Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ





Отличия биоадекватного учебника от традиционных учебников состоят в следующем:

- ближайшей целью биоадекватного учебника является формирование системы мыслеобразов по определенному учебному курсу;

- общей целью биоадекватного учебника является тренировка и развитие природного метода мышления образами [5], т.е. воспитание природосообразного, или естественного, мышления;

Работа с биоадекватным учебником строится не по принципу “читай и запоминай”, а по принципу “воспринимай по всем каналам, ассоциируй и твори”.

Таким образом, сила биоадекватного учебника в экономии мышления через упорядочение жизненного опыта и реализацию творческих способностей ученика. Именно эта экономия мышления является реальной силой науки. Экономичность биоадекватных учебников – важнейшая их характеристика.

Опыт использования биоадекватных учебников показал возможность сокращения времени на изучение материала в 2 -3 раза при работе в обычном режиме и еще более значительного – в режиме интенсивных занятий.

Говоря об экономичности, мы указываем на экономические выгоды биоадекватных учебников и на их экономичность с точки зрения присущих человеку возможностей. В них есть все необходимое и достаточное, чтобы без лишних трат времени, сил, средств продвигаться на пути познания.

Предлагая биоадекватные учебники, мы не делаем ничего нового, кроме предложения о здоровье, об экономии мышления, социального времени и затрат.

Инструментальность является еще одной важной характеристикой биоадекватных учебников. Использование знакомых каждому человеку природных образов позволяет сразу использовать полученную информацию как инструмент общения и деятельности. Работа с натуральными моделями через ассоциацию учит отыскивать аналогии в природе. Это неизбежно в выработке мышления образами. Такие инструменты (образная модель) облегчают мышление и психическую деятельность через мыслеобраз[6].

Эстетичность является важнейшей характеристикой биоадекватных учебников. Это не поверхностная характеристика. Учебники созданы таким образом, чтобы, не прибегая к дополнительной методике, осуществлять целенаправленный процесс формирования ценностного отношения учащихся к миру и художественной деятельности.

Эстетика как “теория чувственного познания”, как учение о прекрасном и об искусстве является формообразующим теоретическим компонентом того научно-методического комплекса, который заложен в основу учебника нового типа.

Принцип “красота спасет мир” работает ежеминутно в учебнике:

- все образы учебников «Русский язык», «Древо английской грамматики» созданы по специальному заказу профессиональным художником Борисом Индриковым, хорошо знакомым с конструктивными принципами мира природы и техники;

- все образы построены по принципу золотых пропорций, известных великим художникам мира;

- цветовая гамма образов организована в соответствии с продуманной новой методикой и с психологическим замыслом отдельных тем.

В учебниках использованы образы, врачующие душу, несущие огромный положительный заряд каждому ученику.

Работа с учебником приучает глаз и психику ученика видеть и воспринимать прекрасное, то есть входить в резонанс с гармоничными образами. Это общение дает опыт сравнения с красотой мира. Ученик обретает навык поиска, гармонии, добра. Постепенно вырабатываются потребность и стремление к красоте. Длительное общение с удивительно красивым учебником дает духовный опыт позитивного настроя, вырабатывает желание пребывать в гармонии и, конечно, творить, создавать подобные эстетичные ситуации в учебе и жизни.

Учебники нового типа убеждают учащихся в возможности воспроизвести любую информацию на уровне творчества. В пятилетней практике преподавания английского, русского языков по биоадекватной методике мы накопили большой материал творческих разработок учащихся. Многие из них вошли в ныне изданные учебники. Некоторые из них вы можете увидеть в приложении. Общение учащихся с книгой, которая по сути является художественно исполненным произведением, формирует ценностное отношение человека к миру: неразделенное знание, единство гуманитарных, естественно–научных, художественных взглядов.

Учебник нового типа тренирует учащегося в умении совершать выбор. Каждый урок содержит элементы обращения к личному опыту ученика и выбора ситуаций, форм, информации. Кроме этого, каждый урок завершается творческим заданием: создать свои собственные мыслеобразы, используя рисунок, рассказ, схему, стихотворение, кроссворд и тому подобное. Это постоянно активизирует творческие возможности учащегося, подключает элемент соревнования в процессе учебы. Информация переходит в ассоциативную память по каналам, естественным для всего животного мира, хранится и легко извлекается благодаря запомнившимся знакомым целостным образам.

НАЗНАЧЕНИЕ УЧЕБНИКОВ

Биоадекватный учебник многофункционален. Он может использоваться учителем как наглядное пособие, служить для создания раздаточного материала, учебник может использоваться для групповой работы, быть самоучителем, так как содержит необходимый материал и методические рекомендации о способах работы с учебником. Практика показала еще одну функцию учебников: быть семейной энциклопедией. Учебники стартовой ступени предназначены для учащихся от 7 до 70 лет.

Вместе с новыми учебниками в практику преподавания входит методика, которая названа биологически адекватной, то есть естественной для восприятия и запоминания нового материала. В учебный процесс вовлекаются, как правило, все каналы чувственного восприятия; новая информация накладывается на личный опыт учащегося; подключается интуиция и активизируются творческие способности ученика.

Все перечисленные характеристики учебников нового типа: экономичность, инструментальность, эстетичность, многофункциональность - можно было бы в их совокупности назвать одним термином – природосообразность. Говоря современным языком – экологичность.

При создании биоадекватных учебников специалисты опираются на весь предшествующий опыт и традиционные программы. Они синтезируют бытующие ныне наработки отечественных и зарубежных педагогических школ и новейшие представления учёных о природе информации, восприятия, нейрофизиологических волновых процессах, гигиене, эстетике.

ОБРАЗОН

Каждое утро, душа, ты найдешь у двери своего дома весь мир. Диего де Эстелья

ОБРАЗ И ОБРАЗОН

Биоадекватные учебники имеют, независимо от предмета, несколько общих признаков, указанных в начале главы. Здесь же нам необходимо остановиться на значении образона опорногообраза, наполненного исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке.

Образон имеет важную роль в биоадекватном учебнике: он начинает учебную тему (урок), является первой частью урока (первой свёрткой информации), с образоном связаны и другие части урока.

 

I. Отличия образона от образа очевидны:

- голографический образ создается мозгом и является индивидуальной единицей мышления[7];

- двумерный (не голографический) образон создается художником, учеником или учителем в качестве визуальной помощи мысли;

- образон, благодаря своей доступности, делает визуально доступным логическое и структурное поле учебной информации, опосредованное им;

- образон играет роль знака. В знаке “схвачена” сущность иного. “Знак есть правило перехода от онтологии (бытия) к гносеологии (познания)”[8].

Сама же аналогия образона–знака указывает на то, что бытие продолжается в познании. Знак отсылает к сознательному освоению аналогии. Образон, одновременно с этим, является и Символом, который отсылает познающего к его бессознательному. Сама структура символа направлена на то, чтобы через личное восприятие перейти к общекультурным архетипам, дать через каждое частное явление целостный образ мира.

II. Образон и образ имеют много общего:

- запечатлевается понимание одновременности образа и смысла учебной информации;

- это своеобразный полет мысли: поиск истины через подбор аналогии для новой информации. В этом смысле, это метафорический полет[9] (поиск) с целью овеществления мысли.

Весьма поэтично на этот счет высказался современный писатель Ричард Бах: “Овеществление – это выражение мысли и выбора. Оглянись: все, что ты видишь и чего касаешься, когда-то было невидимой мыслью, пока кто-нибудь не выбрал ее для воплощения в реальность”.[10]

Рисунок 1. Образон «Бабочка» для изучения темы «4 формы правильных глаголов» в курсе англ. Языка

 

СИМВОЛ И ОБРАЗОН

 

Понимание роли символа необходимо. Как известно, любое цельное явление в наиболее насущной форме является в названии. Слово символ происходит от греческого symbolon и обозначает забрасывание сетей при ловле рыбы. Теперь понятно, что мы делаем в поисках символа: мы ловим золотую рыбку смысла! Ах, как же нужно потрудиться, забрасывая сети, чтобы “поймать” именно то, что нужно.

Символ в науке – это знак. Символ в искусстве – универсальная эстетическая категория, раскрывающая через сопоставление художественного образа его смысл. Символ в философском аспекте – это знак, наделенный ограниченностью и неисчерпаемой многозначностью образа. В этой связи всякий образ является символом.

Возьмем, к примеру, образоны из биоадекватных учебников: яблоко, бабочка, ромашка... Эти природные образы могут быть рассмотрены как биологические модели взаимосвязанных элементов. Причем, воспринимая эти биологические модели, например, подсолнух, нам уже не приходится осмысливать ситуацию и думать о связях и взаимосвязях, Так как нам отчетливо видно, что сердцевина содержит нечто общее для всех лепестков, а одинаковость лепестков делает их равными в отношении и сердцевины, и стебля, и листьев цветка. Эта модель соответствует ситуации в грамматике английского (и др. иностранных языков), а именно, любое существительное имеет общие род, число, падеж – т.е. обязательные характеристики. Количество групп в мире существительного соответствует лепесткам (разнятся некоторые признаки словообразования: суффиксы, префиксы и др.). Ситуация с растущим или удаленным стеблем одинаково допустима и в аналогии с наличием или отсутствием артикля. Конечно, умение сразу охватить всю ситуацию взаимосвязей, все явление адекватно его природе – это своеобразное прямое видение (вeдение, знание) без расчленения операций лево-правополушарных (логических и образно-интуитивных). Ясно, что символ нельзя расшифровать только рассудком. Смысловая структура символа рассчитана на активную внутреннюю работу воспринимающего.

По меткому выражению Ж. Пиаже, ассоциативные корни мышления глубже логических[11]. В ассоциации мы обнаруживаем синтез логического и эмоционального, т.е. целостность мышления. К примеру, образон ”Бабочка”. Наша эмоциональная сфера вступает в работу, “напоминая” из нашего жизненного опыта ситуации, когда мы встречали полет – движение бабочки. Грациозное движение! По сути, крылья, видимые в полете – ассоциация движения. Вот здесь нас не подведет логика: каждое из крылышек может быть проассоциировано с какими-либо отличиями в характере движения. Вот как появились в мире движения – в мире английского глагола – 4 формы правильных глаголов. Так рождался образон “Бабочка”. Более поэтично о рождении образона можно было бы сказать словами Р. Баха:

“Мы воспринимаем в одном мире,

Мы мыслим – в другом,

Мы называем – в третьем,

Мы можем установить соответствия между этими мирами...

именование и есть наложение этого соответствия”.

Поиск образона нацелен не только на поиск аналогии по форме, цвету, движению, функции. Часто гораздо большее значение имеет запах, вкус, цвет. Например, для темы “Прилагательное в русском языке” используется образон “Яблоко”. Выбрано красное, сочное крымское яблоко. Этот образон в первую очередь вызывает обонятельные и вкусовые ощущения, поскольку в этой теме важно ощутить обязательность вопросов: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? – ВКУСНОЕ, СПЕЛОЕ, ДУШИСТОЕ.

Важность такого подхода в образовании подчеркивал Дейл Карнеги: “Идеальным было бы не только видеть и слышать то, что надо запомнить, но также ощупать это, обнюхать и попробовать на вкус”.

Одна из важных задач образона – ”включать” все каналы восприятия, опираясь на личный опыт учащегося или архетипы (устойчивые фигуры бессознательного).

ПОИСК СИМВОЛА

 

Рассмотрим в самом общем виде механизм поиска символа при решении какой–либо задачи или в процессе восприятия информации.

Схема 2. Поиск символа при решении задачи

 

Запись поиска ассоциации можно было бы упростить:

 

 

 


Шаги 2, 3 и 4 демонстрируют тактику упрощения задачи. Шаг 5 демонстрирует стратегию завышения целей.

Итак, тактика упрощения задачи, стратегия завышения целей предоставляют нам образ (через учебный образон). Так мы достигаем умения понимать явления и предметы в 2-х смыслах: реальном и символическом. Это и называется адекватностью мышления.

Мы употребляем термин “чувствование”, “проживание”, “наложение соответствия” образа или символа. Это единственный способ проверки соответствия. На этом свойстве нашего мышления основывается эйдетическая память.

ОБРАЗНАЯ ПАМЯТЬ

 

“Эйдос” – по-гречески “образ”, а эйдетизм – разновидность образной памяти, выраженная в сохранении ярких образов предметов по прекращению их воздействия на органы чувств. Человек, обладающий эйдетической памятью, может запоминать целые страницы текста, вспоминать любой день своей жизни и забывать ненужное, может быстро изучать иностранные языки, обходиться без записной книжки. Среди теоретиков этого направления Ф.Р.Лурье. Он выделил 2 направления в этом психолого-педагогическом направлении (эйдетическая методика): мнемотехника (основана на вербально-логическом мышлении) и эйдотехника (конкретно образное мышление). Внутри эйдетической методики имеет место разделение на 26 методо-условий использования комбинированных методов.

Развивается зрительная, фотографическая, обонятельная, осязательная (тактильная) память. При этом используются методы развития памяти, накопленные человечеством в течение веков, и новые оригинальные методы, на которые руководитель Центра “Эйдос”[12] Игорь Юрьевич Матюгин имеет авторский приоритет. В результате учёбы в этом Центре память улучшается как минимум вдвое, занятия помогают каждому открыть у себя такие способности, о существовании которых человек даже и не подозревает.

Положительные результаты, наблюдавшиеся при использовании этой системы для коррекции трудностей школьников, хорошо согласуются с выводом современных психологов о том, что оптимальные способы познания и преподавания нередко превосходят по значению роль природных особенностей.

МЕТАФОРА

Каковы же свойства знаков-символов, образов, знаковых систем в человеческом обществе, природе и в самом человеке? Это предмет семиотики[13].

Нас интересует главным образом вопрос, как символ воздействует на сознание?

Обратимся к теории метафор. По сути дела, подбирая образон–символ, мы осуществляем метафорический полет мысли; в этом полете мы ведем поиск подобия, сравнения. Иногда мы находим прямое сравнение: запах, цвет, вкус яблока - которое нам знакомо. Иногда нам не удается прямо сформулировать, что именно подобно нашему образу–символу. Например, колос (сложноподчиненное предложение), двойные часы (вводные слова), сфинкс (отсутствие рода у сущ. в иностранных языках). Сравнение, в котором признак подобия или не сформулирован, или не поддается формулировке – метафора[14].

Иначе говоря, метафора - образное неспецифицированное сравнение или скрытое сравнение.

Метафора принимается, когда образ соответствует личному опыту субъекта и “размытость” признаков дает возможность через ассоциацию перенести все признаки сравниваемого объекта на необходимый объект. Метафора может и не приниматься, если сравниваемые объекты далеки друг от друга и связь между ними не ощущается. Иногда человек противится возможным последствиям принятия метафоры. Это личное решение может быть неосознанным или осознанным. Здесь кроется важнейшая причина нашего обращения к природным моделям, используемым для образонов. Здесь и причина обязательных творческих заданий: ученик всегда может найти свой образон, если его не устраивает образон, предлагаемый в учебнике или учителем. Этим умением от природы владеет около 8% учащихся. Как правило, эти учащиеся хорошо учатся. Для них учеба – это процесс поиска, творчества. 92% учащихся, к сожалению, нуждаются в том, чтобы их научили так мыслить. До того, как они научатся мыслить, опираясь на известные им модели – образоны, учащиеся напряженно заучивают учебный материал, испытывая утомление. Они превозмогают свою же природу, не догадываясь о простом пути естественного мышления образами.







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.