Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Какие они - неговорящие дети современности?





После смога 2010 года в Москве «портрет» обращающегося к специалистам центра «Логомаг» ребенка несколько изменился. Вероятно, тяжелый токсико - гипоксический фактор, пережитый детьми внутриутробно
или сразу после рождения, можно добавить в список этиологических факторов, вызывающих тяжелое недоразвитие речи. В разы увеличился поток детей рожденных в период с весны 2010 по зиму 2011 года, проживающих в Москве во время смога, которые к 3-4 годам не понимают обращенную к ним речь, не реагируют на имя, имеют эхолалии и др. признаки сенсорной алалии тяжелой степени. Но и среди детей, обратившихся за консультацией,
но рожденных в другие сроки, или проживающих в других городах участились случаи с подобной симптоматикой. На связь речевой функции с сенсорным развитием указывают многие ученые-физиологи, логопеды и психологи. В последнее время среди западных эрготерапевтов и отечественных дефектологов разных профилей набирает популярность теория «сенсорной интеграции», впервые выдвинутой Дж.Айрес. Мы не будем подробно останавливаться на описании теории, отсылая читателей к прочтению первоисточников, приведенных в списке литературы. Отметим лишь, что зачастую дети, обращающиеся к нам, имеют ряд признаков дисфункции сенсорной интеграции, подробно описанные в работах Дж.Айрес, К.С. Крановиц, Ю.Е. Садовской и др., как то: хождение «на цыпочках», «обнюхивание» людей и предметов, отсутствие глазного контакта, чрезвычайная брезгливость или же наоборот любовь к играм с грязью, водой и т.п.; стойкие пищевые предпочтения и другие признаки, часто приводящие родителей и специалистов к мысли о необходимости использования методик по коррекции расстройств аутистического спектра. Однако, как показал наш
опыт, использование традиционных логопедических приемов в совокупности с адаптированным к речевым задачам упражнениям по методу сенсорной интеграции позволяет устранить или сгладить проявления сенсорной дисфункции и сформировать речь в многообразии ее функций: коммуникативной, познавательной, эмотивной и др. Мы считаем, что у этих детей одной из причин недоразвития речи является дисфункция сенсорной интеграции.

Среди обращающихся к нам детей встречаются и такие, для которых не характерны выше описанные симптомы. На первый взгляд кажется, что эти могут, но не хотят говорить. Доказанным фактом является необходимость достаточной мотивации к речевой деятельности, причем показано, что при
недостаточном внимании проблеме мотивации на логопедических занятиях, речь возникает только в реактивном виде, собственно языковая способность ребенка не получает развития. Среди детей с алалией наше исследование также позволило выделить тех, у кого нарушена мотивация к совместной деятельности со взрослым, к имитации, к речи. Таким образом, отсутствие
речи у них вызвано нарушениями мотивации, при этом у этих детей отмечается нарушения функционирования подкорковых областей мозга (отвечающих за развитие мотивации) по данным объективных исследований.

Помимо нормального уровня развития сенсорной интеграции и мотивации необходимыми предпосылками к развитию речи являются: достаточный объем оперативной памяти, способность к имитации действий взрослого (как неречевым, так и речевым), безусловно, сохранные слух и
зрение. Значимой предпосылкой к речевой деятельности являются когнитивные операции, развитие которых предполагает практически любое упражнение, приведенное в данном пособии. Нарушения артикуляционного праксиса - еще один показатель, влияющий на отсутствие речи, в этом случае мы будем говорить об артикуляционной апраксии. Мы выделяем отдельную группу детей, у которых сенсорно обусловленная апраксия, упражнения по преодолению которой также включены в некоторые конспекты. Однако система работы по преодолению апраксии требует дополнительных занятий, в этой книге она не представлена.

 

 

Организация занятий

Место проведения занятий. Занятия могут проводить: в любом помещении, однако удобнее использовать сенсорную комнату или комнату для занятий по развитию сенсорной интеграции. В системе работы также предусмотрены интенсивные курсы занятий, проводящиеся на открытом
воздухе с целью дополнительного насыщения кислородом во время занятий.

Время проведения занятий. Время дня выбирается индивидуально, однако значима ритмичность логопедических занятий. Нервной системе ребенка будет проще адаптироваться к активной стимуляции, ее
последняя подчинена повторяющемуся ритму. Таким образом, занятия с логопедом в одно и то же время, в одни и те же дни недели. Кроме того, родителям рекомендовано заниматься дома ежедневно в определенное, удобное для семьи время дня. Продолжительность занятия зависит от индивидуальных особенностей ребенка (насколько быстро у ребенка возникает охранительное торможение и пр.), а также от методических задач занятия. В среднем продолжительность одного занятия - 40 минут. Периодичность занятий составляет 1-2 раза в неделю в обычном режиме, ежедневно – в режиме интенсивного курса. Если занятия проводятся ежедневно или 2 раза в неделю, то тематика и цели едины, меняются лишь приемы работы.

 

Формы работы. В данном пособии мы описываем конспекты индивидуальных занятий или занятий в малой группе (2 человека). Однако необходимой частью метода являются занятия в коммуникативной группе, конспекты занятий в которой будут опубликованы в другом пособии.

 

Взаимодействие со специалистами и семьёй. В зависимости от нарушенной предпосылки к речевой деятельности у каждого ребенка, речь о которых шла выше, логопедические занятия желательно проводить в параллели:

- для детей с дисфункцией сенсорной интеграции: с кинезиотерапевтом, эрготерапевтом;

- для детей с нарушениями мотивации: с психологом-психотерапевтом, арт-терапевтом, игротерапевтом;

- для детей с артикуляционной апраксией: с кинезиотерапевтом.

Родители являются активным участниками занятий, присутствуют на них с целью обучения правильной организации собственной речевой активности, усвоения речевой родительской стратегии, а также являются субъектами коммуникации для актуализации приобретаемых речевых навыков. Домашняя работа по составленному логопедом (и другими специалистами) плану проводится ежедневно.

Выбор речевого и стимульного материала. Стимульный и речевой материал для занятий выбирается исходя из следующих положений:

· Каждое занятие включает в себя стимуляцию трех (или более) видов восприятия: тактильного, обонятельного, вкусового.

· Для каждого ребенка логопедом составляется перечень слов, вводимых в последовательности, зависящей от степени сложности слоговой структуры в порядке ее онтогенетического развития. Как правило, начинается работа с использования слов, подходящих к схеме: СГСГ (С-согласный, Г-гласный - муха, губы и пр.), затем подключаются следующие схемы: СГС (мох, дом), СГСГСГ (собака, бумага), СГССГ (нитки, тапки), СГСГС (веник, петух). При этом в большинстве своем выбираются слова, не содержащие «сложных» (например, «р») звуков. При определении перечня мы исходим из двух задач: с одной стороны, - мы стараемся использовать частотную лексику, с другой - мы используем и менее частотные слова именно для активизации модели слоговой структуры на как можно более расширенном материале.

· Материал, подобранный по слоговой структуре, объединяется в тематические группы, что и становится основой занятия.

· На каждом занятии формируется тот или иной грамматический показатель по принципу грамматической генерализации (т.е. в качестве образца дается один вариант грамматической формы). На начальных этапах работы это: предлоги «на», «под», «в»; множественное число существительных с окончаниями «ы», «и»; существительные в винительном падеже с неизменяемым окончанием и окончанием «у»; дательный падеж с окончанием «е»; предложный падеж с окончанием «е»; уменьшительно-ласкательная форма существительных мужского рода в единственном числе.

· Подобранный перечень слов не должен быть слишком широким, из занятия в занятие одни и те же слова повторяются, но используются в разных ситуациях для формирования денотативного и сигнификативного компонентов каждой лексемы.

· На первом занятии ребенок знакомится с неким героем всех последующих встреч (это может быть мягкая игрушка, перчаточная кукла и т.п.), от лица которого и будет вестись беседа с ребенком, что способствует развитию мотивации ребенка. Именно этот герой в конце занятия предлагает ребенку выбрать лакомство (из доступных для ребенка по аллергическому статусу) или приз. В случае, если ребенок во время занятия отказывался от взаимодействия, герой не выдает лакомство.

· В зависимости от типа сенсорной дисфункции варьируется сенсорный материал для занятий, в пособии он представлен в обобщенном виде.

 

 

Основные принципы работы

Традиционные принципы, на которых основывается работа с неговорящими детьми и приемы работы с ними, описаны в опубликованном ранее пособии автора, к которому мы отсылаем читателя. Однако в данном пособии мы обобщенно представим некие общие принципы и приёмы, которых необходимо придерживаться при реализации каждого из ниже приведенных конспектов. Порядок занятий, описанных в этой книге можно изменять.

1. Речь взрослого должна постоянно варьироваться по громкости, тембру, высоте, что способствует активизации ориентировочной реакции ребенка.

2. Внешность взрослого, особенно область рта, должна привлекать внимание ребенка: яркая помада, крупные серьги, необычный шарф и пр.

3. Методика предполагает большой ассортимент пособий и игровых материалов, большинство которых представлено на авторском проекте www.kinderquest.ru

4. Перед началом занятий стоит уточнить склонность ребенка к помещению в рот, нос мелких предметов; аллергические реакции на запахи и анамнез пищевой аллергии, это позволяет избежать возможных недоразумений при активизации вкусового и обонятельного восприятия.

5. В случае, если занятия проводятся логопедом, родители предупреждаются об использовании аллергенов и должны высказать свое согласие/несогласие: а также родители обязуются приносить на занятия сменную одежду и обувь с целью поддержания гигиены ребенка.

6. Все слова и грамматические формы, которые подлежат закреплению, особо выделяются взрослым, акцентируются с помощью интонации, громкости голоса. Закрепление обеспечивается многократным повторением. Любая попытка произнесения подхватывается, поощряется, внимание на ошибках не фиксируется.

7. В начале курса занятий используется в основном сопряженное проговаривание с постепенным переходом к отраженному, а затем самостоятельному произнесению ребенком слов и простых фраз.

8. Лексический материал для занятий подбирается по принципу с одной стороны, частотности использования, с другой стороны доступности для произнесения и онтогенетической последовательности развития слоговой структуры слов. Необходимо избегать слов, содержащих звуки позднего онтогенеза, чтобы заведомо не провоцировать ребенка на нарушение звуконаполняемости. Подробно лексический материал описан в Приложении к пособию автора «Формирование речевой деятельности у неговорящих детей средствами инновационных технологий».

9. С целью активизации внимания логопед использует постоянную смену деятельности, модуса перцепции, а также дополнительные приемы активации: пульверизатор с водой, аппликатор Ляпко, су-джок, колючую шишку, легкое перышко и т.п.

10. Проведение занятий сочетается с соблюдением «сенсорной диеты» в условиях проживания ребенка. Сенсорная диета является тщательно структурированным индивидуальным планом занятий и процедур, обеспечивающих ввод сенсорных стимулов.

11. Произнесение слов сопровождается отхлопыванием ритма слов, что способствует развитию кинетического праксиса ребенка.

12. Проговаривание слов также сочетают с качанием на качелях или гамаке (подвесном кресле), прыжками на батуте, катанию на фитболе с целью одновременной стимуляции речи и базовых уровней сенсорной интеграции.
13. Работа по формированию слоговой структуры основывается на выкладывании визуальных рядов из предметов, камушков «марблс» (декоративный материал для аквариумного дизайна), полудрагоценных камней и пр., проговаривании слоговых цепочек с одновременной стимуляцией мелкой моторики.

14. Автор намеренно не использует альтернативные способы коммуникации, в т.ч. глобальное чтение, считая, что только в случае отсутствия динамики речевого развития по данной системе занятий, стоит переходить к использованию альтернативных средств.


 

Занятие № 1. «Осень»

Игра «По грибы, по ягоды»

Задачи: развитие тактильного восприятия, предметности восприятия и лексикона, развитие понимания инструкций, грамматического показателя множественного числа существительных в именительном падеже.

Оборудование: разные грибы (муляжи, деревянные, резиновые и пр.), фактурные коврики зеленого цвета, корзина, разные ягоды (настоящие, деревянные, из полимерной глины и пр.), зеленая мишура.

Содержание: ребенку предлагается собрать грибы и ягоды в корзину, проходя по мишуре, положенной по изогнутой линии.

Примерное содержание беседы с ребенком: «Пришла осень. Мы с Мусей идем за грибами-ягодами. Пойдем с нами! Бери корзину. Вот гриб. Клади в корзину. Вот еще гриб. Где еще? (вот). У тебя в корзине грибЫ. Вот ягода. Что это? (ягода). У тебя в корзине ягодЫ».

Речевой материал для активизации: гриб-грибы, ягода-ягоды, вот, еще, тут.

Игра «Спаси фей»

Задачи: аналогичны предыдущему заданию.

Оборудование: контейнер с тыквами разного размера, а также оранжевыми массажерами, резиновые пауки и игрушечные феи.

Содержание: ребенку предлагается достать всех фей и пауков из коробки, назвать их.

Примерное содержание беседы с ребенком: «Злые гномы похитили добрых фей. Посадили их к паукам. Вот паук. Кто это? А это паукИ. Вот фея. А вот феИ. Спаси фей, доставай их. Не будем оставлять пауков на тыкве. Красивая тыква, достань пауков».

Речевой материал для активизации: фея - феи, паук-пауки, тыква - тыквы.

 

Игра «Сортируем урожай»

Задачи: обогащение словаря по теме «овощи», развитие зрительного восприятия, хромотерапия, активизация произнесения слов простой слоговой структуры.

Оборудование: цветные деревянные стаканчики вкладыши, овощи и фрукты: мини-цукини, мини-морковки, мини-баклажаны, брюссельская капуста, желтые красные помидоры черри.

Содержание: ребенку нужно разложить овощи по стаканчикам в соответствии с их цветом.

Примерное содержание беседы с ребенком: «Муся собрал урожай. Нужно подготовить его к зиме. В красную плашку - красный томат. А что тут зеленое? Вот капуста, вот цукини. Что это? (капуста, цукини). Тут овощи. Что тут? (овощи)»,

Речевой материал для активизации: томат - томаты, капуста, цукини, овощи.

 

Игра «Покорми белочек»

Задачи: развитие подражательной деятельности, дифференциация единственного и множественного числа существительных.

Оборудование: текстурная шкатулка, в которой находятся резинопластиковые белки, шишки, орешки.

Содержание: ребенку предлагается покормить белочек шишками и орехами.

Примерное содержание беседы с ребенком: «Вот к нам белка в гости заглянула. А вот еще белкИ прискакали. Кушать хотят. Вот орех. Вот орехИ. Вот шишка, вот шишкИ. Покорми белочек».

Речевой материал для активизации: белка-белки; шишка-шишки, орех-орехи.

 

Игра «Осенний лес»

Задачи: развитие представлений о денотативном компоненте лексем, развитие грамматических обобщений, дифференциация единственного и множественного числа существительных, развитие тактильного восприятия.

Оборудование: сенсорная коробка с красной фасолью, несколько белок, ежей, разные шишки (игрушечные, настоящие), орехи (грецкий, фундук, кедровые и пр.], маленькие корзиночки, желуди настоящие, игрушечные, свалянные из шерсти.

Содержание: ребенку предлагается найти в коробке лесные плоды, помогая белкам и ежам сделать запасы на зиму. С целью развития проприорецепции, если ребенок допускает, он целиком помещается в контейнер с фасолью, часть бобов набивается ему под эластичную футболку.

Примерное содержание беседы с ребенком:

«Помоги лесным жителям сделать запасы на зиму. Вот лес. Тут живет белка. Еще белкИ. Тут - ёж, А тут - ежи. Помоги им сделать запасы. Вот жёлудь. А это жёлудИ. Дай их белочкам. А эти бобы, их в корзинку. Вот боб. А в корзинке - бобЫ. Вот какие запасы!».

Речевой материал для активизации: белка-белки, шишка-шишки, орех-орехи, ёж - ёжи, жёлудь - жёлуди, запасы, лес.

Игра «Волшебные камушки»

Задачи: развитие зрительного восприятия, хромотерапия, формирование слоговой структуры слова.

Оборудование: марблс коричневого, красного, желтого и зеленого цвета; листья разных деревьев этих же цветов.

Содержание: ребенку нужно разложить марблс на осенние листья по цветам, проговаривая слоговые цепочки.

Примерное содержание беседы с ребенком: «Осенью листья опадают. Бывает листопад. Разложи сокровища на листочки. Красный на красный и говори: ПА. Желтый на желтый, говори: «КТА».

Речевой материал для активизации: цепочки слогов в соответствии с этапом работы.

Игра «Доктор Витамин»

Задачи: обучение сюжетно-ролевой игре, активизация вкусового, обонятельного восприятия, развитие понимания глаголов.

Оборудование: контейнер с кружками свежего лимона, игровой набор доктора, аскорбиновая кислота в виде драже.

Содержание: предлагается сюжетная игра в доктора», в которой атрибуты для игры нужно достать из коробки с лимонами.

Примерное содержание беседы с ребенком: «Осенью часто болеют. Чтобы не болеть, нужно пить витамины. Вот витамины. Что это? А Муся не пил витамины. Заболел. Жаль его. Давай его лечить. Посмотри его горлышко. В ушки закапай. Что Муся делает? (болеет). А ты что делаешь?

Речевой материал для активизации: витамины, болеть-лечить.

 

Игра «Тучи-лужи»

Задачи: развитие способности к символизации, вербально-тактильных ассоциаций, дифференциация единственного и множественного числа существительных,обогащение пассивного словаря, активизация слов простой слоговой структуры.

Оборудование: лужи, вырезанные из разной по фактуре серой бумаги, синяя вата - «тучи».

Содержание: ребенку предлагается сделать осенний пейзаж на ватмане, разложив «лужи» и «тучи».

Примерное содержание беседы с ребенком: «Осенью на небе тучи. Где небо? Что это? (небо). Вот туча. Что это? (туча). Вот тучИ. Вот лужа. Что это? (лужа). Вот лужИ. Давай украсим этот лист. Сделаем осенний пейзаж. Сюда тучи. Сюда лужи. Подуй на тучи, пусть улетают!».

Речевой материал для активизации: туча - тучи, лужа - лужи, тут, вот, сюда.

Игра «Жарить-варить»

Задачи: развитие номинативного и предикативного словаря, формирование грамматического показателя винительного падежа существительных с окончанием «у».

«Оборудование: игрушечные овощи: капуста, цукини, помидоры, тыква, лук, фасоль, игрушечная плита, сковорода, кастрюля.

Содержание: ребенку предлагается «приготовить» обед: жарить и варить овощи.

Примерное содержание беседы с ребенком: «Это овощи с грядки, которые Муся собрал. Назови их. Тыкву будем жарить. Положим. Что будем жарить? ТыквУ. КапустУ будем варить? И бобы будем варить».

Речевой материал для активизации: капуста, цукини, помидоры, тыква, лук, фасоль, овощи, бобы; в пассивный словарь: жарить - варить.

Игра «Солнце-дождик»,

Задачи: развитие пони мания речи, способности произвольно действовать в ответ на инструкцию, слухового внимания, тактильного восприятия, двигательной активности.

Оборудование: большой зонт, пульверизатор с водой.

Содержание: ребенок изображает прогулку по лесу, взрослый стоит под зонтом. Задача ребенка: спрятаться под зонтик при слове «Дождик», если он этого не делает, взрослый опрыскивает его водой. Игра проводится на эмоционально повышенном фоне с использованием большого количества междометий, типа: ой, ух и пр.

Примерное содержание беседы с ребенком: «Погуляй с Мусей по лесу, пока светит солнце. Но как услышишь, что я говорю «Дождик», сразу прячься под зонт. А то промокнешь».

Речевой материал для активизации: тут сухо, тут мокро, вода.

Игра «Переливайки»

Задачи: акватерапия, развитие понимания разноприставочных глаголов, тактильного восприятия, активизация слов и фраз.

Оборудование: детская ванна с водой, разнообразная посуда: сито, ваза, банка, воронка, бутылочки из прозрачного тёмного стекла.

Содержание: ребенку предлагается играть с водой, переливая ее в разную посуду в сопровождении комментария взрослого.

Примерное содержание беседы с ребенком: «Вот вода. Попробуй, тёплая? НАлей воду сюда. ВЫлей воду обратно. Вот темная бутылочка, вот светлая. Вот полная. А эта пустая. ПЕРЕлей воду. ОТлей немного из банки. Это банка. Что это? (банка)».

Речевой материал для активизации: вода, банка, сито, ваза; в пассивный словарь: разноприставочные глаголы, пустая-полная, тёмная - светлая.

В конце занятия ребенку выдается стикер с изображением овоща, конфета по типу «осеннего вальса», либо яблоко как символ урожая.


Занятие № 2. «Фрукты - ягоды»







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.