|
ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ ЗА РУБЕЖОМ.ФЗ от 24.05.1999 г. «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом» выделяет категорию соотечественников, под которыми понимает лиц, родившихся в одном государстве, либо проживавших в нем и обладающих признаками общности языка, религии, культурного наследия, традиции и обычаев, а также потомков указанных лиц по прямой нисходящей линии. Под «соотечественниками за рубежом» в Законе подразумеваются: российские граждане, постоянно проживающие за пределами РФ; лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства; выходцы (эмигранты) из России и Советского Союза, ставшие гражданами иностранного государства либо имеющие вид на жительство или ставшие лицами без гражданства; потомки лиц, принадлежащих к указанным группам, за исключением потомков лиц титульных наций иностранных государств (титульной нацией в законе обозначается часть населения государства, национальность которой определяет его официальное наименование). В Законе 1999 г. предусматриваются, в частности, меры по поддержке соотечественников в области основных прав и свобод человека и гражданина, в экономической и социальной областях. Российским физическим и юридическим лицам, иностранным лицам и организациям, оказывающим соотечественникам материальную и финансовую помощь и поддержку, могут быть предоставлены налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества наравне с соотечественниками и их организациями на основании законодательства Российской Федерации. Большое значение для обеспечения соблюдения законных прав и интересов граждан и соотечественников за границей имеют положения международных договоров РФ с иностранными государствами. Предоставление в договорном порядке на основе взаимности определенного режима преследует цель предотвращения какой бы то ни было дискриминации российских граждан, изменения их правового положения в одностороннем порядке. Многосторонние договоры на обеспечение прав и свобод человека в государствах СНГ: Соглашение о создании СНГ 1991 г., Декларация о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод 1993 г., Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека 1995 г., конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. и 2002 г. К двусторонним относятся: договоры о правовой помощи, о правовом статусе российских граждан, постоянно проживающих на территории государств СНГ, и граждан этих государств — на территории РФ, консульские конвенции и др. Ряд соглашений был заключен РФ со странами Балтии (Литвой, Латвией, Эстонией), в которых проживает большое число российских граждан. Предоставление политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства – это суверенное право государства. На основании внутригосударственного акта (в России – указа Президента РФ) у беженца возникает новая устойчивая правовая связь с государством, которое предоставило ему убежище. Именно поэтому его личным законом считается право страны, предоставившей ему убежище. Удостоверение, выданное компетентным органом этого государства, служит основанием для применения его права при определении правового статуса беженца. 28. ПРАВОВОЙ СТАТУС ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ПРАВОСПОСОБНОСТЬ, ДЕЕСПОСОБНОСТЬ И МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА. Правоспособность - это потенциальная способность субъекта иметь права и нести обязанности. Она присуща любому человеку и не зависит от состояния его психического и физического здоровья. У физического лица правоспособность возникает с момента его рождения и прекращается смертью или объявления его умершим на основании решения компетентного органа. Содержание правоспособности образуют права и обязанности, которыми обладает физическое лицо по законодательству конкретного государства (гражданскому, семейному, трудовому, процессуальному). Правоспособность физического лица определяется его личным законом. Поскольку иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, то они пользуются в России правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных федеральным законом. В России физические лица имеют право владеть имуществом на праве собственности, наследовать и завещать имущество, создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими физическими и юридическими лицами, совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах, иметь права авторов результатов интеллектуальной деятельности, иметь иные имущественные и личные неимущественные права. Дееспособность – способность субъекта своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя обязанности и исполнять их. В рамках дееспособности выделяют сделкоспособность и деликтоспособность. Сделкоспособность – способность физического лица самостоятельно совершать юридические акты (заключать гражданско-правовые и трудовые договоры, совершать процессуальные действия и т.п.). Деликтоспособность – способность самостоятельно нести юридическую ответственность за свои правонарушения. Дееспособность возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия и прекращается со смертью гражданина, объявлением его умершим либо недееспособным на основании решения компетентного органа. Законы разных государств не всегда одинаково определяют возраст гражданского совершеннолетия. Например, в Бельгии, Великобритании, Венгрии, Польше, России, Франции совершеннолетие наступает по достижении 18 лет, а в Швейцарии, Дании и Японии – 20 лет. Более того, в праве разных государств существуют расхождения при определении содержания дееспособности в зависимости от возраста физического лица. Именно поэтому дееспособность физического лица определяется его личным законом. Из этого общего правила есть исключения. Первые три исключения касаются гражданской дееспособности: 1. если физическое лицо не обладает гражданской дееспособностью по своему личному закону, но является дееспособным по праву места совершения сделки, оно не вправе ссылаться на отсутствие у него дееспособности, за исключением случаев, когда будет доказано, что другая сторона знала или заведомо должна была знать об отсутствии дееспособности (п. 2 ст. 1197 ГК РФ); 2. способность лица к составлению и отмене завещания определяются по праву страны, где завещатель имел место жительства в момент составления такого завещания или акта (п. 2 ст. 1224 ГК РФ); 3. способность лица нести ответственность за причиненный вред определяется по праву, подлежащему применению к обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда. 4.Лицо, не являющееся на основе личного закона процессуально дееспособным, может быть на территории РФ признано процессуально дееспособным, если оно в соответствии с российским правом обладает процессуальной дееспособностью. Непосредственно с дееспособностью связаны такие правовые институты, как ограничение дееспособности и признание лица недееспособным. Законодательство большинства государств предусматривает возможность признания физического лица ограниченно дееспособным или полностью недееспособным. Однако основания для этого, порядок и последствия такого признания различаются. Например, по российскому праву основанием для ограничения дееспособности является злоупотребление гражданином спиртными напитками или наркотическими средствами, повлекшее тяжелое материальное положение для его семьи (ст. 30 ГК РФ), а во Франции -расточительство, наличие физических недостатков. Поскольку признание физического лица ограниченно дееспособным или полностью недееспособным непосредственно связано с процессуальными вопросами, то такое признание подчиняется закону суда. Место жительства – место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. С этой категорией непосредственно связаны вопросы о признании физического лица безвестно отсутствующим либо объявлении его умершим. Однако не во всех государствах существуют такие институты, поэтому решение российского суда может быть исполнено только в тех странах, где имеют место данные институты и допускается исполнение решений иностранных судов, в т.ч. российских. В связи с этим сама возможность признания физического лица безвестно отсутствующим либо объявления его умершим определяется его личным законом. Но их основания, порядок и правовые последствия, а также основания и последствия отмены такого решения в случае явки или обнаружения места пребывания лица определяются по закону страны суда. Физическое лицо приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем. В силу различия в культурах разных народов, в их традициях и правовых системах вопросы о содержании имени, достаточном для идентификации физического лица, о порядке его использования, о возможности его изменения, а также о возможности использования вымышленного имени, решаются неодинаково в разных государствах. Именно поэтому ст. 1198 ГК РФ предписывает: Права физического лица на имя, его использование и защиту определяются его личным законом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или другими законами. 30. ЛИЧНЫЙ ЗАКОН ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА (lex personalis). В общем виде он означает, что перечисленные вопросы разрешаются по праву того государства, к которому принадлежит физическое лицо. Выделяют два виды личного закона: закон гражданства (lex nationalis) и закон места жительства (lex domicilii). В России используется смешанная система. По основному правилу личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет. Это означает, что: 1. правовой статус гражданина РФ будет определяться по российскому праву. Более того, если он имеет также иностранное гражданство, все равно будет применяться российское право, поскольку он рассматривается РФ только как ее гражданин; 2. правовой статус иностранного гражданина будет определяться по праву государства, гражданином которого он является. Исключением являются два случая: • при наличии у лица нескольких иностранных гражданств его личным законом считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства; • если иностранный гражданин имеет место жительства в России, его личным законом является российское право. Закон места жительства применяется также при определении правового положения лица без гражданства. Что касается правового положения иностранцев в России, то к ним применяется национальный режим и режим наибольшего благоприятствования. Национальный режим означает уравнение в правах и обязанностях иностранных лиц с российскими гражданами. Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ: Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. В соответствии со с ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» установлен национальный режим в отношении товаров, работ, услуг, информации и интеллектуальной собственности, происходящих из иностранных государств: им предоставляется режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый аналогичным товарам (работам, услугам, информации, интеллектуальной собственности) российского происхождения или непосредственно конкурирующим товарам российского происхождения в отношении продажи, предложения к продаже, покупки, перевозки, распределения или использования на внутреннем рынке РФ. Распространение национального режима на иностранных лиц не означает полного уравнения их с гражданами России, российскими организациями в правах и обязанностях. Главное, чтобы любые изъятия из национального режима имели общий, а не дискриминационный характер, т.е. они должны быть направлены на любого иностранного лица вне зависимости от его принадлежности к конкретному государству2. Например, п. 3 ст. 15 Земельного кодекса РФ: Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях… и иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральными законами. А также п.п. 5 п. 1 ст. 14 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ»: 1. Иностранный гражданин не имеет права… быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ. Режим наибольшего благоприятствования означает, что иностранным лицам предоставляется такой же режим, какой предоставляется или будет предоставлен лицам третьего государства. Он уравнивает в правах иностранных лиц из разных государств. Этот режим устанавливается только международными договорами РФ. 31. ТОРГОВАЯ РЕГИСТРАЦИЯ КОММЕРСАНТОВ преследует цели: 1) осуществление государственного контроля за ведением торговых промыслов, в частности за выполнением условий для занятия определенными видами деятельности и борьбы с незаконной практикой предпринимательства; 2) получение государством сведений статистического учета для осуществления мер регулирования экономики; 3) проведение налогового обложения; 4) предоставление всем участникам хозяйственного оборота данных о коммерсантах. Торговая регистрация осуществляется путем занесения важнейших сведений о коммерсантах в специальный торговый реестр, который ведется судебными или административными органами Регистрация вменяется в обязанность не всех коммерсантов Для осуществления регистрации представляются предусмотренные законом документы. К их числу относится для торговых товариществ товарищеский договор или устав. Регистрация является конститутивной, когда ее осуществление имеет по закону правоустанавливающее значение как юридический факт, на основании и с момента совершения которого за лицом признается правовое положение коммерсанта. Конститутивный характер признается во всех странах за регистрацией уставных торговых товариществ, а во Франции - всех товариществ. Регистрация имеет декларативное значение, если лица признаются коммерсантами не в результате ее проведения, а в силу совершения в виде промысла торговых сделок, то есть независимо от регистрации. Во всех странах регистрации индивидуальных коммерсантов обычно придается декларативный характер. Одним из прав физического лица является право заниматься предпринимательской деятельностью. В соответствии со ст. 1021 ГК РФ: Право физического лица заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в качестве ИП определяется по праву страны, где такое физическое лицо зарегистрировано в качестве ИП. Если это правило не может быть применено ввиду отсутствия обязательной регистрации, применяется право страны основного места осуществления предпринимательской деятельности. Иностранный гражданин или лицо без гражданства могут быть зарегистрированы в качестве ИП в РФ в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» при условии представления копии документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве ИП, временно или постоянно проживать в РФ. Согласно ст. 254 АПК РФ иностранные лица, участвующие в деле, должны представить в арбитражный суд доказательства, подтверждающие их право на осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности. В случае непредставления таких доказательств арбитражный суд вправе истребовать их по своей инициативе.
Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|