Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 9. Местоимения мой, моя.





Согласование местоимений и существительных в роде. Подбор существительных к местоимениям. Активизация словарного запаса в рамках лексических тем: «Семья», «Игрушки», «Учебные принадлежности». Развитие фонематического восприятия, внимания к языковым явлениям, навыков самоконтроля за речью. Формирование групповой сплоченности, положительной учебной мотивации.

Зрительный ряд: фотографии или рисунки своей семьи; раз­личные игрушки, предметные картинки, соответствующие лекси­ческим темам; куклы для кукольного театра; картинки из серии «Звукознайка».

Звуковой ряд: песня «Дождик» А. Островского, В. Осеевой.

 

Возможные виды работы:

ü рассказ о своей семье по рисунку или фотографии;

ü игра «Разложи игрушки на две коробки»;

ü игра «Магазин»;

ü разучивание стихотворений с местоимениями «мой», «моя», сопровождаемых движениями;

 

ü игры на групповое сплочение.

 

Тема 10. Местоимения чей, чья.

 

Согласование местоимений и существительных. Подбор существительных к местоимению. Работа над вопросно-ответной формой речи с использованием местоимений «чей», «чья», «мой», «моя». Образование притяжательных прилагательных. Активизация словарного запаса в рамках лексических тем: «Учебные принадлежности», «Одежда», «Животные», «Части тела». Формирование практических навыков правильного употребления местоимений. Развитие фонематического восприятия, зрительной и слуховой памяти, навыков эффективного общения.

 

Зрительный ряд: игрушки, предметные и сюжетные картинки, соответствующие лексическим темам; детские рисунки «Мое люби­мое животное»; картинки из серии «Звукознайка».

 

Возможные виды работы:

 

ü фронтальная работа с наглядно-дидактическим материалом;

 

ü игра «Найди хозяина»;

 

ü игра «Чей нос, чей хвост?»;

 

ü игра «Новогодние превращения»;

 

ü ролевое моделирование ситуаций «Потерянная игрушка», «В зоопарке».

 

Тема 11. Работа над грамматическим оформлением предложения. Формы винительного, дательного, родительного и творительного падежей имени существительного и имени прилагательного без предлогов.

 

Распространение простого двусоставного предложения дополнением и определением. Образование винительного, родительного, дательного и творительного падежей имен существительных. Формирование практических навыков правильного употребления падежных форм имен существительных без предлогов. Падежные формы имени прилагательного. Формирование навыков согласования имени прилагательного с именем существительным в паде­же. Активизация словарного запаса в рамках лексических тем «Птицы», «Продукты питания», «Профессии». Развитие фонематического восприятия, зрительной и слуховой памяти, логического мышления, навыков эффективного общения.

 

Зрительный ряд: игрушки, предметные и сюжетные картинки, соответствующие лексическим темам; лото «Сказки»; карточки для составления схем предложений; картинки из серии «Звукознайка

 

Возможные виды работы:

 

ü беседа с использованием падежных вопросов «Кто?», «Что?», «Чего?», «Кому? Чему?», «Кем? Чем?»;

 

ü составление и распространение предложений с опорой на картинки, выкладывание схем предложений;

 

ü игры: «Поймай и назови» (винительный падеж), «Волшебный лес», «Магазин»;

 

ü игры: «Кого нет в ряду?» (родительный падеж), «Закрытый стакан», «Кого испугался Незнайка?», «Отгадай желание».

 

ü игры «Найди хозяина» (дательный падеж), «Сделай подарок»;

 

ü игры «Новогодние превращения» (творительный падеж), «Город мастеров», «Гостеприимный хозяин»;

 

ü ролевое моделирование ситуаций «Волшебный лес», «Город мастеров», «В гостях»;

 

ü игры на групповое сплочение, психогимнастические упражнения.

 

Межпредметные связи: русский язык — тема «Падеж имени существительного».

 

Тема 12. Работа над грамматическим оформлением предложения. Предлоги в, на, с, со, из, по, к, от, у. Последовательный пересказ опорой на картинки и схемы. Составление рассказов повествователь­ного характера по картинному плану.

 

Формирование представлений о семантическом и синтаксичес­ком значении предлога. Составление словосочетаний и предложе­ний с предлогами по картинкам, действиям, опорным словам. Выде­ление предлогов из словосочетаний и предложений. Распространение простого двусоставного предложения дополнением, обстоятельством, определением. Формирование практических навыков предложного управления. Пересказ текста, составленного по демонстрируемому действию, по серии сюжетных картинок, с опорой на картинный план, по представлению. Составление рассказов по сюжетной кар­тинке, серии сюжетных картинок, картинному плану.

 

Зрительный ряд: предметные картинки серии «Мебель», «Посуда», «Дом и его части», «Транспорт»; сюжетные картинки, по которым можно составить словосочетания или предложения с предлогом; картинки-схемы, раскрывающие семантическое значение предлога.

 

Звуковой ряд: музыка для релаксации, для динамических пауз.

 

Возможные виды работы:

 

ü выполнение действий по инструкции;

 

ü составление и распространение предложений, выкладыва­ние их схем;

 

ü игра «Куда спрятались игрушки?»;

 

ü игра «Маленькие слова»;

 

ü игра «День рождения»;

 

ü игра «Подарки»;

 

ü игра «У кого что есть?»;

 

ü игра «Маша-растеряша»;

 

ü ролевое моделирование ситуаций: «В городе», «В волшебном лесу», «В гостях», «Мы — артисты».

 

Межпредметные связи: русский язык — тема «Предлог», «Падеж имени существительного».

 

Тема 13. Закрепление всех отработанных предлогов. Пересказы и рассказы описательно-повествовательного характера.

 

Закрепление представлений о синтаксическом и семантическом значении предлогов. Закрепление практических навыков правильно­го употребления падежных конструкций с предлогами. Пересказ тек­стов описательно-повествовательного характера, составленных по демонстрируемому действию, по картинкам, воспринятых на слух. Составление рассказов по картинкам, по представлениям.

 

Получить полный материал

Зрительный ряд: карточки для составления схем предложений картинки-схемы, раскрывающие семантическое значение предло­га; сюжетные картинки из серии «Времена года», «В лесу», «На ого­роде», «В саду».

 

Звуковой ряд: музыка для релаксации, для динамических пауз.

 

Возможные виды работы:

 

ü повторение игр или их элементов из предыдущей темы;

 

ü составление пересказов текстов;

 

ü составление рассказов по картинкам, по представлениям;

 

ü ролевое моделирование ситуаций «Экскурсия в лес», «Собираем урожай».

 

Темы 14, 15: Составление рассказов по картинке, по серии сюжетных картинок, по схеме. Продолжение рассказа по его началу. Восста­новление рассказа по его концу (с опорой на картинки и без).

 

Составление собственных связных высказываний описательно-повествовательного характера по демонстрируемому действию, кар­тинкам, представлению. Работа с деформированным текстом. Развитие связной речи, навыков самоконтроля, речевой произвольности.

 

Зрительный ряд: сюжетные картинки «Семья», «Кот-задира», «Два брата», «Щенок Бимка»; серии сюжетных картинок «Петя и волки», «Про девочку Машу и куклу Наташу», «Страшный зверь», «Это я виноват».

 

Звуковой ряд: музыка для релаксации, для динамических пауз.

 

Возможные виды работы:

 

ü составление рассказа по демонстрируемому действию;

 

ü составление рассказа по сюжетной картинке, серии карти­нок, представлению;

 

ü продолжение или восстановление рассказа с опорой на кар­тинки и без;

 

ü ролевое моделирование ситуаций «Дежурные», «На уроке», «У врача», «День рождения».

 

Примерные конспекты логопедических занятий

 

Тема 1. Занятие 1. Слова, обозначающие действие предмета.

 

Цель:

 

ü знакомство со словами, обозначающими действие предмета; формирование практических навыков правильного употребления глаголов. Активизация словарного запаса учащихся в рамках лексической темы «Домашние животные»; развитие артикуляционной моторики, слухового внимания и памяти, обогащение запаса представлений об окружающем мире;

 

ü формирование положительного отношения к занятиям, интереса к языковым явлениям.

 

Зрительный ряд: картинки «Домашние животные», «Паровозик и вагончики», таблички с двумя полосками (теремок, картинки серии «Звукознайка».

 

Звуковой ряд: песня из мультфильма «Паровозик из Ромашково» В. Юровского, Г. Циферовой.

 

Ход занятия

 

1. Организационно-подготовительная часть занятия.

 

• Знакомство в кругу.

 

• Игра «Паровозик».

 

Логопед: Сегодня, ребята, мы отправимся в гости к словам. Поедем на поезде. Вот конверты с билетами (цветовой тест Люшера) билеты разные — желтые, зеленые и красные, коричневые, черные и голубые — выбирайте любые! Выберите тот билет, который вам кажется самым красивым. А теперь выходите сюда, поставьте билеты в вагончики (на наборном полотне картинка «Паровозик и вагончики»), а сами станьте друг за другом в паровозик. (Дети делают под музыку несколько кругов; когда музыка выключается, «паровозиком» становится новый ребенок.)

 

• Артикуляционная гимнастика.

 

Логопед: Вот мы и приехали в гости к словам. В корзиночке у меня много слов. Слышите, как они шуршат? А вылезать не хотят. Они не знают, хорошо ли говорят ребята, послушны ли у них губки, язычок. А это мы сейчас проверим: сделаем упражнения для губ и язычка:

 

Лягушка-слоненок; Шарик за щекой;

 

Лошадка; Чистим зубы;

 

Маляр; Игры-звукоподражания;

 

Чистоговорки.

 

(Артикуляционная гимнастика сопровождается стихами и демонстрацией картинок серии «Звукознайка».)

 

2. Основная часть занятия.

 

• Слова, обозначающие действие предмета.

 

Логопед: Словам очень понравилось, как вы делали артикуляционную гимнастику, и они решили поближе познакомиться с вами (Дети выходят по одному, достают из корзинки карточки со словом, логопед читает слово и просит выполнить действие.)

 

Слова: хлопает, топает, ходит, машет, прыгает, стучит.

 

Логопед. Что делает Маша? (Коля, Петя и т. д.) Какой вопрос я задавала? Все эти слова отвечают на вопрос «Что делает?» и обозначают действие предмета. Для таких слов мы будем использовать кар­точки с двумя полосками... Ах, а в корзинке еще остались слова!

 

Ну-ка, послушайте: «My!..». Кто это?... (что делает?)» (На на­борном полотне — картинка с изображением коровы и карточка с двумя полосками.)

 

Аналогично: лает, мяукает, хрюкает, ржет, блеет, рычит.

 

(Картинки: кошка, корова, свинья, собака, коза, лошадь, волк.)

 

• Логопед: Как назвать картинки одним словом? Какое животное лишнее?

 

Беседа о домашних животных;

 

Каждый ребенок составляет рассказ о понравившемся ему животном с опорой на картинный план:

 

где живет (изображение домика)? чем питается (изображение миски)? какую пользу приносит (вопросительный знак)?

• Игра «Что мы делаем?»

 

Логопед: Домашние животные предлагают детям поиграть в одну интересную игру.

 

Дети (сопряжено с логопедом): Логопед: Дети (сопряжено с логопедом):

 

Хлоп-хлоп-хлоп! Что мы делаем? Мы хлопаем!

 

Топ-топ-топ! Что мы делаем? Мы топаем!

 

Прыг-прыг-прыг! Что мы делаем? Мы прыгаем!

 

Получить полный материал

Фотоблоги, которые вас заинтересуют

Кинобзор

Кулинарный блог

Люди мира

Оружие

Советское фото

Поздравления

Цитаты лучшие

Детское творчество

Искусство

Шлёп-шлёп-шлёп! Что мы делаем? Мы шлёпаем!

 

Кач-кач-кач! Что мы делаем? Мы качаем!

 

Стук-стук-Стук! Что мы делаем? Мы стучим!

 

(Пауза.) Что мы делаем? Мы молчим!

 

Му-му-му! Что мы делаем? Мы мычим!

 

(Аналогично другие звукоподражания — мяу, хрю, гае, и-го-го, бе.)

 

• Игра «Кто как стучит?»

 

Логопед: Как-то раз пошли домашние животные погулять. Идут и видят: стоит в поле теремок (на наборном полотне картинка). Вошли они в теремок и стали там жить.

 

Когда они куда-нибудь уходили, то, возвращаясь, каждый стучал в дверь по-своему.

 

(Логопед просит повторить ритмичный стук типа: хх, ххх, хХХ, ХХх, хххх, хх-хх-хх и т. п. Ребенок, правильно повторивший стук, получает картинку с изображением домашнего животного.)

 

• Подбор предметов к словам-действиям.

Логопед. Тот, о ком я скажу, войдет в теремок. Сторожит, грызёт, лает. Кто это? Собака что делает? (Ребенок, у которого картинка с изображением собаки, выходит к доске и отвечает на вопрос логопеда. Аналогично работа со словами: мяукает, лакает; хрюкает, роет, ржет, скачет, возит; блеет, бодается; мычит, жует, молоко дает).

 

• Лото «Сказки».

 

Дети по цепочке рассказывают сказку «Курочка Ряба», логопед задает вопросы:

 

Дед что делал? Баба что делала? Мышка что делала?

 

3. Заключительная часть занятия.

 

Покупка билетов на поезд (цветовой тест Люшера).

 

• Смысловая рефлексия занятия (с какими словами познакомились?).

 

• Эмоциональная рефлексия занятия (что понравилось, что не понравилось).

 

• Пароль на выход (на какой вопрос отвечает слово..., что делает кошка, корова...).

 

Примечание: важно, чтобы в конце занятия ребенок поставил билет в тот же вагончик, что и в начале. Это позволяет отслеживать изменения в эмоциональном состоянии за время занятия.

 

Тема 2. Занятие 1. Простое двусоставное нераспространенное предложение.

 

Цель:

 

ü активизация словарного запаса учащихся в рамках лекси­ческих тем «Семья», «Домашние животные»; знакомство с понятием «предложение»; обучение правильному составле­нию предложений из двух слов;

 

ü развитие слухового внимания, памяти, обогащение запаса представлений об окружающем мире;

 

ü формирование положительного отношения к занятиям, внимания к языковым явлениям.

 

Дидактические средства: картинки «Незнайка», «Домашние животные», «Семья»; сюжетные картинки для составления предложений; карточки с одной и двумя полосами.

 

Ход занятия

 

1. Организационно-подготовительная часть занятия.

 

• Знакомство в кругу.

 

• Упражнения на снятие мышечной усталости и активизацию психических процессов: «Сова», «Насос», «Шарик», «Думающая шляпа», «Бабочка на потолке».

 

2. Основная часть занятия.

 

Составление предложений по картинкам.

 

Детям раздаются карточки с изображением домашних живот­ных.

 

Логопед показывает картинку «Незнайка» и говорит, что сейчас дети поиграют в Незнайку. Незнайка ничего не знает и все время спрашивает: «Кто это?», «Что делает?». Незнайкой будет...

 

Ребенок показывает детям свою картинку и задает вопросы; дети отвечают. Повторение. Дифференциация вопросов «Кто?», «Что де­лает?» (в виде игры «Поможем Незнайке задать вопрос к слову»).

 

Слова собака, стоп, стоит, лает, бегает, лошадь, коза, блеет, мычит, корова. Эта же игра проводится в другом варианте: услышав слово, дети поднимают карточку с одной или двумя полосками.

 

• Составление предложений по схеме.

 

Логопед: Жило-было на свете слово «мальчик». Пошло слово погулять, а навстречу ему другое слово — «играет» (выставляет на наборное полотно карточки с полосками). Встали слова рядом, и получилось предложение. Какое предложение получилось? (Ответ детей.) Слово «мама» стало рядом со словом «готовит» (на наборном полотне схема). Какое получилось предложение? Аналогичная работа проводится со словами: бабушка, вяжет, папа, работает, дедушка, читает). Как назвать одним словом слова «мама», «папа», «бабушка», «дедушка», «мальчик»?

 

• Динамическая пауза.

 

Логопед: Вечером вся семья дома. Покажем, кто что делает. Дети показывают, как мама подметает пол, бабушка вяжет, папа забивает гвоздь, дедушка читает газету, а дети — девочки и мальчики…

 

Прыгают, как мячики,

 

Ножками топают,

 

Ручками хлопают,

 

Головой кивают,

 

Вместе отдыхают.

 

• Составление предложений по сюжетной картинке «Семья».

Уточнение понятий «сын», «дочь», «внук», «внучка», «сестра», «брат».

 

Составление предложений по картинкам.

 

Детям раздаются сюжетные картинки и предлагается ответить на вопросы: «Кто изображен на картинке?», «Что он делает?». Повторить получившееся предложение, выложить его схему. Согласование глагола с именем существительным в числе (в виде игры «Закончи предложение»).

 

Птица летит. Птицы...

 

Мальчик бежит. Мальчики...

 

Собака лает. Собаки...

 

Самолет летит. Самолеты...

 

Корова мычит. Коровы...

 

Девочка читает. Девочки…

 

• Составление предложений по схемам (в виде игры «Незнайка загадывает загадки»).

 

Логопед: Незнайка придумал предложение про солнышко и выложил его схему. Отгадайте, что это за предложение? Аналогично – предложения про дождик, доктора, учительницу, бабушку.

 

3. Заключительная часть занятия.

 

Получить полный материал

Объявления и сообщения

теперь в вашем аккаунте есть возможность создания тестов

Проводите тестирования ваших пользователей!

добавляйте статьи, новости, фото, контакты, файлы!

Открыть сайт

• Смысловая рефлексия занятия (что учились делать?).

 

• Эмоциональная рефлексия занятия (что понравилось, что не понравилось).

 

• Пароль на выход (составить предложение из двух слов, на­пример: ученик, писать).

 

Тема 3. Занятие 1. Согласование имени существительного и глагола в числе.

 

Цель:

 

ü знакомство с формами единственного и множественного числа глаголов;

 

ü формирование практических навыков согласования имени существительного и глагола в числе;

 

ü активизация словарного запаса в рамках лексических тем: «Школа», «Семья», «Домашние животные»;

 

ü развитие внимания к языковым явлениям, слуховой памяти и артикуляционной моторики;

 

ü формирование групповой сплоченности, коммуникативных навыков.

 

Дидактические средства: картинки «Звукознайка», «Домашние животные»; сюжетные картинки «В школе», «Семья».

 

Ход занятия

 

1. Организационно-подготовительная часть занятия.

 

• Игра на групповое сплочение:

 

1-й круг: «Что я люблю?» — дети передают мягкую игрушку по кругу и называют свою любимую еду.

 

2-й круг: «Вкусный подарок соседу».

 

• Артикуляционная гимнастика, фонетическая зарядка

 

2. Основная часть занятия.

 

• Дифференциация вопросов «Что делает», «Что делают?».

 

Логопед просит выполнить действия одного ребенка и задает вопрос: «Что делает?», а затем это же действие выполняет вся группа и звучит вопрос «Что делают?» (идет-идут, прыгает-прыгают, плывет-плывут, машет-машут, топает-топают). Логопед предлагает сравнить вопросы «Что делает?» и «Что делают?» по звучанию и значению.

 

• Сообщение темы занятия.

 

• Подбор действий к картинкам.

 

На наборном полотне картинки: кошка, собака, свинья, волк.

 

—Какая картинка лишняя? Почему?

 

—Кто как голос подает? Что делает собака?

 

—А собаки?

 

(Аналогично: кошка — кошки, свинья — свиньи, волк — волки.)

 

• Динамическая пауза.

 

Вышли мыши как-то раз (дети маршируют)

 

Посмотреть, который час. (руки на пояс поворот вправо-влево)

 

Раз, два, три, четыре — (хлопки в ладоши)

 

Мыши дернули за гири. (имитация дергания за веревку)

 

Вдруг раздался страшный звон — (ладони к щекам, покачивание головой)

Побежали мыши вон! (бег на месте)

 

Мыши, замрите! Кто зашевелится после команды «Замри», того съела кошка.

 

Попробуем еще раз.

 

Образование глаголов I спряжения 3-го лица множественного числа.

 

• Работа с сюжетной картинкой «В школе». Ответы на вопросы «Кто?», «Что?», «Что делает?». «Что делают?».

 

• Игра «Ученики и учителя».

 

Логопед: Сейчас, ребята, мы поиграем в школу. Девочки будут ученицами, а мальчики — учителями. Мальчики, слушайте внимательно, правильные ли слова подберут девочки? (Затем наоборот.)

 

Учительница пишет и дети тоже...

 

Учительница рисует и дети тоже...

 

Учительница читает и дети тоже...

 

Учительница знает и дети тоже...

 

Учительница идет и дети тоже...

 

Учительница поет и дети тоже...

 

Учительница несет и дети тоже...

 

Учительница ругает и дети тоже...

 

• «Дома».

 

Беседа по сюжетной картинке «Семья». Повторение родственных отношений. Вопросы типа: Мальчик маме кто? А бабушке? А девочке?

 

• Называние действий по показу.

 

Логопед: Утром мама и папа ушли на работу, дедушка пошел в магазин, а дети остались с бабушкой. Они очень любили бабушку, и стали все делать вместе с ней. Отгадайте, что делает бабушка?

 

Логопед жестами показывает действия, а дети называют их. После каждого ответа логопед просит повторить:

 

Бабушка стирает, и дети...

 

Бабушка подметает, и дети...

 

Бабушка режет, и дети...

 

Бабушка шьет, и дети...

 

Бабушка вяжет, и дети...

 

Бабушка моет, и дети...

 

Бабушка кушает, и дети...

 

3. Заключительная часть занятия.

 

• Эмоциональная и смысловая рефлексия занятия.

 

• Пароль на выход.

 

— Первым выйдет тот, кто без ошибок закончит все предложения:

 

Птица поет. Птицы…

 

Мальчик идет. Мальчики…

 

Собака лает. Собаки…

 

Кошка мяукает. Кошки…

 

Девочка пишет. Девочки…

 

Ученик читает. Ученики…

 

Тема 4. Занятие 2. Согласование имени существительного и глагола в числе.

 

Цель:

 

ü закрепление практических навыков согласования имени существительного и глагола в числе;

 

ü активизация словарного запаса в рамках лексической темы «В лесу»;

 

ü развитие внимания к языковым явлениям, слуховой памяти, артикуляционной моторики;

 

ü формирование групповой сплоченности, коммуникативных навыков.

 

Зрительный ряд: картинки из серии «Звукознайка», «Один-много», шапочки с изображениями диких животных.

 

Звуковой ряд: музыка для релаксации «На лесной полянке».

 

Ход занятия

 

1. Организационно-подготовительная часть занятия.

 

• Релаксация под музыку.

 

• Артикуляционная гимнастика, фонетическая зарядка.

 

2. Основная часть занятия.

 

• Игра «Отгадай, о чем речь?»

 

Логопед: Мы с вами, ребята, оказались в лесу, но злая Баба Яга не пускает нас дальше. Она приготовила картинки и хочет задать вам вопросы. Если вы ответите правильно, можно будет двигаться дальше по лесной тропинке.

 

На наборном полотне картинки с изображением одного и нескольких предметов типа: гриб-грибы, дерево-деревья, цветок-цветы, мальчик-мальчики, мяч-мячи.

 

Логопед просит закончить предложение, повторить его.

 

Растет... Растут...

 

Бегает... Бегают...

 

Пахнет... Пахнут...

 

Прыгает... Прыгают

 

Спит... Спят...

 

— Ответьте на вопросы:

 

Что растет?

 

Кто бегает?

 

Что пахнет?

 

Что (кто) прыгает?

 

Кто спит?

 

Дети должны отвечать предложениями типа: «Мальчик бегает», «Мальчики бегают», четко проговаривать окончания.

 

Логопед: Молодцы! Вы так хорошо отвечали, что даже Баба Яга заулыбалась и разрешила идти дальше.

 

• Ролевое моделирование ситуации «В лесу».

 

Логопед: Сейчас, дети, мы пойдем по лесной тропинке. Встаньте друг за другом. (Дети идут по кругу.) На пути встретился ручеек. Перешагнем его. Идем дальше. Вдруг на тропинке толстое поваленное дерево, переберемся через него.

 

(Далее дети перепрыгивают через канаву, идут по болоту, как аист, идут на носках, чтобы не разбудить волка, на пятках, так как на земле колючие иголки от елки, плывут на лодках по реке и т. п.)

 

• Образование глаголов II спряжения 3-го лица множественного числа.

 

Логопед: Вот мы и пришли в лес. Кто живет в лесу? Пусть каждый назовет одно животное. (Ребенок называет животное, логопед дает ему шапочку с изображением этого животного.)

 

Зайчик под кустом сидит. Кто у нас зайчик? Карина, что делает зайчик? А зайчики? Покажи, как сидит зайчик? (Далее говорится о том, что лиса ходит, смотрит, где зайчик. Логопед просит показать, как ходит лиса и сказать, что делает лиса, лисы. Аналогично волк, медведь, белка, дятел. Используются глаголы: рычит, стучит, видит, спит. Рассказ заканчивается тем, что прилетели мудрый филин и совы (филин летит, совы летят) и попросили зверей не обижать друг друга, а жить дружно, как ребята в нашей группе.)

 

3. Заключительная часть занятия.

 

• Пароль на выход.

 

Логопед: Наше занятие закончится, и вы опять превратитесь в детей. Мудрый филин расколдует вас, если вы правильно закончите предложение.

 

Зайчик сидит. Зайчики…

 

Волк рычит. Волки…

 

Лиса ходит, смотрит. Лисы…

 

Дятел стучит. Дятлы…

 

Белка видит. Белки…

 

Медведь спит. Медведи…

 

Каждый ребенок должен закончить все предложения. Если ребенок ошибается, отвечать начинает следующий.

 

• Эмоциональная и смысловая рефлексия занятия.

 

• Прощание: «Передача доброго импульса».

 

Тема 5. Занятие 1. Глаголы прошедшего времени.

 

Цели:

 

ü знакомство с образованием глаголов прошедшего времени единственного числа;

 

ü формирование умения правильно согласовывать глагол с именем существительным в роде;

 

ü развитие артикуляционной моторики, фонематического восприятия;

 

ü формирование интереса к занятиям.

Дидактические средства: картинки серии «Звукознайка», картинки с изображением мальчика и девочки, мяч, лото «Сказки».

 

Ход занятия

 

1. Организационно-подготовительная часть занятия.

 

• Приветствие в кругу.

 

Каждый ребенок хлопает правой ладонью по левой ладони соседа и произносит: «Привет». «Рад тебя видеть», «Здравствуй».

 

• Артикуляционная гимнастика в стихах с использованием картинок серии «Звукознайка».

 

2. Основная часть занятия.

 

• Введение в тему.

Стихи с движениями.

 

Надувала кошка шар, (дети надувают щеки.)

 

А котенок ей мешал.

 

Подошел и лапкой хлоп,

 

А у кошки шарик — лоп.

 

Что делала кошка? А что делал котенок? (Хлопок ладонями по щекам.)

 

Если действие происходило раньше, в прошлом, то мы задаем вопрос: «Что делал?» или «Что делала?».

 

• Выполнение действий учащимися. По инструкции логопеда они выполняют различные действия.

 

Вопрос логопеда: «Что делала Роза? Что делал Артур? Как я спра­шивала о девочке? А о мальчике?»

 

• Сообщение темы занятия.

 

— Сегодня будем знакомиться со словами, отвечающими на воп­рос: «Что делал?», «Что делала?» и обозначающими действие, про­изошедшее в прошлом.

 

Образование глаголов прошедшего времени

 

— Если мы говорим о действии, которое выполняла девочка, то в конце слова-действия будет «ла», а если о мальчике — то «л». Давайте потренируемся. К нам на занятия пришли мальчик и девочка (демонстрация картинок). Девочку зовут... Мальчика зовут... Сей­час мы расскажем, что делали дети. Повторяйте вместе со мной, помогайте мне:

 

ла-ла-ла — Оля бега... ал-ал-ал — Коля бега...

 

ла-ла-ла — Оля чита... ал-ал-ал — Коля чита...

 

(Аналогично — другие глаголы: сидел(а), мыл(а), был(а), пил (а), дал(а), взял(а)).

 

Теперь я буду задавать вам вопросы. Что ты делал(а) ночью? Что ты делал(а) на уроке письма? На уроке рисования? Математики? На перемене? В столовой?»

 

• Динамическая пауза. Стихи с движениями.

 

Как живешь? Вот так. (Ребенок показывает большой палец.)

 

А плывешь? Вот так. (Имитация плавания.)

 

Как бежишь? Вот так. (Бег на месте.)

 

Вдаль глядишь? Вот так. (Ладонь козырьком.)

 

Ждешь обед? Вот так. (Опереть щеку о ладонь, смена руки.)

 

Машешь вслед. (Ребенок машет одной рукой, затем другой.)

 

Ночью спишь? Вот так. (Руки сложены ладонями друг к другу, под щеку, затем под другую.)

 

А шалишь? Вот так. (Дети надувают щеки и хлопают по ним ладонями.)

 

• Игра с мячом. Закончи предложение.

 

Утром Миша в школу...,

 

Утром Маша в школу...,

 

А Оля и Коля болели: Коля в школе не …. Оля в школе не ….

 

Получить полный материал

Кот молоко...

 

А кошка молоко...

 

Лиса по лесу...

 

А волк по лесу...

 

Ворона..., воробей…

 

Папа (что делал?) … Мама (что делала?) …

 

• Лото «Сказки».

 

— Сейчас вы поможете мне рассказать сказку о курочке Рябе. Это было раньше, давно, поэтому, когда будете говорить, что делала баба, глагол должен заканчиваться на «ла», а дед — на «л». Слова-действия о курочке и мышке тоже должны оканчиваться на «ла».

 

3. Заключительная часть занятия.

 

• Подведение итогов занятия.

 

• Задание на дом: рисунки «Я в прошлом», «Я теперь».

 

• Пароль на выход: скажи, что ты делал(а) на занятии?

Тема 6. Занятие 2. Согласование имени существительного и глагола прошедшего времени в роде.

 

Цель:

 

ü закрепление навыков правильного использования глаголов прошедшего времени, умения подбирать глаголы прошедшего времени к существительным, и наоборот;

 

ü развитие артикуляционной моторики, фонематического восприятия, активизация словарного запаса в рамках лексичес­кой темы «Профессии»;

 

ü развитие навыков работы в группе.

 

Дидактические средства: картинки серии «Звукознайка», «Профессии», картинки с изображениями мальчика и девочки, выполня­ющих различные действия, мяч.

 

Ход занятия

 

1. Организационно-подготовительная часть занятия.

 

• Приветствие в кругу.

 

Каждый ребенок хлопает правой ладонью по левой ладони соседа и произносит: «Привет», «Рад тебя видеть», «Здравствуй».

 

Артикуляционная гимнастика в стихах с использованием картинок серии «Звукознайка». Фонетическая зарядка.

 

Ла-ла-ла — Мила маме помогла...

 

Ла-ла-ла — Мама рада была.

 

Ал-ал-ап — Вова папе помогал,

 

Ил-ил-ил — Папа Вову похвалил.

 

2. Основная часть занятия.

 

Проверка домашнего задания. Выставка рисунков «Я в прошлом», «Я теперь».

 

Вопросы к рисункам: скажи, какой ты был(а) раньше? Что ты любил(а) делать? Каким ты стал(а) сейчас?

 

• Подбор глаголов к существительным.

 

На наборном полотне — сюжетные картинки серии «Профес­сии».

 

— Вчера был рабочий день. Люди разных профессий работали. Посмотрите, кто что делал. Учительница что делала? (Аналогично — врач, портниха, строитель, балерина и др.) Вспомните, что делали вчера вы? Тот, кому я передам мячик, расскажет о своем вчерашнем дне.

 

• Подбор существительных к глаголам.

 

— А теперь я уберу картинки с изображением профессий, а вы вспомните: кто шил? Повторите предложение: «Портниха шила». Аналогично — лечил, строил, танцевал, убирал и др.)

 

• Динамическая пауза. Стихи с движениями.

 

Маша шла, шла, шла, Миша шел, шел, шел,

 

Пирожок нашла, Пирожок нашел

 

Села, поела, Сел поел,

 

И опять пошла. И опять пошел.

 

• Работа в тетрадях.

 

В тетрадях детей схематические рисунки мальчика и девочки. Под рисунками в столбик записаны слова-действия. Учащимся предлагается дописать «ла» или «л», прочитать слова:

 

он она

 

бега... бега...

 

чита... чита...

 

спа... спа...

 

бы... бы...

 

рисова... рисова…

• Рассказ о Маше и Мише.

«Вечером вся семья дома. Мама попросила детей помочь. Сначала маме помогала..., а потом маме помогал... Посуда мыла..., а полы мыл... Цветы поливала..., потом цветы поливал.... Игрушки убирала..., а книжки убирал.... Пыль на столе вытирала..., а пыль на шкафу вытирал...».

Логопед читает рассказ, а дети вставляют имена детей. В процecce чтения логопед выставляет на наборное полотно картинки с изображением мальчика и девочки, выполняющих соответствующие действия. Эти картинки служат детям опорой при пересказе.

Заключительная часть.

• Подведение итогов занятия.

• Пароль на выход: вспомни, что делала учительница (портни­ха, строитель...)?

• Прощание в кругу. «Передача доброго импульса».

Тема 7. Занятие 1. Слова, обозначающие признаки предметов.

Цель:

ü знакомство со словами, обозначающими признаки предметов, формирование практических навыков подбора признаков, активизация словарного запаса в рамках лексической темы «Овощи»;

ü развитие слухового внимания, памяти, мелкой моторики;

ü формирование внимания к языковым явлениям.
Дидактические средства: предметные картинки «Овощи», мяч, тетради, схемы предложений.

Ход занятия







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.