Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИСЛЕДОВАНИЯ





 

Методические указания к практическим занятиям, входящим в состав УМКД включают:

1. Цель практического занятия.

2. План проведения занятий с указанием последовательности рассматриваемых тем.

3. Используемые технологии преподавания.

4. Тексты ситуаций для анализа, заданий, задач и т.п., рассматриваемых на практических занятиях.

5. Вопросы, выносимые на обсуждение и список литературы с указанием конкретных страниц, необходимый для целенаправленной работы студента в ходе подготовки к практическим занятиям.

 

Объем методических указаний должен быть не менее 0,25 п.л., что составляет примерно 4 страницы текста формата А4, набранных через полуторный интервал кеглем 12 (на каждые 2 академических часа практических занятий).

Методические рекомендации к семинарским занятиям

В современной высшей школе семинар является одним из основных видов практических занятий, так как представляет собой средство развития у магистрантов культуры научного мышления. Поэтому, основная цель семинара для магистрантов — не взаимное информирование участников, но совместный поиск качественно нового знания, вырабатываемого в ходе обсуждения поставленных проблем.

Готовясь к семинару, магистранты должны не только рассмотреть различные точки зрения по вопросу, взятому на семинарское занятие, выделить его проблемные области, но и сформулировать собственную точку зрения, предусмотреть спорные моменты темы. Для полноценной подготовки к занятию чтения учебника недостаточно, так как в них излагаются только принципиальные основы, в то время как в монографиях и статьях из журналов поднимаемый вопрос рассматривается с разных ракурсов, дается новое не всегда стандартное его видение.

Сообщение магистранта должно занимать не более 5-7 минут, так как основной вид работы на семинаре – участие в обсуждении проблемы всей группой. Необходимо помнить, что на семинаре идёт не проверка вашей подготовки к занятию (подготовка есть необходимое условие), но степень проникновения в суть материала, обсуждаемой проблемы. Поэтому дискуссия будет идти не по содержанию прочитанных работ, а проблемным идеям.

В ходе семинара, в процессе собеседования осуществляется текущий контроль усвоения лекционного материала и самостоятельной работы студента. На некоторых семинарах возможно проведение контрольных работ или тестирования.

При такой подготовке семинарское занятие пройдет на необходимом методологическом уровне и принесет интеллектуальное удовлетворение всей группе.

При подготовке к семинарским занятиям необходимо помнить о некоторых правилах и приемах самостоятельной работы, которая является непременным условием освоения теоретического педагогического материала и развития учебных умений каждого студента.

Для рациональной организации подготовки к семинарам напомним некоторые приемы учебной деятельности, представив их в виде алгоритмов действий.

Как работать над понятием

(Понятие - логически оформленная мысль о предмете)

Понятие - форм мышления, отражающая и фиксирующая существенные признаки вещей и явлений объективной реальности.

Языковыми формами выражения понятий являются слова или словосочетания (например, "книга" "студент").

Признаки понятия (признак – все то, в чем предметы сходны или различны)

В общем виде признаки могут быть сведены к свойствам (например, большой, белый, обладающий волей), состояниям (например, лежит, растет), действиям (например, работает, читает) и результатам действий (добился успеха, принес пользу).

Поэтому работать над понятием нужно так:

1.Назовите рассматриваемое понятие, дайте его определение.

2.Вычлените ведущие свойства понятия, по которым оно отличается от других понятий это­го рода.

3.Приведите пример, конкретизирующий данное понятие, найдите область его применения.

4.Попробуйте связать его с другими понятия­ми данного предмета и смежных с ним дис­циплин.

5.Употребляя данное понятие, составьте не­большой рассказ.

Основными логическими приемами формирования понятий являются:

а) анализ – мысленное расчленение предметов на их составные части, мысленное выделение в них тех или иных признаков;

б) синтез – мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа;

в) обобщение – мысленное объединение отдельных предметов в некотором более широком понятии;

г) сравнение – мысленное установление сходства или различия предметов по существенным признакам или несущественным;

д) абстрагирование – мысленное выделение одних (существенных) признаков предмета и отвлечение от других (несущественных, второстепенных) признаков.

Как проводить анализ

(Анализ - процедура мыслительного и реально­го расчленения предмёта (явления, процесса), а также выделения отдельных частей, призна­ков, свойств)

Порядок анализа:

1.Мысленно расчлените объект, предмет, явле­ние на отдельные составные части, имеющие определенное функциональное значение.

2.Постарайтесь обнаружить в выделенных бло­ках характерные особенности, детали изучаемо­го предмета.

3.Подумайте о причинах такого разделения на блоки.

Как проводить синтез

(Синтез - мысленное соединение отдельных элементов, частей, признаков в единое целое)

Порядок синтеза:

1.Синтез необходимо начинать с нахождения ответа на вопрос: на основе чего происходит соединение изучаемых частей в единое целое?

2.Для ответа на этот вопрос проведите под­робный анализ изучаемых явлений.

3.Найдите связи между отдельными частями мления, объедините их, обобщите полученные све­дения.

Как проводить обобщение

(Обобщение - мыслительный процесс, который приводит к нахождению общего в заданных предметах или явлениях)

Порядок обобщения:

1.Найдите наиболее важные моменты в рас­сматриваемых фактах или явлениях.

2.Определите их сходство.

3.Установите связь между ними.

4.Сформулируйте общий вывод.

Как проводить сравнение

(Сравнить - поставив рядом, сопоставить для установления сходства и различия)

Сравнение – это сопоставление двух явлений, с тем чтобы пояснить одно из них с помощью другого. "Сравнение – одно из естественнейших и действительнейших средств для описания", - указывал Л.Н.Толстой.

С точки зрения стилистики, сравнения выражаются различными способами:

1)формой творительного падежа;

2)формой сравнительной степени прилагательного или наречия;

3)оборотами с различными сравнительными союзами (как, будто, словно, точно, что, чем …);

4)лексически (с помощью слов "подобный", "похожий" …).

Материал сравнительной работы может быть расположен по способу последовательного сравнения, но удобнее и рациональнее расположить материал по способу параллельного сравнения, потому что при последовательном рассмотрении объектов получается не одна, а две темы. Если в сравниваемых объектах много общего, то начинать изложение следует с черт сходства; если больше черт различия, - они и раскрываются вначале. Не забудьте: в конце сравнения делается обобщение.

Сравнение двух объектов (действующих лиц, художественных произведений, предметов, явлений и т.п.) проводится всегда на каком- либо общем основании, что позволяет четко выделить в сравниваемых объектах черты сходства и черты различия.

Порядок сравнения может быть таким:

1.Найдите ответ на вопрос: кто такой, что та­кое?

2.Сопоставьте определения двух предметов или явлений. Найдите основное сходство.

3.Выделите существенные признаки каждого предмета.

4.Сопоставьте оба или несколько сравнивае­мых предметов по одним и тем же выделенным признакам.

5.Выясните все признаки сходства и различия объектов.

6.Найдите и объясните причины сходства и раз­личия.







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.