Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Основные методы коррекционного обучения





С учетом основных задач курса и принципов его построения под­бираются методы обучения. Так как занятия проводятся с учащими­ся первых классов, еще не умеющими читать и писать и плохо владе­ющими русским языком, одними из основных методов являются практические методы обучения. Овладение лексико-грамматическим материалом происходит без обращения к правилам: дети изучают способы словообразования и словоизменения, составляют предложения и связные высказывания за счет практического усвоения лексико-грамматических закономерностей.

Использование игровых методов обучения способствует повышению познавательной и речевой активности при усвоении речевого материала, соответствует ведущей деятельности возраста и позволяет решать целый ряд коррекционных и воспитательных задач. С одной стороны, играющий выполняет реальные действия, связанные с изучением вполне конкретного лексико-грамматического материала; с другой — игровая ситуация позволяет от­влечься от реальной ситуации с ее ответственностью, наказуемостью, снять барьеры страха быть смешным, получить плохую оценку. В игре легче усваивается изучаемое, быстрее вырабатываются необ­ходимые умения и навыки. Например, при изучении темы «Слова, обозначающие предметы» дети не просто учатся вычленять из рече­вого потока и подбирать такие слова, а учат говорить робота, недав­но созданного учеными и знающего совсем мало слов. Игра («Робот и конструкторы»). При знакомстве с темой «Простое двусоставное предложение» ученики превращаются в «разведчиков», которым необходимо разгадать шифровку (схемы предложений).

 

Важное значение в устранении речевых нарушений имеют наглядно-демонстрационные методы обучения, позволяющие, в соответствии с теорией Л. С. Выготского, проводить коррекционное обучение с опорой на сохранный анализатор. Поэтому демонстрация натуральных предметов или дей­ствий, муляжей, игрушек, использование сюжетных и предметных картинок, схем способствует успешному усвоению изучаемого, сти­мулирует речевую произвольность. Например, детям, испытываю­щим трудности при построении связных высказываний, ощутимую помощь оказывает картинный план или рисуночная схема.

 

Так как для таких детей русский язык не является родным, при проведении занятий учитываются и психологические предпосылки усвоения иностранного языка. Имеются в виду нередко существующие у детей психологические барьеры, когда трудности заключаются не столько в овладении речевым материалом, сколько в социально-психологическим взаимодействии с окружающими на чужом языке. Преодолеть эти трудности помогают методы ролевого моделирования типовых ситуаций. Сущность состоит в том, что занятия строятся как участие ребенка в какой-либо реальной, игровой или сказочной ситуации, когда учитель-логопед не столько наставляет ребенка, сколько сотрудничает с ним. Иногда логопед специально играет роль ученика и вместе с детьми, являющимися в этом случае учителями, устанавливает связи, намечает пути решения учебных задач. При изучении самых различных тем всегда есть возможность для исполнения детьми разнообразных ролей: учителя, робкого или смелого ученика, продавца, покупателя, шофера, регулировщика, кондуктора, волшебника, зайчика, котенка. При таком подходе дети не только легче овладевают учебным материалом, но и осваивают навыки конструктивного общения, формы речевого этикета. Ребенок ощу­щает уважение к себе, к своей личности, у него снижается уровень тревожности, формируется уверенность в своих силах.

 

При проведении занятий используются также словесные методы обучения (рассказ, беседа), но их удельный вес на первом этапе невелик.

 

Использование всех перечисленных методов соответствует основным задачам и принципам построения курса, возрастным и психологическим особенностям учащихся.

 

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями

 

Известно, что для эффективной работы по коррекции речевых нарушений необходимо тесное взаимодействие логопеда с работниками образовательного учреждения и родителями. Опыт показывает, что родители детей с билингвизмом менее мотивированы на проведение коррекционной работы, чем родители русскоязычных детей с нарушениями речи. До школы дети данной категории в подавляющем большинстве не получают, поэтому имеющиеся у ребенка проблемы в речевом развитии родители и педагоги склонны объяснять лишь двуязычием и не считают нужными дополнительные занятия. Учитывая тот факт, что занятия в логопунктах проводятся во внеучебное время, именно родители обеспечивают посещаемость занятий детьми. Поэтому необходима большая просветительская работа, чтобы родители стали активными союзниками логопеда. С этой целью учитель-логопед проводит родительские собрания, индивидуальное и групповое консультирование родителей, организует посещение ими логопедических занятий, привлекает к подготовке наглядного материала, а иногда и к участию в занятиях.

 

Регулировать взаимоотношения между логопедом и родителями целесообразно с помощью специального договора на проведение коррекционно-развивающих занятий, в котором указаны права и обязанности сторон, даты и время проведения занятий. Это позволит повысить ответственность родителей за посещение детьми логопедических занятий.

 

Авторская программа коррекции нерезко выраженного общего недоразвития речи

 

у детей с билингвизмом (Румега Н. А.)

 

Программа коррекции нерезко выраженного общего недоразвития речи у детей с билингвизмом разработана специалистами образовательного комплекса «Детский сад № 000 – средняя школа № 15» Советского района города Ростова-на-Дону.

 

Специальная программа курса занятий для двуязычных детей позволяет решать общие коррекционно-развивающие задачи с учетом принципов изу­чения русского языка как иностранного. Этой специфике подчинена логика построения курса, его содержание, приемы и методы обучения.

 

Программа курса рассчитана на двуязычных учащихся 1 - х классов с нерезко выраженным общим недоразвитием речи. Параллельно на индивидуальных и подгрупповых занятиях ведется работа по коррекции звукопроизношения и фонематического восприятия. Поставленные звуки, а также звуки, трудные для большинства рус­скоязычных учащихся, включаются в фонетическую зарядку на груп­повых занятиях, что способствует их успешной автоматизации.

 

Цель курса: коррекция нерезко выраженного общего недоразвития речи у детей с билингвизмом и профилактика обусловленных этим трудностей в обучении.

 

Основные задачи курса:

 

ü обогащение и уточнение словарного запаса учащихся;

 

ü формирование навыков словообразования и словоизменения;

 

ü обучение правильному грамматическому оформлению предложений;

 

Получить полный материал

ü формирование связной речи;

 

ü развитие артикуляционных навыков;

 

ü развитие фонематического восприятия;

 

ü развитие внимания к языковым явлениям, памяти, мышления;

 

ü формирование навыков общения на русском языке;

 

ü воспитание терпимости и взаимоуважения в условиях меж­национального общения.

 

Структура курса

 

Программа курса включает в себя два раздела, определяющие изучаемые грамматические и лексические темы. Такая структура позволяет реализовывать лексико-грамматический подход к материалу. Этот подход является основным при изучении русского языка как иностранного и способствует расширению и совершенствованию словарного запаса учащихся при одновременной работе над различными грамматическими категориями.

 

В то же время последовательность тем курса выбирается не случайно, а в соответствии с особенностями формирования речи ребенка при общем ее недоразвитии (с учетом ошибок интерференции, ха­рактерных для детей с билингвизмом).

 

Продолжительность и структура занятий

 

Курс состоит из 57 занятий. Продолжительность каждого - 40 минут. Занятия проводятся 3 раза в неделю во внеурочное время. Оптимальный срок начала курса занятий — 20 сентября, когда завершено логопедическое обследование детей, и первоклассники несколько адаптировались к школе.

 

Каждое занятие строится как участие детей в какой-либо реальной, игровой или сказочной ситуации. Такое построение урока по­зволяется создавать положительный эмоциональный фон, форми­рует интерес к учебе, снижает тревожность, облегчает взаимодействие друг с другом.

 

По своей структуре занятие включает в себя организационно-подготовительный, основной и заключительный этапы.

 

Задачей подготовительного этапа является создание положительного эмоционального фона, снятие утомления или чрезмерного возбуждения, развитие артикуляционной моторики и фонематического восприятия. На этом этапе вырабатывается ритуал приветствия, используются различные игры на групповое сплочение, психогимнастические упражнения, элементы релаксации, упражнения для улучшения мозговой деятельности.

 

Задачей основного этапа является работа над активизацией словарного запаса, практическим усвоением той или иной граммати­ческой категории, развитием связной речи. Обязательным условием является неоднократное выполнение заданий определенной лексико-грамматической направленности, имеющих разнообразное оформление. В середине основного этапа проводится динамическая пауза, содержание которой в большинстве случаев связано с темой занятия. Для динамической паузы также подбираются упражнения, направленные на развитие двигательного праксиса, моторики пальцев рук. Задачей заключительного этапа является сообщение домашнего задания, подведение итогов занятия, обсуждение результатов ра­боты и тех чувств, которые испытывали дети в процессе занятия. Вырабатывается ритуал прощания. Дети также дают оценку своему состоянию после занятия с помощью различных символов — цветка настроения, солнышка, гномика и т. п.

 

Критерии оценки эффективности курса

 

Основными критериями оценки эффективности курса являются данные, полученные в результате первичного и повторного логопедического обследования. Первичное обследование проводится в мае—сентябре, повторное — по окончании курса занятий. Косвен­ным показателем эффективности может быть успешность в обуче­нии, отзывы учителей и родителей.

 

Учебно-тематический план занятий по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи

 

 

№ тем Грамматические темы Лексические темы Объем времени, час.
  Слова, обозначающие пред­меты. Дифференциация слов, отвечающих на вопро­сы кто? или что? Школа. Учебные при­надлежности. Игруш­ки. Домашние живот­ные.  
  Единственное и множе­ственное число имен суще­ствительных. Числитель­ные один, одна Учебные принадлежно­сти. Игрушки. Домаш­ние животные. Части тела.  
  Слова, обозначающие дей­ствия предметов Домашние животные  
  Простое двусоставное не­распространенное предло­жение Дикие животные. Дете­ныши животных  
  Согласование имени суще­ствительного и глагола в чис­ле На уроке. На перемене. В лесу  
б Согласование имени суще­ствительного и глагола про­шедшего времени единст­венного числа в роде Части суток. Режим дня. Семья  
  Слова, обозначающие при­знаки предметов. Подбор признаков к предметам по цвету, форме, величине, ма­териалу. Распространение простого предложения оп­ределением Овощи. Фрукты. Одеж­да. Цветы. Деревья  
  Согласование имени при­лагательного с именем су­ществительным в роде, числе. Однородные определе­ния Одежда. Овощи. Фрук­ты. Цветы. Мебель  
  Местоимения мой, моя Одежда. Семья. Игрушки  
  Местоимения чей, чья Животные. Одежда. Учебные принадлежно­сти. Игрушки  
  Работа над грамматическим оформлением предложения. Формы винительного, да­тельного, родительного итворительного падежей име­ни существительного и имени прилагательного без предлогов Повторение ранее изу­ченных тем. Птицы. Продукты питания. Профессии  
  Работа над грамматическим оформлением предложе­ния. Предлоги в, на, с, со, по, к, от, у. Последователь­ный пересказ с опорой на картинки и схемы. Состав­ление рассказов повествова­тельного характера по кар­тинному плану Мебель. Посуда. Дом и его части. Город. Транс­порт  
  Закрепление всех отрабо­танных предлогов. Переска­зы и рассказы описательно-повествовательного харак­тера Времена года. В саду. На огороде. В лесу  
  Составление рассказов по картинке, по серии сюжет­ных картинок, по схеме Повторение  
  Продолжение рассказа по его началу. Восстановление рассказа по его концу. (С опорой на картинки и без) Повторение  
Всего:      






ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.