Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Чередовать « Заборчик» - « Трубочка».





«Открыть – закрыть заборчик»

Улыбнуться, сделать «Заборчик». Открыть рот, язык лежит внизу «на полу», кончик языка упирается в нижние зубы. Закрыть рот. Повторить упражнение 5 – 10 раз.

«Почистим нижние зубки»

Сделать улыбку, приоткрыть рот, двигать кончиком языка за нижними зубами влево - вправо, нижняя челюсть не двигается

(зубы можно чистить и снаружи и внутри).

«Горка»

Рот приоткрыть, кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка приподнять, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удержать 15 секунд. Покусать спинку языка, затем скатиться зубами по языку вниз (прокатиться с горки).

«Трубочка» из языка.

«Волшебная палочка»

Улыбнуться, открыть рот и напряженным кончиком языка упереться в нижние зубы. Вдоль, по середине языка, положить палочку (счетную или спичку) и, сомкнув зубы с силой равномерно выдувать воздух. Должен слышаться длительный звук «С». Повторять упражнение с палочкой и без нее

 

 

Билет 2

История становления логопедии как науки. Ведущие исследователи в области логопедии

I этап (с античных времен до XVIII в.)

С древнейших времен человечество обращало внимание на дефекты речи, что нашло свое отражение в специальных трактатах и религиозной литературе. Первые попытки понять и объяснить причины речевых расстройств начались с 5 в. до н.э.

Западная Европа 17 – начало 18 в. Ян Амос Коменский (1592 – 1670) – славянский педагог – демократ и гуманист. В трудах Коменского мы обнаруживаем большой круг вопросов, касающихся развития речи у детей:— значение речи в общем развитии ребенка; — необходимость развития речи и интеллекта;— начало и ступени развития речи;— необходимость развития слухового восприятия; чистого звукопроизношения; богатого словарного запаса.

II этап (с XVIII до 3-й четверти XIX в.)

· Достижения в области различных наук и их влияние на понимание психических функций и речи (Х. Лагузен, И. Франк, Р. Шультесс, А. Куссмауль, П. Брока и др.).

· Формирование различных направлений в определении предмета логопедии и ее места в системе наук.

· Зарождение различных представлений и научных направлений в исследовании патологии речи ( приемы коррекции речевых дефектов - оптико-тактильный метод из сурдопедагогики ).

III этап (с 3-й четверти XIX в. до 50-х гг. XX века)

Развитие концепций о высших психических функциях и влияние этих концепций на понимание нормы и патологии речи. Подходы к исследованию речевой патологии с позиций понимания речи как целостного, многоуровневого и сложнооперационного процесса. (П. К. Анохин, И. М. Сеченов, И. П. Павлов, А. Р. Лурия, Л. С. Выготский и др.) Разрабатываются положения о системном строении языка. Уточняется симптоматика, патогенез, клиника речевых нарушений.

1. Выделение логопедии в самостоятельную дисциплину (в конце 19-нач.20 вв.).

2. Первая классификация речевых нарушений А. Куссмауля. Клинико-педагогическая классификация нарушений речи (М. Е. Хватцев, Ф. A. Pay, О. В. Правдина, С. С. Ляпидевский).

3. Организации специальной помощи детям с расстройствами речи (в России – начало 20 в.).

4. Начало подготовки дефектологов с высшим образованием (Петербург, 1920).

В 1931 г. выходит первое учебное пособие по логопедии для студентов и учителей-логопедов (Хватцев М.Е.) В 1939 г. была созвана I Всесоюзная логопедическая конференция. Расцвет логопедии приходится на начало 20-го века. В первые годы советской власти закладываются основы подготовки дефектологов с высшим образованием. Во многих ВУЗах организуются отделения дефектологии, логопедии. В 40-е годы начинают вырисовываться важные принципы дифференциальной диагностики: отграничение речевых расстройств от других форм нарушений речи.

IV этап (50-х гг. XX в. до настоящего времени)

· Продолжение разработки осн. методологических принципов логопедии.

· С 50-х гг.20в. на первое место выдвигается педагогическое содержание логопедии.

· Психолого-педагогическая классификация нарушений речи (Р.Е. Левина).

· Развитие сети дошкольных и школьных учреждений для детей с нарушениями речи. В СССР создана широкая сеть школ для детей с ТНР в 2 отделениях: для детей с ТНР и для детей с тяжелым заиканием. Во всех детских поликлиниках открываются логопедические кабинеты.

· Развитие мультидисциплинарного подхода в исследовании речевых расстройств

· Дифференцированное изучение речевых нарушений с учетом различных принципов.

· Введение в логопедию новых методов исследования.

· Выделение новых проблем логопедии.

В работах Выготского, Боскис, Левиной расширился предмет логопедии новым педагогическим и теоретическим содержанием. Внедряются новые методы по устранению нарушений устной и письменной речи.

Билет № 2

 

 

Билет 3

Этиология речевых нарушений

Нарушения речи бывают внешние и внутренние

Внешние:

1. Неблагоприятные условия речевого воспитания

2. Дефекты речи окружающих

3. Излишняя стимуляция речевого развития

4. Изучение в раннем детстве двух языков

Для нормального речевого развития ребенка общение должно быть значимым, проходить на эмоциональном положительном фоне и побуждать к ответу. Речь ребёнка нарушается и задерживается в отсутствие эмоционального положительно окружения. Речь развивается по подражанию, поэтому некоторые речевые нарушения (заикание, нечеткость произношения, нарушение темпа речи) могут иметь в своей основе подражание. Речевые нарушения часто могут возникать при различных психических травмах (испуг, переживание в связи с разлукой с близкими людьми, длительная психотравмирующая ситуация в семье). Это задерживает развитие речи, а в ряде случаев, особенно при острых психических травмах, вызывает у ребёнка, психогенные речевые расстройства: мутизм (полный отказ от речевого общения), невротическое заикание. Различные нарушения обмена веществ, заболевания внутренних органов. В заключение хочу сделать вывод: любое общее или нервно-психическое заболевание ребёнка первых лет жизни обычно сопровождается нарушением речевого развития.

Внутренние(эндогенные), в свою очередь, делятся на органические и функциональные.

Органические связаны с поражением различных звеньев речевого аппарата, головного мозга или нарушения строения речевого аппарата.

Функциональные связаны с незрелостью нервной системы, нарушения в соотношении процессов возбуждения и торможения.

В зависимости от времени воздействия этих факторов выделяют внутриутробную патологию. Внутриутробная патология часто сочетается с повреждением нервной системы ребёнка при родах. Такие поражения нервной системы ребёнка объединяют различные патологические состояния, обусловленные воздействием на плод вредоносных факторов во внутриутробном периоде, во время родов и в первые дни после рождения. Сюда относятся:
1. Заболевания матери во время беременности общие заболевания, требующие лечения.
2. Отягащенная наследственность.
3. Аллергии матери.
4. Перенесенные переливания крови.
5 Токсикоз беременности, не зависимо от срока беременности.
6. Иммунологическая несовместимость крови матери и плода (резус-конфликт) - антитела, проникая через плаценту, вызывают распад эритроцитов плода. В результате из эритроцитов выделяется - непрямой билирубин. Под его влиянием поражаются подкорковые отделы мозга, слуховые ядра, что приводит к специфическим нарушениям звукопроизносительной стороны речи в сочетании с нарушением слуха.
7. Курение во время беременности, употребление алкоголя.
Основные причины повреждения нервной системы - гипоксия и родовая травма.
Гипоксия - это недостаточное снабжение кислородом тканей плаценты и плода.
Причиной гипоксии плода могут быть:
- патология пуповины, узлы на ней, слишком короткая пуповина.
- если мать страдает анемией (низкий гемоглобин).
В результате развивается хроническая плацентарная недостаточность, и у плода уже значительно нарушается созревание структур головного мозга.
Родовая травма - это местное повреждение плода, вызванное механическим воздействием непосредственно на плод во время родов.

Билет № 3

Подберите комплекс артикуляционных упражнений для развития подвижности языка, губ для формирования правильного произношения звука [ ш].

«Лопата».Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу и удерживать под счет до 10.)

«Окошечко». Выполнить «заборчик», затем губы выдвинуть вперед так, чтобы в «окошечко» были видны 4 верхних и 4 нижних зуба. Зубы сомкнуты, верхние зубы не перекрывают нижние. Удерживать это положение под счет до 10.

Самомассаж языка. Прикусить широкий кончик языка зубами. Выполнить жевательные движения передними зубами под счет до 10

«Вкусное варенье». Широким языком облизывать верхнюю губу сверху вниз. Бока языка касаются уголков губ, губы в улыбке, нижние зубы видно

«Чашечка» Рот открыть, широкий язык положить на нижнюю губу, бока и кончик языка поднять вверх так, чтобы образовалось в середине углубление «чашечка». Удерживать под счет до 10.) Внимание! Губы в улыбке, зубы видно, бока языка касаются уголков губ

«Фокус». Выполнить «Чашечку» и сдуть ватку с ладони. Повторить 3-5 раз

Билет 4







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.