — зрительные агнозии — характеризуются неспособностью опознания объектов и изобра­жений действительности, воспринимаемых зрительно при отсут­ствии элементарных расстройств зрения. Зрительные агнозии являются следствием поражения коркового звена зрительного анализатора (преимущественно 18 и 19 поля по Бродману). Чаще нарушения в зрительном восприятии обнаруживаются при дву­сторонних, но иногда и односторонних поражениях височно-затылочных и теменно-затылочных зон мозга.

То, что в клинике локальных поражений мозга различают разные виды нарушений зрительного гнозиса, свидетельствует о высокой функциональной дифференциации зрительной коры.

Конкретное обозначение зрительной агнозии зависит от то­го, к чему оно относится — предмету, пространству, движению, цвету, символу.

Соответственно различают следующие виды зри­тельной агнозии.

• предметная агнозия,

• агнозия на цвета,

• агнозия на лица,

• пальцевая агнозия.

Предметная агнозия и ее нарушения характеризуются наруше­нием узнавания предметов или их изображений. В основе лежат дефекты опознания формы, контуров предмета.

Поданным Е.П. Кок, подробно описавшей зрительную агно­зию в монографии «Зрительные агнозии», вышедшей в 1967 году, чаще всего это расстройство возникает при двусторонних пора­жениях височно-затылочных отделов мозга, однако может быть вызвана и односторонним поражением правого или левого полу­шария

Двусторонние очаги поражения обусловливают грубые расстройства предметного зрительного гнозиса, больные не узнают даже простых изображений обиходных предметов, путаю разные изображения.

При односторонних височно-затылочных очагах, расположенных в правом полушарии, дефекты опознания предметных изображений проявляются в основном в трудностях опознания целостного образа предмета, особенно изображенного художест­венно. Эти зрительные агнозии носят название субдоминантных. Нарушена селективность существенных и несущественных при­знаков предмета. Наиболее типичными ошибками при зритель­ных агнозиях по субдоминантному типу являются:

• фрагментарность восприятия образа,

• тенденция к дополнению образа до целого по догадке,

• неспособность выделить индивидуальные характеристики присущие непосредственно данному, конкретному предмету

При односторонних очагах, расположенных в задневисочных отделах левого полушария, больные не распознают предметы, преимущественно изображенные схематически, стилизованно, перечеркнутые и наложенные друг на друга предметы. Они не­способны к дискретному анализу признаков предмета, выде­лению фигуры из фона. Такая агнозия носит название доми­нантной.

Из-за внешнего сходства симптомов правополушарной агно­зии с симптомами левополушарной необходим тонкий анализ структуры дефекта. В этом плане важно, что для левосторонних поражений специфичны трудности называния объектов, воспри­нимаемых оптически, т.е., по терминологии Е.П Кок, при доми­нантной зрительной агнозии имеет место «оптическая, предмет­ная амнестическая афазия». Характерно, что называние тех же предметов, воспринимаемых не оптически, а тактильно, на ощупь, может не вызывать у больных соответствующих затруд­нений. Такая афазия описана не только Е.П. Кок, но и другими авторами, в частности, В.М. Коганом, Л С. Цветковой, Н.Г Ка­литой и др.

Вариантом оптико-гностических расстройств является си­мультанная агнозия (синдром Балинта). Этот вид расстройств ха­рактеризуется сужением объема восприятия до одного объекта Больные хорошо воспринимают отдельные предметы, но не в со­стоянии увидеть группу предметов, охватить ситуацию, изобра­женную на сюжетной картинке. Симультанная агнозия возникает при двустороннем поражении затылочных долей мозга.

Агнозия на лица (прозопагнозия) представляет собой избира­тельное гностическое расстройство, проявляющееся в труднос­тях опознания знакомых лиц. В отдельных случаях при грубом проявлении дефекта больные не узнают своих близких, фотографий из семейного альбома, не могут представить, описать знакомое лицо, оценивают людей по случайным признакам (родинки и т.п.), а также по голосу, жестикуляции. В редких случаях больные с подобными нарушениями затрудняются в оценке мимики, выражающей ту или иную эмоцию, а также видят искажённые гримасы. Агнозия на лицо обусловлена очагом поражения височно-теменно-затылочных отделов правого, субдоминантного полушария. Ее наличие в синдроме расстройств высших психических функций является важным диагностическим фактором пи необходимости топической диагностики. Для исследования лицевого гнозиса рекомендуется подбирать портреты широко известных, знаменитых людей. Прозопагнозия часто сопровож­дается нарушением топографической памяти, апракто-гностиче­скими дефектами. Несмотря на эти сведения, феномен остается недостаточно изученным. Разные авторы предлагают неодноз­начные гипотезы его объяснения (например, как частный вари­ант аутотопагнозии, сенсибилизированный вариант предметной и симультанной агнозии, как непосредственный оптико-мнестический дефект).

Агнозия на цвета, или иначе цветовая агнозия, обусловлена поражением или дисфункцией височно-затылочных отделов как левого, доминантного, так и правого, субдоминантного, полу­шарий. Цветовая агнозия по доминантному типу, как и другие виды зрительной агнозии, характеризуется нарушением абст­рактности, обобщенности при восприятии. На это впервые ука­зал К. Гольдштейн, связав невозможность больных с агнозией на цвета подбирать оттенки цвета в единую цветовую гамму с интеллектуальными способностями в целом. Однако современные данные свидетельствуют не о глобальном снижении «категори­альной установки» и обобщения при афазии, а о существовании специфически избирательного расстройства — агнозии на цвета, сопровождающегося забыванием названий цвета.

Зрительная буквенная агнозия — это нарушение обобщенного восприятия и называния букв, обусловленное очагом поражения или дисфункцией височно-затылочных отделов левого, доминантного по речи, полушария. Для буквенной агнозии характер­но смешение букв по оптической близости, расположению элементов букв, зеркальное восприятие букв и т.д.. Так, буква «н» может быть опознана как «м», буква «в» как неверно пред­ставленная буква «р» и т.д. Аналогичная структура нарушений лежит в основе расстройств цифрового гнозиса. Буквенная агно­зия может иметь место, хотя и редко, при субдоминантных ви­сочных поражениях. Она возникает здесь как следствие фраг­ментарности восприятия буквенных образов.

Тактильная агнозия

Тактильная агнозия выступает в двух основных видах:

1. Нарушение узнавания материала объекта и его текстуры (качества поверхности).

2. Нарушение узнавания формы объектов — астереогноз.

Это расстройство обусловлено, по мнению большинства ав­торов, поражением нижней теменной дольки (в области надкраевой извилины).

Больные с нарушением узнавания материала и текстуры объ­ектов не дифференцируют сигналы, поступающие на кожные рецепторы. Так, они не опознают ощупываемый предмет, не мо­гут подобрать идентичный ему. Например, карандаш принимают за нож или расческу, ключ за монету, не могут сказать, из чего они сделаны (из дерева, металла, пластмассы и пр.).

Астереогноз проявляется в трудностях опознания предметов, при восприятии которых необходимо учитывать параметры, от которых зависит их объем. Деятельность узнавания предметов стереогностически (вслепую) нравится детям, которые достают предметы из «волшебного мешочка» и с закрытыми глазами «от­гадывают» их.

Иногда «чистая» алексия сочетается с пальцевой агнозией (неузнавание пальцев), нарушением ориентировки «право-лево» и акалькулией. Такое расстройство носит название синдрома Гертсмана (по имени ученого, который впервые его выделил). Как правило, он возникает при поражении участка мозга, погра­ничного между теменной и затылочной долей левого полушария.

В литературе описан также симптом тактильного невнимания, или иначе тактильного угасания. Так, если больному предъявить два предмета в обе руки, то им опознается только тот, который находится в здоровой руке, т.е. на стороне одноименной (ипси-латеральной) очагу поражения (при поражении левого полуша­рия — это левая рука, при поражении правого — правая). Если предмет из здоровой руки забрать, то больной начинает узнавать и тот предмет, который находится в «больной» руке, т.е. на про­тивоположной (контрлатеральной) очагу стороне поражения. Аналогичным образом опознаются и уколы, нанесенные одно­временно на правую и левую половину тела.

Выделяют также тактильную асимболию, при которой спо­собность опознавать предмет на ощупь остается, но его словесное обозначение (название) не всплывает в памяти. По мнению М. Тонконогого, точнее это расстройство можно обозначить как тактильную амнестическую афазию. Симболия — устаревший синоним символики, отрицание «а» указывает на нарушение узнавания символов, в данном случае тактильных.

Некоторые авторы указывают на существование тактильной при которой затруднено опознание букв и цифр, «написанных» на коже. Такую аграфию иногда называют «чистой».

Если нарисовать на каком-нибудь участке кожи кружок или какую-либо другую фигурку, то с помощью тактильного гнозиса распознается. Дети в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте любят играть в подобные игры, как бы «от­тачивая» эту способность.

При очагах поражения в области таламуса наблюдаются протопатические эффекты, т.е. неприятное чувство, усиливающее болевые ощущения, например, от укола. Иногда в этих случаях кажется, что наносится не один укол, а много в разных частях те­ла. О существовании протопатического эффекта полезно знать взрослым, в том числе и родителям ребенка, которые часто не ве­рят тем паническим страхам, которые у него вызывают уколы или визит к зубному врачу.

 

Слуховая агнозия

Слуховая агнозия подразделяется на субдоминантную и доми­нантную.

Субдоминантная слуховая агнозия проявляется в неспособнос­ти освоить значение неречевых шумов, а именно а) природных, те издаваемых объектами природы, б) предметных, те издавае­мых звучащими предметами

Неречевая слуховая агнозия возникает при поражении правой височной доли. В этом случае дети не различают таких звуков, как скрипы, стуки, хлопки, шорохи, гудки, шум ветра, дождя и др. Они не слышат голосов животных и поэтому не подражают им

У определенной категории детей, а чаще у взрослых больных отмечаются дефекты импрессивного музыкального слуха (амузия). Она проявляется в неспособности запомнить мелодию или узнать ее.

Иногда у больных наблюдается повышенная чувствитель­ность к шумам (гиперакузия) Наблюдаются также случаи изме­нения интонационно-мелодической стороны речи, голоса, эле­менты дизартрии. При поражении правого полушария страдают также такие невербальные слуховые функции, как различение длительности звуков, восприятие тембра звука, способность ло­кализовать звуки в пространстве. Нарушается также способность узнавания голосов знакомых людей, особенно по телефону, по радио

Доминантная слуховая агнозия возникает при очагах пораже­ния, расположенных в левом полушарии мозга Она является ре­чевой и проявляется в трудностях понимания речи. При этом частичное понимание речи иногда возможно, что достигается за счет опоры на длину фразы, интонацию, ситуацию общения, т.е. на то, что по современным представлениям входит в «компетен­цию» правого полушария мозга. При очагах, расположенных в правом виске, больной, пытаясь понять воспринимаемое на слух высказывание, прежде всего опирается на звуковой, фонемный состав слова, и в результате проводимого фонологического анализа понимает объективные значения слов. Трудности декодирования просодических характеристик высказывания, характер­ные для патологии правого полушария мозга, ограничивают объем понимания воспринимаемого на слух текста, но не устра­няют полностью. Только двусторонние очаги приводят к грубой речевой слуховой агнозии.

А.Р. Лурией показано, что при поражении верхней височной коры возникает синдром сенсорной (акустико-гностической) афазии, описание которой будет дано ниже, а поражение средне-височных отделов левой височной доли приводит к акустико-мнестической афазии.

Речевая слуховая агнозия является наиболее сложным прояв­лением слуховой агнозии. Восприятие речи осуществляется за счет совместной деятельности двух височных зон мозга (правой и левой). Односторонние поражения височной доли, как прави­ло, не вызывают полной слуховой агнозии.

 

Глава 4. Виды апраксии

 

Апраксия — это неспособнос<







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.