Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Организационно-подготовительная часть занятия.





Упражнение «Мыши».

Вышли мыши как-то раз (Дети маршируют.)

Посмотреть, который час (Руки на пояс, поворот вправо-влево.)

Раз, два, три, четыре - (Хлопки в ладоши.)

Мыши дернули за гири, (Имитация дергания за веревку.)

Вдруг раздался страшный звон (Ладони к щекам, покачивание головой.)

Побежали мыши вон. (Бег на месте.)

|

Мыши, замрите! Кто зашевелился после команды «Замри!», того съела кошка.

Основная часть занятия.

• Слова, обозначающие признаки предметов.

Логопед: Однажды пошли мыши на огород, а на огороде растут разные... А какие овощи вы знаете? Догадайтесь, о чем я говорю: круглый, красный, сочный. (Ребенок, отгадавший овощ по описанию, получает картинку и отвечает на вопрос: помидор — какой?|
Аналогично описываются другие овощи.)

- Логопед: Сегодня мы будем знакомиться со словами, обозна­чающими признаки предметов и отвечающими на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?

Собирали мышки овощи, да, видно, ушки им землей запоро­шило, стали они плохо слышать и все время переспрашивают. Я говорю «зеленый», а они переспрашивают: «Какой?»

Поиграем в глуховатых мышек?

• Постановка вопросов к словам, обозначающим признак предмета. Логопед называет прилагательное, соответствую­щее изображенному на картинке овощу, а ребенок переспра­шивает: «Какой? (-ая, - ое)». После уточнения картинка выставляется на наборное полотно.

• Динамическая пауза.

— Подул ветерок, прочистил мышкам ушки, и они снова хорошо слышат. Можно и поиграть!

Логопед бросает ребенку мяч и задает вопрос: Какой? (Какая?, Какое?) Ученик возвращает мяч, называя соответствующее прилагательное.

• Распространение предложения определением.

— Мышки немножко учились в мышиной школе. Они составили предложение об овоще. Попробуйте угадать, что это за предложе­ние.

На наборном полотне — карточка с двумя полосками и предметная картинка с изображением овоща. Дети составляют предложения типа: «Растет помидор», говорят, сколько слов в предложении.

— А можно сделать так, чтобы в предложении было 3 слова? К слову, обозначающему предмет, подберем слово, обозначающее при­знак: «Растет красный (круглый, сочный) помидор». Что означают слова «красный», «круглый», «сочный»?

Слова-признаки добрые, веселые, и обозначать их будем вот та­кой волнистой линией (демонстрация карточки с волнистой линией).

(Аналогично, по схемам на наборном полотне и картинкам, дети доставляют предложения о других овощах.)

• Развитие мелкой моторики. Штриховка.

Детям раздаются трафареты огурца, помидора, морковки и дается задание обвести овощи, заштриховать огурец вертикальными линиями, морковь горизонтальными, а помидор — по спирали.

• Составление предложения по схеме.

— Дети, посмотрите, какое длинное предложение! Посчитай, сколько в нем слов. Давайте составим такое об огурце (помидоре, моркови).

На наборном полотне схема предложения из четырех слов: сказуемое, два определения, подлежащее. Дети составляют предложения и чертят схемы в тетради.

Заключительная часть занятия.

• Смысловая рефлексия занятия (что учились делать, с какими словами познакомились, что обозначают эти слова, какие вопросы отвечают?)

• Эмоциональная рефлексия занятия (что понравилось, что не понравилось?).

• Пароль на выход: придумать по одному слову-признаку.

Тема 8. Занятие 1. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе.

Цели:

ü формирование практических навыков согласования имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, активизация словарного запаса в рамках лексической темы «Одежда»;

ü развитие фонематического восприятия;

ü формирование внимания к языковым явлениям, речевой произвольности, коммуникативных навыков.

Зрительный ряд: предметные картинки «Одежда», две куклы из картона и бумажная одежда к ним, наборное полотно, фишки.

 

Звуковой ряд: музыка для релаксации.

 

Ход занятия

 

1. Организационно-подготовительная часть занятия.

 

• Релаксация под музыку «Волшебный сон».

 

• Артикуляционная гимнастика и фонетическая зарядка.

 

2. Основная часть занятия.

 

1. Подбор прилагательных к существительным.

 

1.1. Логопед: «Сегодня к нам в гости пришли два брата, Саша и Дима. Они очень похожи, но различить их можно (демонстрация кукол из картона). У Саши волосы светлые, а у Димы какие? (темные). У Саши глаза карие, а у Димы какие? (голубые). У Саши шорты синие, а у Димы какие? (серые). Повторим еще раз. Волосы (глаза, шорты) какие? Давайте вспомним стихи, которые мы учили.

 

Если вдруг вопрос: «Какие?»,

 

Говорим мы: «-ые, - ие»:

 

Голубые, синие,

 

Серые, красивые,

 

Если же вопрос «Какая?»

 

Говорим мы: «-ая, - яя»:

 

Светлая, весенняя,

 

Темная, осенняя.

 

Если вдруг вопрос: «Какой?»,

 

Говорим мы: «-ий, - ый, - ой»:...

 

Синий, зеленый, большой,

 

Маленький, теплый, смешной.

 

1.2. Логопед: «Однажды стали братья наводить порядок в платя­ном шкафу. Там было много одежды. Догадайтесь, какая одежда была в шкафу?»

 

Дети называют предметы одежды, а логопед выставляет на наборное полотно картинки: рубашки, брюки, свитера, майки, куртки различных цветов.

 

1.3. Логопед: «Разложим одежду на две полки: для Саши и для Димы. У Саши рубашка розовая».

 

Ребенок выходит к доске, ставит соответствующую картинку и говорит: «рубашка какая? - розовая», четко выделяя окончания вопроса и прилагательного. Аналогично проводится работа с остальны­ми картинками.

 

2. Динамическая пауза. Стихи с движениями.

 

Горка высокая поднять руки вверх,

 

Река глубокая подняться, руки вверх

 

Звезда далекая потянуться присесть

 

И одинокая движения рук вправо-влево

 

Далее логопед говорит только существительное, а дети должны подобрать прилагательное и выполнить действие:

 

Горка..., река..., звезда...,

 

Горы..., реки..., звезды...,

 

Беседа об одежде:

 

Логопед выясняет у детей, какая бывает одежда (по сезонам, по принадлежности), какую одежду носят зимой (летом, весной осенью).

 

4. Игра «Магазин».

 

На наборном полотне картинки с изображениями одежды. Ребенок должен сказать, какая одежда ему нужна, указав цвет, например «Мне нужна розовая рубашка». Если ребенок правильно согласовал прилагательное с существительным, он получает фишку и продолжает быть покупателем. Если он ошибается, покупателем становится другой. Выигрывает тот, кто успеет больше купить (у кого больше фишек).

 

3. Заключительная часть занятия.

 

• Смысловая рефлексия занятия (что учились делать).

 

• Эмоциональная рефлексия занятия (что понравилось, что не понравилось).

 

• Пароль на выход: логопед называет существительное, ребенок подбирает прилагательное и наоборот.

 

Тема 8. Занятие 2. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе.

 

Цель:

 

ü закрепление практических навыков согласования имени прилагательного с именем существительным в роде, числе; активизация словарного запаса в рамках лексических тем «Одежда», «Овощи», «Фрукты»;

 

ü развитие фонематического восприятия;

 

ü формирование внимания к языковым явлениям, речевой произвольности, коммуникативных навыков.

 

Зрительный ряд: предметные картинки «Одежда», «Овощи», «Фрукты», наборное полотно, фишки, картинки серии «Звукознайка» для артикуляционной гимнастики

 

Ход занятия

 

1. Организационно-подготовительная часть занятия.

 

• Упражнения на снятие мышечных зажимов: «Сова», «Шарик на ниточке», «Стряхнем капли», «Кораблики».

 

• Артикуляционная гимнастика и фонетическая зарядка.

 

2. Основная часть занятия.

 

• Подбор существительных к прилагательным. «Догадайся, о чем я говорю?»

 

На наборном полотне — картинки с изображением одежды раз­ных цветов. Логопед произносит: «голубые...», а дети должны закончить: «... шорты», «голубая...» — «... майка», «голубое...» — «... пла­тье» и так далее. Затем детям предлагается самим сопоставить словосочетания типа «белый халат», «зеленое платье». За каждое правильное сопоставленное словосочетание выдается фишка.

 

• Динамическая пауза.

Стихи с движениями.

 

Логопед: У медведя дом большой, ой, ой, ой!

 

(разводит руки в стороны)

 

Дети (сердито): Ой, ой, ой

 

(поднимают руки вверх)

 

Логопед: А у зайца — маленький, ай, ай, ай (жалобно)

 

Дети приседают, делают выдох, опускают голову, охватывают колени руками.

 

Дети (жалобно): Ай, ай, ай...

 

Логопед: Мишка наш пошел домой

 

(дети идут вразвалку)

 

Дети (сердито): Ой, ой, ой.

 

Логопед: Да и крошка заинька.

 

Дети (прыгают на двух ногах): Ай, ай, ай.

 

• Игра с мячом: «Антонимы».

 

Раз, два, три, четыре, пять,

 

Начинаем в мяч играть

 

Дуб высокий, кустик... (низкий),

 

Лес далекий, садик... (близкий),

 

Канал глубокий, ручей... (мелкий),

 

Зайка трусливый, мальчик... (смелый),

 

Песня веселая, сказка... (грустная),

 

Дорога широкая, тропочка... (узкая).

 

• Беседа про Тому и Таню.

 

Логопед демонстрирует наглядное пособие, выполненное в виде книги, на форзацах которой изображены девочки в трусиках и маеч­ках. Внутри книги закреплены страницы с рисунками одежды. Когда страницы переворачиваются, девочки «одеты» в разные платья, юбки, свитера, блузки (по книге Г. С. Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи. — М.: Просвещение, 1983).

 

Получить полный материал

Содержание беседы: «К нам в гости пришли две девочки. Это Таня, а это — Тома. Посмотрите внимательно и скажите, какого цвета волосы, глаза, майка, трусики у Томы. А у Тани?

 

Проснулись утром Тома и Таня, оделись в халатики. У Томы халат какой? А у Тани? Потом девочки умылись, позавтракали и со­брались погулять. Какое платье надела Таня? А Тома? Вернулись девочки с прогулки. Переоделись. Посмотрите и скажите, что надели; Тома? А Таня? Девочки помогали маме готовить обед, мыть посуду, подметать пол. Потом мама попросила их сходить в магазин за продуктами. Давайте и мы пойдем вместе с ними.

 

• Игра «Магазин».

 

Логопед: «Посмотрите, что продается в нашем магазине (на наборном полотне картинки с изображением овощей и фруктов). Первым покупателем будет...

 

А остальные дети будут контролерами. Если покупатель правильно подберет слово-признак к выбранному овощу, контролеры хлопа­ют в ладоши.

 

За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. В случае ошибки покупателем становится другой ребенок. Все дети должны побывать в роли покупателя. В конце игры определяется лучший покупатель, который награждается закладкой с изображением овоща или фрукта.

 

3. Заключительная часть занятия.

 

• Смысловая рефлексия занятия. (Что учились делать?)

 

• Эмоциональная рефлексия занятия. (Что понравилось, что не понравилось?)

 

Домашнее задание: нарисовать картинку «Моя семья» или принести фотографию семьи.

 

Пароль на выход: отгадай, о какой одежде я говорю? «Голубая..., голубое..., голубой..., белая..., белое..., белый..., зеленое..., зеленый..., зеленая...» и т. д.

 

Тема 9. Занятие 1. Местоимения «мой», «моя».

 

Цель:

 

ü обучение согласованию местоимений «мой», «моя» с именем существительным в роде. Закрепление практических навы­ков согласования местоимений с существительными. Акти­визация словарного запаса в рамках лексических тем «Се­мья», «Игрушки», «Учебные принадлежности»;

 

ü развитие артикуляционной моторики, фонематического вос­приятия, внимания к языковым явлениям, навыков само­контроля за речью;

 

ü формирование групповой сплоченности, положительной учебной мотивации.

 

Зрительный ряд: фотографии или рисунки своей семьи; игрушки, предметные картинки, соответствующие лексическим темам, картинки серии «Звукознайка».

 

Звуковой ряд: песня «Дождик» А. Островского, В. Осеевой.

 

Ход занятия

 

1. Организационно-подготовительная часть занятия.

 

• Игра «Ветер дует на...»

 

• Артикуляционная гимнастика и фонетическая зарядка.

 

— Чтобы настроиться на рабочий лад, хорошо отвечать на занятии, сделаем артикуляционную гимнастику, а поможет нам в этом Звукознайка.

 

Лягушка-слоненок Лошадка

 

Чистим зубы Качели

 

Часики Вкусное варенье

 

(Артикуляционная гимнастика сопровождается стихами и демонстрацией картинок серии Звукознайка.)

 

Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога типа «ба-ба-БА», «ба-БА-ба». Воспроизведение слоговых сочетаний с об­щим гласным и разными согласными типа «ба-ва-па», «на-ба-ва». Выделение последнего звука из слов типа «голова», «игра», «стена», «нога», «пальто», «мука», «скамейка», «ручка», «иду», «лейка».

 

2. Основная часть занятия.

 

• Местоимения «мой», «моя».

 

— Теперь я вижу, что все дети готовы хорошо заниматься. Я тоже приготовила все, что нужно для занятия и разложила на столе. У нас сегодня будет много интересного. Ой, а чей это шарф у меня на столе? А чья это шапка? (Заранее подготовленный ребенок говорит «мой шарф», «моя шапка».) Дети, кто запомнил, как Артур сказал про шарф? -«мой») А про шапку? («моя»). Сегодня мы будем учиться правильно употреблять слова «мой», «моя»

 

• Согласование местоимений «мой», «моя» с существительными.

 

— Дети, я знаю, что вы сегодня принесли на занятие фотографию (рисунок) своей семьи. Кто хочет первым рассказать о своей семье?

 

(Ребенок по рисунку или фотографии составляет рассказ типа: «Это мой папа. Его зовут... Это моя мама. Ее зовут...» и т. д.)

 

• Игра «Разложи игрушки на две коробки».

 

— А еще вы принесли сегодня на занятие свои любимые игрушки. Достаньте их, покажите всем и скажите по очереди: «Это мой мяч» или «Это моя машина». Игрушки будут у нас в гостях. Чтобы им было удобно, давайте до конца занятия разложим их в две коробки. В эту коробку мы положим игрушки, о которых можно сказать «мой»

(дети дают игрушку проговаривая: «мой мяч», «мой пистолет» и т. д. Аналогично укладываем игрушки в другую коробку, произнося «моя...»).

Кто запомнил, какие игрушки положили в эту коробку? О каких игрушках можно сказать «мой» («моя»)?

 

Пришел злой волшебник и перепутал все игрушки. Кто поможет разложить все правильно?

 

• Игра «Магазин».

На столе разложены картинки с изображением игрушек и учеб­ных принадлежностей. Ребенок, указывая на картинку, говорит: «Это мой мяч», «Это моя машина». За каждое правильное употребление местоимения дается фишка. Если ребенок ошибается, покупателем становится следующий. В конце игры подсчитываются фишки и определяется лучший покупатель. Он награждается «пятеркой».

 

• Динамическая пауза.

Логопед просит детей повторять за ним движения со стихами:

Мой мячик весело скачет (движение, имитирующее посту­кивание по мячу),

 

Моя машина едет на вершину (имитируя вращение руля).

 

Мой мишка совсем малышка (приседание).

 

Моя кошка поспит немножко (наклон головы набок, руки not щеку)

 

Мой пальчик — веселый мальчик (пальчики здороваются)

 

• Упражнения под музыку («Дождик»):

Постукивание пальцами одной руки по ладони другой (дождик барабанит).

 

Соединение пальцев в замок над головой (зонтик).

 

Потряхивание кистями рук (стряхиваем капли).

 

Соединение ладоней и разведение их в стороны (цветок распускается).

 

• Подбор к местоимениям существительных соответствующей родовой принадлежности.

 

— Дети! К нам в гости пришел слоненок (кукла для кукольного театра). Он хочет учиться в школе. У него уже есть портфель, ручка, карандаш, линейка, тетрадь, пенал, книга. Помогите слоненку сло­жить портфель. Только слоненок знает мало слов — вы должны дога­даться, о чем он говорит.

 

Логопед от имени слоненка по очереди обращается к детям, про­износя фразы типа: «Где мой...», «Где моя...» и ждет, чтобы дети за­кончили фразу. Правильно названные картинки выставляются на наборное полотно. Дети хором (вместе со слоненком) еще раз произ­носят словосочетания «моя ручка», «мой карандаш».

 

3. Заключительная часть занятия.

 

• Смысловая рефлексия занятия. (Мама дома спросит: «Что вы сегодня делали на занятии, чему учились? Что ты скажешь?).

 

• Эмоциональная рефлексия занятия. (Что понравилось больше всего?)

 

• Пароль на выход: (выйдет к доске тот, кто правильно скажет о своей игрушке «мой» или «моя»).

 

• Прощание в кругу. «Передача доброго импульса».

 

Тема 10. Занятие 1. Распространение простого двусоставного предложения дополнением.

 

Цель:

 

ü обучение правильному грамматическому оформлению распространенных предложений;

 

ü формирование практических навыков правильного употребления имени существительного винительного падежа единственного числа;

 

ü активизация словарного запаса в рамках лексической темы «Птицы»;

 

ü развитие внимания, памяти, связной речи, формирование интереса к занятиям.

 

Дидактические средства: предметные картинки из серии «Одежда», «Птицы», карточки с одной и двумя полосками.

 

Ход занятия

 

1. Организационно-подготовительная часть занятия.

 

• Игра на групповое сплочение «День рождения».

 

Дети сидят в кругу. Ребенок должен мимикой и жестами показать, что он подарит своему соседу справа.

 

• Артикуляционная гимнастика и фонетическая зарядка.

 

2. Основная часть занятия.

 

• Рассказ о Вите.

 

— Мальчик Витя опоздал в школу. Когда его спросили, почему он опоздал, Витя сказал: «Вот проснулся я утром, хочу надеть..., а ее нет. Потом ищу..., а они под шкафом. На улице холодно, решил надеть теплую...., а она под стулом. Хотел надеть на шею..., а он тоже потерялся. Вот я и опоздал». Я не поняла, что же ищет по утрам Витя? Давайте научим мальчика правильно рассказывать, добавим слова, которые он пропустил. А помогут нам вот эти картинки (рубашка, брюки, куртка, шарф).

 

Как можно одним словом назвать эти картинки?

 

• Составление предложений по действию. Ребенку предлагается взять ручку, открыть тетрадь, закрыть книгу, поднять руку, открыть пенал и т. п.

 

Детям задается вопрос: «Что делает...?», и они должны ответить полным предложением — выложить его схему.

 

— Сколько слов в предложении? Назовите главные слова.

 

• Сообщение темы занятия.

 

Игра «Что ты видишь?» (на наборном полотне картинки с изображениями птиц).

 

— Скажите, что есть в кабинете? Что вы видите в кабинете? Кого вы видите на картинках?

 

• Беседа о птицах.

 

• Игра «День — ночь».

 

• Динамическая пауза.

 

— Сейчас ребята, вы все превратитесь в птиц. Выбирайте, какая птица вам больше всего нравится. Скажи, Маша, кого ты выбира­ешь? Ребенок должен ответить полным предложением: «Я выбираю воробья (скворца, кукушку, галку и т. п.)».

 

День — птички летают. Ночь — птички спят. Пришла сова и утащила... Маша у нас — воробей. Быстро скажите, кого утащила сова, а то она съест бедную птичку.

 

Игра повторяется, пока сова не утащит всех птичек.

 

• Закончите предложение, подбирая подходящее по смыслу слово. Начертите схему предложения в тетрадь. Из какой сказки это предложение?

 

Курочка снесла... (яичко). Бабушка испекла... (колобок). Мышка увидела... (теремок). Посадил дед... (репку).

 

• Лото «Сказки».

 

Рассказывание сказки «Репка» по цепочке с опорой на картинки.

 

3. Заключительная часть занятия.

 

Эмоциональная и смысловая рефлексия занятия. Пароль на выход: «Вспомни, каких птиц ты видел на картинках?» Дети дают полный ответ: «Я видел воробья (кукушку и т. п.)»

 

Тема 11. Занятие 1. Работа над грамматическим оформлением предложения. Предлог «на».

 

Цель:

 

ü формирование представлений о семантическом и синтакси­ческом значении предлога «на», закрепление предложного управления;

 

ü развитие зрительного восприятия, пространственных пред­ставлений, активизация словарного запаса в рамках лекси­ческой темы «Мебель»;

 

ü воспитание внимания к языковым явлениям, развитие рече­вой произвольности.

 

Зрительный ряд: предметные картинки серии «Мебель», изобра­жение котенка, наборное полотно, мяч, сюжетные картинки «В ком­нате», «В классе».

 

Ход занятия

 

1. Организационно-подготовительная часть занятия.

 

• Игра на групповое сплочение «Ветер дует на...»

 

• Фонетическая зарядка:

 

ле-ле-ле — на столе не-не-не — на окне

 

ле-ле-ле на стуле не-не-не — на диване

 

фу-фу-фу — на шкафу лу-лу-лу — на полу

 

2. Основная часть занятия.

 

• Выделение предлога «на» из речи, уточнение его значения.

 

• Сколько слов я сказала: «Стол»? А теперь: «На столе»? Одно слово совсем маленькое — «на». Скажите, что лежит на сто­ле? Что обозначает слово «на»? (Предмет находится сверху

другого.)

 

• Сообщение темы занятия.

 

Повторение названий предметов мебели. Закрепление обобща­ющего слова «Мебель».

 

На наборном полотне — картинки серии «Мебель». Логопед просит назвать, что изображено на картинках, назвать части мебели, ска­зать, как можно все предметы назвать одним словом.

 

• Рассказ о девочке и котенке.

 

— У девочки был котенок. Он очень любил играть. Как-то раз стали играть в прятки. Договорились, что котенок никуда не станет залезать, а будет прятаться сверху. Девочка закроет глаза и постара­ется его найти по голосу. Стал котенок бегать с места на место и мяукать: «Мяу-мяу, я на диване. Мяу-мяу, я...» Подскажи девочке, где сейчас котенок?

 

(Логопед демонстрирует перемещение котенка на наборном по­лотне и повторяет ответы детей, выделяя голосом предлог: на столе, на стуле, на тумбочке, на шкафу.)

 

— А потом котенок и говорит: «Я... коробке». «Ничего не пони­маю! — отвечает девочка. — Где ты?» «Я... коробке».

 

Почему девочка не поняла? Какое маленькое слово пропустил котенок? Вот какой глупый котенок! Я думаю, что вы не будете про­пускать маленькое слово «на». Проверим?

 

• Составление предложений с предлогом «на» по сюжетным картинкам «В комнате», «В классе».

 

• Динамическая пауза. Стихи с движениями.

 

Как на горке снег-снег,

 

И на елке снег-снег,

 

И на шапке снег-снег,

 

И на шубке снег-снег,

 

На перчатках снег-снег,

 

На сапожках снег-снег...

 

Все бело-бело-бело,

 

Много снега намело,

 

Вот веселые деньки!

 

Все на лыжи и коньки

 

• Игра с мячом. Логопед читает стихи:

 

Раз, два, три, четыре, пять,

 

Начинаем в мяч играть.

 

Не забудь словечко «на»,

 

Чтоб соединить слова.

 

Логопед бросает кому-нибудь мяч и произносит название пред­метов. Ученик должен придумать предложение с предлогом «на».

 

Слова: подушка, кровать; тарелка, стол; девочка, стул; кукла, диван; ваза, шкаф; часы, тумбочка.

 

Логопед бросает мяч и произносит название только одного пред­мета, дети составляют предложение с предлогом «на».

 

Слова: книга, одеяло, мальчик, коробка, чайник, цветок, кош­ка, на столе, на диване, на стуле, на кровати, на шкафу, на тумбочке.

• Работа в тетрадях, где схематически изображены различные предметы мебели.

- Что нарисовано?

 

- Как назвать эти предметы одним словом?

 

Нарисуйте на стуле мяч, на столе стакан, на кровати подуш­ку, на шкафу — коробку. Где лежит мяч (подушка, коробка)? Где стоит стакан? Подпишите. Помните, что маленькое сло­во «на» пишется отдельно от других слов.

 

3. Заключительная часть занятия.

 

• Смысловая рефлексия занятия: с каким маленьким словом познакомились? Что обозначает это слово? Как пишется пред­лог «на»?

 

• Эмоциональная рефлексия занятия: кто сегодня был самым внимательным (старательным, послушным, веселым, акку­ратным)?

 

• Пароль на выход: скажи, где лежит ручка? (на столе, на тет­ради, на окне, на стуле, на пенале).

 

Тема 12. Занятие 2. Работа над грамматическим оформлением предложения. Предлог «в».

 

Цель:

 

ü формирование представлений о семантическом и синтакси­ческом значении предлога «в», закрепление практических на­выков предложного управления;

 

ü развитие зрительно-пространственных представлений, акти­визация словарного запаса в рамках лексической темы «Жи­вотные», «Посуда», «Продукты»;

 

ü воспитание интереса к занятиям, положительной учебной мо­тивации.

 

Зрительный ряд: предметные картинки серии «Дикие животные», «Овощи», «Фрукты»; набор кукольной посуды; наборное полотно, мяч, сюжетная картинка «Повар готовит обед».

 

Ход занятия

 

1. Организационно-подготовительная часть занятия.

 

• Упражнения на снятие мышечной усталости: «Сова», «Лю­бопытная Варвара», «Стряхиваем водичку», «Кошечки», «Кораблик».

 

• Фонетическая зарядка.

 

2. Основная часть занятия.

 

• Уточнение семантического значения предлога «в».

Логопед демонстрирует детям портфель, спрашивает, чей он и просит сказать, что может быть в портфеле. Затем следует объясне­ние: «Чтобы сказать, что один предмет находится внутри другого, используют маленькое слово "в".

 

• Сообщение темы, занятия

 

Логопед демонстрирует детям игрушечную посуду, просит на­звать одним словом. Затем по очереди опускает чайную ложечку в стакан, чашку и спрашивает, где ложечка?

 

— Скажите, что наливают в стакан (тарелку, кастрюлю, чаш­ку)?

 

• Составление предложений с предлогом «в» по сюжетной кар­тинке «Повар готовит обед».

 

Ответы на вопросы: Что кладет повар в суп (салат, пирог)? Во что кладет повар картошку, помидоры, огурцы, муку, варенье, соль, сахар? Во что наливает повар компот, суп? Во что кладет салат? А фрукты?

 

• Игра с мячом. Составить предложения с предлогом «в».

Логопед бросает кому-нибудь мяч и произносит названия пред­метов. Ребенок должен составить предложение со словом «в».

 

Слова: в стакан, в тарелку, в чашку, в пирог, в чай; картошка, кастрюля, салатница, помидоры, мука.

 

• Динамическая пауза.

 

Стихи с движениями (Т. А. Ткаченко).

 

В комнату вошел мой брат, (шаги на месте)

 

В сумке фотоаппарат, (наклон, руки вниз)

 

В конуру полез наш пес, (приседание)

 

Папа в дом арбуз принес. (Шаги на месте, руки «держат арбуз»)

 

После двукратного повторения логопед спрашивает «Услышали вы маленькое слово «в»?

 

• Диалог «Кто где живет?»

 

Логопед читает стихи и выставляет на наборное полотно картин­ки «Кто где живет?»

 

Лисица живет в норе, Белка — в дупле, птица — в гнезде. А в берлоге спит медведь. Тише, тише! Не шуметь!

 

— Где живет белочка? Лиса? Медведь? Птица? А где живут девочки и мальчики? А где они учатся?

 

• Работа в тетрадях, где схематически изображена посуда. Ло­гопед просит нарисовать в стакане вишенку, в чашке — лож­ку, в вазе — яблоко, в кастрюле — картошку, подписать картинки.

 

 

 

Дети рисуют в тетради квадрат, треугольник, круг, овал, прямоу­гольник. Логопед предлагает в круге нарисовать крестик, в треуголь­нике — точку, в квадрате — галочку, в прямоугольнике — палочку, овале — снежинку.

 

3. Заключительная часть занятия.

 

• Смысловая рефлексия занятия. С каким маленьким словом познакомились? Что обозначает это слово?

 

• Эмоциональная рефлексия занятия. Поднимите руку, кому было интересно (скучно)? Кто старался? Кто все запомнил? Сейчас проверим.

 

• Пароль на выход. Скажи, где живет белка (лиса, медведь, птица, собака)?







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.